Наличие каких признаков кроме прямохождения обеспечило эволюционное преобразование древних предков с

Обновлено: 18.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии перечислены требования к знаниям и умениям, даны советы по изучению параграфов (что необходимо повторить, на что обратить внимание), предложены вопросы и задания для самопроверки и закрепления изученного материала, представлены тестовые задания среднего и повышенного уровней сложности, вопросы для блицопроса по теме, программированный опрос. Вопросы повышенной трудности помечены звёздочкой (*).

Информация данного пособия способствует более глубокому пониманию теоретического материала, запоминанию и закреплению изученного, позволяет повысить уровень подготовки обучающихся, расширить кругозор, сформировать адекватную оценку окружающего мира и собственной роли в нём.

Министерство образования Пензенской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Каменский техникум промышленных технологий

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

г. Каменка, 2014 г

Одобрена цикловой комиссией

общеобразовательных и социально – экономических дисциплин

От ___________ 20____г.

_____________ Богомолов С.Г.

Кортышкова С.А. – преподаватель биологии, географии ГБОУ СПО КТПТП

Каменка: Издательский центр ГБОУ СПО КТПТП, 2014. – 22 стр.

В пособии перечислены требования к знаниям и умениям, даны советы по изучению параграфов (что необходимо повторить, на что обратить внимание), предложены вопросы и задания для самопроверки и закрепления изученного материала, представлены тестовые задания среднего и повышенного уровней сложности, вопросы для блицопроса по теме, программированный опрос. Вопросы повышенной трудности помечены звёздочкой (*).

Информация данного пособия способствует более глубокому пониманию теоретического материала, запоминанию и закреплению изученного, позволяет повысить уровень подготовки обучающихся, расширить кругозор, сформировать адекватную оценку окружающего мира и собственной роли в нём.

©Издательский центр ГБОУ СПО КТПТП,2014

Задания для организации работы с учебником на уроке при изучении нового

материала по темам: 4

Доказательства происхождения человека от животных 4 Движущие силы (факторы) антропогенеза 6 Направления эволюции человека. Древнейшие люди 8

Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма 8

II. Задания для закрепления и проверки усвоения знаний по темам: 9

Доказательства происхождения человека от животных 9

Движущие силы (факторы) антропогенеза 9

Направления эволюции человека. Древнейшие люди 9

Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма 10

III. Задания для организации самостоятельной работы 11

Доказательства происхождения человека от животных 11

Движущие силы (факторы) антропогенеза 12

Направления эволюции человека. Древнейшие люди 13

Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма 14

IV. Программированный опрос 15 V.Тестирование 16

VI. Вопросы для блицопроса 21

Современные гипотезы о происхождении человека.

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Единство происхождения человеческих рас.

Уметь:

Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.

Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.

Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ НА УРОКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Доказательства происхождения человека от животных

Какие доказательства представляются вам наиболее важными и почему?

Различия скелетов человека и обезьяны

у человекообразных обезьян

Шейный отдел позвоночника

Грудной отдел позвоночника

Пояс верхних конечностей

Поясничный отдел позвоночника

Пояс нижних конечностей

Внимательно рассмотрите рисунок, особое внимание обратив на черты сходства между зародышами человека (2) и обезьяны (1) (гладкая черепная коробка, слабо развитая лицевая часть черепа, большая длина рук, дугообразная форма позвоночника).



Рис. 1 Рис. 2

Дайте научное обоснование этому сходству. Почему его нет у взрослых организмов?

Доказательства происхождения человека от животных

а) общие черты строения

а) Клеточное строение, сходство в строении всех систем органов и т.д.

Заполните таблицу. Рассмотрите черты сходства человека и высших человекообразных обезьян, относящиеся к внешнему облику, анатомо – морфологическому строению, физиологическим процессам, высшей нервной деятельности и поведению.

Движущие силы (факторы) антропогенеза

Факторы эволюции человека

Факторы эволюции человека












Какие факторы эволюции человека являются ведущими и почему?

Направления эволюции человека. Древнейшие люди

Заполните таблицу к теме

Краткая характеристика антропогенеза

Какие органы претерпели наибольшие изменения в эволюции

Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)

Кроманьонцы и современные люди

А) Какие особенности строения высшей нервной деятельности, поведения, образа жизни помогли древним обезьяноподобным предкам человека устоять в борьбе за существование с другими животными?

Б) Как развитие этих особенностей в процессе естественного отбора привело к возникновению качественной грани между обезьянами и древнейшими людьми?

11. Какое значение для изучения эволюции человека имеют находки австралопитековых?

12. Заполните таблицу:

Древнейшие люди (питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек, африканский питеканторп и др.)

Древние люди (неандертальцы)

Первые современные люди

Остров Ява, Китай, Европа, Африка

Черепная коробка низка, из толстых костей; лоб сильно покатый со сплошным костным валиком над глазами. Объём мозга примерно 1100 см 3

Ручные рубила, скребки

Найдите в тексте учебника признаки, отличающие современных людей от их предшественников – древних людей.

Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма

Приведите научные доказательства, подтверждающие правильность этого высказывания Ч. Дарвина.

На рисунке 3 представлены разные расовые типы людей. Определите каждый из них.



Рис. 3. Человеческие расы

Заполните таблицу, исполдьзуя рисунок и учебник (стр.73,74)

Перечислите доказательтства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности к Homo sapiens.

В чём идеологическая сущьность расизма и социал – дарвинизма?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Доказательства происхождения человека от животных

Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.

Установите родство человека с животными на уровне типа и подтипа, класса, отряда и отдельных родов отряда приматов.

Докажите, что в биологическом отношении человеческий организм существенно не отличается от организма других позвоночных животных.

Почему именно приматов называют лабораторным двойником человека?

В чём существенные отличия человека от всех животных, в том числе и таких высокоразвитых, как человекообразные обезьяны, дельфины, слоны?

Движущие силы (факторы) антропогенеза

1. Какое значение для антропогенеза имел переход предков человека к прямохождению?

Почему, хотя прямохождение не является биологически наиболее выгодным способом передвижения, в процессе эволюции оно не исчезло? .Какие преимущества компенсировали отрицательные последствия прямохождения?

2.Почему идея о труде как главном факторе эволюции человека считается основополагающей в антропологии?

Направления эволюции человека. Древнейшие люди

В чём качественные отличия вида Homo sapiens – человек разумный от всех других видов животных?

Почему возникновение человека трудно представить в границах иного, чем приматы, отряда? Почему современные человекообразные обезьяны не могут превратиться в людей?

Какие особенности австралопитеков можно рассматривать как биологические предпосылки превращения обезьяны в человека?

Какие особенности физического строения приматов наиболее сильно изменялись в процессе становления человека современного вида?

В чём принципиальное отличие эволюции человека от эволюции животных? Почему и как в процессе эволюции человека биологические закономерности постепенно уступили место социальным?

На рисунке 4 представлены разные этапы развития орудийной культуры человечества. Наблюдается ли какой – либо параллелизм между совершенствованием физического типа человека и его орудий? Дайте развёрнутый ответ.



Рис. 4. Эволюция орудий труда человека

Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма

Что такое расоведение? В чём его принципиальное отличие от расизма?

Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас? Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.

Почему противоположные по содержанию расизм (попытки оценить биологические особенности людей, исходя из уровня их культурного развития) и социал – дарвинизм (попытки применить биологические закономерности для объяснения социальных явлений) одинаково реакционны по своей сути?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Доказательства происхождения человека от животных

Рудименты и атавизмы у человека

Атавистические проявления и признаки

Внимательно изучите данные, приведенные в таблице. Какие выводы можно сделать, сопоставляя эти показатели?

Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян

Абсолютная масса мозга (г)

Масса мозга по отношению к массе тела

Длина шейного отдела (% от длины туловища)

Полная длина нижних конечностей (% от длины туловища)

Количество позвонков:

хвостовых (копчиковых)

Какие опыты с человекообразными обезьянами вам известны? О чём они свидетельствуют?

Сравните между собой два приведённых ниже высказывания и объясните их так, чтобы снять кажущееся противоречие между ними:

Изучая сравнительную физиологию, начинаешь испытывать величайшее презрение к идеалистическому возвеличиванию человека над всеми другими животными.

Обезьяна не почти что человек, а совсем не человек.

Движущие силы (факторы) антропогенеза

Сравните скелеты человека человека и коаты на рисунке 5. В чём проявляются основные различия в скелетах двуногого и четвероногого организмов? Какие особенности строения скелета связаны с переходом к передвижению на двух ногах?



Рис. 5. Скелеты паукообразной обезьяны и человека

Прочтите текст. Человек (Homo sapiens) относится к отряду приматов, классу млекопитающих, типу хордовых. Как все живые организмы, он рождается, растёт, стареет, умирает. Как у всех позвоночных, у него имеются двусторонняя симметрия тела, замкнутая кровеносная система, внутренний скелет, основу которого составляет позвоночный столб. Как для всех млекопитающих, для человека характерны две генерации зубов (молочные и постоянные), постоянная температура тела, выкармливание детёнышей молоком. Сходство с приматами, особенно высшими, проявляется в хорошо развитой центральной нервной системе, наличии стереоскопического зрения, пятипалой передней конечности хватательного типа и ряде других признаков. Человек обладает сознанием, осуществляет трудовую деятельность, владеет речью, широко использует огонь и другие виды энергии. У него наиболее длительный из всех других животных период детства и в значительной мере развита негенетическая, т. Е. социальная, наследственность. Взаимоотношения человека с природой принципиально отличаются от взаимоотношений с природой его предков – животных.

Какие из приведённых в тексте данных относятся к человеку как биологическому организму и какие – к человеку как социальному существу?

Покажите взаимосвязь труда, сознания и речи.

Направления эволюции человека. Древнейшие люди

Какое значение имеет изучение палеоантропологических находок? Какие из них найдены на территории РФ?

Подтвердите фактическим материалом каждый из приведённых ниже выводов.

В мире животных ближе всего к человеку по строению и физиологическим особенностям человекообразные обезьяны. Однако ни один из видов современных обезьян не является для человека исходной предковой формой. Сходство человека и человекообразных обезьян основывается на их происхождении от общей предковой формы.

Какие качественные отличия человека от животных связаны не столько с эволюцией физического типа человека, сколько с развитием человеческого общества?

Выделившись из мира животных, человек вступил с природой в принципиально иные отношения, чем его предки. Если животное, говоря словами Энгельса, только пользуются внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, то человек в процессе трудовой деятельности познаёт и целенаправленно переделывает окружающую среду.

Покажите, как на разных этапах эволюции человека меняется степень его воздействия на природу.

Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма

Подтвердите фактическим материалом каждый из приведенных ниже выводов.

Расовые различия людей возникли значительно позже окончательного выделения человека из мира животных. По отношению к признакам, которые качественно отличают человека от животных (мышление, речь, способность к трудовой деятельности), все человеческие расы сходны между собой. Различия в уровне культуры не связаны с биологическими особенностями людей разных рас.

В периодической печати систематически печатаются материалы о положении негров в ЮАР, негров и индейцев в Австралии, цветных иммигрантовв европейских странах. Сделайте подборку таких материалов и дайте им оценку. Объясните, почему расовые предрассудки реакционны и являются тормозом для дальнейшего прогресса человечества.

Читайте также: