Надо ли менять должностные инструкции при введении профстандарта

Обновлено: 30.06.2024

Процедуру внедрения профессиональных стандартов можно разделить на следующие этапы:

  • Этап 1 - создание рабочей группыпо внедрению профессиональных стандартов.

Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом (Приложение 1). Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

На этом этапе разрабатывается Положение о рабочей группе (Приложение 2). Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

Заседания рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов оформляются протоколом.

  • Этап 2 – изучение нормативно-правовых документов, касающихся профессиональных стандартов.

Члены рабочей группы изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней, касающиеся профессиональных стандартов.

Примеры нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы, связанные с применением профессиональных стандартов, а также разъясняющих документов:

- статьи 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации;

- Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности";

- письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 и т. д.

  • Этап 3 - определение обязательности применения организацией профессиональных стандартов.

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя:

- согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

- согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Кроме того, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности,, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584, обязаны внедрить профессиональные стандарты поэтапно до 1 января 2020 года.

  • Этап 4 – разработка Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.

Планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации разрабатываются участниками рабочей группы и содержат сведения:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организации, о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

В плане указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения.

  • Этап 5 - реализация мероприятий, установленных в Планемероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.

Этот этап работы включает в себя следующие подэтапы:

Подэтап 1. Составление Перечня должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.

Члены рабочей группы разрабатывают Перечень должностей и профессий организации, по которым профстандарты обязательны.

Для этого члены рабочей группы изучают нормативные акты, которые регулируют требования к квалификации по должности, устанавливают льготы или ограничения.

Подэтап 2. Поиск информации об утвержденных на настоящий момент профессиональных стандартах по должностям и профессиям организации, указанных в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.

Члены рабочей группы на этом подэтапе выясняют, разработан ли по должности и профессии, указанной в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов, профессиональный стандарт.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

Подэтап 3. Проведение функционального анализа должностей.

По мнению специалистов Минтруда России, подборка профстандартов просто по названиям должностей является грубой ошибкой.

Так работодатель придет к некорректным выводам.

Сначала нужно посмотреть, чем занимаются работники организации. Затем соотнести цели работы по должности и цели профессии по профстандарту, т.е. необходимо провести функциональный анализ должностей.

Цель вида профессиональной деятельности указана в начале любого профстандарта. Например, специалист по управлению персоналом обеспечивает, чтобы система управления персоналом функционировала эффективно и помогала достигнуть целей организации.

Чтобы правильно соотнести должность с профстандартом, необходимо смотреть на цели, ради чего создана должность в компании. Затем необходимо сравнить с целями профессии по профстандарту.

Если цели совпадают, по отношению к должности (профессии) можно применять профессиональный стандарт.

Подэтап 4. Приведение наименований должностей в соответствие с теми, которые указаны в профессиональных стандартах.

Согласно статьи 195.2 Трудового кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации устанавливается тождественность тех наименований профессий и специальностей, которые указаны в профессиональных стандартах, тем наименованиям, которые эти же профессии и специальности имеют в единых квалификационных справочниках.

Если в компании нет таких должностей, профессий и специальностей, которые предполагают предоставление компенсаций и льгот или же наличие каких-то ограничений, их наименование в штатном расписании, трудовом договоре и должностной инструкции может не совпадать с тем, которое указано в профстандарте или ЕКС.

Но когда выполнение работ по той или иной должности, профессии или специальности согласно Трудового кодекса Российской Федерации или иным федеральным законам связано с компенсациями и льготами, обусловленными условиями труда, наименования таких должностей, профессий и специальностей должны соответствовать указанным в профстандарте, ЕКТС или ЕКС. Это же относится и к квалификационным требованиям, установленным для таких должностей, профессий и специальностей.

Из сказанного выше следует, что если в компании есть работники, получающие льготы и компенсации, связанные с условиями труда и установленные для конкретной должности, специальности, профессии, необходимо привести в соответствие их наименование с теми наименованиями, которые установлены в профстандартах, ЕКТС или ЕКС. Это требование касается всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы их собственности.

Подэтап 5. Сопоставление действующего функционала по должности, специальности, профессии с тем, что установлен профессиональным стандартом.

На этом подэтапе необходимо провести аудит всех должностных инструкций, кадровых и иных документов в которых прописан функционал по каждой должности, профессии и специальности, в отношении которой внедряется профессиональный стандарт. Действующие функциональные требования необходимо сопоставить с теми, что указаны в трудовом договоре, должностной инструкции и скорректировать их в соответствии с тем функционалом, который описывает профстандарт.

Подэтап 6. Сверка квалификационных требований к работнику, установленных в организации, с требованиями профстандарта.

На этом подэтапе необходимо сопоставить квалификационные требования, установленные работникам организации, с квалификационными требованиями профстандарта.

Необходимых квалификационных требований профстандартами не установлено только для должностей, имеющих уровень квалификации от 1 до 3. В этом случае ориентироваться следует на конкретные требования, обусловленные спецификой производственной деятельности организации, ее организационной структурой.

Начиная с 4 уровня квалификации, во всех профстандартах указываются конкретные условия и требования, которым должен соответствовать работник.

Подэтап 7. Издание приказа о внедрении профстандарта и уведомление работников об изменении условий трудового договора.

Члены рабочей группы готовят проект приказа о внедрении профстандарта, а работники кадровой службы уведомляют работников об изменении условий трудового договора.

В связи с изменением наименований должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовой договор, личную карточку работника, должностную инструкцию и в другие документы.

В связи с корректировкой функциональных обязанностей по должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор, должностную инструкцию и в другие документы.

Подэтап 8. Проведение аттестации работников на соответствие требованиям профстандартов.

Аттестация поможет определить существующие расхождения между тем уровнем квалификации, который имеет каждый работник и тем, который определен профстандартом. Увольнять работников за несоответствие требованиям профессионального стандарта нельзя — нужно повышать их квалификацию до необходимого уровня. Поэтому результаты аттестации должны быть учтены при разработке индивидуальных программ обучения и повышения квалификации работников.

Для проведения аттестации приказом руководителя организации создается аттестационная комиссия.

Заседания аттестационной комиссии оформляются протоколами.

Приложение 1

Образец:

Приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов

в [наименование организации]

г. [место издания приказа]

[число, месяц, год]

В целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов,

1. Создать рабочую группу по адаптации и внедрению профессиональных стандартов в составе:

Председатель - [должность, Ф. И. О.];

Члены группы - [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.].

2. Рабочей группе в своей деятельности руководствоваться Положением о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов (Приложение N 1).

3. Утвердить План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации (Приложение N 2).

4. Руководителю отдела кадров [Ф. И. О. полностью] в срок до [число, месяц, год] ознакомить [Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О.] с данным приказом под роспись.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов.

2. План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.

Руководитель организации [подпись, инициалы, фамилия]

С приказом ознакомлены:

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Приложение 2

Образец:

Утверждено
приказом генерального директора

от 00.00.0000 № ________

о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов

Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов

1. Общие положения

1.1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации] (далее - положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.2. Рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов (далее - Рабочая группа) является временно действующим коллегиальным органом, созданным в целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов.

1.3. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, актами исполнительных органов власти Российской Федерации, законами [наименование субъекта РФ], а также настоящим Положением, Планом мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.

2. Порядок образования рабочей группы

2.1. Рабочая группа состоит из [значение] постоянных членов. Возглавляет Рабочую группу Председатель.

2.2. Персональный состав Рабочей группы утверждается приказом руководителя Организации.

2.3. В состав Рабочей группы включаются [наименование должностей, например, руководитель отдела кадров, представитель юридического управления, представитель финансово-экономического управления].

3. Основные функции рабочей группы

Рабочая группа осуществляет следующие функции:

3.1. Формирует и координирует работу по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации].

3.2. Обеспечивает контроль за реализацией Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.

3.3. Проводит разъяснительную работу среди работников Организации по вопросам применения профессиональных стандартов.

3.4. Взаимодействует с органами власти различных уровней по вопросам внедрения профстандартов, запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.

3.5. Организует и проводит совещания, встречи и иные мероприятия для достижения цели, указанной в пункте 1.2 настоящего Положения.

3.6. [Указать иные функции рабочей группы].

4. Регламент работы

4.1. Рабочая группа является коллегиальным органом. Общее руководство Рабочей группой осуществляет Председатель Рабочей группы.

4.2. Председатель Рабочей группы:

- открывает и ведет заседания Рабочей группы;

- осуществляет подсчет результатов голосования;

- подписывает документацию от имени Рабочей группы;

- отчитывается перед руководителем Организации о работе Рабочей группы.

4.3. Члены Рабочей группы обязаны:

- присутствовать на заседаниях Рабочей группы;

- голосовать по обсуждаемым вопросам;

- исполнять решения, принятые на заседании Рабочей группы.

4.4. Члены Рабочей группы вправе:

- знакомиться с материалами и документами, поступающими в Рабочую группу;

- участвовать в обсуждении повестки дня, вносить предложения по повестке дня;

- в письменном виде высказывать особое мнение.

4.5. Решения по вопросам, обсуждаемым на заседаниях Рабочей группы, принимаются большинством голосов членов Рабочей группы, присутствующих на заседании.

5. Права рабочей группы

5.1. Рабочая группа имеет право:

- вносить на рассмотрение руководителя Организации вопросы, связанные с реализацией введения профессиональных стандартов в Организации;

- вносить предложения и проекты решений по вопросам, относящимся к компетенции Рабочей группы;

- привлекать для принятия участия в работе группы работников Организации для выполнения отдельных поручений.

6. Заключительные положения.

6.1 Настоящее Положение вступает в действие со дня его утверждения руководителем Организации.

6.2. Настоящее Положение действует до его отмены или замены новым Положением о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов.

6.3 Текст настоящего Положения подлежит доведению до сведения членов рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов.


Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.

Порядок внедрения профессиональных стандартов

Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов.

Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом. Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов.

План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом.


План внедрения профессиональных стандартов

Этап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании.

Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, приведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы.

Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.

Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание.

Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны.

При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности).

Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2.

В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:

Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.

Он может включать в себя:

  • организацию аттестации, которая необходима для определения квалификационного соответствия сотрудников требованиям профессиональных стандартов;
  • мероприятия и условия по обучению сотрудников, которое необходимо, когда результаты аттестации показали, что сотрудники не обладают навыками, установленными в профстандарте;
  • внесение изменений в трудовые договоры или заключение соглашений с работниками о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Внедрение профессиональных стандартов: последствия

Внедрение профессиональных стандартов может вызвать некоторые сложности. Так, в связи с пересмотром документов, изменением системы оценки сотрудников, разработкой специальных программ обучения может увеличиться объем работы кадровых подразделений.

Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).

Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
  • от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.

В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Должностная инструкция — это локальный нормативный акт организации. Документ закрепляет перечень профессионально-квалификационных требований и обязанностей за конкретной должностью.

Надо ли составлять должностные инструкции на основе стандартов

Организация всех форм собственности (в том числе ИП) обязана применять профессиональные стандарты, если:

  • требования к квалификации, необходимой для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (ФЗ-122);
  • для выполняемой работы на должностях, для которых установлены ограничения, предусмотрены компенсации или льготы, введенные законами и отраслевыми НПА (п. 2 ст. 57 ТК, Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

В 2021 году, если нет разработанных стандартов, по-прежнему используются Квалификационные справочники — ЕТКС и ЕКСД.

За неприменение профессиональных стандартов ответственность работодателя та же, что и за нарушения законодательства о труде — ст. 5.27 КоАП РФ.

Подготовка должностной инструкции с учетом профстандарта

Государство никак не регламентирует порядок подготовки должностных инструкций на основе профессиональных стандартов, хотя вопросов у практиков процедура вызывает немало. В качестве поэтапного примера возьмем должность педагога-психолога образовательной организации. Стандарт 01.002 применяется с момента его утверждения:

  • государственными и бюджетными образовательными учреждениями в качестве обязательного для кадрового документооборота;
  • государственными и бюджетными образовательными организациями для подготовки профессиональных психологов сферы образования;
  • прочими организациями, оказывающими образовательные услуги, в качестве методического ориентира при формировании требований к квалификации персонала, тарификации и подготовке ЛНА.

Скорее всего, в соответствии с профстандартом придется переработать существующую ДИ. Шаблоны ДИ в сборнике есть, но их крайне мало.

Этап 2. ДИ на основе профстандарта оформляется с учетом требований:

  • устава организации;
  • локальных актов компании;
  • ГОСТ Р 7.0.97-2016.

ДИ составляют в соответствии с особенностями организации и учетом исполняемых сотрудником функций.

Этап 3. Структура должностных инструкций видоизменяется и отражает методику сборника, используемую при регламентировании квалификационных требований и функций для профессий и должностей.

образец, как оформить должностную инструкцию


Обратите внимание: организациям, которые переходят на профстандарты, используемые названия должностей в большом количестве случаев придется переименовать. В противном случае работник теряет право на получения льгот, компенсаций и выплат. Наименование должности, соответствующей штатной позиции или профессии необходимо искать в разделе III документа.

Первый раздел ДИ учитывает сведения внутренних ЛНА и содержит:

  • описание и назначение документа;
  • порядок назначения работника на должность и освобождения от нее;
  • внутреннюю подчиненность;
  • профессионально-квалификационные характеристики позиции, необходимый опыт, знания и умения.

ДИ первый раздел

Этап 4. Раздел 2 — трудовые функции. Для педагога-психолога они обобщены в разделе I профстандарта — код А таблицы.

Вот для примера образец, как составить должностную инструкцию, раздел 2:


Этап 5. Должностные обязанности в ДИ в разделе 3 — содержание каждой трудовой функции раскрывается через трудовые действия. Последние и есть непосредственно обязанности работника.


Перечень трудовых обязанностей, которые выполняет сотрудник, работодатель расширяет по своему усмотрению. Описание должностных обязанностей в используемом примере имеет следующий вид.


Этап 7. В заключительной части приводится порядок утверждения и вступления ДИ в силу, порядок внесения изменений. В этом разделе — ссылка на используемый стандарт и его реквизиты.

4. Права работника

Педагог-психолог имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

4.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносить предложения по их устранению.

4.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений и других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, а если нет — с разрешения руководителя организации).

4.6. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.7. [Указать иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность работника

Психолог несет ответственность:

5.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4 ……… (другие положения об ответственности).

6. Заключительные положения

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Как оформить ДИ

Подготовленная ДИ на основе профессионального стандарта дальше проходит обычные стадии.

Приказ об утверждении должностной инструкции по стандарту подготавливается с учетом правил документооборота у работодателя. Унифицированной формы нет — он составляется на бланке организации. В приказе указываются реквизиты ДИ и дата введения в действие. Подписывает распоряжение руководитель.

Например, ситуация: принят профессиональный стандарт, который регулирует деятельность работника. В нем указаны трудовые действия по его должности, а также знания и умения, которыми должен обладать работник. Посмотрев на них, работодатель принимает решение уточнить трудовые действия работника в его должностной инструкции и закрепить в ней необходимые для работы знания и умения. Сделать это работодатель желает, не спрашивая мнения работника, то есть в порядке статьи 74 Трудового кодекса РФ – изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). Вероятно, работник без особой радости воспримет предстоящие в его жизни изменения. Как следствие между сторонами возникает конфликт.

Что же по этому поводу говорят суды?

В Ростове областной суд 26.05.2016 года вынес решение по делу N 33-8683/2016, которое описывает подобную ситуацию. В решении говорится, что у работодателя отсутствовала возможность сохранить условия работы в прежнем виде, поскольку назрела необходимость изменения должностных инструкций сотрудников в связи с внедрением профессиональных стандартов, что повлекло необходимость конкретизировать должностные обязанности работника, соответственно, пересмотреть условия трудового договора с работником. Изменение указанных условий труда было вызвано необходимостью скорректировать некоторые обязанности работника без изменения трудовой функции, детализировав его трудовые действия и необходимые знания и умения для выполнения трудовой функции, что не противоречит положениям ст. ст. 15, 57 ТК РФ.

А Пермский краевой суд в кассационном определении от 27 июля 2011 г. по делу N 33-7533 еще в 2011 году выразил не менее интересное мнение:

Это мнение поддерживает также Дзержинский районный суд г. Перми (решение от 13 июля 2012 года по делу № № 2-1249-12).

Получается, суды придерживаются мнения, что изменение трудовых действий работника, например, их увеличение в рамках трудовой функции, изменением этой самой трудовой функции не является. Однако так как трудовые действия работника являются условием трудового договора, то изменить их работодатель без согласия работника может только по 74 статье Трудового кодекса РФ - изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). А основанием, которое может послужить поводом для таких изменений может быть, например, факт принятия профессионального стандарта.

Вывод из указанной выше практики можно сделать следующий – работодатель, посмотрев на новый профстандарт и заметив в нем несколько интересных трудовых действий, при желании может добавить их в должностную инструкцию работника. Спрашивать о желаниях самого работника при этом необязательно. Однако, добавляя эти трудовые действия, важно не забывать, что трудовая функция от этого поменяться не должна и, конечно, работодатель обязан при этом письменно уведомить работника не менее чем за 2 месяца до изменений, но и уволить работника при его несогласии выполнять новые трудовые действия работодатель также вправе.

Можно ли спорить с такими выводами суда? Конечно, можно! Является ли принятие нового профстандарта организационной или технологической причиной? По нашему мнению - нет. Да и, вероятно, по мнению иных судебных инстанций найдется аналогичная позиция.

В рассмотренных судами ситуациях должностная инструкция являлась неотъемлемой частью трудового договора (то есть его условием), поэтому соблюдение установленной 74 статьей Трудового кодекса РФ процедуры являлось обязательным.

Вопрос о том, как вправе действовать работодатель в случае, если в трудовом договоре с работником о должностной инструкции не говорится ни слова, заслуживает отдельного обсуждения, равно как и сама возможность изменения трудовых действий по статье 74 Трудового кодекса РФ в связи с принятием профстандартов, так как мнения специалистов по данным вопросам кардинально расходятся.

Читайте также: