На каком соборе была осуждена ересь духоборчества

Обновлено: 02.07.2024

Причины и история возникновения иконоборческой ереси и ее преодоления на Седьмом Вселенском Соборе. Догмат Иконопочитания.

Иконопочитание в IV и V веках вошло во всеобщее употребление в христианской Церкви. По церковному учению, почитание икон должно состоять в почитании лица, изображенного на них. Такого рода почитание должно выражаться благоговением, поклонением и молитвою лицу, изображенному на иконе.

Но в VII веке к такому церковному учению стали примешиваться неправославные взгляды на иконопочитание, особенно у простого народа, который, вследствие недостаточности религиозного образования, по большей части придавал внешности и обрядности в религии главное значение. Смотря на иконы и молясь перед ними, люди необразованные забывали возноситься умом и сердцем от видимого к невидимому и даже мало-по-малу усвоили убеждение, что лица, изображаемые на иконах, не отделимы от икон. Отсюда легко развилось поклонение собственно иконам, а не лицам изображаемым, - развилось суеверие, граничащее с идолопоклонством. Естественно, что появились стремления уничтожить такое суеверие. Но, к несчастию Церкви, задачу уничтожить суеверие приняла на себя гражданская власть, отстранив духовную. Вместе с суеверным почитанием икон, гражданская власть, под влиянием также и политических соображений, стала уничтожать иконопочитание вообще и произвела, таким образом, ересь иконоборческую.

Первым гонителем иконопочинатия был император Лев Исаврианин (717 741), хороший полководец, издавший законы о сокращении рабства, о свободе поселян, но невежда в церковных делах. Он решил, что уничтожение почитания икон вернет империи утраченные ею области и что евреи и магометане сблизятся с христианством. Епископ Наколийский Константин научил его смотреть на иконопочитание как на идолослужение.

Императоры иконоборцы Лев III Исавр и его сын Константин V Копроним

Императоры иконоборцы Лев III Исавр и его сын Константин V Копроним

В той же мысли утверждал его Везер-сирианин, бывший магометанин, теперь придворный чиновник. Уничтожение икон император начал в 726 г., издав эдикт против поклонения им. Он приказал ставить их в церквях повыше, чтобы народ не лобызал их. Патриарх Константинопольский Герман восстал против такого распоряжения. Поддержал его знаменитый Иоанн Дамаскин, впоследствии монах обители св. Саввы в Палестине. Римский папа Григорий II одобрил и превозносил патриарха за его твердость в отстаивании иконопочитания. Он писал императору, что Рим отойдет из-под его власти, если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания. В 730 г. император велел воинам снять особенно почитаемую икону Христа Споручника, стоявшую над воротами его дворца. Напрасно толпа верующих мужчин и женщин умоляла не касаться образа. Чиновник взошел по лестнице и начал бить молотом по иконе. Тогда некоторые из присутствующих отняли лестницу и предали смерти упавшего чиновника. Войско разогнало народ, избило некоторых, а десять человек, признанных главными виновниками, после истязаний были казнены. Память их 9 августа. Изображение Спасителя на кресте было уничтожено и оставлен простой крест, потому что иконоборцы допускали крест, если на нем не было человеческих изображений.

9 Августа мучч. Иулианна, Маркиона, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия и Марии патрикии, жестоко пострадавших при императоре Льве Исаврианине за то, что сбросили с лестницы воина, который по приказанию царя хотел снять образ Спасителя, находившийся над вратами в Царьграде. Заключенные в темницу, они около 8 месяцев содержались в ней, ежедневно избивались 500 ударами. После этих тяжких и продолжительных мучений все святые мученики были усечены в 730 году. Тела их были погребены в Пелагиевых (местность в Царьграде) и через 139 лет обретены нетленными. Мученик Фотий в некоторых памятниках неверно называется Фокою.

  • Иконопочитание в Православии - митрополит Макарий Булгаков
  • Мир иконы - диакон Андрей Кураев
  • Иконоборческая ересь и Седьмой Вселенский Собор - Николай Тальберг
  • Иконоборческий спор - Михаил Поснов
  • Память Святых отцов VII Вселенского Собора - протоиерей Андрей Овчинников
  • VII Вселенский Собор: "трудности перевода" - Илья Шелехов
  • Первое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
  • Втрое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
  • Против лютеран - Слово о поклонении святым иконам - преподобный Максим Грек

Преподобный Иоанн Дамаскин, узнав о действиях царя Льва, написал для константинопольских граждан первое свое сочинение в защиту икон, начинающееся так: "Сознавая свое недостоинство, я, конечно, должен был бы хранить вечное молчание и довольствоваться исповеданием своих грехов пред Богом. Но, видя, что Церковь, основанная на камне, обуревается сильными волнами, я не считаю себя вправе молчать, потому что больше боюсь Бога, чем императора. Напротив, это-то меня и возбуждает: потому что пример государей может и подданных заразить. Мало людей, которые отвергают их несправедливые указы и думают, что и цари земные состоят под властью Царя небесного, Которого законам должны повиноваться". Затем, сказав, что церковь не может погрешать и подозреваться в идолослужении, подробно рассуждает об иконах, выражаясь между прочим: "Я дерзаю делать изображение Бога невидимого не так, как Он существует в невидимости, но как Он открывался нам", и изъясняет места Ветхого Завета, значение слов "изображение" и "поклонение", приводит места святых Отцов (Дионисия, Григория Нисскаго, Василия Великого и др.), и в заключение говорит, что "поставлять определения о делах веры могут только вселенские соборы, а не цари". Это написано еще до низложения Германа, а потом написаны еще два сочинения о том же предмете. На возражение, что народ боготворит иконы, Иоанн отвечает: "Нужно учить безграмотный народ".

На Цикладских островах вспыхнуло восстание, подавленное Львом. За отказ "вселенского учителя" (священника, наблюдавшего за ходом учебного дела в империи, имевшего 12 или 16 помощников) письменно объявить, со своими сотрудниками, иконопочитание идолослужением, император приказал сжечь их вместе со зданием, где помещалась и государственная библиотека, основанная императором Константином Великим.

В 730 г. последовал эдикт, по которому повелевалось вынести из храмов все иконы. Патриарх Герман, отказавшийся выполнять это распоряжение, был в 733 г. низложен императором, а на его место поставлен Анастасий, подчинившийся приказанию Льва. Иконы были вынесены; епископы, противившиеся этому, низложены.

Но иконы можно было удалить из храмов только в пределах Византийской империи. В Сирии, которая находилась под властью аравитян, и в Риме, который почти совсем не признавал над собою власти византийского императора, Лев не мог заставить выполнить свой эдикт. Восточные церкви, находившиеся под властью аравитян, прекратили общение с греческой церковью, а Иоанн Дамаскин написал еще два послания против иконоборцев. Также и папа Григорий III (731-741 г.), стоявший, подобно своему предшественнику, на стороне иконопочитателей, восстал против императорского эдикта. В 732 году он созвал в Риме собор, на котором предал проклятию иконоборцев. Лев захотел наказать папу, отправил было в Италию флот, но так как последний был разбит бурей, то ограничился только тем, что отнял у папы Иллирийский округ, присоединив его к константинопольскому патриархату. В 741 г. Лев Исаврианин умер, достигнув только того, что иконы были выведены из церковного употребления; вывести же их из домашнего употребления он не мог при всей своей жесткости.

После смерти Льва иконопочитание на некоторое время было восстановлено. Зять Льва, Артабазд, при помощи иконопочитателей занял императорский престол, помимо сына и наследника Льва Константина Копронима (назывался Копронимом или Каваллином за любовь к лошадям). Иконы опять появились в храмах, и опять началось открытое иконопочитание. Но в 743 г. Константин Копроним свергнул с престола Артабазда, и, подобно своему отцу, начал преследовать иконопочитание, только еще с большей настойчивостью и жестокостью. Копроним хотел торжественно, с соблюдением законности, уничтожить иконопочитание как ересь и для этого в 754 г. созвал в Константинополе собор, который назвал вселенским. На соборе было 338 епископов, но не было ни одного патриарха. Здесь положено было, что иконопочитание есть идолопоклонство, что единственный образ Христа Спасителя - это Евхаристия и тому подобное. В доказательство собор приводил места из св. Писания, толкуя их односторонне и неправильно, а также из древних отцов или подложные, или искаженные, или с неправильным толкованием. В заключение собор предал анафеме всех защитников иконопочитания и иконопочитателей, особенно Иоанна Дамаскина, и постановил, что кто после этого будет сохранять иконы и почитать их, тот, - если духовное лицо, - подвергается извержению из сана, если мирянин или монах - отлучается от общения церковного и подвергается наказанию по императорским законам. Все епископы согласились на соборные определения - одни по убеждению, другие - и большая часть - по страху перед императором. На соборе же, на место умершего перед тем иконоборческого патриарха Анасия, поставлен был патриархом Константинопольским епископ Константин из Фригии, заявивший себя особенной враждой к иконопочитанию. Определения собора приводились в исполнение с необыкновенной жесткостью. Преследования распространялись даже на домашнее иконопочитание. Только в тайных, недоступных полиции местах, православные могли сохранять иконы. Не останавливаясь на иконопочитании, Копроним пошел дальше; он хотел уничтожить почитание святых и их мощей, монашескую жизнь, считая все это суеверием. Поэтому, по его приказанию, мощи святых или сжигались, или сбрасывались в море; монастыри были обращены в казармы или конюшни, монахи изгнаны, а некоторые из них, открыто порицавшие действия императора и защищавшие иконопочитание, были преданы мучительной смерти. Воля императора была исполнена везде, кроме Рима. В то время как Константин Коприним осуждал на своем вселеником соборе иконопочитание, папа приводил в исполнение план касательно отделения Рима от Византийской империи. Равеннским экзархатом, принадлежавшим Греческой империи, завладели лангобарды (752 г.). Папа Стефан III пригласил на помощь франкскаго короля Пипина, который прогнал лангобардов, а отнятые у них земли подарил апостольскому престолу, т.е. папе (755 г.). Греческая власть в Италии после этого кончилась. Стефан, сделавшись независимым, не стесняясь, мог отвергнуть все постановления иконоборческого собора 754 г.

"Константин Копроним умер в 755 г. Ему наследовал сын его Лев Хазар (775-780 гг.), воспитанный в иконоборческом духе. Он, по завещанию отца, должен был действовать против иконопочитания. Но Лев был человек слабохарактерный; на него имела большое влияние его жена Ирина, тайно поддерживавшая иконопочитание. Под ее покровительством, изгнанные монахи опять стали появляться в городах и даже в самом Константиполе, епископские кафедры стали замещаться тайными приверженцами иконопочитания и т.п. Только в 780 г., в связи с найденными в спальне Ирины иконами, Лев начал было крутыми мерами подавлять пробуждашееся иконопочитание, но в том же году умер. По малолетству его сына Константина Порфирородного (780-802 г.), управление государством взяла в свои руки Ирина.

Теперь она решительно объявила себя защитницей иконопочитания. Монахи беспрепятственно заняли свои монастыри, появлялись на улицах, и пробуждали в народе угасшую любовь к иконам. Мощи мученицы Евфимии, брошенные в море при Константине Копрониме, были вынуты из воды, и им начали воздавать должное почитание. Патриарх Константинопольский Павел, бывший в числе врагов иконопочитания, при таком обороте дела счел себя вынужденным оставить кафедру и удалиться в монастырь. Вместо него, по желанию Ирины, поставлен был один светский человек, Тарасий, приверженец иконопочитания. Тарасий принимал патриарший престол с тем, чтобы было восстановлено общение с церквами Римскою и восточными, прекратившееся во времена иконоборческие и чтобы созван был новый вселенский собор для утверждения иконопочитания. Действительно, с согласия Ирины, он писал папе Адриану I о предполагаемом восстановлении иконопочитания и приглашал к участию во вселенском соборе. Восточным патриархам также были отправлены приглашения.

В 786 г., наконец, в Константинополе был открыт собор. Папа прислал легатов; от лица восточных патриархов прибыли в качестве представителей два монаха. На собор собралось также много греческих епископов. Но собор в этом году не состоялся. Большинство епископов было против иконопочитания. Они начали составлять тайные собрания и рассуждать в духе иконоборческом. К тому же, императорские телохранители, состоявшие из старых солдат Константина Копронима, не хотели допустить восстановления иконопочитания. На одном заседании собора иконоборческие епископы подняли шум, а телохранители между тем неистовствовали во дворе здания, где проходил собор. Тарасий вынужден был закрыть собор.

В следующем 787 г., когда Ирина заблаговременно уволила от службы иконоборческие войска, собор спокойно был открыт в Никее. Это был второй Никейский, седьмой Вселенский собор. Собралось 367 отцов. Хотя и тут были иконоборческие епископы, но их было меньше православных. Всех заседаний собора было восемь. Прежде всего, Тарасий, как председатель, произнес свою речь в пользу иконопочитания, затем Ирина прочитала такую же речь. Православные епископы согласились с той и другой. Иконоборческим же епископам Тарасий предложил, - если они покаются и примут иконопочитание, то будут оставлены в архиерейском сане.

VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II, 976-1025 года

VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II, 985 год

Вследствие такого предложения и иконоборческие епископы согласились признать иконопочитание и подписали отречение от иконоборства. Далее, читали послание папы Адриана об иконопочитании, приводили доказательства в пользу иконопочитания из св. Писания, св. Предания и писаний отцов Церкви, разобрали действия иконоборческого собора 754 г. и нашли его еретическим.

Наконец, предав анафеме всех иконоборцев, отцы седьмого Вселенского собора составили вероопределение, в котором, между прочим, сказано: "храним ненововводно все, писанием и без писания установленные для нас церковные предания, из которых одно касается иконного живописания… определяем:

"Подобно изображению честнаго и животворящего креста, полагать во святых Божиих церквях, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святые иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Непорочныя Владычицы нашей святой Богородицы, также и честных Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Ибо, когда через изображение на иконах лики Спасителя, Богородицы и др. бывают видимы, то взирающие на них побуждаются к воспоминанию и люблению первообразов их, и чествованию их лобызанием и почитательным поклонением не собственным, по вере нашей богопоклонением, которое приличествует единому Божескому естеству, но почитанием, воздаваемым изображению честнаго и животворящего креста и святому евангелию и прочим святыням".

Седьмой Вселенский Собор. Икона

Седьмой Вселенский Собор. Икона

Кроме того, собор постановил, чтобы все сочинения, написанные еретиками против иконопочитания, были представлены константинопольскому патриарху, а скрывающим такие сочинения назначались - духовным лицам извержение из сана, мирянам - отлучение от Церкви. - Заседания собора в Никее окончились. Восьмое и последнее заседание было в Константинополе, в присутствии Ирины. Здесь определения собора были торжественно прочитаны и утверждены императрицей. Согласно определению собора, иконопочитание было восстановлено во всех церквах.

Статья принадлежит новомученику о. Даниилу Сысоеву. Актуальность ее нисколько не изменилась, поэтому выкладываю во славу Божию, для утверждения Православной веры и в светлую память об отце Данииле, которому по праву принадлежит похвала за чистоту Церковного учения и нижайший поклон за труды.

Пятый Вселенский собор и новый оригенизм

1 мая 553 года в священном города Константина начался Пятый Вселенский Собор, ставший с самого начала камнем преткновения для всех неутвержденных в Истине. На этом великом явлении Духа Истины Церковь навеки поставила преграду всем попыткам пересмотра Евангелия в угоду гуманистическим предрассудкам и соблазнам подменить здравую трезвенность и мужество Христово сладкой водичкой "розового христианства". Поводом к созыву Собора было послание императора Юстиниана о "Трех главах", где рассматривались рационалистические заблуждения Феодора Мопсуэстийского и еретические сочинения Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Отцы Собора поддержали императора и отвергли это нечестие, возрождавшее несторианство в его наихудшей разновидности. Феодор был осужден посмертно за то, что он не признавал во Христе соединения двух природ в единой Ипостаси, но учил что две отдельные Личности Бога Сына и Человека Иисуса соединились лишь по благодати и силе и достоинству, причем человеческая природа у Господа была будто бы подвержена греховным страстями вожделениям, которые Он в Себе постепенно побеждал (к несчастью это заблуждение недавно вновь стало пропагандироваться одним русским богословом).

Также Собор осудил этого епископа за его нечестивые толкования Библии, которую он понимал в грубо буквальном смысле и при экзегезе которой он использовал критический метод (и они, к сожалению, теперь опять проповедуются в некоторых "православных" изданиях). Например, он учил ,что 15, 21 и 68 не относятся ко Христу, что нельзя относить все пророчества к Господу Иисусу, а лишь к иудеям, что Бог специально допустил людям узнать грех и Сам ввел в мир смерть (как этому учат и сейчас "христиане-эволюционисты"), что после конца мира Творец восстановит все творение, включая и грешников, и демонов в первозданное блаженное состояние. Он осуждал книгу Иова и учил будто в Песни Песней сказано о плотской любви между Соломоном и его любовницей, а также дерзнул поставить Владыку Христа в один ряд с Платоном, Манихеем, Эпикуром и Маркионом. Выслушав все эти богохульства Собор единогласно возгласил анафему Феодору, всем его мнениям и книгам и всем, кто защищает их.

Это, конечно, относится и к тому иеромонаху, который в своей работе о преп.Исааке Сирине, приписывает этому святому сочинения проклинающие всех, осуждающих Феодора, т.е.и отцов Пятого Собора.(4.стр.37). Очевидно, что такой священнослужитель, считающий православными такие взгляды, какие исповедывал мнимый Исаак ,сам анафематствовал себя, тем более, что Феодор и Диодор для него отцы и учителя Церкви, а лже-"Исаак жил в гармонии с Церковью, сочетая полную свободу и самостоятельность мысли с верностью церковной традиции"(4.стр.38). Не удивительно, что после такого заявления иером. Иларион принимает как вполне правильные такие выражения ,как"мы веруем, что все, что относится к Нему (Человеку Иисусу), поднято до Того (Бога Сына), Кто принимает это на Себя, возжелав, чтобы Он (Человек Иисус) участвовал в этой славе".(4.стр.60)-Это чистейшее несторианство не вызывает никаких вопросов у пресвитера!

Затем Отцы Собора применяя древнее правило "Ненавидь грех, но люби грешника" отделили дало Феодорита Кирского и Ивы Эдесского от их сочинений. Они были посмертно оправданы (ибо на Халкидонском Соборе они отреклись от заблуждений), но сочинения Феодорита против святого Кирилла и послание Ивы к Мареперсу были анафематствованы,как и все ,кто защищает их. И наконец, исповедав православное учение об распятом Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге и Господе славы, Едином по Ипостаси и поклоняемом единым поклонением в двух природах, Собор изрек: "Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Маке дония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и ОРИГЕНА, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святой кафолической и апостольской Церковью и святыми четырьмя помянутыми (Вселенскими) Соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема". Так Отцы Собора подтвердили осуждение Оригена произошедшее в 543 году на Поместном Константинопольском Соборе. Этот Собор принял предложенные святым императором Юстинианом 10 анафематствований против этого еретика.

"1.Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, а затем обратились к худшему и чрез это охладели в любви к Богу, отчего и называются духами и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема.

2.Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения его от Девы,- да будет анафема.

3.Кто говорит или думает, что сначала во чреве святой Девы образовалось тело Господа нашего Иисуса Христа и за тем с ним соединился Бог Слово и душа существовавшая уже прежде, - да будет анафема.

4.Кто говорит или думает, что Слово Божие уподоблялось всем небесным чинам, было для херувимов херувимом, для серафимов серафимом, и уподоблялось всем вообще высшим силам, - да будет анафема.

5.Кто говорит или думает,что тела человеческие в воскресении восстанут шарообразными, а не исповедуют, что мы восстанем в правильном виде, - да будет анафема.

6.Кто говорит, что небо, солнце, луна, звезды, воды, которые выше небес, суть существа одушевленные и некоторые разумно-вещественные силы, - да будет анафема.

7.Кто говорит или думает, что Господь Иисус распнется в будущем веке за демонов, как и за людей, - да будет анафема.

8.Кто говорит или думает, что могущество Бога ограниченно, или что Он создал столько, сколько мог обнять, - да будет анафема.

9.Кто говорит или думает, что НАКАЗАНИЕ ДЕМОНОВ И НЕЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ ВРЕМЕННО И ЧТО ПОСЛЕ НЕКОТОРОГО ВРЕМЕНИ ОНО БУДЕТ ИМЕТЬ КОНЕЦ,ИЛИ ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОНОВ И НЕ ЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ,-ДА БУДЕТ АНАФЕМА. (Заметим, что св.Юстиниан и с ним Отцы Собора четко различали теорию всеобщего спасения и ересь всеобщего восстановления, и равным образом осудили и то, и другое заблуждение. Это необходимо особенно добавлять т.к. модернисты, например, иеромонах Иларион (Алфеев) утверждают, что осуждены только оригеновские мысли о апокатастасисе, а не вообще мысль о всеобщем спасении (см.4.стр.304-309).-Д.Д.)

10.Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым ,непотребным и преступным учением, и ВСЯКОМ, КТО ДЕРЖИТСЯ ЭТИХ МЫСЛЕЙ, ИЛИ ЗАЩИЩАЕТ ИХ,ИЛИ КАКИМ-ЛИБО ОБРАЗОМ КОГДА-ЛИБО ОСМЕЛИТСЯ ПОВТОРЯТЬ ИХ."(1.стр.536-537).

На этом сохранившиеся до нашего времени акты (а они дошли только в латинском переводе) заканчиваются .Однако предание Церкви связывает с деятельностью этого Вселенского Собора не только подтверждение, но и собственно осуждение еще трех ересиархов - Оригена, Евагрия и Дидима. Вот как пишет об этом событии Евагрий Схоластик в своей "Церковной Истории"(цит.по3.стр.187-188):"Потом (т.е.после решения вопроса о "трех главах"), когда монахи - Евлогий, Конон, Киприан и Панкратий подали (императору) письменное донесение против учения Оригена, называемого Адамантовым, и против последователей его нечестия и заблуждения, Юстиниан спросил у отцов Собора и об этом, предоставив им копию с того донесения и свое послание к Вигилию (Римскому папе) о том же предмете. Из всего этого можно было уразуметь, что чистоту апостольских догматов Ориген старался наполнить эллинскими и манихейскими плевелами.

Посему, вслед за восклицаниями в укоризну Оригену и его вымыслам, на Соборе составлен был Юстиниану доклад ,которого иные места изложены так:"имея душу, причастную горнего благородства, христианнейший император. ",и после нескольких выражений:"итак избегли мы, избегли этого; ибо не признали гласа чуждых ,но такого человека (Оригена),как татя и разбойника, связавши узами анафемы, извергли вне священной ограды".Потом немного ниже:"силу наших деяний вы узнаете из чтения их". К этому присовокупили и все главы, которые обыкновенно защищаемы были почитателями Оригенова учения, и из которых явствовало, в чем они соглашались (с православными), и в чем разногласили и многообразно заблуждались.

Между этими главами пятая принадлежала к числу осуждаемых даже от некоторых частных лиц так называемой Новой Лавры; она содержала в себе следующее:"Феодор Аскида Каппадокийский сказал, что если апостолы и мученики чудодействуют и пользуются столь великой честью, то, предположив, что при воскресениии они не будут равны Христу, каково будет воскресение их?"С великим тщанием избрали они и выставили на вид много и других богохульств Дидима, Евагрия и Феодора."

Чтобы уяснить себе, было ли это так ,как всегда думала Церковь или же как мыслят современные "нью-теологи" обратимся к позднейшим свидетельствам обладающим для нас крупнейшим авторитетом. Для начала должно процитировать слова общительного послания, отправленного св.Софронием Иерусалимским в 634 году главам автокефальных Церквей. Оно было ободрено VI Вселенским Собором как вполне православное. "Кроме этих великих и вселенских и всесвященных четырех равночестных собраний святых и блаженных отцов ,принимаю еще и другой ,сверх этих и после сих состоявшийся ,пятый святой и вселенский собор6бывший также в этом царствующем городе во время Юстинианова управления скиптромс римской империи, а также принимаю и все определения его. Он собран был для утверждения знаменитого собора халкидонского. Он уничтожает и исторгает в погибель прежде всего безумного Оригена и все его напыщенные бредни, а также и вымыслы, полные нечестием всякого рода; вместе с ним и учение Евагрия и Дидима и все языческие и чудовищные и совершенно баснословные пустословия."(2.стр.157).

Таким образом святитель Софроний также как и все последующие церковные историки, убежден, что Пятый Собор осудил оригенизм. Надо заметить, что он больше чем кто-либо иной был компетентен в этом вопросе, ибо оригенизм в шестом веке возник и расцвел пышным цветом именно в Палестине, так, что еретики смогли даже возвести на некоторое время своего патриарха на Иерусалимскую кафедру. Очевидно, что именно в архивах Иерусалимской Церкви должны были в первую очередь содержать документы по осуждению этой ереси. Хотелось бы привести еще несколько выдержек из этого великого догматического документа, принятого святой Церковью за основу при выработке определения Шестого вселенского Собора, по интересующей нас теме.

"Хотя души человеческие, - пишет святитель, - благодатью Божией и освободились от смерти, естественным образом преследующей все в созданной природе, однако ж ради этого мы не будем предполагать, что они существовали прежде тел, и не будем думать, будто они до появления и до основания этого видимого мира жили какой-то вечной жизнью, не будем говорить, что они обладали жизнью небесной, живя жизнью бестелесной и бесплотной и вечной на небе, некогда не существовавшем, как желал бы этого заблуждавшийся Ориген и сообщники и единомышленники его, Дидим и Евагрий, и остальное полчище их, выдумывающее басни. Они не только это проповедуют ошибочно, увлекаясь языческими учениями и оскверняя высокое происхождение христианское, но даже безумно отвергают воскресение этих тел, которыми мы ныне облечены, и бестолково болтают многое множество того, что достойно нечестивого баснословия их.

Не только в этом они, безумные, обманываются и сбиваются с прямого пути (это было бы, как и при измышлении зол, нечестие сносное), но и многое другое говорят противно апостольскому и отеческому преданию: отвергают НАСАЖДЕНИЕ РАЯ, НЕ ХОТЯТ ДОПУСТИТЬ, ЧТО АДАМ БЫЛ СОЗДАН ВО ПЛОТИ, ПОРИЦАЮТ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗ НЕГО ЕВЫ, ОТРИЦАЮТ ГОЛОС ЗМЕЯ (точно также, как современные христиане – эволюционисты - Д.Д.), не допускают, чтобы таким образом Богом установлено было стройное распределение небесных тел, а фантазируют, будто оно произошло вследствие первоначального осуждения и превращения. Они безбожно и вместе баснословно бредят, будто бы в единичности умов произошло все разумное, охуждают создание превышенебесных вод, хотят ХОТЯТ,ЧТОБЫ БЫЛ КОНЕЦ НАКАЗАНИЮ, допускают совершенное повреждение всего чувственного, говорят о восстановлении всех разумных существ (как видим святой Софроний различает эти два аспекта одной ереси и не дает основания надеяться на создание какой-то православной картины мира признающей конечность мучений-Д.Д.): ангелов, людей, демонов, и опять сливают разные свойства их в мифическую единичность.

Мы же, будучи напоены разумным молоком правой и непорочной и разумной веры и вкусивши благого Божия глагола, отвергая все темные учения их, и будучи свободны от всех бессвязных пустословий их, и идя по стопам отцов своих, говорим и об окончании настоящего мира, и веруем, что после настоящей жизни будет вечно продолжаться та другая жизнь, а также принимаем и нескончаемое наказание. Первая (вечная жизнь) будет вечно доставлять радость творившим прекрасные дела, а последнее (наказание) будет непрестанно удручать и непременно мучить тех, которые здесь были приверженцами зла и не хотели покаяться до отбытия и отшествия от сюда. Ибо червь их не умирает, говорит Христос-Судья и Истина, и огнь их не угасает (Мк.9,46)".(2.стр.155-156).

Последующие Вселенские соборы подтвердили осуждение наложенное на сторонников лжеучений Оригена, Дидима и Евагрия. Так VI Вселенский собор (680 г.) в своем догматическом определении (оросе) засвидетельствовал свое согласие с кафолической верой такими словами: "наш святой и вселенский собор, отвергнув заблуждение нечестия от прежних времен доселе, и неуклонно следуя по прямому пути святых и славных отцов, во всем благочестиво присоединился к голосу пяти славных и вселенских соборов, именно - . пятого святого собора, собранного здесь (в Константинополе) против Феодора мопсуэстийского, Оригена, Дидима и Евагрия, против сочинений Феодорита, написанных в опровержение двенадцати глав достохвального Кирилла и против так называемого послания Ивы к Маре персу, - возобновив без всяких нововведений определения благочестия и отверг самоизмышленные догматы нечестия". (2.стр.219).

Проходивший вскоре после этого (в 692 г.) Трулльский собор, вошедший в историю под названием Пято-Шестого Собора, дополнил деяния прошедших двух Вселенских Соборов 102 каноническими правилами. Они вошли в корпус канонического права нашей Церкви и были утверждены следующим VII Вселенским Собором. Первое правило этого Собора имееет отношение к нашей теме. В нем перечисляются деяния всех предыдущих Вселенских соборов и опредяется наказание всем, кто преступает их постановления.

Блаженные Отцы постановляют:"признаем и научаем преемников признавать как-бы произнесенными от Духа благочестивые изречения160 богоносных отцов, собиравшихся в сем царствующем городе при благочестивой памяти Юстиниане, бывшем нашем императоре, которые соборно анафематствовали и отреклись Феодора Мопсуэстийского, учителя Несториева, Оригена, Дидима и Евагрия, воспроизводивших языческие басни и снова повторявших нам в бреду ума и в сонных видениях переходы и превращения некоторых тел и душ, и нечестиво восстававших против воскресения мертвых, также сочинения Феодорита против правой веры и двенадцати глав блаженного Кирилла и так называемое послание Ивы. Отвергаем и анафематствуем всех, кого они отвергали и анафематствовали, как врагов истины, тщетно воздымавшихся против Бога и замышлявших неправду против Всевышнего. Если же кто-нибудь не содержит и принимает упомянутых выше догматов благочестия, и не мыслит и не проповедует так, но старается идти против них, тот да будет анафема, согласно уже прежде изложенному определению упомянутых выше святых и блаженных отцов, и да будет исключен и извержен из списка христиан как чужой"(2.стр.273-274).

Это правило должно помнить всех православным христианам, особенно ученым, среди которых сейчас распространена тенденция оправдывать уже осужденных Соборами еретиков. Например, многие современные богословы склонны считать ,что Ориген и Евагрий осуждены напрасно, что нельзя следовать только тем их лжеуениям, которые непопулярны в наше время (например, учение о развоплощении и разрушении материального мира), а те которые льстят ленивым (лжеучение о всеобщем спасении),-можно популяризовать прикрываясь теорией теологумена, которым можно замаскировать любую ересь. Однако, все они по строгому смылу этого канона подвергают себя анафеме. Последний вселенский Собор проходивший в Никее (в 787 г.) также осудил ересь Оригена в своем оросе. -"анафематствуем бредни Оригена, Евагрия и Дидима, как сделал это пятый (вселенский) собор, бывший в Константинополе".(2.стр.590)

Так что всякий, кто берется защищать оригенизм в любой его форме (или учение о предсуществовании душ, или теорию всеобщего спасения) - спорит с святыми и блаженными Отцами ТРЕХ Вселенских Соборов и подпадает под правило Трулльского собора.

В завершение необходимо заметить, что защитники столь популярной ныне теории всеобщего спасения, утверждающие, что может существовать не оригенистский вариант этой ереси как терпимый теологумен, заблуждаются. Еще в 1088 году Поместный собор в Константинополе анафематствовал Иоанна Итала и всех его настоящих и будущих последователей-гуманистов такими словами: "Всем, которые принимают и преподают другим ложные и языческие мнения, будто есть предсуществование душ и будто все сотворенное произошло не из ничего; также будто мучению грешников в будущей жизни будет конец и будто творению и человечеству предстоит вообще восстановление; и таким образом Царство небесное представляют разрушимым и преходящим, тогда как Сам Иисус Христос и Бог наш предал нам учение, что оно вечно и нерушимо, и мы на основании всего Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета веруем, что муки будут нескончаемы и царство небесное вечно; тем, которые таковыми своими мнениями и себя самих погубляют, и других творят общниками вечного осуждения: анафема"(5.стр.140-141).

Вера в тысячелетнее царство праведников со Христом в первые века христианства не была общим догматическим положением, однако волновала ума и сердца верующих, часто вызывая неприятие многих отцов и церковных писателей. Постепенно это учение было отвергнуто как несоответствующее истине. Широко распространено мнение о том, что хилиазм был осужден на II Вселенском соборе в Константинополе, но так ли это? Истоки этого мнения и его соответствие действительности проследил аспирант второго года обучения Дмитрий Степаненков.

Хилиазм (вера в тысячелетнее царство праведников со Христом) никогда в первые века христианства не был общим догматическим положением, однако волновал ума и сердца верующих, укреплял их в период гонений, и, одновременно, вызывал неприятие и открытую полемику многих отцов и церковных писателей. Многочисленные трактаты, направленные на прекращение влияния этих идей на верующих, сделали своё дело: постепенно учение о тысячелетнем царстве Христа на земле ушло в разряд маргинальных мистических верований. Лишь единицы следовали ему и исповедовали веру в него.

Кроме свидетельства митрополита Макария (Булгакова) больше нет свидетельств об осуждении хилиазма Вселенскими Соборами. Попробуем разобраться, на основании чего митрополит утверждает, что хилиазм был осужден на Втором Вселенском Соборе.

Аполлинария и его учение осудил не только II Вселенский Собор, были и другие соборы, собиравшиеся для решения этого вопроса, например, Александрийский собор 255 г. Последующие соборы также упоминали об осуждении еретического учения Аполлинария. Например, VI Вселенский Собор ссылается на II Вселенский Собор, как на осудивший Аполлинария; Халкидонский IV Собор также упоминал об этом соборном акте. Послание Константинопольского собора 382 г. к папе Дамасу и Римскому собору также содержит упоминания о соборном осуждении Аполлинария. В 382 г. Римский собор при папе Дамасе осудил ученика Аполлинария – Тимофея и проповедуемое им учение, идущее от упомянутого ересиарха. От того же собора остался письменный памятник, свидетельствующий об осуждении: послание папы Дамаса к епископу Павлину [11] .

Архиепископ Аверкий (Таушев), изучая историю Второго Вселенского Собора, также разбирает догматическое учение Аполлинария, но не упоминает хилиазм [15] .

Также мы знаем, что Аполлинарий написал в двух книгах ответ на труд святого Дионисия Великого, в котором последний изобличал хилиастические чаяния. Блаженный Иероним замечает, что многие христиане следуют мнениям, изложенным Аполлинарием в этих книгах [20] .

Несмотря на такое положение дел, нельзя забывать о том, что многие святые отцы в своих трудах осуждали и осудили хилиазм, как в чувственном его виде, так и в духовном. Чувственные представления о хилиазме происходили из иудейских источников и включали в себя мечты о земных благах в Царстве Божием: обрезание, брак, рождение детей, изобилие земных плодов – нечто подобное мусульманскому раю. Духовный хилиазм не имеет плотской направленности, он предполагает радость от общения со Христом в Царстве Его – это лишь преддверие наслаждения Царством Божиим на небе.

Хотелось бы в завершение привести слова авторитетных учителей Церкви о ложности хилиазма.

Как мы видим, несмотря на то, что хилиазм не был осуждён на II Вселенском Соборе, как это утверждает митрополит Макарий (Булгаков), авторитетные отцы и учителя Церкви не принимали его ни под каким видом: ни чувственный, ни духовный. Они отрицали существование самого такого тысячелетнего периода между воскресением мертвых и Страшным судом, в который могли быть возможны не только иудейские жертвоприношения, но даже духовные наслаждения. Учение о тысячелетнем царстве Христа на земле было популярно в первые века христианства, но постепенно исчезло из умов верующих без соборных определений об осуждении его как ереси.

Источники и использованная литература.

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2008.

2. Аверкий (Таушев), архиеп. Семь Вселенских соборов. М.-СПб., 1996.

3. Асмус В., прот. Вселенский II Собор // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005.

4. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских соборов. М.: Поколение, 2007.

5. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. IV. История Церкви в период Вселенских соборов. III. История Богословской мысли // посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. Петроград: Третья Государственная типография, 1918.

7. Григорий Богослов, свт. Послание 4. К Кледонию против Аполлинария, второе // Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994.

8. Григорий Богослов, свт. Творения. Т. II. СПб., 1912.

1. Деяния Вселенских соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 1. Казань: Центральная Типография, 1910. Изд. 3.

2. Епифаний Кипрский, свт. Панарий // Творения. Ч. 5. М., 1882.

3. Ефрем Сирин, прп. О покаянии // Творения. Т. 3. Б.М., 1994.

4. Иероним Стридонский, блаж. Толкование на пророка Исайю // Творения. Ч. 9. Киев, 1883.

5. Иоанн (Митропольский), еп., Лебедев А.П. История Вселенских Соборов. М., 1871. Вып. 1.

6. Краткая история собора Константинопольского первого, Вселенского второго // Христианское чтение, 1846. III.

7. Лебедев А.П. Вселенские Соборы IV и V веков: обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. М., 1897.

8. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. Изд. 4. СПб., 1883.

9. Робертсон Джеймс. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней // пер. с англ. А.П. Лопухина. Т. 1: от апостольского века до разделения Церквей. СПб., 1890.

10. Спасский А.А. Аполлинарий Лаодикийский. Историческая судьба сочинений Аполлинария с кратким очерком его жизни. Сергиев Посад, 1895.

11. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. Изд. 2.

12. Успенский Ф.И. История Византийской Империи. Т. 1. СПб.: изд-е Брокгауз-Ефрон., б.г.

13. Фокин А.Р. Блаженный Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. М., 2010.

[1] Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. Изд. 4. СПб., 1883. С. 646-647.

[2] Текст, изданный дореволюционным шрифтом, мы приводим в русском шрифте с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.

[3] Деяния Вселенских соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 1. Казань: Центральная Типография, 1910. Изд. 3. С. 116.

[5] Лебедев А.П. Вселенские Соборы IV и V веков: обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. М., 1897. С. 116.

[6] Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских соборов. М.: Поколение, 2007. С. 160.

[7] Асмус В., прот. Вселенский II Собор // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 584.

[9] Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. Изд. 2. С. 612.

[10] Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. Изд. 4. СПб., 1883. С. 647.

[11] Спасский А.А. Аполлинарий Лаодикийский. Историческая судьба сочинений Аполлинария с кратким очерком его жизни. Сергиев Посад, 1895. С. 85-87.

[12] Иоанн (Митропольский), еп., Лебедев А.П. История Вселенских Соборов. М., 1871. Вып. 1. С. 110-111.

[13] Успенский Ф.И. История Византийской Империи. Т. 1. СПб.: изд-е Брокгауз-Ефрон., б.г.

[14] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. IV. История Церкви в период Вселенских соборов. III. История Богословской мысли. // посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. Петроград: Третья Государственная типография, 1918. С. 134-148.

[15] Аверкий (Таушев), архиеп. Семь Вселенских соборов. М.-СПб., 1996. С. 17-21.

[16] Робертсон Джеймс. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней // пер. с англ. А.П. Лопухина. Т. 1: от апостольского века до разделения Церквей. СПб., 1890. С. 249-251.

[17] Краткая история собора Константинопольского первого, Вселенского второго // Христианское чтение, 1846. III. C. 442.

[18] Деяния Вселенских соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 1. Казань: Центральная Типография, 1910. Изд. 3. С. 116.

[19] Епифаний Кипрский, свт . Панарий // Творения. Ч. 5. М., 1882. С. 232.

[20] Иероним Стридонский, блаж. Толкование на пророка Исайю // Творения. Ч. 9. Киев, 1883. С. 183.

[21] Григорий Богослов, свт. Послание 4. К Кледонию против Аполлинария, второе // Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 17.

[22] Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. Изд. 4. СПб., 1883. С. 644.

[23] Ефрем Сирин, прп. О покаянии // Творения. Т. 3. Б.М., 1994. С. 190-191.

[24] Григорий Богослов, свт. Творения. Т. II. СПб., 1912. С. 407.

[25] Цит. по: // Фокин А.Р. Блаженный Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. М., 2010. С. 124.


1 чел. помогло.

Утверждение православия на Востоке

Вскоре само арианство разделилось на две партии: строгих ариан и полуариан, которые (партии) еще обозначились на Никейском соборе. Православные учили, что Сын Божий единосущен Отцу (омоусиос), полуариане утверждали, что Сын Божий подобосущен Отцу (омиусиос)), а ариане доказывали, что Сын Божий не единосущен и подобосущен Отцу (омиусиос) и назывались поэтому аномеями (последних возглавил впоследствии еп.Евномий).

Имп. Констанций принадлежал к партии полуариан и поэтому преследовал православных.

В 357 г. св. Афанасий опять был осужден, и борьба в государстве и в Церкви по поводу ереси Ария продолжалась. В 361 г. императором стал Юлиан Отступник, который предоставил свободу всем христианским партиям, надеясь, что они друг друга уничтожат и христианство исчезнет. Афанасий снова занял свою кафедру, но ненадолго, т.к. Юлиан заметил его влияние и значение в церковных вопросах и приказал сослать его.

Окончательно утвердился на Александрийской кафедре Афанасий в 367 г. при Валенте и управлял своей кафедрой до самой своей смерти, которая наступила в 373 г. Престарелому Афанасию трудно было уже бороться за православие, и его сменил в этом деле св. Василий Великий, избранный в 370 г. епископом Кесарийским. Совместно с Григорием Богословом и Григорием Нисским, своим братом, Василий Великий выступил на защиту православия. Большинство епископов Востока были ариане или полуариане, православных было немного. Западные же епископы считали всех восточных епископов арианами. Василий Великий решил восстановить общение православных епископов Востока с западными епископами и обратился с этим вопросом к Римскому епископу. Папа Дамас не откликнулся на обращение Василия. Из епископов Западной Церкви пришел на помощь Василию Великому Амвросий Медиоланский, который донес западному императору Валентиниану, что на Востоке имп. Валент проследует православных.

В 378 г. Валент погиб в войне с готами, а вместе с его смертью окончилось и дело арианства, т.е. следующий имп. Грациан и его восточный соправитель Феодосий I доставили окончательное торжество православию.

Все же отдельные проявления арианства наблюдались еще довольно долго; у готов оно продержалось почти до VIII в., но в самой Римской империи оно существовало лишь до V века.
^

Ересь духоборов и Второй Вселенский Собор

Ересь Ария послужила толчком к появлению другой ереси, основателем которой был константинопольский епископ МАКЕДОНИЙ. Будучи вначале строгим арианином, он постепенно пришел к мысли, что не только Сын Божий подчинен Отцу и является Его творением, но и Дух Святой есть также служебная тварь. Вопрос заинтересовал праздные умы, и особенно много из строгих ариан присоединились к Македонию. Последователей Македония называют духоборами. Борьбу против ереси повели свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Василий Великий неоднократно обращался к императору и к западным епископам с предложением созвать Вселенский собор, чтобы положить конец арианству и его порождению — ереси духоборов. В целях укрепления православия Василий Вел. послал в Константинополь Сасимского епископа Григория Богослова — своего друга, который очень успешно там боролся с арианством.

Для того, чтобы восстановить православное учение во всей империи, по внушению православных епископов имп. Феодосий в 381 г. созвал в Константинополе Второй Вселенский собор. На соборе присутствовало 150 отцов. Из них особенно замечательны: Григорий Богослов, Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др.

Отцы собора предложили македонским 36 епископам, бывшим на соборе, принять православное учение о единосущии Св. Духа с Богом Отцом и Сыном, но они решительно отказались и оставили собор. Отцы собора осудили и арианство со всеми его отраслями, и духоборцев; подтвердили Никейский символ, изложили точное и полное учение о Св. Духе, и кроме того, были добавлены к Символу последующие члены. Так составился полный, известный нам Никео-Цареградский символ веры.

На соборе был поднят вопрос о замещении Антиохийской и Константинопольской кафедр. Египетские епископы опротестовали назначение Григория Богослова на Константинопольскую кафедру. Ради мира Церкви св. Григорий Богослов добровольно отказался от Константинопольской кафедры.

На соборе составлено было также 7 правил канонического характера.

Постановления собора были скреплены подписью императора, который издал указ всем епископам исповедовать Никео-Цареградский символ, а упорствующим предложил удалиться из империи. Часть ариан ушла к готам,— а иные тайком жили в Константинополе и ночью совершали свои богослужения. В противовес этому константинопольские епископы установили совершать всенощные бдения.
^

Ересь Аполлинария

В связи с арианством и во время арианских смут возникло лжеучение Аполлинария.

Аполлинарий Младший, ученый епископ Лаодикийский (с 362 г.), своим еретическим учением обязан арианству. Арий, между прочим, проводил такое воззрение, что Сын Божий в воплощении принял только человеческое тело без души, а вместо души у Него во время земной жизни было Его Божество. На основании этого воззрения все выражения Св. Писания об ограниченности существа Господа Иисуса Христа Арий относил не к человеческой Его природе, а к ограниченной Божественной. Аполлинарий в учении о существе Сына Божия был согласен с православными и отрицал учение арианское, однако, желая опровергнуть арианское учение об ограниченности божественной природы в И.Христе, он почти повторил учение Ария.

Аполлинарию нужно было доказать, что выражения Св. Писания об ограниченности существа Иисуса Христа относятся к Его человеческой природе, но тут он натолкнулся на вопрос о соединении в Лице И.Христа Божественной и человеческой природы. Для него, как и для Ария, было непонятно, каким образом две самостоятельные природы — Божеская и человеческая — соединяются вместе и образуют одно существо Богочеловека.

При самостоятельности обоих природ ему казалось невозможным единство Лица Господа Иисуса Христа. Если во Христе полная человеческая природа и полная Божественная, то, думал он, выходит два Лица, два Христа: Христос человек и Христос Бог.

Следуя платоновскому делению человека на три части — дух, или ум, душу неразумную и тело, — Аполлинарий так объяснял догмат о воплощении: Сын Божий принял только душу неразумную и тело человеческое, а вместо ума человеческого у Него было Божество. Таким образом, приписав Иисусу Христу неполную человеческую природу, Аполлинарий полагал, что он опроверг ариан, относя к человеческой душе Иисуса Христа все выражение Св. Писания об ограниченности Его природы, и избежал представлявшегося ему раздреления в Лице И.Христа.

Но в воззрениях Аполлинария заключалась ересь. Правда, он не имел большого числа последователей. Отцы Церкви — свв. Афанасий Великий, Григорий Богослов — опровергали и это лжеучение. Но его воззрения служили поводом к развитию других ересей. Ересь Аполлинария была осуждена на Втором Вселенском соборе.

Старые новые ереси и странные учения: антиномизм, пелагианство, арианство, духоборство, гностицизм

И зучая историю Церкви и богословие, я удивляюсь современному возрождению и возобновлению старых еретических взглядов, которые уже исследованы и осуждены исторической, ортодоксальной, вселенской Церковью.

Под еретическими, в контексте данной статьи, я понимаю учения, которые не согласуются с ясными учениями и принятыми верованиями в христианской ортодоксии, которым учит Писание, как подтверждёнными верящей Библии, исторической, ортодоксальной Церковью. Если бы только пастыри начали изучать некоторые писания ранних отцов Церкви, имевших дело с такими вещами как арианство (см. св. Афанасия и Никейский Символ веры) или пелагианство (см. св. Августина и Карфагенский собор), — и это лишь парочка наиболее известных, — то было бы меньше невежества в нашем историческом, библейском и богословском развитии, и люди бы меньше были склонны к тому, чтобы их уводили в сторону ложными учениями.

Апостол Иуда увещевает нас “подвизаться за веру, однажды преданную святым” (Иуд. 3), следовательно, есть некоторый комплекс библейских доктрин или истин, который апостолы называли “верой”, охватывающий базовые библейские верования, которым должны следовать последователи Христа. (Апостол Павел также вспоминает этот комплекс истин как “образец здравого учения”, “добрый залог” и “здравое учение” в своих посланиях — см. 1 и 2 Тимофею, Титу.)

Также появляются новые учения, которые не согласуются с ясным библейским учением и которые тоже можно отнести к еретическим. Я предлагаю краткий обзор некоторых старых и новых ересей. Моя цель — просто мотивировать молодых христианских лидеров в потребности иметь различение и оставаться верными Писанию.

Старые ереси

Антиномизм

Впервые это слово было употреблено Мартином Лютером в его книге “Против Антиномизма” (1539), оно составлено из двух греческих слов: “анти” (против) и “Номос” (Закон). Следовательно, это относится к тем, кто проповедует, что Писания Ветхого Завета бесполезны и безжизненны и не имеют искупительной ценности для верующих в Иешуа после Его вознесения. (И это несмотря на то, что моральный закон Божий, содержащийся в Десяти Заповедях, постоянно цитируется в различных формах как в Новозаветних Посланиях, так и в Евангелиях.)

heresy1b

Вы видите сегодня возрождение этого учения у пастырей и учителей гипер-благодати, которые говорят, по сути, что нам не нужно следовать учениям Иисуса в Евангелиях. Более того, в желании подстроиться под современное общество были предприняты некоторые корявые попытки в проповедях “оторвать Ветхий Завет от их веры” (последние слова принадлежат Энди Стенли).

Преднамеренно или нет, такое учение может привести к полугностическим взглядам на Ветхий Завет, согласно которым Бог Ветхого Завета злой, а Бог Нового Завета (Иисус) — это Бог любви (см. учение о противоположностях Маркиона из Синопа)

Пелагианство

Я был очень разочарован, слыша и читая современных учителей, которые являются либо полностью, либо частично последователями пелагианства. Пелагий был британским монахом, жившим в 360-418 годы н.э. и учившим, что люди не рождаются с первородным грехом и полностью способны соблюдать Божий Закон без божественной помощи. Он учил, что люди склонны ко греху из-за своего греховного окружения, но на них не влияет первородный грех Адама и Евы.

Впоследствии его признали еретиком на Карфагенском Соборе в 418 году н.э., и ему противостал выдающийся отец Церкви святой Августин Иппонийский (Блаженный Августин). Конечно, самая большая проблема этого учения состоит в утверждении о том, что теоретически человек может жить безгрешной жизнью. В таком случае, Иисус не обязательно является Спасителем для всех, хотя Он и Господь всех. (Конечно, у сторонников пелагианства нет объяснения потребности рождения Иисуса от девы из-за их идеи о том, что первородный грех не передаётся, а следовательно Он мог бы гипотетически родиться безгрешным и совершенным даже через земного отца.)

Кроме того, любое учение, которое фокусируется на способности служить Богу человеческими усилиями, исключая крест и благодать Христа, учит другой форме спасения — спасения через дела, что является ещё одним отклонением от библейского учения.

heresy1c

Гностицизм

Гностицизм, как уже было отмечено в пункте об антиномизме, — это форма учения, разработанная еретиком Маркионом из Синопа. По сути, гностицизм развился из платоновского учения, которое утверждает, что духовный мир (или формы) намного более важен, чем естественный плотской материальный мир, что привело к дуалистическим взглядам на реальность и главные ценности.

Проповедники и церковные движения, которые сегодня фокусируются только на побеге с земли на небеса, учат, в той или иной форме, полугностицизму. Учителя, делающие акцент только на духовной жизни, индивидуальном спасении и молитве — исключая практическую жизнь под властью Христа на земле и влияние на окружающий мир, — являются практикующими дуалистами, берущими пример с антибиблейской гностической ереси, даже являясь истинными верующими в Иисуса. (См. писания апостола Иоанна, который подчёркивал тот факт, что Иисус создал материальный мир, а также само воплощение Иисуса, для борьбы с этим лжеучением; см. Ин. 1:3; Ин. 14; 1 Ин. 1:1-5; 1 Ин. 4:1-3.)

Македонианство (духоборчество)

Македонианство, также известное как пневматомахия (духоборчество), — это христианская ересь 4-го века, отрицающая отдельную личность и божественность Святого Духа. Согласно этой ереси, Святой Дух был создан Сыном и потому подчиняется Отцу и Сыну. (В ортодоксальном христианском богословии Бог един в Своей сущности, но имеет три личности: Отец, Сын и Дух Святой, которые отличны, но равны между собой.) Принимающие эту ересь называются духоборами.

Хотя я и не слышал, чтобы кто-то из евангельских или ортодоксальных учителей проповедовал эту ересь, я заметил, что многие верующие обращаются со Святым Духом просто как с силой Бога — посланной, чтобы питать их энергией, помазывать и исцелять, вместо понимания, что как третья личность Троицы, Дух Святой — тот, с Кем мы должны общаться (см. 2 Кор. 13:14).

heresy1d

Арианство

Арианство — это основанная александрийским пресвитером Арием в начале 4-го века христологическая (касающаяся доктрины о Христе) позиция, суть которой состоит в том, что Иисус, как Сын Божий, был создан Богом. Она была очень популярна в Восточной и Западной Римский империях, даже после того, как была объявлена ересью на Никейском соборе в 325 году.

Никейский собор, который осудил Ария как еретика и издал символ веры для сохранения “ортодоксальных” христианских верований, был созван для урегулирования этого спора. Символ веры, принятый на Никейском Соборе, утверждает, что Сын — единосущный с Отцом, таким образом объявляя Его всем, кем является Отец: Он полностью божественен. Однако, на самом деле, это было только начало долговременного спора.

Конечно же, несмотря на Никейский собор и писания отцов ранней Церкви, направленные против этой ереси, современное возрождение этой старой ереси арианства вновь возникло в произведениях и учениях учителя 19-го века Чарльза Тейза Рассела, который, помимо других своих идей, отрицал Троицу, учил, что Святой Дух — это безличная сила, а не личность, а также учил, что Иисус был Архангелом Михаилом и сотворённым существом. Его учение провозглашают сейчас примерно 20 миллионах последователей, и это движение известно как Свидетели Иеговы или Сторожевая Башня.

Заканчивая первую часть этой статьи, я молюсь о том, чтобы верующие и молодые пастыри имели любовь не только к Писанию, но и к библейским доктринам, богословию и церковной истории, чтобы выработать различение, необходимое для водительства в этой постмодернистской культуре, идущей на компромисс с Библией.

Читайте также: