Наказание имеет как правовую так и такую функцию историческую общественную социальную

Обновлено: 30.06.2024

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место

«Юридическая ответственность — применение к лицу, совершившему

(1), мер государственного принуждения в целях охраны (2).

предусматривает доказательность вины, применения одного наказания за одно

преступное деяние. Принцип (5) указывает соответствие

основополагающими определяется принципом (6). Важными

принципами юридической ответственности также являются неотвратимость

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте

последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый

пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым

номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

№ 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на

Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе

которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального

контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся

на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это

способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое

выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных

или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и

организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права

предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении

общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого

управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные

институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация

общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от

антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во

благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает

место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не

направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и

религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы

признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и

взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более

Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-

С1 Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от

С2 Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества?

С3 Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является

воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания

обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми

них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих

обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих

знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие

знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих

С6 1. Назовите любые три правоотношения, регулируемые нормами трудового

2. Приведите три примера международной защиты прав человека.

3. В стране Б международные эксперты отметили преобладание в

правосознании правового нигилизма. Раскройте на трех примерах это явление.

С7 1. Иногда можно услышать точку зрения, что нарушение дисциплины не

относится к правонарушениям. Сформулируйте собственное мнение по

2. Может ли быть низкой правовая культура общества при высокой правовой

культуре отдельно взятых личностей? Свою позицию обоснуйте.

3. Поясните, почему Президент РФ обладает максимальными полномочиями в

законодательной, и минимальными в отношении судебной власти? Свой ответ

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме

будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме

освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Судебная система

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в

приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания,

соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный

1.«Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в

3. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их

4. «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к

5.«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Задание 4.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Задание 5.
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Задание 8.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Задание 10.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Задание 12.
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство



Задание 14.
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением
законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.


Задание 15.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предупреждение
Б) лишение свободы на определённый срок
В) взыскание неустойки
Г) возмещение убытков
Д) дисквалификация



Задание 16.
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные
граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает
нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство
оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать
в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство
не действует в соответствии с установленными им же самим
нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству
принадлежит право последнего голоса при принятии того или
иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы,
обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста

В правильном ответе должно быть приведено объяснение,
например: государство – обладающая суверенитетом на
определённой территории организация политической власти,
осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём
порядок и стабильность.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия




Задание 19.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры и отрасли:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие
в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание
(конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный
медицинский осмотр при заключении трудового договора
(трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие
действия, регулируемые другими отраслями права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)


Задание 20.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства,
политический режим и форму правления определённого
государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов
и компетенцию должностных лиц, которые представляют
государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная
правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет
потребность в регламентации (юридического характера)
определённых отношений. Таким образом, при помощи
правотворческой деятельности государства создаются законы,
указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт
ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических
требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы
дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор)
с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых
высокопроизводительных технологий сократилось время
производства одного автомобиля, что позволило увеличить
количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой
фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно
к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном
указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт
к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном
указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Задание 22.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу
постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация
образования;
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются
равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами
взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних
обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
правильном указании двух или более характеристик.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа



Задание 23.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической
памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры,
разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского
государства.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений)
с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!

Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных
организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах



Задание 25.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)


Преступление и наказание – понятия, тесным образом взаимосвязанные, подобно философским категориям причины и следствия.

Антиномия “преступление – наказание” развивалась и развивается не только в социально-историческом, правовом, морально-этическом, но и в религиозно-нравственном аспектах.

Так, для члена древнего общества, считающего “должным” убийство врага - представителя чужого рода, - названный акт не расценивался как преступление. Но тот же факт получит совсем другую оценку у человека, для которого “должным” поведением будут христианские евангельские принципы “не убий”, “почитай ближнего, как самого себя”, “любите врагов ваших”.

В дореволюционной России “преступным” и “социально опасным”, а следовательно - наказуемым - считался переход из христианской религии в нехристианскую, из православия в раскол; снятие с себя сана монахами и священнослужителями также каралось законом.

В любом случае изучение динамики категорий “преступление и наказание” в историческом ракурсе - задача актуальная и привлекательная для исследователя. Не меньшую значимость, на наш взгляд, представляет изучение проблемы в свете религиозно-нравственном, особенно в современной ситуации затянувшегося “переходного периода”, характерного обострением криминогенной обстановки, понижением духовно-нравственных идеалов.

Как известно, преступление и наказание в социальном аспекте изучаются наукой уголовного права. На эту тему написано немало работ и представлено несколько определений названных категорий. Но, несмотря на существующие дефиниции, следует признать, что общепризнанного понятия преступления, а соответственно и наказания, не существует до сих пор.

Выдающийся социолог XX века П.А. Сорокин теории, выделяющие уголовные правонарушения по признаку наказания, назвал “порочными. В самом деле, здесь понятие преступления конституируется в зависимости от понятия наказания, а понятие наказания, в свою очередь, определяется в зависимости от понятия преступления. Получается круг. Неизвестное Х определяется через Y, а Y, в свою очередь, через Х – понятно, что подобное уравнение довольно трудно решить” .

Но главное ясно: наказание – это всегда реакция на преступление.

Понятие преступления – одно из основных в науке уголовного права. Часть 1 статьи 14 УК РФ определяет преступление как “виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания” .

Основным качественным признаком преступления является его общественная опасность. Степень общественной опасности преступления свое окончательное выражение находит в санкции. Чем более строгое наказание предусматривает санкция статьи Уголовного кодекса, тем выше степень общественной опасности преступления.

В определении преступления выделяются также признаки виновности и наказуемости (как видим, понятия преступления и наказания тесным образом переплетаются).

Виновность возможна лишь при наличии тех форм вины, которые определяются законом: умысла (прямого или косвенного), неосторожности (“деяния, совершенного по легкомыслию или небрежности”) – статьи 24 – 26 УК РФ .

Под наказуемостью понимается неизбежное юридическое последствие, неблагоприятное для нарушителя. При этом наказуемость следует расценивать не как реальное наказание и “не факт его назначения за конкретное преступление, а установленную законом возможность (выделено нами – А.Н-С.) применить наказание за каждый конкретный случай совершения деяния, описанного в той или иной норме Особенной части УК” .

Как известно, в практике реальной жизни возможны случаи, когда преступление совершено, но наказание за него не было назначено: например, когда преступление осталось нераскрытым или когда суд счел возможным не применять уголовное наказание, заменив его мерами воспитательного характера.

Однако, с точки зрения христианской этики, нет преступлений без наказаний. Главное наказание преступнику – в мучениях его совести. “Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом!” - говорится о преступном герое-индивидуалисте раннего рассказа М. Горького.

Итак, преступление – это “деяние” (действие или бездействие). Противоправное поведение человека может быть выражено и в активной деятельности, и в бездеятельности – в случае, когда на человека налагается обязанность действовать, чтобы предотвратить вредные последствия.

Проиллюстрируем это положение уголовного права на примере произведений Ф.М. Достоевского, чье художественно-публицистическое творчество в целом связано с исследованием важнейших проблем юриспруденции.

Так, Родион Раскольников, герой романа “Преступление и наказание”, свой бунт против Бога и общества выразил в активном действии – убийстве старухи-ростовщицы.

Другой герой Достоевского – Иван Карамазов (“Братья Карамазовы”) - развивает теорию “все позволено”, если нет Бога и бессмертия, и нет совести. Иван уезжает из городка, зная, что там под действием его теории зреет убийство отца – Федора Павловича Карамазова, растленного старика, утратившего представления о чести и достоинстве, о добре и зле. Старший сын Федора Павловича Дмитрий убежден, что аморальный старик уже не имеет права на жизнь (глава “Зачем живет такой человек!”). Таким образом, идея, концепция, теория приобретают функции события, поступка .

Уезжая, “теоретик” Иван тем самым как бы провоцирует преступление, подталкивает реального исполнителя – лакея Смердякова (незаконного сына старого Карамазова) к убийству отца. Налицо – преступное бездействие со стороны Ивана. Впоследствии герой приходит к беспощадному суду над собой.

Лаконично и не только с религиозно-этических, литературоведческих, но и профессионально юридических трактует сюжетную коллизию романа К. Мочульский: “братья, каждый по-своему, переживают единую трагедию, у них общая вина и общее искупление. Не только Иван со своей идеей “все позволено”, не только Дмитрий в своем безудержье страстей, но и “тихий мальчик” Алеша ответственны за убийство отца. Все они сознательно или полусознательно желали его смерти, и их желание толкнуло Смердякова на злодеяние: он был их послушным орудием. Убийственная мысль Ивана превратилась в разрушительную страсть Дмитрия и в преступное действие Смердякова. Они виноваты активно. Алеша – пассивно. Он знал – и допустил, мог спасти отца – и не спас. Общее преступление братьев влечет за собой и общее наказание: Дмитрий искупает свою вину ссылкой на каторгу, Иван – распадением личности и явлением черта, Алеша – страшным духовным кризисом. Все они очищаются в страдании и обретают новую жизнь” .

Ф.М. Достоевский в своем романном творчестве - “великом пятикнижии” - глубоко анализирует свойство преступления, не обозначенное в современном уголовном законодательстве, однако чрезвычайно важное в свете заявленной проблемы, а именно - аморальность преступления.

Не вызывает сомнений, что мораль и право, будучи разными формами общественного сознания, пребывают в тесном взаимодействии. Мораль и право выполняют примерно одни и те же функции - стоят на защите ценностей человеческого общества. Нормы морали охраняются правом. Уровень морали - в свою очередь - имеет прямое воздействие на право. Это “два наиболее мощных регулятора отношений людей в обществе” .

Чрезвычайную важность для развития цивилизованного общества имеют факторы социально-нравственной оценки человеческих поступков и побуждений в свете существующих представлений о добре и зле, нравственности, долге, чести, достоинстве, справедливости, человечности и других важнейших нравственных законов, выработанных человечеством. Во многом эти моральные ценности восходят к концепции человека и мира, выработанной христианством.

Заявленный в Евангелии идеал пока что является для человека предметом стремления и принадлежит горизонту не здешнего (тварного), а совершенного (Божественного) бытия. “По высоте задания такой образ человека, хотя и сформировался в основных чертах 1,5 тысячелетия тому назад, по сей день остается скорее впереди нас, нежели позади, - пишет С. С. Хоружий. - Он остается, таким образом, не только нераскрытым, но также еще и неустаревшим, непревзойденным – и потому не утрачивает способности оказаться нужным и ценным для современной мысли, для современных духовных поисков” .

В религиозном сознании конституируется схема отношений, существующих в действительности, в том числе – своеобразно моделируется государственно-правовая структура: Царство Божие, Царь Небесный, рабы Божии; Судный день (Страшный суд), Бог – судья, грешные люди – судимые.

“Мне отмщение, и Аз воздам” – говорит Библия.

Это библейское изречение Лев Толстой избрал эпиграфом к своему роману “Анна Каренина”. В журнале “Круг чтения” Л. Толстой трактовал “Мне отмщение, и Аз воздам” в нравственно-религиозном смысле: “Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей… Наказывает только Бог и только через самого человека” (выделено нами – А. Н-С.) .

“В “Анне Карениной” приведен взгляд на виновность и преступность человеческую, - комментировал Ф.М. Достоевский. – Взяты люди в ненормальных условиях. Зло существует прежде них. Захваченные в круговорот лжи, люди совершают преступления и гибнут неотразимо: как видно, мысль на любимейшую и стариннейшую из европейских тем” .

В самом деле, преступление и наказание, возмездие, высшее “воздаяние по делам” человеческим являлось нравственным императивом еще с античных времен древнегреческой трагедии:

… не разрешают боги

Высокомерно топтать святыни, - писал Эсхил.

С религиозной точки зрения, моральные постулаты дарованы человеку свыше. Основные нравственные законы сформулированы Богом, зафиксированы в Священном Писании, и люди должны неукоснительно следовать им.

Так, в Ветхом Завете пророк Моисей от Бога получает на горе Синай скрижали с десятью заповедями (Декалог) – готовый кодекс нравственного поведения. Это библейское “Десятисловие”, открытое Моисею, с тех пор известно всему человечеству.

В Нагорной проповеди Нового Завета Иисус Христос выступает с нравственными поучениями, лично обращаясь к народу. Цитируя Ветхий завет, Христос дает толкование древним заповедям, учит тому, как именно следует исполнять их:

“Вы слышали, что сказано древним: “не убивай; кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ” (Мф. 5: 21 – 22);

“Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5: 25 – 28);

“Еще слышали вы, что сказано древним: “не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”. А Я говорю вам: “не клянись вовсе” ” (Мф. 5: 33 – 34).

Как видим, христианство в Новом Завете отличается высочайшей нравственной требовательностью, делает ветхозаветные заповеди еще более строгими в моральном отношении. Нарушение Божественных установлений расценивается этикой христианства как преступление (“смертный грех”).

С другой стороны, в Нагорной проповеди доминируют христианские идеи милосердия, любви к ближнему, прощения и искупления, возможные только с воплощением Богочеловека, явившегося на землю, чтобы добровольно принести очистительную жертву во искупление грехов человечества:

…Слишком многим руки для объятья

Ты раскинешь по концам креста, - писал

Борис Пастернак в религиозном цикле стихотворений.

В христианской антропологии цельности “образ Божий” в

человеке – это не только данность, но и задание, стремление к

самопревосхождению падшей человеческой природы.

“Ничто в человеческой природе не хорошо и не дурно само по себе, - размышляет современный философ, - но все может быть употреблено как во благо, так и во зло; все может находиться как в благом, открытом для благодати, так и в пагубном, открытом греху устроении” .

Христианство отвергает ветхозаветную доктрину воздаяния злом за зло: “Вы слышали, что сказано: “око за око, и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” (Мф. 5, 38 – 40);

Евангельскую идею милосердия, прощения, деятельного добра активно развивала русская классическая литература.

Такова, например, авторская позиция Н.С. Лескова в цикле рассказов о праведниках и в его святочных рассказах .

В одном из них – “Под Рождество обидели” (1890 г.) – писатель высказал свой взгляд на проблему преступления и наказания в духе христианской этики. Повествование венчает рождественская проповедь, обращенная к читателю: “Читатель! Будь ласков: вмешайся и ты в нашу историю, вспомяни, чему тебя учил сегодняшний Новорожденный: наказать или помиловать? обдумай – с кем ты выбираешь быть: с законниками ли разноглагольного закона, или с Тем, Который дал тебе “глаголы вечной жизни” .

Известный религиозный философ Иван Ильин - юрист по образованию - призывал “очеловечить” юриспруденцию, опираясь не только “мертвую букву закона”, но прежде всего на представления о душе человеческой, о человеке как “венце творения” . В связи с этим важно подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации признала человека высшей ценностью. Статья 2 Конституции РФ гласит: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства” . В условиях формирования правового государства законотворчество идет по пути гуманизации.

Очевидно, что современное российское законодательство коррелирует с моральными христианскими заповедями: “не убий”, “не укради”, “не произноси ложного свидетельства” и др., трансформированными в нормы права. Уголовное законодательство и религиозно-нравственные императивы имеют точки сопряжения, тесно соотносятся друг с другом.

Так, библейская заповедь “не убий” запрещает человеку лишать жизни себе подобного, какими бы мотивами и побуждениями ни руководствовался преступник. “Эти мотивы могут влиять на квалификацию либо индивидуализацию ответственности, но само умышленное виновное лишение жизни остается деянием наказуемым и порицаемым морально” .

ПРИМЕЧАНИЯ:

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - С. 65.

Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. (В дальнейшем источник обозначается - СЗ РФ).

Уголовное право России. Общая часть / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 1998. -

Горький М. Рассказы. Пьесы. - М.: Худож. лит., 1978. - С. 46.

См. подробнее: Левина А.Л. Функциональный взаимопереход события и слова в романе Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы” // Достоевский и современность: В 2-х ч. - Ч. 1. - Новгород, 1991. - с. 113 - 118.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М.: Республика, 1995.

См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под ред. А.И. Бойко. - М.; Ростов-на-Дону, 1996. - С. 69.

Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб.: Алетейя, 1994. - С. 266.

Цит. по: Ломунов К. Н. Лев Толстой. - М., 1984.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 г. // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : В 30 т. - Л.: Наука, 1972 – 1988. - Т. 12. - С. 209. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием тома и страницы.

Эсхил. Орестея. Перевод с древнегреческого С. Апта. - М., 1958. - С. 17.

См.: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высш. школа, 1994. - С. 324.

Пастернак Б. Л. Доктор Живаго. - М.: Кн. Палата, 1989. - С. 406.

Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб.:

Алетейя, 1994. - С. 298.

См. подробнее в нашей работе: Кретова (Новикова) А. А. “Будьте совершенны…” (Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н.С. Лескова и его современников. - М.; Орел, 1999. - С. 270 – 278.

Лесков Н. С. Под Рождество обидели // Лесков Н.С. Соч.: В 3-х т. - М.: Худож. лит., 1988. - Т. 3. - С. 205.

См.: Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья:

В 2-х т. - М.: Искусство, 1994.

Конституция Российской Федерации // Российская газета. № 31. 15. 02. 1996.

Уголовное право. Особенная часть / Под ред. И. Л. Козаченко. - М.: ИНФРА-НОРМА, 1998. - С. 36.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Читайте также: