Не можем предоставить информацию так как

Обновлено: 25.06.2024

в основном тексте статьи: Органы Кабо-Верде пока не предоставляют информации о том, какое наказание может грозить российским морякам.


3 ответа 3

Правильны оба варианта.

Объяснение зависит от того, каким определением падежа мы пользуемся:

  • по Успенскому 1 (и Колмогорову) после отрицаемых глаголов существительные находятся в лишительном падеже, который имеет две формы, совпадающие с формами винительного и родительного падежей;
  • по Зализняку 2 после отрицаемых глаголов возможно употребление как винительного, так и родительного падежей.

Но в обоих толкованиях правильны оба варианта.

Есть определенные случаи, когда употребление той или иной формы предпочтительнее (преимущественно для сохранения ясности), но в данной формулировке возможны оба варианта:

не предоставлять информацию

не предоставлять информации

Успенский В.А. К определению падежа по А. Н. Колмогорову / Бюллетень Объединения по проблемам машинного перевода. – 1957. – №. 5


Но все же, на мой взгляд, "информации" лучше. Заменим слово "информация" на "сведения". Вариант "Не предоставили сведения" выглядит заметно менее изящным, чем "Не предоставили сведений".

@JKlen Во-первых, речь о глаголе "предоставлять". Во-вторых, по А. Н. Колмогорову. В- третьих, после отрицаемых глаголов — всех отрицаемых глаголов или каких-то особенных? В-четвертых, где же ссылки? В-пятых, единственное, что можно понять: возможны оба варианта. Без примеров, без объяснения предпочтительности. Не зря же торопливый автор задает дополнительные вопросы.

@JKlen Грань между Р.п. и В.п., конечно, весьма размытая, но вот серьезные люди (Розенталь и другие ученые) занимались этой проблемой и старались найти решение для каждого конкретного случая, так что не совсем понятно, о чем же вы сожалеете. Да, русский язык имеет определенные тонкости, оттенки и нюансы (как и всякий язык, вероятно), поэтому подходить к его изучению нужно не с сожалением, а с любовью и вниманием.

Оба варианта правильны, но только порознь. Проблема в том, что у одного и того же автора разные варианты (журналист их явно не различает) призваны выразить одну и ту же мысль. Вариант с винительным падежом наводит читателя на мысль, что автор предполагает наличие информации (принятое решение о наказании), обладатель которой её не сообщает. Второй же вариант указывает на полное неведение автора о существовании такой информации (возможно, информации нет и у тех, кто принимает решение). Поэтому употребление двух разных падежных вариантов в одном и том же контексте выглядит как небрежность.

1. Выбираем падеж по Розенталю

Розенталь говорит о том, что в XVIII веке (во времена Ломоносова) единственно правильным считался Р.п., однако уже в XIX веке В.п. стал рассматриваться в качестве возможного и нормативного. Тогда стала решаться задача о разграничении области применения этих падежей. Розенталь называет ряд факторов, но среди них можно выбрать основные:

(1) усиленное (Р.п.) или ослабленное (В.п.) отрицание;

(2) отвлеченный (Р.п.) или конкретный (В.п.) предмет;

(3) наличие партитивного (количественного) значения (Р.п.) или отсутствие такого значения (В.п.).

(4) книжный (Р.п.) или разговорный (В.п.) стиль;

(5) устойчивость сочетания (выбор падежа определяется традицией).

2. Выбор варианта в заданном тексте

(1) заголовок: Власти Кабо-Верде не предоставляют информацию о возможном наказании российским морякам

(2) в основном тексте статьи: Органы Кабо-Верде пока не предоставляют информации о том, какое наказание может грозить российским морякам.

Оба варианта представляются корректными, там можно увидеть влияние различных факторов.

В предложении (1) основным фактором является конкретность: сразу после существительного следует его определение: информации (какой?).

В предложении (2) можно обратить внимание на подчеркнутое отрицание и наличие количественного значения (= пока не предоставляют никакой, хотя бы частичной информации на указанную тему), в то время как конкретность темы уже отодвинута на второй план, в том числе грамматическими средствами (это уже не определение, а определительное придаточное).

Оба варианты выглядят вполне приемлемыми, также можно предположить, что автор делает выбор не сознательно, а интутивно (на слух).

3. Отзыв на первый ответ

Я вижу в ответе весьма существенные недостатки:

(2) Конкретные факторы при выборе падежа указаны у Розенталя, в ответе же падеж фактически не выбран и никак не обоснован.

Нет, это не тот ответ, который здесь нужен. Вопрос же ставился так: почему в одном тексте использованы две формы, это случайно или нет? Здесь могут быть разные мнения, но мнение автора ответа мы так и не услышали.

Дополнительные материалы к ответу (выдающиеся российские лингвисты, которые имели отношение к данной теме)

Эти лингвисты также внесли большой вклад в развитие науки, но их основные труды посвящены другим темам. В любом случае выбор падежа при отрицании они не рассматривали так подробно, как Розенталь.

Справочный материал

Здесь я особо останавливаюсь на трудах Успенского В.А. Он заинтересовал меня сведениями о количестве падежей, которое приходится учитывать при машинном переводе, а также своим мнением о связи точных и гуманитарных наук. Здесь я с ним полностью согласна и считаю, что строгость математического мышления гуманитариям необходима не меньше, чем математикам.

(1) Ди́тмар Элья́шевич Розента́ль (1900 — 1994) — советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку. Он считается родоначальником (вместе с профессором К. И. Былинским) практической стилистики, одним из основных разработчиков и истолкователей правил современного русского правописания. Автор более 100 учебников, пособий, справочников, словарей, популярных книг, а также исследовательских работ по русскому языку, культуре речи, стилистике, правописанию.

(2) Андре́й Анато́льевич Зализня́к (1935 — 2017). Основные труды: общая лингвистика, индоевропеистика и история языкознания, работы по древнерусскому языку и литературе, акцентология. Но главное практическое значение имеет его Грамматический словарь.

(3) Влади́мир Андре́евич Успе́нский (1930 — 2018) — советский и российский математик, лингвист, публицист, популяризатор науки. Автор работ по математической логике, лингвистике, Инициатор реформы лингвистического образования в России. Доктор физико-математических наук (1964), профессор, заслуженный профессор Московского университета (1998).

12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

Когда употреблять

21й век – век информационных технологий. Главной торговой единицей в нашем мире становится именно информация. Появляется огромное множество профессий, которые основаны на том, чтобы правильно купить, продать, разрекламировать или продвинуть в Сети информационный продукт. Естественно, что все связанное так или иначе с информацией имеет огромный спрос. Именно поэтому в данной статье мы постараемся подробно объяснить предоставить информацию или представить как правильно писать. Данный вопрос стоит очень остро, так как в русском языке много слов, отличающихся в своем составе только одной буквой. По всем законам логики такие слова должны быть если не одинаковыми, то хотя бы схожими по смыслу. Вот именно в эти моменты мы и совершаем ошибки. Ведь стоит употребить одну из лексем не в том предложении, как весь смысл сказанного теряется. Для того, чтобы не совершать таких ошибок мы разберем что такое паронимы.

Как правильно пишется

Верными в написании будут оба варианта, поскольку и один и другой глаголы используются в литературном языке. Однако данные слова не являются синонимами, и то, какое из них нужно употреблять и в каком случае нам поможет разобрать правило.

Морфология

Обе лексемы являются переходными глаголами совершенного вида, отвечающими на вопрос что делать?

Значение

  • Предъявить, вручить что-то для того, чтобы с ним ознакомились.
  • Показать, продемонстрировать, ознакомится или познакомить с чем-либо.
  • Поднять ходатайство про награждение, или повышение по службе.
  • Составлять, представить собой.
  • Изобразить или воспроизвести образ.
  • Вообразить.
  • Дать возможность распоряжаться, обладать или пользоваться чем-то.
  • Наделить возможностью сделать что-то, дать право.

Синонимы

Какое правило применяется

Чтобы разобраться представлены или предоставлены как правильно писать и в каких случаях употреблять первую лексему, а в какой вторую, нам придется вернутся к истокам и разобраться что такое паронимы. По сути ними являются однокоренные глаголы, которые оба свободно могут употребляться в речи, а вот какую лексему, когда употреблять необходимо смотреть по их смыслу, ведь он меняется в зависимости от контекста сказанного.

Паронимами называют однокоренные слова из одной и той же части речи с незначительным различием – всего в одной букве, поэтому звучат и пишутся они очень похоже. Даже ударение и то в таких словах ставится на одну и ту же букву, что еще более затрудняет их верное написание. Однако не смотря на всю схожесть следует помнить, что слова эти не являются синонимами и имеют разное значение. Если в предложении вы используете один пароним вместо другого это будет считаться лексической ошибкой, ведь она может изменить весь смысл сказанного.

Отсюда можем сделать вывод, что информацию предоставлять или представлять как правильно писать нужно смотреть на контекст написанного в каждом конкретном случае. И не столь важно предоставьте как пишется, сколько в каком предложении оно употребляется.

Обе синтаксические единицы во всех своих формах пишутся исключительно слитно. Это значительно упрощает их правописание.

Примеры предложений

  • Ей пришлось представить на работе справку о прохождении врача, чтобы не получить выговор за опоздание.
  • Сильно волнуясь, он впервые поднялся на трибуну, чтобы представить почтенной публике свой доклад.
  • После всего, что он сделал на благо страны, его решили представить к наивысшей награде.
  • Станислав решил, что такая работа не представит ему затруднений и с радостью подписал контракт на вступление в должность.
  • Анна решила представить своего брата в выгодном свете, чтобы его приняли на работу в компанию, в которой она трудилась.
  • Перед сном она решила представить свой отдых на лазурном берегу – крики чаек над головой, белый мягкий песок и шум прибоя.
  • Независимые аудиторы потребовали предоставить им доступ ко всей документации, которая была им необходима для проверки.
  • Им пришлось предоставить суду все необходимые сведения.

Как неправильно писать

Неправильно употреблять данные синтаксические единицы через “и” – придоставить, придставить.

Неверным также может быть употребление неверного паронима в контексте предложения. К примеру:

  • Елена попросила сделать бухгалтерию хоть что-то чтобы ей помочь – например представить необходимые документы для отчета.
  • Он даже не мог себе предоставить все сложность работы, которую ему предстояло выполнить.

Заключение

Русский язык является очень сложным в плане своей грамматики. И такой факт, что слова, которые выглядят и слышатся практически одинаково могут иметь настолько разный смысл, что при употреблении одного неверного слова исказится все предложение, не делает его проще. Так и случается в данном случае. Теперь Вы знаете предоставляется как пишется правильно и в каких случаях. Мы навели предостаточно примеров чтобы уметь правильно написать паронимы. И в следующий раз обязательно будете выбирать необходимую лексему исключительно из контекста написанного.

Читайте также: