Немобильные граждане это кто

Обновлено: 28.06.2024

ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Accessibility of buildings and structures for persons with reduced mobility

__________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 59.13330.2020 с СП 59.13330.2016 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
__________________________________________________________________

Дата введения 2021-07-01

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - АО "ЦНИИПромзданий", Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Экспертно-консультационный центр "Эврика", ООО "Институт прикладных транспортных исследований"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Пересмотр СП 59.13330.2016 выполнен АО "ЦНИИПромзданий" (канд. архитектуры Д.К.Лейкина, М.В.Павловская, канд. архитектуры Н.В.Дубынин, канд. техн. наук Т.Е.Стороженко, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.В.Солодова, И.С.Ахманова), ДТСЗН города Москвы (В.Б.Осиновская), Экспертно-консультационный центр "Эврика" (Л.Б.Гутман, Э.Н.Асылгараева); ООО "Институт прикладных транспортных исследований" (канд. техн. наук Д.В.Енин) при участии Всероссийского общества слепых (С.Н.Ваньшин), Всероссийского общества инвалидов (О.В.Рысев); Всероссийского общества глухих (А.В.Иванов); АНО ЦИПИ "Общество для всех" (канд. техн. наук Е.А.Бухаров), НП "Доступная городская среда" (М.Ю.Зверев, В.В.Коновалова), МАРХИ (государственная академия) (М.А.Силкина).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений, общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

1.3 Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 19120-93 Мебель для сидения и лежания. Диваны-кровати, диваны, кресла-кровати, кресла для отдыха, кушетки, тахты, скамьи, банкетки. Методы испытаний

ГОСТ 19917-2014 Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия

ГОСТ 21779-82 (СТ СЭВ 2681-80) Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Технологические допуски

ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования

ГОСТ 34305-2017 (EN 81-72:2015) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ 34441-2018 Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования

ГОСТ Р 51256-2018 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 51261-2017 Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования

ГОСТ Р 51645-2017 Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и производственной среде

ГОСТ Р 51671-2015 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности

ГОСТ Р 52131-2019 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования

ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 55555-2013 (ИСО 9386-1:2000) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением

ГОСТ Р 55556-2013 (ИСО 9386-2:2000) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением

ГОСТ Р 56177-2014 Устройства закрывания дверей (доводчики). Технические условия

ГОСТ Р 56832-2015 Шрифт Брайля. Требования и размеры

ГОСТ Р 57959-2017 Реабилитация инвалидов. Рабочее место для инвалида с поражением опорно-двигательного аппарата

ГОСТ Р 58512-2019 Рельефно-графические изображения для слепых. Технические характеристики

СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменениями N 1, N 2)

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (с изменениями N 1, N 2)

СП 44.13330.2011 "СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" (с изменением N 1)

СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 56.13330.2011 "СНиП 31-03-2001 Производственные здания" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 82.13330.2016 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий" (с изменениями N 1, N 2)

СП 98.13330.2018 "СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)"

СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" (с изменением N 1)"

СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология"

СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 285.1325800.2016 Стадионы футбольные. Правила проектирования (с изменением N 1)

СП 310.1325800.2017 Бассейны для плавания. Правила проектирования

СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила строительного проектирования

СП 417.1325800.2018 Здания железнодорожных вокзалов. Правила проектирования

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины, приведенные в ГОСТ 33150, ГОСТ Р 52131, ГОСТ Р 52875, ГОСТ Р 56832, ГОСТ Р 58512, СП 42.13330, СП 82.13330, СП 396.1325800, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аппарель: Элемент обустройства пешеходного пути в виде монолитной или накладной конструкции, в том числе на лестничном марше или через препятствие, состоящий из двух раздельных направляющих для перемещения средств на колесах и прохода между ними.

3.2 ассистивное (специализированное) устройство: Устройство, оборудование, функциональный элемент, к которому предъявляются особые требования, направленные на устранение пространственно-средовых барьеров, на усиление, поддержку (или улучшение) конкретного или совокупных дефектов здоровья инвалидов.

3.3 бортики: Элементы конструкции пандуса или лестницы, располагаемые вдоль прохожей части пандуса или лестничного марша, препятствующие смещению ноги человека или колес технического средства (кресло-коляска, роллатор, детская коляска и пр.) за габариты прохожей части.

3.4 визуальное средство отображения информации: Носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых сигналов, имеющих повышенные характеристики распознаваемости с учетом особенностей восприятия людьми с нарушением функций органов зрения.

Инвалиды МГН и КОСГУ: расшифровка

Наряду с увеличением прогресса во многих сферах общества, тема инвалидности по-прежнему остаётся непростой и требует детального рассмотрения. Очевидно, что инвалидам не всегда можно предоставить максимум возможностей в плане лечения и устранения ограничений по здоровью, но необходимо хотя бы вовлечь их в общественную жизнь, дать им чувство полноценности.

Вовлечённость лиц с ОВЗ в социум, прежде всего, должна достигаться доступностью городских объектов. Всё это происходит с учётом специальной классификации инвалидов. О ключевых категориях (инвалидах КОГСУ и МГН расскажем далее.

МГН инвалиды

Отметим, что к маломобильным группам населения (МГН) кроме граждан с инвалидностью относятся:

- люди пожилого возраста;

- перемещающиеся с багажом;

- лица с маленькими детьми в колясках;

- граждане с травмами, не являющиеся инвалидами и тд.

На самом деле маломобильным представителями могут быть не только перечисленные люди, перечень широк. Тем более что МГН подразумевает, в первую очередь, наличие трудностей с перемещением в общественных местах, ввиду чего их доступность ограничивается.

МГН и КОСГУ инвалиды

Что касается непосредственно обладателей инвалидности, у большинства из них трудности являются постоянными, а не временными как у вышеуказанных лиц. По этой причине особый статус позволяет присвоить людям с ОВЗ не просто категорию МГН, но более точную классификацию. В частности, речь идёт о четырёх группах:

- М1 – граждане без двигательных ограничений (например, глухие);

- М2 – хотя способность к самостоятельному передвижению сохранна, ходить получается медленно из-за использования средств для опоры, либо по причине умственных проблем (здесь можно назвать инвалидов со зрительными проблемами);

- М3 – передвигающиеся только с поддержкой или опорой, либо периодически применяющие инвалидную коляску (сюда входят те же инвалиды, что и в М2);

- М4 – максимальное снижение мобильности (колясочники).

Соотнося льготника к той или иной категории, принимают во внимание не состояние соцсреды, а самого человека с ограничениями. То есть, скажем, удобство зданий и улиц для колясочников не означает, что группа М4 маломобильности будет снята.

Важно! Маломобильность проще всего определить по скоростным нормам в различных ситуациях — подъём и спуск по лестнице, движение в людском потоке, использование пандуса и тд.

Категории инвалидов КОСГУ

Благодаря существующей классификации и включению обладателя ОВЗ в конкретную группу, удаётся:

- определить социальный статус инвалида;

- установить степень интеграции льготника в общество;

- реализовать наиболее подходящие меры соц. поддержки.

Минздрав и Минтруда предлагают одну из классификаций инвалидов по виду выявленных нарушений:

К – колясочники, иногда или постоянно передвигающиеся с помощью инвалидного кресла;

О – опорники, имеющие явные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но обходящиеся без коляски;

С – слепые, а также те, чья жизнедеятельность ограничена по причине зрительных аномалий;

Г – глухие и граждане с какими-либо слуховыми аномалиями, спровоцировавшими инвалидность;

У – умственно-неполноценные, то есть имеющие расстройство умственного развития.

КОСГУ, как правило, используется вместе с более узкими классификациями, что даёт возможность наиболее точно оценить степень ограничений и состояний человека.

Важно! На сегодняшний день КОСГУ в России часто присутствует в сферах, требующих документального учёта лиц с инвалидностью. Здесь аббревиатуры нужны больше для удобства оформления.

ОСИ инвалидов

Теперь рассмотрим объекты социальной инфраструктуры или ОСИ. Сюда входит множество отраслей, предприятий, обеспечивающих людям нормальную жизнь. Проще говоря, соц. инфраструктура — это все составляющие города и любого населённого пункта. Здесь:

- объекты социально-культурного назначения;

- организации, где предоставляются медицинское, правовое обслуживание, реализуются услуги в сфере образования и тд.

Если говорит об ОСИ инвалидов, это реестр объектов инфраструктуры с доступом для лиц с ОВЗ. Данные зоны должны оборудоваться так, чтобы даже колясочник смог без труда попасть в необходимое место.

Существующие и появляющиеся объекты обязаны иметь паспорт доступности ОСИ, по которому маломобильные граждане смогут определить, удобно им будет перемещаться или нет.

В паспорте отмечают степень доступности, используя коды, а именно:

ДУ – условная доступность — в данном случае не обойтись без помощи сопровождения, сотрудника (если речь идёт об организации, где предоставляют услуги, нередко возможно дистанционное обслуживание).

Важно! Указанные отметки могут присутствовать на картах учреждений и городских зон.

Резюмируя, хочется подчеркнуть важность рассмотренных в данном материале обозначений. Несмотря на их кажущуюся лёгкость и неточность, они касаются широких понятий, удобны и универсальны.

Проведен подробный анализ современной сложившейся ситуации в социальной сфере, касающейся маломобильной группы населения (в частности, инвалидов-колясочников) в контексте социального неравенства. Проанализированы существенные изменения в данной области за последние пять лет в инфраструктуре, здравоохранении, обществе, а также в нормативно-правовой базе. Это позволило сравнить нынешнее положение МГН с положением данной социальной группы ранее. По результатам социологических опросов сделаны следующие выводы: 1) инфраструктура городских объектов для инвалидов-колясочников становится более доступной; 2) инвалиды-колясочники стали вести более активный образ жизни, постепенно становясь полноценной частью общества; 3) результаты опросов населения и данной социальной группы по выявлению восприятия обществом представителей МГН отличаются. Дано пояснение полученного результата. Также приведены и проанализированы статистические данные, которые дополнительно подтверждают положительную динамику развития проблемы.


1. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь, Том 2.: пер. с англ. Н.Н. Марчук М.: Вече, АСТ. — 1999 г. — 528 с.

8. Чернышов М. Ю. Социально-демографическая структура российского общества и инвалиды [Текст]: результаты исследований / М. Ю. Чернышов // Бизнес в законе. — 2013. — № 2. — С. 13–20

9. Шимолина М.В., Организация тура для маломобильных путешественников // Пособие по организации тура. М.В. Шимолина // Под. ред. Чернова В.А. — 2013. — 32 с.

Исследование проблемы маломобильной группы населения в контексте социального неравенства предполагает прежде всего определение понятийного аппарата. Основополагающим термином является термин маломобильная группа населения (МГН). МГН - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. [4]. Зачастую под этим определением подразумевают именно инвалидов-колясочников. Поскольку специализированного термина для обозначения группы инвалидов-колясочников нет, автор, описывая эту социальную категорию, в статье использует именно этот термин.

Еще одним основным определением в исследовании данной проблемы является социальное неравенство. В социологической науке неравенство рассматривается с разных позиций и направлений. Можно привести несколько определений данного явления:

  1. неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж [3];
  2. неравенство социальное - специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные границы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей [1].

Если выделить основную идею из массива определений, то ее можно сформулировать так: социальное неравенство - это жизненные условия людей, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам жизнедеятельности (материальным, духовным, культурным) индивидуума и общества. Все эти определения относятся к различным типам неравенства: по половому признаку, возрастному, национальному, кастовому и т.д. Определение из социологического словаря наиболее широко охватывает социальное неравенство как явление, однако, на взгляд автора, оно не раскрывает характерных аспектов именно неравенства инвалидов-колясочников в обществе.

В социологии же данная проблема инвалидов рассматривается и изучается в контексте социального неравенства (или социальной стратификации). Фактически в обществе инвалиды являют собой социальную группу. Если давать характеристику данной социальной группе, то это неформальная реальная группа, которая выполняет несколько ролей: поддерживающую, экспрессивную и инструментальную.

В начале 2000-х гг. решение данной проблемы вышло на международный уровень - 13 декабря 2006 г. резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция ООН о правах инвалидов, которая закрепляет основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью [2]. Россия подписала данную Конвенцию в 2008 г., однако закон о ее ратификации вышел лишь в 2012 г. [5].

Помимо основного Закона, ТК РФ и НК РФ также имеют в своей структуре отдельные статьи и пункты, затрагивающие вопросы именно этой категории граждан.

Однако главным законом является Конституции РФ, так как инвалиды в первую очередь полноправные граждане Российской Федерации. Важно осознать, что инвалиды не являются определенным классом или слоем населения, который на законодательном уровне находится на социальной лестнице ниже других уровней. Другими словами, с точки зрения законодательства социальная группа инвалидов [8, 13 стр.] имеет одинаковые права с другими гражданами на образование, работу и отдых.

Чтобы иметь представление о том, какая часть от общего числа граждан относится к социальной группе инвалидов, необходимо обратиться к статистическим данным (табл. 1).

Маломобильные группы населения — это кто

  • Инвалидов. Несмотря на то, что за передвижение отвечает преимущественно опорно-двигательная система, не только ее заболевания делают человека маломобильным. Если он плохо видит, то плохая ориентировка в пространстве также может помешать ему полноценно передвигаться.
  • Беременных женщин. Данная категория считается маломобильной, так как носить плод в утробе — задача непростая. Следовательно, бежать беременная женщина не может, да и передвигается на серьезных сроках достаточно тяжело.
  • Пенсионеры. Это потенциально больная категория граждан. Среди пенсионеров процент инвалидов значительно выше, так как они подвержены заболеваниям. Даже если пенсионер не оформил инвалидность, у него могут быть заболевания, ограничивающие его возможности передвижения. В этом случае используются вспомогательные средства, такие как трость или костыли. Скорость передвижения с ними значительно меньше. Бег с тростью будет на уровне быстрой ходьбы у здорового человека.
  • Дети дошкольного возраста. Маломобильность спровоцирована тем, что они или еще не научились ходить или не могут полноценно ориентироваться в пространстве без помощи родителей.

Любые группы, выделяемые как предмет работы социальных работников и институтов, занимающихся социальной политикой, имеют ряд признаков, по которым их членов объединяют. Такие есть и у маломобильных групп. Если не все их члены являются людьми с ограниченными возможностями, то какие признаки такие группы имеют? Маломобильные группы — это такие категории населения, которые должны быть чем-то объединенные.

Маломобильные группы населения и лица с овз в чем разница

Вместе с группой инвалидности больному определяется причина инвалидности, от которой во многом зависит уровень социальной защищенности инвалида (размер пенсии, льготы, компенсации). При определении причин инвалидности большое значение имеют юридические факторы, т.е. те документы, которые послужили основанием для установления определенной причин инвалидности. БМСЭ устанавливает следующие причины инвалидности:
Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством [7, c.81].

Маломобильные группы населения

Существуют разные виды физических и сенсорных ограничений и, естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления окружающей среды. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни людей с серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
В соответствии с нормативными документами к маломобильным группам населения относятся:
— инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
— инвалиды с нарушением зрения и слуха; лица преклонного возраста (60 лет и старше);
— временно нетрудоспособные;
— беременные женщины;
— люди с детскими колясками;
— дети дошкольного возраста.
Как вы видите к маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относятся еще большое количество социальных групп. Хотя, как неоднократно мы будем подчёркивать в дальнейшем ходе презентации, все, что делается удобным для инвалидов, будет крайне удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений.

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 682

  1. люди, не имеющие ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха;
  2. немощные люди, мобильность которых снижена из-за старения организма (инвалиды по старости), а также инвалиды на протезах;
  3. инвалиды с недостатком зрения, пользующиеся белой тростью, инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки), а также люди с психическими отклонениями;
  4. инвалиды, передвигающиеся на креслах- колясках, приводимых в движение вручную.

СНиПами 35-01–2011 дано определение маломобильной группы населения (МГН): люди, испытывающие затруднения при само стоятельном передвижении, получении услу ги, необходимой информации или при ориен тировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрас тов, люди с детскими колясками и т. п.

Психологическая реабилитация инвалидов

Маломобильные группы населения

Доступная Среда – именно так называется программа, реализуемая в нашей стране с 2011 по 2015 годы. Доступная среда предполагает создание таких условий, в которых люди с ограниченными физическими возможностями будут чувствовать себя комфортно и наравне со всеми. Иными словами – это безбарьерный доступ к любым учреждениям и объектам городской инфраструктуры. Благоустройство для МГНочень важно для того чтобы маломобильные группы населения (МГН) могли почувствовать себя равными в возможностях со всеми другими людьми. Организовать для них условия доступной среды – значит позаботиться о них и сделать их жизнь значительно комфортнее.
Маломобильные группы населения (МГН) – это люди, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве. Это люди, которым мешают барьеры и препятствия: обыкновенные ступени лестниц для них уже непреодолимы, не говоря уже о тротуарных бордюрах на которые в обычной жизни другие люди даже не обращают внимания. Поэтому так важно уделить вопросу доступной среды серьезное внимание.

Маломобильные группы населения и лица с овз в чем разница

Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ОВЗ

В отличие от проблем, связанных с нормальным развитием профессионального самосознания, проблемы профессионального самоопределения лиц с ОВЗ не получили достаточного освещения в психологической литературе — исследования по данной проблематике немногочисленны. В работах, посвященных психологическим особенностям лиц с ограниченными возможностями, подчеркивается значимость клинико-физиологического аспекта для указанных лиц [11, 22 и др.]. Их ведущая соматическая патология и сопутствующие ей расстройства сильно влияют на использование навыков, в том числе сформированных в процессе профессионального обучения. Эти расстройства определяют систему личностных отношений лица с ОВЗ, в том числе с окружающими и с обществом в целом. Таким образом, медицинский аспект в развитии самосознания и профессиональном самоопределении лиц с ОВЗ играет приоритетную роль, определяя специфику данного процесса.
Характеристика человека как индивида определяется его биологическими особенностями: наследственностью, особенностями организма, состоянием здоровья, физической и психической энергетикой. Индивидные особенности влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессионала. К ведущим личностным характеристикам человека относятся его отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Они косвенно, опосредованно влияют на индивидное развитие и в основном обусловливают профессиональное становление. Уровень профессиональных достижений человека определяется и индивидными особенностями, и личностными характеристиками [5, с. 98].

Основные различия в понятиях: дети с ОВЗ и дети-инвалиды

Министерством образования разработано множество программ, по которым может производиться обучение таких детей. В зависимости от особенностей каждого ребенка, компетентные люди должны назначить конкретный метод. Наиболее распространенными считаются следующие программы:

  1. Недуг. В этом случае ребенок потерял определенную анатомическую возможность, либо утратил функцию. Сюда относятся также и отклонения в психическом и физиологическом развитии.
  2. Вторая ступень. Когда перечисленные виды недугов не дают возможность выполнять ребенку определенный вид деятельности, который выполняют все остальные сверстники.
  3. Последняя ступень. Когда человек по причине данного недуга теряет возможность самостоятельно ухаживать за собой.

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 682

9.1.1. На этажах общественных и производственных зданий, на которые организуется доступ МГН (в том числе в соответствии с заданием на проектирование), требуется предусматривать мероприятия, направленные на обеспечение их безопасности при пожаре. Указанные мероприятия в обязательном порядке должны учитывать требования к объемно-планировочным решениям, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности. На этажах жилых зданий за исключением технических требуется предусматривать мероприятия, направленные на обеспечение безопасности МГН при пожаре во всех случаях.

Проектные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность МГН наравне с другими категориями граждан в соответствии с положениями [1].

9.1.2. Требования к наличию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности МГН при пожаре, дифференцируются в соответствии с принадлежностью лиц, относящихся к МГН, к определенному типу в соответствии с классификацией групп мобильности. Классификация МГН по группам мобильности представлена в таблице 20.

Люди, не имеющие инвалидности со сниженной мобильностью (люди пенсионного возраста, люди с детьми дошкольного возраста, беременные женщины), а также глухие и слабослышащие

Пожилые немощные люди (в том числе инвалиды по старости), инвалиды с недостатками зрения, пользующиеся белой тростью

Инвалиды и другие маломобильные граждане, не относящиеся к группе М2, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, трости), инвалиды на протезах

Инвалиды и другие маломобильные граждане, не относящиеся к группе М2, передвигающиеся на креслах-колясках

1) Значения скорости людей для группы М1 при расчете времени эвакуации следует принимать уменьшенным на 20% по отношению к данным расчетной методики [2] для людей без ограничения мобильности.

2) Люди, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно (например, люди с травмами опорно-двигательного аппарата). Людей, передвигающихся несамостоятельно на кресле-коляске, следует относить к группе "НМ".

3) Люди, действия по транспортировке которых являются недопустимыми, вследствие прямой угрозы жизни, вызванной такой транспортировкой.

9.1.3. Расчетное количество людей относящихся к группам М2 - М4 следует определять в соответствии с таблицей 21. Для зданий больниц и специализированных учреждений для пребывания МГН (дома инвалидов и т.п.), а также жилых домов, специально предназначенных для инвалидов, количество МГН, относящихся к различным группам, следует определять в соответствии с заданием на проектирование.

Здания дошкольных образовательных организаций, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций

Гостиницы, общежития (за исключением общежитий квартирного типа), спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов

Определяется заданием на проектирование, но не менее 1 человека на этаж (этаж секции) при площади не более 550 м 2 . При большей площади - в соответствии с пунктом 2 настоящей таблицы.

Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях

3% общей вместимости сооружений плюс 1 место на каждые 100 мест при вместимости свыше 1 000 зрителей.

Помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей

Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани

Здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций

Здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования

Здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов

Примечание: количество людей каждой из групп (М2/М3/М4) следует определять из соотношения - 0,25/0,6/0,15.

9.1.4. Расчетное количество людей, относящихся к группе М1, следует определять в соответствии с функциональным назначением здания, но не менее:

1 тип: помещение, выделенное конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости, с подпором воздуха при пожаре непосредственно в помещение, либо в тамбур-шлюз на входе в указанное помещение, либо отделенное воздушной зоной, размещенной перед входом в указанное помещение;

3 тип: пожарный отсек или пожарная секция, имеющие самостоятельные эвакуационные пути, выделенные противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости, обеспечивающими защиту людей от опасных факторов пожара во время пожара;

Пожаробезопасная зона должна выделяться строительными конструкциями с пределами огнестойкости, соответствующими пределам огнестойкости внутренних стен лестничных клеток для зданий соответствующей степени огнестойкости. Допускается:

не предусматривать предел огнестойкости для указанных конструкций по признаку R в случае, если они не являются несущими. При этом конструкции, на которые они опираются, должны иметь соответствующий предел огнестойкости;

в случае расположения пожаробезопасной зоны смежно с эвакуационной лестничной клеткой предусматривать их разделение противопожарной перегородкой 1-го типа. При этом предел огнестойкости остальных конструкций пожаробезопасной зоны должен выполняться в том числе по признаку R.

Ширина глухого простенка между окном помещения пожаробезопасной зоны и окнами смежных помещений должна предусматриваться не менее 2 м, за исключением окон лестничных клеток, коридоров, вестибюлей, холлов и фойе. Под помещениями пожаробезопасных зон и над указанными помещениями не допускается размещать помещения иного функционального назначения.

Предел огнестойкости дверей пожаробезопасной зоны должен предусматриваться не менее EI 60, в зданиях IV степени огнестойкости - EI 45.

Подпор воздуха при пожаре в помещение пожаробезопасной зоны должен быть предусмотрен в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Подачу наружного воздуха непосредственно в помещения пожаробезопасных зон или в тамбур-шлюзы на входах в такие помещения следует предусматривать на этаже здания, где возник пожар. Выходы в указанные помещения не могут быть выполнены непосредственно из объемов атриумов и пассажей зданий. Расход наружного воздуха, подаваемого непосредственно в защищаемое помещение пожаробезопасной зоны, в том числе при его открытых дверях и с подогревом при закрытых дверях, а также величину избыточного давления в таком помещении при закрытых дверях следует определять и поддерживать согласно установленным требованиям СП 7.13130. Расход наружного воздуха, подаваемого в тамбур-шлюз на входе в такое помещение, должен быть не менее требуемого для тамбур-шлюзов незадымляемых лестничных клеток типа Н3 по СП 7.13130. При этом подача наружного воздуха с подогревом непосредственно в помещение пожаробезопасной зоны не требуется.

При размещении пожаробезопасной зоны в лифтовом холле лифты должны соответствовать требованиям, предъявляемым к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. При возможности нахождения в пожаробезопасной зоне МГН, относящихся к группе М4, указанные лифты также должны быть приспособлены для использования группами населения с ограниченными возможностями.

При размещении пожаробезопасной зоны в отдельном помещении должен быть предусмотрен один из следующих вариантов выхода из указанного помещения или любая комбинация таких вариантов:

в лифтовой холл, отвечающий требованиям настоящего пункта, непосредственно, через коридор или воздушную зону;

на эвакуационную лестничную клетку непосредственно, через коридор или воздушную зону. При отсутствии противодымной защиты лестничной клетки на входе в нее на каждом из этажей следует предусматривать тамбуры с противопожарными дверями с пределом огнестойкости не ниже EI 30, за исключением случая, когда вход в лестничную клетку осуществляется через воздушную зону;

на лестницу 3-го типа непосредственно или через коридор. При этом такие лестницы допускается использовать для пожаробезопасных зон, размещенных не выше 5-го этажа, а ширина указанной лестницы должна предусматриваться не менее 1,5 м.

Коридор, о котором идет речь в рассматриваемых вариантах, должен отделяться от остальных частей здания конструкциями с пределом огнестойкости, соответствующим пределу огнестойкости конструкций пожаробезопасных зон. В указанный коридор не допускается предусматривать выходы из иных помещений.

9.2.3. Для пожаробезопасных зон 2-го типа должна быть обеспечена их незадымляемость. Выход в указанную зону для зданий общественного и производственного назначения должен осуществляться через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (в зданиях с системой противодымной защиты), либо через тамбур аналогичного конструктивного исполнения (в зданиях без указанной системы). Наружные стены в местах примыкания пожаробезопасной зоны должны предусматриваться без иных проемов, за исключением проемов эвакуационной лестничной клетки.

9.2.4. Пожаробезопасные зоны следует предусматривать на всех этажах здания, куда обеспечивается доступ МГН группы М4, если их эвакуация за пределы здания не обеспечена иным способом (наличие пандуса, выход непосредственно наружу).

9.2.5. Площадь пожаробезопасной зоны должна быть предусмотрена исходя из максимального количества людей, относящихся к МГН, для которых предусмотрена указанная зона, при условии возможности маневрирования. Площади горизонтальных проекций людей, относящихся к МГН различных групп, следует принимать в соответствии с [2].

9.2.6. Тип используемой пожаробезопасной зоны для зданий конкретной функциональной пожарной опасности не ограничивается, за исключением пожаробезопасных зон 4-го типа, использование которых допускается только в зданиях класса Ф1.3, при обеспечении нормативного значения параметров эвакуационных путей и выходов с учетом размещения МГН на площадках лестничной клетки.

9.3.1. Места обслуживания и постоянного нахождения МГН, относящихся к группам М2 - М4, должны располагаться в непосредственной близости (не более 15 м) от выходов из помещений, за исключением зальных помещений зрелищных учреждений и модельных залов культовых зданий. Места нахождения МГН в здании, в том числе предельные этажи размещения, следует предусматривать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности для зданий конкретной функциональной пожарной опасности.

9.3.2. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек групп мобильности М2 - М4, НМ, НТ.

9.3.3. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений должна предусматриваться не менее 1,2 м в любом из следующих случаев:

Читайте также: