Назовите два признака семьи как малой группы которые выделил автор

Обновлено: 17.05.2024

Малые группы – это социально-психологические общности, играющие важную роль в обществе. В малые группы включаются различные внутригрупповые отношения (семейные, профессиональные и т.д.).
В малой группе индивид социализируется, приспосабливаются к общественной жизни.

Социологи исследуют вопросы функционирования малых групп. Так, выделяют следующие концепции:

1.Социометрический подход . Представителем данного подхода в социологии является Дж. Морено.
Суть данного подхода заключается в количественном измерении уровня отношений симпатий и антипатий в группе.

2. Теория групповой динамики. Представителями концепции являются К. Левин, Дж. Хоманс. Смысл данной концепции в том, что анализирует формы и отношения внутри группы.Теория групповой динамики. Представителями концепции являются К. Левин, Дж. Хоманс. Смысл данной концепции в том, что анализирует формы и отношения внутри группы.

3. Теории группового поведения – бихевиоризм (Представитель - П. Сорокин). Здесь изучаются взаимодействия между членами группы, групповые конфликты, мотивы групповой динамики и т.д.

Социологический подход изучения малых групп предполагает анализ групп как микросистем реализации социальных отношений. Такими отношениями выступают трудовые отношения, обычаи и традиции группы, лидерство и престиж и т.д.

Признаки малых групп

Признаками малых групп являются следующие:

  • немногочисленный состав;
  • общность групповых ценностей и норм;
  • совместная деятельность;
  • устойчивость межличностных контактов и т.д.

Таким образом, малые социальные группы – это немногочисленное объединение людей, характеризующееся общностью ценностей, норм, интересов членов группы, в которой происходит социализация личности.

Малые группы имеют пределы количественного состава:

Типология малых групп

Выделяется типология малых групп по различным основаниям:
I. По глубине и характеру отношений между членами группы выделяют:

Примером первичной малой группы выступает семья.

Будучи малой социальной группой, семья интегрируется в тот сегмент общества, компонентом которого она является. Поэтому интересы и потребности семьи удовлетворяются предоставленными обществом возможностями. Эти возможности семьей реализуются в широком спектре общественных отношений: родственных и брачных, социальных и правовых, экономических и хозяйственно-бытовых, эмоциональных и психологических, этических и нравственных.

В семье личные потребности организуются, упорядочиваются на базе принятых в обществе культурных норм, социальных образцов, ценностей и ценностный ориентаций. Таким образом, они приобретают характер социальных функций.Семья – это жизненно необходимая среда для оптимального и всестороннего развития личности. Семья, являясь первичной инстанцией социализации личности, транслирует из поколения в поколение этносоциокультурные традиции и ценности народного воспитания. Она участвует в накоплении, сохранении и передаче новым поколениям трудовых навыков, содействует преемственности культуры.

2.Вторичные группы представляют собой объединения людей, взаимосвязь которых носит безличный характер, формализованное взаимодействие. У таких групп сохраняется наличие общей цели, однако между членами группы не обязательны личностные отношения.

Примерами таких групп могут быть студенческая группа, профессиональный коллектив, спортивный клуб и т.д. Вторичные группы направлены на реализацию общих целей и задач, в то время как первичные группы ориентированы на укрепление межличностных отношений внутри группы.

II. По способу организации деятельности группы и формы социального контроля выделяют:

1.Формальные группы – объединения людей, деятельность которых регламентирована официальными правилами (институтами).

Формальные группы имеют следующие признаки:

  • четкое распределением ролей (руководитель – подчиненный);
  • заданность и строгость внутригрупповых отношений;
  • необходимость выполнения условий;
  • иерархию и ранжированность группы;
  • санкции за невыполнения предписаний.

2.Неформальные группы – это объединения людей, осознанно или стихийно созданные на основе общих интересов и ценностей. Отношения в таких группах строятся на относительной независимости и свободе, цель нечетко выражена, социальный контроль основывается на традициях и выражает групповое мнение.

Особенностями неформальных групп является ситуативность их объединения, недолговечность, стихийность ролей. Неформальные группы делятся на социально значимые (группы любителей йоги, дружеские компании) и асоциальные (девиантные группы – алкоголики, наркоманы и т.д.)

III.По продолжительности функционирования выделяют:
1. Устойчивые группы: первичные (семья, родственники), формальные (цех, бригада,) и статусные (профессиональные) группы.
2. Временные малые группы: целевые группы (научные группы, дизайнерские группы, группы давления и т.д.) и ситуативные группы (экскурсионные группы, пассажиры купе и т.д.)
3. Референтные группы – группы сравнения, в которых человека сам выбирает для себя ценности и нормы, хотя сам может к ним и не принадлежать.

Существует три вида референтных групп:

1. Нормативные референтные группы – объединения людей, ценности и нормы которых способствуют формированию личностных качеств индивида и предопределяют его дальнейшие действия (семья, друзья, коллеги).

2.Позитивные референтные группы - объединения людей, в которые человек стремиться войти (досуговые, спортивные группы).

3.Негативные референтные группы – это группы, в которых личность отвергает существующие ценности и пытается дистанцироваться
(наркоманы, преступники).

Референтные группы подразделяются на:

  • реальные (образец, норма для личности);
  • воображаемые ( идеалы для подражания).

В социологии референтная группа может выступать источником социальной мобильности.

IV. По степени взаимодействия общества и группы, уровню свободы во внутригрупповых отношениях выделяют следующие виды малых групп:

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выбранный для просмотра документ задания.docx

Задания 11. Социальная структура общества; семья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют

1) социальными отношениями 2) социальной структурой 3) социальной нормой 4) социальной мобильностью

2. Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется

1) личный авторитет 2) этническая принадлежность человека 3) престиж семьи 4) социальный статус личности

3. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?

1) наёмные работники 2) молодёжь 3) преподаватели физики 4) петербуржцы

4. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) священнослужители 2) женщины 3) мусульмане 4) европейцы

5. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

1) общими увлечениями 2) непосредственными личными контактами

3) собственными социальными нормами 4) совместным ведением хозяйства

6. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?

1) военнослужащие 2) молодёжь 3) консерваторы 4) москвичи

1) мышление, речь 2) предупреждение, запрет 3) воспитание, образование 4) класс, сословие

8. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?

1) преподаватели экономики 2) работодатели 3) петербуржцы 4) мужчины

9. Совокупность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее строение общества, называют

1) социальным неравенством 2) социальной структурой 3) социальной мобильностью 4) социальным институтом

10. К социально значимым признакам, определяющим положение человека в обществе, относят

1) уровень образования 2) мировоззрение 3) физические данные 4) особенности темперамента

11. Сибиряки, уральцы — это

1) национальные общности 2) территориальные сообщества 3) этнические группы

4) профессионально-региональные группы

12. В нашей стране более 80% женщин в возрасте от 30 до 50 лет работают. Этот показатель отражает

1) половозрастную структуру 2) структуру занятости населения 3) профессиональную структуру

4) преемственность поколений

13. Родоплеменная общность, в отличие от народности

1) характеризуется общностью языка 2) появляется с возникновением государства

3) основана на кровном родстве 4) объединяет семьи патриархального типа

14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

1) прирожденного статуса 2) социальной роли

3) достигаемого статуса 4) общественного престижа

15. Что относится к основным функциям семьи?

1) освоение новых технологий 2) поддержание политической стабильности

3) повышение культурного уровня 4) воспитание детей и подростков

16. В современных западных странах наиболее распространена семья

1) многопоколенная 2) малая (нуклеарная) 3) патриархальная 4) неполная

17. Отличительным признаком нации как этнической общности является

1) общность языка и духовной культуры 2) суверенность во внешней политике

3) наличие публичной власти 4) многообразие отношений собственности

18. Что является характерным признаком нации?

1) общность исторической памяти 2) наличие политической системы

3) конкурентоспособность 4) наличие аппарата управления

19. Офицеры, учителя, горняки составляют группы

1) сословные 2) этнические 3) региональные 4) профессиональные

20. И класс, и нация

1) обладают суверенитетом 2) являются элементом социальной структуры

3) характеризуются определенным местом в системе производства

4) осуществляют публичную власть

21. Деление общества на группы называется

1) социальным статусом 2) социальной стратификацией

3) социализацией 4) социальным положением

22. Семья Николаевых состоит из мамы, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?

1) патриархальная 2) традиционная 3) нуклеарная 4) многопоколенная

23. К социальной сфере общества относятся отношения между

1) правительствами государств 2) предпринимателями одного государства

3) государством и предпринимателем 4) государством и пенсионером

24. Отличительный признак этноса — это

1) единое экономическое пространство 2) наличие единого языка

3) единая политическая система 4) общее законодательство

25. Н. с рождения является членом данной социальной группы. При жизни он не может перейти в другую группу. Для этого ему надо родиться еще раз. Его социальное положение закреплено в религиозных верованиях данного народа. К какой социальной группе принадлежит Н.?

1) класс 2) страта 3) каста 4) сословие

26. Деление общества на группы называется

1) социальным статусом 2) социальной стратификацией

3) социализацией 4) социальным положением

27. К социальной сфере общества относятся отношения между

1) правительствами государств 2) предпринимателями одного государства

3) государством и предпринимателем 4) государством и пенсионером

28. Что относится к основным функциям семьи?

1) освоение новых технологий 2) поддержание политической стабильности

3) повышение культурного уровня 4) воспитание детей и подростков

29. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

1) прирожденного статуса 2) социальной роли

3) достигаемого статуса 4) общественного престижа

30. В современных западных странах наиболее распространена семья

1) много поколенная 2) малая (нуклеарная)

3) патриархальная 4) неполная

31. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) крестьяне 2) рязанцы 3) русские 4) пассажиры

32. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?

1) католики 2) консерваторы 3) интеллигенция 4) крестьяне

33. Социальный слой (группа), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением, называется

1) классом 2) сословием 3) стратой 4) кастой

34. К малым социальным группам относятся

1) учителя, работающие в одном городе 2) члены национальной ассоциации экологов

3) малые народы Крайнего Севера 4) футбольная команда

35. Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе сибиряков?

1) этнический 2) территориальный 3) конфессиональный 4) демографический

36. Какой из перечисленных статусов является предписанным?

1) мужчина 2) профессор 3) мать 4) автовладелец

37. Способ разрешения конфликта через взаимные уступки сторон называется

1) конфронтация 2) посредничество 3) компромисс 4) подавление

38. Социальная мобильность — это

1) столкновение социальных интересов 2) изменение индивидом своего социального статуса

3) наличие взаимодействия между различными социальными группами

4) основание для социальной стратификации

39. Род, племя, народность — это примеры

1) демографических групп 2) этнических общностей

3) общественных страт 4) исторически сложившихся типов общества

40. Социальная мобильность — это

1) столкновение социальных интересов 2) возможность изменения своего социального статуса

3) наличие взаимодействия между различными социальными группами

4) основание для социальной стратификации

41. Какой признак определяет принадлежность шахтёров к социальной группе?

1) величина доходов 2) уровень образования 3) возраст 4) профессия

42. К этнической социальной группе относится

1) молодёжь 2) сибиряки 3) сословие 4) буряты

43. К демографической социальной группе относится

1) средний класс 2) русские 3) молодёжь 4) сибиряки

44. Структура общества представлена совокупностью социальных общностейи групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) крестьяне 2) рязанцы 3) русские 4) пассажиры

45. Что отличает семью от других малых групп?

1) единые предпочтения в одежде 2) непосредственные личные контакты

3) организация совместного быта 4) совместное проведение досуга

46. Существуют различные типологии семей. Какой из приведённых ниже типов семьи выделен в зависимости от численного состава?

1) демократическая 2) либеральная 3) нуклеарная 4) патриархальная

1) реакции общества на поведение человека 2) столкновения противоположных интересов

3) значимости социального статуса индивида 4) общественно опасного виновного деяния

48. Что из перечисленного является значимым признаком для определения социальной структуры общества?

1) познавательные интересы людей 2) особенности характера людей

3) умственные способности людей 4) уровень образования людей

49. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?

1) член семьи 2) директор фирмы 3) опекун 4) учащийся основной школы

50. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?

1) воронежцы 2) демократы 3) офицеры 4) женщины

51. Что отличает семью от других малых групп?

1) совместное проведение досуга 2) совместное ведение хозяйства 3) общие интересы

4) наличие групповых правил и норм

52. Что отличает семью от других малых групп?

1) осуществление совместной деятельности 2) организация совместного быта, домашнего хозяйства

Малые группы – это социально-психологические общности, играющие важную роль в обществе. В малые группы включаются различные внутригрупповые отношения (семейные, профессиональные и т.д.).
В малой группе индивид социализируется, приспосабливаются к общественной жизни.

Социологи исследуют вопросы функционирования малых групп. Так, выделяют следующие концепции:

1.Социометрический подход . Представителем данного подхода в социологии является Дж. Морено.
Суть данного подхода заключается в количественном измерении уровня отношений симпатий и антипатий в группе.

2. Теория групповой динамики. Представителями концепции являются К. Левин, Дж. Хоманс. Смысл данной концепции в том, что анализирует формы и отношения внутри группы.Теория групповой динамики. Представителями концепции являются К. Левин, Дж. Хоманс. Смысл данной концепции в том, что анализирует формы и отношения внутри группы.

3. Теории группового поведения – бихевиоризм (Представитель - П. Сорокин). Здесь изучаются взаимодействия между членами группы, групповые конфликты, мотивы групповой динамики и т.д.

Социологический подход изучения малых групп предполагает анализ групп как микросистем реализации социальных отношений. Такими отношениями выступают трудовые отношения, обычаи и традиции группы, лидерство и престиж и т.д.

Признаки малых групп

Признаками малых групп являются следующие:

  • немногочисленный состав;
  • общность групповых ценностей и норм;
  • совместная деятельность;
  • устойчивость межличностных контактов и т.д.

Таким образом, малые социальные группы – это немногочисленное объединение людей, характеризующееся общностью ценностей, норм, интересов членов группы, в которой происходит социализация личности.

Малые группы имеют пределы количественного состава:

Типология малых групп

Выделяется типология малых групп по различным основаниям:
I. По глубине и характеру отношений между членами группы выделяют:

Примером первичной малой группы выступает семья.

Будучи малой социальной группой, семья интегрируется в тот сегмент общества, компонентом которого она является. Поэтому интересы и потребности семьи удовлетворяются предоставленными обществом возможностями. Эти возможности семьей реализуются в широком спектре общественных отношений: родственных и брачных, социальных и правовых, экономических и хозяйственно-бытовых, эмоциональных и психологических, этических и нравственных.

В семье личные потребности организуются, упорядочиваются на базе принятых в обществе культурных норм, социальных образцов, ценностей и ценностный ориентаций. Таким образом, они приобретают характер социальных функций.Семья – это жизненно необходимая среда для оптимального и всестороннего развития личности. Семья, являясь первичной инстанцией социализации личности, транслирует из поколения в поколение этносоциокультурные традиции и ценности народного воспитания. Она участвует в накоплении, сохранении и передаче новым поколениям трудовых навыков, содействует преемственности культуры.

2.Вторичные группы представляют собой объединения людей, взаимосвязь которых носит безличный характер, формализованное взаимодействие. У таких групп сохраняется наличие общей цели, однако между членами группы не обязательны личностные отношения.

Примерами таких групп могут быть студенческая группа, профессиональный коллектив, спортивный клуб и т.д. Вторичные группы направлены на реализацию общих целей и задач, в то время как первичные группы ориентированы на укрепление межличностных отношений внутри группы.

II. По способу организации деятельности группы и формы социального контроля выделяют:

1.Формальные группы – объединения людей, деятельность которых регламентирована официальными правилами (институтами).

Формальные группы имеют следующие признаки:

  • четкое распределением ролей (руководитель – подчиненный);
  • заданность и строгость внутригрупповых отношений;
  • необходимость выполнения условий;
  • иерархию и ранжированность группы;
  • санкции за невыполнения предписаний.

2.Неформальные группы – это объединения людей, осознанно или стихийно созданные на основе общих интересов и ценностей. Отношения в таких группах строятся на относительной независимости и свободе, цель нечетко выражена, социальный контроль основывается на традициях и выражает групповое мнение.

Особенностями неформальных групп является ситуативность их объединения, недолговечность, стихийность ролей. Неформальные группы делятся на социально значимые (группы любителей йоги, дружеские компании) и асоциальные (девиантные группы – алкоголики, наркоманы и т.д.)

III.По продолжительности функционирования выделяют:
1. Устойчивые группы: первичные (семья, родственники), формальные (цех, бригада,) и статусные (профессиональные) группы.
2. Временные малые группы: целевые группы (научные группы, дизайнерские группы, группы давления и т.д.) и ситуативные группы (экскурсионные группы, пассажиры купе и т.д.)
3. Референтные группы – группы сравнения, в которых человека сам выбирает для себя ценности и нормы, хотя сам может к ним и не принадлежать.

Существует три вида референтных групп:

1. Нормативные референтные группы – объединения людей, ценности и нормы которых способствуют формированию личностных качеств индивида и предопределяют его дальнейшие действия (семья, друзья, коллеги).

2.Позитивные референтные группы - объединения людей, в которые человек стремиться войти (досуговые, спортивные группы).

3.Негативные референтные группы – это группы, в которых личность отвергает существующие ценности и пытается дистанцироваться
(наркоманы, преступники).

Референтные группы подразделяются на:

  • реальные (образец, норма для личности);
  • воображаемые ( идеалы для подражания).

В социологии референтная группа может выступать источником социальной мобильности.

IV. По степени взаимодействия общества и группы, уровню свободы во внутригрупповых отношениях выделяют следующие виды малых групп:

Семьей называют малую группу, основанную на кровном родстве или на браке, члены которой связаны общностью быта и взаимоответственностью.

Семья - 3 поколения

Понимание малой группы

Малой группой именуется малочисленная по составу группа людей, которые находятся в устойчивом личном контакте, формирующем групповые ценности и определенные нормы поведения, и объединены общими целями

К основным признакам малой группы относятся:

  • личный контакт;
  • общие нормы и ценности;
  • общие цели и общая деятельность,
  • эмоциональный климат;
  • ролевая иерархия;
  • сплоченность;
  • некоторая независимость от членов других групп;
  • собственные способы и формы управления внутри группы;
  • определенные принципы приема в члены группы;
  • контроль поведения.

Поэтому многие исследователи, особенно, психологи-практики, придерживаются понимания семьи именно как малой группы, хотя есть и противники данного определения.

Особенности семьи как малой социальной группы

Характерными особенностями семьи, в отличие от других социальных групп, являются следующие черты:

  • внутренний рост за счет выполнения репродуктивной функции;
  • закрытость в плане присоединения посторонних взрослых людей;
  • контроль государства (бракосочетание, рождение, смерть подлежат регистрации);
  • долговременность и определенный жизненный цикл (брак – рождение детей и их воспитание – женитьбы детей и уход из родительского дома – смерть одного из супругов);
  • разные обязанности членов одной группы (папа зарабатывает, мама хранит домашний очаг и занимается детьми, дети ходят в сад или учатся в школе);
  • формирование особенных для своей семьи ценностей и правил;
  • эмоциональные взаимоотношения (нежность, забота, любовь).

Функции семьи

Функции семьи

Функции семьи как малой группы выражают ее жизнедеятельность и определяют последствия для общества в целом:

  1. Репродуктивная. Важнейшая функция, основанная на продолжении рода.
  2. Воспитательно-образовательная. В семье происходит становление и формирование личности ребенка.
  3. Хозяйственно-экономическая. Ведение общего бюджета и финансовое обеспечение, распределение обязанностей между членами группы, забота о престарелых или немощных родственниках.
  4. Духовная. Воспитание нравственных, культурных, духовных ценностей у детей и подростков. Это достигается следующими способами: чтение детской литературы. посещение кукольных театров и драмтеатров, и т.д.
  5. Эмоциональная. Поддержка, защита, утешение со стороны остальных членов семьи, доверие и забота.
  6. Досуговая. Совместный отдых: семейные вечера, путешествия, походы в культурные заведения.
  7. Социально-статусная. Передача потомству национальности, статуса, принадлежности.

Классификация семьи как малой группы

Семьи бывают разными, и по составу, и по количеству детей, и по характеру распределения обязанностей, и даже по половой принадлежности супругов. Но в нашей стране традиционным видом отношений является союз между одним мужчиной и одной женщиной, поэтому другие формы, например, однополые браки, многомужество и многоженство мы рассматривать не будем, так как подобные отношения на территории России запрещены.

По количеству детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные – 1-2 ребенка;
  • многодетные – детей трое и более.

По составу членов семьи

  • полные – присутствуют оба родителя;
  • неполные – у ребенка есть только мама, или только папа.

Традиционная семья

По стилю семейных отношений

  • попустительский – отчужденность и безразличие между членами семьи;
  • авторитарный – диктат, жестокость, агрессия, черствость.
  • демократический – равноправие, сотрудничество.

По проживанию

  • расширенные – на одной территории живет несколько поколений, например, бабушка, мама с папой и ребенок;
  • нуклеарные – супруги живут отдельно и воспитывают несовершеннолетних детей.

По семейным обязанностям и лидерству:

  • патриархальная, где глава семьи – мужчина, который является добытчиком, принимает важные для семьи решения, улаживает споры; женщина занимается только домом и детьми.
  • коллективистская, где супруги умеют договариваться, идти на компромисс, совместно решают проблемы, разделяют финансовые и домашние обязанности.
  • переходный тип, где отношения не патриархальные, но еще и не коллективистские, например, мужчина и женщина работают наравне, но домашние обязанности лежат только на плечах женщины.

Семейный долг

Члены семьи не должны забывать об определенных нравственных требованиях, которые называются семейным долгом. Каждый должен принять эти требования за личные правила и именно на них основываться при выстраивании семейных отношений.

Семья

Так, долг родителей перед обществом – заботиться о ребенке, создать достойные условия для жизни. Долг родителей перед собственными детьми – заботиться, правильно воспитывать, развивать, обучать, обеспечивать необходимым. Долг взрослых детей перед родителями – заботиться о здоровье, благополучии, помогать материально и физически, поддерживать в трудных ситуациях.

Отношения между поколениями

Поколение – это определенный интервал между средним возрастом детей и родителей, который в среднем составляет 20-30 лет.

Сам факт такого большого промежутка времени определяет различия в понимании детьми и родителями одних и тех же жизненных вещей. К примеру, деньги для взрослых являются результатом тяжелого труда, а для детей – как само собой разумеющееся. При совершении определенных поступков взрослые ориентируются на социальные нормы, а дети – на личные чувства и желания.

Основная функция межпоколенных и внутрипоколенных отношений – сохранение и укрепление родословной ценности как особого свойства семейной группы. В связи с этим существует классификация, включающая 4 вида:

  • принятие друг друга разными поколениями;
  • сохранение семейной памяти;
  • напряженные отношения;
  • полное отчуждение разных поколений.

Благодаря межпоколенной связи осуществляется передача и принятие опыта предков их потомками. Бабушки и дедушки передают традиции, опыт, приобщают к истории. Забота о пожилых формирует у детей такие эмоции как сочувствие, сопереживание, помощь.

Читайте также: