Начальник подразделения дознания и начальник органа дознания кто главнее

Обновлено: 02.07.2024

Дядченко Александр Александрович, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия, г. Воронеж.

С момента введения в действие УПК РФ одним из актуальных и дискуссионных является вопрос о процессуальных полномочиях начальника органа дознания. Анализируя процессуальный статус таких участников уголовного судопроизводства, как прокурор, эксперт и следователь, ученые обходили вниманием статус начальника органа дознания, тогда как среди практических работников необходимость разрешения вопроса о его полномочиях представляется одной из первоочередных задач. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного автором в 2007 г. в городах Центрально-Черноземного региона. 87% из числа опрошенных сотрудников правоохранительных органов высказались за необходимость процессуальной регламентации процессуальных полномочий начальника органа дознания, отметив его значимость и особое место в системе участников уголовного судопроизводства.

УПК РФ не дает четкого ответа на вопросы о том, какими процессуальными полномочиями обладает начальник органа дознания и кто из должностных лиц правоохранительных органов может быть наделен ими.

Значимым событием, которое, по мнению законодателя, должно было восполнить данный пробел, стало принятие 6 июня 2007 г. Федерального закона N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ". В соответствии с ним одним из новшеств является дополнение УПК РФ ст. 40.1, регламентирующей полномочия начальника подразделения дознания и ст. 5 пунктом 17.1, называющего в качестве указанного участника уголовного судопроизводства должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместителя.

Вместе с тем процессуальная фигура начальника органа дознания не устранена законодателем, и вышеуказанный Федеральный закон внес лишь некоторые коррективы относительно его процессуальных полномочий.

Так, к компетенции начальника органа дознания отнесено:

Следует отметить, что значительная часть прав и обязанностей начальника органа дознания прямо не предусмотрена нормами УПК РФ именно для данного участника процесса, а лишь вытекает из полномочий органа дознания и дознавателя.

УПК РФ непосредственно закрепляет за начальником органа дознания следующие полномочия:

Введение законодателем начальника подразделения дознания в число участников уголовного судопроизводства в определенной мере ослабляет процессуальное положение начальника органа дознания, статус которого сохраняется номинально, но перестает иметь практическое процессуальное значение, бывшее и ранее весьма неопределенным .

См.: Александров А., Белов С. Поддержание государственного обвинения в суде: новая роль дознавателя // Российская юстиция. 2002. N 12. С. 48.

Следует также отметить, что снижается и процессуальная самостоятельность дознавателя, которая и так ограничивалась процессуальным контролем начальника органа дознания и прокурора, а теперь еще и начальника подразделения дознания. Кроме того, внесенные законодателем изменения ведут к определенному дублированию правомочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. Например, среди процессуальных полномочий начальника подразделения дознания регламентировано его право поручать подчиненному ему дознавателю выполнение неотложных следственных действий, в то время как эти полномочия возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Исходя из этого, на наш взгляд, неоднозначно разрешается вопрос о том, кто из указанных должностных лиц возлагает на дознавателя полномочия органа дознания, несмотря на очевидный факт, что оба на это правомерны.

Достаточно подробная регламентация процессуальных полномочий начальника подразделения дознания заставляет задуматься о целесообразности существования такой процессуальной фигуры, как начальник органа дознания. Однако данное предположение скорее ошибочно в силу целого ряда обстоятельств.

Во-первых, начальник подразделения дознания уполномочен совершать процессуальные действия только по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям, в то время как процессуальные возможности начальника органа дознания распространяются на всех должностных лиц органа дознания (участковые уполномоченные, оперативные сотрудники, инспекторы по делам несовершеннолетних и т.д.).

Во-вторых, принятие таких процессуальных решений, как утверждение обвинительного акта, постановлений о прекращении и приостановлении производства дознания по уголовному делу по-прежнему отнесено законодателем только к компетенции начальника органа дознания и начальник подразделения дознания такими полномочиями не наделен.

В-третьих, не должно вводить в заблуждение содержание п. 17 ст. 5 УПК РФ, согласно которой начальник органа дознания вправе лишь поручить производство дознания и, следовательно, не вправе самостоятельно производить его. Как руководитель начальник органа дознания не может быть лишен каких-либо процессуальных полномочий из числа тех, которыми наделены его подчиненные, в том числе и начальник подразделения дознания.

Можно также предположить, что наделение начальника органа дознания процессуальными полномочиями начальника подразделения дознания было целесообразно до введения в УПК РФ п. 17.1 ст. 5 и ст. 40.1. Именно начальник подразделения дознания (ранее заместитель начальника органа дознания), согласно ведомственным предписаниям, осуществляет ежедневный процессуальный контроль за деятельностью дознавателей, проверяя материалы уголовных дел и процессуальные документы, требующие утверждения начальником органа дознания.

Наделение начальников органов дознания полномочиями начальников подразделений дознания скорее было правомерно до принятия вышеуказанного Федерального закона. Теперь же непосредственный контроль за деятельностью дознавателей должен осуществлять начальник соответствующего подразделения дознания (управления, отдела, отделения). Следует отметить, что согласно ведомственным предписаниям он осуществлял его и раньше, только теперь данное полномочие закреплено и в УПК РФ.

В то же время трудно представить, чтобы начальник органа дознания осуществлял производство дознания по какому-либо уголовному делу, как это может делать, например, начальник подразделения дознания. Именно в этой связи ему отведена скромная роль в первой стадии уголовного судопроизводства. Исходя из практики деятельности органов дознания, начальник самостоятельно осуществляет производство в полном объеме в единичных случаях.

В большей степени начальником органа дознания осуществляется административное, а не процессуальное руководство органом дознания, в том числе и подразделением дознания. Начальники подразделений дознания имеют возможность постоянно контролировать производство дознания и находиться ближе к своим подчиненным с целью дачи своевременных указаний.

В то же время следует признать, что такого рода усиление процессуального контроля за деятельностью органа дознания является необходимой мерой, учитывая количество процессуальных нарушений при производстве дознания. Несмотря на указанные обстоятельства, считаем, что наделение начальника органа дознания уголовно-процессуальными полномочиями начальника подразделения дознания целесообразно, поскольку, являясь руководителем, он должен иметь возможность самостоятельно принимать решения по всем вопросам, которые подлежат разрешению должностными лицами подчиненных ему подразделений. Следует полагать, что правовой статус начальника органа дознания выше, чем статус начальника подразделения дознания, и он может осуществлять в отношении него контрольно-надзорные полномочия, подобно тем, что осуществляет начальник подразделения дознания в отношении дознавателя.

Таким образом, помимо принадлежащих только начальнику органа дознания процессуальных полномочий, он должен быть наделен всеми полномочиями подчиненных ему сотрудников. Подобные утверждения неоднократно высказывались в научной литературе .

См., например: Есина А.С. Дознание; должностные лица, осуществляющие дознание. М.: Щит-М, 2005. С. 12; Есина А.С. Процессуальная компетенция органов дознания системы МВД РФ: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. С. 56; Мингалин Н.Ш. Милиция как орган дознания: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1988. С. 14; Марцифин П.Г. Некоторые правовые и организационные проблемы осуществления дознания милицией // Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов ВНИИ. М., 1995. С. 23; Гончан Ю.А. Таможня как орган дознания: Дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. С. 65.

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания и начальника органа дознания должны соотноситься как часть и целое.

Полагаем, что в качестве следующего шага законодателя к регламентации процессуального статуса начальника органа дознания была бы целесообразна систематизация его процессуальных полномочий и перечень должностных лиц правоохранительных органов, наделенных ими.

Учитывая изложенное, предлагаем сформулировать п. 17 ст. 5 УПК РФ в следующей редакции:

"17) начальник органа дознания - начальник криминальной милиции, милиции общественной безопасности и его заместитель, начальники уголовно-исправительных учреждений, органов исполнительной власти и их оперативных подразделений, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а также должностные лица, указанные в статье 40 настоящего Кодекса, уполномоченные давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные процессуальные полномочия в установленном порядке".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В настоящее время руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ) и начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ) – это участники уголовного судопроизводства, процессуальное положение которых закреплено в действующем уголовно процессуальном законодательстве. В силу положений уголовно–процессуального закона именно на данных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения возложена обязанность осуществления процессуального контроля за уголовно–процессуальной деятельностью следователей и дознавателей при производстве ими предварительного расследования по уголовным делам.

Необходимость дополнения уголовно–процессуального законодательства нормами, раскрывающими понятие и правовой статус начальника органа дознания, уже давно обосновывалась в научной литературе. Многие ученые обращали внимание на то, что данное должностное лицо играет важную роль в проведении дознания, наделено процессуальными функциями и полномочиями, закрепленными в различных статьях УПК РФ, но при этом в разделе II УПК РФ отсутствует специальная статья, раскрывающая понятие и полномочия этого участника уголовного процесса.[23]

Новое содержание понятия начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) соответствует сложившемуся в научной литературе и в практике подходу, в соответствии с которым именно руководитель обладает полномочиями того органа, который он возглавляет, т.е. его правовое положение производно от правового положения возглавляемого им органа власти.[24]

Вместе с тем рассматриваемое определение не дает точного ответа на вопрос о том, кто должен выполнять функции органа дознания и осуществлять процессуальный (ведомственный) контроль.

Решение о том, кто должен осуществлять уголовно–процессуальные полномочия по конкретному делу, относится к числу управленческих. При его принятии руководитель учитывает квалификацию, опыт работы, загруженность конкретного подчиненного и другие обстоятельства. Наличие оснований для отвода данного лица принципиально ничем не отличается от других обстоятельств, которые учитывает руководитель при передаче уголовного дела конкретному дознавателю. При распределении уголовных дел между следователями и дознавателями вопрос о возможном наличии обстоятельств, препятствующих принятию данных дел к производству, ставится и решается. Таким образом, когда законодатель поручил прокурору решать вопрос об отводе дознавателя, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, он фактически без достаточного основания нарушил нормальную логику взаимодействия должностных лиц, осуществляющих расследование, и надзирающего за законностью прокурора. В соответствии с данной логикой сначала должностным лицом должно быть принято процессуальное решение, а потом у заинтересованных лиц появляется право обратиться к прокурору с жалобой, и прокурор вправе вмешаться в деятельность должностных лиц в целях обеспечения требований закона, защиты нарушенных прав, когда имеются данные о нарушении ими закона.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Применительно к процессуальным полномочиям такого начальника по уголовному делу после анализа диспозиции ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ можно выделить следующие:

– передавать уголовное дело другому дознавателю;

– отменять необоснованные, по его мнению, постановления о приостановлении производства дознания;

– давать указания о направлении расследования, о квалификации деяния;

– ходатайствовать перед прокурором об отмене постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку права на самостоятельную отмену такого постановления в силу УПК РФ он не имеет;

– кроме этого, он может самостоятельно возбудить уголовное дело и самостоятельно провести по нему дознание в полном объеме, поскольку он обладает всеми полномочиями дознавателя.

Определение начальника военного учреждения как органа дознания не ставится в зависимость от статуса самого начальника. Начальник военного учреждения может быть как военнослужащим, так и относиться к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с проводимым реформированием Вооруженных Сил многие воинские должности, в т.ч. и должности начальников военных учреждений, стали комплектоваться лицами гражданского персонала. В силу указанных обстоятельств как у органов военной прокуратуры, так и у должностных лиц военных учреждений возникает вопрос о возможности и допустимости действий начальников военных учреждений как органов дознания.

Применительно к уголовно–процессуальному кодексу Российской Федерации органом дознания может быть исключительно начальник военного учреждения, отвечающего требованиям вышеприведенного определения.

При оценке того, относится ли то или иное учреждение к военному учреждению, видится правомерным такую оценку производить на основании учредительных документов, исходя из того, кто является учредителем такого учреждения.

Так, применительно к военным учреждениям в их учредительных документах (в Уставе или в Положении) обязательно должно быть отражено то, что они являются государственными, некоммерческими (исключается любая коммерческая или иная приносящая доход деятельность), и определены соответствующие задачи по обеспечению обороны и безопасности государства и (или) всестороннего обеспечения условий выполнения этих задач.

Наделение начальников военных учреждений полномочиями органа дознания, на наш взгляд, продиктовано особой значимостью выполняемых ими задач, которые носят общегосударственный характер, и необходимостью соблюдения в них строгой дисциплины и правопорядка, несоблюдение которых может привести к снижению эффективности их деятельности и к ослаблению обороноспособности государства.

Таким образом, определяющим в оценке возможности отнесения начальника военного учреждения к органу дознания является не его статус (военнослужащий либо гражданский персонал), а исключительно организационно–правовая форма и выполняемые задачи.

Отсутствие в военном учреждении офицеров не может являться препятствием для осуществления в такой организации дознания. Дознание при необходимости может проводить руководитель учреждения, как начальник органа дознания.

Но в связи с актуальностью рассматриваемой проблемы в период реформирования военной организации государства видится целесообразным в военных учреждениях, выполняющих особо значимые задачи в области обороны и безопасности государства и перешедших на комплектование исключительно гражданским персоналом, предусмотреть в штате этих учреждений должность (должности) дознавателей.

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания, закрепленные в ст. 40.1 УПК РФ, направлены главным образом на обеспечение эффективного осуществления им процессуального руководства деятельностью подчиненных ему дознавателей и представляют собой правовые средства такого руководства. Это прежде всего средства контроля, обеспечивающие систематическое наблюдение за деятельностью подчиненных дознавателей и проверку соответствия их деятельности требованиям закона, а также средства предупреждения и устранения нарушений норм процессуального и материального права в их деятельности и средства активации деятельности дознавателей. Некоторые из них одновременно являются средствами организации деятельности дознавателей и всего подразделения дознания в целом.

Таким образом, процессуальные полномочия начальника подразделения дознания являются в целом средством управления, руководства дознанием, осуществляемым подчиненными ему дознавателями, а не только средством предупреждения нарушений законности, средствами выявления и устранения этих нарушений.

Результаты, полученные руководством при проведении им тщательного анализа возвращенных прокурором уголовных дел, необходимо рассматривать на оперативных совещаниях с руководящим составом органов, осуществляющих предварительное расследование, принимать меры организационного характера, направленные на установление должного контроля за организацией работы по расследованию преступлений, повышению качества следствия и дознания, проверки руководителями уголовных дел до их направления прокурору в порядке ч. 6 ст. 220 и ч. 4 ст. 225 УПК РФ. С целью постановки в центр внимания данного вопроса вышестоящему руководству органов предварительного расследования целесообразно обеспечить заслушивание обстоятельств производства предварительного расследования по уголовным делам, возвращенным прокурорами, с принятием мер дисциплинарного воздействия к подчиненным руководителям, не обеспечившим надлежащий процессуальный контроль за их расследованием.

Уместно развивать отдельно имеющуюся практику ежеквартального заслушивания руководителей подразделений следствия и дознания, допустивших снижение размеров возмещения вреда, причиненного совершенными преступлениями. При отсутствии положительных результатов вносить начальнику головного подразделения предложения о привлечении соответствующих руководителей к дисциплинарной ответственности.

Руководству органов предварительного расследования рекомендуется взять под личный процессуальный контроль организацию работы следователей, дознавателей по своевременной постановке на учет в ИЦ (ЗИЦ) похищенных и изъятых номерных вещей, и антиквариата, а также по снятию их с учета в случае обнаружения.

В тематике занятий с личным составом рационально считать приоритетным направлением изучение допущенных нарушений и ошибок, явившихся основанием для возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования. При этом тематические планы проведения занятий должны предусматривать постоянное восполнение сотрудниками ранее полученных знаний и изучение новых материалов как теоретического, так и прикладного характера, освещающих формы и методы совершенствования деятельности по возмещению причиненного преступлением вреда при производстве предварительного расследования.

Следует обеспечить обязательное доведение до всех следователей методических рекомендаций, анализов, обзоров, направляемых вышестоящими следственными подразделениями.

Необходимо осуществлять ведение соответствующего контрольно–наблюдательного дела, еженедельно отслеживать результаты работы подчиненных по данному направлению деятельности, что позволит своевременно прогнозировать эффективность принимаемых мер и контролировать ход их исполнения.

Своевременным и обоснованным видится в эпицентр деятельности возвести надлежащее качество проведения служебных проверок по каждому факту возвращения уголовных дел с непосредственным изучением их следователями контрольных подразделений и дачей должной оценки допущенным нарушениям и уровню процессуального контроля со стороны руководителей. В свою очередь, анализ следственной практики свидетельствует о том, что в настоящее время качество заключений служебных проверок по уголовным делам, возвращенным на дополнительное расследование, зачастую не отвечает предъявляемым требованиям. Сотрудники контролирующих подразделений, изучая уголовные дела данной категории, составляют формальные заключения, переписывают основания возвращения дел на доследование из постановлений прокуроров, без тщательного изучения самих дел и причин, повлекших их возвращение, в некоторых случаях не указывают и их, предоставляют нечитаемые постановления прокуроров и судов.

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 41 УПК РФ

1. Согласно п. 7 ст. 5 дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. В качестве дознавателя может выступать не только штатный дознаватель, но и иное должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее поручение начальником органа дознания или его заместителем. Например, таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции (п. 10.1 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 // РГ. 2002. 27 нояб.).

4. Дознавателю необходимо получать судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; залога; о продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114; о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29).

5. В ч. 2 ст. 41 УПК установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Он касается лишь тех работников органа дознания, на которых возложены обязанности по производству предварительного расследования в порядке, установленном главой 32 УПК, и не распространяется на сотрудников органов дознания при проведении неотложных следственных действий согласно положениям ст. 157 УПК.

7. Об обжаловании дознавателем указаний начальника подразделения дознания по уголовному делу см. коммент. к ст. 40.1.

Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания: понятие, процессуальное положение и полномочия, взаимодействие с дознавателем

Как уже указывалось, начальником органа дознания в органах внутренних дел являются начальник органа внутренних дел и его заместители — начальник СКМ и начальник МОБ.

начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Данным Законом также были закреплены полномочия начальника подразделения дознания, которые нашли отражение во вновь внесенной в УПК ст. 40.1.

Согласно ст. 40.1 УПК начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

Также начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе:

  1. проверять материалы уголовного дела;
  2. давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Кроме того, исходя из практической деятельности специализированных подразделений дознания ОВД можно выделить также следующие полномочия начальника подразделения дознания ОВД :

  • осуществляет руководство подразделением дознания, несет персональную ответственность за организацию выполнения планов работы по всем направлениям деятельности, требований ведомственных нормативных правовых актов, качественное выполнение возложенных на подразделения дознания задач и функций;
  • осуществляет процессуальный контроль за деятельностью дознавателей;
  • вносит в пределах своей компетенции руководству соответствующего ОВД предложения по повышению эффективности деятельности специализированных подразделений дознания;
  • выезжает на места происшествия по фактам преступлений и организует работу по раскрытию преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • анализирует и планирует работу подразделения дознания и личного состава;
  • распределяет между сотрудниками подразделения, с учетом нагрузки, поступающие заявления и другие материалы, а также подлежащие расследованию уголовные дела;
  • подготавливает отчеты, докладные записки и другие документы;
  • выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений;
  • организует и проводит обучение личного состава подразделения дознания в системе боевой и служебной подготовки;
  • выявляет, изучает, обобщает и внедряет в работу подразделения передовой опыт деятельности, а также новейшие достижения науки и техники в борьбе с преступностью;
  • осуществляет подбор, расстановку и воспитание кадров подразделения, вносит предложения о назначении сотрудников на должности и освобождении от должностей, о предоставлении сотрудникам очередных и иных отпусков;
  • ходатайствует перед руководством соответствующего ОВД о применении мер морального и материального стимулирования в отношении сотрудников подразделения, а также граждан, оказавших помощь в борьбе с преступностью;
  • вносит предложения о привлечении подчиненных сотрудников к дисциплинарной ответственности;
  • составляет и утверждает у начальника ОВД регламент работы руководителя подразделения дознания.
  • в пределах своей компетенции совместно с руководителями оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает дознавателей, сотрудников оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений (при необходимости — сотрудников других подразделений) о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, отнесенных к компетенции дознавателей;
  • оказывает практическую помощь в организации проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • контролирует своевременное направление на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных предметов, а также организацию их хранения и эффективное использование в раскрытии преступления;
  • осуществляет контроль за своевременностью выполнения дознавателем плановых мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, используя при этом предоставленные ему процессуальные полномочия;
  • ежемесячно проверяет обоснованность приостановления производства по уголовным делам вследствие неустановления места нахождения подозреваемого (обвиняемого) или из-за его болезни; дает оценку фактам несвоевременного объявления скрывшихся лиц в розыск и необоснованного приостановления расследования;
  • совместно с руководителем экспертно-криминалистического подразделения анализирует практику использования изъятых с места происшествия следов, иных предметов; разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности этой работы о результатах информирует начальника ОВД;
  • ежеквартально анализирует результаты расследования, причины прекращения и приостановления производства по уголовным делам, совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы.

Также начальник отдела (отделения) дознания осуществляет процессуальный и организационный контроль за деятельностью дознавателей.

Читайте также: