На сколько может быть продлен срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений

Обновлено: 08.07.2024

1. Утвердить Порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей муниципальной службы, и лицами, замещающими указанные должности, и соблюдения лицами, замещающими указанные должности, требований к служебному поведению согласно приложению № 1.

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Ростовской области по Перечню согласно приложению № 2.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра по вопросам обеспечения безопасности и противодействия коррупции в Ростовской области Жеухина О.А.

Ростовской области В.Ю. Голубев

управление по противодействию

коррупции при Губернаторе

от 03.08.2016 № 551

проверки достоверности и полноты сведений,

представляемых гражданами, претендующими на замещение отдельных

должностей муниципальной службы, и лицами, замещающими указанные

должности, и соблюдения лицами, замещающими указанные должности,

требований к служебному поведению

1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления проверки:

лицами, замещающими должности муниципальной службы, за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду.

1.2. Достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами при поступлении на муниципальную службу, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Проверка, предусмотренная подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего Порядка, осуществляется соответственно в отношении граждан, а также лиц, замещающих должности муниципальной службы.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицом, проходящим муниципальную службу на должности, не включенной в перечни, установленные нормативным правовым актом Правительства Ростовской области и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, и претендующим на замещение должности муниципальной службы, осуществляется в порядке, установленном настоящим Порядком для проверки сведений, представляемых гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Проверка осуществляется подразделением (должностным лицом, ответственным за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования.

4. Решение о проведении проверки принимается представителем нанимателя (работодателем) либо иным лицом, уполномоченным исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования.

5. Решение о проведении проверки принимается отдельно в отношении каждого гражданина или лица, замещающего должность муниципальной службы, и оформляется в письменном виде.

6. По решению Губернатора Ростовской области или уполномоченного им лица управление по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области может в установленном порядке осуществлять проверку:

6.1. Достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, а также достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.2. Достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленными лицами, замещающими должности муниципальной службы.

6.3. Соблюдения лицами, замещающими должности муниципальной службы требований к служебному поведению.

7. Проверка, предусмотренная пунктом 6 настоящего Порядка, может проводиться независимо от проверок, осуществляемых подразделениями (должностными лицами, ответственными за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов местного самоуправления, аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований.

8. Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

8.1. Правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

8.2. Подразделениями (должностными лицами, ответственными за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов местного самоуправления, аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований, управлением по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области.

8.4. Общественной палатой Российской Федерации.

8.5. Общероссийскими средствами массовой информации.

9. Информация анонимного характера не может служить основанием для осуществления проверки.

10. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.

11. Подразделения (должностные лица, ответственные за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов местного самоуправления, аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований, управление по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области осуществляют проверку:

11.2. Путем направления в установленном порядке запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

12. При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом 11.1 пункта 11 настоящего Порядка, работник подразделения (должностное лицо, ответственное за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, управления по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области, которому поручено проведение проверки:

12.1. Проводит собеседование с гражданином, или лицом, замещающим должность муниципальной службы.

12.2. Изучает представленные гражданином или лицом, замещающим должность муниципальной службы, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы, которые приобщаются к материалам проверки.

12.3. Получает от гражданина или лица, замещающего должность муниципальной службы, пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительным материалам.

12.4. Направляет в установленном порядке запросы (кроме запросов, указанных в подпункте 11.2 пункта 11 настоящего Порядка) в органы прокуратуры Российской Федерации, государственные органы Ростовской области и других субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в организации об имеющихся у них сведениях:

о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, замещающего должность муниципальной службы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации гражданином;

о соблюдении лицом, замещающим должность муниципальной службы, требований к служебному поведению.

12.5. Наводит справки у физических лиц и получает от них информацию с их согласия.

12.6. Осуществляет анализ сведений, представленных гражданином или лицом, замещающим должность муниципальной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

13. Если при проведении проверки подразделением (должностным лицом, ответственным за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования возникает необходимость направления запросов, указанных в подпункте 11.2 пункта 11 настоящего Порядка, лицо, принявшее решение о ее проведении, направляет в управление по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области предложение о направлении запросов, указанных в подпункте 11.2 пункта 11 настоящего Порядка (далее – предложение), в котором указываются сведения:

перечисленные в пункте 15 настоящего Порядка;

послужившие основанием для проведения проверки;

о государственных органах и организациях, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросах, которые в них ставились.

13.1. Управление по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области рассматривает предложение и подготавливает проект соответствующего письма за подписью Губернатора Ростовской области или его специально уполномоченных заместителей (кроме запросов в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности) в течение 14 рабочих дней со дня его поступления.

13.2. Управление по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области уведомляет лицо, принявшее решение о проведении проверки, об отказе в направлении запросов, указанных в пункте 11.2 пункта 11 настоящего Порядка, в случае, если:

предложение не содержит сведений, предусмотренных пунктом 15 настоящего Порядка;

направление запроса повлечет нарушение законодательства Российской Федерации.

13.3. Ответ на запрос направляется лицу, принявшему решение о проведении проверки, в течение 7 рабочих дней со дня его поступления в управление по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области.

об операциях, счетах и вкладах гражданина, или лица, замещающего должность муниципальной службы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, или лица, замещающего должность муниципальной службы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

о содержании правоустанавливающих документов и правах гражданина, или лица, замещающего должность муниципальной службы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимости, а также переходе прав на объекты недвижимости.

15. В запросе, предусмотренном подпунктом 11.2 пункта 11 настоящего Порядка, указывается:

15.1. Фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос.

15.2. Нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос.

15.3. Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы, учебы), вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, гражданина и (или) лица, замещающего должность муниципальной службы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются, либо лица, замещающего должность муниципальной службы, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению.

15.4. Содержание и объем сведений, подлежащие проверке.

15.5. Срок представления запрашиваемых сведений.

15.6. Идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации).

15.7. Фамилия, имя, отчество и номер телефона муниципального служащего, подготовившего запрос.

15.8. Другие необходимые сведения.

16. Работник подразделения (должностное лицо, ответственное за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, управления по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области, которому поручено проведение проверки:

16.1. Уведомляет в письменном виде гражданина, или лицо, замещающее должность муниципальной службы, о начале в отношении него проверки и разъясняет ему содержание подпункта 16.2 настоящего пункта – в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего решения.

16.2. Проводит в случае обращения гражданина или лица, замещающего должность муниципальной службы, беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, – в течение семи рабочих дней со дня получения обращения гражданина или лица, замещающего должность муниципальной службы, а при наличии уважительной причины – в срок, согласованный с гражданином, или лицом, замещающим должность муниципальной службы.

17. По окончании проверки работник подразделения (должностное лицо, ответственное за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, управления по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области, которому поручено проведение проверки, обязан (-о) ознакомить гражданина, или лицо, замещающее должность муниципальной службы, с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

18. Гражданин, или лицо, замещающее должность муниципальной службы, вправе:

18.1. Давать пояснения в письменном виде: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте 16.2 пункта 16 настоящего Порядка; по результатам проверки.

18.2. Представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменном виде.

18.3. Обращаться в подразделение (к должностному лицу, ответственному за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, в управление по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области с ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте 16.2 пункта 16 настоящего Порядка.

19. Пояснения, указанные в пункте 18 настоящего Порядка, приобщаются к материалам проверки.

20. На период проведения проверки лицо, замещающее должность муниципальной службы, может быть отстранено от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.

На период отстранения лица, замещающего должность муниципальной службы, от замещаемой должности денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется.

21. Руководитель подразделения (должностное лицо, ответственное за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад, в котором должно содержаться одно из следующих предложений:

21.1. О назначении гражданина на должность муниципальной службы.

21.2. Об отказе гражданину в назначении на должность муниципальной службы.

21.3. Об отсутствии оснований для применения к лицу, замещающему должность муниципальной службы, мер юридической ответственности.

21.4. О применении к лицу, замещающему должность муниципальной службы, мер юридической ответственности.

21.5. О представлении копий материалов проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов соответствующего органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования.

22. Министр по вопросам обеспечения безопасности и противодействия коррупции в Ростовской области (в случае его отсутствия – начальник отдела противодействия коррупции в органах государственной власти управления по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области) по результатам проверки направляет должностному лицу или в представительный орган местного самоуправления, уполномоченным назначать гражданина на должность муниципальной службы или назначившим муниципального служащего на должность муниципальной службы, справку, в которой должно содержаться одно из предложений, предусмотренных пунктом 21 настоящего Порядка.

23. Пункт утратил силу – постановление от 22.02.2018 № 79.

25. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в правоохранительные органы.

26. Должностное лицо или представительный орган местного самоуправления, уполномоченные назначать гражданина на должность муниципальной службы или назначившие муниципального служащего на должность муниципальной службы, принимает одно из следующих решений:

26.1. Назначить гражданина на должность муниципальной службы.

26.2. Отказать гражданину в назначении на должность муниципальной службы.

26.3. Применить к лицу, замещающему должность муниципальной службы, меры юридической ответственности.

26.4. Представить копии материалов проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов соответствующего органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования.

27. Подлинники справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, после окончания проверки подразделением (должностным лицом, ответственным за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов местного самоуправления, аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований, управлением по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области направляются в кадровую службу соответствующего органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования.

28. Копии справок, указанных в пункте 27 настоящего Порядка, и материалы проверки хранятся в подразделениях (у должностных лиц, ответственных за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, в управлении по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области течение 3 лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

Правительства Ростовской области Т.А. Родионченко

от 03.08.2016 № 551

Ростовской области, признанных утратившими силу

Гаспарян Нвер

Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем.

Вот лишь некоторые из них:

К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков.

В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев.

При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер.

Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О).

При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.

Было очень опрометчивым решением законодателя дозволять представителям обвинения получение доказательств еще до возбуждения уголовного дела (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ была введена Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ), когда представляется затруднительным обеспечить реализацию принципа равноправия и состязательности сторон.

3. УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности.
Например, он не сможет привести к следователю очевидца совершенного преступления и попросить его опросить. По смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство только по уголовному делу, которое на интересующий нас момент еще не возбуждено.

Данная процессуальная норма, действующая на стадии предварительного расследования, представляется логичной и основательной, но как объяснить иной подход законодателя при продлении срока проведения проверки, скажем, до 30 суток? Совершенно очевидно, что заинтересованные лица обязаны знать о таком решении следователя (дознавателя), чтобы иметь возможность своевременно его обжаловать.

5. Неизвещение лица, в отношении которого проводится проверка, о вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ о принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела извещается только заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное постановление. Но ведь данное постановление не в меньшей степени затрагивает интересы лица, в отношении которого проводилась проверка!

6. Часть 1.1 ст. 144 УПК РФ не предусматривает право стороны защиты знакомиться с материалами доследственной проверки в случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следователь, который вынес формальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, намереваясь выиграть время и в будущем возбудить уголовное дело, не позволит ознакомиться с материалами проверки, имея в виду пресловутую тайну следствия.

К этому следовало бы добавить, что со стороны прокуроров и руководителей следственных подразделений за действиями следователей и дознавателей на данной стадии осуществляется слабый соответственно надзор и контроль, а судебный контроль напрочь отсутствует.

Таким образом, так называемая доследственная практика превратилась в полноценное, иногда в многомесячное, не контролируемое со стороны суда расследование, которое проводится еще до возбуждения уголовного дела, но в процессе которого следователь (дознаватель) беспрепятственно добывает доказательства виновности, а лицо, в отношении которого такая проверка ведется, ограничено в процессуальных правах и не имеет эффективной возможности себя защищать.

Такое положение с очевидностью нарушает провозглашенный в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принцип равноправия и состязательности сторон.

В дальнейшем, уже после возбуждения уголовного дела, дублируются многие процессуальные действия, ранее совершенные в ходе доследственной проверки: опрошенные лица повторно допрашиваются, могут заново проводиться экспертизы и т.д.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, обоснованно указывая на некоторые из отмеченных проблем, предложила вообще упразднить доследственные проверки.

Данное предложение следовало бы проанализировать с точки зрения его практических перспектив.

Если сегодня исключить из УПК РФ ст. 144 и 145, то завтра может произойти следующее.

Схожий порядок предусмотрен ст. 21 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой президент адвокатской палаты субъекта РФ при наличии надлежащего повода и формы обращения возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката не позднее десяти дней со дня их получения и никакой предварительной проверки обращения не проводит. И в этом случае такой порядок кажется вполне приемлемым. Однако в отношении уголовного преследования граждан он может повлечь серьезные негативные последствия.

Очевидно, что секвестр только двух статей приведет к значительному увеличению количества возбужденных уголовных дел. После автоматического возбуждения уголовного дела без проведения предварительной проверки встанет вопрос о задержании подозреваемого лица и его дальнейшего помещения под стражу. Из практики нам хорошо известна приверженность представителей стороны обвинения и судов к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу, которая оценивается статистикой как переваливавшая за 91% от числа всех заявленных ходатайств.

Может укорениться сложившаяся практика, при которой подозреваемый (обвиняемый) сначала окажется в следственном изоляторе, а лишь потом следователь начнет проверять его причастность к совершению преступления, достоверность и допустимость показаний потерпевшего и иных доказательств. Неизбежно с увеличением количества возбужденных дел увеличится количество арестованных лиц.

С учетом сложившихся следственных обычаев, когда следователь и его руководитель боятся прекратить возбужденное уголовное дело из-за возможных обвинений в коррупции и некомпетентности, могут возникать ситуации, при которых поспешно заведенные уголовные дела попросту не захотят прекращать. По традиции их со страху станут заталкивать в суды для рассмотрения по существу.

Зная практику вынесения оправдательных приговоров (около 0,2–0,3%) и еще более печальную практику отказов прокуроров от поддержания обвинения, мы столкнемся с массовыми фактами осуждения невиновных лиц.

Как видно, исключение из УПК РФ только двух статей (144 и 145) может привести к катастрофическим последствиям для интересов правосудия и правопорядка.

Может произойти так называемый эффект бабочки, когда незначительное влияние на систему создаст большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время.

Следует признать, что существование доследственной проверки позволяет отказывать в возбуждении многих тысяч уголовных дел за отсутствием состава или события преступления. Удаление важного процессуального фильтра облегчит процедуру возбуждения и сделает граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, более уязвимыми. Кроме того, от таких новаций вряд ли будут в восторге и сами следователи (дознаватели), ведь они будут вынуждены без какой-либо проверки возбуждать уголовные дела, а потом нести персональную ответственность за неизбежно допущенные ошибки.

Этого допустить никак нельзя.

Как повествуют античные писатели Курций Руф и Плутарх, в 334 г. до н.э. Александр Македонский, столкнувшись со сложным узлом и потеряв терпение, не стал его распутывать, а просто рассек одним ударом меча. Полагаю, что сложный гордиев узел доследственной проверки не стоит иссекать таким прямолинейным способом.

Нам следовало бы настойчиво и выдержано найти и распутать все концы этого сложного узла.

Во-первых, распутать наиболее завороченный конец, связанный со сроками проведения проверок в порядке ст. 144–145 УПК РФ, можно, сократив их до 10 суток, как это было и ранее в УПК РСФСР, ограничив соответствующих должностных лиц возможностью однократной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во-вторых, освободить еще один тяжелый конец узла, позволяющий следователю (дознавателю) проводить полноценное расследование и собирать доказательства до возбуждения уголовного дела. В этом нет никакой необходимости, потому что доказательства должны добываться только после возбуждения уголовного дела.

В-третьих, найти и вытянуть еще один закрученный конец, который ограничивает процессуальные возможности лица, в отношении которого ведется проверка и его адвоката.

Если все же ставить вопрос об упразднении проверки до возбуждения уголовного дела, то следует предусмотреть фундаментальные изменения самой идеологии УПК, где вместе с проверкой на процессуальную свалку должна уходить и действующая у нас стадия предварительного следствия. Но это совершенно иная тема.

Читайте также: