Начало иконописи в древней руси было положено в каком веке

Обновлено: 17.05.2024

Традиции русской иконописи зародились в Киевской Руси – именно здесь, в Киево-Печерской лавре творили и передавали свой опыт византийские мастера в Х веке. Они принесли с собой приверженность мозаичным изображением, которые, в силу трудоемкости исполнения, постепенно заменились фресками.

Для византийского стиля иконописи характерно довольно однозначное и в чем-то примитивное плоскостное изображение, зато сами лики наполнены величием и значительностью. Темные оттенки, полутона и некая схематичность – признаки, по которым в ранних киевских иконах четко и уверенно узнается византийский стиль. Постепенно русские иконописцы стали отходить от этой, по сути, навязанной стилистики. Уже в 11-12 веках лики и одежда начали обретать славянские черты, краски стали светлее и ярче, а фигуры получили более тщательную линейную проработку.

Мозаичная икона в Византиийском стиле

Русская каноническая иконопись 13 века

Со временем в разных городах и княжествах начали появляться собственные школы иконописи. Каждая из них имела свой стиль, и, хотя в целом византийские истоки все еще чувствовались, появились новые самобытные особенности, по которым можно было узнать руку мастера той или иной школы.

Период монголо-татарского ига нанес русскому иконописанию существенный урон – многие уникальные произведения были попросту уничтожены, а мастера – убиты или пленены. Тем не менее, сохранившееся культурное наследие оказалось достаточным для того, чтобы наглядно изучить историю развития русских иконописных стилей.

икона Новгородской школы

Новгородская школа

Ее художественное наследие сохранилось наиболее полно. Для новгородского стиля иконописи характерно изображение неподвижно стоящих персонажей с широко открытыми глазами. Черты лица крупные, фигуры стройные, пропорции частей тела строго соблюдены. На лицах мастера старались отобразить определенные эмоции – скорбь, печаль, одухотворенность.

Вторым планам в новгородской иконописи также уделялось много внимания – горы, леса, водные объекты, антураж палат прописывались довольно тщательно. Зачастую для фона использовали золото. А вот самих персонажей писали золотом только в исключительных случаях.

Владимиро-Суздальский стиль

По дошедшим до наших дней произведениям мастеров этой школы можно сделать вывод об особой мягкости письма, тонком подборе гармоничного сочетания красок, простоте, однозначности и убедительности образов. Многие эксперты считают, что именно во Владимире, Суздале и Переяславе-Залесском иконописцы наиболее близко и точно придерживались стиля первых икон Киевской Руси, традиции которых корнями уходят в Византию.

Кроме того, Владимиро-Суздальский стиль стал предшественником и толчком к развитию Московской школы, о которой далее.

Московский стиль в иконописании

Его расцвет пришелся на 14-15 века и был обусловлен усилением влияния Московского княжества. В этом стиле органично сплелись между собой традиции византийского и южно-славянского направлений, щедро приправленные местными веяниями. Плоские неподвижные фигуры, строгие одухотворенные лица – и при этом сложная колористика, в которой каждый последующий цвет становится логическим продолжением предыдущего.

Стоит отметить, что иконы ранней московской школы начала 14 века заметно отличаются от более поздних произведений второй половины 15 столетия. По мере формирования уникального стиля иконописи в нем постепенно утрачивались византийские традиции, заменяясь местными.

Наиболее известные на сегодняшний день русские иконописцы того времени, такие как Дионисий, Андрей Рублев, Феофан Грек и Даниил Черный, принадлежат именно к московской школе.

Строгановское письмо

Строгановская школа

Территориально она идентична московской, но заметно отличается от нее по стилистике. Ее можно узнать по миниатюрности письма, плотной и сочной цветовой палитре с большим количеством полутонов, хрупкости фигур образов, некоей изысканности поз и жестов, а также богатому и разнообразному детализированному пейзажному фону.

Поскольку значительная часть произведений выполнялась царскими иконописцами для купцов рода Строгановых, иконы этой школы выглядят богато и насыщенно, в них много золота и серебра. Хотя сами произведения, как правило, имеют небольшие размеры.

Среди других канонических стилей иконописи стоит упомянуть Псковскую школу с ее экспрессивными образами, резко выраженными световыми акцентами и при этом довольно блеклым пастозным общим фоном. Также оставила свой след в истории иконописания Тверская школа. Приверженцы этого направления наделяли свои работы выраженной экспрессией, цветовой напряженностью и высшей одухотворенностью, используя при этом довольно однозначную линейную технику письма.

Творческим закатом русских канонических стилей иконописи считается 15 век. В этот период на сцену вышло живоподобное искусство. Его можно увидеть в более позднем Ярославском стиле. До 15 века он был вполне каноничен, однако особого влияния на традиции иконописи не оказывал. Скачок в развитии Ярославской школы произошел одновременно с популяризацией иконографической живописи. Поэтому у наших современников этот стиль ассоциируется со светлыми позитивными тонами, сложными композициями и богатым оформлением.

Позже иконопись была поставлена рядом мастеров на поток – появились ремесленные школы Палех, Мстёра, Холуй и другие. Тем не менее, и среди икон мастеров этих школ встречаются настоящие шедевры. Они далеки от старинного канонического стиля, но по-своему самобытны, аутентичны, ценны и прекрасны.

стиль Палех

Научиться имитировать разные иконописные стили – задача каждого начинающего мастера, стремящегося стать истинным художником. Именно через умение узнавать, отличать и повторять он приходит к творчеству и самобытности. Поэтому в нашей онлайн-школе иконописи мы уделяем особое внимание глубокому изучению разных стилей старинной русской иконописи.

Читайте также: