Не прав твой о небо святой приговор кто это говорит

Обновлено: 16.06.2024

История создания

Жанр, направление, размер

Смысл названия

Образы и символы

С другой стороны, присутствует тема взаимодействия человека с природой. Если рассматривать случившееся с пальмами с подобной точки зрения, то причина их гибели вполне реалистична, а упрек автора направлен не к ним, а в сторону людей, которые безответственно отнеслись к потреблению природных благ.

Проблемы

Проблема бунтарства против судьбы заключается в том, что человек не может смириться с роком и его властью над ним. Если мы принимаем предопределение во всей полноте его смысла, выходит, что наш мятеж против него предопределен заранее. А значит, мы ничего не можем поделать, даже отказаться от бессмысленного ропота.

Смысл

Чему учит?

Автор призывает нас к терпению и смирению, ведь то, что кажется нам благом со стороны, может принести вред и даже гибель. Истинной сущности этого мы не знаем.

Средства художественной выразительности

Автор: Самый Зелёный · Published 01.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 19.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 23.12.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

3 анализа стихотворения

Композиция

В балладе о 3-х пальмах 10 шестистрочных строф. Условно произведение можно разделить на 4 части.

Сюжет и герои произведения

Вкратце сюжет выглядит так. Три пальмы росли посередине пустыни. Между ними, оберегаемый этими пальмами, бежал ручей. Он давал им живительную влагу, а пальмы оберегали ручей от ветров и зноя. Таким образом, сложилось в природе равновесие.

Пальмам показалось скучно стоять одиноко посреди пустыни, они взмолились к Богу, чтобы тот послал им людей. Пришел караван, Люди напились из ручья, отдохнули, а ночью срубили пальмы, чтобы обогреться. Равновесие было нарушено. Лишенный оберегающей тени и защиты от ветра, высох ручей. Его занесло песком.

Главные герои стихотворения – три пальмы. Они росли, радовались благополучному существованию, оберегали ручей, возроптали и погибли, отдав тепло неблагодарным людям. Они горды, высокомерны и немного строптивы. Причиной их гибели становится тщеславие. Ручей, Бог, люди из каравана – это герои второго плана. Они непосредственно взаимодействуют с пальмами.

Идея и проблема

Таким образом, несмотря на романтизм и сказочность сюжета, Лермонтов один из первых литераторов поднял проблему взаимодействия человека с природой. В этом заключается главная мысль произведения. Пока маленький оазис никто не посещал, равновесие в природе более-менее существовало, а жизнь продолжалась.

Идея произведения – нужно быть благодарным Богу за то, что Он дает. Бог не случайно оберегал пальмы, направляя караваны другими путями. Он оберегал маленький оазис в пустыне. Как только пальмы начали роптать, Бог исполнил их просьбу и направил к ним путешествующий караван.

Средства стихосложения и выразительности

Стихотворение изложено шестистрочными строфами, рифмы параллельные. 2 первые и 2 последние пары – мужские, средние две строки рифмы женские, безударные. Ритм стиха — четырехстопный амфибрахий.

Это произведение богато средствами выразительности, которые передают настроение, видение Лермонтовым Аравийской пустыни, и развернувшейся на ней драмы.

  • В этом произведении множество эпитетов: холодная (волна), знойные (лучи), летучие (пески) голубая (даль), золотой (песок), махровая (глава), нежданные (гости), (пепел) седой, гремучим (ключом), (коршун) хохлатый.
  • Поскольку неодушевленные растения в балладе получили одушевление, они ведут себя, как живые, то здесь обязательно присутствуют олицетворения: гордые (пальмы), пылающая (грудь), веселый (стан), следом печальным.
  • Метафоры: одежда (листья), тела (стволы пальм).
  • Сравнения: (караван) шел колыхаясь, как в море челнок.
  • Метонимия: верблюды шли, взрывая песок; араб горячил вороного коня; пальмы приветствуют; умчался туман; шепчутся листья.
  • Перифраз: питомцы столетий, степной нелюдим (в данном контексте нелюдим – существительное).

Пример анализа 2

История создания

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов ставит в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Всё произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются библейские мотивы. Образ трёх пальм в стихотворении является архетипом трёх составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.
Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого произведения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. Всего строф 10. В первой строфе поэт описывает райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мёртвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы”. Пальмы не желают жить “без пользы”. Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!”. И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студёной водой” из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!”.

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.
Написано произведение четырёхстопным амфибрахием – трёхсложной стопой с ударением на втором слоге.
Рифма — парная, мужская и женская.

Жанр

По жанру произведение является балладой. Здесь есть тайна, напряжённый, драматический сюжет, вмешательство роковых сил в судьбу героев.

Средства выразительности

Пример анализа 3

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам. Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса.

Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование, так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий.

В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

Чему учит стихотворение "Три пальмы"
Стихотворение учит любить природу и беречь ее. Учит думать о будущем, о последствиях своих действиях. учит не быть равнодушными и черствыми. Учит щедрости и гостеприимству. Учит довольствоваться тем, что имеешь и не просить большего.

Отзыв на стихотворение "Три пальмы"
Мне очень нравится это трогательное стихотворение, в котором автор, сам того не подозревая, поднял очень актуальную ныне тему экологии и защиты природы. Гениальный поэт показал, как безответственны бывают люди, как потребительски они относятся к дарам природы, не думая, что оставят своим детям. Караванщики уничтожили прекрасный оазис и больше никто никогда не найдет приюта в этом месте. Все будет уничтожено песками.

Анализ стихотворения "Три пальмы"
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в 1838 году.
По жанру это восточное сказание.
Тема стихотворения: экология, вмешательство человека в природу.
Неизвестно, действительно ли Лермонтов задумывался о проблемах экологии, столь острых в наши дни, но этим стихотворением он попал в самую точку. Поэт показал, как легко человек может своими действиями уничтожить то, что природа создавала годами. Каким безответственным может быть человек, думая об удовлетворении сиюминутных потребностей.
Однако, в стихотворении проскальзывает и вторая нотка. Начинается оно с роптания пальм на свою судьбу. Им хотелось приносить пользу, хотелось, чтобы их жизнь не прошла даром. И Бог послал им караван, который стал причиной смерти пальм и родника.
Пальмы не удовлетворились тем, что имели, захотели большего и были наказаны. И пусть их желание было благородным, конец пальм оказался незавидным.
Впрочем, они действительно получили то, что просили. Они дали приют усталым путникам, и они же обогрели их своими телами ночью. Пальмы погибли не зря, хотя не о такой пользе они мечтали.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка параллельная ААВВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Три пальмы"
Эпитеты: гордые пальмы, почвы бесплодной, знойных лучей, влаге студеной, роскошные листья, звучный ручей, святой приговор, песок золотой, твердых горбов, узорные полы, смуглые руки, черные очи, стан худощавый, веселый стан, корням упругим, пепел седой и холодный, песок раскаленный.
Метафоры: родник пробивался, хранимый от лучей, летучих песков, неслышно прошли, пылающей грудью, столбом крутился, пестрели вьюки, очи сверкали, горячил коня, топор застучал, питомцы столетий.
Сравнения: шел как в море челнок, прыгал как барс.
Олицетворения: годы прошли, стали роптать, приветствуют пальмы, поит ручей, изрублены были тела, умчался туман.

Пословицы к стихотворению "Три пальмы"
Кто не сажал дерева. тому не лежать в тени.
Срубить дерево - пять минут, вырастить - сто лет.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Не буди лихо, пока тихо.
Благими намерениями выстлана дорога в ад.



Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Три пальмы"
В песчаных степях Аравии росли три пальмы. Между ними пробивался родник, который пальмы оберегали от зноя и песка.
Но никто не приходил к роднику, никто не прятался от солнца под пальмами. И пальмы уже стали сохнуть. Они возроптали на бога, говоря, что родились не для того, чтобы даром засохнуть и умереть.
Почти сразу к пальмам вышел шумный караван верблюдов. Арабы расположились под пальмами, налили воды в кувшины.
Пальмы радовались гостям, щедро поил их ручей. Но только стемнело, арабы достали топоры, срубили пальмы и разожгли костер.
Утром караван ушел, оставив после себя лишь золу.
И пусто сейчас в этом месте. Напрасно ручей просит о тени, его постепенно заносит песком. И лишь коршун рядом терзает свою добычу.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению "Три пальмы"


Читать стихотворение "Три пальмы"

Текст стихотворения

История создания произведения

Три пальмы Лермонтов

Автор сделал свое творение похожим на восточную притчу. Герои как таковые здесь отсутствуют, на первый план выходит природа. Стихия уподобляется человеку, наделяется писателем такими же эмоциями, какими обладают люди. О других особенностях лермонтовского шедевра будет сказано ниже.

Русский гений очень любил природу. Михаил Юрьевич с трепетом описывал природные богатства, красоту, величие окружающего мира. Писатель отчаянно стучался в сердца и души своих читателей, старался открыть людям истину о мире, в котором они живут. Автор грустил, ведь люди вокруг него не умели оценить все блага мира.

Грубость, жестокость, бессердечность – эти недостатки и подчеркивает Лермонтов в своем тексте, пусть даже латентно. Писатель призывает людей к состраданию и сочувствию.

В этот период автор переосмысливал свою жизненную позицию. Поэтому зрелость для Лермонтова – это эпоха философских рефлексий над бытием.

Тема поэзии

О чем пишет Лермонтов? Здесь можно выделить несколько позиций, которые относятся к теме произведения:

  • Человек часто просит помощи у Бога. Но в просьбах и молитвах следует соблюдать осторожность. Каждое исполненное желание означает, что за этим радостным событием последует расплата. А расплата часто напоминает по вкусу горький плод.
  • Бог дарит каждому человеку определенную судьбу. Людям следует примириться с роком и не желать себе другой судьбы. Писатель призывает своих читателей смиренно принимать свое предназначение.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Философский характер текста

Тематика произведения напрямую связана с философскими смыслами, заложенными в лермонтовских строках. В творении русского автора прослеживаются христианские мотивы. Критики отмечают множество отсылок на текст Библии.

Одним из ключевых образов произведения является образ источника. Это символ Святого Духа. Верующие люди знают, что именно через Святого Духа человеческая душа соединяется с Богом.

Символическим является и место, где происходят события поэзии. В лермонтовском творении нет ни одного случайного элемента. Писатель – в качестве местности – выбирает Аравийскую пустыню. Легенды говорят, что именно здесь располагался всем известный Рай – Сад Эдема.

Какие философские вопросы затрагивает автор?

  • Особенности взаимоотношения людей и окружающей среды.
  • Какой смысл человеческой жизни?
  • Для чего люди приходят в этот мир?
  • Суть человеческого предназначения.
  • Стоит ли бездумно жертвовать собой, своими талантами ради других людей?

Три пальмы как образ

Деревья умирают такой же символической смертью. Арабы рубят пальмы. Губители – это образное представление Дьявола, разрывающего связи между Богом и людьми. Лермонтов обращается к символике чисел. В тексте рассказывается именно о трех пальмах – это не случайность. В образе деревьев представлены люди, души которых охвачены гордыней – одним из смертных грехов.

В чем состоит грех гордыни?

Прежде всего, человек, объятый гордыней, уверен, что сам может выбирать себе судьбу. Таким люди отличаются целеустремленностью, упертым характером. Для достижения цели хороши любые способы – вот девиз таких людей. Но человек, как и пальмы в лермонтовском тексте, часто не понимает, что мечты – это не реальность. Получение желаемого приносит разочарование.

Образ источника

Выше мы уже упоминали о значимости образа источника. Ручей, который протекает между пальмами, дарит жизнь всему оазису. Автор изображает деревья наполненными жизнью, энергией. Но эти блага не дают пальмам радости. Растения постоянно говорят о своем одиночестве, бесполезности и несчастье.

Образ молитвы

Отчаянье пальм, отягощенных чувством одиночества и бесполезности, заставляет деревья молиться Богу. Деревья просят у Господа помочь им осуществить свою роль в этом мире. Бог слышит просьбы пальм. В скором времени зелень оазиса привлекает путников. Это арабы, которые пришли в эту местность вместе с торговым караваном.

Три пальмы, Лермонтов

Деревья радуются приходу людей, благосклонно встречают торговцев. Арабов прельщают широкие, изумрудные листья пальм, мощные стволы, идеально подходящие в качестве дров. Судьба у деревьев оказалась печальная: предназначенье пальм заключалось в том, чтобы стать дровами для костра. Торговцы рубят деревья, наполняют сосуды водой из источника и превращают оазис в полное царство хаоса.

Итоги поэзии

В начале повествования перед читателем представала мирная и благостная картина: прекрасный оазис, могучие деревья, радость. В конце от оазиса остается лишь выжженная пустыня. Среди некогда райского уголка течет теперь уже мелкий ручей – остатки былой роскоши. Но и этот ручей скоро погибнет – источник не выдержит палящих лучей безжалостного пустынного солнца.

Ключевая идея произведения

Тема узко связана с идеей лермонтовской поэзии. Писатель демонстрирует, что гордыня, нежелание принять свою судьбу приводят человека только к одному результату – разрушению. Это губит человеческую душу.

Михаил Юрьевич явно осуждает жестокость людей. Автор показывает, что эгоизм, забота о собственной выгоде, игнорирование интересов ближних, бессердечность приводят к губительным последствиям. Природа – мать для всего человечества – гибнет от рук своих нерадивых детей.

Образ природы

В строках лермонтовского творения латентно присутствует еще один образ. Это окружающая среда, природа. Стихия, породившая людей, наивно и искренне делится всеми своими благами с человеком. На щедрые подарки от окружающего мира люди отвечают хаосом и разрушением.

Флора и фауна оказываются беззащитными перед варварством людей. Человек же не осознает, насколько масштабны и разрушительны его действия. Лермонтов предостерегает, что если люди не изменят своего отношения к окружающему миру, то природа однажды отомстит за причиненные обиды. Основа жизни – это соблюдение законов гармонии, мира и уважения друг к другу.

Образ людей

Человек противостоит природе. Последняя несет зачатки альтруизма, а люди – это вместилище эгоизма. Человек отличается слабостью, ведь поддается страстям сиюминутного желания. Люди не думают о том, что наступит будущее. Природа – это дар, который следует сохранить не только для себя, но и для потомков. Именно к этому призывает писатель. Природа – хрупкая, нежная, доверчивая. Люди легко уничтожают мир – свой родной дом. Через сотни лет после Лермонтова похожие мотивы зазвучат в творчестве французского исследователя Жана Артюса-Бертрана.

Религиозные смыслы лермонтовской поэзии

Произведение русского писателя отличается также наличием религиозных смыслов. Михаил Юрьевич доносит до читателя мысль, что у каждого человека есть особенная судьба. Эта судьба – дар от Бога, который человеку следует смиренно принять. Пальмы поступают иначе: деревья выпрашивают у Господа другую судьбу. За гордыню, за желание большего Бог наказывает пальмы. Таким образом, русский поэт пишет о фатальных последствиях, боли и разочаровании, которые являются следствиями греха гордыни.

Лермонтов – в зрелый период своей жизни – переосмыслял свои принципы и идеалы.

Этот текст – яркий тому пример. Автор, прежде всего, обличает в гордыне самого себя. Катастрофическая ошибка – желать то, что Бог не предусмотрел для человека по судьбе. Такой путь чреват болью, разочарованием, страданиями. Михаил Юрьевич показывает себя мудрым и примирившимся с жизнью, с роком человеком. Автор доносит до публики, что бесполезно спорить с законами мироздания.

Жанровые и композиционные особенности произведения

Символика кольцевой композиции

Критики делают акцент на кольцевой композиции. Выбор такой композиции сочетается с антитезами в произведении. Начало и конец поэзии – это описание оазиса. Однако эти описания отличаются противоположным характером.

Сначала читатель сталкивается с картинами благости и радостного состояния духа. Писатель обращается к образу райского уголка, наполненного зеленеющими деревьями. Ручей оживляет это прекрасное место.

В целом, Михаил Юрьевич рисует некую идиллию: голубое небо, золотой песок. Конец произведения поражает мрачными красками. В картине доминируют темные цвета, грустные звуки, образы пепла, настроение боли и печали.

Три пальмы, Лермонтов

Отдельно следует отметить роль антитезы. Первая строфа символизирует жизнь, последняя же – смерть. Первая часть – это образ рая, последняя – образ грехопадения. Таким образом, писатель медленно подводит читателя к центральной проблеме поэзии – взаимоотношения Господа с людьми. Проблема состоит в том, что Бог наделил человека – венец своего творения – свободной волей. И эта воля заставляет людей идти против уготованной им судьбы.

Читайте также: