Начальная школа призвана обеспечить что

Обновлено: 30.06.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация образования сегодня требует от педагогов знания инновационных изменений в системе современного образования. Навык написания так называемых трудных слов во многом зависит от словарных возможностей ученика, его активного словаря. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Школа не исполнит одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли.

В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.

Одна из причин актуальности - неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. В Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ подчеркивается, что начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами и не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена. Проблемы:

1. Работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы.

2. При знакомстве со «словарными словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

3. Наглядно-иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.

Поиск решений данных проблем заставляет пересмотреть некоторые методические аспекты работы со словарными словами.

Противоречия:

1. Между потребностью развивать познавательный интерес при работе со словарными словами и снижением речевой культуры и грамотности учащихся, падением интереса к изучению родного языка.

2. Между спецификой содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемые, преобладания не яркого материала) и мышлением учащихся начальных классов, у которых преобладает образный тип памяти.

3. Между наличием пассивного отношения учащихся при знакомстве со словарными словами и необходимостью осознания ими значимости обогащение словарного запаса, формирование навыков связанной речи.

В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.

Проблема: в формировании познавательной активности на уроках русского языка в работе над словарными словами

Цель работы – создать каталог форм, методов и приемов при организации словарной работы на уроках русского языка в целях развития познавательной активности.

Задачи:

1) изучить методическую литературу по данной проблеме;

2) определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка;

3) рассмотреть многообразие методов и приемов работы со словарным словом;

4) создать систему работы со словарными словами и ввести ее в практику.

Ожидаемые результаты:

  • Будут созданы условия для активной познавательной деятельности. Учащиеся смело проявят творческие способности. Интерес к предмету вырастет.
  • Статистическая обработка данных с применением компьютерных программ будет способствовать эффективному усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями.
  • Учащиеся умело будут пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Для этого учитель должен в своей работе использовать различные приемы и методы обучения, изучить опыт работы других педагогов ( педагог-дефектолог), обеспечить учащихся учебными комплектами. Предложенная работа над словом даст дополнительные стимулы в развитии детей. Работа эта привлекательна и интересна младшим школьникам. Думается, что, перейдя в среднее звено, дети будут чувствовать себя уверенно.

Основная часть

Методы, приемы и формы словарной работы

В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям.

Словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности.

Методы работы:

1. Словесный метод (рассказы, беседы).

2. Метод самостоятельных и практических работ (деятельность с раздаточным дидактическим материалом; работа по индивидуальным карточкам и т. д.).

3. Наглядный метод (схемы– рисунки, таблицы, картинки, карточки, индивидуальные словарики).

4. Игровой метод (кроссворды, ребусы, дидактические игры, игровые задания и т. д.).

5. Метод ИКТ ( ЭОР, презентации и видеозаписи).

6. Частично–поисковый метод (самостоятельная лексическая работа).

Приемы и формы работы

1) Словарные диктанты. (Зрительный, картинный, выборочный, диктант с использованием загадок, творческий диктант, диктант по памяти, с комментированием контрольный и итоговый диктанты)

Показывают степень усвоения правописания словарных слов, необходимость дальнейшего повторения и закрепления их написаний.

2) Упражнения для формирования фонетических понятий

3) Упражнения для формирования орфографической зоркости

В результате данных упражнений у детей формируется умение обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появления.

4) Упражнения по работе над составом слова

В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

4) Морфологические упражнения

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

5) Синтаксические упражнения

Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли форме предложений с синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

6) Лексические упражнения

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

7) Упражнения с привлечением этимологического анализа слов

Использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Этимология помогает понять, откуда пришло слово, как оно появилось в языке, почему именно так пишется. Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.

Развитие образной памяти

Память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. А между тем есть метод, который помогает учителю справится с этой проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. Как известно, мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1. Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.

2. Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.

3. Образность запечатления. Запоминание, опирающиеся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Работа со словарем

Учиться работать со словарем – это учиться контролировать самого себя, развивать речь, накапливать активный словарный запас. Формирование прочного навыка работы со словарем необходимо начинать с первых шагов обучения в школе, то есть с уроков обучения грамоте. Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе букв, постепенно заполняют первый ряд кассы и повторяют буквы на каждом уроке. На это уходит небольшое количество времени. Заучивание алфавита может проводиться как одна из физкультминуток, возможно применение приемов в игровой форме. Например, называя буквы, дети хлопают в ладоши. Это заставляет детей проговаривать буквы ритмично, не отставая от одноклассников.

Следует помнить, что словари в начальной школе должны быть подобраны по возрасту. Основная работа со словарем на уроке может проводиться в двух направлениях. Первое – использование словаря как специального справочника. Второе – использование словаря в качестве учебника русского языка.

На уроках русского языка рекомендуется работать не только со словарями, которые предназначены для младших школьников, но и вести собственные словарики, в которые дети записывают словарные слова по мере их изучения.

Словарики можно оформлять по-разному.

  1. Картинный словарик. Слова записываются подряд по мере изучения, одбираются однокоренные слова и рисуется или приклеивается небольшая картинка, обозначающая этот предмет. Можно страницы в словарике разбить по алфавиту и записывать слова в алфавитном порядке
  2. Тематический словарик. Здесь слова разбиты по определенным темам, к ним можно также подобрать и записать однокоренные слова.
  3. Словарик синонимов. В этот словарик дети подбирают синонимы только к тем словам, к которым это возможно. Например: автомобиль – автомашина, машина; собака – пес и т. д.

Такие словарики лучше оформлять в 3-4 классах. Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Заключение

Ученикам начальной школы предстоит выучить около 200 словарных слов. Как сделать так, чтобы эти слова прочно запомнились и не вызывали затруднения? Я думаю, что ответ на этот вопрос был описан выше. Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов - важная задача словарной работы в начальных классах. Учитывая все вышесказанное можно сделать следующие выводы.

Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка.

Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года. Чтобы работа над темой была более разнообразной, использую литературу с описанием опыта работы других учителей и стараюсь применить ее на практике.

В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.

Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Я считаю что, проводя систематически словарную работу на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках. Словарная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости. Для себя я сделала вывод: повторение не бесполезно и имеет решающее значение при написании слова.

Именно упражнения, основанные на вышеописанных приемах, способствуют развитию познавательной активности детей.

Список литературы, использованной в работе:

Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.

Бондаренко С.М Секреты орфографии М.: Просвещение, 1991

Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах. –М., 1987

Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993

Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка Начальная школа. 1990, № 11.

Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.

Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.

Тоцкий П.С. Орфография без правил – Москва: Просвещение, 1991.

Федоренко Л.П. Методика русского языка. — М., 1984.

Яковлева В.И. Слово о словарном слове. — М., 1989.

Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка.

В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.

Традиционные учебные занятия не позволяют учителю выполнять этот социальный заказ.

Читайте также: