На какую часть населения афин распространялось право участвовать в народном собрании

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Афинская демократия при Перикле.doc

Афинская демократия при Перикле.

Углубить знания учащихся об античной демократии, познакомить с расцветом демократии в правление Перикла культуры в странах Древнего Востока

Воспитание, у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности к получению знаний.

п родолжение формирования, у учащихся умение правильно работать с текстом учебника и историческими документами, иллюстрациями, составлять рассказ, обобщать отдельные события и формулировать выводы.

Основные понятия темы:

2.Управление государством при Перикле

3.Перикл, его друзья и враги

Перикл, Анаксагор, Аспасия;

Собрание, оратор, стратег, демос, демократия;

Работа с историческим документом с.184

I .Организационный момент:

II .Актуализация знаний учащихся:

I .Переход к новой теме

2. Управление государством при Перикле

3. Перикл, его друзья и враги

Ребята, сегодня мы с вами продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала “машина времени” перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и свою жизнь посвятил тому, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым. Помощником в нашем путешествии будет компьютер и иллюстрации, которые он нам покажет.

Фронтальный опрос + карточки:

Когда возник театр в Греции? ( более двух тысяч лет назад )

Заполнить пропущенное слово:

1 Сатиры - низшие лесные божества, демоны плодородия, составлявшие свиту Диониса.

2 Орхестра – кругла или полукруглая площадка, на которой выступали актёры.

3 Скене – примыкавшая к орхестре постройка .

Каких два вида главных представления, показывали в театре? (трагедия и комедия)

Что представляла из себя трагедия?( изображали гибель и страдания)

Что представляла из себя комедия? ( играли весёлые и насмешливые представления)

Расскажите, используя иллюстрацию, о здании театра, как оно устроено.

Среди принятых развлечений была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок. Попытайтесь их разгадать.

Я чёрное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе .(Дым)

Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз . (зеркало)

Дополнительные вопросы:

Назовите, какие три моря омывают Грецию?

Назовите, опираясь на карту Древней Греции, крупные города?

Что такое полис? (город-государство)

Кто такой педагог?

V век до н.э. называют “золотым веком” или веком “Перикла”. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию.

Задание на урок:

- Что в Афинской демократии было положительным, а что - отрицательным ?

Беседа с классом:

Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)

Мы, вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия – это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

В 443 г. до н.э. Народное собрание выбирало путём поднятия рук первого стратега Перикла, который избирался на эту должность14 раз подряд.

Кто такой стратег? (военачальник )

Первый стратег отвечал за безопасность полиса, возглавлял армию и флот. Перикл фактически был народным вождём, пользовавшимся практически, безусловным уважением сограждан. Он обладал многими достоинствами, которые позволяли ему пользоваться таким авторитетом: умом, благородным происхождением, ораторским дарованием. Он многое делал из того, что нравилось демосу. При нём выдавались деньги из казны на покупку театральных билетов, организовывались общественные работы для бедных, был перестроен Акрополь, отстроен порт Пирей.

В каком году Перикл стал первым стратегом ? 443 г. до н.э.

Сколько раз на эту должность избирался Перикл?

Как народное собрание выбирало стратега?

Кто такой оратор?

Что же изменилось в управлении государством в период правления Перикла?

Во время путешествия по Афинам мы оказываемся на площади, где собралось много людей (работа с иллюстрацией)

- Как вы думаете, для чего они собрались? Это жители не только Афин, но и близ лежащих деревень.

- Что делает человек, стоящий на ступеньках?

Это оратор (работа со словарем). Человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

Кто мог участвовать в Народном собрании?

Все граждане мужчины принимали участие в народном собрании, оказывая влияние на общественную жизнь города. При этом граждане должны быть земледельцами. Они могли жить в городе, заниматься ремёслами и торговлей, и тем не менее имели свой участок земли. Так же все граждане участвовали в ополчении, составляя вооружённую силу города.

Кого нет на картинке ребята. Женщин, они не участвовали в управлении Афинами. им запрещено. Запомните это! (Женщины, рабы, чужеземцы)

Как называли чужеземцев? (метеки)

В народном собрании Афин принимали участие все граждане, достигшие 20-летнего возраста. Все граждане на народном собрании имели равные права, независимо от своего состояния. Народное собрание созывалось раз в 9-10 дней. Оно избирало совет 500, который занимался каждодневным управлением Афин. Сроком на один год избирались и магистры – высшие должностные лица. Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны.

Раз в год народное афинское собрание принимало решение об остракизме т.е. об изгнании из Афин человека, угрожающего демократии. Обычно имя такого гражданина писалось на черепках. Если более половины народного собрания указывало одно имя, то этот человек изгонялся из Афин.

Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня?

(Возможность говорить, то что ты думаешь, участвовать в выборах в Государственную думу, президента России)

Мы с вами узнали что это собрание Демоса- Народное собрание. У них там такая чудесная погода, что их заставило собраться вместе? А как вы думаете, чем они занимаются?

Самостоятельная работа с учебником:

1.Прочитать текст учебника с.185

2.Ответить на вопрос:

Чем занималось народное собрание в Афинах?

Заполнение таблицы.

Функции народного собрания: 1.Выбирало стратега. 2.Принимало законы. 3.Объявляло войну. 4.Утверждало мирные договоры. 5.Распоряжалось казной.

В Афинах существовало много должностей по управлению полисом. Обычно одну и ту же должность - судьи или сборщика налогов - стремились занять несколько граждан, поэтому тянули жребий. Жребий (должность может занять недостойный)

Давайте с вами посмотрим как же проходили выборы в Афинах. Видео

Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием руки? С.186

В начале должности были бесплатными и их занимали только богачи.

Перикл, бывший стратегом, 15 лет провел реформу, и теперь за исполнение должности платили жалование. ежедневно платили деньги из государственной казны.

Скажите, что такое народное собрание?

Кто мог участвовать в народном собрание?

Перечислите функции народного собрания?

Вставьте, пропущенное слово в данное выражение: не имей сто рублей, а имей сто …

Однако у Перикла были враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстоять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду её взвесили и убедились в честности этого человека.

Именно во время Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады.

Что в Афинской демократии было положительным, а что - отрицательным ?

+ Власть простого народа

Плата деньгами за исполнение должностных обязанностей

Выборы стратега открытым голосованием (без жребия)

- Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

Жребий (должность может занять недостойный).

Женщины не участвовали в управлении Афинами

1.Как называли морских разбойников. (пираты)

2. Как называли чужеземцы в Афинах. (метеки)

3. Как называли человека умеющего красиво произносить речи. (оратор)

4.Как называли людей, которые имели право участвовать в выборах.(гражданин)

5. Как называется в Афинах изгнание человека, угрожающего демократии. (остракизм)

6.Как назывался в Афинах вид спорта, метатель диска.(дикобол)

А у нас ребята сейчас есть народное собрание? Или хотя бы что ни будь похожее современной России на народное собрание? Неет , даа… Хорошо внимание на экран.

Задание учащимся: найдите отличия: народное собрание в Афинах и Государственная дума в современной России

Афинское государство в V - IV вв. до н. э К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Государственное устройство Афин

1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос-ти, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

2. Народное собрание Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Совет пятисот Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или прита-нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

4. Органы исполнительной власти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Общественный строй Афин

1. Характеристика положения афинских граждан Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

· право на свободу и личную независимость от другого человека;

· право на земельный участок на полисной территории;

· право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

· право на ношение оружия и службу в ополчении;

· право на участие в делах государства;

· право на почитание и защиту отеческих богов;

· право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

· беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

· приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

· защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

· повиноваться законам и избранным властям;

· принимать активное участие в общественной жизни;

· почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

2. Положение метэков Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

· права приобретать недвижимость;

· права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

3. Рабство в Афинах Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.

Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Основные этапы развития Афинской демократии:

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Читайте также: