Надзор за осужденными в зарубежных странах может выступать как

Обновлено: 02.07.2024

Наказание в виде лишения свободы является наиболее строгим, однако цели и задачи пенитенциарной системы России направлены на то, чтобы как можно меньше вышедших на свободу людей возвращались в тюрьму или оказывались на скамье подсудимых.

Нужно ли России снижать число заключенных?

По показателю икарцерации — числа лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях на 100 тысяч населения (448 человек), Россия уступает только США: (693 человек) по данным на 2014 год. С 2000 года показатель инкарцерации в нашей стране снизился с 683 до 448 человек, однако в Англии и Уэльсе, где обстановка с заключенными считается напряженной по европейским меркам, данный показатель составляет всего 149 человек.

Можно ли говорить о том, что показатель инкарцерации объективно свидетельствует о развитии пенитенциарной системы: чем он ниже, тем эффективнее государство работает с осужденными?

Как отмечают авторы доклада ЦСР, в каждой стране своя методика подсчета, что затрудняет объективность сравнения. Однако даже с поправкой на способ ведения подсчетов есть еще один важный показатель – количество рецидивов преступлений. Статистика ФСИН говорит о том, что на 2016 год из 500 тысяч заключенных в РФ, 325 тысяч были приговорены к лишению свободы как минимум второй раз. Проблема возвращения в тюрьмы граждан, отбывших наказание, является общей, на что указывают данные исследования ЦСР. В Англии и ряде европейских стран уровень рецидивов держится на уровне 40-50%, в США в 2005 году 76,6% освобожденных из мест лишения свободы были вновь арестованы в течение 5 лет.

Ссылаясь на данные исследований, проведенные в разных странах, авторы доклада ЦСР заявляют о том, что тюремное заключение не помогает бороться с рецидивами преступлений, в то же время гуманизация уголовной политики не приводит к росту преступности. Поэтому низкое количество заключенных указывается в качестве одного из показателя эффективности пенитенциарной системы.

Как высокий уровень неоднократно судимых граждан и лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, должен влиять на политику государства? В докладе ЦСР говорится о том, что в США основная задача пенитенциарной системы — оградить общество от преступников, откуда и самый высокий показатель в мире по количеству заключенных.

Европейский опыт

Пример с вовлечением негосударственных организаций в деятельность по исправлению осужденных показывает, что пенитенциарная система может получать дополнительные возможности за счет гибкости. Разнообразие применяемых средств может проявляться и при работе с заключенными и лицами, отбывшими наказание. Одним из главных принципов эффективной деятельности является дифференцированный подход , согласно которому для успешного возвращения в общество и профилактики рецидивов нужно учитывать ряд факторов. Исследователи выделяют группы риска, такие как: неграмотность, насилие в семье, тяжелое материальное положение, отсутствие трудового опыта. Выделяют множество групп заключенных по признакам семейного положения, пола, возраста, совершенных ими преступлений, здоровья, уровня образования и многих других. Наиболее плодотворная работа по исправлению предполагает индивидуальный подход к лицам, отбывающим наказание.

Насколько это может быть эффективно? В докладе ЦСР приводится пример немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн в которой количество заключенных ниже среднего по стране. По мнению региональных чиновников, ответственных за работу исправительных учреждений, нужно избегать тюремного заключения всегда, когда это возможно. Одна из широко применяемых альтернативных мер - пробация, суть которой в помещении условно осужденного под надзор специальных органов (служб). Работа в службах пробации земли Шлезвиг-Гольштейн как для чиновников, так и для сотрудников НКО требует профильного университетского образования. К персоналу тюрем также предъявляются высокие требования. Все эти факторы вкупе с приоритетом реабилитации осужденных, по мнению ЦСР, привели к улучшению статистики по рецидивизму в рассматриваемом регионе.

Авторы доклада считают наиболее показательным пример Финляндии, где уровень инкарцерации снизился со 180 человек в 1950 году до 57 человек в 2014 году. При этом рост числа преступлений в Финляндии оставался на уровне, сопоставимом с соседними странами, где не принималось мер по сокращению количества заключенных. Как следует из доклада, в указанный период финны существенно пересмотрели уголовную политику. Среди принятых мер — декриминализация либо смягчение наказаний за ряд ненасильственных деяний, расширение условно-досрочного освобождения, отказ от широкого применения превентивных мер в виде заключения под стражу, амнистии, изменение порядка назначения наказаний в сторону их смягчения.

Процесс отбытия наказания в исправительных учреждениях описывается как гуманный и предполагающий минимальную степень отчуждения от общества. Из 28 тюрем Финляндии 12 открытых. В них нет охраны, а заключенные могут покидать территорию в дневное время — например, для выхода на работу, посещения врача, церкви и даже совершения покупок.

Исследование ЦСР подробно описывает опыт европейских государств в построении пенитенциарных систем, ориентированных на возвращение отбывших граждан к законопослушному образу жизни. Опыт зарубежных стран можно считать успешным, поскольку он подтверждается данными статистики в том, числе уровнем преступности и количеством заключенных.

Центр стратегических разработок был создан в 1999 году по инициативе будущего президента РФ Владимира Путина как площадка для разработки программы развития страны на ближайшее десятилетие, объединяющая под своим началом экспертов в различных областях, в том числе с опытом государственного управления.

Во все времена проблема исполнения наказания оставалась значимой. Не менее значимой была и система обеспечения порядка в пенитенциарных учреждениях. Еще в дореволюционный период в Российской империи имели место средства обращения с осужденными, которые имели сходство как с нынешним понятием режима отбывания наказания, так и со средствами его обеспечения. Основным же средством воздействия на арестантов дореволюционного периода выступали условия и порядок организации уголовного наказания, которое ныне и определяется термином—режим отбывания наказания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.. 4
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………………………………… 14
ГЛАВА 3 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………………………………………………………….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Единый вариант.docx

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.. 4

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………………………………… 14

ГЛАВА 3 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ…………………………………………………………… …………….. 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 33

Во все времена проблема исполнения наказания оставалась значимой. Не менее значимой была и система обеспечения порядка в пенитенциарных учреждениях. Еще в дореволюционный период в Российской империи имели место средства обращения с осужденными, которые имели сходство как с нынешним понятием режима отбывания наказания, так и со средствами его обеспечения. Основным же средством воздействия на арестантов дореволюционного периода выступали условия и порядок организации уголовного наказания, которое ныне и определяется термином—режим отбывания наказания. Изменение условий и порядка отбывания наказаний осужденными в зависимости от их отношения к соблюдению установленного законом порядка в местах лишения свободы признавалось наиболее значимым стимулом, способствующим их исправлению. Условия режима содержания в первые послереволюционные годы были призваны способствовать применению форм и методов воспитательного воздействия на преступников. В эти годы также закрепляется прогрессивная система исполнения наказаний, согласно которой условия содержания заключенных изменялись в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от степени исправления. В начале 20-х годов новое содержание получила изоляция заключенных. Если в первые годы Советской власти целью изоляции являлось обеспечение функции защиты нового государства от классовых врагов, то теперь ставилась задача обеспечения нормативных условий для решения воспитательных задач в рамках государственного принуждения.

На наш взгляд следует рассмотреть понятие режима и средств его обеспечения в соответствии с законодательством зарубежных стран. Именно это позволит оценить наше собственное законодательство и внести некоторые предложения по его усовершенствованию.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

- воспитательная функция режима проявляется в том, что применяемые к осужденным правоограничения порождают страдания и переживания , а тем самым заставляют их задуматься о своем прошлом поведении. К тому же дисциплина , соблюдение правил поведения, в том числе не являющихся по своей природе карательными (поведение осужденных во время работы и отдыха, во взаимоотношениях с администрацией, соблюдение санитарно-гигиенических требований), способствуют формированию у осужденных стремления к законопослушному поведению.

-Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую основу для реализации всего комплекса средств воспитательного характера на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.

- функция социального контроля (профилактическая) направлена на предупреждение совершения преступления и иных правонарушений как с осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительных учреждений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что функции режима достаточно широки и носят преимущественно принудительный характер.

Важное значение для режима исполнения наказаний имеют требования режима. Целесообразным будет представить классификацию предложенную В.Б.Шабановым [4, С.290], согласно которой в структуру основных требований режима входят:

-Охрана осужденных — особый вид и порядок государственной деятельности (службы), обеспечивающий внутреннюю и внешнюю безопасность исправительного учреждения, а именно безопасность осужденных, персонала и иных лиц (прокуроры, адвокаты, следователи, близкие родственники, и иные лица, посещающие исправительное учреждение на основаниях, установленных законодательством) от преступных и иных противоправных посягательств, на основании установленных законодательством требований, за нарушение которых предусматривается применение физической силы, специальных средств а также применение оружия.

-изоляция - это система правил, определяющих порядок ограничения прав и свобод и строгую регламентацию поведения в местах лишения свободы. Именно изоляция позволяет реализовать остальные функции в полном объеме.

-постоянный надзор – особый порядок государственной деятельности (службы), обеспечивающей комплекс организационных, технических и оперативных мероприятий по непрерывному наблюдению за поведением осужденных, выявлению и предупреждению противоправной деятельности в процессе исполнения наказаний в исправительном учреждении.( далее ИУ)

-исполнение осужденными возложенных на них обязанностей – стержневой момент исправительного процесса, в котором заключается смысл лишения свободы.

-реализация прав и законных интересов осужденных- это использование в первую очередь самим осужденным своего правового статуса с целью исправления и досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы. Вместе с тем администрация ИУ обязана основывать свою деятельность на требованиях законности в отношениях с лицами, лишенными свободы.

-безопасность осужденных и персонала – по сути, принцип деятельности любой управляемой системы. В данном случае указывается на особый порядок организации исправительного воздействия, минимизирующих угрозу жизни и здоровью лиц, участвующих в уголовно-процессуальных правоотношениях.(ст. 11 и ч.8 ст.81 УИК) На наш взгляд главным требованием к сотрудникам обеспечивающим соблюдение и исполнение режима является: точное соблюдение своих должностных обязанностей. В противном случае, их неисполнение может повлечь тяжкие последствия(дезорганизация работы ИУ, захват заложников и т.д.)

Также, профессором Шабановым В.Б. указывается, что раздельное содержание определенных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида ИУ, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного – организационно- правовые меры, обеспечивающие функционирование прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания (конкретизируемых в ст.68 и ст.69 УИК).На наш взгляд, прогрессивная система косвенно обеспечивает соблюдение режима осужденными.

Кандидат юридических наук В.С. Красиков отмечает, что зависимость изменений условий содержания, расширяющих (ограничивающих) права осужденных, от степени их исправления (неисправления) – главный признак прогрессивной системы, целью которой является стимулирование исправительного процесса и подготовка осужденных к жизни вне мест лишения свободы. Данные изменения должны применятся в равной степени к тем, кто достиг определенной степени исправления, и не должны зависеть от производственно-хозяйственной либо иной предусмотренной законодательством возможности.

Средства обеспечения режима общего характера реализуются в соблюдении требований режима самими сотрудниками ИУ , которые своей деятельностью должны создавать условия для предупреждения нарушения законности в местах лишения свободы. [3,С.102] Работники учреждений, исполняющих наказания, должны осуществлять контроль за соблюдением режима, требовать от осужденных выполнения правил внутреннего распорядка, применять по отношению к правонарушителям меры воздействия и принуждения, но соблюдением положений указанных в ч.1 ст 8 УИК и ч.2 ст. 10 УИК, и закрепляющих охрану прав, свобод, законных интересов осужденных, обеспечение их личной безопасности, а также вежливое обращение со стороны работников ИУ.

А.В.Шарков отмечает, что УИК РБ определяет следующие специальные средства обеспечения режима: 1)охрана осужденных и надзор за ними, 2)меры безопасности, применяемые к осужденным, и меры обеспечения их личной безопасности, 3)оперативно-розыскная деятельность, 4)меры взыскания и поощрения, применяемые к осужденным, введение в исправительных учреждениях режима особых условий.

Охрана осужденных осуществляется внутренними войсками МВД Республики Беларусь, а надзор- нарядами воинских подразделений и работниками исправительных учреждений. Основные задачи надзора и охраны – обеспечение безопасности объектов исправительных учреждений, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, а также иных лиц.


Некоторые особенности применения наказания в виде ограничения свободы за рубежом

С 10 января 2010 года (Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ), с учетом изменений и дополнений в ст. 53 УК РФ и главу 8 УИК РФ (ст. ст. 47–60), суды вправе назначать наказание в виде ограничение свободы. Ограничение свободы — относительно новый вид уголовного наказания, хотя УК РСФСР 1960 г. предусматривал возможность применения видов наказаний, имеющих сходство с ограничением свободы — условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условное освобождение с обязательным привлечением к труду.

В США похожие на ограничение свободы механизмы реализуются путем пробации. Пробация — это юридический термин, употребляемый преимущественно в англосаксонских странах. Он означает работу условно осужденных лиц, на которых налагаются определенные обязательства при исполнении наказания. Заметим, что понятие это получило распространение и в законодательстве некоторых стран современной Европы.

В США передача на пробацию предполагает, что суд либо откладывает вынесение приговора вообще, либо приостанавливает его действие в отношении признанного виновным лица при определенных условиях и на определенный срок.

В Великобритании исполнение уголовных наказаний, не связанных с тюремным заключением, возложено на службу пробации. Очень схож с российским ограничением свободы электронный мониторинг (домашний арест), суть которого составляет обязанность находиться дома в определенное время и осуществление контроля за ее исполнением [6, с. 175].

Таким образом, пробация (от англ. рrobation — испытание) в уголовном праве США, Англии и ряда других стран — это вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время установленного судом испытательного срока под надзор специальных органов. В некоторых странах (Швеция, Финляндия) она применяется и в отношении лиц, досрочно освободившихся из мест лишения свободы.

Сегодня служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений во многих странах мира (Англии, Германии, Дании, Латвии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Эстонии и т. д.).

Анализ опыта отдельных зарубежных стран показывает, что исполнение альтернативных видов наказаний, в частности такого как ограничение свободы, как правило, возлагается на специализированную государственную службу — службу пробации. Например, в Латвии создана самостоятельная государственная служба пробации, в Чехии офицеры пробации являются сотрудниками суда, в США осуществление пробации возлагается на службу контроля за лицами, переданными на испытательный срок, в Молдове органы пробации входят в систему органов Министерства юстиции, в Сингапуре служба пробации находится под управлением Министерства общественного развития и спорта.

Практически во всех европейских странах, Канаде и США в штатах службы пробации имеются сотрудники, специализирующиеся на осуществлении уголовного надзора за несовершеннолетними, а также психологи, которые оказывают необходимую консультационную помощь персоналу службы пробации.

Положительный зарубежный опыт говорит о том, что наличие службы пробации позволяет сократить расходы на содержание пенитенциарной системы, значительно снизить уровень рецидивной преступности.

В российском законодательстве отсутствует правовое закрепление обязанности участия осужденных в воспитательных и социально-реабилитационных мероприятиях, организуемых уголовно-исполнительными инспекциями, а также участия в психокоррекционных мероприятиях (программах) лиц, осужденных за насильственные преступления, склонных к употреблению наркотиков и психотропных веществ, алкоголя. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством проведение воспитательной работы предусмотрено только для осужденных к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам. Проведение воспитательной работы с осужденными к обязательным работам, а также условно осужденными действующим законодательством не предусмотрено.

По нашему мнению, необходимо внести ряд новых норм в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях правовой регламентации назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы, если пробация будет определена в качестве самостоятельной уголовно-правовой меры.

Необходима также правовая регламентация в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации деятельности сотрудников службы пробации в досудебном производстве и на стадии судебного разбирательства (на этапе подготовки досудебного доклада и его представления в судебном заседании), а также на этапе исполнения наказания. С созданием службы пробации актуализуется и проблема противодействия коррупционным проявлениям в ее деятельности. Риск возникновения данных правонарушений будет тем выше, чем шире будут полномочия сотрудников службы пробации. Необходимо также нормативное закрепление правового статуса сотрудников службы пробации (вид государственной службы, права, обязанности, ответственность, социальные гарантии и др.).

Таким образом, с учетом анализа зарубежного опыта, выявленных положительных сторон исполнения условного осуждения и ограничения свободы можно предложить произвести их объединение, закрепив возможность использования данной меры как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания, не исключая возможности ее применения в отношении несовершеннолетних. При этом, например, можно назвать ее пробацией.

  1. Коростылёва Ю. В. О некоторых вопросах исполнения наказания в виде ограничения свободы // Вестник Кузбасского института. — 2013. — № 3(16). — С. 14–21.
  2. Ибрагимова Н. М. Порядок исполнения и отбывания, а также сроки исчисления наказания в виде ограничения свободы // Актуальные проблемы экономики и права. — Казань: Познание, 2010. — № 3(15). — С. 153–155.
  3. Нека Л. И. Вопросы ювенальной юстиции в Соединенных Штатах Америки // Международное уголовное право и международная юстиция. — 2010. — № 2. — С. 19–24.
  4. Целмс Г. Тюрьма ее величества // Преступление и наказание. — 2007. — № 9. — С. 58.
  5. Кубанцев С. П. Применение пробации и досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы в США // Журнал российского права. — 2006. — № 1. — С. 121.

Основные термины (генерируются автоматически): ограничение свободы, США, служба пробации, условное осуждение, Англия, воспитательная работа, испытательный срок, Латвия, обязательное привлечение, Российская Федерация.

Читайте также: