Немецкий федерализм подразумевает что федеральное право

Обновлено: 04.07.2024

Ныне Германия состоит из 16 земель. Три из них представляют собой крупнейшие города —Берлин, Гамбург, Бремен. Гамбург и Бремен представляют собой отдельные земли не потому, что крупнее их нет, а потому, что в свое время, когда существовала Ганза, они были самостоятельными торговыми городами-республиками.

Федеративное устройство Германии можно считать наследием эпохи феодальной раздробленности.

Распределение компетенции между Федерацией и землями достаточно тщательно проработано в Основном законе, причем компетенция разграничена применительно к законодательству, исполнительной деятельности и финансам.

Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач возлагаются ст. 30 Основного закона на земли, поскольку Основной закон не содержит или не допускает иного регулирования. Это своеобразная форма презумпции компетенции земель, которая свидетельствует о децентрализованности германской федерации.

Федеральное право имеет перевес над правыми землями. Толкуется это конституционное положение ограничительно: оно действует только в случае, когда федеральное правотворчество осуществляется в рамках федеральной компетенции.

Землям принадлежит право законодательства по вопросам, по которым Основным законом законодательные полномочия не передаются федерации. Таким образом, сформулирована презумпция законодательной компетенции земель.

В сфере исключительного законодательства федерации земли могут законодательствовать лишь в тех вопросах, в которых они прямо уполномочены федеральным законом: иностранные дела, оборона, федеральное гражданство, и др.

В сфере конкурирующего законодательства земли могут законодательствовать по тем вопросам, по которым отсутствуют федеральные законы.

Исполнение федеральных законов возложено на земли. Федеральное правительство осуществляет надзор за исполнением землями федеральных законов, и с этой целью оно может направлять уполномоченных в верховные органы власти земель и с их согласия, а если согласия нет, то с согласия бундесрата– также в их нижестоящие органы.

Отношения с иностранными государствами отнесены к ведению федерации, однако если заключаемый международный договор затрагивает особые отношения какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно выслушана. В пределах своей законодательной компетенции и с согласия федерального правительства земли и сами могут заключать договоры с иностранными государствами.

В случае состояния обороны к федерации переходит право издавать с согласия бундесрата законы в сфере конкурирующего законодательства и в сфере компетенции земель. В литературе отмечается, что в условиях состояния обороны Германия превращается в централизованное унитарное государство.

Организация власти в землях Основным законом не регулируется. Определена она в конституциях земель.

Законодательную власть в землях осуществляют представительные органы-Ландтаги. В землях-городах они носят иные названия– гражданское собрание в Бремене и Гамбурге, палата депутатов в Берлине. Они имеют однопалатную структуру и избираются на четыре года или на пять лет. В городах-землях эти органы также осуществляют компетенцию местного городского самоуправления.

Исполнительная власть принадлежит правительству земли, которое именуется кабинетом или государственным правительством, в Берлине, Гамбурге – сенатом. Оно состоит из министра-президента (в Берлине, Бремене, Гамбурге – правящего или первого бургомистра), который избирается представительным органом и выполняет также полномочия главы земли.

Судебная власть имеет особенность: в землях, кроме Шлезвиг-Гольштейна, имеются конституционные суды, которые носят различные наименования, например, Государственная судебная палата в Баден-Вюртемберге, Конституционная судебная палата в Саксонии.

Основной единицей политико-территориальной организации земель служат общины. Политико-территориальное устройство земель основывается на автономии общин, включающей их финансовую автономию, а общины в пределах своей компетенции могут создавать общинные союзы. Общинные союзы обладают только теми полномочиями, которыми их наделили участвующие в союзе общины, и расходуют только переданные общинами средства. Общины представляют собой сельские населенные пункты или их группы и города. Земли Берлин и Гамбург считаются одновременно общинами. В сельской местности общины объединены уездами, которые имеют свое самоуправление.

Крупные города не подведомственны уездам. Они могут делиться на городские округа. Берлин, например, делится на 23 самоуправляющихся округа.

Общины и уезды принимают свои уставы. В ряде земель между уездом и центром соответствующей земли находится промежуточная административно-территориальная единица– правительственный округ, в рамках которого решаются местные государственные задачи и осуществляется государственный надзор за местным самоуправлением.

Организация местного самоуправления в Германии разнообразна. Немецкие исследователи выделяют четыре типа общин, классифицируя их с точки зрения соотношения представительного органа и администрации, глава которой избирается либо населением, либо представительным органом может одновременно этот орган возглавлять.

В уездах органами самоуправления служат представительный орган – крайстаг (уездный съезд) или крайсрат (уездный совет) и администрация во главе с ландратом (земским советником), который избирается либо населением, либо представительным органом.

Конституции земель предписывают общинам и уездам формировать их представительные органы путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов, а в случае конкуренции списков кандидатов– на основе пропорциональной избирательной системы.

Система выборов представительных органов местного самоуправления отличается от земли к земле. Например, право голоса предоставляется обычно с 18 лет, но в некоторых землях на коммунальных выборах могут голосовать граждане Европейского союза, достигшие 16 лет.

Органы местного самоуправления создают в масштабе страны свои общественные организации– Германский съезд городов, Германский съезд сельских уездов, Германский союз городов и общин. Эти организации обеспечивают сотрудничество органов местного самоуправления и представляют их перед федеральными органами и учреждениями.

§ 8. германский федерализм

Создание современного германского федерализма было в значительной мере результатом политики западных оккупационных держав, которые таким путем хотели ослабить возможность возрождения централизованного милитаристского германского государства. ФРГ — это конститутивная (конституционная) федерация, учрежденная на основе Основного закона 1949 г. Систему отношений федерации и земель (ее субъектов), а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм, поскольку существует законодательно оформленное их сотрудничество между собой (напряженность в отношениях федерации и земель иногда возникает, но конфликтов не бывает).

После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен. Между землями существуют различия в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. Крупнейшая по территории земля Бавария в 174 раза больше самой малой земли Бремен, а наиболее населенная земля Северный Рейн — Вестфалия в 26 раз превосходит тот же Бремен. Различаются и диалекты земель, но не языковый фактор стал основанием их обособления, так как все это немецкий язык. ФРГ построена по территориальному принципу. При обособлении земель учитывались прежде всего исторические традиции, экономические связи. Других территориальных образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе не существует (столица Берлин — тоже земля, а административно-территориальное деление — это уже деление земель). Германская федерация в своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства между землями все же есть (неравное представительство в Бундесрате).

Основной закон закрепляет основные принципы федеративного устройства ФРГ:

1) конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства; федерация гарантирует соответствие конституционного порядка земель положениям конституции ФРГ. Земли имеют свои конституции, местные парламенты (ландтаги, в городах-землях такие представительные органы называются сенатами), принимают законы, имеют свое правительство, но хотя земли иногда в конституциях называются государствами, государственного суверенитета они не имеют;

2) на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности; кадры федеральных органов должны формироваться соответственно чиновниками всех земель, если же тот или иной федеральный орган действует в земле, его сотрудники должны набираться, как правило, из этой земли;

3) все земли, независимо от их размеров, имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате;

4) земли осуществляют государственные полномочия постольку, поскольку конституция не устанавливает иного порядка, но федеральное право имеет преимущество перед правом земель (в сфере исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и земель);

5) компетенция федерации и земель разделена. Различаются исключительная компетенция федерации (это 12 позиций, в том числе внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая (совместная) компетенция и компетенция (28 позиций) земель. В принципе принята презумпция компетенции земель: полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не устанавливает иное. Считается, что дело федерации — это определение политики, а конкретное управление осуществляется землями. На практике наблюдается значительная централизация. Земля может издавать законы в сфере конкурирующей компетенции, если вопрос не урегулирован федеральным законом. Федерация вправе издавать законы в сфере, относящейся к землям, если полагает, что вопрос не может быть эффективно решен землей, если регулирование одной земли может нарушить интересы другой земли и т.д. Кроме вопросов исключительной и совместной компетенции федерация наделена правом издавать общие предписания по ряду других вопросов: общие принципы высшего образования, общее положение печати и кино, охрана природы, отвод земель, регистрация жителей и др. По существу, это основы законодательства, законы-рамки. Для наблюдения за исполнением федеральных законов федеральное правительство может направлять с согласия земли уполномоченного в высшие органы земли, а если такого согласия нет — с согласия Бундестага;

6) Основной закон допускает возможность федерального принуждения; если земля не выполняет обязанностей, возлагаемых на нее федеральной конституцией и федеральными законами, федеральное правительство может принять необходимые меры, чтобы заставить ее выполнять свои обязанности, в том числе назначить в землю федерального уполномоченного, который вправе давать обязательные указания органам земли (на практике такие меры не применялись);

Как уже говорилось, земли имеют свои конституции, законодательные органы—ландтаги (в землях — городах Бремене и Гамбурге — гражданское собрание, в Берлине — палата депутатов). Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на четыре года или пять лет. Они формируют правительства земли на основе тех же принципов, что и федерация. Положение премьер-министра земли аналогично положению федерального Канцлера. В землях имеются конституционные суды, но они обычно действуют на временных началах (их состав созывается из председателей и других лиц иных постоянно действующих судов земель).

Федерализм в Германии состоит из земель Германии и федерального правительства . Центральное правительство, штаты и немецкие муниципалитеты имеют разные задачи и частично конкурирующие области ответственности, управляемые сложной системой сдержек и противовесов.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Разделение властей
  • 3 роль штатов в федеральной политике
    • 3.1 Федеральное законодательство
    • 3.2 Федеральная судебная власть
    • 3.3 Президент
    • 3.4 Состав государственного представительства

    Немецкий федерализм восходит к основанию Священной Римской империи в средние века, к реформам, последовавшим за Вестфальским миром, и к конституции Германской империи 1871 года. [1]

    После объединения Германии немецкий федерализм вступил в конфликт с немецким национализмом . Националисты выступали за концентрацию власти у центрального правительства в Берлине, но им сопротивлялись монархи и их правительства в различных немецких государствах за пределами Королевства Пруссия , причем Королевство Бавария, в частности, стремилось защитить права, предоставленные ему в Императорская конституция.

    После окончания Второй мировой войны федеральный характер Германии был восстановлен после того, как она была фактически отменена нацистами. Нынешняя конституция Германии, принятая в 1949 году, защищает федеративный характер Германии в так называемой статье о вечности .

    Основной закон делит законодательные обязанности федерального правительства и правительства штатов на исключительные федеральные полномочия (статьи 71 и 73), конкурирующие полномочия (статьи 72, 74), отклоняющие полномочия (статья 72) и исключительные полномочия штата (статья 70). Исключительная законодательная юрисдикция федерального правительства включает оборону , иностранные дела , иммиграцию , гражданство , связь и валютные стандарты, в то время как штаты обладают исключительной юрисдикцией в отношении полиции (за исключением федеральной полиции ), большей части образования , прессы , свободы собраний и т. Д.государственное жилье , исправительные учреждения и СМИ, среди прочего. [3] Даже в случаях, когда штаты обладают исключительной юрисдикцией, они иногда предпочитают работать друг с другом и приходят к основному соглашению с другими штатами, которое затем принимается парламентами шестнадцати штатов и, таким образом, закрепляется в законе по всей стране. Это сделано для того, чтобы избежать легального лоскутного шитья. Примером этого являются государственные правила азартных игр в Интернете. [4]

    В области охраны природы , получения университетских дипломов и приема в университеты , среди прочего, законодательство штата может отклоняться от федерального законодательства (т.е. изменять или заменять его). [3]

    Федеральное правительство и правительство штатов разделяют параллельные полномочия в нескольких областях, в том числе, но не ограничиваясь ими: бизнес - права , гражданское право , [3] благосостояние , налогообложение , защита прав потребителей , государственные праздники , и общественного здравоохранения . Однако во многих параллельных полномочиях законодательство штата остается в силе только до тех пор, пока нет федерального законодательства, противоречащего его содержанию [3], хотя принятие такого федерального законодательства может быть предметом дополнительных юридических требований, как предусмотрено статьей 72, Раздел 2 Основного закона. [2]

    Сферы совместной ответственности штатов и федерального правительства были расширены поправкой к Основному закону 1969 года (статьи 91a и 91b), которая призывает к совместным действиям в областях, представляющих широкий социальный интерес, таких как высшее образование, региональное экономическое развитие, и сельскохозяйственная реформа.

    За международные отношения, включая международные договоры, в первую очередь отвечает федеральный уровень, но, как и в других федерациях, государства, входящие в состав федерации, обладают ограниченными полномочиями в этой области. Как предусмотрено в статьях 23, 24 и 32 Основного закона, штаты ( земли ) имеют право на представительство на федеральном уровне (то есть через Бундесрат ) в вопросах международных отношений, которые их затрагивают, включая передачу суверенитет перед международными организациями и, с согласия федерального правительства , имеют ограниченные полномочия по заключению международных договоров. [5]

    Некоторые старые договоры между германскими государствами и другими странами также остаются в силе. Соль Договор баварском Австрийский 1829 ( Немецкий : Konvention Zwischen Бавария унд Österreich über умереть beiderseitigen Salinenverhältnisse ВОМ 18. März 1829 ), например, является старейшим европейским договором до сих пор. [6] В 1957 году правительство Баварии использовало пересмотр договора, чтобы активно заявить о правах штатов вопреки воле и требованиям федерального правительства. [6]

    Бундестаг (то есть Федеральный Diet ) является федеральный парламент Германии и де - факто нижняя палата федерального законодательного органа, а Бундесрат (Федеральный совет), который представляет государства на федеральном уровне, является де - факто верхняя палата. Бундестаг в целом избирается на одних федеральных выборах, которые обычно проводятся каждые четыре года, в отличие от Бундесрата, который состоит из правительств шестнадцати штатов и, следовательно, склонен часто менять свой состав, поскольку в разных штатах выборы разное время практически без координации. В результате федеральная правящая коалиция (которая требует большинства только в нижней палате, то есть в Бундестаге, чтобы иметь возможность управлять, как и в большинстве других парламентских систем ) редко имеет стабильное большинство в верхней палате, то есть в Бундесрате. , и поэтому он должен идти на компромисс с оппозиционными партиями, чтобы принять закон, требующий одобрения Бундесрата.

    Бундестаг, как правило, является доминирующим органом в обычном федеральном законодательстве, однако явное согласие Бундесрата ( абсолютное большинство членов, голосующих за) требуется для каждого закона об утверждении , то есть законопроектов, которые каким-то образом влияют на государственные финансы или административные обязанности [7]. что составляет примерно 40% всего федерального законодательства [8], в противном случае на закон фактически наложено вето, и это вето не может быть отменено Бундестагом. Бундесрат также имеет право наложить вето на любой другой тип законодательства, так называемые законы об возражениях., абсолютным большинством и большинством в две трети голосов всех членов, хотя это вето может быть отменено абсолютным большинством всех членов и большинством в две трети голосов членов, представляющих не менее половины всех членов Бундестага, соответственно. [7]

    Для внесения любых поправок в конституцию требуется большинство в две трети всех членов Бундестага и две трети голосов всех членов с правом голоса (представляющих не менее половины членов) в Бундесрате . [7]

    Судьи Федерального конституционного суда поочередно избираются большинством в две трети голосов Бундестагом и Бундесратом. [9] Большинством голосов судьи других федеральных судов (например, Федеральный суд ) избираются одновременно как федерацией, так и штатами, каждый из которых имеет половину голосов. [10]

    Президент Германии , в значительной степени символическое положение , выдаваемое парламентаризм в Германии , но тем не менее , официальный глава государства, также избирается как федеральный парламент и законодательные органы штатов coequally (см: Федеральный конвенции (Германия) ).

    Состав Бундесрата и, следовательно, представительство штатов на федеральном уровне принципиально отличается от верхних палат некоторых других федеральных систем, таких как Швейцарский Совет Штатов или Сенат США . В этих странах законодатели верхней палаты избираются отдельно и поэтому независимы от правительств своих штатов. Напротив, члены Бундесрата являются просто делегатами правительств штатов и неизменно голосуют и предлагают законы в соответствии с указаниями своих соответствующих правительств, что означает, что штаты оказывают прямое влияние на федеральную политику.

    Поскольку Германия является членом Европейского союза , некоторые полномочия, которыми конституционно обладает федеральное правительство, на практике осуществляются институтами ЕС, а именно Европейским парламентом , Европейской комиссией , Европейским советом и Европейским судом . Области политики ЕС, общие или исключительные, включают, помимо прочего: денежно-кредитную политику (Германия является членом еврозоны ), окружающую среду, сельское хозяйство, внешнюю политику, внутренний рынок , таможенный союз и защиту потребителей.. Однако все эти полномочия были свободно делегированы ЕС Германией (в отличие от федерации, где власть присуща и не требует делегирования), и Германия остается суверенной и сохраняет за собой право выйти из союза, поэтому ЕС не является частью Немецкий федерализм. Германия также сохраняет значительную степень контроля над политикой ЕС через Совет Европы и его членов Европейского парламента в Европейском парламенте.

    После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, ее субъектов, в том числе три города – Берлин, Гамбург Бремен. Между землями существуют различия в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. Крупнейшая по территории земля Бавария в 174 раза больше самой малой земли Бремен. Различаются и диалекты земель, но не языковой фактор стал основанием их обособления. При обособлении земель учитывались, прежде всего, исторические традиции, экономические связи. Других территориальных образований, кроме земель, в составе Германии не существует (столица Берлин – тоже земля, а административно-территориальное деление – это уже деление земель). Германская федерация в своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства между землями все же есть (неравное представительство в Бундесрате).

    Земли имеют свои конституции, законодательные органы. Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на 4 - 5 лет. Они формируют правительства земли на основе тех же принципов, что и федерация. Положение премьер-министра земли аналогично положению федерального канцлера. В землях имеются конституционные суды, но они обычно действуют на временных началах.

    Отношения между федерацией и землями: федерация устанавливает правовое регулирование, а земли – исполняют, причем они должны исполнять федеральные акты, как свои собственные. Земли имеют значительную степень самостоятельности, но все же существует и значительная централизация.

    Конституция закрепляет основные принципы федеративного устройства государства:

    - конституционный порядок в землях должен соответствовать положениям Основного Закона;

    - на территории федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни, гарантируются равные права и свободы граждан;

    - все земли имеют равный статус;

    - приоритет федерального права перед правом земель;

    - закреплена исключительная компетенция федерации, конкурирующая компетенция и компетенция земель;

    - допускается возможность федерального принуждения, если земля не выполняет федеральную конституцию или законы;

    - все учреждения федерации и земель должны оказывать взаимную правовую и административную помощь.

    Федеративное устройство никаких национальных оснований под собой не имеет. Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган - однопалатный ландтаг (в Баварии - двухпалатный), избираемый гражданами на 4 или 5 лет, и правительство во главе с премьер-министром.

    Местное самоуправление в ФРГ имеет сходство как с англосаксонской, так и с французской моделями, обладая, однако, при этом и некоторыми специфическими чертами, что позволяет говорить о своеобразных "смешанных", "гибридных" формах управления на местах. Вопросы организации местного самоуправления в федеральных землях Германии решаются по-разному. Земли ФРГ делятся на округа (их более 50), округа - на районы и города, имеющие статус районов (их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет. .

    Местное самоуправление в Германии существует на двух уровнях: а) на уровне округов, статусом которых часто обладают крупные города и центры, и независимых городов; б) на уровне муниципалитетов, которые включают малые города и муниципальные федерации.

    Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет.

    Положение и организация административно-территориальных единиц регулируются конституциями земель. Они устанавливают, в частности, что государство должно предоставлять денежные средства общинам и их объединениям, устанавливать источники доходов, которыми общины вправе пользоваться по своему усмотрению. Более детально организация административно-территориальных единиц регулируется уставами общин, районов и округов. Общины вправе принимать решения по вопросам общинного транспорта, строительства жилья, школ, местных дорог, спортивных сооружений, туризма и др., для чего они могут устанавливать местные налоги.




    Во всех административно-территориальных единицах, кроме округов, существуют представительные органы, избираемые на срок от 4-х до 6-ти лет. Во главе округа стоит правительственный президент, назначенный правительством земли. В районе имеется избираемое на срок от 4-х до 6-ти лет районное собрание. Глава администрации района – государственный чиновник. В общинах население избирает муниципальный совет. Он или непосредственно граждане избирают бургомистра. Бургомистр иногда нанимается по контракту на длительный срок – 8 - 12 лет.

    Главной единицей считается община. Она может быть наделена любыми полномочиями публичной власти, за исключением тех, которые отнесены законом к высшим звеньям административно-территориального деления.

    Статус общин в Германии характеризуют следующие положения:

    - община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления;

    - община регулирует сферу своей деятельности посредством устава, который не должен противоречить закону;

    - община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

    Выделяют четыре основных формы организационного устройства общин: а) магистратная (совет-магистратура); б) бургомистерская (совет-бургомистр); в) северогерманская; г) южногерманская.

    Обычно различают четыре модели организации местного самоуправления и управления в общинах:

    1) южногерманская (в Баварии). Наряду с органом представительной власти в качестве главного органа общины рассматривается также обер-бургомистр, который избирается гражданами. Обер-бургомистр отвечает за решение текущих вопросов местного управления и председательствует на заседаниях представительного органа общины.

    2) северогерманская (в земле Нижняя Саксония). Представительный орган – совет- избирается населением. Представительный орган (совет), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Комитет занимается подготовкой решений совета, а директор руководит общинной администрацией, ведет текущие дела. Решающая роль также принадлежит совету;

    3) совет – бургомистр (Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем, а так же председателем городской управы – органа управления. В отличие от южногерманской, модели бургомистр обладает значительными полномочиями, единолично решая важные вопросы;

    4) совет – магистратура (земля Гессен, земля-город Гамбург). При магистратной форме организации местного самоуправления население избирает представительный орган – совет общины, который, в свою очередь, избирает исполнительный коллегиальный орган – манистрат. Магистрат состоит из бургомистра (председателя), заместителей бургомистра. Бургомистр в магистрате занимает положение "первого среди равных".

    Правовой надзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутренних дел, а также вышестоящие по подчиненности органы – окружные и районные управления различных министерств. Этот контроль по подчиненности объясняется тем, в Германии, как и во многих других странах, муниципалитеты рассматриваются как корпорации публичного (а не частного),права и потому подлежат контролю со стороны государства. Судебный контроль осуществляется административными судами.

    План семинарского занятия:

    1. Конституция ФРГ 1949 г.

    2. Форма государственного правления.

    3. Германский федерализм. Местное самоуправление и управление.

    Контрольные вопросы:

    1. Определите особенности многопартийной системы ФРГ.

    2. Проанализируйте содержание Основного закона ФРГ: основные черты и структуру.

    3. Охарактеризуйте парламент ФРГ: порядок формирования, структуру и полномочия.

    4. Проанализируйте структуру органов исполнительной власти ФРГ.

    5. Охарактеризуйте порядок формирования и полномочия правительства ФРГ.

    6. Охарактеризуйте роль канцлера в системе органов государственной власти ФРГ.

    7. Проанализируйте порядок формирования и полномочия Федерального конституционного суда Германии.

    8. Определите, в чем состоит сущность германского федерализма?

    9. Охарактеризуйте разновидности управления и местного самоуправления ФРГ.

    Практические задания:

    2. Изучив Основной закон ФРГ, определите форму государственного правления и обоснуйте ответ.

    3. Одна из земель ФРГ приняла закон по таможенному вопросу, который вошел в противоречие с федеральным законом.

    Какой из законов согласно конституции ФРГ будет действовать?

    Раскройте сущность понятия “конкурирующая компетенция”.

    4. Правительство одной из земель ФРГ обратилось в Конституционный суд по вопросу о несовместимости права земли с федеральной конституцией.

    Правомерно обращение по данному вопросу?

    Примет ли такое обращение к рассмотрению Конституционный суд?

    5. Одна из земель ФРГ приняла закон по вопросу о финансовых монополиях, который вошел в противоречие с федеральным законом.

    Какой из двух законов, согласно конституции, будет действовать?

    Раскройте сущность понятия “конкурирующая компетенция”.

    6. В ФРГ возник сопор межу правительствами двух земель по вопросу публично-правового характера.

    Какой орган должен рассматривать этот спор: а) Президент; б) Парламент; в) Конституционный суд. Обоснуйте ответ ссылками на статью конституции.

    7. Бундестаг ФРГ принял закон, требующий одобрения Бундесрата. Закон был передан в Бундесрат в установленные сроки. Бундесрат с содержанием закона не согласился.

    Какой должна быть последующая процедура, чтобы закон вступил в силу?

    8. Бундестаг ФРГ принял закон по вопросу, не требующему согласия верхней палаты парламента. Бундесрат в течение недели, после исполнения установленной процедуры прохождения закона заявил протест по поводу его содержания.

    Какой должна быть дальнейшая процедура, необходимая для принятия закона?

    9. Бундестаг ФРГ поставил вопрос об ответственности канцлера.

    Какая форма ответственности канцлера установлена конституцией государства?

    Какие дополнительные условия при этом следует соблюдать?

    Кто реально имеет возможность вынести на рассмотрение данный вопрос?

    Основные понятия и термины:

    Бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральный канцлер, земли, округа, бургомистр, южногерманская модель, северогерманская модель, совет-бургомистр, совет-магистратура, муниципальный совет.

    Тесты:

    Федерализм в Германии сделан из государства Германии и Федеральное правительство. Центральное правительство, штаты и немецкие муниципалитеты имеют разные задачи и частично конкурирующие области ответственности, управляемые сложной системой сдержек и противовесов.

    Содержание

    История

    Немецкий федерализм восходит к основанию священная Римская империя в средние века, к реформам, пришедшим с Вестфальский мир и к конституции Германская Империя с 1871 г. [1]

    После объединения Германии немецкий федерализм вступил в конфликт с Немецкий национализм. Националисты выступали за концентрацию власти в центральном правительстве в Берлине, но им сопротивлялись монархи и их правительства в различных немецких государствах за пределами Германии. Королевство Пруссия, с Королевство Бавария в частности, стремятся защитить права, предоставленные ему в имперской конституции.

    После окончания Вторая Мировая Война, федеральный характер Германии был восстановлен после того, как он был фактически отменен при нацистах. Действующая конституция Германии, принятая в 1949 году, защищает федеративный характер Германии в так называемых положение о вечности.

    Разделение властей


    Основной закон делит законодательные обязанности федерального правительства и правительства штатов на исключительные федеральные полномочия (статьи 71 и 73), конкурирующие полномочия (статьи 72, 74), отклоняющие полномочия (статья 72) и исключительные полномочия штата (статья 70). Исключительная законодательная юрисдикция федерального правительства включает: защита, иностранные дела, иммиграция, гражданство, коммуникации, и валюта стандартов, в то время как государства обладают исключительной юрисдикцией в полиция (без учета федеральная полиция), большинство образование, Пресса, свобода собраний, государственное жилье, исправления и СМИ, среди прочего. [3] Даже в случаях, когда штаты обладают исключительной юрисдикцией, они иногда предпочитают работать друг с другом и приходят к основному соглашению с другими штатами, которое затем принимается парламентами шестнадцати штатов и, таким образом, закрепляется в законе по всей стране. Это сделано для того, чтобы избежать легального лоскутного шитья. Примером этого являются государственные правила азартных игр в Интернете. [4]

    В областях охрана природы, университетские степени, и поступление в институтсреди прочего, законодательство штата может отклоняться от федерального законодательства (т.е. изменять или заменять его). [3]

    Федеральное правительство и правительство штата разделяют параллельные полномочия в нескольких областях, включая, помимо прочего: предпринимательское право, гражданский закон, [3] благосостояние, налогообложение, защита потребителя, праздничные дни, и здравоохранение. Однако во многих параллельных полномочиях законодательство штата остается в силе только до тех пор, пока нет федерального законодательства, противоречащего его содержанию. [3] хотя принятие такого федерального законодательства может быть предметом дополнительных юридических требований, предусмотренных статьей 72, часть 2 Основного закона. [2]

    Сферы совместной ответственности штатов и федерального правительства были расширены поправкой к Основному закону 1969 года (статьи 91a и 91b), которая призывает к совместным действиям в областях, представляющих широкий социальный интерес, таких как высшее образование, региональное экономическое развитие, и сельскохозяйственная реформа.

    Международные отношения, в том числе международные договоры, в первую очередь являются обязанностью федерального уровня, но, как и в других федерациях, составляющие государства имеют ограниченные полномочия в этой области. Как предусмотрено в статьях 23, 24 и 32 Основного закона, государства (Länder) имеют право быть представленными на федеральном уровне (т.е. через Бундесрат) в затрагивающих их вопросах международных отношений, включая передачу суверенитета международным организациям и, с согласия федерального правительства, имеют ограниченные полномочия по заключению международных договоров. [5]

    Некоторые старые договоры между германскими государствами и другими странами также остаются в силе. В Баварско-австрийский договор о соли 1829 г. (Немецкий: Konvention zwischen Bayern und Österreich über die beiderseitigen Salinenverhältnisse vom 18. März 1829), например, является старейшим европейским договор все еще в силе. [6] В 1957 году правительство Баварии использовало пересмотр договора, чтобы активно требовать права штатов против воли и требований федерального правительства. [6]

    Роль штатов в федеральной политике



    Федеральное законодательство

    В Бундестаг (имеется в виду федеральный Рацион питания) является федеральным парламентом Германии и де-факто нижняя палата федерального законодательного органа и Бундесрат (Федеральный совет), который представляет штаты на федеральном уровне, является де-факто верхняя палата. Бундестаг в целом избирается на одних федеральных выборах, которые обычно проводятся каждые четыре года, в отличие от Бундесрата, который состоит из правительств шестнадцати штатов и, следовательно, склонен к частым изменениям в своем составе, поскольку в разных штатах выборы проводятся одновременно. разное время практически без координации. В результате федеральная правящая коалиция (которая требует большинства только в нижней палате, то есть в Бундестаге, чтобы иметь возможность управлять, как и в большинстве других парламентские системы) редко, если вообще когда-либо имеет стабильное большинство в верхней палате, то есть в Бундесрате, и поэтому должен идти на компромисс с оппозиционными партиями, чтобы принять закон, требующий одобрения Бундесрата.

    Бундестаг, как правило, является доминирующим органом в обычном федеральном законодательстве, однако явное согласие Бундесрата ( абсолютное большинство членов, голосующих за) требуется для каждого закон одобрения, то есть законопроекты, которые каким-либо образом влияют на государственные финансы или административные обязанности, [7] что составляет примерно 40% всего федерального законодательства, [8] в противном случае на законопроект будет фактически наложено вето, и это вето не может быть отменено Бундестагом. Бундесрат также имеет право наложить вето на любой другой тип законодательства, так называемый законы возражения, абсолютным большинством и большинством в две трети голосов всех членов, хотя это вето может быть отменено абсолютным большинством всех членов и большинством в две трети голосов членов, представляющих не менее половины всех членов Бундестага, соответственно. [7]

    Большинство в две трети голосов всех членов Бундестага и две трети голосов всех членов с правом голоса (представляющих не менее половины членов) в Бундесрате требуется для любого конституционная поправка. [7]

    Федеральная судебная власть

    Поочередно Федеральный конституционный суд судьи избираются большинством в две трети голосов Бундестагом и Бундесратом. [9] Большинством голосов судьи других федеральных судов (например, Федеральный суд) избираются одновременно как федерацией, так и штатами, каждый из которых имеет половину голосов. [10]

    Президент

    В президент Германии, в значительной степени символическое положение с учетом парламентской системы Германии, но, тем не менее, официальный глава государства, также избирается как федеральным парламентом, так и законодательными собраниями штатов на равных правах (см .: Федеральная конвенция (Германия)).

    Состав государственного представительства

    Состав Бундесрата и, следовательно, представительство штатов на федеральном уровне принципиально отличается от верхних палат некоторых других федеральных систем, таких как Швейцарский Совет Государств или Сенат США. В этих странах законодатели верхней палаты избираются отдельно и поэтому независимы от правительств своих штатов. Напротив, члены Бундесрата являются просто делегатами правительств штатов и неизменно голосуют и предлагают законы в соответствии с указаниями своих соответствующих правительств, что означает, что штаты оказывают прямое влияние на федеральную политику.

    Евросоюз

    Поскольку Германия является членом Евросоюз, некоторые полномочия, которыми конституционно обладает федеральное правительство, на практике осуществляются институтами ЕС, а именно: Европейский парламент, то Европейская комиссия, то Европейский Совет, а Европейский суд. Области политики ЕС, общие или исключительные, включают, помимо прочего: денежно-кредитную политику (Германия является членом Еврозона), окружающая среда, сельское хозяйство, внешняя политика, внутренний рынок, Таможенный союз, и защита потребителя. Однако все эти полномочия были свободно делегированы ЕС Германией (в отличие от федерации, где власть присуща и не требует делегирования), и Германия остается суверенной и сохраняет за собой право выйти из союза, поэтому ЕС не является частью Немецкий федерализм. Германия также сохраняет значительную степень контроля над политикой ЕС через Совет Европы и его Депутаты Европарламента в Европарламенте.

    Читайте также: