Научно технологическая повестка что это

Обновлено: 13.06.2024


История Института авиамашиностроения и транспорта Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) берет начало в 1961 году, когда в Иркутском политехе появился механический факультет. В 2021 году институту исполняется 60 лет - за это время из его стен вышли десятки тысяч конструкторов и технологов, впоследствии возглавивших крупные российские предприятия. В интервью "Интерфаксу" директор института Андрей Пашков рассказал о кооперации с производителем пассажирского лайнера МС-21, о философии современного технического образования и о том, на какие направления институт делает ставку в среднесрочной перспективе.

- Андрей Евгеньевич, вы в 1984 году окончили Иркутский политехнический институт (сейчас ИРНИТУ - ИФ) по специальности самолетостроение и, как следует из информации на сайте вуза, почти сразу стали участником довольно крупных проектов в советском авиастроении…

- 1980-е годы были очень интересным временем - до сих пор вспоминаю с теплотой. Мне выпала возможность поработать над проектом самолета Ту-204. Помню, в свое время фурор произвел новый Boeing-747 с потрясающей для своего времени точностью контура крыла. Руководство нашей страны поставило задачу разработать технологию формообразования панелей и обшивок крыла для отечественных самолетов. Команда Иркутского политеха в рамках целевой комплексной программы "Авиационная технология" Минвуза РСФСР и Министерства авиационной промышленности СССР разработала технологию дробеударного формообразования и опытную установку для производства проектируемого Ту-204 – первый самолет взлетел с нашим крылом. Потом, конечно, начались 1990-е годы, и всем стало не до авиастроения. Но, замечу, этот опыт мы также использовали при создании ближнемагистрального Ту-334 – тогда на Киевском авиационном производственном объединении внедрили более развитую технологию и установку для формообразования панелей крыла. Более того, панели крыла самолета-амфибии Бе-200, который собирался на Иркутском авиазаводе (ИАЗ) с 2000 по 2012 годы, также изготавливались по этой технологии.

- А потом настало время для МС-21?

- Да, в 2010 году вышло постановление №218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства". Я тогда по совместительству был инженером-технологом на ИАЗ, на заводе уже работали десятки моих студентов. По поручению руководства завода была создана специальная группа по разработке технологий проектирования, конструкторской подготовки и изготовления самолета МС-21, которая сформировала техническую документацию на выполнение проекта. После победы в конкурсе в течение 5 лет мы в общей сложности разработали 16 технологий: они охватили почти все этапы производства лайнера – от заготовительных до сборочных работ. Из этого проекта вышло полтора десятка молодых преподавателей, кандидатов наук, которые сейчас у нас работают доцентами. Они получили опыт работы в большом проекте с гарантированным финансированием и знают, что такое кооперация с крупными предприятиями.

- Вы как-то планируете использовать этот опыт кооперации с "Иркутом" при работе с другими предприятиями отрасли?

- В рамках программы "Приоритет-2030" (ИРНИТУ стал ее участником в 2021 году – ИФ) мы предлагаем создать отраслевой центр компетенций по формообразованию крупногабаритных обводообразующих деталей самолетов, где вуз будет осуществлять научно-технологическое сопровождение. За счет такого проекта можно организовать в РФ серийное производство крупногабаритных деталей обшивки самолетов из металлических сплавов, не уступающих лучшим мировым аналогам. Такой проект важен для производства Бе-200, Ил-112, тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А и других изделий. Кстати, в настоящее время мы работаем с АО "Авиастар-СП" – разрабатываем технологию формообразования панелей крыла для Ил-76.

Для центра компетенций мы сейчас строим специальный ангар, куда, как ожидается, переедет та самая установка формообразования панелей крыла Бе-200. И я в целом полагаю, что мы в вузе, в институте, можем делать не только опытно-промышленные установки, как это было ранее, но и производить промышленное оборудование. Конечно, на Airbus мы не претендуем, а вот рынок Индии и Китая нам под силу. Технологии этих страны вытекают из советских и российских, и наш опыт здесь будет вполне востребован.

- Если говорить о стратегических направлениях развития института, то на что вы сейчас делаете ставку?

- Есть три магистральных направления развития машиностроительного направления ИРНИТУ в рамках программы "Приоритет-2030". Первое – это, конечно, цифровые производственные технологии. Я имею в виду цифровое моделирование и проектирование технологий. Второе – это композиты. Это очень перспективная сфера, в первую очередь, для авиации. Я думаю, вы знаете, что при производстве МС-21 используется композитное крыло. Из-за введенных санкций с поставкой композитов возникли проблемы, но сейчас они решены. И российский композит, который изготавливает одно из предприятий "Росатома", нисколько не уступает американскому.

У нас в институте есть лаборатория обработки, ремонта и диагностики композиционных материалов. Сотрудники лаборатории работают над кандидатскими и докторскими диссертациями по этой тематике. К слову, мы создали технологию и инструмент, которые применяются при обработке отверстий в стыке крыла и центроплана МС-21.

И в случае с этим "композитным" направлением мы, конечно, рассчитываем на сотрудничество с АО "Аэрокомпозит" в проекте создания российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.

И, наконец, третье перспективное направление - аддитивные технологии. Сами по себе такие технологии отнюдь не новые, они известны с прошлого века, суть их такая: это послойное изготовление изделий (объектов) с добавлением (наплавлением) материала. В последние годы такие технологии получили новое развитие благодаря появлению более совершенных компьютеров и 3D-принтеров.

Наша задача состоит в том, чтобы совместить аддитивные технологии с традиционными (поверхностным упрочнением, ультразвуковой, плазменной и лазерной обработкой - ИФ). То есть мы стремимся к созданию гибридных технологий. Это непросто. Поясню, сейчас конструкции, созданные по аддитивным технологиям, не могут сопротивляться циклическим нагрузкам. А нам надо создать технологический гибрид, который обеспечит длительный ресурс изделий. В рамках этого проекта в институте будет создана опытная установка, а в будущем мы хотим разработать роботизированную систему, при помощи которой можно будет изготавливать различные объекты в промышленных масштабах.

- И где это можно использовать?

- В ракетостроении, судостроении и, конечно, в авиационной отрасли. Мы здесь стремимся занять лидирующие позиции. В авиации сейчас ничего подобного нет. Тот же Иркутский авиазавод сосредоточен на серийном производстве, ему просто некогда заниматься этим. А мы можем.

- Институт выпускает инженеров не только для авиационной промышленности, но и для машиностроительной и транспортной отраслей. Очень часто в СМИ фигурирует кафедра автомобильного транспорта…

- На данной кафедре две научных школы. Одна из них занимается созданием измерительных комплексов и экспертно-диагностических систем для автомобилей. Они работают с "АвтоВАЗом", "КАМАЗом", с партнерами из Китая, Польши, Вьетнама и других стран.

Другая, тоже очень сильная, школа моделирует транспортные потоки. Администрация города Москвы регулярно привлекает специалистов этой школы к проектированию столичных транспортных развязок. Но наши ученые и студенты также выполняли подобные научно-исследовательские работы для Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Читы, и, конечно, Иркутска.

Но, вообще говоря, у нас в институте восемь кафедр: пять выпускающих, две общеинженерных и одна базовая.

- Учиться у вас сложно?

- Сложно, но интересно. Наш выпускник - инженер-механик сможет найти работу в любой отрасли. Как показывает практика, ребята потом могут спокойно проектировать, к примеру, механические устройства с компьютерным управлением, например, промышленные роботы. Сейчас для отечественного производства это важная тема.

- Сколько сейчас студентов и сотрудников в институте?

- На очной форме более 1,3 тыс., заочно учатся еще около 1 тыс. Аспирантов у нас 56 человек, магистрантов – несколько десятков. Преподавательский состав – это около 110 человек. Полтора десятка докторов и более 80 кандидатов наук. Несколько десятков инженерно-технических работников.

- И куда же потом идут работать ваши выпускники?

- Главный работодатель – это, конечно, Иркутский авиационный завод. Остальных перечислить достаточно сложно, т.к. их очень много. Достаточно наших выпускников работает и за границей, например, в Израиле и США. Не стоит забывать, что окончившие наш институт идут, скажем так, и в другие высокотехнологичные отрасли промышленности.

- Каким вы видите институт через 10 лет?

- Стратегически это должна быть своего рода корпорация, которая будет формировать научно-техническую повестку для российских предприятий. Работающие в институте ученые обязательно должны являться участниками НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – ИФ) и быть главными специалистами в своих отраслях. Мы хотим работать в консорциуме с лидерами промышленности, выйти на международный уровень, и, конечно, наши выпускники должны быть трудоустроены в ведущих корпорациях России и мира, входящих в список Forbes Global 2000.

Полностью погашены крупные долги по зарплате перед работниками обанкроченной кузбасской шахты Алексиевская

Главные события

Полностью погашены крупные долги по зарплате перед работниками обанкроченной кузбасской шахты Алексиевская

Тест на токсичность

Точка зрения

  • Пожар с пятью погибшими в Иркутской области мог произойти из-за неисправности электрооборудования 1 января, 11:09
  • Правила поведения на льду Байкала разработали в Иркутской области 31 декабря 2021, 10:29
  • Мэрия Новосибирска объявила аукцион на финальный этап строительства станции метро "Спортивная" за 631 млн рублей 30 декабря 2021, 11:27
  • Иркутская область вновь хочет привлечь 9 млрд руб. краткосрочных кредитов, готова на повышенную ставку 30 декабря 2021, 11:20
  • ТРЦ в Иркутске закрыли на 30 суток из-за нарушений требований пожарной безопасности 30 декабря 2021, 10:55
  • Пожар с пятью погибшими в Иркутской области мог произойти из-за неисправности электрооборудования 1 января, 11:09
  • Правила поведения на льду Байкала разработали в Иркутской области 31 декабря 2021, 10:29
  • Мэрия Новосибирска объявила аукцион на финальный этап строительства станции метро "Спортивная" за 631 млн рублей 30 декабря 2021, 11:27
  • Иркутская область вновь хочет привлечь 9 млрд руб. краткосрочных кредитов, готова на повышенную ставку 30 декабря 2021, 11:20
  • ТРЦ в Иркутске закрыли на 30 суток из-за нарушений требований пожарной безопасности 30 декабря 2021, 10:55

Сетевое издание “Интерфакс-Россия”. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015.

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Еще в июне 2017 года информация о возможном применении допинга одним из врачей спортивной школы была направлена в правоохранительные органы.

Спасибо за помощь. Вы можете закрыть это окно, или оно будет автоматически закрыто через 10 секунд.

Фото: из личного архива

Об авторе: Александр Чулок, кандидат экономических наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Перемены придут, откуда не ждали

В большинстве мировых прогнозов человек будущего неразрывно связан с технологиями: как в умеренно-консервативных сценариях, которые предполагают лишь дальнейшую технологическую модернизацию отраслей экономики и цифровизацию общества, так и в футурологических, по которым уже к 2050 году нас ждет и бессмертие, и колонизация Марса, и метавселенная, и управление природными явлениями.

Реальность, с который мы столкнемся в ближайшие 15 лет, скорее всего, будет представлять собой комбинацию отдельных элементов этих широко обсуждаемых сейчас прогнозов и форсайтов (научно обоснованных оценок перспектив будущего. — РБК).


От новых технологий — к новым вопросам

Вместе с лавинообразным нарастанием количества новых технологий, проникающих в нашу жизнь, все больше начинают обостряться фундаментальные противоречия и вопросы, ранее казавшиеся очевидными.

Яркий пример — это вопросы, связанные с возрастом. По данным недавнего опроса ВЦИОМа, 78% россиян верят в возрастные кризисы, причем каждый десятый из них находится в нем сейчас. Но что на самом деле скрывается за этим понятием? Происходит ли кризис исключительно из-за гормональной перестройки организма или триггерами в первую очередь выступают накопившиеся психологические проблемы?

Уже сейчас набирают обороты креативные сектора экономики, применение ИИ и других передовых технологий в музыкальной сфере, живописи, спорте. Причем большинством из них можно управлять буквально со своего смартфона, скачав нужное приложение. Что, если основным креативным классом через 15 лет окажется не молодежь, а как раз сегодняшние 40−50 летние?

Особые ожидания связаны с передовыми цифровыми и биомедицинскими технологиями, которые на рубеже 2030-х годов могут буквально совершить революцию в лечении болезней.

Они могут позволить перейти от устранения заболеваний post factum (этот подход до сих доминирует даже в развитых странах) к их предупреждению и своевременному купированию в рамках точечной, умной, предиктивной и персонифицированной медицины. Разработки новых технологий и лекарств позволят говорить если не о бессмертии (как прогнозируют некоторые футурологи), то по крайней мере о значительном увеличении средней продолжительности жизни. Важный вопрос, который может еще сильнее расколоть общество и усилить социальное неравенство, — для всех ли?


Готовы ли мы к переменам?

Картину будущего могут смазать уже ставшие очевидными джокеры (события с низкой вероятностью, но масштабными эффектами. — РБК), связанные, например, с появлением новых вирусов, для которых не будут успевать разработать вакцины. Угрозу несут и устойчивые к антибиотикам бактерии, и возможные пандемии психологических заболеваний, масштабных панических атак, проблем, вызванных ускоренной цифровизацией экономики и общества.

Все важнее становится вопрос, смогут ли люди принимать инновации и новые технологии: во многих странах этот вопрос стоит уже не перед учеными, а перед правительствами. События последних лет наглядно продемонстрировали, что преимущества даже самых передовых технологий моментально девальвируются человеческой неготовностью, отторжением и научной дремучестью. Эти факторы зависят от образования и от семьи, а значит, на них нельзя повлиять быстро. Каким будет поколение 2030−2040 годов, которым сейчас закладывают основы восприятия мира, — большой вопрос.


Без чего точно не обойтись в будущем

Один из ключевых вопросов, волнующих современных экономистов, — что станет с рабочими местами и профессиями — не раз ставили наши предшественники перед началом каждой новой промышленной революции. Всемирный экономический форум, задающий публичный тон этой дискуссии, сообщает о 85 млн рабочих мест, потерянных для человечества к 2025 году, и 97 млн новых. В России, по оценкам бывшего министра экономического развития Максима Орешкина, благодаря развитию цифровой экономики к этому сроку появится 3 млн рабочих мест. Но сколько исчезнет?

Специалисты обсуждают поиск баланса между hard, soft и digital-навыками как главный вопрос современности. Но искать ответ на него нужно не из настоящего, как часто привыкли делать, линейно экстраполируя тренды, а из будущего.

Один навык, похоже, точно сможет перейти в ближайшее будущее, — это умение видеть возможности в сложной, неопределенной среде, то есть смекалка. Этот навык уже несколько лет лидирует в качестве главной компетенции эффективного менеджера будущего (по данным ежегодного опроса ассоциации менеджеров и Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ). В 2021 году ее необходимость отметили более 70% менеджеров крупных и средних компаний.

Фото:Unsplash

Но самой по себе смекалки недостаточно: она должна сочетаться с разумным балансом между креативностью и критичностью и базироваться на глубинном знании будущего и современных бизнес-моделей. Умение работать с будущим, скорее всего, станет одной из важных черт образованного человека 2025−2030 годов.

Как мы смотрим в будущее и что в нем видим?

Вопросы о будущем во многих странах — уже не предмет дискуссий футурологов, а часть программных планов государства и крупных компаний.

Пока в России профессиональное сообщество организовывало диалог вокруг 2030 года, Китай, США, Япония, Германия и многие другие страны определяли контуры 2050 года.


Как представляли технологическое будущее 15 лет назад

(приведены технологии, которые реализуются или уже реализованы по состоянию на 2021 год)

Медицина, биотехнологии

  • Ранняя диагностика всех форм рака по результатам исследования крови.
  • Автоматические устройства для определения патогенов и оценки их лекарственной чувствительности и резистентности в течение одного часа.
  • Генетические и белковые маркеры для ранней диагностики невынашиваемости беременности.
  • Приборы для неинвазивного определения глюкозы в крови.
  • Технологии лечения заболеваний пищеварительного тракта с использованием микророботов.
  • Нейрокомпьютерный интерфейс для мысленного управления компьютером или наложения сигналов на мозг в режиме онлайн (для реабилитации больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной и периферической нервных систем).
  • Генная терапия рака.
  • Методы трансплантации нервных стволовых клеток для восстановления двигательной системы после паралича.
  • Технология имплантации эндокринных органов.
  • Технология нейровизуализации мозговой деятельности.
  • Искусственная кровь.
  • Искусственный глаз.
  • Искусственная кость (из полимерных материалов).
  • Искусственная кожа и хрящевая ткань.
  • Роботы, обеспечивающие уход за инвалидами при физических и психических заболеваниях.
  • Система для хранения на одном носителе информации всех медицинских данных о пациенте, включая результаты исследований, историю болезни и назначения.

Нанотехнологии и новые материалы

  • Лазеры на квантовых точках.
  • Супергидрофобные покрытия.
  • Разработка фильтров и мембран на основе наноматериалов для очистки воды, воздуха, опреснения воды.
  • Наноструктурированная ткань для биоактивной одежды.

Энергетика и энергоэффективность

Информационно-коммуникационные технологии

  • Широкое распространение технологий, предусматривающих интегрирование услуг, предоставляемых через интернет, включая различные виды аутсорсинга, в процессы деятельности организаций.
  • Технологии использования больших массивов цифровых биомедицинских данных.
  • Система круглосуточного мониторинга важнейших физиологических параметров человека.
  • Единая национальная система управления транспортом и транспортной инфраструктурой.

Оценки автора на основании: Соколов А.В. 2007. Будущее науки и технологий: результаты исследования Дельфи. Форсайт, Т. 3. № 3. С. 40–58. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России на период до 2025 года. М.: Минобрнауки, 2008.

Некоторые ключевые приоритеты и технологии мировых форсайтов до 2045–2050 годов

Индонезия-2045: ключевые вызовы

Китай-2050: становление великой современной социалистической страны (цели и задачи)

  • Завершить создание национальной системы непрерывного образования (lifelong learning system).
  • Обеспечить значения ключевых показателей здравоохранения на лучшем мировом уровне, включая ожидаемую продолжительность жизни — 81 год к 2050 году.
  • Создать экосистемы для гармоничного сосуществования человека и природы.
  • Сократить выбросы CO2 до половины уровня 1990 года, поднять долю возобновляемых источников энергии до 55%, сократить потребление угля до 25−30%.
  • Китай-2050 — крупнейшая мировая экономика, лидер в науке и технологиях. Страна, реализовавшая социалистическую модернизацию и омоложение нации, базируясь на опыте в 5 тыс. лет.
  • Довести долю индустрии культуры в ВВП к 2035 году до 7% (5% в 2020 году), долю расходов на здравоохранение — 10,3% (7,4% в 2020 году).

Европа-2040: пять сценариев постковидного развития

Япония: 11-й форсайт по методу Дельфи — ориентиры 2040−2050

  • Общество 5.0 — человекоцентричное общество, использующее все достижения передовых технологий для обеспечения достойной жизни каждому.
  • Развитие городов, устойчивых к потрясениям и природным катаклизмам.
  • Освоение космоса, суши, морей и океанов, в том числе с использованием предиктивной аналитики на больших данных и новых энергетических технологий.
  • Развитие ИКТ, аналитики и сервисов, включая приложения для бизнеса, науки и общества, институциональный дизайн, восприятие технологий обществом.

Читайте также: