Наличие каких элементов футбола позволяет обеспечить игровой контекст в упражнении

Обновлено: 19.05.2024

Тактика — организация индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над соперником, т.е. взаимодействие футболистов команды по определённому плану, позволяющему успешно вести борьбу с соперником.

Функции игроков — специализация игрока выполнять все технические приёмы и грамотно действовать в атаке и обороне в зависимости от игровой ситуации.

Индивидуальная тактика — это целенаправленные действия футболиста, его умение из нескольких возможных решений данной игровой ситуации выбрать наиболее правильное, умение футболиста, если его команда владеет мячом, уйти из-под контроля соперника, найти и создать игровое пространство для себя и партнеров, а если нужно, выиграть борьбу с защитниками.

Групповая тактика – решает вопросы взаимодействия двух или нескольких игроков на футбольном поле, называемого комбинациями.

Командная тактика — это организация коллективных действий всей команды при решении задач, возникших в конкретной игровой ситуации.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

1. Физическая культура. 6-7 классы: учебник / А. П. Матвеев, Ю. М. Соболева. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.

2. Физическая культура. Футбол. 5-9 классы. / Г. И. Погадаев. – М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

  1. Губа В.П., Лексаков А.В. Организация учебно-тренировочного процесса футболистов различного возраста и подготовленности: учеб. пособие – М.: Советский спорт, 2012. – 176 с.
  2. Шамонин А.В. Повышение технической подготовленности юных футболистов при развитии координационных способностей. – Екатеринбург.: УралГАХА, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Впервые игра приобрела организованный характер в середине XIX в. В те дни не существовало практически никаких тактических схем, так как не было четких игровых позиций. Тогда преобладали индивидуальные навыки, в частности дриблинг.

Тактика футбола состоит из индивидуальных, групповых, командных действий в нападении и защите, которые дают возможность решать стоящие перед командой задачи с учетом уровня игры соперника и особенностей ведения им игры, состояния поля, климатических условий и т.д. Тактические системы игры — это организация командных действий, заключающихся в планомерном размещении футболистов на поле в соответствии с их игровыми функциями и индивидуальными способностями: вратарь, защитники, полузащитники, нападающие.

Тактика делится на три основные категории: 1) расстановка игроков; 2) действия команды при атаке или при обороне, в отношении либо всей команды, либо ее части; 3) стандартные положения.

Для игроков и тренеров важно определить роль каждого игрока на поле и способы, которыми они должны достигать цели игры, — забить гол и не позволить сделать этого соперникам.

Расстановка игроков определяет место каждого игрока на поле. Хотя в идеале футбол должен быть спонтанной игрой, полной импровизации, все успешные команды уделяют большое внимание игровой дисциплине. Игроки команды должны соблюдать расстановку, которую разработал тренер.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

1. Единичный / множественный выбор;

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: За какие из перечисленных нарушений назначается свободный удар? Выберите все правильные ответы.

а) задержка мяча

в) блокировка продвижению соперника

г) пересечение линии ворот

Информация об ответах

Правильный вариант: Б, В

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

Информация о тестовом вопросе:

Какие из перечисленных нарушений наказываются предупреждением? Выберите все правильные ответы.

а) разворот спиной к судье

б) неспортивное поведение

в) помеха обзора вратарю

г) демонстрация несогласия словом или делом

д) самовольный уход с поля

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Б, Г, Д


Целью занятия является совершенствование ранее изученных технических элементов: ведение мяча, обманные движения, передача мяча.

Описание разработки

Открытая тренировка.

Особенность данного занятия заключается в том, что освоение технических элементов осуществляется посредством специальных подвижных игр и эстафет, где присутствует принцип соревновательности как индивидуального характера (каждый сам за себя), так и групповой (команда на команду).

Данные специальные подвижные игры способствуют проявлению самовыражения и импровизации спортсмена, как индивидуального характера, так и коллективного.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Группа: УТ-2 (12 лет)

Тренер-преподаватель: Пешков Алексей Геннадьевич

Продолжительность занятия: 1ч 45мин

Цель:

Усовершенствование ранее изученных технических элементов: ведение мяча, обманные движения, передача мяча.

Задачи:

Образовательная – совершенствование работы с мячом, умения быстро и четко взаимодействовать с партнёром при отработке технических элементов, способствовать развитию двигательных качеств, наиболее значимых для футболиста.

Воспитательная – развитие индивидуальных волевых качеств, формирование командного взаимодействия, воспитание взаимовыручки и умения принимать решения в нестандартных ситуациях.

Оздоровительная – повышение функциональных возможностей организма (сердечно – сосудистой и дыхательных систем), профилактика травматизма на занятиях футбола за счёт укрепления связочного и опорно- двигательного аппарата.

Оборудование, инвентарь, площадка: мячи футбольные, манишки, фишки, секундомер, цветные жилетки.

Подготовительная часть 15 мин.

Совершенствование технических элементов в футболе при групповых взаимодействиях (план-конспект занятия)

3. Разминочный бег

-И.п.- стойка, руки на пояс

1-4- повороты головы влево, вправо

- И.п. руки перед грудью.

1,2- отведение согнутых рук назад,

3,4- отведение прямых рук назад с поворотом вправо и влево.

-И.п.- стойка, ноги врозь, руки на пояс

1-3-наклоны туловища вперед, в сторону

4-и.п. то же в другую сторону

-И.п. - стойка, ноги врозь, руки на пояс

1-4-круговые движения туловища влево

-И.п. – ноги вместе, круговые движения коленями вправо, влево, наружу, внутрь

И.п. – ноги вместе, руки вперед – поочередные махи ногами к разноименным рукам

5. Беговые упражнения

- С высоким подниманием бедра левым, правым плечом с последующим ускорением;

- С захлестыванием голени левым, правым плечом с последующим ускорением;

- Приставным шагом левым, правым плечом с последующим ускорением;

- Семенящий бег, по команде - ускорение;

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Открытая тренировка

Особенность данного занятия заключается в том, что освоение технических элементов осуществляется посредством специальных подвижных игр и эстафет, где присутствует принцип соревновательности как индивидуального характера (каждый сам за себя), так и групповой (команда на команду).

Данные специальные подвижные игры способствуют проявлению самовыражения и импровизации спортсмена, как индивидуального характера, так и коллективного.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Группа: УТ-2 (12 лет)

Тренер-преподаватель: Пешков Алексей Геннадьевич

Продолжительность занятия: 1ч 45мин

Цель: Усовершенствование ранее изученных технических элементов: ведение мяча, обманные движения, передача мяча.

Образовательная – совершенствование работы с мячом, умения быстро и четко взаимодействовать с партнёром при отработке технических элементов, способствовать развитию двигательных качеств, наиболее значимых для футболиста.

Воспитательная – развитие индивидуальных волевых качеств, формирование командного взаимодействия, воспитание взаимовыручки и умения принимать решения в нестандартных ситуациях.

Оздоровительная – повышение функциональных возможностей организма (сердечно – сосудистой и дыхательных систем), профилактика травматизма на занятиях футбола за счёт укрепления связочного и опорно- двигательного аппарата.

Оборудование, инвентарь, площадка: мячи футбольные, манишки, фишки, секундомер, цветные жилетки.


Программа основана на экспериментальном материале, апробированного, как в Российской Федерации, так и за рубежом. Содержит учебный материал по основным видам, как общей, так и специальной подготовки, а также его распределение по годам обучения в годичном цикле. Полученные современные данные, дают основание утверждать, что не может существовать единого подхода к рассматриваемому процессу характеризующего объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, методические рекомендации. Контрольные упражнения и нормативы, приведенные в программе помогут специалистам найти свое решение к тренировочному процессу. Программа написана под общей редакцией д.п.н., профессора, заслуженного работника высшей школы РФ В.П. Губы и представляет собой результат аналитического обобщения современных научных знаний в области физиологии, психологии, педагогики спорта, биомеханики, передовых технологий подготовки футболистов с учетом возрастных особенностей детей и подростков, а также конкретизации и систематизации передового практического опыта российских и зарубежных специалистов. В программе учтены наработки детско-юношеского футбола Германии, Испании, Англии, Польши и других стран. Программа рассчитана на тренеров футбольных академий, ДЮСШ, СДЮШОР и УОР, спортивных клубов, преподавателей вузов и факультетов физической культуры, а также студентов, магистрантов, аспирантов, начинающих свою практическую деятельность в большей степени с футболистами детского и юношеского возраста.

Оглавление

  • 1. Введение
  • 2. Объяснительная записка
  • 3. Организационно-методические особенности многолетней подготовки футболистов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Футбол. Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Организационно-методические особенности многолетней подготовки футболистов

Имеющийся многолетний опыт работы специализированных учебно-спортивных учреждений свидетельствует о том, что при четкой организации учебно-тренировочного процесса и высоком качестве педагогической деятельности тренерско-преподавательского состава они являются отличными базами привлечения детей и подростков к систематическим занятиям спортом, воспитания квалифицированных юных спортсменов и подготовки общественного актива для коллективов физической культуры общеобразовательных школ.

Специализированные учебно-спортивные учреждения и училища олимпийского резерва в соответствии с возложенными на них задачами:

— реализуют государственные программы развития физической культуры и спорта по подготовке спортивного резерва и мероприятия по их выполнению;

— обеспечивают организацию и проведение учебно-тренировочного процесса и осуществляют анализ его результатов, динамики роста индивидуальных показателей развития физических качеств учащихся, уровня освоения техники футбола;

— принимают участие в областных, республиканских и международных спортивных мероприятиях согласно календарному плану учреждения, утвержденному в установленном порядке;

— разрабатывают и утверждают учебные планы, реализуют программы подготовки, учащихся на всех этапах обучения в специализированных учебно-спортивных учреждениях и осуществляют контроль их выполнения;

— осуществляют совместно с заинтересованными организациями научно-методическое и медицинское обеспечение отбора и подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса.

В настоящей программе объем часов (на подготовку футболистов), регламентированный официальными документами, реструктуризирован в сторону увеличения времени на обучение и совершенствование технико-тактического мастерства в игровых, соревновательных условиях, а физическая подготовка должна проводиться в сочетании и сопряжении широкого круга средств, преобладающими из которых должны быть подвижные игры, лапта, упрощенные спортивные игры, игра в футбол на малых полях в уменьшенных составах. Простой расчет показывает, что контакт юного футболиста с мячом в играх 3 × 3 или 4 × 4 на небольших площадках практически в 4-5 раз больше, чем при игре 11 × 11.

Ребенок приходит в спортшколу для чего? Играть! А это и есть, прежде всего, контакт с мячом.

Представленные в программе цели, задачи и содержание подготовки юных футболистов позволяют при неизменном объеме часов работы оптимизировать воздействие на обучение, воспитание и развитие детей.

Кроме того, программа предлагает новый материал для обучения и совершенствования технико-тактического арсенала футбола, представленный как систематизация каждого из десяти групп приемов, что делает изучение материала системным, способствуя повышению качества усвоения содержания футбола.

3.1. Этапы многолетней подготовки и их задачи

Успешная реализация основных методических положений подготовки спортивных резервов включает в себя три этапа многолетней подготовки: отбора и начальной подготовки, специализированной подготовки, спортивного совершенствования.

На этапе начальной подготовки отбираются дети, имеющие письменные показания врача-педиатра о допуске к занятиям футболом по состоянию здоровья, согласие родителей и проявившие способности к обучению игре в футбол, подвижным играм и элементам спортивных игр, базовым технико-тактическим действиям и средствам из других видов спорта, необходимым для формирования общих и специальных двигательных качеств.

— формировать устойчивый интерес к занятиям футболом;

— создать условия для развития умения играть в футбол в малых составах;

— развивать психомоторные способности и умение принимать самостоятельные решения в игровых условиях;

— обучать подвижным играм, развивающим игровые возможности и одновременно физические качества;

— способствовать воспитанию волевых качеств юных футболистов;

— обучить базовым технико-тактическим приемам игры в футбол;

— осуществлять воспитательную работу.

Решение задач дает возможность заложить разностороннюю базу двигательных и интеллектуальных способностей. Дети должны выполнить контрольные нормативы, на основании которых они будут переводиться в учебно-тренировочные группы второго этапа подготовки.

В группы этого этапа зачисляются юные футболисты, проявившие высокий уровень дисциплины и заинтересованности в занятиях футболом, выполнившие контрольно-переводные нормативы и проявившие большие способности к обучению игре в футбол, настойчивость в достижении поставленных целей и задач, активность и решительность в тренировочной и соревновательной деятельности, хорошую реакцию на тренировочные и соревновательные нагрузки при положительном состоянии здоровья.

Спортивный результат команд на этом этапе не может быть критерием оценки перспективности молодого футболиста, ибо он (результат) зависит от многочисленных факторов (очень часто случайных). Спортивная школа готовит футболистов, а не команды.

Основные задачи этапа:

— совершенствовать умение играть в различных количественных составах футбольных команд;

— совершенствовать все технико-тактические действия игры в футбол до уровня умений и навыков;

— формировать разностороннюю физическую подготовленность юных футболистов с учетом возрастных особенностей;

— развивать тактические действия (индивидуальные и групповые) в различных фазах игры (с учетом формирования универсализма);

— определить игровые амплуа и индивидуализировать подготовку юных футболистов;

— изучить основы командой тактики;

— освоить теоретическое содержание изучаемых разделов (в том числе и правила игры в футбол) подготовки;

— развивать психические свойства, необходимые в учебно-тренировочной, соревновательной работе, особенно — волевые качества;

— осуществлять воспитательную работу с акцентом на комплексное формирование развивающейся личности.

Цель этого этапа — создание условий для дальнейшего повышения спортивного мастерства молодых футболистов. Подготовка осуществляется в большей мере индивидуализировано с учетом личностных особенностей спортсменов.

— совершенствовать мастерство принятия решений как в индивидуальных и групповых, так и в командных тактических действиях;

— развивать физическую подготовленность (как общую, так и специальную) с акцентом на совершенствование быстроты, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости;

— довести исполнительское мастерство молодых футболистов до высокой степени автоматизма в условиях жесткого противодействия соперников в игре;

— формировать индивидуальные психические качества до уровня устойчивости к сбивающим факторам в напряженной игровой соревновательной деятельности;

— совершенствовать тактическую подготовленность с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа молодых футболистов;

— воспитать умение готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональные состояния в процессе игры независимо от ее хода и исхода);

— углублять и расширять круг знаний, связанных со всеми разделами подготовки;

— осуществлять воспитательную работу в направлении ее индивидуализации и самовоспитания молодых футболистов.

3.2. Режим работы и наполняемость учебных групп

Положение о спортивных школах предусматривает следующую структуру и наполняемость учебных групп (табл. 1).

Минимальный возраст зачисления в ДЮСШ по футболу — 8 лет.

Поставленная цель и задачи подготовки спортивного резерва отечественному футболу решаются на четырех этапах в группах:

— учебно-тренировочном (11-15 лет);

— спортивного совершенствования (16-18 лет);

— высшего спортивного мастерства (19-20 лет).

Причиной начала, специализированной подготовки детей в футболе в возрасте 8 лет является, то что период 6-7 лет в академиях и ДЮСШ по футболу решает задачи оздоровления и укрепления организма детей.


Решать вопрос перехода с этапа на этап юного футболиста необходимо, согласуя паспортный и биологический возраст, уровень его подготовленности по показателям контроля игровой соревновательной деятельности, данным тестирования физической и технической (специальной) подготовленности, а также в соответствии с возможностями организма переносить всевозрастающие нагрузки тренировок и соревнований. Решающее слово принадлежит врачам и их оценке состояния здоровья занимающегося.

3.3. Концепция спортивной подготовки юных футболистов

Концепция обучения в футболе выстраивается как последовательный анализ игровой соревновательной деятельности и трансформация полученной информации в модели тренировочных заданий. Игру разделяют на фрагменты, фазы, ситуации, в которых моделируются действия одного игрока, группы, линии или команды в целом.

На наш взгляд, да и зарубежный опыт, и опыт старших поколений об этом давно уже говорят, следует пересмотреть, в первую очередь, систему подготовки юных футболистов на этапе начального обучения, отдав предпочтение игровым средствам, создающим богатейший двигательный фонд ребенка, придающим ему энтузиазм, развивающим творчество, обогащающим радостью, что очень важно.

Таким образом, вся спортивная подготовка — это многолетний процесс, направленный на:

— создание предпосылок, обеспечивающих достижение умения играть в различные подвижные, спортивные игры, мини-футбол и, с возрастом, в футбол 11 × 11;

В современном футболе огромную роль играет индивидуальное мастерство отдельно взятых футболистов и умение своевременно и рационально применить арсенал своих технических приёмов в игровых условиях. В данной статье мы решили рассмотреть значимость технико-тактических действий игроков различных амплуа, а также эффективность их применения в игровых условиях.

Современные исследования показывают, что игровые амплуа футболистов, связанные с решением конкретных задач на поле, определенным образом влияют и на структуру соревновательной деятельности команды. Поэтому игрокам определенных игровых амплуа необходимы высокие уровни тактического и технического мастерства при выполнении вполне конкретных тактико-технических действий (далее – ТТД), что позволяет эффективно осуществлять возложенные на них функции [1].

С этих позиций особое значение приобретает определение значимости конкретных приемов для игроков различных амплуа. Очевидно, что такая информация позволит объективно оценивать регистрируемые показатели соревновательной деятельности конкретных спортсменов, индивидуализировать подбор специализированных средств тренировки, а также оптимизировать отбор игроков в команду.

Индивидуальные тактические действия полевых игроков в нападении включают в себя атакующие действия без мяча, характеризующиеся выполнением [2]:

Индивидуальные тактические атакующие действия с мячом включают применение ведения и финтов, а также ударов по воротам в различных игровых ситуациях [4].

Групповые действия в атаке. Как правило, той команде, которая владеет мячом, приходится решать задачу взятия ворот путём различных комбинаций и взаимодействий игроков атаки [3].

Розыгрыш стандартного положения является одной из опаснейших ситуаций в атаке. Команды, которые используют оборонительную манеру игры, очень часто используют стандартные положения для создания угрозы на ворота противника [6].

Командные действия в атаке включают в себя: быстрое нападение и позиционное нападение.

Суть быстрого нападения в том, что после успешного отражения атаки противоположной команды, овладевшие мячом, стремительно переходят к нападению на ворота соперников, пользуясь тем, что игроки последней не успели организовать свою оборону.

Наиболее распространенным видом организации атакующих действий команды является позиционное нападение. Оно создает возможность длительного контроля над мячом, так как комбинации осуществляются с помощью коротких и средних передач. При этом часть передач выполняется поперек поля, особенно при подключении к атаке игроков защитной линии. Длительное время, затрачиваемое на развитие атаки, позволяет обороняющимся перегруппировать свои силы и надежно перекрыть наиболее опасные для взятия ворот зоны. Организованная оборона, в свою очередь, требует от атакующих выполнения серии комбинаций. Совершенно очевидно, что преодолеть массированную оборону малыми силами удается крайне редко, а значит, в атаку необходимо включать значительное число игроков для создания численного преимущества на отдельном участке поля. Но все игровые действия связаны со схемой игры команды [5].

Тактика игры в защите. В футболе тактика игры в обороне предполагает такую организацию действий защищающейся команды, которая позволила бы нейтрализовать атаки соперников.

Защищаясь, команда должна так построить свою игру, чтобы максимально затруднить взаимодействия между атакующими, предотвратить их проникновение в зону перед своими воротами, не дать им возможности наносить удары по воротам. Одновременно обороняющиеся должны стараться создавать условия для отбора мяча у соперников и организовать начало атаки своей команды.

Вот почему тактика игры в обороне требует к себе самого серьезного отношения. В командах, уделяющих тактической подготовке повышенное внимание, отмечается согласованность действий игроков, знание всеми игроками своих функций, высокая игровая дисциплина.

Выбранная командой рациональная тактика игры в обороне может стать эффективным оружием во встречах с превосходящим по силам соперником. Как и в атаке, игра в обороне состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.

Индивидуальные действия в обороне включают: действия обороняющегося против соперника без мяча и действия обороняющегося против соперника с мячом, которые состоят из отбора мяча, противодействия передачам, ведению и финтом, ударам по воротам.

Групповые действия в обороне. Групповые действия в обороне направлены на противодействие комбинационной игре противоположной команды посредством своевременного разбора атакующих соперников, подстраховки партнеров, переключения при опеке с одного на другого соперника, группового отбора мяча.

Однако, для того, чтобы эти характеристики можно было использовать в качестве критериев, которые, соответствуя требованиям коллективной игры, позволили бы оценить возможности конкретных игроков в реализации этих требований, необходим учет последовательного усложнения выполнения технических элементов, составляющих технико-тактические действия данной команды.

Весьма важным и основополагающим является период перехода игроков из юношеского во взрослый футбол. Имеется в виду то обстоятельство, что для каждого юного футболиста (15-17 лет), в зависимости от его подготовленности, должен осуществляться дальнейший спортивный путь. В связи с этим встает вопрос индивидуализации тренировочного процесса футболистов 15-17 лет, которая должна включать следующие составляющие:

  • определение уровня технико-тактической подготовленности игрока;
  • выявление и прогнозирование его спортивной одаренности, т.е. с учетом какого уровня команды следует вести спортивную подготовку;
  • определение комплексов технико-тактических заданий, с учетом дальнейшего спортивного совершенствования, применительно к команде определенной лиги;
  • текущий и этапный контроль технико-тактической подготовленности футболиста;
  • определения качества переноса элементов технико-тактической подготовленности на соревновательную деятельность.

Учитывая вышеизложенное, очевидна необходимость определения модельных характеристик технико-тактических действий юных футболистов 15-17 лет.

На основе материалов, размещенных в интернете определены количественные показатели выполнения ТТД игроками в возрасте 15-17 лет в зависимости от игрового амплуа [8]:

  • защитники – короткие и средние передачи, отбор мяча, игра головой, перехват. Выполнение длинных передач с процентом брака 25-39%, отборов мяча – 45-25%, перехватов – 45-36,5%, игра головой – 15-10%, обводка – 26,5-22,5%;
  • полузащитники – короткие, средние, длинные передачи, ведение и обводка соперника. Наибольший процент брака при выполнении длинных передач 33,3-43,3%, обводка – 40-28,6%, отбор мяча – 40-23,3%, удары в ворота – 26-24,3%;
  • нападающие – короткие и средние передачи, удары по воротам. Брак составляет при выполнении длинных передач 40-50%, обводок – 40-33%, отборов мяча - 66-33%, перехватов – 66-33%, ударов в ворота - 30-25%. Реже используют ведение мяча.

Результаты исследований технических действий юных игроков в соревнованиях свидетельствуют о том, что они в сложных условиях не могут точно и быстро выполнять разнообразные технические приемы. В экстремальных условиях становится более низким показатель игровой активности юных футболистов и изменяется соотношение различных ТТД в общем их объеме. Число действий оборонительной направленности увеличивается, а атакующих – уменьшается. Это способствует тому, что попадая во взрослый футбол, юный футболист в силу психо – эмоциональных особенностей может не показать свой максимум.

К 16-17 годам, количественные и качественные значения ТТД в условиях соревновательной деятельности по данным наших исследований приближаются к аналогичным показателям профессиональных спортсменов.

В структуре ТТД у 15-летних и 17-летних отмечены достоверные различия: в передачах мяча назад, поперек, вперед, введениях, ударах в ворота ногой и объеме всех ТТД за игру. Различий в структурных соотношениях TTД футболистов этих возрастов не обнаружено: в длинных передачах, прострелах, обводке, отборе, перехватах, единоборствах за мяч, в игре головой, ударах в ворота головой.

Распределение приоритетных групп ТТД по их удельному весу в структуре СД имеет большое значение для технико-тактической подготовки юных футболистов.

Индивидуальные действия отдельных "звезд" в современном футболе все больше и больше подчиняются коллективной игре. Однако это вовсе не умаляет роли индивидуально сильных игроков, которые становятся лидерами команды. Да и импровизация носит теперь не только индивидуальный, но и коллективный характер, что делает неожиданными командные действия и дезорганизует соперников.

На соревновательную результативность футболистов оказывает влияние разносторонность технико-тактических действий. В свою очередь показатели разносторонности технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности подвержены вариативности и зависят от ряда факторов:

1) волевой установки, которая определяется значимостью матча и, следовательно, конкретным результатом;

2) частных задач, стоящих перед отдельным футболистом;

3) квалификации соперника;

4) уровня подготовленности своей команды и некоторых других условий;

5) условий проведения футбольного матча.

Уровень тренировочной разносторонности технико-тактических действий футболистов должен соответствовать соревновательному уровню технико-тактических действий.

Технико-тактическая подготовленность футболистов – один из важнейших показателей, характеризующих уровень мастерства квалифицированных спортсменов.

Только с помощью эффективного применения технико-тактических действий можно добиться положительного результата. Технико-тактическая подготовленность футболистов в немалой степени трансформируется, усложняется в связи с изменениями особенностей и специфики соревновательной деятельности. Направленному совершенствованию в тренировочном процессе должны подвергаться те стороны техники и тактики игры, которые учитывают специфичность вида спорта и дают наибольший вклад в повышение эффективности технико-тактических действий футболистов в процессе соревновательной деятельности. Поэтому данной стороне технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов необходимо уделять самое серьезное и пристальное внимание.

Для того чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно меняющихся игровых положениях, футболист должен владеть всем богатством разнообразия технических приемов и способов, уметь выбрать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить. Критерии высшего технического мастерства:

  • свободное владение оптимальным объемом приемов и способов для полноценного выполнения заданных игровых функций в сочетании с двумя – тремя коронными приемами нападения и защиты;
  • точность и эффективность выполнения указанных приемов;
  • стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих факторов – значительном утомлении, психологическом напряжении, трудных внешних условиях и т.д.;
  • умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника;
  • надежность выполнения приемов, которая определяется высокой точностью на протяжении многодневного турнира, от матча к матчу без существенных отрицательных отклонений.

Техника игроков экстр-класса отличается высоким уровнем стабильности выполнения.

Совершенствование технико-тактического мастерства футболистов проходит более эффективно, если учитываются факторы, которые влияют на успешность процесса технико-тактической подготовки. К ним относятся:

  • уровень развития специальных физических качеств;
  • уровень овладения техникой приемов и способами их выполнения;
  • уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов;
  • надежность опорно-двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении технико-тактических действий в игре;
  • полнота владения системой знаний.

С целью более высокого уровня организации педагогического контроля и обоснования выводов о техническом мастерстве футболистов учитывают ряд показателей, качественно и количественно характеризующих состояние техники соревновательной деятельности. Такой контроль может быть рациональным только в том случае, если в его структуру в качестве объективных критериев будут включены такие характеристики как объём, разносторонность, надежность, рациональность технической подготовленности, эффективности владения техникой игры и своевременность применения различных технических действий и их освоенность.

По нашему мнению, применение любого тактического действия игроков зависит от модели игры, установки и конкретных задач на игру команды. В современном футболе чётко усваивается тенденция на индивидуальные действия, поэтому так ценятся игроки в своих амплуа умеющие эффективно и своевременно применять технические приёмы в игре.

Читайте также: