Надо ли отстаивать свои права православие

Обновлено: 07.07.2024


В мире так много оставшихся без крова, а в вашем доме ещё есть свободный диван, балкон и два места на коврике. Тем более если нуждающиеся в крове — прихожане, прибывшие из отдалённых посёлков на престольный праздник… Кто-то заполняет свой дом брошенными кошечками и собачками и покупает на всех сардельки, ведь в кошельке ещё осталось немного денег, отложенных на новую обувь, а обувь можно поносить и старую… Другой всё свободное время проводит в домах престарелых, больницах и хосписах, не замечая, что его уже с головой накрывает эмоциональное выгорание, восстановиться после которого очень и очень сложно.

Что делать людям, дававшим клятву служить другим: священникам и врачам? Разрешается ли им иметь личное пространство и время или же их долг — лечить духовные и телесные недуги каждую свободную минуту своей жизни?

Мы созданы для мегацели

Основная цель нашей жизни — счастье. Мы все к нему стремимся. И на каком-то этапе жизни понимаем, что стать по-настоящему счастливыми на земле без Бога не можем. Ведь здесь всё временно: и хорошее, и плохое приходит и уходит.

Другой вопрос, как мы можем достичь счастья. Это и есть спасение, о котором заботится каждый христианин: наша мегацель — вернуться в рай. Здесь и возникает необходимость в наших близких. Христос сказал, что самые большие заповеди — любовь к Богу и любовь к ближним.

Бог есть любовь, и Царство Его — это тоже Царство любви. Если мы не научимся любить, мы не сможем достичь этого Царства. Как говорят апостолы, даже если ты всё своё имение раздашь, но при этом не будешь любить, это не будет иметь никакого значения: все твои добрые дела умножаются на ноль и превращаются в ничто.

Меряйте добрые дела радостью

Наши ближние — в том числе и те, которые всё время приходят, просят и докучают. Общаться с ними может быть неприятно и тяжело. Как разобраться — помогать или нет? Здесь нам на помощь приходят апостолы. Святой апостол Павел пишет: Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность (2 Кор. 8:13). Это не должно быть в тягость.

Преподобный Сергий Радонежский, когда воровали на монастырском гумне зерно, подошёл и помог ворам погрузить мешки. Преподобный Серафим Саровский не противился разбойникам и простил их, хотя на всю жизнь из-за них остался калекой. Я прекрасно понимаю, что не достиг такой святости и высоты любви, но это не значит, что я к этому не должен стремиться. В то же время это не значит, что у меня должен быть комплекс из-за того, что я не могу отдать всё своё имущество. Сколько имущества, сил и времени я должен отдавать? Это определяется тем счастьем, которым Господь меня одаривает в ответ на мои добрые дела.

О счастье настоящем и поддельном

Конечно, для некоторых счастье — наоборот, пожадничать, оставить что-то себе. Это действие страстей — эгоизма, жадности, сребролюбия. Если я хочу победить их, то должен действовать постепенно. Например, для начала отдать то, что мне не нужно. Когда Господь одарит после этого благодатью, мы поймём, что та радость, которую нам доставляли страсти, была ненастоящей. После этого сделать следующий шаг будет легче.

Наша жизнь начнёт обретать смысл, мы будем подниматься вверх по ступенькам, возрастая в любви. Здесь действует закон постепенности. Дела благотворительности могут и не иметь внутреннего содержания. Как начальный этап это тоже неплохо, но мы должны стремиться к духовным плодам добрых дел.

Воля Божия или наша?

Среди православных христиан очень распространено мнение, что всех, кто встречается на нашем жизненном пути, нам посылает Господь. Многие не могут пройти мимо каждой уличной кошечки и каждого человека, который нуждается в крове. В результате их дом превращается в приют, в котором тесно и гостям, и самому хозяину.

Особенно сейчас, благодаря соцсетям, разнообразных объявлений с просьбами о помощи христианину встречается очень и очень много. На самом деле мы не обязаны помогать абсолютно всем. У нас нет таких обязательств.

Не грех жить не только для других, но и для себя. Ведь грех — это нарушение заповедей Божиих: не убий, не укради… О милостыне звучит уже заповедь блаженства: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). Это высокая ступень, до которой ещё нужно дойти. Кто-то уже достиг её, а кто-то ещё в пути. И это не грех. Грех — не стремиться к ней, занимаясь самооправданием.

Не потерять мир в душе

Самое главное, творя добро, приобретать мир в душе. Вот почему не богатые нужны нищим, а нищие нужны богатым. Само доброе дело предназначено прежде всего для того, кто его совершает. Оно нужно, чтобы в его сердце освобождалось место для благодати.

Послушание — не приказание

Кто-то дал мне послушание, но оно для меня тяжело: я реально куда-то опаздываю или подведу людей. А может быть, на самом деле это не тяжело, но его неудобством я оправдываю свою лень? Ответ может дать только сам человек, которого это коснулось. Важно быть честным перед своей совестью, и она подскажет, как поступить правильно. Во всём нужно иметь рассуждение и слушать своё сердце.

Звонок от прихожан священнику в три часа ночи: нормально или ненормально? Смотря какой звонок. Если человек при смерти и желает причаститься, этот звонок должен быть принят. Если это вопрос о том, сколько мне котиков взять завтра, — это уже выходит за рамки нормы и здравого смысла.

Как не попасть в чёрную дыру?

Предлагаю лайфхаки для того, чтобы защитить своё личное время и силы от беспричинных посягательств.

Уходить от общения — не грех

Некоторые просят священника уделить им время, но в ходе общения выясняется, что разговор пустой, ни о чём, или священника этот человек не слышит. Такую беседу нужно прекратить. Жертвовать своим временем для такого человека не стоит.

Вместо непосильной большой помощи — посильная малая

Иногда можно вместо требуемого помочь немного — тем, чем нам будет по силам. Отдать мелочь в прямом или переносном смысле. Бывает, что я не готов разделить с собратом ту тяготу, которую он несёт. Но сделать для него хотя бы какую-то малость вполне мне по силам.

Меру сил, которыми располагаем, можем определить только мы сами. При этом нужно помнить слова Господа: Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6:38).

Возьмите тайм-аут

В любом вопросе есть крайности, а истина обычно находится где-то посередине. Её нужно уметь найти. На это нам дана целая жизнь — отыскать её и научиться любить так, как любит Господь, постепенно поднимаясь по ступеням любви всё выше и выше.


Мне кажется, важно понимать, что главное в жизни Церкви не меняется. И не потому, что Церковь как-то по-особенному консервативна. Просто она занимается тем, что будет важно и актуально всегда — происходящим в сердце человека. Поэтому и результат работы Церкви виден в первую очередь в наших поступках — в том, как живут верующие люди.

Вместе с тем, иногда в этом вопросе слышится нотка нетерпения: а почему же в обществе ничего не меняется или — почему так медленно? В этом плане Церковь предельно реалистична. Реализм Церкви, реализм христианского понимания жизни исходит из того, что наш мир находится в состоянии падшем, греховном. Царствие Божие на земле невозможно. Об этом недвусмысленно говорит Евангелие. Общество дойдет до предела беззакония, которое положит конец этому миру.


Пульс церковной жизни бьется в храме. Для большинства из нас Церковь — это не то, что пишут о церковной жизни СМИ (хотя, конечно, Вы еще об этом спросите, а я обязательно отвечу), а то, с чем мы сталкиваемся, приходя в храм. В этой связи полагаю очень важным строительство храмов, связанное, в том числе, с процессом создания новых епархий в Русской Православной Церкви. И конечно, практику обязательной катехизации перед крещением, благодаря чему многие люди более сознательно совершают этот важный жизненный шаг. Серьезная работа по осмыслению проблем церковной и церковно-общественной жизни совершается Межсоборным присутствием — совещательным органом, созданным несколько лет назад. Я надеюсь, что значение этой интеллектуальной площадки, готовящей проекты важных общецерковных документов, будет расти. Равно как и качество ее работы. Мне кажется, что темы, которые Присутствие определило на ближайшее время, показывают реакцию церковного сообщества на происходящее в нашей жизни. Назову лишь несколько: о взаимоотношении религиозного и светского образования; вопрос смешанных браков; перспективы создания Кодекса этического поведения в блогах и социальных сетях; наконец, — об образе жизни, внешнем виде и поведении священно- и церковнослужителей.

Катастрофа в Крымске. Сегодня часто и вполне справедливо переживают по поводу нравственного состояния современного общества. Но Крымск стал символом не только большой беды, но и неравнодушного отношения к беде ближнего. Я знаю, что во время наводнения в этом городе и в близлежащих районах было немало отпускников. И многие из них — врачи, учителя — прервали свой отпуск, чтобы помогать попавшим в беду. Не обязательно родственникам, а всем, кого постигло несчастье.


Церковь с первых часов катастрофы оказывала помощь крымчанам, в том числе оперативно направив в зону бедствия волонтеров. Огромную работу вел Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, официальные церковные сайты постоянно оповещали о том, в чем в первую очередь нуждаются пострадавшие. А ведь это немаловажная информация: часто приносят вещи, которые просто не нужны пострадавшим. Мы этот урок усвоили во время недавних лесных пожаров. Не покладая рук работала епархия; местные священники помогали людям, утешали тех, кто потерял близких, а в некоторых случаях сами в прямом смысле слова становились спасателями.

Все эти люди — настоящие герои, не щадившие себя ради ближнего. Поэтому с болью воспринимаются упреки в том, что священники в Крымске якобы занимались стяжательством, отпевали погибших за деньги. Это неправда… Не хочется возвращаться к этой теме. Скажу лишь, что Святейший Патриарх лично следил за ситуацией, как сейчас принято говорить, в режиме онлайн. В те дни он посетил Крымск и до сих пор держит в поле зрения ситуацию в районе катастрофы.

Оставим прогнозы тем, для кого это профессия. Но тему Вы затронули важную. Без претензии на полноту анализа отмечу лишь несколько моментов.

Каждый христианин, слыша критику в свой адрес или по поводу церковной жизни, должен задуматься: не дал ли он сам повод — вольно или невольно — для такой критики. Полагаю, этим вопросом и задается любой сознательно верующий человек. И, поверьте, никто здесь не является исключением — ни духовенство, ни церковные иерархи, ни Святейший Патриарх. Если вы посмотрите на те решения, которые принимает наше Священноначалие, то увидите, что нередко констатируется наличие нерешенных проблем церковной жизни. Предлагаются пути их решения, активизируется церковное служение…

Речь ведь не идет о том, что церковная жизнь должна быть вне критики. Но всегда понятно, где, как принято говорить, конструктивная — и очень важная и нужная — критика, а где просто нападки, исходящие обычно от тех, кто хотел бы видеть Церковь молчащей.

Что касается антирелигиозной волны, то нельзя не видеть, что она во многом является реакцией на ту активную позицию, которую занимает Церковь в общественной жизни. А то, что интерес к Церкви растет, могу определенно сказать как журналист, наблюдавший за ситуацией и пять, и десять лет назад.

По поводу взаимоотношений Церкви с государством. Почему-то попытки Церкви выстроить отношения со здоровыми силами в государстве обязательно вызывают чье-то недовольство. К сожалению, мы во многом продолжаем жить стереотипом, что сотрудничество с государством — это какой-то преступный сговор. И почему обязательно надо резко противопоставлять государство, общество, Церковь? Церковь в отношениях с властями выступает как общественная сила, ратует за то, чтобы мнение верующих находило отражение в реализации государственной политики. Это обычная, если хотите, демократическая схема.

На самом деле, конечно, ни то, ни другое не является реальностью. А вышеприведенные примеры взаимодействия с государством, с одной стороны, не могут быть образцами клерикализации, т. к. не дают политической власти, к которой Церковь и не стремится, а, с другой, свидетельствуют не о сращивании Церкви с государством, но, напротив, об отстаивании Церковью как общественной силой своих прав, и о реализации государством прав верующих.


Конечно, в том числе и потому, что увеличивается количество епархий и храмов. Мне трудно говорить о мотивах каждого. Это не та область, где можно давать простые универсальные оценки. Мотивы разные. Конечно, важно помнить, что священство с евангельских времен всегда понималось как призвание. Призвание Христом человека на особое высокое священническое служение.


О том, каким должен быть этот путь, в последнее время говорят часто. Нередко вспоминают и надпись на оборотной стороне креста, который дается священнику при рукоположении. Наверное, не лишним будет вспомнить эти слова апостола Павла и сейчас: «Образцом будь для верующих — словом, жизнью, любовью, духом, верой, чистотой”.

И слава Богу, что среди молодежи есть люди, готовые к жертвенной жизни, к тому, чтобы выбрать служение, которое нельзя снять с себя вместе с одеждой, прийдя домой. Священник всегда и везде остается священником. Также, кстати, как врач всегда остается врачом.

Для информирования пользователей в привычном для них формате наш отдел сделал официальную страничку Святейшего Патриарха Кирилла в Фейсбуке. Конечно, это не личная страница, которую ведет сам Предстоятель. Там публикуются фотографии Патриаршего служения, отрывки из выступлений и интервью Святейшего… Кроме того, это способ обратной связи. Конечно, способ новый и пока не вполне отлаженный. После того, как схлынула первая волна негатива и троллинга, на этой странице чаще стали появляться осмысленные высказывания. Конечно, все содержательные посты передаются Патриарху. Так что желающие поделиться своим видением какой-либо проблемы или задать свой вопрос Предстоятелю — милости просим.

Знаете, в наше время, в том числе в тех же социальных сетях, создается иллюзию невыносимой легкости экспертного бытия. То есть у нас сегодня каждый сам себе эксперт и, простите, сам себе священник, сам себе старец… Но реальное, а не интернет-попечение, о душах людей, которое несут пастыри — это служение, которое действительно выше обычных человеческих сил. И без благодатной помощи Божией оно было бы невозможно.

Не будучи лицом, облеченным саном, не считаю правильным рассуждать о внутренних проблемах священников. Это моя личная принципиальная позиция: есть вещи, о которых нельзя судить, не пережив их. А я не священник.

Конечно, это не означает, что я вообще против обсуждения проблем современного пастырства или что я не говорю со своими друзьями-священниками об их жизни. Но это всегда очень личный разговор. Вряд ли он возможен в формате интервью — даже для Вашего замечательного СМИ. И, конечно, об этом нельзя говорить без любви, без заботы, без особой деликатности.

Действительно, такие явления есть. Но можно ли их объединять в одну категорию и, тем более, выдавать за массовую тенденцию? Думаю, что нет. Строительство храмов — дело, безусловно, нужное. Наш принцип — идти навстречу желаниям людей, потребностям верующих. Однако мы учитываем позицию местного населения в целом, особенности того или иного района. Чаще всего возникают вполне решаемые проблемы, которые связаны с чисто инфраструктурными факторами, а вовсе не с чьей-то принципиальной враждебностью к Церкви. Хотя иногда в многотысячном районе находится десяток человек, которые готовы костьми лечь, чтобы храм не построили. Они, конечно, имеют право не любить веру и верующих, но вряд ли это достаточное основание, чтобы весь район был лишен церкви. Если же, повторяю, речь идет не о принципиальном протесте против строительства храма, но о дискуссии по поводу конкретного места, то такие дискуссии проходят постоянно и для этого проводятся общественные слушания, куда приглашаются жители района. Компромиссное решение всегда находится.


Что касается строительства новых мечетей, то тут включается еще один фактор: рост в европейской части России количества выходцев из традиционно мусульманских регионов, в том числе бывшего Советского Союза. Процесс этот идет быстро и вызывает неоднозначное отношение местного населения. Думаю, и эта проблема имеет свое разрешение. Оно заключается, прежде всего, в отношениях между православными и мусульманами, основанных на взаимном уважении. О том, что такие отношения можно и нужно успешно строить, свидетельствует исторический опыт России.

В некоторых храмах свечки раздаются за пожертвования без указания каких-либо ориентировочных сумм — такая практика существует. Полагаю, что это образец, к которому должны стремиться все, кто пытается устроить нормальную церковную жизнь. Такой подход обоснованно предполагает, что в храм приходит человек совестливый.

Конечно, соображения содержания храма и клира уходят на второй план, когда речь идет не о красивых писаных иконах и золотых крестах, а о спасении души. Если человеку понадобится крестик, но у него просто нет средств на пожертвование, ему обязательно пойдут навстречу. То же касается совершаемых таинств, за которые человек жертвует подъемную для него сумму. Основанием для отказа в них может послужить недостаточная подготовка к таинству либо иное духовное препятствие, но никак не финансовая сторона. Если вам в каком-то храме отказали в Крещении или в Венчании по причинам того, что у Вас нет денег — это повод для обращения к Священноначалию.

Свое мнение по этому поводу я выразил около года назад. С тех пор оно не поменялось. Конечно, звонок мобильного телефона в неподходящий момент (будь то важное совещание, концерт в консерватории или богослужение в храме), безусловно, всегда огорчает и раздражает окружающих, мешает.

А что касается точек напряжения и прочего… У Церкви нет и не может быть никакого раздражения обществом. Христианин призван бороться с грехом, но молиться за грешника. А от раздражения не молятся. Молитва проистекает из другого чувства — из любви. И любви нам всем и предстоит учиться — и в 2013 году, и, Бог даст, во всех последующих.

865.jpg

Когда разбираешь с человеком его проблему,
уже не приходится отказывать

Протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма в городе Железное на Донбассе:

– Я стараюсь никому не отказывать, но если вижу, что человек пришел с лукавой просьбой, прошу подтвердить все документами: справками, квитанциями. Зачастую эти люди не приходят повторно. Те, кто нуждается по-настоящему, приходят со всеми документами. У нас такой район, что я общаюсь с большим числом попавших в сложную жизненную ситуацию людей. Приходят в храм за помощью довольно часто. Я предлагаю какую-то работу, и те, кто действительно ищет заработок, берутся за все.

Когда разбираешь с человеком его проблему, уже не приходится отказывать: он сам принимает правильное решение. Нельзя отмахиваться. В случае с крещением тот человек запомнил бы, что ему креститься нельзя, пошел к другому священнику и уже не сказал бы, что крещен.

Я стараюсь не отказывать, но и не обещать того, что не смогу сделать. Этому меня научил мой тесть. Хотя – нет, есть ситуация, в которой я отказываю очень часто: когда дети просят чипсы.

Отказываю, когда действительно не могу помочь

Протоиерей Сергий Фоменко, настоятель храма преподобного Лаврентия Черниговского в городе Лиман:

– Есть люди, которые любят спекулировать своим положением. Приходят, просят денег, но видно, что обманывают. Я стараюсь таким порой даже оказывать помощь, чтобы потом, когда правда откроется, им стало стыдно. Однако стыдно им бывает очень редко. Наоборот, есть такие, кому лестно, что их обман откроется, они гордятся этим. С такими даже не знаю, что и делать.

Отказывать я не люблю и расстраиваюсь, если приходится. Ведь человек не случайно ко мне пришел – его Господь привел и, значит, хотел, чтобы я ему оказал помощь. Думаю, Господь посылает такие ситуации для того, чтобы я понимал, что не все могу, не все проблемы мне по плечу. Иначе я бы возгордился.

547.jpg

Конечно, люди хотят сразу получить действенную и ощутимую помощь. Мало кто рад, если предлагаю помолиться вместе. Святые отцы учили: прежде, чем что-то просить, дай – хоть немного, хоть кому-нибудь, и Бог воздаст сторицей. Поэтому просителям предлагаю немного помочь кому-нибудь – нищим, например. Были случаи: люди приходили и говорили, что после милостыни их вопросы решались.

Когда отказывают в причастии

Протоиерей Георгий Музыка, настоятель Пантелеимоновского храма в поселке Малотарановка:

Нужно всегда обращать внимание на то, кому вы подаете. Есть мнение, что надо давать всем, кто просит. К сожалению, морально нечистоплотные люди пользуются этим. Я говорю своим прихожанам: вокруг множество людей, которые действительно нуждаются в нашей помощи, так давайте помогать им.

Еще мне как священнику периодически доводится отказывать в причастии. Бывает, что человек приходит в храм и не знает, что именно происходит в тот или иной момент службы. Видя, что все идут к Чаше, он тоже идет, думая, что так надо. Духовник знает свою паству, поэтому новый человек всегда заметен. Если я вижу, что кто-то подходит к причастию, но не знаю, как его зовут, если этот человек у меня не исповедовался, такому в причастии приходится отказывать. Я предлагаю новичку остаться до окончания службы, чтобы рассказать ему, что именно происходит в церкви, какие Таинства в ней совершаются, как к ним подготовиться.

Если просят помочь,
это не значит, что ты должен

Нельзя отступать в принципиальных вопросах

Ирина Кандыба, преподаватель воскресной школы Успенского храма в Краматорске:

– Из недавних отказов вспоминается следующий. Я работаю в отделе образования. Накануне Хэллоуина сотрудники украшали кабинет летучими мышами, тыквами и тому подобной ерундой. Спросили, можно ли возле меня мышку повесить, но я категорически отказалась. У нас все празднуют, поэтому мне пришлось из-за такой мелочи испытать серьезное давление. Я не отступила – это был принципиальный для меня вопрос.

Еще практически каждый день сталкиваюсь с такой ситуацией: я работаю секретарем, по долгу службы должна помогать сотрудникам. Допустим, приходит человек, у которого не работает принтер, просить распечатать что-то. Я не должна этого делать, у меня другие дела, но помогаю. Однако бывает, что меня просят просто выполнить за человека его работу. К таким ситуациям я стараюсь подходить с рассуждением. Если человек куда-то срочно уезжает, например, – помогу. Если же знаю, что он просто пойдет гулять, переложив свои обязанности на меня, а я буду сидеть допоздна – откажу.

45643.jpg

Был случай: иногородняя женщина, работающая у нас, попросила помочь, и мне пришлось готовить списки до часа ночи. Но это был форс-мажор: если бы она бы не успела на транспорт, то не смогла бы уехать домой, я же могу добраться на такси. Здесь нельзя было отказать в помощи. В других случаях я бы отказала довольно жестко. К сожалению, нередко случается так: если человек не отказывает, им просто начинают пользоваться, поэтому я отказываю довольно часто.

Зачастую люди воспринимают помощь как должное

74.jpg

Помню случай, который произошел совсем недавно. Все было как всегда, но в один момент я поняла, что слишком много всего взваливаю на себя, и из-за этого не хватает сил и времени на семью и близких. Заметила, что люди просят о помощи даже в том, что и сами могут сделать, потому отказала. Чего я не ожидала – после это те, кто всегда рядом, с кем мы не раз помогали друг другу, изменили свое отношение ко мне.

Vazhno-li-otkryto-otstaivat-svoju-veru.jpg

Ответы

Слово пастырей в день памяти юных мучениц Веры, Надежды и Любови

Сестры Вера, Надежда и Любовь приняли мучениче с кую смерть за веру Христову. Их обезглавили перед глазами их матери — святой Софии, которая через несколько дней скончалась на могиле дочерей от скорби. Сегодня многие православные христиане также испытывают страдания за свою веру, может быть, не такие ужасные, как святые мученицы Вера, Надежда и Любовь, но по-своему тяжелые. Часто на работе, а иногда и дома, людей, верующих во Христа, осуждают, пытаются убедить их в том, что верующие — слабые люди, поэтому и придумали себе Бога, на Которого можно свалить вину за все свои горести. Насколько важно православному христианину открыто отстаивать свою веру и как это делать, рассказывают священники Артемий Владимиров и Олег Булычев, а также диакон Валерий Духанин.

Священник Олег Булычев, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Бетлица (Калужская митрополия):

Священник Олег Булычев

Священник Олег Булычев

— На примере подвига святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии можно увидеть, насколько далеко многие современные христиане отошли от истинного понимания смысла страданий, значения скорбей в жизни верующего во Христа. Если первые христиане жили в состоянии постоянной готовности отдать жизнь за Господа, соответственным образом и детей своих воспитывали, то мы, убаюканные отсутствием больших гонений, часто пытаемся договориться с миром, стараемся даже в чем-то от него не отставать.

Поэтому не надо надеяться на понимание и снисхождение со стороны сынов мира сего.

Агнец и волк никогда не договорятся. Христианину необходимо дерзновенно и твердо, не навязывая никому, но и не скрываясь, нести по жизни принципы своей веры.

Как можно кого-то бояться, стыдиться или унывать, если за тобой стоит Самый Сильный, Который хочет быть другом для всякого верующего в Него (Ин., 15,14)! Поэтому один христианин среди толпы не ведающих Истины Христовой людей — это Гулливер в стране лилипутов.

Христианин же, пытающийся быть своим для людей, смотрящих свысока на его веру, старающийся поменьше выделяться своими убеждениями, ничем не лучше этих своих противников. Просто возникает вопрос, зачем ему вообще при таком образе поведения придерживаться христианских убеждений? К сожалению, среди современных православных немало тех, кто скорби и страдания воспринимает как нечто ненормальное и неприемлемое, как нечто, от чего необходимо поскорее избавиться.

Но ведь скорби, гонения и лишения есть соль жизни христианина, неотъемлемое составляющее его следования за Христом, его крест.

Чтобы с достоинством претерпевать все случающееся в жизни, необходимо иметь правильный взгляд на значение и смысл страданий. Святые отцы всегда горячо благодарили Бога за них. Потому что знали и понимали, что через скорби действует десница Божия, исцеляющая ими душу от тлетворных страстей.

Бог знает наши возможности — и больше, чем мы можем понести, не пошлет нам испытаний. Ежедневное претерпевание даже небольших скорбей, от родных или от коллег по работе, делает человека способным мужественно встретить и гонения за веру. Прячась же от скорбей за комфортной жизнью, человек, не подтвердивший свою веру в обыденной жизни, в быту, легко отречется от нее при наступлении малейшей угрозы для его жизни или здоровья.

Так и мы не будем пристращаться к страданиям, роптать и унывать. Ведь часто в обличье скорбей приходит к нам благо Божие, на которое в других бы обстоятельствах мы бы и не обратили внимания. Главное, чтоб не постыдиться нам Господа своего перед этим миром прелюбодейным, иначе постыдится Он нас, когда придет судить этот мир (Мк., 8,38)!

Диакон Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии:

Читайте также: