Наследники алана это кто

Обновлено: 16.05.2024

Происхождение аланов

С. Яценко пришел к мнению, что существует семь концепций происхождения аланов. Это скифская, аорская, массагетская, аланская, юэчжийско-тохарская, усуньская и седьмая — считающая аланов межэтнической дружинной организацией. Ученый предлагает восьмую концепцию и указывает на сорок явлений инновационного характера, которые появляются в сарматских памятниках. По мнению исследователя, прародина аланов находилась к югу от Алтайских гор. Протоаланы связаны с усуньским объединением.

По мнению С. Яценко, аланы развивались в четыре этапа. Первый, связанный с переселением усуней в Семиречье, второй — с превращением в серьезную силу в Средней Азии, третий — с вхождением в сферу влияния Кангюя, четвертый — с продвижением на запад и разгромом аланами аорсов. Основными районами, где селились аланы, были низовья Дона и Волги, а также Средняя Кубань. С. Яценко различает две группы аланов. Он указывает на существование аланов-скифов и аланов-массагетов.

Ф. Гутнов отмечает, что яньцай — это не только приаральские земли, но и западные территории. Китайцам просто были наиболее знакомы местности в Приаралье и Прикаспии. Аорсы появились в Европе вследствие давления более восточных племен. Впрочем, впервые аорсы двинулись из прикаспийских земель на запад уже в ІІІ в. до н. э. и в классических источниках отмечались как сильное племя. Памятники зубово-воздвиженской группы на Северном Кавказе связываются с аланами, а фактором появления новых этнических групп на западе стало давление хуннов. Появляются антропонимы с фарном. В Европе в ІІІ—ІІ в. до н. э. появляются роксоланы, которых некоторые исследователи связывали с аланами и массивом массагетских племен. Сам же Ф. Гутнов не считал Яньцай-аорсов аланами, но отмечал, что часть аорсов приняла участие в этногенезе ранних алан. К формированию аланов был причастен Кангюй. Культ фарна присутствовал среди кангюйцев. Отмечается кангюйский след в археологических памятниках Северного Причерноморья. Также были связаны с ранними аланами и усуни-асии и юэчжи-тохары. Некоторые исследователи сопоставляют с тохарами аланов-дигорцев. Раннеаланский племенной союз сложился в юго-восточном Приаралье и был связан с низовьями и средним течением Сырдарьи. Все крупные этносоциальные организмы региона были полиэтничными, что относится к Кангюю и Усуни. Даже территории Таджикистана и Туркменистана сохранили следы пребывания аланов. Часть их осталась в Центральной Азии (в терминологии Ф. Гутнова, в Средней Азии), а другая часть мигрировала на запад.

А. Цуциев указывает, что судьба раннеаланского этноса связана с Кангюем и Яньцаем. Начало аланской истории связывается с Кангюем. До переименования в Аланья владение Яньцай в Восточном Приаралье населяли массагеты, которые в китайских сочинениях фигурировали еще как сэ, то есть скифы. Ученый относит завоевание Яньцай кангюйскими аланами к 25—50 гг. н. э. Аланы вторглись в Яньцай с территории Кангюя, который был населен позднесакскими и другими ираноязычными кочевыми племенами. Яньцай переименовался в Аланьна и оказался в зависимости от Кангюя, основу которого составляли позднесакские и родственные им племена. Отмечается близость кангюйцев к Яньцай и юэчжам. С Яньцаем можно сопоставить джетыасарскую культуру, а с Кангюем — отрарско-каратаускую и куанчинскую культуры.

Передвижение аланов из Центральной Азии на запад было связано с усилением княжества Кан. Области активного кочевания аланов включали Восточный Прикаспий, Устюрт, юго-восточное Приаралье. Активизация хунну в ІІІ в. н. э. приводит в движение кочевников Кангюя. Население Средней Сырдарьи сдвигается в район Бухары. Хунну давят на Кангюй с востока и севера. Джетыасарские городища гибнут в огне в ІІІ—IV вв. н. э.

В Европе аланы появляются во второй половине — конце І в. н. э. На Нижнем Дону аланы подчинили аорсов, а на Средней Кубани — сираков и меотов. Вторая волна аланов пришла на Северный Кавказ с севера в ІІ—ІІІ в. н. э., и с этим связано распространение погребений с катакомбами. Эта группа кочевников из районов Бухары и Ферганы пришла через Хорезм в Приуралье и Нижнее Поволжье. Т. Габуев считает, что существовало несколько групп аланов. Б. Керефов говорил, что формирование ранних аланов произошло вследствие взаимодействия тохаров, асиев и племен сако-массагетского круга. В. Гутшмид и Ф. Хирт доказывали, что аорсы-яньцай были протоаланскими племенами. Й. Маркварт поддержал их, однако высказался в пользу того, что Яньцай — также название массагетов.

Генетические связи с другими народами

О генетической связи аланов с массагетами писали Л. Нечаева и Д. Мачинский, о связях аланов с усунями — В. Сентмартен, Э. Шарпентье, Р. Фрай и Н. Лысенко. Последний считал аланов потомками населения владений Усунь и Кангюй. Р. Блайхтайнер писал о связи аланов с саками. По мнению Г. Вернадского, аланы были частично связаны с юэчжами, а правящая их династия была из усуней. Аланы были сильнейшим из сарматских племен и были отличны от асиан, но потом слились с ними. Т. Сулимирский считал аланов арьергардом ираноязычных племен, которые двигались на запад под давлением хунну. И. Маркварт называл восточных аланов потомками верхних аорсов, которых, в свою очередь, считал потомками массагетов. В. Струве считал, что аланы тождественны с массагетами-дахами, которых сопоставляет с саками за Согдом и саками за морем древнеперсидских царских надписей. В. Миллер и В. Кулаковский связывали аланов со скифами. Эту точку зрения принял и Н. Берлизов. М. Абрамова говорила о скифском этапе в формировании осетин и аланов.

А. Туаллагов предполагает, что усуни были частью аланского объединения. Аланы заняли Яньцай во время кангюйского завоевания Яньцая. Движение аланов на запад он связывает с активизацией внешней политики княжества Согюй. Аланы также были представлены юэчжийскими группами тохаров и асиев. Этноним тохар он сопоставил с этнонимом дигор. Нижнедонские курганы аланов имели много общего с памятниками зубово-воздвиженского типа, а те, в свою очередь, с памятниками юэчжей. А. Скрипкин считает, что предки аланов были частью сарматских племен и приняли участие в продвижении сако-массагетов на восток, а потом появились в составе юэчжей в Центральной Азии. Они находились в близких отношениях с аорсами и формирование аланов как этноса происходило в южноуральских и приаральских степях. Окончательно же аланы сформировались в сако-массагетской среде.

Расселение

Аланы значительным массивом расселились по нижним течениям Дона и Волги, а также на просторах Приазовья до Кубани. Фиксируется присутствие аланов и в районе Кавказских Минеральных вод и Надтеречья. В 35—36 гг. загадочные кочевники участвовали в иберо-парфянской войне на стороне иберийского царя Фарасмана. Их, вероятно, можно отождествить с аорсами, которых некоторые исследователи воспринимают как часть аланов. Они выступали в этой войне как союзники иберийцев и кавказских албан против парфян. Тацит упоминал их как сарматов, а Иосиф Флавий — как скифов. Царь Армении Тиридат І несколько позже доносил римскому императору Нерону об угрозе со стороны аланов не только Южному Кавказу, но и римским провинциям в Малой Азии и Сирии. В 72 г. аланы вторглись на Южный Кавказ, и разграблению подверглись Армения и Атропатена.

Согласно Иосифу Флавию, аланы вторглись благодаря гирканскому (иберийскому) царю, который открыл перевал для них. Армянское войско было разбито аланами, а сам Тиридат чудом не попал в плен. Леонтий Мровели, очевидно, рассказывает об этих событиях, говоря об овсских предводителях Базуке и Амбазуке, а Мовсес Хоренаци, скорее всего, рассказывает об этом, говоря о деяниях Арташеса и его столкновении с аланами. В 72 г. Парфия поставила перед римским императором Веспасианом вопрос о защите от аланов. В 132 г. Флавий Арриан писал императору Адриану о необходимости римской интервенции в район Приазовья, вызванной усложнением ситуации в регионе.

На Северо-Западном Кавказе сарматы занимались иранизацией меотов, аорсы и сираки принимали активное участие в политической жизни Боспора. Аланы также были соседями Боспора. Инисмей из аланов правил Боспором в 239—276 гг. Фофорс из династии Савроматов Боспорского царства в 90-х гг. ІІІ в. при помощи аланов вторгся в Лазику и прошел до реки Галис (современнная река Кызылырмак) в Малой Азии. Диоклетиан призвал на помощь херсонеситов, и те вынудили нападавших вернутся в свои земли.

Аланы представляли угрозу для римлян еще во времена Маркоманских войн. Позже, в 242 г., аланы нанесли поражение войскам Гордиана в Фракии. В 270—273 гг. аланы в союзе с готским королем Каннабой сражаются против римлян на Дунае. Положение аланов в готском государстве было привилегированным. В середине ІІІ в. н. э. под ударами аланов падает Позднескифское царство и разрушается Неаполь Скифский. В 236—239 гг. нависла угроза над Танаисом и Горгипией, а к середине века они были потеряны для Боспора навсегда. В 335 г. все те же аланы неудачно штурмовали Фанагорию.

Перед нашествием гуннов С. Яценко насчитывал пять групп европейских аланов — басилы, массагеты (маскуты), аланы Терека, аланы-танаиты и аланы Крыма. В 372 г. на аланов-танаитов напали гунны. В 376 г. они вместе с союзными аланами появились на дунайской границе Рима, а в 378 г. аланские конные отряды в составе готского войска при Адрианополе (современный город Эдирне в Турции, — прим. ред.) разбили римлян. В 402 и 405 гг. аланы на службе у Стилихона приняли участие в разгроме германцев римлянами. Аланов поселили как федератов в Паннонии. В 407 г. Аланы, примкнувшие к вандалам и свевам, прорвали рейнскую границу и расселились по Галлии и Испании.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам. Аланы являлись сложным конгломератом ираноязычных племен. Они представляли из себя как сарматские племена аорсов и сираков, так и центральноазиатские племена аланов и сако-массагкского круга, а также юэчжей. Появление аланов на Северном Кавказе можно датировать не ранее середины І в. н. э. Собственно аланским был поход 72 г. н. э., поход 35 г. н.э . должны были осуществить аорсы. Возрастание агрессивности аланов в III в. н. э. можно связать с формированием новых групп аланского населения в восточноевропейских и северокавказских степях.

Справка

Аланы периода Хазарского каганата - одевались как и сувары, и

Аланы периода Хазарского каганата - одевались как и сувары, и "вантит", и барсилы, и "хезари", и утригуры.

Семиречье и Синьцзян-Уйгурия

Все сарматы родились на просторах нынешнего западного Казахстана и казахского Предуралья. Не ранее 6 века до н.э. И со временем начали теснить скифов. Последние все дальше углублялись в Европу. С другими племенными союзами ираноязычных степняков сарматы были в мире. А с массагетами даже часто входили в альянс. Для того чтобы противостоять экспансии империи Ахеменидов. И ее единственного степного вассала (Хорезма). С саками же отношения у сарматов были всякими. Каждое сакское кочевье вело свою внешнюю политику, часто довольно переменчивую, вероломную…

Знатный воин-хьяона (искусственно вытянутый череп) стреляет в преследователей-соседей, восточных сарматов

Знатный воин-хьяона (искусственно вытянутый череп) стреляет в преследователей-соседей, восточных сарматов

Одежда населения северо-кавказской Хазарии (будущей Новой Алании). Вот такой ее видели арабы и славяне.

Одежда населения северо-кавказской Хазарии (будущей Новой Алании). Вот такой ее видели арабы и славяне.

Иная концепция происхождения

До прихода гуннов Европу кошмарили только готы и аланы. А вот Азию вообще одни только аланы.

До прихода гуннов Европу кошмарили только готы и аланы. А вот Азию вообще одни только аланы.

1-е столетие нашей эры

Роксоланы - народ, не раз спасавший остатки скифского населения от войск двух могущественных империй.

Роксоланы - народ, не раз спасавший остатки скифского населения от войск двух могущественных империй.

Аланы в среде остатков римского войска в Британии (по версии режиссера фильма

Аланы в среде остатков римского войска в Британии (по версии режиссера фильма "Король Артур" А. Фукуа).

Аланы (осы, асы, язы, йассы) в Европе 2-3 веков

Потомки аланов

Воины Новой Алании. Теперь уже не степи, а только горы. За это и выпьем, Иронцы.

Воины Новой Алании. Теперь уже не степи, а только горы. За это и выпьем, Иронцы.

Глупо думать, что нынешнюю Осетию потомки аланов начали заселять, спасаясь от монголов в XIII в. Осетинские историки Абаев и Габуев считают, что колонизация Предкавказья, Северо-Западного и Центрального Кавказа внуками юэчжей началась еще в 1 столетии новой эры. Об этом говорят ни на что не похожие захоронения. С амуницией характерного декора. Повсюду тут следы городищ, многие из которых уже в названные годы достигали в размере. квадратного километра! Аланами по крови может считать себя и часть адыгейских народностей. Например, кабардинцы и шапсуги.

2000-летний след в разной лексике

Как хьяона и восточные сарматы, знатные аланы тоже стали вытягивать себе черепа. А в годы Хазарской империи у них поменялся антропотип (стал более тюркским, туранским).

Как хьяона и восточные сарматы, знатные аланы тоже стали вытягивать себе черепа. А в годы Хазарской империи у них поменялся антропотип (стал более тюркским, туранским).

Вполне допускаю теорию, что аланы не имеют никакого отношения к осетинам (тем более на Кавказе никто кроме самих осетинов их к аланам и не причисляет).
Но должен заметить, что все измышления о древних славянах и русских так же из пальца взяты причём не только в вашей работе.

Одно известно точно:

арабы 1300 лет назад дошли до центра Франции и были они в тяжёлых доспехах и кольчугах (знаменитая тяжёлая арабская кавалерия) и Европа вынуждена была срочно вооружатся подобным же образом и никак никто кроме арабов не мог претендовать на внедрение кольчуг и доспехов в Европе ибо только жуткий страх заставил срочно производить всё это европейцев.

Да тысячи лет назад бродили вонючие чумазые кочевники по всей Евразии, дикие, вороватые и тупые, в том числе и носители гаплогруппы RA1.
И сейчас есть народ (цыгане) который бродит по свету.
И что?

Взрослому человеку не стыдно носится с идей . ах мы произошли от вонючек такой-то гаплогруппы?

И с пеной у рта дискутировать об этом.

А вот то что русские до 1861 года дали себя в рабах держать немцам-Романовым это не смешно.

И многое объясняет о современности.

"на Кавказе никто кроме самих осетинов их к аланам и не причисляет).
Только "на Кавказе" вправе судить, являются ли осетины потомками сарматского племенного союза, известного под именем "аланы"?

Одно известно точно:

арабы 1300 лет назад дошли до центра Франции и были они в тяжёлых доспехах и кольчугах (знаменитая тяжёлая арабская кавалерия) и Европа вынуждена была срочно вооружатся подобным же образом и никак никто кроме арабов не мог претендовать на внедрение кольчуг и доспехов в Европе ибо только жуткий страх заставил срочно производить всё это европейцев."
Это ваш домысел, чепуха, кроме указания, что арабы вторглись на территорию современной Франции из Испании в 8 веке и постепенно захватили примерно половину страны. Не было у них никакой тяжелой конницы. Побежденные феодалы Аквитании плакались, что позор пал на их христианские головы, ибо они позволили "легко вооруженным и в основном, лишенным военных машин арабам одерживать победу над воинами, одетыми в панцири и вооруженными самыми ужасными оружиями". На это Карл Мартелл ответил: ". они на вершине отваги и как поток, который опрокидывает все на своем пути. Воодушевление им заменяет панцири, смелость силу. Но когда их руки будут заняты награбленным, когда они почувствуют вкус хорошего, легкого житья, когда вождями овладеет честолюбие и начнутся распри между ними - вот тогда мы пойдем на них, уверенные в победе."
Теперь о ариях.
Да тысячи лет назад бродили вонючие чумазые кочевники по всей Евразии, дикие, вороватые и тупые, в том числе и носители гаплогруппы RA1.
И сейчас есть народ (цыгане) который бродит по свету.
И что?"
А то, что это тоже домысел, или, выражаясь по-русски, попытка подтасовать факты. В Индии гаплогруппа R1a1 встречается главным образом у представителей высших каст. Цыгане же, вышедшие из Индии (Раджахстан) примерно 10 веков назад относились к "неприкасаемым", и являются носителями гаплогруппы Н1. Только незначительная часть цыганских таборов Центральной Европы имеет гаплогруппу R1a, в частности, в Венгрии, Словакии, Хорватии. Либо это были представители высших каст, изгнанных за какие-то грехи 525-+120 лет назад из Индии (общий вонючий и чумазый предок этих "ариев" появился в Венгрии или Словакии именно тогда, а не две тысячи лет назад), либо речь идет о людях, получившие свою гаплогруппу R1a-M576 "неупорядоченным" путем.

Да вы не поняли о чём я, все люди были во времена описанные вами дикими вонючками-язычниками.
Индусы со своими кастами и сейчас язычники и мерзавцы, высшая каста их-говнюки.
У нас с вами разные критерии оценки людей.
Для меня люди с кастами , говнюки и мерзавцы, для вас что то решает упорядочение этого процесса.
А разговоры о каких-то ариях, гаплогруппах и движение дикарей три тысячи лет назад для меня ничтожны.
Вот то что двести лет назад все эти арии ещё в холопах ходили (причём повсеместно и с баями в средней Азии и с дворянами в славянских странах) или были не холопами но вполне были довольны что большинство их собратьев рабы, вот это для меня больший аспект чем все разговоры о диких, вонючих людях из прошлого.
Результат того что они делали двести лет назад тот, что эти "арии"-говнюки и сейчас гнобят свои народы как могут.

Насчёт арабов это я где то прочитал, возможно вы и правы нельзя слепо доверять прочитанному но автор в любом случае не прав написав, что тысячу лет назад в Европу кто то там кольчуги принёс это случилось раньше в этом мы с вами сходимся.
Если посоветуете какой-то первоисточник прочту обязательно.

Возможно я косноязычно пишу, мысль моя, что идеология выше крови, вот и всё.

Никто не носится с идеей"ах, мы от ариев и т.п." - это констатация факта.


История древних народов полна тайн и загадок. Исторические источники не показывали обширную картину древнего мира. Остались скупые сведения о быте, религии и культуре кочевых народов. Особенно интересны аланские племена, так как они жили не только не территории южнорусских степей и в горах Кавказа, но и на территории средневековой Европы.

Аланы – это кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, которые упоминаются в письменных источниках с I века нашей эры. Одна часть племени участвовала в Великом переселении народов, а другие остались на территориях в предгорьях Кавказа. Именно на них аланские племена образовали государство Алания, существовавшее до вторжения монголов в 1230-х годах.

В эпосе других народов

Многочисленные исследования, посвященные народам в эпоху Великого переселения, игнорируют или не замечают роль скифских и аланских племен в завоевании Европы. А ведь они оказали большое влияние на военное искусство европейских народов. История аланов на территории Германии берет свое начало именно с тех времен. Народ оказал огромное влияние на готские племена, так как они не владели боевой техникой.

карта местности

Аланская военная культура лежит в основе средневековых легенд и рыцарского кодекса. Сказания о короле Артуре, круглом столе и волшебнике Мерлине. Их приписывают англо-саксонским племенам, но некоторые исследователи утверждают, что это неправда. Эти легенды происходят от аланского народа. Император Марк Аврелий в конце второго века принял на службу 8000 воинов-аланов. Воины поклонялись богу войны – мечу, воткнутому в землю.

Историография

Почему исследователи интересовались родством аланских и осетинских племен? Все просто, осетинский язык сильно отличается от языков других народов Северного Кавказа.

В XIX веке немецкий востоковед Клапрот в своих работах рассказывал о генетическом родстве осетинских племен с аланскими. Дальнейшие исследования подтверждали эту теорию.

Концепции Клапрота придерживался и швейцарский археолог Дюбуа де Монпере, рассмотревший аланские и осетинские племена как родственные, поселившиеся в разное время на Кавказе. Немец Гакстгаузен, посетивший Россию в 19 веке был сторонником немецкой теории происхождения осетин. Осетинские племена произошли от готских племен и, гонимые гуннами, поселились в горах Кавказа. Французский ученый Сент-Мартин уделял особое внимание осетинскому языку, так как он происходил от языков Европы.

На сегодняшний день ученые придерживаются концепции о генетическом родстве осетин с аланскими племенами.

Этимология слова

Как называли аланов соседние народы

Исторические сведения

История древних аланов прослеживается со II века до н. э. на территории Центральной Азии. Позже они упоминаются в античных записях с середины первого века. Их появление в Восточной Европе связано с усилением сарматских племен.

После разгрома гуннами, в период Великого переселения народов, часть племени оказалась в Галлии и Северной Африке, где совместно с вандалами образовала государство, которое просуществовало до VI века. Другая часть аланов ушла в предгорья Кавказа. Постепенно происходила частичная ассимиляция аланских племен. Они стали этнически неоднородными, о чем свидетельствуют археологические находки.

Великое переселение народов

С падением Хазарского каганата связано объединение аланских племен в раннефеодальное государство Алания. С этого периода усиливается их влияние в Крыму.

К X веку Алания становится феодальным государством. Также в это время данный народ играет важную роль во внешнеполитических связях между Византией и Хазарией.

К XIII веку Алания превратилась в могущественное и процветающее государство, но после захвата татаро-монголами равнины Предкавказья оно пало, и население ушло в горы Центрального Кавказа и Закавказье. Аланы начали ассимилироваться с местным кавказским населением, но сохранили свою историческую идентичность.

Аланы в Крыму: история расселения

Немногочисленные письменные источники повествуют о переселении через Керченский пролив на территорию Крымского полуострова. Найденные могильники были неизвестной для Крыма конструкции. Похожие склепы обнаружены на Кавказе, где проживали аланы. Специфичным являлся и способ погребения. В склепе лежало по 9 погребенных, а на голову или плечо воина клали меч. Такой же обычай был и у племен Северного Кавказа. Помимо оружия, в некоторых могильниках найдены золотые и серебряные украшения. Данные археологические находки позволяют сделать вывод, что в 3 веке н. э. в Крым мигрировала часть аланских племен.

Могильники аланов в Крыму

В письменных источниках крымские аланы практически не упоминаются. Только к 13 веку появляются разные сведения об аланах. Исследователи придерживаются мнения, что такое долгое умалчивание не случайно. Скорее всего, в 13 веке в Крым переселилась часть аланов. Это может быть связано с татаро-монгольским нашествием.

Археологические данные

Найденные в Змейском могильнике материалы подтверждают данные о высокой культуре аланов и развитых торговых связях между Ираном, Русью и странами Востока. Многочисленные находки оружия подтверждают сведения средневековых авторов о том, что у аланов была развитая армия.

Распространение христианства в Алании

Также важным фактором падения государства стали частые лавины в XIII-XIV веках. Многие поселения были уничтожены, и аланы расположились ниже по склонам. Окончательное падение Алании было следствием нападения Тамерлана. Аланы участвовали в армии Тохтамыша. Это было крупнейшее сражение в истории Золотой Орды, определившее ее положение как великой державы.

Религия

Завоевательные походы алан

После окончательного перехода к земледельческому образу жизни, образования скифо-сарматского союза изменилось устройство общественной жизни. Теперь господствовала военная знать, а не пастухи. Отсюда и многочисленные сказания про воинов-рыцарей. В таком обществе требовалось отказаться от языческого пантеона и иметь одного Бога. Царской власти был необходим небесный покровитель - недосягаемый идеал, который будет сплачивать разных людей. Поэтому аланский царь выбрал христианство как государственную религию.

Распространение вероисповедания

По преданиям церкви, знакомство аланов с христианством произошло в первом веке. Ученик Христа, апостол Андрей Первозванный, проповедовал в аланском городе Фуст. Также в письменных источниках сообщается, что христианство принимали аланы, которые посещали Византию и Армению. После Великого переселения многие аланы приняли христианство. С VII века оно широко распространилось на территории Алании и стало государственной религией. Этот факт упрочил внешнеполитические и культурные связи с Византией. Но до 12 века восточные аланы оставались язычниками. Они частично принимали христианство, но были верны своим богам.

Северная Осетия - территория, на которой проживали аланы

После утверждения золотоордынского владычества на Кавказе началось строительство мусульманских мечетей на месте христианских церквей. Ислам начал вытеснять христианскую религию.

Алания располагалась на части великого шелкового пути, поэтому в ней была развита торговля и обмен. В основном торговцы ездили в Византию и арабские страны, но археологические находки говорят о том, что торговали они и со странами Восточной Европы, Центральной и Средней Азией.

История аланов интересует современных ученых. Народ оказал большое влияние на государства Восточной Европы и осетин. И все же сведений недостаточно. Немногочисленные очерки по истории аланов не позволяют сделать выводы о происхождении народа.

Жилища аланов были различными в зависимости от общественного строя. Поселения ранних аланов практически не отличались от поселений кочевников Евразии. Постепенно они перешли от полукочевого к оседло-земледельческому образу жизни.

Культура

О развитии материальной культуры говорит наличие могильников и городища, найденные на Северном Донце и Северном Кавказе. Наземные гробницы и склепы, дольмены, катакомбы говорит о высоком развитии культуры аланов.

Поселения были ограждены плитами, на которых был нанесен геометрический рисунок или изображения животных.

Погребение аланских племен

Аланы были мастерами ювелирного искусства. Это подтверждают подвески из золота и серебра с полудрагоценными камнями, фигурки воинов, разнообразные брошки, которые украшали одежду аланов.

О расцвете аланского государства говорят найденные в Змейском могильнике многочисленные амулеты, туалетные принадлежности, сабли, одежда.

В X веке в Алании появляется собственная письменность и героический эпос.

Сказания

Нартовский эпос является вершиной аланского средневекового искусства. Он отражал большой период жизни этого народа – от раннеобщинного строя до падения Алании в XIV веке. Нарты – это псевдоним создателей эпоса, которые сохранили в сказаниях религиозные верования, быт и общественные отношения народа. Нартовский или Нартский эпос сформировался у аланов, а со временем развивался у грузинских народов. В его основе лежат приключения героев-воинов. В сказаниях переплетается реальность с вымыслом. Нет хронологических рамок и описания событий, но действительность отражается в названиях местности, где происходят сражения воинов. Мотивы нартовского эпоса отражают быт и верования аланов и скифов-сарматов. Например, в одном из преданий описывается, как пытались убить старика Урызмага, - у аланов и скифов было принято убивать стариков в религиозных целях.

Исходя из преданий, нарты делили общество на три рода, которые наделены особыми чертами: Бората – богатство, Алагата – мудрость, Ахсартаггата – храбрость. Это соответствует социальному делению аланов: хозяйственному (Бората владели богатствами земли), жреческому (Алагата) и военному (Ахсартаггата).

В основе сюжетов нартовских сказаний лежат подвиги главных героев во время похода или охоты, сватовство и месть за убийство отца. Также в преданиях описывается спор о превосходстве нартов друг над другом.

Заключение

Аланы, скифы, сарматы. История этих народов оказывает большое влияние на народы Восточной Европы и осетин. С уверенностью можно говорить о том, что аланы повлияли на формирование осетинского народа. Именно поэтому осетинский язык отличается от других кавказских языков. И все же немногочисленные очерки об истории аланов не позволяют сделать выводы о происхождении народа.

Читайте также: