Научно технологическая повестка что это
Обновлено: 13.06.2024
История Института авиамашиностроения и транспорта Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) берет начало в 1961 году, когда в Иркутском политехе появился механический факультет. В 2021 году институту исполняется 60 лет - за это время из его стен вышли десятки тысяч конструкторов и технологов, впоследствии возглавивших крупные российские предприятия. В интервью "Интерфаксу" директор института Андрей Пашков рассказал о кооперации с производителем пассажирского лайнера МС-21, о философии современного технического образования и о том, на какие направления институт делает ставку в среднесрочной перспективе.
- Андрей Евгеньевич, вы в 1984 году окончили Иркутский политехнический институт (сейчас ИРНИТУ - ИФ) по специальности самолетостроение и, как следует из информации на сайте вуза, почти сразу стали участником довольно крупных проектов в советском авиастроении…
- 1980-е годы были очень интересным временем - до сих пор вспоминаю с теплотой. Мне выпала возможность поработать над проектом самолета Ту-204. Помню, в свое время фурор произвел новый Boeing-747 с потрясающей для своего времени точностью контура крыла. Руководство нашей страны поставило задачу разработать технологию формообразования панелей и обшивок крыла для отечественных самолетов. Команда Иркутского политеха в рамках целевой комплексной программы "Авиационная технология" Минвуза РСФСР и Министерства авиационной промышленности СССР разработала технологию дробеударного формообразования и опытную установку для производства проектируемого Ту-204 – первый самолет взлетел с нашим крылом. Потом, конечно, начались 1990-е годы, и всем стало не до авиастроения. Но, замечу, этот опыт мы также использовали при создании ближнемагистрального Ту-334 – тогда на Киевском авиационном производственном объединении внедрили более развитую технологию и установку для формообразования панелей крыла. Более того, панели крыла самолета-амфибии Бе-200, который собирался на Иркутском авиазаводе (ИАЗ) с 2000 по 2012 годы, также изготавливались по этой технологии.
- А потом настало время для МС-21?
- Да, в 2010 году вышло постановление №218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства". Я тогда по совместительству был инженером-технологом на ИАЗ, на заводе уже работали десятки моих студентов. По поручению руководства завода была создана специальная группа по разработке технологий проектирования, конструкторской подготовки и изготовления самолета МС-21, которая сформировала техническую документацию на выполнение проекта. После победы в конкурсе в течение 5 лет мы в общей сложности разработали 16 технологий: они охватили почти все этапы производства лайнера – от заготовительных до сборочных работ. Из этого проекта вышло полтора десятка молодых преподавателей, кандидатов наук, которые сейчас у нас работают доцентами. Они получили опыт работы в большом проекте с гарантированным финансированием и знают, что такое кооперация с крупными предприятиями.
- Вы как-то планируете использовать этот опыт кооперации с "Иркутом" при работе с другими предприятиями отрасли?
- В рамках программы "Приоритет-2030" (ИРНИТУ стал ее участником в 2021 году – ИФ) мы предлагаем создать отраслевой центр компетенций по формообразованию крупногабаритных обводообразующих деталей самолетов, где вуз будет осуществлять научно-технологическое сопровождение. За счет такого проекта можно организовать в РФ серийное производство крупногабаритных деталей обшивки самолетов из металлических сплавов, не уступающих лучшим мировым аналогам. Такой проект важен для производства Бе-200, Ил-112, тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А и других изделий. Кстати, в настоящее время мы работаем с АО "Авиастар-СП" – разрабатываем технологию формообразования панелей крыла для Ил-76.
Для центра компетенций мы сейчас строим специальный ангар, куда, как ожидается, переедет та самая установка формообразования панелей крыла Бе-200. И я в целом полагаю, что мы в вузе, в институте, можем делать не только опытно-промышленные установки, как это было ранее, но и производить промышленное оборудование. Конечно, на Airbus мы не претендуем, а вот рынок Индии и Китая нам под силу. Технологии этих страны вытекают из советских и российских, и наш опыт здесь будет вполне востребован.
- Если говорить о стратегических направлениях развития института, то на что вы сейчас делаете ставку?
- Есть три магистральных направления развития машиностроительного направления ИРНИТУ в рамках программы "Приоритет-2030". Первое – это, конечно, цифровые производственные технологии. Я имею в виду цифровое моделирование и проектирование технологий. Второе – это композиты. Это очень перспективная сфера, в первую очередь, для авиации. Я думаю, вы знаете, что при производстве МС-21 используется композитное крыло. Из-за введенных санкций с поставкой композитов возникли проблемы, но сейчас они решены. И российский композит, который изготавливает одно из предприятий "Росатома", нисколько не уступает американскому.
У нас в институте есть лаборатория обработки, ремонта и диагностики композиционных материалов. Сотрудники лаборатории работают над кандидатскими и докторскими диссертациями по этой тематике. К слову, мы создали технологию и инструмент, которые применяются при обработке отверстий в стыке крыла и центроплана МС-21.
И в случае с этим "композитным" направлением мы, конечно, рассчитываем на сотрудничество с АО "Аэрокомпозит" в проекте создания российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
И, наконец, третье перспективное направление - аддитивные технологии. Сами по себе такие технологии отнюдь не новые, они известны с прошлого века, суть их такая: это послойное изготовление изделий (объектов) с добавлением (наплавлением) материала. В последние годы такие технологии получили новое развитие благодаря появлению более совершенных компьютеров и 3D-принтеров.
Наша задача состоит в том, чтобы совместить аддитивные технологии с традиционными (поверхностным упрочнением, ультразвуковой, плазменной и лазерной обработкой - ИФ). То есть мы стремимся к созданию гибридных технологий. Это непросто. Поясню, сейчас конструкции, созданные по аддитивным технологиям, не могут сопротивляться циклическим нагрузкам. А нам надо создать технологический гибрид, который обеспечит длительный ресурс изделий. В рамках этого проекта в институте будет создана опытная установка, а в будущем мы хотим разработать роботизированную систему, при помощи которой можно будет изготавливать различные объекты в промышленных масштабах.
- И где это можно использовать?
- В ракетостроении, судостроении и, конечно, в авиационной отрасли. Мы здесь стремимся занять лидирующие позиции. В авиации сейчас ничего подобного нет. Тот же Иркутский авиазавод сосредоточен на серийном производстве, ему просто некогда заниматься этим. А мы можем.
- Институт выпускает инженеров не только для авиационной промышленности, но и для машиностроительной и транспортной отраслей. Очень часто в СМИ фигурирует кафедра автомобильного транспорта…
- На данной кафедре две научных школы. Одна из них занимается созданием измерительных комплексов и экспертно-диагностических систем для автомобилей. Они работают с "АвтоВАЗом", "КАМАЗом", с партнерами из Китая, Польши, Вьетнама и других стран.
Другая, тоже очень сильная, школа моделирует транспортные потоки. Администрация города Москвы регулярно привлекает специалистов этой школы к проектированию столичных транспортных развязок. Но наши ученые и студенты также выполняли подобные научно-исследовательские работы для Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Читы, и, конечно, Иркутска.
Но, вообще говоря, у нас в институте восемь кафедр: пять выпускающих, две общеинженерных и одна базовая.
- Учиться у вас сложно?
- Сложно, но интересно. Наш выпускник - инженер-механик сможет найти работу в любой отрасли. Как показывает практика, ребята потом могут спокойно проектировать, к примеру, механические устройства с компьютерным управлением, например, промышленные роботы. Сейчас для отечественного производства это важная тема.
- Сколько сейчас студентов и сотрудников в институте?
- На очной форме более 1,3 тыс., заочно учатся еще около 1 тыс. Аспирантов у нас 56 человек, магистрантов – несколько десятков. Преподавательский состав – это около 110 человек. Полтора десятка докторов и более 80 кандидатов наук. Несколько десятков инженерно-технических работников.
- И куда же потом идут работать ваши выпускники?
- Главный работодатель – это, конечно, Иркутский авиационный завод. Остальных перечислить достаточно сложно, т.к. их очень много. Достаточно наших выпускников работает и за границей, например, в Израиле и США. Не стоит забывать, что окончившие наш институт идут, скажем так, и в другие высокотехнологичные отрасли промышленности.
- Каким вы видите институт через 10 лет?
- Стратегически это должна быть своего рода корпорация, которая будет формировать научно-техническую повестку для российских предприятий. Работающие в институте ученые обязательно должны являться участниками НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – ИФ) и быть главными специалистами в своих отраслях. Мы хотим работать в консорциуме с лидерами промышленности, выйти на международный уровень, и, конечно, наши выпускники должны быть трудоустроены в ведущих корпорациях России и мира, входящих в список Forbes Global 2000.
Главные события
Полностью погашены крупные долги по зарплате перед работниками обанкроченной кузбасской шахты Алексиевская
Точка зрения
- Пожар с пятью погибшими в Иркутской области мог произойти из-за неисправности электрооборудования 1 января, 11:09
- Правила поведения на льду Байкала разработали в Иркутской области 31 декабря 2021, 10:29
- Мэрия Новосибирска объявила аукцион на финальный этап строительства станции метро "Спортивная" за 631 млн рублей 30 декабря 2021, 11:27
- Иркутская область вновь хочет привлечь 9 млрд руб. краткосрочных кредитов, готова на повышенную ставку 30 декабря 2021, 11:20
- ТРЦ в Иркутске закрыли на 30 суток из-за нарушений требований пожарной безопасности 30 декабря 2021, 10:55
- Пожар с пятью погибшими в Иркутской области мог произойти из-за неисправности электрооборудования 1 января, 11:09
- Правила поведения на льду Байкала разработали в Иркутской области 31 декабря 2021, 10:29
- Мэрия Новосибирска объявила аукцион на финальный этап строительства станции метро "Спортивная" за 631 млн рублей 30 декабря 2021, 11:27
- Иркутская область вновь хочет привлечь 9 млрд руб. краткосрочных кредитов, готова на повышенную ставку 30 декабря 2021, 11:20
- ТРЦ в Иркутске закрыли на 30 суток из-за нарушений требований пожарной безопасности 30 декабря 2021, 10:55
Сетевое издание “Интерфакс-Россия”. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015.
Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Еще в июне 2017 года информация о возможном применении допинга одним из врачей спортивной школы была направлена в правоохранительные органы.
Спасибо за помощь. Вы можете закрыть это окно, или оно будет автоматически закрыто через 10 секунд.
Об авторе: Александр Чулок, кандидат экономических наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Перемены придут, откуда не ждали
В большинстве мировых прогнозов человек будущего неразрывно связан с технологиями: как в умеренно-консервативных сценариях, которые предполагают лишь дальнейшую технологическую модернизацию отраслей экономики и цифровизацию общества, так и в футурологических, по которым уже к 2050 году нас ждет и бессмертие, и колонизация Марса, и метавселенная, и управление природными явлениями.
Реальность, с который мы столкнемся в ближайшие 15 лет, скорее всего, будет представлять собой комбинацию отдельных элементов этих широко обсуждаемых сейчас прогнозов и форсайтов (научно обоснованных оценок перспектив будущего. — РБК).
От новых технологий — к новым вопросам
Вместе с лавинообразным нарастанием количества новых технологий, проникающих в нашу жизнь, все больше начинают обостряться фундаментальные противоречия и вопросы, ранее казавшиеся очевидными.
Яркий пример — это вопросы, связанные с возрастом. По данным недавнего опроса ВЦИОМа, 78% россиян верят в возрастные кризисы, причем каждый десятый из них находится в нем сейчас. Но что на самом деле скрывается за этим понятием? Происходит ли кризис исключительно из-за гормональной перестройки организма или триггерами в первую очередь выступают накопившиеся психологические проблемы?
Уже сейчас набирают обороты креативные сектора экономики, применение ИИ и других передовых технологий в музыкальной сфере, живописи, спорте. Причем большинством из них можно управлять буквально со своего смартфона, скачав нужное приложение. Что, если основным креативным классом через 15 лет окажется не молодежь, а как раз сегодняшние 40−50 летние?
Особые ожидания связаны с передовыми цифровыми и биомедицинскими технологиями, которые на рубеже 2030-х годов могут буквально совершить революцию в лечении болезней.
Они могут позволить перейти от устранения заболеваний post factum (этот подход до сих доминирует даже в развитых странах) к их предупреждению и своевременному купированию в рамках точечной, умной, предиктивной и персонифицированной медицины. Разработки новых технологий и лекарств позволят говорить если не о бессмертии (как прогнозируют некоторые футурологи), то по крайней мере о значительном увеличении средней продолжительности жизни. Важный вопрос, который может еще сильнее расколоть общество и усилить социальное неравенство, — для всех ли?
Готовы ли мы к переменам?
Картину будущего могут смазать уже ставшие очевидными джокеры (события с низкой вероятностью, но масштабными эффектами. — РБК), связанные, например, с появлением новых вирусов, для которых не будут успевать разработать вакцины. Угрозу несут и устойчивые к антибиотикам бактерии, и возможные пандемии психологических заболеваний, масштабных панических атак, проблем, вызванных ускоренной цифровизацией экономики и общества.
Все важнее становится вопрос, смогут ли люди принимать инновации и новые технологии: во многих странах этот вопрос стоит уже не перед учеными, а перед правительствами. События последних лет наглядно продемонстрировали, что преимущества даже самых передовых технологий моментально девальвируются человеческой неготовностью, отторжением и научной дремучестью. Эти факторы зависят от образования и от семьи, а значит, на них нельзя повлиять быстро. Каким будет поколение 2030−2040 годов, которым сейчас закладывают основы восприятия мира, — большой вопрос.
Без чего точно не обойтись в будущем
Один из ключевых вопросов, волнующих современных экономистов, — что станет с рабочими местами и профессиями — не раз ставили наши предшественники перед началом каждой новой промышленной революции. Всемирный экономический форум, задающий публичный тон этой дискуссии, сообщает о 85 млн рабочих мест, потерянных для человечества к 2025 году, и 97 млн новых. В России, по оценкам бывшего министра экономического развития Максима Орешкина, благодаря развитию цифровой экономики к этому сроку появится 3 млн рабочих мест. Но сколько исчезнет?
Специалисты обсуждают поиск баланса между hard, soft и digital-навыками как главный вопрос современности. Но искать ответ на него нужно не из настоящего, как часто привыкли делать, линейно экстраполируя тренды, а из будущего.
Один навык, похоже, точно сможет перейти в ближайшее будущее, — это умение видеть возможности в сложной, неопределенной среде, то есть смекалка. Этот навык уже несколько лет лидирует в качестве главной компетенции эффективного менеджера будущего (по данным ежегодного опроса ассоциации менеджеров и Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ). В 2021 году ее необходимость отметили более 70% менеджеров крупных и средних компаний.
Но самой по себе смекалки недостаточно: она должна сочетаться с разумным балансом между креативностью и критичностью и базироваться на глубинном знании будущего и современных бизнес-моделей. Умение работать с будущим, скорее всего, станет одной из важных черт образованного человека 2025−2030 годов.
Как мы смотрим в будущее и что в нем видим?
Вопросы о будущем во многих странах — уже не предмет дискуссий футурологов, а часть программных планов государства и крупных компаний.
Пока в России профессиональное сообщество организовывало диалог вокруг 2030 года, Китай, США, Япония, Германия и многие другие страны определяли контуры 2050 года.
Как представляли технологическое будущее 15 лет назад
(приведены технологии, которые реализуются или уже реализованы по состоянию на 2021 год)
Медицина, биотехнологии
- Ранняя диагностика всех форм рака по результатам исследования крови.
- Автоматические устройства для определения патогенов и оценки их лекарственной чувствительности и резистентности в течение одного часа.
- Генетические и белковые маркеры для ранней диагностики невынашиваемости беременности.
- Приборы для неинвазивного определения глюкозы в крови.
- Технологии лечения заболеваний пищеварительного тракта с использованием микророботов.
- Нейрокомпьютерный интерфейс для мысленного управления компьютером или наложения сигналов на мозг в режиме онлайн (для реабилитации больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной и периферической нервных систем).
- Генная терапия рака.
- Методы трансплантации нервных стволовых клеток для восстановления двигательной системы после паралича.
- Технология имплантации эндокринных органов.
- Технология нейровизуализации мозговой деятельности.
- Искусственная кровь.
- Искусственный глаз.
- Искусственная кость (из полимерных материалов).
- Искусственная кожа и хрящевая ткань.
- Роботы, обеспечивающие уход за инвалидами при физических и психических заболеваниях.
- Система для хранения на одном носителе информации всех медицинских данных о пациенте, включая результаты исследований, историю болезни и назначения.
Нанотехнологии и новые материалы
- Лазеры на квантовых точках.
- Супергидрофобные покрытия.
- Разработка фильтров и мембран на основе наноматериалов для очистки воды, воздуха, опреснения воды.
- Наноструктурированная ткань для биоактивной одежды.
Энергетика и энергоэффективность
Информационно-коммуникационные технологии
- Широкое распространение технологий, предусматривающих интегрирование услуг, предоставляемых через интернет, включая различные виды аутсорсинга, в процессы деятельности организаций.
- Технологии использования больших массивов цифровых биомедицинских данных.
- Система круглосуточного мониторинга важнейших физиологических параметров человека.
- Единая национальная система управления транспортом и транспортной инфраструктурой.
Оценки автора на основании: Соколов А.В. 2007. Будущее науки и технологий: результаты исследования Дельфи. Форсайт, Т. 3. № 3. С. 40–58. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России на период до 2025 года. М.: Минобрнауки, 2008.
Некоторые ключевые приоритеты и технологии мировых форсайтов до 2045–2050 годов
Индонезия-2045: ключевые вызовы
Китай-2050: становление великой современной социалистической страны (цели и задачи)
- Завершить создание национальной системы непрерывного образования (lifelong learning system).
- Обеспечить значения ключевых показателей здравоохранения на лучшем мировом уровне, включая ожидаемую продолжительность жизни — 81 год к 2050 году.
- Создать экосистемы для гармоничного сосуществования человека и природы.
- Сократить выбросы CO2 до половины уровня 1990 года, поднять долю возобновляемых источников энергии до 55%, сократить потребление угля до 25−30%.
- Китай-2050 — крупнейшая мировая экономика, лидер в науке и технологиях. Страна, реализовавшая социалистическую модернизацию и омоложение нации, базируясь на опыте в 5 тыс. лет.
- Довести долю индустрии культуры в ВВП к 2035 году до 7% (5% в 2020 году), долю расходов на здравоохранение — 10,3% (7,4% в 2020 году).
Европа-2040: пять сценариев постковидного развития
Япония: 11-й форсайт по методу Дельфи — ориентиры 2040−2050
- Общество 5.0 — человекоцентричное общество, использующее все достижения передовых технологий для обеспечения достойной жизни каждому.
- Развитие городов, устойчивых к потрясениям и природным катаклизмам.
- Освоение космоса, суши, морей и океанов, в том числе с использованием предиктивной аналитики на больших данных и новых энергетических технологий.
- Развитие ИКТ, аналитики и сервисов, включая приложения для бизнеса, науки и общества, институциональный дизайн, восприятие технологий обществом.
Читайте также:
- Имеет ли право управляющий совет следить за целевым использованием денежных средств
- Человек как представитель общества определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других
- В подтверждении договоренности как правильно
- Что входит в обязанности помощника повара
- Горздрав как войти через госуслуги