Наследники персов какие современные нации

Обновлено: 02.07.2024

Когда спрашивают, какая вера у персов, обычно имеют в виду Исламскую Республику Иран, ведь именно так сейчас называется это государство.

Представители этого древнейшего народа много веков исповедовали древнейшую в мире религию — зороастризм. Зороастрийцами были персидские цари вплоть до VII века, когда арабы завоевали Иран и принесли с собой в страну ислам.

В настоящее время подавляющее большинство иранцев мусульмане, но огнепоклонники и их храмы есть и в современном Иране: например, в Йезде можно увидеть священное пламя, которое не гаснет уже более 7 веков.

Более 90% иранцев — это мусульмане-шииты

Отвечая на вопрос: какая религия у персов, необходимо помнить, что подавляющее большинство жителей Ирана исповедуют ислам.

Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, 90-95 % населения составляют шииты, 5-10 % — сунниты, оставшиеся 0,6 % — религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других.

Таким образом, официальная религия Исламской Республики Иран — это ислам.

Так как Иран — это исламская республика, то это положение закреплено в Конституции государства, при этом ислам в стране шиитский джафаритского толка.

Шииты признают Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Муххамеда, а джафаризм — это школа исламского права (фикха).

При этом уважение оказывается и другим школам ислама, и их последователи могут действовать согласно своим обычаям.

В Иране кроме ислама признаются только зороастризм, иудаизм и христианство, как религиозные меньшинства. Конституция Исламской республики говорит об этом так:

Положение даже представителей признаваемых немусульманских религий в Иране напоминает гетто. Вот несколько примеров:

  • в Исламской Республике Иран все вступающие в брак должны принадлежать к одной религии;
  • если межконфессиональный брак заключен в другой стране, а иранское законодательство признает такие браки, то рожденный ребенок, если один из родителей принадлежит к исламу, считается иранским государством мусульманином;
  • граждане Ирана, а также иностранцы — представители немусульманской религии в Иране должны придерживаться исламской формы одежды (в частности, женщины должны носить на публике платок, вид удлиненного пальто, под ним брюки).

Зафиксированы случаи гонений на христиан, в основном протестантов, и последователей бахаизма. Иранский посол в Москве Резе Саджади в 2011 году на вопрос, почему запрещена религия бахаев, ответил следующим образом:

Древняя религия Ирана — это зороастризм

Религия древних жителей Ирана (Персии) — зороастризм. Это первая монотеистическая религия, которая господствовала в стране до завоевания её арабами. Основал ее проповедник Заратустра около 600 года до н.э.

Эта религия древних персов провозглашало непримиримую борьбу между злым духом Ариманом и богом Ахурой Маздой. Согласно зороастризму, человек принимает решения, находясь между этими двумя силами. Заратустра отрицал древние персидские культы.

Несмотря на то, что в наше время государственной религией Ирана признан ислам, последователи Заратустры считаются в стране официально признанной религиозной группой.

Зороастризм был государственной религией Ирана при династии Сасанидов до момента, когда Иран оккупировали арабские завоеватели, принесшие в страну ислам. В 651 году они захватили Иран и зороастрийских текстов, а также многие святилища этой религии были разрушены.

В наше время приверженцев зороастризма в стране насчитывается не более 60 000 человек. Они преимущественно проживают в городах Тегеран, Керман, Йезд, Шираз, Исфахан, Захедан и Ахваз.

Депутату от еврейской общины в Иране запрещено упоминать государство Израиль

В исламской Республике Иран иудаизм признан одной из трех официальных религий. Его исповедует примерно 35 000 человек.

Все они компактно проживают в крупных городах страны, таких, как Тегеран, Исфахан и Шираз. При этом в Иране иудеев больше чем в других мусульманских странах.

В Иране достаточно мягкое отношение к евреям сформировалось тогда, когда персидский царь Кир Великий освободил их из Вавилонского плена.

Положение евреев в стране менялось на протяжении всей ее истории. Они до сих пор помнят, что именно персидский царь Кир освободил их общину от вавилонского пленения и позволил вернуться в Израиль.

При монголах положение евреев в Иране на некоторое время стало почти равным с мусульманами, но при тюркской династии Сефевидов (правила в 1501-1722 гг.) иудеев стали насильно обращать в ислам.

После обострения ирано-израильских отношений в Новое Время в период с 1949 по 1979 гг. из Ирана уехало около 60000 евреев, а с 1979 года, после исламской революции, из Ирана уехало еще 50000 человек.

Отношение в Иране к представителям иудаизма достаточно терпимое, так, например, им разрешено пить вино и соблюдать субботу, но еврейские женщины должны ходить на улице в платке, как это принято у мусульманок Ирана, а мужчины без западных галстуков.

Кроме того, депутату от еврейской общине в Меджлисе запрещено упоминать Государство Израиль, так как оно враждебно Исламской Республике Иран.

Христиане в Иране признаны религиозным меньшинством

Она дала свои плоды и уже к IV веку в столице Древнего Ирана Ктесиыоне появляется собственный епископ. Первоначально местная знать, исповедавшая зороастризм, относилась к христианам недоверчиво и начала гонения на них.

В V веке персидские христиане приняли сторону патриарха Нестория, поддержав его в расколе.

Именно поэтому несторианство стало поддерживаться династией Санасидских шахов. Кроме того, в Ктесифоне образовалась независимая Церковь Востока, в которой объединилось большинство иранских христиан.

Большинство из них было сирийцами, поэтому сирийский язык стал официальным языком этой церкви. После арабского завоевания несторианская церковь сохранилась и продолжила свою деятельность, но численность несториан неуклонно снижалась на протяжении Средних веков.

Когда во времена правления Сефеидов территория современной империи вошла в состав Персии, в Иране появляется большое количество последователей Армянской апостольской церкви.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией.

Неэтнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями как вероотступники.

Этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т. д. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана.

На 2006 год в Иране насчитывалось 109 415 христиан (0,155 % населения).

Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств — армянами, грузинами и ассирийцами. Численность католиков в Иране составляет около 21.400 человек (латинского обряда — около 10.000 человек, армянского обряда — около 8.000 человек и халдейского обряда — около 3.400 человек).

В стране проживают также индийские католики из Гоа и Мангалора, которые не имеют собственных церковных структур. В настоящее время в Иране существуют 4 архиепархии и 2 епархии различных католических церквей.

Община РПЦ в Иране не превышает 100 человек

На территории Ирана восточное христианство исповедуют представители национальных меньшинств: часть армян, грузины, ассирийцы. Территория страны входит в Тегеранскую, Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ.

Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Он высказал её в своем послании к персидскому шаху Солтану Хусейну.

В настоящее время в Иране действуют три храма — Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году.

В городе Бушере — в поселке российских специалистов, строящих АЭС, — действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Современная тегеранская община РПЦ не превышает численности 100 человек. В основном она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов.

Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны

Московский Патриархат ведет диалог с шиитским духовенством, начиная с 1995 года. Именно тогда будущий Патриарх Московский и Всея Руси впервые посетил Тегеран. Это было связанно с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране из ведения РПЦЗ в ведение РПЦ.

При этом власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата.

Притеснения христиан в Иране связанно с поведением протестантов

Кроме того, иранские спецслужбы утверждают, что христианские миссии занимаются подрывной деятельностью в пользу западных держав. Кроме того, иранские законодатели также готовятся ввести смертную казнь за попытки перейти из ислама в христианство.

В большей степени подозрения в сотрудничестве с западными спецслужбами со стороны иранских властей справедливы по отношению к протестантским деноминациям. Именно с их представителями происходит наибольшее число скандалов.

Согласно конституции, все граждане Ирана равны перед законом, и все в одинаковой степени защищаются законом. Тем не менее, власти Ирана зачастую подвергают христиан ограничениям в таких социальных сферах, как образование, трудоустройство и правовая защита.

Иранские работодатели всегда требуют у соискателей указывать принадлежность к религии. Существует ограничение на занятие ряда государственных должностей.

Персы это один из народов иранской группы, их численность на текущий момент достигает порядка 50 миллионов человек. Персы это основной народ современного Ирана. Помимо Ирана персы проживают и в других странах, больше всего их в Турции, Афганистане, Бахрейне, Ираке.

Персы (Иранцы)

История персов

История это народа берёт свой начало примерно 3000 лет назад.

В древние времена

Первые упоминания о персах можно встретить ещё в 836 году до нашей эры. Тогда так называли людей проживающих в одном регионов находящихся южнее озера Урмия.

VII век до нашей эры ознаменовался активным расселением персов на территории иранского плато в регионе Аншана. Именно эта местность и является колыбелью персидской государственности и персидского языка. Как показывают современные исследования ещё в древние времена персидский язык использовался также и в соседних областях, впервую очередь в Кемране и Мекране. Геродот считал людей проживающих в этих регионах также персами.

В V веке до нашей эры начались греко-персидские войны в те времена персов многие считали варвара, по уровню организованности их армия уступала греческой, однако, сами греки видели в персах очень серьёзных противников.

В VI веке до нашей эры Ахеменидская Империя получила большое влияние, её главным этносом были персы, поэтому о них очень многие узнали в регионе средиземноморья.

Сасанидская эпоха

Серьёзное влияние Ахеменедиской Империи привело к тому, что многие народы которые входили в неё, а также соседние народы были персезированы, то есть активно принимали обычаи и культуры персов, а также их жизненные уклад. Тем не менее персидский язык в те времена ещё не распространялся за пределы самой империи.

Такое положение дел изменилось после возвышения сасанидов, что произошло примерно в III веке до нашей эры. В этот период персидский язык стал основным на территории иранской империи, также он стал основным языком зороостризма, которая являлась в те времена основной государственной религией.

В результате этого персидский язык начал распространяться на Север и Восток, вытесняя многие другие языки. Такое положение дел привело к формированию нового персидского этноса, который включал в себя уже практически все регионы современного Ирана.

Исламский мир

Несмотря на арабское завоевание Ирана в VII веке, персизация большинства регионов Ирана не закончилась. В некоторых областях Ирана, впервую очередь в таких как Тохаристан, Кабул и Маверанахра начал активно использоваться для исламизации местного населения. Процесс исламизации, также был активно связан с процессом персизации. Данный процесс также начал распространяться и на многие другие области современного Ирана, а также на области находящиеся с ним по соседству.

Наше время

На текущий момент персидским языком владеет 90% населения Ирана.

Религия

На протяжении истории основная религия у такого народа как персы периодически менялась. Самой первой основной религией был зороастризм, она была такой во времена Сасанидской Империи. В те времена активно возводились зороастрийские храмы по всей территории Империи. Жрецы в таких храмах имели серьёзную власть и оказывали большое влияние на население Империи.

Эпоха Омейядов ознаменовалась постепенной исламизацией персов. Им просто придавали статус мавали (клиент) для различных арабских племён, которые вторгались в Иране в те времена. Аббасиды проводили необходимую политику для того, чтобы сделать ислам более интернациональной религией. Это привело к тому, что в данную религию начали обращаться многие не арабские племена, в том числе и персы.

Изначально большинство персов были суннитами, однако, серьёзное шиитское влияние, которое исходило из иракских городов, что привело к серьёзному религиозному переформатированию персов и уже большая их часть стала шиитами. Большой вклад в это внесла династия Сефевидов, которая утвердила шиизм в качестве государственной религии. На данный момент шиитами является 90% населения Ирана. Сейчас на территории Ирана находится Мавзолей Имама Резы одна из самых известных шиитских святынь.

Всего: около 67 миллионов
Иран : 47 513 000-50 629 000 [1] [2]
Афганистан : 14 917 696
Таджикистан : 6 094 132 [3]
Узбекистан : 3 000 000
Ирак : 455 000 [4]
Катар : 73 000
Франция : 3 000
Кувейт : 60 000
Индия : 60 000
ОАЭ : 57 000
Бахрейн : 48 000
Израиль : 40 000
Азербайджан : 1 000
Турция : 31 000 [5]

Пе́рсы, (перс. فارسی‌زبان ‎ [fɒːrsi-zæbɒːn], перс. ایرانی ‎ [irɒːni], перс. فارس ‎ [fɒːrs], устар. перс. پارس ‎ [pɒːrs]) — иранский народ, этнолингвистическая общность многочисленных региональных групп населения Ирана и некоторых прилегающих стран, для которой родным языком является персидский, представленный разнообразными диалектами. Крупнейшая и ведущая составляющая иранской нации, объединяемая общей оседлой земледельческой и городской культурой.

Содержание

Этногенез и терминология

В древности

Этническое имя персов впервые упоминается в 836 г. до н. э. в виде Parsuaš — названия одной из областей южнее озера Урмия в архивах ассирийского царя Салманасара III. С Парсуа воюет в 743 г. до н. э. царь Тиглатпаласар. В 639 г. до н. э. Парсуа и Аншан уже упоминаются как союзники Ассирии против Элама. [6]

В возвысившейся в VI в. до н. э. Ахеменидской империи персы были ведущим этносом, благодаря чему их имя стало широко известно в Средиземноморье (через др.-греч. Πέρσες ). В аршакидский период Парс (Персида) стала лишь одной из областей империи парфян, этноним которых однако стал известен в античном мире в юго-западноиранской (древнеперсидской форме).

В сасанидскую эпоху

В исламском мире

Персы и классический фарси

Аджамы

В наши дни

200px %D0%96%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0 (%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86)

magnify clip

magnify clip

Этноним فارس [fɒːrs] или پارس [pɒːrs] употребляется также редко, как и в классическую новоперсидскую эпоху.

Расселение

Составляя чуть более половины (51 %) [18] численности населения Ирана (более 35 млн.чел.), персы проживают по всей территории страны, однако большинство из них сосредоточено в центральных, южных и восточных областях. Традиционные области расселения персов представляют собой земледельческие искусственно орошаемые оазисы вдоль постоянных рек или в предгорьях, где выходят на поверхность кяризы. С началом активной урбанизации стремительно разрастаются персоязычные города, многие из которых превратились в промышленные города-миллионники (Тегеран, Мешхед, Кередж, Исфахан, Шираз, Кум).

Просто о самом главном: языковые семьи мира, их группы и народы, говорящие на них

Существует семь теорий происхождения языков, но ни одна из них не может до конца объяснить, откуда взялось такое разнообразие диалектов в мире. Даже сейчас, в XXI веке, некоторыми учеными всерьез рассматривается гипотеза о том, что когда-то в древности существовал единый праязык, понятный всем представителям человечества. Но из-за того, что человек решил построить Вавилонскую башню до небес, Бог смешал праязык, чтобы люди перестали понимать друг друга и каждый говорил на своем наречии.

Верить в это или нет, каждый для себя решает сам. Ниже мы приведем несколько познавательных фактов о языковых группах и народах, говорящих на них.

Самая большая языковая семья

Ученые, изучая разные наречия, пришли к выводу, что многие из них родственны друг другу, то есть у разных народностей есть некоторая общность в грамматических построениях предложений или имеются примерно одинаково звучащие слова.

Все это свидетельствует о том, что когда-то племена, говорящие на тех или иных языках, использовали похожие наречия. Разделившись или покинув общее место проживания, диалекты каждого из этих народов приобрели свои особенности.

Сейчас все нации мира классифицируются по принципу языковых семей. Самая большая из них – индоевропейская. К ней относятся следующие группы:

[interesting]Интересный факт: люди, говорящие на наречии романской группы, расселились по Латинской Америке. Теперь это аргентинцы, бразильцы, уругвайцы и прочие народы данного континента.[/interesting]

Другие не менее важные языковые семьи

Индоевропейская конгломерация языков – самая крупная, но ии нации, говорящие на этих наречиях, занимают самую большую территорию на Земле. Они расселились всех континентах. Из других языковых семей можно выделить следующие группы:

[interesting]Интересно: спорным остается вопрос, к какой семье отнести японский и корейские языки. Большинство ученых-лингвистов склоняются причислять их к алтайской группе.[/interesting]

Еще выделяют австронезийскую семью в языках. К ней относятся народы, проживающие в Индонезии и на островах Полинезии, Микронезии и Фиджи.

Также существует отдельно африканская по происхождению нигеро-кордофанская семья. Народы ее групп живут на территории Африки во всех частях континента. Это зулусы, конго, банту, тегали, волоф и многие другие.

Самая небольшая языковая семья – дравидийская, которая включает в себя племена, проживающие в Южной Индии и на острове Шри-Ланка. Однако народности, относящиеся к этой семье, довольно многочисленны. Например, людей, говорящих на каннара, насчитывается 45 миллионов человек, а на телугу – 75 миллионов.

Языковые семьи и языковые группы языков.

yazykovye semi yazykov

Языковые семьи языков.

Лингвисты установили более ста основных языковых семей языков. Предполагается что языковые семьи не связанны друг с другом, хотя имеется гипотеза о едином происхождении всех языков от единого языка. Основные языковые семьи приведены ниже.

Как видно из списка

45% населения Земли говорит на языках индоевропейской семьи языков.

Языковые группы языков.

Индоевропейская семья языков.

indoevropejskaya semya yazykov

Индоевропейская семья языков — самая распространённая в мире языковая семья. Число носителей языков индоевропейской семьи превышает 2,5 млрд. человек, которые живут на всех обитаемых континентах Земли. Языки индоевропейской семьи произошли в результате последовательного распада индоевропейского праязыка, начавшегося порядка 6 тысяч лет назад. Таким образом все языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка.

Индоевропейская семья включает в себя 16 групп, включая 3 мертвые группы. Каждая группа языков может делиться на подгруппы и языки. В таблице, представленной ниже, не указаны более мелкое деление на подгруппы, а так же отсутствуют мертвые языки и группы.

Классифиция языков объясняет причину сложности изучения иностранных языков. Носителю славянского языка, который относятся к славянской группе индоевропейской семьи языков, легче изучить язык славянской группы, чем язык другой группы индоевропейской семьи, такие как языки романской группы (французский) или германской группы языков (английский). Еще сложнее изучить язык другой языковой семьи, к примеру китайский язык, который не входит в индоевропейскую семью, а относится к сино-тибетской семье языков.

Выбирая иностранный язык для изучения, руководствуются практической, а чаще экономической стороной дела. Для получения хорошо оплачиваемой работы, выбирают в первую очередь такие востребованные языки, как английский или немецкий языки.

Аудиокурс VoxBook поможет вам в изучении английского языка

Дополнительные материалы по языковым семьям.

Ниже представленя основные языковые семьи и языки входящие в них. Индоевропейская языковая семья разобрана выше.

Сино-тибетская (китайско-тибетская) языковая семья.

kitajsko tibetskaya yazykovaya semya

Алтайская языковая семья.

altajskaya yazykovaya semya

Австронезийская языковая семья.

avstronezijskaya yazykovaya semya

Языки австронезийской языковой семьи распространены в Тайване, Индонезия, Явы — Суматры, Бруней, Филиппины, Малайзия, Восточный Тимор, Океании, Калимантана и Мадагаскара. Это одна из крупнейших семей ( число языков свыше 1000, число говорящих свыше 300 мил. чел.). Делятся на следующие группы:
● западные австронезийские языки
● языки восточной Индонезии
● океанийские языки

Афразийская (или семито-хамитская) языковая семья.

afrazijskaya ili semito hamitskaya yazykovaya semya

● Семитская группа
・ Северная подгруппа: айсорский.
・ Южная группа: арабский; амхарский и др.
・ мертвые: арамейский, аккадский, финикийский, хананейский, древнееврейский (иврит).
・ иврит (возрожден государственный язык Израиля).
● Кушитская группа: галла, сомали, беджа.
● Берберская группа: туарег, кабил и др.
● Чадская группа: хауса, гвандараи др.
● Египетская группа (мертвая): древнеегипетский, коптский.

Дравидская языковая семья.

dravidskaya yazykovaya semya

Австроазиатская языковая семья.

avstroaziatskaya yazykovaya semya

Японская (японо-рюкюсская) языковая семья.

yapono ryukyusskaya yazykovaya semya

Корейская языковая семья.

korejskaya yazykovaya semya

Тай-кадайская языковая семья.

taj kadajskaya yazykovaya semya

Уральская языковая семья.

uralskie yazykovaya semya

Уральские языковая семья, включает две группы — финно-угорскую и самодийскую.
●Финно-угорская группа:
・прибалтийско-финская подгруппа: финский, ижорский, карельский, вепсский языки, эстонский, водский, ливский языки.
・волжская подгруппа: мордовская язык, марийский язык.
・пермская подгруппа: удмуртский, коми-зырянский, коми-пермяцкий и коми-язьвинский языки.
・угорская подгруппа: хантыйский и мансийский, а также венгерский языки.
・саамская подгруппа: языки на которых говорят саамы.
●Самодийские языки традиционно делятся на 2 подгруппы:
・северная подгруппа: ненецкий, нганасанский, энецкий языки.
・южная подгруппа: селькупский язык.

Персидский язык

Современный персидский — плюрицентрический язык (диасистема), распадающийся на четыре близкородственных варианта, признанных официальными в качестве отдельных национальных языков в четырёх странах Азии: Иране, Афганистане, Таджикистане, некоторых регионах северо-западного Пакистана. Из них наибольшей известностью и влиянием обладает западный персидский язык (западный фарси, собственно фарси), что обусловлено и бо́льшим количеством носителей, и бо́льшим экономическим потенциалом Ирана. Восточный вариант персидского языка представлен языками

дари́ (фарси́-кабули́), пушту, таджикский (забони точики́, форсии точики́).

Фарси широко распространён в Иране в качестве родного языка иранцев), составляющих около 58 % населения страны (более 40 млн чел.), а также в качестве второго языка межэтнического общения, языка литературы, СМИ и прочих сфер жизни для представителей других народов страны. Небольшие персоязычные группы распространены также в странах Персидского залива: Бахрейне, Ираке, Омане, Йемене, ОАЭ.

Дари распространён в Афганистане.

Пушту распространён в Афганистане и Пакистане.

Таджикский язык в Таджикистане и прилегающих районах Узбекистана.

На протяжении многих веков, начиная с X—XII вв., фарси выполнял функции языка международного общения, языка культуры и науки на большом пространстве востока исламского мира и оказал значительное влияние на все языки региона от Турции, Кавказа и Крыма до Центральной Азии и Индии. Литературный и разговорный фарси оказал заметное влияние на развитие других иранских, тюркских и новоиндийских языков.

Письменность языков фарси и дари — персидский алфавит, созданный на основе арабского письма, дополненного несколькими знаками для звуков, отсутствующих в арабском языке. Для таджикского языка используется кириллица (введённый в 1939 г.; приобрёл современный вид в 1998 г.).

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Карача́ево-балка́рский (карачаевский, балкарский) язы́к (къарачай-малкъар тил, таулу тил) — один из тюркских языков, язык карачаевцев и балкарцев. Современное название стало общепринятым с 1950-х годов.

Какие страны говорят на фарси языке?

Какие страны говорят на фарси языке? Персидский язык или язык фарси, является родным для 100 000 000 человек по всему миру. В основном он используется в Иране, Таджикистане, Узбекистане, Ираке, Азербайджане, Афганистане и ряде других государств.

В ряде государств он обладает иными официальными названиями (к примеру, дари – Афганистан, таджикский – Таджикистан). Объединяет данные языки то, что они в основе являются персидским языком.

Язык фарси

Фарси в настоящее время выступает в качестве продолжения Средней Персии, которая была продолжением Старой Персии. На среднеперсидском языке разговаривали во время царствования Сасанидской империи.

Фарси является языком, корни которого уходят далеко в древность, порядка 4000 лет до нашей эры. Представляет собой иранский язык, который также развивался на протяжении трех периодов (старый, средний и современный).

iranskij yazyk

Обратите внимание на то, что фарси выступает в качестве единственного иранского языка, который имеет прочную связь со всеми временными этапами своего развития, именно с филологической точки зрения.

Это говорит о том, что персидский язык, который используется в настоящее время, содержит в себе большое количество слов и словосочетаний, которые были актуальны в прошлом.

Язык обладает тремя разновидностями, а именно дари, таджикский и западно-персидский. В частности, на западно-персидском языке говорят в Иране, а также в государствах, которые входят в Персидский залив и Ирак.

persidskij zaliv

Различные разновидности персидского языка имеют местные диалекты, к примеру, хазараги (Пакистан, Афганистан), герати (Афганистан), терани (Иран).

Те страны, где персидский язык выступает в качестве официального языка, эксперты в области языка говорят о том, что местное население будут понимать друг друга, вне зависимости от места их проживания.

В результате носители фарси понимают друг друга и не ставятся различия между ними в зависимости от государства, где они имеют гражданство. Фарси, в связи с этим выступает в качестве уникального языка.

Кроме того, на письме в фарси используют арабское письмо, которое было перенято именно из арабского мира. Это связано с большими особенностями и схожестью данных языков.

В целом, фарси является довольно популярным языком в современном мире.

Если вы хотите прочитать, на каком языке говорят люди в Уэльсе, переходите по ссылке.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великие империи мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.


С 530 по 334 г. до н. э. на Древнем Востоке возникла одна из величайших империй Древнего мира — Персидская империя Ахеменидов. За довольно короткий срок персы, преодолев всевозможные препятствия, смогли вырваться из состояния варварства и создать свою собственную цивилизацию, известную не столько великими открытиями в науке и прекрасными произведениями искусства, сколько своими военными достижениями и созданием громоздкого деспотического государства.

У истоков цивилизации

Восточнее Междуречья простирается обширное Иранское нагорье, окруженное со всех сторон горами. На востоке оно граничит с долиной реки Инд, на севере доходит до Каспийского моря, а на юге — до Персидского залива. На большей его части расположены выжженные солнцем пустынные равнины Деште-Лут и Деште-Кевир (Большая Соляная пустыня). Дождей здесь всегда выпадало крайне мало, а немногочисленные реки были маловодны, многие из них пересыхали во время засухи, поэтому вода здесь являлась большой ценностью. Земледелием здесь можно было заниматься только на западе, в долинах рек, зато были хорошие условия для развития скотоводства: в жаркое время года скот перегоняли на тучные горные пастбища. Кроме того, горные районы были богаты лесом и природными ископаемыми, такими как медь, железо, серебро и свинец. Населяли Иранское нагорье многочисленные племена, некоторые из которых упоминаются в месопотамских летописях. Самым крупным племенным объединением, населявшим эту территорию, были эламиты, завоевавшие расположенный на плодородной равнине древний город Сузы и основавшие там могущественное государство Элам. В ассирийских летописях можно встретить также упоминания о населявших эти земли в IX в. до н. э. крупных союзах племен мидян и персов. В VII в. до н. э. на этой территории появилось сильное государство Мидия, а затем и Персидское царство, во главе которого стоял царь Кураш (Кир) Ахеменид. Следует отметить, что персидские правители считали своим родоначальником легендарного вождя Ахемена, жившего в VIII–VII вв. до н. э. Наибольшего могущества персидская держава достигла при преемнике Кураша — Кире II Великом.

Кир Великий (рис. 4) был одним из крупнейших вождей персов. Ни один из правителей прежде не обладал таким огромным государством и не одерживал столько блистательных побед, как Кир II.


Рис. 4. Кир II Великий

Считается, что именно он является подлинным создателем Персидского государства, объединившим под своей властью персидские племена — мидийцев и пасаргадов. Существует много легенд, рассказывающих о детстве и юности этого великого правителя, но почти в каждой из них подлинные исторические сведения причудливо переплетаются со сказочными преданиями. Одни легенды повествуют, что Кир был подкидышем, которого воспитали пастухи, в других рассказывается, что его, как Ромула и Рема, вскормили дикие звери.

Согласно сведениям, оставленным Геродотом, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага — Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Царь Астиаг, испугавшись пророчества, приказал знатному мидийцу Гарпагу убить младенца, но он отдал малыша пастуху и его жене, а те, вместо того чтобы оставить ребенка на съедение диким зверям, вырастили мальчика как собственного сына. Когда Киру было десять лет, за незначительный проступок его доставили к царю Астиагу, который признал в нем своего внука, заставил его приемного отца рассказать правду и жестоко наказал Гарпага за обман. Мальчика же в целости и сохранности отправили к настоящим родителям в Персию.

В VI в. до н. э. возник древнеперсидский календарь. Он состоял из двенадцати лунных месяцев по 29 или 30 дней, которые в сумме составляли только 354 дня, поэтому каждые три года добавляли еще дополнительный тринадцатый месяц.

Следует отметить, что не только персы были заинтересованы в создании огромной державы: почти все население Передней Азии давно нуждалось в сильном государстве, способном обеспечить безопасность торговых путей и относительную стабильность для деятельности финикийских и малоазийских купцов, заинтересованных в расширении своей торговли и открытии единого рынка между Западом и Востоком. На пути к созданию такого могущественного государства стоял Вавилон, который, несмотря на его мощные, почти неприступные стены, Кир Великий сумел взять осенью 539 г. до н. э. Тогда он проявил себя как величайший политик и дипломат: когда зажиточные граждане и жрецы без боя открыли персам городские ворота, жителям была обещана неприкосновенность, а для самого Вавилонского царства сохранена некоторая самостоятельность — Вавилон стал одной из резиденций Кира Великого.

После смерти Кира Великого на престол вступил его старший сын Камбиз. С его приходом к власти в разноплеменном и разноязычном Персидском государстве начались беспорядки. Справившись с ними, Камбиз решил предпринять поход в Египет. В 525 г. до н. э. благодаря своей огромной армии и флоту финикийцев, а также предательству командира греческих наемников и командующего египетским флотом Камбиз сумел покорить Египет и был провозглашен его фараоном, основав таким образом новую, XXVII династию.

Став фараоном покоренного Египта, Камбиз также мечтал о завоевании могущественного Карфагена. Но исполнить свои замыслы ему не удалось, так как финикийцы отказались предоставить ему флот для войны со своими соотечественниками, а совершать поход через палящие пески пустыни было крайне опасно. Одержимый победами царь не остановился и решил пойти вглубь африканского материка для покорения богатой золотом Нубии и западных оазисов. Однако экспедиция, направленная им на поиски оазисов, бесследно пропала в песках пустыни, а воины, посланные на завоевание Нубии, погибли — кто от нубийских стрел, кто от изнуряющей жары. Неудачи персов спровоцировали восстание египтян, но персидский властелин, возвратившись в Мемфис, сурово расправился с восставшими — все зачинщики были казнены. Пока Камбиз пребывал в Египте, начались волнения в самой Персии. За время его отсутствия власть в стране захватил его младший брат Бардия, хотя позднее Дарий I утверждал, что власть в стране под видом Бардии была захвачена магом и самозванцем Гауматой. Узнав об этом, Камбиз поспешил вернуться в Персию, но по дороге умер при загадочных обстоятельствах. В Персии началась великая смута: страна стала распадаться, государства, прежде завоеванные персами, начали возвращать себе самостоятельность. Одним из первых отделился Египет.

Таким образом, персам потребовалось лишь около тридцати лет, чтобы возникла великая военная империя. Как и другие подобные ей империи, Персидская была создана при помощи оружия и сохраняла свое превосходство до той поры, пока у власти стояли честолюбивые и отважные предводители.

На пике могущества

Осенью 522 г. до н. э. в результате борьбы за власть повелителем Персидского царства стал Дарий I, приходившийся дальним родственником Киру Великому. В наследство ему досталась мятежная Персия. Опираясь на свою армию, Дарий сумел вновь подчинить своей власти отделившиеся территории и страхом удержать их в повиновении. В ходе двадцати сражений, в которых погибли около 150 000 восставших, власть персидского царя была восстановлена на всей территории державы. Не имея возможности вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий усмирял одно восстание, а затем ту же армию, при помощи которой подавил первое восстание, бросал против других мятежников.

Надпись располагалась на высоте более 100 м над уровнем земли, высота ее вместе с рельефом составляла 7 м 80 см, а ширина — 22 м. Над текстом было помещено изображение верховного бога Ахура-Мазда, протягивавшего Дарию кольцо — символ власти. Сам царь был изображен в полный рост — 172 см, а за его спиной стояли копьеносец и лучник. Дарий попирал левой ногой мага Гаумату, пытавшегося захватить царский престол, рядом стояли скованные цепью девять царей, выступивших против царя. На востоке власть персов распространялась вплоть до реки Инд, на севере Дарий поработил области Средней Азии, а на западе дошел до Эгейского моря и захватил острова, им были вновь завоеваны Египет и Нубия. Таким образом, Персидская империя охватывала огромные территории в Азии и Африке.

Основную часть армии составляли персы, которые начинали служить с двадцати лет, а также мидийцы. Воины, находившиеся на службе, ежемесячно получали плату продуктами питания и всем необходимым. Вышедшие в отставку получали небольшие наделы земли и были освобождены от уплаты податей. В случае войны царь собирал огромное ополчение со всего государства: все народы, населявшие огромную ахеменидскую империю, были обязаны выделять для этого определенное количество воинов. В завоеванных землях персидские цари размещали военные гарнизоны; так, например, в Египте постоянно находилась армия в 10 000—12 000 человек. По свидетельству Ксенофонта (не позже 444 г. до н. э. — не ранее 356 г. до н. э.), царь ежегодно производил смотры своего войска, которое располагалось вокруг царской резиденции. В сатрапиях же смотры осуществлялись специально назначенными чиновниками. За хорошее содержание войска царь награждал сатрапов, за плохое — снимал с должности и строго наказывал.

При Дарии в Персии появился флот и для морских сражений персы стали использовать финикийские, а впоследствии египетские корабли.

Большое значение для развития торговли и хозяйственной жизни страны имели хорошие и безопасные дороги. Такие дороги были проложены между персидскими городами. На них же была организована регулярная почта: через каждые 1,5–2 км наготове стоял всадник с лошадью. Как только получал пакет, он мчался во весь опор до следующего поста, чтобы передать послание по назначению. Помимо почты на дорогах через каждые 15–20 км были построены гостиницы для отдыха путешественников, а специальные отряды стражи несли охрану дорог, делая их безопасными. Виновные в разбое на дорогах строго наказывались. По словам Геродота, часто у дорог можно было увидеть людей с отрубленными ногами и руками — это были разбойники, грабившие путников.

Тем не менее в результате завоевательской политики Дария персы сумели овладеть восточной частью Балканского полуострова, захватить греческую колонию Византии и ряд островов. Власть персов также признала Македония. Только Афины и Спарта осмелились открыто выступить против персидской армии. В 590 г. до н. э. афинское войско нанесло сокрушительное поражение персам на Марафонской равнине. Столь неожиданное сопротивление захватническим устремлениям персидского царя и поражение не избавили Дрия от мысли о новом походе против непокорных греков. Но его пришлось отложить — помешало вспыхнувшее в Египте восстание против персидского владычества, и Дарий, так и не успев восстановить свою власть в этой стране, умер в возрасте 64 лет.

Также персы почитали и древних языческих богов — покровителей земли, неба и воды, среди которых наибольшим почитанием пользовался бог солнца Митра. Впоследствии с его культом была связана вера в загробную жизнь, которая получила широкое распространение.

Помимо городских дворцов, царю принадлежали загородные поместья с роскошными и благоустроенными парками, фруктовыми садами, с угодьями для царской охоты. Согласно преданиям великолепный дворец в Персеполе был разрушен и сожжен Александром Македонским. Как рассказывает известный греческий историк Плутарх, для того, чтобы перевезти все богатства, захваченные Александром в городе, потребовалось 10 000 пар мулов и 5000 верблюдов. Гибель священного города персов — города, где погребали царей и куда доставляли дань из всех подвластных земель — ознаменовала конец и самой великой Ахеменидской империи.

Почувствовав слабость Персии, стали восставать и понемногу отделяться бывшие персидские провинции: Вавилония, Египет, Мидия, Малая Азия, Сирия и др. В 336 г. к власти пришел Дарий III; впоследствии его назовут царем, потерявшим империю. Весной 334 г. до н. э. в поход против персов во главе объединенной македоногреческой армии выступил Александр Македонский (рис. 5).


Рис. 5. Александр Македонский

Его войско состояло из 30 000 пехотинцев: тяжеловооруженных и легковооруженных воинов, а также пятитысячной конницы. Персидское войско в несколько раз превосходило армию Александра, но большую его часть составляли воины, набранные из покоренных стран. На берегах реки Граник состоялось первое крупное сражение македонцев и персов. Македонские войска под предводительством Александра нанесли поражение персам, а затем овладели греческими городами в Малой Азии и отправились вглубь страны. Они захватили города Палестины и Финикии, Египет, перешли реки Тигр и Евфрат. Близ города Гавгамелы произошла решающая битва, из которой македонцы вновь вышли победителями. Потерявший самообладание Дарий III (около 38–30 гг. до н. э.), не дождавшись даже исхода сражения, бежал с жалкими остатками своей армии в Экбатану, где его и убили по приказу сатрапа Бесса, который надеялся, что это замедлит продвижение войск Александра. Александр приказал разыскать и казнить убийц Дария, устроив затем персидскому царю пышные похороны. Дарий III стал последним царем династии Ахеменидов. Так великая Персидская империя Ахеменидов завершила свой исторический путь, а все ее владения стали частью империи Александра Македонского. После смерти Александра Великого Иранское нагорье вошло в состав государства Селевкидов, получившего свое название по имени одного из его полководцев, а затем — в состав Парфянского государства.

Читайте также: