На вере в бога божественный разум основана такая теория происхождения государства и права как

Обновлено: 06.05.2024

Фролов С.Н., адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД Российской Федерации.

Данная концепция считается достаточно древней и при этом упрощенной среди ученых-теоретиков права. Одновременно божественная концепция происхождения права пользуется популярностью среди студентов юридических факультетов в силу простоты ее объяснения. Мы считаем, что подобная ситуация с теоретико-правовой трактовкой теологической (божественной) концепцией происхождения права недопустима и требует серьезного пересмотра.

Причин этому несколько. Во-первых, с точки зрения философии выделяется три основных концепции осмысления бога и его деяний: теизм, пантеизм и деизм. Для теизма характерно представление о Боге как о персонифицированном и внеприродном существе, в пантеизме Бог предстает безличной и слитой с природой сущностью, в деизме Бог есть всего лишь первопричина, перводвигатель, а далее мир и человек развиваются по собственным законам, независящим от воли Бога . Тем не менее современная теоретико-правовая наука данный факт абсолютно не учитывает и использует понимание божественного происхождения права, характерное для теизма, а следовательно, опускает языческие и примитивные представления о божественном начале права и справедливости.

Словарь философских терминов / Науч. ред. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 59.

Известный древнегреческий миф о Прометее повествует о том, что титан Прометей даровал людям огонь просвещения и знаний. Он научил людей многим искусствам, дал им знания, которые улучшили их жизнь. "Он научил их всему, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее" . При этом мать Прометея Фемида, богиня правосудия и справедливости, была против поступка сына. Миф умалчивает о даровании Прометеем людям справедливости и права. Но один из софистов Протагор из Абдер (490 - 492 до н.э.), комментируя этот миф, указывает на то, что Зевс, дабы компенсировать подарок Прометея и не дать людям сравняться с богами, послал людям стыд, правду и умение жить сообща . Возникновение же и существование государства и права он связывал с человеческой добродетелью, которая изменила "дары Зевса" - из отрицательных сделала положительными . В древнегреческих мифах приводится также указание на то, что Зевс по прошествии веков "правит уже не как тиран, он охраняет государства, хранит законы. Он покровительствует людям и правде среди них" . Смысл этого мифа подчеркивает деистическую модель происхождения права. Божественная концепция происхождения права может объяснять его возникновение среди людей не как благо, но как зло и наказание для человечества. В индийской и русской мифологии можно встретить схожие мотивы. Бог Яма являлся богом смерти и правосудия . У древних славян бог Чернобог олицетворял справедливость и пекло (славянский ад) .

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. М.: Изд-во "Правда", 1987. С. 96.
Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982. С. 202 - 204; Графский В.Г. История политических и правовых учений. М.: ТК Велби, изд-во "Проспект", 2005. С. 138.
Указание Протагора, что правда и стыд суть общий дар богов, которым снабжены все люди, имело, очевидно, лишь риторический характер. Более согласуется с точкой зрения Протогора его заявление, что он ничего не знает о богах, - приводимая же им причина этого незнания: "по неясности предмета и краткости человеческой жизни". Показателен также исторический факт, что в 411 г. до н.э. в Афинах во время реакционного правления "четырехсот" Протагор был обвинен в атеизме.
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. М.: Изд-во "Правда", 1987. С. 101.
Эпитетом этого ведийско-брахманического бога являлся термин "дхарма". См.: Риттер П.Г. Дхарма. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат / Под ред. Ю.С. Гамбарова, С.А. Муромцева и др. Т. 19. М. С. 261; Сказания о народных героях: героический национальный эпос / Сост. Л.Н. Лысова. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 107.
Карамзин Н.М. Предания веков / Сост. Г.П. Макогоненко. М.: Правда, 1988. С. 49.

Во-вторых, как правильно указывает Т.В. Кашанина, "не существует универсально приемлемой концепции бога" . Однако многие ученые, занимавшиеся и занимающиеся данной проблемой, ставят в один ряд трактовки различных религий (иудаизм, христианство, зороастризм, индуизм, ислам) о божественной природе права или объясняют эту теорию с позиции одной религии (как правило, христианской, причем католической) . Мы считаем, что каждая из религий по-своему объясняет божественную природу права. В свою очередь, это позволяет сохранять влияние этих религиозных норм на действующие правовые системы. Для современных учебников по теории государства и права, где раскрывается теологическая (божественная) концепция происхождения права, считаем удачным и прогрессивным дифференцированный подход объяснения божественной сущности права основных верований современности . Так, в учебнике "Общая теория государства и права" профессора В.С. Нерсесянца раскрываются древнегреческие, древнеиндийские, древнекитайские мифологические представления о происхождении права, анализируются религиозные концепции иудаизма, буддизма, христианства (католицизм), ислама .

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999. С. 323.
См., например: Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 322; Венгеров А.Б. Происхождение права // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Ниж. Новгород, 1993. С. 181; Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2006. С. 78.
См.: Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С. 460 - 461; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 205 - 210.
Нерсесянц В.С. Указ. соч.

В-третьих, считаем, что современная трактовка божественной концепции происхождения права построена таким образом, что формирует исключительно позитивистское представление о праве. Большинство авторов традиционно приводит примеры в образе божественного дара людям перечня письменных установлений, законов, например: Законы Хаммурапи, Законы Ману , скрижали Бога, врученные Моисею, Коран и т.п. Подобная трактовка не только неверна, но и одновременно мешает понять значение божественной концепции происхождения права в становлении и эволюции правовой жизни человеческого общества.

Полное название Законов Ману звучит как Манавадхарма-шастра. Еще в XIX в. считалось, что Законы Ману не имеют ничего общего с мифическим Ману, упоминаемым в Ведах, Махабхарате и других древних памятниках индийской литературы. Документ вышел из ведийской школы Манава, скорее всего, просто принявшей имя бога Ману. См.: Булич С. Индийская литература / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

До сих пор существуют различные трактовки сюжета из Ветхого Завета о скрижалях с десятью заповедями. Современные исследователи Библии, религиоведы считают, что во всей мировой литературе нет документа, подобного десяти заповедям, а именно установлений, правил, признанных народом без обоснования их правомерности. "Подобно любой действующей декларации или конституции, они носят общий характер, что оставляет место для конкретизации и интерпретации в контексте более поздних эпох - в условиях, которые было трудно представить у подножия горы Синай", - пишет американский ученый Т. Кахилл . То есть ученый подчеркивает, что божественный дар еврейскому народу был не системой норм, регулировавших общественные отношения и исходящих от авторитетного источника власти, подкрепленных наказанием, а являл собой универсальные правовые идеи, принципы, к которым апеллируют представители различных конфессий, идеологий, партий и т.д. С другой стороны, невозможно объяснить происхождение права у евреев, если мы будем считать, что они впервые получили письменные законы. Если Законы Хаммурапи датируются 1750 г. до н.э., то встреча Моисея с Богом на г. Синай - 1250 г. до н.э. Получается, что уже пять веков люди жили, руководствуясь принципами законности и справедливости. Если отказаться от примитивной позитивистской трактовки теологической концепции происхождения права, то можно заметить, что в Ветхом Завете Бог неоднократно обращался к Моисею и его предшественникам, указывая на то, что земная жизнь народов протекает не так, как бы он хотел . Государства, города, деревни живут в политической системе, имеют систему нормативного регулирования, но они не истинны, являют собой не право. Таким образом, именно божественная концепция происхождения права впервые обращает внимание человека на проблему правовых и неправовых законов, актуальную и для сегодняшнего дня.

Кахилл Т. Дары евреев: Как племя, кочующее по пустыне, изменило образ мышления всего мира. СПб.: ТИД "Амфора", 2005. С. 151.
Кахилл Т. Указ. соч. С. 112 - 123.

Представление о правопонимании в исламе в настоящее время меняется. Существует ряд серьезных исследований в этом отношении. Тем не менее считается, что Коран и другие "вечные" источники содержат божественные установления и нормы поведения для всех мусульман. Эти установления указаны Аллахом и донесены до людей пророком Мухаммедом . Однако позитивистский контекст теряется, когда мы узнаем от специалистов подобные факты: "Коран, - как отмечает П. Грязневич, - возник как устная речь, в изустной передаче он существовал и при жизни Мухаммеда, и после его смерти. Изустной была вся словесность родового общества Аравии. Это составляет специфику его культуры. Магической силой обладало в ней слово, а не буква" . Шариатом же считается "законоустановление Всевышнего, ясно выраженная воля Аллаха, изложенная в текстуально законченных Коране и сунне Пророка" . Письменная фиксация и толкование Корана продолжались более тридцати лет целым рядом муфтиев, что положило начало образованию четырех мусульманских мазхабов. Каждый из мазхабов имеет свое отношение к законам и обычаям арабов до исламизации.

См., например: Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. С. 461.
Грязневич П. Предисловие / Коран. М., 1990. С. 10.
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, Изд-во "Урал LTD", 2000. С. 343 (книга рекомендована в качестве учебного пособия для светских и духовных учебных заведений председателем ЦДУМ России и европейских стран СНГ, Верховным муфтием Шейхуль-Ислам Т. Таджуддином).

Крупнейший католический теософ Ф. Аквинский построил свое учение именно на разведении понятий божественного, естественного и позитивного (человеческого) закона. Н.М. Азаркин так трактует его учение: "Человек (Богом) наделен свободой, коренящейся в разуме. она влечет (человека) к юридическому как необходимому порядку мироздания. Все сущее есть право" . Такое объяснение божественного происхождения права позволяет выйти на максимально широкое правопонимание.

Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. М.: Юридическая литература, 2003. С. 184.

В-четвертых, современные критические оценки божественной концепции происхождения права поверхностны и необоснованны. По сути, эта теория отвергается с атеистических позиций. Так, Т.В. Кашанина считает, что божественная теория происхождения права - "дитя своего времени", "на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема" . А.Б. Венгеров считал, что теологическая теория придает всеобщее, универсальное значение только законам, обобщившим и закрепившим опыт социальной и экономической жизни раннеклассовых обществ, отдельные стороны рабовладения . В данном случае важно понимать влияние данной концепции на правовую идеологию, ведь влияние религии на правовую жизнь человека всегда было, есть и будет. "В наши дни есть еще один предрассудок в отношении к вере, согласно которому "знание" есть нечто достоверное, доказательное, истинное, а "вера" есть в конечном счете не более чем "суеверие". О продуктивности науки не стоит спорить. но что касается ее теоретических истин и их доказуемости, то наука плавает по морям проблематичного и таинственного", - писал в тридцатых годах прошлого столетия известный русский философ и правовед И.А. Ильин . Ведь задача науки теории государства и права заключается не в простой констатации факта существования теорий происхождения права божественной или марксистской, а в объяснении сущности права, определении его понятия и признаков через призму каждой концепции, каждого подхода. И.А. Ильин ратовал за возрождение христианского правосознания, но, на наш взгляд, его аргументы подходят для большинства религиозных воззрений: "Современное человечество переживает кризис правосознания. Правосознание, утратившее свои религиозные корни, оказалось неспособным поддерживать и отстаивать монументальную государственность и культуру Рима, а неумолимая история произнесла над этим правосознанием свой суд. Спасение и обновление мирового правосознания и правопорядка пришло в то время от христианства. Христианское правосознание прикрепляло волю человека к единой высшей цели; оно научило его ставить духовное выше материального и подчинять личное. сверхличному как началу качества, достоинству, самообладанию и дружелюбной общительности. Оно указывало людям, чему должен служить правитель, какова высшая цель государства, и тем самым определяло, кто именно призван стать во главе государства. Христианство своим религиозным светом осмысливало и облагораживало дело права и государства. " . Именно утрата веры у населения государства, критика роли церкви, популяризация идеи светского государства, которое, на наш взгляд, создать абсолютно невозможно, с конца XVIII в. стали причиной появления массового правового нигилизма, роста количества тяжких преступлений, создания тоталитарных режимов, начала мировых войн. Теоретики государства и права не должны бояться упреков в религиозной пропаганде. Наша задача - обратить внимание современного человека не только на свои права и привилегии, материальное благополучие, но и позволить увидеть "право как проявление духа и свободы", поверить в ценность права, поверить в силу личной свободы, избежать "крушения права, государственности и духовной культуры", очистить и обновить свое правосознание .

Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 322.
Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 181.
Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозный смысл философии. М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. С. 103, 105.
Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. В кн.: Религиозный смысл философии. М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. С. 271 - 274.
Ильин И.А. Там же. С. 270, 276. Подобную точку зрения разделяют многие современные ученые среди них: Кальной И.И. Философия права: Учебник. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. С. 65 - 66; Малахов В.П. Философия права. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С. 387 - 439.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум, явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство.

В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (ХП-ХШ вв.) утверждается о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права. Фома Аквинский говорил, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств, как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (то есть императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом есть лишь проводники высшей власти.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел. Согласно мифам египтян, а затем и греков, боги выступают также в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый, истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей), законы еврейского народа получены прямо от бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от бога, от его имени, но в экстраординарных случаях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т.п.).

Законы, правосудие, справедливость по-египетски олицетворяет богиня Маат (Ма-ат). Судьи носили се изображение и считалась ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов и чиновников, а также официально одобренных правил повеления, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений) означал, что все они соответствуют или должны соответствовать маат - естественно-божественному порядку справедливости, что находит свое выражение в Ригведе (священных гимнах индоариев), дао (в древнекитайской мифологии), дике (у древних греков). Речь везде идет о правде - справедливости, которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно - божественное) право.

2.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Государственная власть, таким образом, - это продолжение власти отца, а монарх является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории логично вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Патриархальная теория, проповедниками которой являлись видный историк М.Н.Покровский и один из идеологов народнического движения М.Н.Михайловский, была широко распространена в досоветской России.

Эта теория и весь уклад российской государственно-правовой действительности оставили глубокий след в ментальности значительной части российских народов, которые традиционно все свои надежды и чаяния, успехи и неуспехи связывают с первым лицом государства, с царём, вождём, президентом и т.д. Негативность этой теории очевидна, так как она играет немалую роль в создании авторитарных режимов и оправдывает социальную и гражданскую пассивность населения. [15, с.25-26]

Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней – быть достойным членом государства.

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Читайте также: