Напишите какие сведения можно получить с помощью близнецового метода о наследовании признаков

Обновлено: 16.06.2024

Особенности и методы изучения наследственности человека. Генеалогический и близнецовый методы

Особенности антропогенетики
Генеалогический метод
Близнецовый метод
Биохимический метод (онтогенетический)
Метод моделирования наследственный болезней человека
Метод дерматоглифики
Тестовые задания
Особенности антропогенетики
Человек имеет целый ряд биологических и социальных особенно-стей; в связи с этим гибридологический метод для него неприемлем. Большое значение приобретают другие методы генетического анализа: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический (онтогенетический), популяционно-статистический, метод дерматоглифи-ки, метод моделирования наследственных болезней, метод гибридизации соматических клеток, методы молекулярной генетики и др.
Биологические особенности человека: позднее половое созревание (12-15 лет), медленная смена поколений (20-25 лет), моноплодная беременность (исключение — близнецы), продолжительный срок беремен-ности, особенности кариотипа (большое число групп сцепления — 24 у мужчин, 23 — у женщин; 46 хромосом) и генотипа (около 30 тысяч структурных генов, гетерозиготность по многим генам); большое ко-личество разнообразных мутаций, фенотипический полиморфизм.
Социально-этические особенности: малочисленное потомство у одной пары родителей; недопустимость направленных искусственных скрещиваний в интересах исследователя; невозможность создания одинаковых условий жизни для всех людей.
У человека есть определенные преимущества перед другими ге-нетическими объектами: возможность вербального общения (речь); способность воспринимать информацию и абстрактно мыслить; многообразие семей с интересующими генетика признаками; высокая численность популяций, доступных для проведения статистического анализа потомства; регистрация наследственных признаков в течение длительного времени на уровне отдельных стран и народов; высокая изученность фенотипа методами морфологии, физиологии, биохимии, иммунологии и др.





Примечания:
*В половых хромосомах X и Y локализуются не только гены, определяющие нормальное развитие женских и мужских первичных и вторичных половых признаков и формирование соответствующего фенотипа, но и гены, детерминирующие развитие других признаков организма.
**В данном случае буквенные обозначения носят условный характер.


Близнецовый метод
Близнецы — это дети, выношенные и рожденные одной матерью одновременно; они составляют ~1% от всех родившихся (1 на 89 родов). Среди них различают монозиготных, или однояйцевых (М3, ОБ), и дизиготных, или разнояйцевых (ДЗ, РБ) близнецов. Среди родившихся близнецов 1/3 являются однояйцевыми и 2/3 — двуяйцевыми. Близнецовый метод заключается в изучении наследования признаков в парах монозиготных и дизиготных близнецов. Он базируется на трех положениях:
— свойства и признаки организма определяются взаимодействием генотипа и среды;
— монозиготные близнецы имеют идентичные (одинаковые) генотипы, а дизиготные — неидентичные (различные);
— среда (условия жизни), в которой развиваются близнецы и под действием которой формируются признаки, может быть оди-наковой и различной для одной и той же пары.
Монозиготными называются близнецы, которые образовались из одной зиготы (полиэмбриония), разделившейся на стадии дробления на 2 (или более) бласгомера. Из каждого бластомера образуется само-стоятельный организм. Они генетически идентичны, одного пола. Среда жизни для М3 близнецов может быть одинаковой или различной.
• М3 близнецы имеют одинаковые условия жизни. Признак имеется у обоих близнецов одной пары — пара конкордантна.
• М3 близнецы имеют разные условия жизни. Близнецы могут быть сходны фенотипически (пара конкордантна) или различны по фенотипу (пара дискордантна — признак имеется у одного из близнецов). В данной ситуации все различия в проявлении признаков у одной пары близнецов обусловлены средой. Среди монозиготных близнецов высок процент конкордантных пар, поэтому их называют конкордантными.
Дизиготные близнецы возникают из разных зигот (полиовуляция), могут быть однополые или разнополые. Они генетически сходны между собой не более, чем обычные сибсы, рожденные в разное время. Различия между ними могут быть обусловлены как генотипом, так и факторами среды. При совместном воспитании ДЗ имеют общую среду жизни; в таком случае различия между близнецами внутри одной пары, в основном, связаны с неидентичными генотипами (дискордантные).
О причинах образования близнецов нет четких данных, но предпо-лагают, что образование монозиготных близнецов связано с цитоплаз-матической наследственностью, так как их рождение наблюдается в определенных семьях и наследуется по женской линии. На частоту рождения дизиготных близнецов влияет возраст матери, что связано с увеличением уровня гонадотропина и частоты полиовуляций.
Близнецовый метод генетики используется для выяснения:
• соотносительной роли генотипа и среды в развитии фенотипических особенностей человека, его морфологических, фи-зиологических, биохимических признаков и психологических свойств личности;
• проявляемое™ (пенетрантности) и степени выраженности (экс-прессивности) гена, детерминирующего тот или иной признак;
• целесообразности того или иного медицинского (применение лекарственных препаратов при лечении, трансплантации) или психологического (использование системы тестов, методов воспитания) воздействия на человека;
• нормы реакции отдельных признаков, т. е. модификационной изменчивости.
Для идентификации монозиготных близнецов необходимо:
• подобрать пары близнецов;
• определить зиготность близнецов (использование полисим- птомного метода, основанного на анализе наиболее изученных моногенных признаков с однозначной нормой реакции: цвет глаз, волос, форма носа, группы крови, лимфоцитарные антигены и др.);
• сравнить пары близнецов по анализируемым признакам (каче-ственным или количественным).
При анализе признаков внутрипарное сходство близнецов оце-нивается по принципу: подобные-различные, похожие-непохожие, конкордатные-дискордантные.
Для определения роли наследственности и среды в развитии при-знаков исследуют отдельно группы М3 и ДЗ близнецов и определяют процент конкордатных пар по отдельным признакам, а затем вычисляют коэффициент наследуемости Н (в % или долях единицы) по формуле, предложенной немецким генетиком Хольцингером (табл. 10).

При Н > 0,7 — преобладает действие наследственных факторов.
При Н = 0,5-0,7 — равноценное действие среды и генотипа.
При Н


Биохимический метод (онтогенетический)
Метод базируется на использовании биохимических методик для выявления метаболитов (нормальных или измененных) в крови, моче, изменение количества которых наблюдается при некоторых энзимопа- тиях (ферментопатиях). Например, при фенилкетонурии увеличивается количество фенилаланина в крови, что является следствием неполного превращения фенилаланина в тирозин. Это происходит вследствие изменения активности фермента фенилаланингидроксилазы (рис. 55).



Метод моделирования наследственный болезней человека
Биологическое моделирование базируется на законе гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Зная мутантные линии животных по определенным признакам, можно создать модели наследственных болезней, которые встречаются как у человека, так и у животных (табл. 11). Созданные экспериментальные модели позволяют изучать механизмы возникновения, методы диагностики и лечения наследственной патологии (гемофилия, диабет, эпилепсия и др.)


Близнецовый метод изучения наследственности человека состоит в изучении развития признаков у близнецов. Условия зарождения близнецов. Особенности физического и умственного развития близнецов. Сиамские близнецы - причуды природы и человеческий трагизм.

Рубрика Биология и естествознание
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 16.03.2008
Размер файла 15,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение-МСШ №1

Методы изучения наследственности человека

Близнецовый метод

Подготовила:

Учитель, биологии

Мазейкина Е.М.

Малоархангельск, 2007

Близнецовый метод изучения наследственности человека состоит в изучении развития признаков у близнецов. Что в человеке является врожденным , а что приобретается в процессе жизни под воздействием окружающей среды? каков баланс влияний наследственных и средовых на различных этапах развития и становление личности? Н аиболее адекватным объектом для научного решения этих вопросов считаются близнецы - это удивительные явления , вызывающие постоянный интерес окружающих . Близнецы монозиготные, или однояйцовые (ОБ) , кроме того, представляют собой единственную в своём роде модель полного генетического тождества разных индивидов . Является ли рождение близнецов редкостью? С точки зрения повседневных наблюдений, это, вероятно так. Но количество близнецов в мире исчисляются миллионами . известно, поступление многоплодной беременности зависит от возраста матери. Нот это относится только к двуяйцовым близнецам (ДБ). ОБ рождаются у женщин в любом возрасте. Молодые женщины рожают ДБ намного реже, чем женщины в старшем детородном возрасте. Максимум значения ДБ обнаруживается у 35 040 летних женщин. Вероятность такой беременности у них в 6 раз выше, чем у двадцатилетних. существует два типа близнецов -ОБ, ДБ . В некоторых случаях определить тип можно по их внешнему виду. Если это разнополая пара диагноз может быть только один: двуяйцовые . Если однополые близнецы поразительно непохожи, то это также скорее всего, ДБ. Но здесь уже могут быть ошибки, т.к. и однояйцовые близнецы -вследствие тяжелых нарушений во время беременности или болезней, нарушений в питании или несчастных случаев после рождения -физически выглядят довольно различно. Однако гораздо сложнее определить однополых очень похожих близнецов. Правильный ответ могут дать только тщательные сравнения, определённые анализы. Однако знани е своего типа представляет для близнецов не только моральну ю ценность, но может иметь число практическое значение. ДБ появляются из двух яйцеклеток. С точки зрения генетики ДБ -обычные братья и сестры. Они происходят из двух различных материнских яйцеклеток, оплодотворенных двумя различными отцовскими семенными кле тками, то есть из двух различных зигот. Они отличаются от других братьев и сестер только одновременным зачатием, соседством в организме матери и, конечно, общим днем рождения. Совсем иные условия у зарождения ОБ, кот орые происходят из одной зиготы . Зародыш расщепляется на две симме тричные генетически идентичные половины, которые имеют одинаковый наследственный потенциал, однако развиваются как два самостоятельных индивида. Существует три варианта ОБ (т.1) 1) Если расщепление происходит в первые 5 дней, то оба зародыша развиваются в условиях типичных для ДБ. Отсюда и большое количество ошибочных диагнозов .

2) Если расщепление происходит на 5 -7 дней. Этот случай самый частый. Его можно рассматривать как типичный для ОБ.

3) Если делен ие происходит после 7 дней.- си амские близнецы

Физическое развитие близнецов.

Как нам уже известно, пары ОБ гораздо больше похожи между собой, чем пары ДБ. Физ. признаки у ОБ совпадают почти в 100% случаев полностью. а различия одиночных братьев и сестер и ДБ почти совпадают. Большая разница между обеими группами ОБ и ДБ, выросших раздельно, различия в весе немного больше, что говорит о влиянии на развитие окружающей среды. Рост всего организма, как считают генетики, на 80% обусловлен наследственными факторами. Близнецовый метод был также широко использован медиками для выяснения причин патологических явлений и доли участия генетической предрасположенности в возникновении заболеваний. Например, определенных болезнях, считавшихся обусловленны ми внешней средой, выяснялось несомненное участие наследственных факторов. При сра внении Б. принято исходить из гипотезы Сименса 6 признак, который у ОБ совпадает чаще чем у ДБ, больше обусловлен наследственностью. В области физического развития и генетического анализа заболеваний, эта гипотеза справедлива, но в отношении большинства психических признаков неправомерна. Развитию мысленных способностей человека наука о близнецах всегда уделяла особое внимание. В начале XX века формулировались особые воззрения на развитие интеллекта . Эти теории рассматривали интеллектуальные достижения, школьные и профессиональные успехи, имущественное соглашения и финансовые доходы людей, исходя из наследственной предрасположенности, оправдывая его социальное неравенство. Но современные исследования утверждают, что мозг, являющийся носителем мышления и сознания, так же как и любой другой орган, биологически различен у разных людей, что у разных людей выражается в его функциях. но закономерности, действующие в сфере физического развития, не могут быть автоматически перенесены в сферу психики. Природные задатки играют важную роль, но сами по себе, не определяют уровень развития интеллекта , который является результатом деятельности человека в конкретной общественной среде, то есть формулируется в процессе активного обучения.

Рождение так называемых сиамских близнецов всегда вызывало изумление. Их необычное и причудливое существование полно глубокого человеческого трагизма и для них самих и для их родителей.

В январе 1981г. в Болгарии родился ребёнок женского пола с двумя головами, или как считаю врачи с одним животом. Они были органически объединены друг с другом , не очень сильно обладали раздельной нервной системой, двумя позвоночными столбами, двумя пищеводами , двумя желудками. Но у них было только 1 легкое, 1 печень, общая выделительная система, 1 сердце. Расщепление зародыша позже пятнадцатого дня приводит к паразитарным образованиям. Такое образование может находиться как снаружи организма носителя, так и внутри в виде опухоли. Рудиментарное тело паразита может содержать конечности и самые разнообразные ткани. Размер их иногда может быть значительным.

В XVII веке, в Западной Европе жил граф Лаццаро Коллоредо. На его груди висел рудиментарный близнец, который достигал, примерно 90 см в длину. Голова и тело были четко оформлены, одной ноги не было, на изуродованных кистях рук, было по три пальца. Человекоподобное существо двигало руками, ушами, губами, дышало, у него прослушивались удары сердца . Всемирно известными стали родившиеся в 1811г. в Таиланде, по которым вся группа близнецов сросшихся между собой получила название сиамских. Благодаря достижениям современной медицины и мужеству врачей удалось смягчить тяжкие человеческие страдания многих сиамских близнецов. Разделение сиамских близнецов почти всегда ставит врача под необходимостью принять трудное решение. За которое он отвечает перед своей совестью, так как шансы на выживание у близнецов с самого начала не велики. Развитие науки позволяет надеяться , что вероятность успеха в будущем будет постоянно увеличиваться.

Подобные документы

Изучение влияния среды и наследственности человека в помощью "близнецового метода". Близнецы, разлученные в детстве и воспитывавшиеся в разных условиях как объект исследования. Влияние воспитания и наследственности на поведение и характер человека.

презентация [1,7 M], добавлен 18.01.2017

Особенности метода психогенетики, основанного на исследовании фенотипов монозиготных и дизиготных близнецов. Основные типы близнецов. Понятие дискретных признаков. Конкордантность близнецов при некоторых заболеваниях. Показатель наследуемости Хользингера.

презентация [80,3 K], добавлен 21.03.2014

Общие черты методов изучения наследственности человека, наследственные заболевания и их профилактика. Природа материальных носителей наследственности, механизмы их проявления и изменения. Генеалогический, близнецовый и цитогенический методы исследования.

курсовая работа [330,9 K], добавлен 06.10.2010

Определение психогенетики как науки о наследственности и изменчивости психических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики. Концепция близнецового метода и его основные разновидности. Экспериментальные схемы генетико-популяционных исследований.

контрольная работа [121,4 K], добавлен 12.07.2011

Сущность генеалогического метода. Диагностика степени риска в генетических ситуациях. Сходство однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Изучение хромосомного набора человека. Мутации, произошедшие в половых клетках одного из родителей во время мейоза.

презентация [1,5 M], добавлен 04.11.2015

Закономерности наследования и изменчивости признаков у человека - предмет изучения генетики. Характеристика основных методов исследования. Метод составления родословных (генеалогический). Популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический методы.

презентация [4,1 M], добавлен 11.04.2015

Сущность проекта "Геном человека". Генетика и проблемы рака. Влияние генов на агрессивность, преступность и интеллект. Устойчивость к действию алкоголя, никотина, наркотиков. Определение роли наследственности и среды в развитии признаков близнецов.

Близнецовый метод изучения и сравнения психологических особенностей братьев и сестер, родившихся от одной беременности, предложил еще в 1875 Френсис Гальтон. Цель исследований — выявить, насколько влияет генетика и среда, в которой живет человек на становление его психики, формирование привычек и стиля поведения.

Близнецовый метод

Виды исследований с участием близнецов — в чем отличие

Близнецовый метод относится к числу приоритетных, когда необходимо провести исследования поведенческих особенностей, основанных на генетике. Логика, которой руководствуются ученые при выборе близнецового метода, выглядит так:

  1. у монозиготных близнецов генетический набор одинаковый, у дизиготных генотип отличается (как у детей, рожденных от разных беременностей);
  2. предполагается приблизительно одинаковое влияние внешних факторов (социальной ситуации в семье, отношения со стороны родителей, уровня образования, семейных традиций и других)на близнецов;
  3. сравнение схожих характеристик и отличий внутри близнецовой пары позволяет установить степень влияния средовых факторов и генетически обусловдленных на выраженность изучаемого признака. Если он обусловлен особенностями генотипа, то у монозиготных близнецов должен быть намного более ярким, чем у дизиготных.

Такая логика положила начало применению близнецового метода в психологии. Сегодня применяются и другие разновидности наблюдения за близнецами.

Как применялся близнецовый метод российскими учеными

Первопроходцем в применении близнецового метода стал С.А. Суханов в 1900 году. Его целью было выяснить, как влияет генетика и особенности среды, в которой живут участники пары, на возникновение психозов.

Продолжили его дело ученые Медико-биологического института в 30-х годах прошлого века. Близнецовый метод активно применялся ими для изучения вопросов наследования склонности к соматическим патологиям (дыхательной, эндокринной и пищеварительной системы).

Исследования ученых института позволили узнать о механизмах, способствующих возникновению психологических особенностей в детском возрасте и влиянию наследственных факторов на способность к обучению. Ученые особое влияние уделяли исследованию:

  • кратковременной и долговременной памяти;
  • внимания;
  • интеллектуальных способностей;
  • мотивационной сферы;
  • стратегий достижения поставленных результатов.

Основное внимание исследователей было направлено на изучение того, как активное научение сказывается на формировании интереса к знаниям, развитии интеллекта и формировании гармоничной личности. С помощью методики контрольного близнеца ученые проверяли результативность обучения на другом участнике пары. По завершении исследований ученые пришли к выводу, что частое повторение простых или более сложных мануальных действий с предметами у детей дошкольного возраста не увеличивает скорость усвоения знаний. Манипуляции нельзя считать основных стимулятором развития ребенка.

Что позволяет исследовать близнецовый метод

Сопоставление схожести в паре близнецов, рожденных от одно- и двухплодной беременности, позволяет сделать вывод о влиянии генотипа на проявление конкретных признаков. Так, в психологии близнецовый метод дает возможность определить степень влияния биологических или средовых факторов на такие признаки:

  • интеллект;
  • память;
  • творческие способности;
  • поведенческие особенности;
  • склонность к аддикциям;
  • стереотипы поведения;
  • психические отклонения.

Близнецовый метод

У ученых, занимающихся исследованием психологических особенностей близнецов в Британии, США, есть понятие “большой пятерки”. Под ним подразумеваются 5 приоритетных характеристик, которые исследуются особенно тщательно. Среди них такие:

  • Нейротизм — характерологическая особенность, предрасположенность к фиксации на негативных эмоциях — гневе, тревоге, раздражительности, эмоциональной нестабильности, депрессии. Люди с высоким уровнем нейротизма с трудом справляются со стрессовыми ситуациями, обыденные события интерпретируют, как опасные, непреодолимые и безнадежные. Нейротизм относится к числу самых хорошо изученных и подтвержденных экспериментами личностных черт. Множество исследований подтверждает большую роль наследственности и появлении первых симптомов в детстве.
  • Экстраверсия — характеристика личностной направленности на внешний мир, полярная интроверсии (направленность на внутренний мир). Генетическая обусловленность экстраверсии подтверждается большинством исследований близнецов.
  • Открытость новому опыту — личностная характеристика, противоположная сопротивлению и замкнутости. Характеризуется способностью к восприятию новых идей, комфортным ощущениям в новой обстановке, при общении с новыми людьми. Большинство исследователей считают открытость генетически обусловленной характеристикой.
  • Доброжелательность — часть ученых отмечают высокую взаимосвязь формирования доброжелательности, как черты характера и родительской любви, дисциплины, другие же указывают, что доброжелательность — показатель, который наследуется в 30% случаев.
  • Осознанность — способность сфокусироваться на происходящем в настоящий момент, отслеживать текущие переживания, не отвлекаясь на мысли о прошлом и будущем. Исследования с использованием близнецового метода указывают на наследуемость осознанности у неразделенных пар.

Известно, что высокая схожесть у однояйцевых близнецов позволяет сделать вывод о ведущей роли генетики в возникновении определенных признаков. При высокой схожести у однояйцевых, но низкой — у разнояйцевых близнецов ученые говорят о том, что генетический фактор играет определенную, но не ведущую роль.

В случае, когда показатели сходства у близнецовых пар разного типа относительно одинаковые, делают вывод о том, что генетика не играет основную роль при формировании конкретных признаков, на первый план тут выступают средовые факторы.

Определение соотношения наследственных и факторов среды на возникновение патологических тенденций дает возможность прогнозировать возникновение серьезных проблем и вовремя проводить профилактику.

Близнецовый метод: варианты наблюдения за близнецами

Исследователи используют различные вариации близнецовых исследований. Выбор конкретного способа специалисты делают, ориентируясь на особенности, которые планируют изучить.

Методики наблюдения за близнецами отличаются по степени достоверности, условиям проведения, поэтому степень точности результатов тоже бывает разной. Но, даже при том, что результаты исследований не всегда можно сравнивать, использование близнецового метода остается приоритетом, когда идет речь об изучении влияния средовых факторов.

Классический

Применение классической методики предполагает сравнение результатов наблюдения за одно- и разнояйцевыми близнецами. В основе классической методики — сопоставление внутрипарных различий в поведении, которые отслеживаются в течение многих лет (лонгитюдное исследование).

Такой тип эксперимента дает возможность выявить значимые факторы среды и наследственности в развитии исследуемых.

Контрольный близнец

Эту методику используют с целью выявить ведущие факторы среды, которые влияют на формирование конкретного психологического признака. Целесообразно применение методики только в случае, когда доказано абсолютное генетическое сходство двух монозиготных близнецов. Пару разделяют, одного из участников помещают в экспериментальную группу, а другого — в контрольную. По завершении эксперимента, выявляют отличия (только достоверные), полученные при воздействии участников экспериментальной группы, сравнивают их с такими же параметрами, полученными в контрольной группе.

Если одинаковые параметры найдены в обеих группах, результат исследования достоверный.

Близнецовый метод

Разлучение близнецов

Эта методика — самая жестокая. Для исследования близнецов (одно — и двуяйцевых) разлучают вскоре после рождения. Они часто не догадываются, что имеют брата или сестру. У детей имеется генетическая схожесть, но условия, в которых они развиваются, могут быть диаметрально разными.

Случаи разлучения близнецов ради исследования очень малочисленны, у ученых недостаточно возможностей, чтобы контролировать побочное влияние. Из-за этого считается, что такой метод не является достаточно достоверным. Сегодня его практически не используют из-за этических соображений.

Близнецовые семьи

Эта методика — комбинация семейного и близнецового исследования. Применяют ее, когда необходимо изучить, как влияют наследственные факторы на возникновение психических расстройств.

Объектом близнецового семейного исследования становятся дети, внуки взрослых близнецов. Метод дает возможность также определить степень влияния материнской и отцовской генетики на психологическое развитие детей, не являющихся близнецами.

Одиночный

Методика предполагает наблюдение за одним выжившим близнецом из пары. Применяется такой вид исследования с целью определить роль внутриутробного развития на последующую жизнь, особенности личностного развития человека.

Исследование проводится через наблюдение и дает возможность оценить влияние других факторов. Обычно метод одиночного близнеца применяют вместе с исследованием классического типа.

Близнецовый метод: основные проблемы

Исследования с участием близнецов часто сопряжены с проблемами, касающимися влиянием внешних факторов, но основной трудностью является подбор участников экспериментов — моно- или дизиготных. Проблема обусловлена, в основном, недостаточной урегулированностью правовых вопросов относительно доступа к реестрам близнецов. В США, странах Западной Европы при рождении детей в парах их вносят в специальные списки, а у родителей сразу же запрашивают разрешение на участие в исследованиях.

Близнецы

В странах бывшего Союза такой практики нет. У ученых нет доступа к официальным данным о близнецах, поэтому пригласить их к участию в исследовании бывает очень непросто.

Монозиготные

Монозиготными или однояйцевыми близнецами называют тех, кто родился в результате оплодотворения одной яйцеклетки и одного сперматозоида и последующего разделения зиготы на две полностью одинаковые части.

Однояйцевые близнецы — естественные клоны. Их пол и генетический набор, группа крови совпадает. Внешность у монозиготных близнецов тоже практически одинаковая — различия заметить очень трудно. Внутриутробное развитие происходит в пределах одной плаценты.

Приблизительно у четверти монозиготных близнецов имеется такая особенность, как зеркальность. Это можно заметить по тому, что у них родинки расположены на противоположных частях тела. При обследовании часто обнаруживается противоположное расположение внутренних органов.

Сиамские близнецы, родившиеся сросшимися — всегда однояйцевые.

Однояйцевые близнецы

Дизиготные

Близнецы, которых называют дизиготными (двойняшками) рождаются в результате оплодотворения нескольких яйцеклеток разными сперматозоидами. Внутриутробное развитие происходит в пределах разных плацент.

Генетический набор дизиготных близнецов не идентичный. Он, так же как и у детей, родившихся от разных беременностей, совпадает только на 50%. Рожденные в дизиготной паре не похожи внешне, могут быть разнополыми.

При этом двойняшки проходят одновременное развитие до рождения и после появления на свет. Поэтому они отличаются от детей, рожденных в одной семье от разных беременностей.

Дизиготные

Распределение по группам

В экспериментальной психологии применяются методики распределения пар близнецов в зависимости от того, какой именно параметр планируется изучать и в каком объеме.

Например, для исследования уровня вербального интеллекта могут быть задействованы близнецы из разных групп:

  • те, у которых партнеры погибли в период внутриутробного развития;
  • чьи партнеры умерли в детстве;
  • те, которые воспитывались вместе.

Формирование таких групп дает возможность подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что ситуация, в который развиваются близнецы, отражается на их речевом развитии.

При формировании групп ученые всегда акцентируют внимание на том, что чем более точно поставлена цель эксперимента и правильно подобраны участники, тем более точные данные удастся получить.

Преимущества метода близнецов

Исследования с привлечением близнецовых пар дают возможность получить ответы на вопросы, касающиеся разных аспектов формирования психики, интеллекта, межличностного взаимодействия.

Близнецовый метод применяется в разных отраслях психологической науки — онтопсихологии, криминальной и медицинской психологии, других. Применим метод также в близких к психологии науках:

  • медицине;
  • генетике;
  • педагогике;
  • физиологии;
  • биологии.

Близнецовый метод дает возможность выявить основные отличия между участниками пары, а также определить основные факторы, способствующие их личностному развитию.

Близнецовый метод: недостатки

Многие ученые считают близнецовый метод недостаточно точным и информативным. Во время исследований возникают ошибки, связанные с неправильным учетом внешних факторов и их влиянием на участников эксперимента.

Близнецовые исследования широко применяются, но они не универсальны. Возможности использовать их ограниченны из-за различий между участниками пары.

Диагностика зиготности

При отборе участников исследований проводится обязательная диагностика зиготности. Она требует знания о числе плацент, необходимо сравнение близнецов по признаку внешнего сходства и внутренних маркеров — группы крови, генетического набора, который определяет анализ ДНК.

Когда дети рождаются в отдельных плацентах, которые связывают их с матерью, речь идет о дизиготном родстве. В период внутриутробного развития плоды обернуты двумя оболочками — амнионом (внутренней) и хорионом (внешней).

Ситуация с монозиготными близнецами может отличаться. У них развиваются отдельные плаценты и хорионы либо общий хорион. Если оба плода развиваются в общем хорионе, то у них полное генетическое сходство.

Диагностика зиготности определяет степень различий. Если генетические анализы показывают различие между участниками пары, то речь идет о зиготности.

Гомозиготность — это вероятностный диагноз. Он определяется по результатам нескольких анализов — чем больше совпадений они выявляют, тем вероятнее факт гомозиготности.

Генетика – не только наука цифр и лабораторий, это еще и наука, имеющая точки соприкосновения со многими гуманитарными дисциплинами. Например, психогенетика – одна из наиболее интересных междисциплинарных областей современного знания. Одним из главных инструментов психогенетики является метод близнецов. 5 фактов о близнецовом методе, его потенциале, ограничениях и успехах рассказывают научные сотрудники Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ Ксения Шарафиева и Дарья Мацепуро и заведующая лаборатории, профессор Юлия Ковас.


1. В чем суть близнецового метода?

Метод близнецов или близнецовый метод - ключевой метод, использующийся в психогенетике (науке о наследственности и средовых влияниях на поведение).

Метод заключается в сравнении однояйцевых (монозиготных - МЗ) и разнояйцовых (дизиготных - ДЗ) близнецов. Монозиготные близнецы – это фактически 100% генетические копии друг друга, а дизиготные близнецы генетически похожи в среднем на 50%, как обычные родные братья и сёстры. При этом и те, и другие близнецы разделяют общую среду, например, они развиваются в одной утробе, воспитываются в одной семье, обучаются зачастую в одной школе или даже в одном классе.

Это означает, что наличие различий в физических и психологических характеристиках и поведении между монозиготными близнецами объясняется влиянием среды, а различия у дизиготных близнецов объясняются и влиянием среды и генетическими влияниями. Близнецовый метод направлен на выявление средовых и генетических влияний на различные признаки.

Современные исследования, выполненные методом близнецов, указывают на то, что почти все признаки частично зависят от генетических факторов, причем некоторые признаки показывают более сильное генетическое влияние (например, рост), другие – менее сильное влияние (например, черты личности). Большинство признаков являются сложными - их наследуемость обусловлена большим количеством генов, например, в случае с аутизмом.

2. Кто открыл близнецовый метод?

3. Какие открытия были сделаны при помощи близнецового метода?

Близнецовый метод используется и в здравоохранении для изучения процессов наследуемости различных заболеваний и предрасположенностей, и в гуманитарных науках. В мире на сегодняшний день существует целый ряд масштабных лонгитюдных близнецовых исследований.

Например, ряд психогенетических исследований посвящен анализу индивидуальных различий в способностях к обучению и школьной успеваемости по отдельным предметам. Так, для способности к чтению получены оценки наследуемости около 40-60%, а оценки влияния общей среды варьируют от 25 до 45%. Похожий вклад генетических и средовых факторов в индивидуальные различия получен и для способностей в математике. Другие исследования, проведенные с использованием близнецового метода, были направлены на изучение индивидуальных различий в чувстве числа (способности правильно оценивать количество предметов с первого взгляда, не считая их). Индивидуальные различия в чувстве числа обнаруживаются в раннем возрасте, сохраняются в более позднем развитии и связаны с общим интеллектом. Исследования показали, что генетический вклад для чувства числа составляет только 32%, индивидуальные различия во многом объясняются неразделенным влиянием среды.

Еще одно интересное исследование было проведено под руководством Юлии Ковас. В нем приняли участие 13 тысяч близнецов в возрасте от 9 до 16 лет из России, Великобритании, США, Германии, Японии и Канады. Ученые пытались ответить на вопрос, в чем причины мотивации к обучению у школьников, почему им нравится или не нравится учиться, и насколько для них интересен тот или иной предмет школьной программы. Результаты исследования были опубликованы в журнале Personality and Individual Differences. Выяснилось, что даже монозиготные близнецы, которые растут в одной семье и учатся в одном классе, могут сильно отличаться по своей мотивации. По словам руководителя исследования, это говорит о том, что существует масса каких-то средовых воздействий, которые не работают на уровне семьи или класса, а индивидуально специфичны. Генетические факторы также вносят вклад в индивидуальные различия в мотивации.

4. Какие разновидности близнецового метода используются сегодня?

Существует несколько основных разновидностей близнецового метода: классический (сравнение сходства монозиготных и дизиготных близнецов), метод разлученных близнецов, изучение семей (например, детей) МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, близнецовой пары.

Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного сходства исследуемого признака у близнецов, которые были разлучены в детстве и, следовательно, воспитывались в разных средах. Наибольшую ценность представляют пары МЗ близнецов (МЗр), разлученных в первые месяцы или годы жизни, поскольку это означает, что два генетически одинаковых человека растут в разных условиях. В таком случае их сходство не может быть объяснено сходством постнатальной среды, следовательно, полученные корреляции - во многом отражает наследуемость признака.

Критика этого варианта близнецового метода заключается в сложности оценки действительного различия сред, в которых воспитывались МЗ близнецы.

Метод семей МЗ близнецов, или метод монозиготных полусиблингов заключается в сопоставлении детей в семьях, где матери или отцы являются монозиготными близнецами. Эти дети имеют своеобразный генетический статус: тетя (или дядя) с точки зрения генетической — то же самое, что мать (или отец).

Главная задача, для решения которой этот метод дает ценный материал, состоит в выявлении так называемого материнского эффекта. Этим термином обозначается преимущественное влияние матери на фенотип потомков, возникающее не только благодаря передаче генов, но и из-за психологических, постнатальных, а также биологических и внутриутробных факторов.

Наличие материнского эффекта в психологической черте должно проявиться в большем сходстве детей, имеющих матерей — МЗ близнецов, по сравнению с детьми, у которых отцы-МЗ близнецы. Интерес также вызывают эффекты цитоплазматической наследственности, которые можно обнаружить (в психологических признаках человека) пока только при помощи метода семей МЗ близнецов. Дело в том, что, помимо генов, заключенных в хромосомах ядра клетки, носителями наследственной информации являются некоторые структуры, находящиеся в цитоплазме.

Метод контрольного близнеца (взаимоконтроля близнецов, контроля по партнеру, близнеца-свидетеля) основан на том, что МЗ близнецы являются идеальным контролем друг к другу. Если группу МЗ близнецов разделить на две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из каждой пары, то исследователь получит уникальную ситуацию — две выборки, уравненные и по генетической конституции, и по основным средовым (общесемейным) параметрам. Далее можно, например, одну группу тренировать, а другую — нет или тренировать их в разном возрасте, как это было сделано в работе А. Гезелла, который впервые использовал метод, изучая развитие одной женской пары МЗ близнецов с первых месяцев жизни до 14 лет. Они получили материал, свидетельствующий о зависимости эффективности обучения (двигательного и речевого) от возраста.

5. Я близнец - как стать участником исследований?

Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета – один из ключевых научных центров в России, где активно используется близнецовый метод. В 2011 году на базе лаборатории при участии Российско-британской лаборатории психогенетики Психологического института РАО был создан первый в России близнецовый регистр - Российский школьный близнецовый регистр "Прогресс".

Близнецовый регистр - это важный ресурс, инструмент изучения того, как индивидуальные различия влияют на процесс обучения. С его помощью воплощаются в жизнь междисциплинарные исследования мирового уровня, проводятся молекулярно-генетические кросс-культурные исследования для понимания механизмов когнитивного развития.

Для участия в данном проекте приглашаются родители близнецов и преподаватели общеобразовательных школ. Для регистрации близнецов школьного возраста необходимо заполнить форму регистрации на сайте.

Если вы являетесь близнецами в возрасте от 17 до 30 лет и хотите принять участие в данном проекте, то вам нужно заполнить онлайн форму регистрации, которую вы можете найти на официальной страничке проекта по ссылке.

Также всю информацию о деятельности Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, как структурного подразделения Международного центра исследований развития человека, можно получить на сайте.

Читайте также: