Наблюдения за погодой осуществляют кто

Обновлено: 05.07.2024

Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать всё – и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

ВложениеРазмер
nedelnaya_metodika_oznakomlenie_doshkolnikov_s_sezonnymi_yavleniyami_prirody.docx 19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Недельная методика ознакомления дошкольников

Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни: нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, зимняя дремота природы под снегом и буйное поспевание семян и плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать всё – и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

Большими педагогическими возможностями обладает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:

а) ежедневное наблюдение за погодой;

б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в средине недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада;

в) ежедневная работа с календарём.

Таким образом основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексном сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идёт дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становиться мокрый, тёмный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, солнце делает все предметы яркими, даёт от них тень и т.д.

Наблюдения за погодой включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, на нём может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным, тёмным с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер – это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.).

Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, ещё не знакомым с этим прибором, лучше обнаружить её по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчётливых температурных градаций, которым соответствует определённая одежда и словесное обозначение. Например, жарко – на детях сарафаны, лёгкие платья, трусики и майки; тепло – на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках толстовки, ветровки; холодно – дошкольники гуляют в демисезонной одежде (куртки, лёгкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз) – дети в зимней одежде (шубы, пуховики, тёплые пальто, комбинезоны, меховые шапки). Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают её – сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение.

Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода), по которым определяется общее её состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, тёплая, холодная или морозная.

Ежедневные наблюдения за погодой по всем её компонентам должны быть организованны живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приёмов, с помощью которых осуществляется наблюдение. Можно использовать, например, такую последовательность приёмов.

Среда – воспитатель, чтобы у детей не пропал интерес на третий день наблюдений за погодой, использует игровые приёмы: выносит на улицу куклу, мишку, любого другого персонажа, любимого детьми, просит детей рассказать ему о погоде (по той же схеме). Использует разные предметы для определения ветра (ленточки, ветряки), игровые действия (подставили ладошки солнцу, спрятали их и др.). Может включить загадки-описания, короткие стихи.

Суббота и воскресенье – старшим дошкольникам даётся домашнее задание: наблюдать погоду в выходные дни, запомнить её или зарисовать значками, чтобы в понедельник сообщить всем и отметить её в календаре природы.

Воспитатель бегло осматривает с детьми и другие деревья, кустарники, их сезонное состояние. Отмечает красоту пейзажа, предлагает полюбоваться им. Подобное рассматривание одного дерева важно потому, что оно из месяца в месяц изображается в календаре природы: по рисункам дети видят все последовательные изменения в состоянии растений в разные времена года.

В эту неделю воспитатель обращает внимание детей на покров земли – он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается количество цветущих растений, трава вянет и жухнет, земля оголяется, покрывается опадающими листьями, появляется слякоть. Зимой земля однообразна – покрыта снегом, в некоторых местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, поэтому её надо замерять снегомером – специальной палкой в 1,5 метра длиной с условными делениями. Детям интересно измерять глубину снега на участке, возле забора, где его наметает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается там, где не ходят люди, а снег не счищают. Зимние месяцы отличаются друг от друга фактически лишь толщиной снежного покрова: в декабре его немного, в январе больше, а в феврале очень много.

Весной покров земли иной: сначала тают снег и лёд, появляются проталины, затем постепенно оживает растительность, появляются первоцветы, зелень. Цветы весной и летом растут последовательно, каждый в своё время, поэтому покров земли ежемесячно имеет свои особенности. Всё это нужно изобразить в календаре природы, показать особенности данного месяца и сезона.

В конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует наблюдение за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: когда тепло, порхают бабочки, летают мухи, шмели, комары; и наоборот, они исчезают в холодный осенний и зимний период. В начале осени, пока тепло, их можно видеть активными, при похолодании – лишь в местах затаивания. Там, где много птиц, осенью и весной можно заметить смену их состава, что также является ярким признаком того или другого сезона. Животных, которых дети сумели заметить, необходимо изобразить в календаре природы.

Таким образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразными наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволяет сформировать у детей конкретные и отчётливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость её развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создаёт яркие представления очевидных изменений в природе.



По книге:
Озеров А.Г.
Исследовательская деятельность учащихся в природе : Учебно-методическое издание. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. – 216 с.

Метеорологические наблюдения

Проведение наблюдений за состоянием погоды

Для выполнения данного комплекса работ необходимы следующие приборы и инструменты: термометры, барометр (рис. 1), дождемер (рис. 2), компас и флюгер. Флюгер может быть заменен вымпелом. Термометр желательно иметь спиртовой, в металлическом футляре.



Рис. 1. Барометр Рис. 2. Дождемер

Истинная температура воздуха – это только температура в тени. При проведении замеров необходимо следить за тем, чтобы термометр не нагревался. Если во время движения группы это невозможно, то можно воспользоваться давно известным приспособлением – шнурком, привязанным к верхнему концу термометра. Термометр, как пращу, раскручивают над головой, держа за другой конец шнурка. Затем быстро снимают показания термометра, пока он еще не нагрелся.
Измерение количества выпавших осадков трудно провести в походе, когда надо все время двигаться по маршруту, а вот в полевом лагере это довольно доступный вид исследований. Отсутствие настоящего дождемера можно восполнить ведром с точно рассчитанной принимаемой поверхностью. Для этого измеряется внутренний диаметр ведра и высчитывается площадь принимаемой поверхности:

Ведро устанавливают под открытым небом на невысокой подставке и два раза в день проводят замеры накопившейся воды. Для этого используют мерный цилиндр. Разделив объем измеренной воды V на площадь принимаемой поверхности ведра S, получаем величину Н – высоту слоя выпавшего дождя:

Скорость ветра проще всего определять по шкале Бофорта, т.е. наблюдая за действием ветра на окружающие предметы. Точнее скорость ветра можно измерить специальным прибором – анемометром. (см. табл. 1.)

Шкала Бофорта для определения скорости ветра


На гребнях стоячих вод образуются барашки. Гудят телеграфные столбы. Ветер раскачивает большие голые сучья деревьев, свистит около домов

Ветер колеблет большие деревья, ломает сучья и тонкие стволы деревьев, сильно затрудняет движение пешехода

Выяснение взаимозависимости между климатическими факторами

При подготовке к проведению данной работы внимание учеников сосредоточивают на приемах наблюдения за погодой. Повторяются приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, высоты солнца над горизонтом. Предварительно необходимо напомнить ученикам, как проводить наблюдения за погодой, записывать наблюдения, какие использовать условные знаки (см. табл. 2).
Предлагаемая форма даст возможность ученикам, используя конкретные данные своих наблюдений, сделать вывод о зависимости, существующей между изменениями суточной температуры, давлением, ветром, осадками и т.п.


Наблюдения за сезонными изменениями состояниярастительности и водоемов

Предсказание погоды

Целью данной исследовательской работы должно стать формирование умений прогнозировать погоду путем анализа произведенных метеорологических, фенологических и этологических наблюдений (см. табл. 4).


Поскольку в данной таблице будет фиксироваться состояние живых организмов и климатических факторов среды одновременно, то для составления прогноза будет необходимо ее переработать, выделив одной строкой климатическое явление и наблюдения, предшествовавшие ему за 1–2 часа, за половину суток, за сутки, за 2–3 суток (см. табл. 5).
В приведенной таблице предлагается проанализировать наблюдения, проведенные за указанные в графах промежутки времени. Данные промежутки можно скорректировать применительно к своим наблюдениям. По опыту знаем, что туристов особенно волнует наступление ненастной, дождливой погоды, а также признаки улучшения погоды.

Признаки сохранения дождливой погоды
• Давление почти не меняется.
• Ветер слабый или штиль.
• Облачность сплошная, без прояснений.
• От падающих капель дождя на лужах образуются пузыри.
• Летающие насекомые прячутся в кронах деревьев и кустарников, под листьями травянистых растений.
• Куры не прячутся от дождя.

Признаки наступления хорошей погоды
• Атмосферное давление повышается.
• Вечером выпадает роса и остается до утра.
• Днем жарко, а ночью холодно.
• Во время дождя – сильный, порывистый ветер.
• Ветер усиливается днем и стихает к ночи.
• Исчезают серые рваные облака, в сплошной пелене появляются разрывы с голубым небом.
• Солнце садится в безоблачном небе.
• Ветви ели подняты вверх.
• Ласточки и стрижи летают высоко.
• Радуга возникает в первой половине дня.
• Ночь ясная со звездами.
• Пауки ткут паутину.

Признаки сохранения хорошей погоды
• Атмосферное давление относительно высокое и остается без изменений или медленно возрастает.
• В течение суток температура воздуха резко меняется: днем жарко, ночью прохладно.
• Вечером и ночью в лесу заметно теплее, чем на открытом месте, а в низине заметно прохладнее.
• Ветер слабый, усиливается днем и стихает к ночи.
• Вечерняя заря имеет золотисто-желтую окраску с розовым оттенком. Зеленоватая заря предвещает продолжительную сухую погоду.
• После захода солнца в низинах, над прудом, рекой, болотом появляется туман.
• Выпадает обильная роса, остающаяся до утра.
• Дым поднимается вертикально.
• Листья папоротника-орляка закручены вниз, ветви ели и можжевельника подняты вверх.
• Ласточки и стрижи летают высоко над землей.
• Пауки активны, строят новую паутину.
Можно было бы привести еще не одну примету, но мы думаем, юные исследователи сделают это сами, используя свои наблюдения.

Метеорологические наблюдения и их анализ

Составление графика изменения температур (за день, неделю, месяц)
Эту работу можно начать с составления графика изменения средних температур в течение суток (рис. 3). Для этого используют данные, которые ученики определяют по термометрам. График изменения суточной температуры позволит ребятам сделать вывод о зависимости между высотой солнца над горизонтом и температурой. График может быть достаточно наглядным, если рядом с температурой в утренние полуденные и вечерние часы отмечать и положение солнца над горизонтом. Показатели, характеризующие отрицательные температуры, целесообразно отмечать синим цветом, а положительные – красным.


Рис. 3. График изменения средних температур с 1 по 15 марта в Москве


Построение графика изменения температур воздуха за неделю (месяц) формирует у учеников представление о том, что, несмотря на одинаковое положение солнца над горизонтом в определенные часы различных дней недели, температура этих дней иногда существенно различается из-за влияния направления движения ветра, облачности на температуру и на состояние погоды в целом.
Можно предложить ученикам построить график изменения температур в течение года, взяв за основу средние температуры отдельных месяцев всех сезонов года. Сопоставление графиков позволит ученикам самостоятельно сделать вывод о прямой зависимости между высотой солнца над горизонтом и средней температурой, объяснить наличие температурной разницы по сезонам года, влияние и роль температуры на развитие растительного и животного мира.
Перед построением графика все данные можно вписать в заранее подготовленную табл. 6.

Атмосферный слой Земли состоит в основном из азота, кислорода и водяного пара. Этот воздух ведет себя как жидкость и, перетекая из одного места в другое, меняет температуру, влажность и другие характеристики. Погода — это побочный продукт атмосферы, переносящей тепло из одного места в другое.

Более прохладный воздух является плотным, он не может удерживать много влаги; более теплый воздух менее плотный, способен содержать больше воды. Когда области воздуха с разной температурой и плотностью сталкиваются, возникает дождь, так как из охлажденного теплого воздуха образуется вода. Могут появиться и другие осадки. По мере того как теплый влажный воздух поднимается вверх, он охлаждается, а вода конденсируется на взвешенных в воздухе частицах. Поднимающиеся капли становятся все тяжелее и впоследствии падают на Землю.


Ураган образуется, когда морская вода нагревается выше 27 ℃ и интенсивно испаряется, а воздух над океаном становится теплым и поднимается вверх. На его место приходят потоки холодного воздуха, которые также нагреваются и поднимаются. Эти перемещения создают сильный ветер, образуется ураган.

Как изучали природные явления раньше

Научные наблюдения за погодой начались в эпоху Возрождения, когда были изобретены барометры и термометры. Европейские ученые древности, такие как Галилей, использовали эти инструменты для объяснения погодных явлений.


Однако этот простой метод не учитывает меняющиеся условия: например, штормы быстро образуются из-за конвекции (перемещения объемов воздуха с одних высот на другие, обусловленные архимедовой силой. — Прим. ред.). К счастью, в современном мире есть новые способы предсказывать погоду. Прогнозы делают не люди, которые смотрят на карты и вчерашние максимумы и минимумы, они создаются машинами.

Современные прогнозы погоды

Метеорологи используют численный прогноз погоды, вводя данные о текущих погодных условиях. Далее они обрабатываются в компьютерной модели. Чем более актуальная и точная информация введена, тем точнее будет прогноз. Для получения этих данных применяются такие инструменты, как метеозонд, самолеты, спутники, океанские буи.

Погодные модели делят регион, государство или даже весь земной шар на ячейки. Их размер влияет на точность прогноза. В больших прямоугольниках сложнее увидеть, что происходит на небольших участках, но они предоставляют общую картину погодных тенденций в течение долгого времени. Этот общий прогноз необходим, например, для того, чтобы определить движение шторма.

Маленькие ячейки с более высоким разрешением позволяют прогнозировать на более короткий временной период — один-два дня — и охватывают только определенный район. Некоторые модели могут фокусироваться на определенных данных, таких как скорость ветра, температура и влажность. Поэтому две компьютерные модели могут выдавать немного разные результаты даже при абсолютно одинаковых начальных наблюдениях.


Возможны ли идеальные прогнозы?

С 1950-х годов быстрые компьютеры стали давать все более точные прогнозы. По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований, сегодняшний пятидневный прогноз является точным примерно в 90% случаев.

Семидневный прогноз оказывается верным в 80% случаев, а 10-дневный прогноз — в 50%

Сегодня прогноз урагана на пять дней более надежен, чем четырехдневный прогноз в начале 2000-х годов и трехдневный прогноз в 1990-х годах. А в статье Nature 2015 года было обнаружено, что прогнозы на срок от трех до десяти дней улучшаются примерно на день за десятилетие — это означает, что современный шестидневный прогноз так же точен, как пятидневный прогноз 10 лет назад.


При создании прогноза метеорологи учитывают неопределенности, используя математическую модель несколько раз. При этом она будет давать несколько иной результат, но большинство из них будут похожими. Наиболее частые и станут финальным результатом.

Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер и как, наконец- то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым знаниям.

Чтобы научить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы, прививать любовь и бережное отношение к природе, мною было принято решение о создании метеоплощадки в детском саду. Это мой второй вариант метеоплощадки, более усовершенствованный

Метеоплощадка в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время.

Воспитатель с детьми снимает данные с приборов метеоплощадки и заносит их в дневник наблюдений. Так же используется для проведения занятий на тему экология, знаний времен года, природных явлений.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе

Цель создания метеоплощадки:

• учить детей наблюдать за изменениями погоды.

• определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, используя для этого специальные приборы;

• прививать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи создания метеоплощадки:

Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.

Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.

Формировать представления о четырех частях света.

Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.

Познакомить с профессией гидрометеоролога.

Основное оборудование нашей метеоплощадки:

1. Информационный стенд.

3. Ветровой рукав.

5. Ловец облаков.

1. Информационный стенд.

Здесь ребята уточняют знания о времени года, названии месяца, дни недели, части суток, состояние погоды.


Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр.

• Что влияет на температуру воздуха на улице? (солнце)

Опыт. Как солнце может влиять на температуру воздуха. Дети измеряют температуру воздуха термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени.

Вывод: показания термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами выше, чем показания термометра, расположенного под крышей домика, в тени. Это происходит потому, что термометр нагревают солнечные лучи и показания его выше. А термометр, расположенный в тени, защищен от солнечных лучей, его показания ниже.

• Где температура воздуха ниже в помещении или на улице и почему?

Дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе. Делают вывод, что на улице температура воздуха ниже. - Почему в группе теплее,чем на улице: защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, влияет искусственное освещение.

Опыт 1. Действительно ли лампы могут обогревать воздух. Для этого необходимо включить настольную лампу. Взять термометр и отметить температуру воздуха на начало опыта. Через некоторое время отметить температуру воздуха около настольной лампы.

Вывод: с помощью настольной лампы воздух нагревается, и температура становится выше. Искусственное освещение влияет на температуру воздуха в группе.

Опыт 2. Подышали на ладошку. Тепло или нет?

Вывод: Наше дыхание влияет на температуру воздуха в группе.

• Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха.

Опыт. Для опыта понадобится два термометра, лампа, длинная линейка.

Воспитатель вместе с детьми берет линейку и помещает один термометр на отметку 10 см, а второй термометр – на отметку 100 см. Поднести линейку от нулевой отметки к включенной лампе. Через 10 минут сравнить показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.

Вывод: Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр.

• Как температура воздуха зависит от солнечного тепла.

Опыт 1. Сравнение температуры воздуха утром, днем, вечером. Воспитатель вместе с детьми измеряет температуру воздуха утром, днем, вечером. Температура воздуха заносится в дневник наблюдений за температурой. Чертится температурный график. После чего дети сравнивают температуру воздуха в разное время суток и делают выводы.

Вывод: Температура воздуха утром, днем и вечером отличается друг от друга. Температура воздуха днем самая высокая. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля

удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т. е. становятся длиннее и они не могут сильно нагреть земную поверхность. Днем солнечные лучи короткие, земная поверхность нагревается сильнее.

Опыт 2. Сравнение температуры воздуха по месяцам. Воспитатель вместе с детьми каждый день измеряют температуру воздуха в течение двух месяцев. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха, и рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха одного месяца и другого. Например, почему

температура воздуха в октябре ниже, чем в сентябре?

Вывод: Температура воздуха в октябре ниже, чем температура воздуха в сентябре. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т. е. становятся длиннее, и они не могут сильно нагреть земную поверхность.

Опыт 3. Сравнение температуры воздуха по сезонам. Воспитатель вместе с детьми каждый день измеряют температуру воздуха. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха, и рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха одного сезона и другого. Например, почему температура воздуха зимой ниже, чем летом?

Вывод: Температура воздуха зимой ниже, чем температура воздуха летом. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т. е. становятся длиннее, и они не могут сильно нагреть земную поверхность.

На высоком деревянном шесте прикреплен

3. ветряной рукав указатель направления и силы ветра.

Опыт № 1.Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:Вертушка Ход опыта: Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Воспитатель организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

На стойке (лягушка) прикреплен


Осадкомер - служит для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Снегомер - применяется для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова.

Что делать с линейкой для измерения снежного покрова летом?

В нашем селе летом снега нет, это не повод забыть об этой линейке. Есть, как минимум один способ использовать метеорологический измерительный прибор с пользой.

Измеритель высоты газона. Наблюдаем вместе с ребятами, за ростом травы на площадке. Обращаем внимание детей, что после дождя рост ускоряется, а в засушливые периоды замедляется.


Применение этого прибора формирует у детей представление о природе образования и разнообразии облаков. Учит сопоставлять полученные и имеющиеся данные методом сравнения, делать краткосрочные прогнозы погоды.

композитного полотна со смотровым окном и изображением 8 видов облаков

пластиковой рамы, обеспечивающей вращение рабочего полотна ловца вверх-вниз, влево-вправо;

опорного столба, вкопанного в землю.







Упражнение № 3 “Прояви фантазию и смекалку”

Педагог просит детей подойти к прибору и внимательно его изучить. После того, как дети самостоятельно ознакомятся с прибором,можно приступать к вопросам:

“Ребята, смотрите, какое интересное устройство придумали метеорологи! Кстати, а кто знает, кто такие метеорологи? “(Ответы). Если дети отвечают не правильно или затрудняются, педагог дает верную информацию. Можно двигаться дальше.

“Давайте подробнее рассмотрим этот интересный прибор! Кто скажет какой он формы? (Ответы). Сколько картинок расположено на приборе? (Ответы). Что изображено на картинках? (Ответы - облака). “

(Картинки всех видов облаков подписаны на приборе, педагог легко сможет определить тип облаков и рассказать о них детям. После упражнения можно задать вопросы на усвоение материала).


Упражнение № 4 “Какие над нами облака”

“ Ребята, с помощью нашего ловца мы с вами узнаем, какие именно облака находятся на небе прямо сейчас! Кто хочет стать первым исследователем?” (Педагог выбирает самого активного ребенка).

Попробуй покрутить этот квадрат: вверх, вниз, влево, вправо. Получается! А теперь наводи окошко на небо и внимательно посмотри через него. Умничка! Видишь в окошке облака? Можешь нам рассказать, какие они?” (Ответ) “Здорово! А теперь посмотри на картинки на нашем “Ловце облаков” — есть ли на нем картинка облаков которые ты видел (видела) через окошко? (Ответ). Покажи всем детям картинку на которой изображены точно такие же облака, как на небе сейчас. ” (Ребенок показывает подходящую картинку. Педагог называет вид облаков и рассказывает о них детям, если дети уже знают названия облаков и их свойства, они могут сами дать прогноз погоды. Здесь педагог может подключить детскую фантазию и поговорить например о снеге, зиме, зимних видах спорта ил о дожде, почему говорят о грибном дожде и др.).



Примерный план работы метеостанции.

Знакомство с метеостанцией и ее содержанием.

Познакомить детей с назначением метеостанции, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.

Совместное обследование метеостанции.

Практическое снятие показаний термометра.

Какой бывает ветер?

Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).

Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости.

султанчики, вертушка, целлофановый пакет, карточки с изображением ветра во время грозы, урагана, смерча.

Части света и солнце.

Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т. к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.

Задание для совместного проведения с родителями утром и вечером.

Компас, графическое изображение.

Откуда дует ветер?

Учить определять смежное направление ветра и выражать это в речи.

Совместная практическая деятельность.

Что такое осадки и как их измерить?

Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями.

Совместное изготовление дождемера из подручного материала.

Пластиковые бутылки и воронка, маркеры, скотч.

Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми.

Наблюдение за формой и движением облаков.

Карточки с изображением разнообразных облаков.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов. Работа продолжается не только на метеоплощадке, но и в группе в уголке природы. Ребята совместно с воспитателем заполняют календарь природы, рисуют рисунки, проводят опыты.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Читайте также: