На какую должность может претендовать учитель имеющий первую категорию

Обновлено: 28.06.2024

ОАО "МОЭК" опубликовала график планового отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах Москвы в 2016 году. .

Торжественное открытие монумента планируется в августе 2020 года.

Порывы ветра при грозе составят до 17 м/с.

Погода опасна. Имеется вероятность стихийных бедствий, нанесения ущерба.

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

Новый порядок аттестации педагогических работников был введен в действие с 1 января 2011 года.

Материалы по теме:

Содержание

По старым правилам учитель, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. Категории присваивались: вторая - руководством школы, первая — районным управлением образования, а высшая — в министерстве.

По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Те же учителя, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

  • педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
  • педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности↑

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию↑

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

Кому не надо проходить аттестацию↑

  • учителям, проработавшие менее 2 лет на данной должности;
  • беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Педагогам, отсутствующим на работе больше 4 месяцев по причине болезни, аттестацию необходимо будет пройти через год, после официального выхода на работу. Но если вышеуказанная категория граждан изъявит желание приступить к педагогической проверке, никто не может оспорить их решение и не допустить к аттестации.

Кто подает заявление об аттестации↑

К аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителей представляет их работодатель.

В случае, если учитель работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит.

Как подать документы на аттестацию↑

Перечень обязательных документов:

  • Заявление с личной подписью
  • Копия результата с прошлой аттестации (если имеется)
  • Копии дипломов о высшем или среднем профессиональном педагогическом образовании
  • Копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории аттестации (если такое было ранее получено)
  • Копия документов о смене фамилии, если она была изменена
  • Сопроводительное письмо или развернутая характеристика с места работы, которая может подтвердить уровень компетенции и профессиональной деятельности.
  • Через месяц после подачи документов, заявителю на домашний адрес придет письмо с подробным описанием места и времени проведения аттестации.

Как проходит аттестация↑

В ходе аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.

Решение комиссии↑

В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п. 3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию учителя. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

Также, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить

  • работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;
  • беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида - до восемнадцати лет;
  • других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории↑

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Кто имеет право пройти аттестацию↑

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Кто подает заявление об аттестации↑

Каждый учитель делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.

Учителям, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию↑

1. Учитель, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:

  • заявление по установленной форме (есть образец);
  • ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
  • новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;
  • портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ - в столице эти функции выполняет Московский центр образовательного права, находящийся по адресу ул. Большая Декабрьская, дом 9.

3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

Требования к категориям↑

Требования к первой квалификационной категории:

  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:

  • установлена первая квалификационная категория;
  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Как проходит аттестация↑

Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия учителя, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении.

Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Решение комиссии↑

В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

1. Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

Обжалование решения аттестационной комиссии↑

Фото: Shutterstock

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

  • Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор

По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Фото:Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

  • Смешанное обучение — учитель-наставник

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

Фото:Shutterstock

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

  • Фокус на практических навыках — учитель-практик

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Фото:Filip Bunkens / Unsplash

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Фото:из личного архива

  • Организационные навыки и проектное мышление

– Евгений Александрович, с чем связана необходимость введения должностей старшего и ведущего учителя в школах?

По данным Союза педиатров, у нас всего лишь 12% здоровых детей, у остальных есть те или иные проблемы.

Причем на первый план выходят психоневрологические отклонения.

Поэтому в профессиональном стандарте особое внимание уделяется психолого-педагогическим компетенциям, поскольку сейчас мало быть просто учителем географии, математики, биологии – нужно понимать, с каким контингентом работаешь.

Апробация нового профстандарта все это время шла в 24 регионах, причем мы, авторы, просили не торопиться с массовым внедрением

Нельзя с педагогов требовать того, чему никто никогда их не учил ни в педвузах, ни в институтах повышения квалификации.

Но спустя некоторое время президент поставил задачу сделать разноуровневый профессиональный стандарт для педагогов, стимулируя их повышать качество работы. Речь шла не о вертикальном профессиональном росте, который понимался как рост административный (условно говоря: завуч – директор школы – министр образования), а о горизонтальном – в рамках учительской профессии.

Хочу сразу опровергнуть миф о том, что стандарт будет отменяться или кардинально переписываться. Нам надо было перевести профессиональные педагогические компетенции на язык обобщенных трудовых функций для введения новых должностей. Подчеркиваю – должностей, а не званий.

К сожалению, их присваивают, как правило, пожилым людям. Но если мы хотим продвижения для молодых учителей, достигших высот в своей профессии, то их тоже надо поддерживать.

– Кто может претендовать на должности старшего и ведущего учителя?

– Старший учитель – это тот, кто владеет передовыми педагогическими практиками. Он может провести эффективный урок в классе со смешанным контингентом, где наряду с обычными обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Вторая должность – ведущий учитель, или учитель-наставник, обладающий всеми компетенциями старшего учителя, но, кроме этого, он выступает в роли интегратора, то есть объединяет усилия педагога, логопеда, дефектолога, других специалистов и родителей для решения проблем детей, имеющих особенности развития.

– Предусматриваются ли доплаты этим специалистам?

– Конечно, устанавливая эти должности, мы думали и об улучшении финансового положения учителя, о доплатах за дополнительные функции.

Напомню, что ради выполнения майских указов президента средняя зарплата учителей доводится до средней по региону зачастую за счет непомерных нагрузок, что приводит к откровенной халтуре.

При двойной ставке учитель математики должен проверить 10 тысяч ученических работ в месяц, а это нереально! Но часы заставляют брать, в противном случае учитель будет уволен, поскольку он портит общую статистику. А после введения новой системы педагог вправе взять нормальную нагрузку, а за должность старшего или ведущего учителя он получит доплату. Таким образом, мы сохраним специалистов, которые готовы работать качественно и способны научить этому своих коллег.

Если школа может и готова, она имеет право вводить эти должности.

– Иными словами, назначает директор. Как избежать субъективных решений?

– Это очень тонкий вопрос, который пока находится на стадии решения. Пока, конечно, назначение будет отнесено к полномочиям директора школы, и нам остается полагаться на его здравомыслие и объективность. Но в будущем возможны изменения к лучшему. Поясню, какие.

Например, в США существует Ассоциация психотерпевтов, и раз в два года представители этой профессии проходят проверку у своих авторитетных коллег. То же самое касается учителей математики, которые сдают профессиональные экзамены в своей профильной ассоциации.

И само профессиональное сообщество заинтересовано в том, чтобы специалисты были высококлассные.

Человек подписывает трудовой договор, и в случае невыполнения возложенных на него обязанностей трудовой договор может быть расторгнут. Это станет стимулом для ответственного выполнения новых функций.

Квалификационные категории педагогических работников

Аттестация педагогических работников проводится в целях повышения их мотивации к дальнейшему профессиональному росту. Наличие категории показывает квалификацию учителя, подтверждает уровень его компетентности в вопросах преподавания. Вместе со статусом увеличивается и оплата труда.

Порядок установления квалификационных категорий прописан в Приказе, утвержденном Министерством образования и науки РФ. Все педагогические работники, проходящие аттестацию, находятся в одинаковых условиях. Требования к знаниям и критерии оценивания идентичны для всех.

Какие бывают категории учителей в школах?

По истечении двух лет преподавателю можно проходить испытания, показывающие его квалификацию. Еще один вариант – подтвердить соответствие занимаемой должности. Практически всех, кто не прошел это испытание, администрация образовательного учреждения имеет право уволить с должности по части 3 статьи 82 ТК РФ.

Основные категории учителей в школе делятся на две: первую и высшую. Процедура в обоих случаях практически идентична, но отличается количеством требуемых баллов и описанием результатов их работы, рассматриваемых аттестационной комиссией.

Как получить первую категорию учителю?

Отработав два года на одном месте, сотрудник может подать в соответствующие органы власти заявление на аттестацию педагогических работников. Это стоит делать, если предварительные подсчеты показывают, что педагог набирает необходимое количество проходных баллов.

Проходные баллы для разных категорий педагогических работников и необходимые для их набора пункты можно посмотреть на сайте регионального органа образования, ознакомившись с образцом экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности работника образовательного учреждения.

Аттестация педагогических работников на категорию включает три этапа:

  1. подача педагогическим работником письменного заявления в аттестационную комиссию;
  2. оценка аттестационной комиссией результатов работы педагогического работника;
  3. вынесение решения аттестационной комиссией.

На третьем этапе во время заседания аттестационной комиссии каждый ее член отдает свой голос; в результате принимается решение о присвоении соответствующей категории. В случае отказа заявителю дается год для подтверждения своего профессионализма.

Как набрать баллы учителю?

Первая категория учителя присваивается, если педагогический работник набрал количество баллов, определенное региональным органом образования. Одним из основных показателей профессионального успеха учителя являются стабильные или высокие результаты достижений его учащихся.

Отдельно учитываются показатели, связанные с повышением уровня профессионализма. К ним относится научная деятельность, проведение открытых уроков, общественная работа.

Большое влияние на результат оказывает портфолио педагогических работников. Его можно вести в бумажном виде, собирая результаты достижения учащихся и своих собственных в отдельную папку, а также в электронном виде.

В портфолио (индивидуальную папку) следует включить такие пункты:

  • результаты участия детей в конкурсах и предметных олимпиадах;
  • результаты внеурочной деятельности: участие в соревнованиях, фестивалях, выставках и других мероприятиях;
  • итоги участия ребят в научно-исследовательской деятельности;
  • проведение открытых уроков и мастер-классов;
  • выступления на секциях, конференциях, семинарах;
  • участие в различных экспертных комиссиях по проверке знаний учащихся;
  • научные публикации;
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • прохождение курсов повышения квалификации.

Выставляются баллы и за проведенный открытый урок, и за разработку рабочих программ. С 2021 года добавился еще один пункт – профессиональное тестирование педагогов, организуемое в некоторых регионах. По направлению работодателя оно проводится бесплатно.

При проведении процедуры аттестации больше баллов дают за мероприятия муниципального, областного уровня и выше. Каждый учитель, работающий хотя бы на ставку, в силах собрать все подтверждающие документы и получить пороговый минимум.

Срок действия категории

Квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок в пять лет. За это время нужно получать следующую или подтверждать имеющуюся категорию. В течение 5 лет педагог должен пройти курсы повышения квалификации.

Если сотрудник не захотел подавать заявление или не успел сделать это вовремя, категорию аннулируют. Администрация может предложить в данном случае пройти подтверждение соответствия должности.

Высшая категория учителя может быть получена спустя два года с момента присвоения первой в том случае, если педагог ведет активную деятельность, делится с коллегами своим опытом, разрабатывает программы и принимает участие в профессиональных конференциях.

Какие преимущества дают категории?

Подтвержденная квалификация педагогических работников влияет, в первую очередь, на материальную сторону вопроса. Помимо этого она может пригодиться в следующих ситуациях:

  1. кандидата с богатым опытом, подтвержденным документально, легко возьмут на работу в любую школу;
  2. присвоенная квалификация фиксируется в трудовой книжке;
  3. родители заинтересованы статусом педагога и предпочитают доверять детей учителю с обширными познаниями;
  4. коллеги и учащиеся будут относиться с большим уважением к тому педагогу, который доказал свой профессионализм.

Обязательно ли прохождение аттестации?

Оценка профессиональных навыков педагога может проводиться внутри образовательной организации, поэтому получение первой или высшей категории не является обязательным действием.

Аттестоваться или нет – личное решение каждого человека, никто не вправе требовать от него прохождения добровольной аттестации. Преподаватель сам подает заявление в установленные сроки и готовит необходимые материалы.

Конечно, подтверждение профессионального опыта будет несомненным преимуществом при приеме на работу. На свободное место могут взять другого кандидата, имеющего более высокий статус.

Если сотрудник не желает тратить свои силы и личное время на прохождение процедуры, он может не подавать заявку. Однако избежать подтверждения занимаемой должности нельзя. Это обязательное условие работы, проходить его нужно каждые пять лет.

Отличия аттестации и подтверждения на соответствие занимаемой должности

Основные отличия двух процедур заключаются в следующем:

  • получение статуса СЗД проходит на уровне образовательной организации в специально собранных для этого аттестационных комиссиях, тогда как уровень квалификации присваивают на уровне области;
  • при получении статуса СЗД оплата труда гораздо ниже, чем при наличии даже первой категории;
  • проведение тестирования на подтверждение занимаемой должности сильно упрощено по сравнению с оформлением портфолио (индивидуальной папки) и сбором нужных для аттестации документов.

Получение официально подтвержденной квалификации положительно влияет на зарплаты педагогических работников. Постоянно меняются требования к проведению процедуры, которые отличаются в разных регионах. Стоит следить за новшествами в порядке аттестации и всегда быть к ним готовыми.

Квалификационная категория преподавателя на прямую указывает на его профессионализм. Чем больше работников с высокой квалификацией, тем престижнее школа. Но только ли на престиж школы влияет наличие или отсутствие у педагогов квалификационной категории? Давайте разбираться.

Квалификационная категория преподавателя на прямую указывает на его профессионализм. Чем больше работников с высокой квалификацией, тем престижнее школа. Но только ли на престиж школы влияет наличие или отсутствие у педагогов квалификационной категории? Давайте разбираться.

Конечно, наличие категории показывает мастерство педагога, доказывает его компетентность в вопросах образовательного процесса. Наличие категории напрямую влияет на уровень заработной платы педагога. Но повлияет ли категория учителя на уровень знаний ученика? Несомненно! Чтобы получить или подтвердить категории педагог должен каждые пять лет пройти аттестацию и доказать аттестационной комиссии свой профессионализм.

Квалификационная категория преподавателя

Порядок установления квалификационных категорий прописан в Приказе, утвержденном Министерством образования и науки РФ. Все педагогические работники, проходящие аттестацию, находятся в одинаковых условиях. Требования к знаниям и критерии оценивания идентичны для всех.

Виды квалификационных категорий

Сразу же после того, как молодой учитель приступил к педагогической деятельности он может подать заявление на присвоение ему первой квалификационной категории – наличие или отсутствие стажа не повлияет на решение аттестационной комиссии, если претендент сможет доказать свою компетентность.

Отработав два года в образовательном учреждении, сотрудник может пройти аттестацию и получить высшую квалификационную категорию. Процедура получения первой и высшей категории практически ничем не отличается, разнится лишь количество необходимых баллов и достигнутых результатов работы учителя.

Как подтвердить или получить категорию педагогу?

Когда стаж работы учителя превысил два года, он по собственному желанию может аттестоваться на первую категорию по преподаваемой специальности, для подачи заявления на высшую категорию должен пройти еще один год. Рекомендуем предварительно совместно с зам директорами по учебной работе провести примерные подсчеты количества баллов, которые педагог может набрать.

Проходные баллы для разных категорий педагогических работников и необходимые для их набора пункты можно посмотреть на сайте Министерства образования своей области. Там же можно найти всю нормативную документацию по этой тематике, формы по заполнению аттестационных документов и графики проведения экспертиз профессиональной деятельности педагогических работников.

Аттестация педагогических работников на категорию включает три этапа:

  1. Подача преподавателем пакета документов и иных свидетельств достижений в профессиональной педагогической деятельности в аттестационную комиссию (заявление, портфолио, характеристика с места работы);
  2. Оценка аттестационной комиссией результатов работы педагогического работника;
  3. Вынесение решения аттестационной комиссией.

Во время третьего этапа аттестации проходит заседание комиссии, и, в зависимости от набранных голосов, кандидату присваивается и/или подтверждается категория.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как набрать необходимое количество баллов для присвоения категории?

Первая категория учителя присваивается, если педагогический работник набрал количество баллов, определенное региональным органом образования. Одним из основных показателей профессионального успеха учителя являются стабильные или высокие результаты достижений его учащихся.

Претендовать на присвоение желаемой категории учитель может только если наберет необходимое количество баллов. Основным показателем профессионализма преподавателя непременно является стабильное участие и победы его учеников в конкурсах и олимпиадах, их выступления на различных районных, городских всероссийских и международных мероприятиях.

Отдельным показателем высокой компетентности педагога служит его участие в качестве спикера в мастер-классах, проведение открытых уроков, написание и издание методической литературы.

Для получения необходимого количества баллов преподавателю стоит подготовить портфолио для аттестационной комиссии, в котором будут отражены все его достижения и достижения его учеников. Портфолио может быть представлено на суд комиссии как в бумажном, так и в электронном виде.

Что же должно содержать показательное портфолио учителя? В индивидуальную папку стоит включить следующие свидетельства вашей деятельности:

С этого года педагоги также могут бесплатно пройти профессиональное тестирование по направлению от своего учебного заведения. Завершать же комплект вашей документации для портфолио должна характеристика с места работы. Для практикующего педагога не составит труда собрать свидетельства своей профессиональной деятельности.

Срок действия категории

Педагоги должны подтверждать или повышать свою квалификационную категорию каждые пять лет. В 2020-2021 гг. из-за пандемии сроки подтверждения несколько сдвинулись – если срок действия категории закончился с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, то ее действие продлевается еще на 1 год.

Какие преимущества имеет педагог с подтвержденной категорией?

Если учитель не подтвердит свою категорию, его, конечно, никто не уволит с работы, но вот заработная плата такого педагога снизится. Преподаватель без квалификационной категории не получает стимулирующие выплаты в размере от 10 до 40 % от должностного оклада.

Кроме того, чем выше квалификация, тем больше вы ценитесь на рынке вакансий. Естественно администрация учебного заведения предпочтет более компетентного сотрудника, ведь это напрямую влияет на престиж школы.

Как выглядит запись в трудовой книжке?

Запись о присвоении квалификационной категории в трудовой книжке педагога

Аттестоваться или нет – личное решение каждого педагога, администрация не вправе требовать от него прохождения добровольной аттестации.

Но если вы решили подтвердить или повысить свою категорию, то стоит помнить, что требования к проведению процедуры постоянно претерпевают изменения, а также могут отличаться в разных регионах нашей необъятной страны. Стоит заранее ознакомиться с актуальными требованиями на сайте вашего регионального органа.

Читайте также: