На каком месте казахстан по коррупции

Обновлено: 28.06.2024

1. Результаты опроса населения показывают, что доля лиц, столкнувшихся с коррупцией при обращении в государственные органы составила 11,3%. По сравнению с 2019 годом показатель снизился на 2,1%. При этом снизилась доля респондентов, обращавшихся в тот или иной государственный орган - 70,3% респондентов, что на 7% ниже по сравнению с 2019 годом.

Наиболее востребованными со стороны населения (выше 60%) из учреждений, предоставляющих госуслуги, оказались ЦОНы и государственные больницы.

Чаще среднего показателя респонденты сталкивались с необходимостью решения вопросов неформальным путем в Жамбылской, Атырауской, Алматинской, Карагандинской, Кызылординской, Западно-Казахстанской областях.

Из 20 тестируемых учреждений, в стенах которых происходили неформальные случаи, назывались: государственные поликлиники и больницы, полиция, управления земельных отношений, ЦОНы, государственные детские сады, государственные вузы. По сравнению с 2019 годом, в 2020 году список госорганов/учреждений, в стенах которых происходили неформальные случаи, сохранился и пополнился ЦОНами. На долю этих 6 учреждений приходится две трети всех отмеченных случаев коррупционного взаимодействия граждан с государственными органами.

Ситуационный анализ коррупционных практик свидетельствует, что на вовлеченности в коррупцию имеет влияние заинтересованность получателя в услуге, нежели частота обращений. Основными мотивами для неформального решения вопроса являлись: ускорить процесс решения вопроса; удобным для получателя путем; гарантировать решение вопроса в своих интересах; получить услугу, которую по тем или иным причинам нельзя получить официальным путем.

По ответам респондентов, инициаторами неформального решения вопросов, чаще выступали чиновники - 43,9%. По сравнению с 2019 годом заметно увеличилась ссылка на инициативу со стороны посредников: если год назад на их долю приходилось 18,1% случаев, то в 2020 году уже приходится 24,4% случаев. Таким образом, за год доля посредников в коррупционных сделках выросла на 6%, что связывали с неопределенностью и отсутствием внятных разъяснений властей в период карантина.

С точки зрения респондентов, которые ответили, что ни в каком ведомстве не попадали в коррупционную ситуацию, сами граждане чаще выступают инициаторами неформального решения вопросов, чем работники ведомств – 51,9% против 37,5%. На долю посредников приходится 10,5% случаев. Ситуация не сильно изменилась по сравнению с прошлым годом.

По ответам респондентов, которые имеют коррупционный опыт, чаще всего договоренности о неформальном решении вопроса заключали со специалистами (40,3%) заместителями руководителей (17%) и специалистами (17,7%).

По мнению респондентов, которые ответили, что ни в каком ведомстве не попадали в коррупционную ситуацию, чаще других из работников госструктур в коррупционных сделках участвуют руководители (28,1%), специалисты (19,5%) и заместители руководителей (18,5%).

В 71,3%. случаев коррупционная сделка у респондентов из населения заключалась на основании финансового расчета, средний размер платежа – 40 196 тенге, что на 9 тысяч тенге меньше, чем в 2019 году. Повысилась минимальная сумма платежа с 500 тенге до 1000 тенге, максимальная сумма уменьшилась – с 500 000 до 350 000 тенге. В 2020 году, по сравнению с 2019 годом, на второе место по распространенности вышел такой вид сделки, как взаимные, ответные услуги (12,3%).

В рамках анкетного опроса получено 72 описания поводов для коррупционной ситуации, из которых топ-10 составили:

1. Получить лечение/направление на лечение (12,7%)

2. Устройство на работу (10,1%)

3. Устройство ребенка в детский сад (6,1%)

4. Решить земельный вопрос (5,7%)

5. Получить справку из ЦОНа (5,1%)

6. Закрыть сессию (4,4%)

7. Узаконить участок/оформление участка (3,8%)

8. Развести спор про ДТП (3,7%)

9. Решить вопросы разного характера (3,7%)

10. Получение квоты для лечения (2,4%).


Также респонденты сообщили о причинах для коррупционной сделки. Это: так удобнее и быстрее решается вопрос (53,6%); другого варианта не было (8,2%); чтобы добиться своей цели/решить вопрос (6,7%); чтобы решить вопрос в необходимые сроки (3,6%); чтобы избежать волокиты (2,3%)

Частота согласия на неформальное решение вопроса со стороны граждан составила 67,9% случаев, что меньше на 5% показатели 2019 года.

По оценкам респондентов, имеющих и не имеющих коррупционный опыт, самым распространенным способом действий работника ведомства с целью получения неформального платежа, выступает волокита (51,2%) и затягивание решения вопроса (61,5%).

Восприятие коррупции среди населения. По результатам исследования, 37,4% опрошенных, или каждый третий, считают, что за последний год количество коррупционных случаев в их населенном пункте скорее снизилось. Доля тех, кто считает, что количество коррупционных случаев в их населенном пункте скорее увеличилось, составляет 15,4%, еще 36,4% не заметили существенных изменении.

В сравнении с восприятием ситуации в 2019 году, наблюдается тенденция на снижение восприятия уровня коррупции. Так, треть считает, что ситуация не изменилась, при этом в 2019 году преобладало мнение, что количество коррупционных случаев снижается. Также доля тех, кто считает, что количество случаев растет в 2020 году значительно ниже, чем в 2019 году – 15,4% против 23,9%.

Тем не менее, общее восприятие коррупции в стране остается на значимом уровне. Доля тех, кто считает, что в стране можно решать вопросы, не прибегая к коррупционным схемам (35,2%), в полтора раза меньше суммарной доли тех, кто считает, что коррупция является неотъемлемой частью наших ежедневных практик (57,2%). Динамика практически не изменилась по сравнению с прошлым годом.

По сравнению с 2019 годом, Президент набрал на 9% больше по показателю доверия и вышел на первое место рейтинга. Следует отметить, что в исследовании 2019 года АПК и АДГС входили в единый орган (АДГСПК), поэтому по вопросу доверия был получен единый показатель – 68%. В 2020 году были получены показатели доверия по каждому Агентству, которые свидетельствуют о различии населением организаций. Единственными субъектами, в отношении которых доля недоверяющих больше доли доверяющих, являются оппозиция и НПО – 40,7%, 35,3% против 28,9% и 32,6% соответственно.

Около 60% казахстанцев готовы оказать содействие в борьбе с коррупцией, 28,6% - скорее не готовы, а еще 11% - затруднились ответить на данный вопрос

69,9% респондентов предпочитает оказывать пассивную помощь в виде отказа от коррупционного поведения. Около трети участников опроса, готовы заявлять о коррупционных случаях. Около 20% респондентов готовы практиковать антикоррупционное поведение и пропагандировать его в своем близком окружении, еще 7,9% предпочитают вести борьбу с коррупцией с помощью общественных организаций.

2. Результаты опроса предпринимателей показали, что 8,2% (2019 году – 9,2%) участников опроса столкнулись с необходимостью решать вопрос неформальным путем.

По частоте коррупционных взаимодействий чаще среднего по стране предприниматели сталкивались с необходимостью решения вопроса неформальным путем в гг. Нур-Султан, Шымкент, Акмолинской, Павлодарской, Кызылординской, Карагандинской, Жамбылской, Алматинской, Западно-Казахстанской областях.

По итогам исследования, для предпринимателей, как и для населения характерно, что вовлеченность в коррупцию не всегда зависит от частоты обращений. Анализ описаний коррупционных ситуаций за 2020 год показал, что основные мотивы для неформального решения вопроса остались без изменений: чтобы ускорить процесс; чтобы решить вопрос в свою пользу; не было другого выхода; дать взятку дешевле, чем заплатить штраф; меньше волокиты; чтобы избежать затягивание процедуры оформления; получение точного, надежного результата; удобный вариант; вымогательство. Наиболее высокие показатели корреляции у судов (0, 312). Сравнительно высоки показатели корреляции между число обращений и числом коррупционных случаев в Управлении градостроительного контроля, таможне и противопожарная службе.

Чаще других из 15 тестируемых госорганов/учреждений, в стенах которых происходили неформальные случаи, назывались: департамент государственных доходов (налоговая); управление земельных отношений; противопожарная служба; аппарат акимата района; управление градостроительства.

С точки зрения предпринимателей, работники ведомств чаще выступают инициаторами неформального решения вопросов, чем они сами – 49,4% против 26,4%. На долю посредников приходится 24,2% случаев.

Чаще договоренности о неформальном решении вопроса заключали с представителями низового звена госорганов – со специалистами (57,9%). По сравнению с 2019 годом, вырос спрос на специалистов в коррупционных интеракциях с 30,2 до 57,9% в 2020 году. Руководители отделов и первые руководители организаций стали реже выступать в качестве стороны неформальной сделки (7% и 9,6% соответственно).

В 67,5% случаев коррупционная сделка заключается на основании финансового расчета, средний размер платежа составил 42 297 тенге (в 2019 году был 72 390тг), минимальная сумма платежа составила 5 000 тенге, а максимальная – 200 000 тенге. Второй по распространенности вид сделки –услуги (23,7%).

В рамках анкетного опроса получено более 40 уникальных поводов о причинах коррупционной сделки. В группу коррупционных поводов со сравнительно высокой долей упоминаемости вошли:

1. Сдача годового отчета по налогам/отчеты (9,0%)

2. Были нарушения с нашей стороны (8,4%)

3. Решить земельный вопрос/получение земельного участка (7,3%)

4. Оплата налогов (6,2%)

5. Отмена штрафов (5,1%)

6. Получение справки об узаконении территории (4,5%)

7. Получение документов (3,9%)

8. Перенос границ прилегающей территории (3,4%)

9. Противопожарная сигнализация (2,8%)

10. Получение лицензии на продажу алкогольной продукции/ получить лицензию (2,8%).


Самым распространенным способом действий работника ведомства с целью получения неформального платежа, выступает волокита, затягивание решения вопроса – 68,2%. По мнению 21,6% опрошенных, работники госоргана превышают свои полномочия, по мнению 9,1% респондентов, представители госорганов занимаются прямым вымогательством для неформального решения вопроса.

64% предпринимателей согласились на неформальное решение вопроса, указывая в качестве мотива решения вопроса неформальным способом желание сделать все быстро, без волокиты, и уложиться в приемлемые для респондента сроки.

Восприятие уровня коррупции среди предпринимателей. 45,9% опрошенных предпринимателей, что за последний год количество коррупционных случаев в их населенном пункте скорее снизилось. Каждый девятый опрошенный считает, что число коррупционных случаев скорее возросло – 11,7%. При этом 29,2% считает, что никаких изменений не происходит. Каждый шестой участник опроса затруднился с ответом.

Общее восприятие коррупции в стране в целом такое же благоприятное, как и в прошлом году. 80,8% опрошенных согласны и скорее согласны с тем, что предприниматель может, не давая взяток, развивать свой бизнес в месте проживания; 13,6% – не согласны и скорее не согласны с этой точкой зрения.

Следует отметить, что в исследовании 2019 года АПК и АДГС входили в единый орган, поэтому по вопросу доверия был получен единый показатель – 72%. В 2020 году были получены показатели доверия по каждому Агентству.

53,4% предпринимателей считают, что власти скорее справляются с задачей по противодействию коррупции при предоставлении государственных услуг; 31,7% – что скорее не справляются, 14,9% – затруднился ответить.

По мнению предпринимателей, уровень эффективности антикоррупционной политики государства по сравнению с прошлым годом практический остается на том же уровне. При этом на 4% больше респондентов, чем в предыдущем году, придерживается точки зрения, что государство не совсем справляется по борьбе с коррупцией (31,7%).

63,8% предпринимателей декларируют участие в мероприятиях по борьбе с коррупцией. Самые популярные формы противодействия коррупции у предпринимателей – отказаться от дачи взяток и незаконных платежей (73,7%) и повышать уровень информированности своего окружения о последствиях коррупции (34,1%).

Жалобы, связанные с непредставлением ответа на запрос поступали в основном на блог-платформы руководителей Комитета государственных доходов, председателя Агентства по противодействию коррупции, министров труда и социальной защиты, финансов, юстиции, образования и науки, внутренних дел, Агентства по делам государственной службы, а также акимов Алматинской и Павлодарской областей и г. Нур-Султан. В 80% случаев ответы не предоставили сотрудники этих же ведомств.

Чаще среднего показателя по стране сталкивались с необходимостью решения вопросов неформальным путем в: г. Алматы, Алматинской, Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Туркестанской, Жамбылской областях, гг. Шымкент и Нур-Султан.

Чаще всего заявители обращались с жалобами на блоги Председателя Агентства по противодействию коррупции министров внутренних дел, финансов, здравоохранения, юстиции, труда и социальной защиты и Председателя Комитета государственных доходов МФ РК, министра цифрового развития. На уровне местных исполнительных органов жалобы чаще поступали на блог-платформы акимов Алматинской и Павлодарской областей, г. Алматы.

Чаще других из 32 тестируемых госорганов, в стенах которых происходили неформальные случаи, назывались: полиция; акимат вашего района; государственные больницы и поликлиники; налоговый департамент; частные судебный исполнители. На долю этих 5 учреждений приходится две трети всех отмеченных случаев коррупционного взаимодействия граждан с государственными органами.

Ситуационный анализ коррупционных практик позволяет сделать вывод о том, что на вовлеченность в коррупцию имеет степень заинтересованности получателя в услуге. Анализ описаний коррупционных ситуаций показал, что основными мотивами для неформального решения вопроса выступал: избежать волокиты; получить услугу, которую по тем или иным причинам нельзя получить официальным путем; гарантировать решение вопроса в своих интересах; по-другому услугу и разрешение получить не выходит.

С точки зрения заявителей, которые в своих обращениях сообщили, что при обращении в государственные органы столкнулись с коррупцией, инициаторами неформального решения вопросов чаще выступали работники учреждений, чем граждане – 43,4% против 14,6% (в 2019 году 62,1% против 6,8% соответственно). На долю посредников приходится 27,8% (в 2019 году - 31%) случаев.

При этом госорганами, в которых инициаторами выступают сами граждане, были обозначены акимат и прокуратура.

Сотрудники следующих ведомств, исходя из анализа содержания жалоб, проявляли инициативу неформального решения вопросов чаще других: Полиция; Государственные больницы и поликлиники; Акимат; Суды; Прокуратура; ЦОН (Правительство для граждан).

В большинстве случаев заявители сообщали, что в случае столкновения с коррупцией, предметом сделки всегда выступали денежные средства, минимальная сумма платежа составила 80 тыс. тенге, максимальная –10 тыс. долл.

В ходе анализа получено 1 602 описания случаев попадания заявителей в коррупционную ситуацию при взаимодействии с госорганами или госучреждениями, некачественного оказания государственных услуг или рассмотрения обращения, отсутствия ответа на запрос и обращение. По мнению заявителей, основными нарушениями стали:

2. Бездействие государственных органов в рассмотрении и решении вопросов заявителей;

3. Некомпетентность сотрудников;

4. Технические ошибки и некорректные сведения в государственных базах данных, из-за которых заявители ограничены в получении услуг или имеют незаконные задолженности;

5. Необоснованные отказ в предоставлении услуги;

6. Этические нарушения, грубость;

7. Нарушения чиновниками процедур, прописанных в законодательстве;

8. Превышение должностных полномочий;

10. Вымогательство взятки;

11. Конфликт интересов у сотрудников правоохранительных органов и судей;

12. Сговор полиции с противоположной стороной;

13. Мошенничество госслужащих и сотрудников ЦОНа;

14. Давление на заявителей;

15. Формальный ответ, отписки;

16. Многократное перенаправление запроса по кругу;

17. Формализм и халатность в рассмотрении запроса, предоставлении услуги;

18. Укрывательство преступления сотрудниками правоохранительных органов;

19. Фальсификация документов или материалов дела;

20. Многократное необоснованное закрытие дела.

К примеру, с сентября 2019 года зафиксирован рост числа жалоб в адрес министра цифрового развития по поводу некачественной работы компаний-монополистов, предоставлявших услуги мобильной связи или интернета. Бездействие в реагировании министерства проявились рядом проблем с переходом на удаленный формат учебы и работы значительной части казахстанцев в 2020 году с началом карантина.

Бездействие Комитета государственных доходов в устранении технических проблем при актуализации информации между порталами государственных электронных закупок и базой налогоплательщиков ограничило ряд компаний в праве на участие в тендерных конкурсах, поскольку априори у компаний низкий уровень финансовой стабильности. Заявители были вынуждены многократно обращаться с просьбой корректировки вручную данных по уплаченным налогам.

Отсутствие информации для юридических лиц по обновленным формам налоговых деклараций в начале 2020 года, а также коллизии в сроках подачи оплаты корпоративного подоходного налога и декларации по нему, стали причиной тотальных приостановок счетов субъектов бизнеса в период карантина.

Карантин и ограничения, с ним связанные проявили ряд проблем социального характера, как, к примеру, категории граждан, не охваченные страховкой в рамках системы ОСМС. Отсутствие внятной информации по процедурам начисления выплат от государства привели к повальному числу запросов в адрес министров труда и социальной защиты, налоговой службы, министра здравоохранения, на которые ответы предоставлялись в сложном для понимания формате без разъяснения конкретных требований и пошаговых мероприятий. В целом, некорректные ответы, бездействие, формальный подход к объяснению требований и действий, а также решению проблем, с которыми обращались заявители, стали причиной дальнейшего нарушения прав заявителей и провоцировали их на решение проблем неформальным способом, повышали социальную напряженность.

4. Рекомендации. На основании полученных данных в адрес регионов, государственных органов и должностей разработаны рекомендации, которые детальны и связаны с акцентом на ревизию причин коррупции, переход на бесконтактный способ оказания услуг с ужесточением контроля и неотвратимостью наказания за нарушения.

Помимо этого представляется важным проводить антикоррупционную пропаганду с акцентом на разъяснение способов защиты информаторов, уделяя ключевую роль простым формам подачи информации теми субъектами, к которым респонденты высказали наибольший уровень доверия.

В регионах и государственных органах с низким уровнем коррупции наряду с изучением коррупционного опыта и восприятия уровня коррупции представляется целесообразным переходить к анализу устойчивости деятельности институтов, как например National Integrity System Transparency International и последующим распространением их опыта на коррумпированные органы и сферы деятельности.


31 января Всемирный проект правосудия – одно из девяти рейтинговых агентств, оценивающих прогресс в борьбе с коррупцией, выступила с ежегодным отчетом Индекса верховенства закона, сообщает Tengrinews.kz. По оценке этой организации

Казахстан занял 64-е место среди 113 стран мира, поднявшись на девять позиций по сравнению с результатами 2016 года (73 место)

Аналогичные положительные изменения отмечены и в Ежегодном рейтинге глобальной конкурентоспособности Международного института развития менеджмента. Согласно ему в 2017 году наша страна заняла 32-е место, тем самым улучшив показатель на 15 позиций по сравнению с 2016 годом (47-е). Но отражают ли эти рейтинги реальную ситуацию по борьбе с коррупцией в стране?

Рейтинги подняли профилактика и прозрачность

По мнению политолога Марата Шибутова, в Казахстане в последнее время действительно многое делается для устранения коррупции.


Марат Шибутов

— В 2017 году очень активно действовало Агентство по делам госслужбы. И не только в плане выявления коррупционных преступлений. Глава Агентства Алик Шпекбаев провел очень большую работу, чтобы донести до мирового сообщества реальную ситуацию в Казахстане. Во-первых, все эти доклады по борьбе с коррупцией были переведены на английский язык и представлены соответствующим международным организациям. Кроме того он сам участвовал в различных делегациях и рассказывал обо всех достижениях и реформах, которые проводятся в Казахстане. То есть,

Но и в практическом плане ситуация по борьбе с коррупцией изменилась в лучшую сторону. В 2017 году была значительно усилена мониторинговая деятельность, и сотрудники Агентства постоянно выезжали в ЦОНы, спецЦОНы и другие госучреждения, которые непосредственно работают с гражданами. Они изучали ситуацию изнутри, было сделано очень много замечаний и по всем им приняты исполнения. Так же был сделан внешний анализ коррупционных рисков по 16 отраслям, и для того, чтобы снизить их также был проведен большой объем работы. Плюс к этому, в конце 2017 года был представлен план по реализации антикоррупционной стратегии, в создании которого принимали участием более 100 общественных организаций. В итоге в окончательном варианте было

запланировано около 140 мероприятий по борьбе с коррупцией

То есть, в 2017 году была проведена очень большая работа по борьбе с коррупцией, и это сказалось на всех международных рейтингах.

Когда цифры отражают реальность

Как отметил Замир Каражанов, политолог, существует множество разных рейтингов и у каждого своя методика составления. И за основу берутся объективные и субъективные показатели. Объективные – это сколько было выявлено коррупционеров, а также целевое и нецелевое расходование бюджетных средств. А субъективный показатели – это опросы, которые обычно проводят среди населения, представителей бизнеса (которые чаще всего сталкиваются с коррупционными проявлениями) и т.д.

— Мы сейчас наблюдаем ситуацию, когда действительно участились факты преследования коррупционеров на разном уровне и

даже стали эффективно бороться с коррупционными схемами в офшорных зонах

Это говорит о том, что у нас действительно стали серьезно заниматься этой проблемой, – говорит политолог. – То есть борьба с коррупцией действительно ведется, поэтому мы и в международных рейтингах смогли подняться.

Правда, на мой взгляд, остается проблема:

коррупционные преступления легко меняются на более легкие статьи, благодаря чему у нас коррупционеры выходят из зоны ответственности

Я же считаю, что если коррупционера поймали, то не должно быть никаких служебных взысканий и профилактических бесед. Наказание должно соответствовать совершенному преступлению. А

если человек ворует миллионы, а его наказывают условным наказанием или штрафом – это не серьезно

Нужно, чтобы он знал, что наказание за это преступление очень жесткое и оно неотвратимо.

Так же должны быть разработаны четкие механизмы снижения коррупционных рисков. И они реально должны работать. Кроме того, должны быть проверяющие не только со стороны государства, но и со стороны населения. Чтобы простой человек столкнувшийся с коррупционными проявлениями мог без опаски позвонить в уполномоченный госорган и знать, что по его обращению будут приняты меры. И

если он увидит, что коррупционера вывели из кабинета в наручниках, то только тогда это все будет эффективно работать

Но в принципе то, что мы сейчас видим по новостям, более или менее адекватно отражает общую ситуацию по борьбе с коррупцией в нашей стране. И я думаю, мы по праву заняли столь высокое место в этих международных рейтингах.


Transparency International подсчитывает индекс восприятия коррупции (CPI) и глобальный рейтинг стран последние 25 лет. В 2019 году Казахстан занял 113 место из 180 стран в рейтинге TI.

Почему большинство странмира справляется с задачей по искоренению коррупции лучше, чем Казахстан?

Через какие каналы коррупция влияет на общество и что нужно с этим делать?

Каким образом коррупция может замедлять экономический рост?

Как она влияет на состояние экологии и неравенства в обществе?

Как Казахстану эффективно уменьшить уровень коррупции в стране?

Причины коррупции

Коррумпированность страны – это результат совокупности различных экономических, политических, социальных, культурных и исторических факторов.

Известный американский эксперт в области политической коррупции Сьюзан Роуз-Акерман в своих исследованиях выделяет четыре сценария развития коррупции.

Первый — государство распределяет ограниченные ресурсы, в следствие чего взятки помогают рынку прийти к равновесию.

Второй — государственные служащие не получают достаточных стимулов в виде зарплаты и бонусов, возникает среда для коррупции; взятки становятся этими дополнительными стимулами.

Третий — желание людей и компаний уменьшить затраты в виде налогов, тарифов и прочего, и,в этом случае, взятки помогают уменьшить затраты.

Четвертый — система взяток позволяет преступникам получать разрешение на ведение незаконной деятельности.

Давайте посчитаем. Как коррупция влияет на экономический рост

Существует множество исследований причинно-следственной связи между уровнем коррупции и темпами экономического роста.

Известно, что некоторое количество коррупции даже позитивно влияет на экономические процессы. (Например, когда граждане, подкупая чиновников, уклоняются от выполнения неразумных законов, – прим.ред.). Вероятно, существует некий порог уровня коррупции.

Однако ряд недавних исследований показывает, что рост экономики находится в обратной зависимости от уровня коррупции.

В 2015 году Международный Валютный Фонд (МВФ) посчитал, что глобальный объем ущерба от взяток составляет $1,5 — 2 триллиона. Это около 2% от мирового ВВП.

Общий урон от коррупции, несомненно, выше.

По официальным данным (отчет за 2018 год) ежегодный ущерб от коррупции в Казахстане оценивается в сумму более чем 1,6 трлн тенге, или $3,8 млрд. Это чуть больше 2% ВВП страны.

К 2019 году, по данным агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, коррупционные преступления за 3 года нанесли ущерб экономике Казахстана в размере 40 млрд тенге, что составило около 0,03% от ВВП.

Нечестная конкуренция

В экономической теории свободные рынки считаются самыми эффективными в распределении благ в обществе. Нарушение механизмов рыночной конкуренции внутри страны может сказываться на деятельности экономики в целом.

Коррупция может вносить деструктивное влияние в работу рынков. В частности, фокус частных фирм смещается с эффективного производства на выгодное положение за счёт коррупции. Проще говоря, зачем обновлять качество производства, если проще сконцентрироваться на поддержании хороших отношений с бюрократами и обеспечить контракты на несколько лет.

Зачастую эффективные компании, которые занимаются или готовы заниматься инновациями, а не приобретением привилегий, не проходят через сито коррупции. Например, компания Apple со своим IPhone смогла завоевать рынок только в условиях свободной экономики США. А в условиях Казахстана, даже господдержка не помогла заводу по производству планшетных компьютеров заработать в полную мощность.

Таким образом, нечестная конкуренция и дисфункция рынков снижает качество работ и замедляет экономическое развитие. Страдает общество, а предприятия вынуждены закрываться из-за созданных барьеров.

Инвестиционный климат: неопределенность и риски

Принято считать, что прямые внешние инвестиции являются одним из двигателей экономического развития. Привлечение иностранного капитала в страну уже долгое время является одной из важных повесток внешней политики современного Казахстана.

Коррупция создаёт климат, в котором иностранным инвесторам приходится выделять отдельный бюджет для удовлетворения потребностей чиновников.

В качестве примера можно привести случаи когда компании-автопроизводители пытались наладить сборку автомобилей в Казахстане, чтобы поставить на местный рынок доступные автомобили. Как результат влияния коррупции на инвестиционный климат мы получили экономику, в которой стоимость автомобилей на порядок выше чем на ближайших рынках России или Китая.

Ресурсное проклятие и международные суды

Высокие коррупционные риски создают благоприятную почву для некоторых иностранных государств, которые пытаются использовать эти неформальные рычаги в своих целях. Один из примеров, это китайские кредиты для развития дорожной инфраструктуры Казахстана. Коррупционная схема проста – Казахстан берет кредит у Китая на строительство дорог и в силу непрозрачности тендерных процедур, подряды на строительство дорог получают компании, учредителями которых являются бизнесмены из Китая.

Движимые личными краткосрочными выгодами, правящие элиты склонны подписывать невыгодные для своего народа контракты.

В этом ряду — выдача в долгосрочную аренду стратегических объектов, земли, морских портов и аэродромов, неоправданно большие суммы сделок и процентов. Это происходит, из-за отсутствия свободных СМИ и отчетности перед народом.

Таким образом, коррупционность режимов и элит может компрометировать суверенитет государства. Это еще один механизм, через который коррупция создает благоприятные условия для нечестной конкуренции не только для внутренних игроков, но и для внешних инвесторов.

Напомним одно из последних громких дел, где молдавские олигархи Анатол и Габриел Стати обвиняют Казахстан в незаконном захвате собственности и требуют выплату компенсаций в размере $500 млн от правительства. Чтобы было понятно как это влияет на госбюджет Казахстана приведем следующие цифры – в 2019 году правительство Казахстана потратило 15,9 млрд тенге на оплату услуг иностранных юридических фирм для защиты своих интересов в международных судах и арбитражах.

Куда идут государственные расходы

Нет однозначного понимания того, как уровень коррупции влияет на государственные расходы. Но ясно, что он может быть причиной изменения структуры государственных расходов и их низкой эффективности.

В странах с большим уровнем коррупции бюрократы отдают предпочтение не эффективным проектам, а прибыльным. Таким образом, государственные расходы смещаются в сторону энергетического сектора, обслуживания госаппарата и поддержания общественного порядка, обороноспособности и культуры. Здравоохранение, образование и область социальной защиты финансируются скромнее. По этой причине казахстанский госаппарат с большей готовностью финансирует проекты проведения в Казахстане ЭКСПО, Азиады и так далее, чем проекты по повышению качества образования или здравоохранения.

Одно из объяснений заключается в величине проектов, соответственно, размеров взяток, которые можно из них выручить. При этом, сферы обороны, национальной безопасности и энергосектора традиционно менее прозрачны. Это подразумевает меньший контроль над сделками.

Коснулся ли этот тренд нашей страны? Судите сами. В 2019 годуна образование было выделено 3,6% от ВВП. Расходы на медицину составляют около 3% от ВВП, что ниже 5%, рекомендованных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Коррупция в квазигосударственном секторе

Напомним, что субъектами квазигосударственного сектора являются компании, в которых государство принимает участие или является их акционером.

Важность квазигосударственного сектора в Казахстане намного выше, чем в странах Организации Экономического Сотрудничества (ОЭСР). Чрезмерное участие государства в экономике, в частности, в таких сферах как разведка и добыча природных ресурсов, может негативно сказываться на обществе. Надежность финансовых потоков из бюджета уменьшают стимулы для инноваций и развития в частном секторе, которые бы поощрялись в условиях рыночной конкуренции. Сама конкурентность среды нарушается при участии государственных компаний и монополий.

Одним из признаков присутствия коррупции в этом секторе является отсутствие прозрачности в процессах поощрения топ-управленцев квазигосударственных корпораций. В частных корпорациях такие процессы не могут быть непрозрачными из-за надзора заинтересованных лиц — акционеров, и поэтому в ежегодных отчетах крупных частных компаний, вознаграждения топ-менеджмента расписываются очень детально.

К концу 2019 года, агентство по противодействию коррупции выявило 132 коррупционных преступления, связанных с хищениями, злоупотреблением должностными полномочиями, а также взятками при осуществлении закупок и госпрограмм.

Учитывая, что оборот квазигосударственного сектора может достигать 60% от ВВП Казахстана, он является очень привлекательным пирогом для коррупционеров..

Неформальный сектор в Казахстане

Традиционное теневой экономикой называют финансовые потоки не облагаемые налогами. Среднемировой показатель теневой экономики составляет 31,9%.

В 2018 году размер теневой экономики в Казахстане составлял около 30%.

В 2019 году мы смогли снизить размер неформального сектора на четверть, и он составил 23,6% от ВВП.

Для сравнения, самый низкий размер теневой экономики в Австрии — 8,9%, и в Швейцарии – 7,2%. Несмотря на то, что размер теневой экономики у нас ниже среднемирового уровня в целом, можно считать, что доля неформальной деятельности в Казахстане ещё довольно высока.

Одной из мотивацией для искоренения коррупции и вместе с ней и уменьшения теневого сектора экономики, могут быть дополнительные поступления в бюджет в качестве налогов. Так, если считать, что Казахстан может сократить размер теневой экономики ещё наполовину, и мы сможем потенциально получать 16,8% (количество налогов к ВВП в 2018 году) в форме налогов от 12% ВВП, то это может вылиться в $3,4 млрд или 1,5 трлн тенге.

С другой стороны, участники теневой части экономики не обладают такой же социальной защищенностью по сравнению с участниками формальной экономики. Уязвимость их положения кроется в том, что участники теневой экономики не могут защищать свои права в официальных институтах — судах и правоохранительных органах. Наемные работники же, обычно ввиду отсутствия контрактов, не могут быть защищены Трудовым кодексом. Вдобавок к этому, они не имеют возможности стабильно копить себе на пенсию, получать отпускных или декретных выплат.

Кроме несобранных налогов, тандем коррупции и теневой экономики подрывают авторитет государства в глазах общества, что еще сильнее ухудшает эффективность работы госаппарата. Недоверие граждан к проводимым реформам, а также нежелание людей сотрудничать с государственными органами может привести к их неэффективной реализации. Чтобы убедиться в этом достаточно просмотреть ленту новостей региональных СМИ, когда довольно часто люди пытаются остановить реализацию какого-либо проекта, даже не пытаюсь услышать чиновников. Почему? Потому что нет доверия к органам власти.

Одновременно влияя на государственные доходы и расходы, коррупция наносит ущерб по эффективности работы государства как распределителя благ. Пониженная эффективность государственного аппарата, в свою очередь, может замедлять экономический рост как напрямую через неоптимальное расходование, так и косвенно, оказывая негативное влияние на развитие человеческого капитала.

Стоит отметить, что к теневой экономике относятся случаи экспорта природных ресурсов по заниженным ценам с целью дальнейшей продажи посреднической компанией по рыночной цене, или преступные махинации в финансовом секторе, и противозаконные и контрабандные производства.

Коррупция и человеческий капитал

Другим важным фактором экономического роста является человеческий капитал. Коррупция имеет отрицательное влияние на развитие человеческого капитала посредством двух каналов:

— из-за упущений в сфере образования,

— из-за нарушения эффективности распределения таланта в экономике.

Развитие человеческого капитала является залогом для экономического роста — более образованные и обученные работники и работницы будут показывать соответственно более высокую производительность труда. Более того, из-за продолжительного недостатка финансирования ухудшается общее состояние сферы образования. Низкие заработные платы учителей ведут к увеличению коррупционности внутри учебных заведений.

Кроме этого, низкое качество образования вынуждает граждан получать образование за границей — около 10% всех студентов в 2020 году. При средней стоимости обучения в казахстанском вузе в 400 тыс. тенге, Казахстан недополучает 22 млрд тенге ежегодно от этих студентов.

Самое эффективное распределение таланта в экономике происходит в условиях свободных рынков или при корректном вмешательстве со стороны регуляторов при провалах рынка. При оптимальном распределении таланта в экономике, люди занимают те позиции в обществе, в которых они имеют сравнительное преимущество. Это относится и к частному сектору, так и к государственному.

В условиях коррупции, возможность извлекать дополнительную ренту за счет нечестных практик, создает дополнительные стимулы для работы в государственном аппарате. Теперь, при наличии таких стимулов, госслужба привлекает не тех, кто более для неё подходит, а тех, кому интересна дополнительная прибыль, и кто сможет лучше вжиться в климат, где политическая лояльность может быть важнее, чем профессиональные навыки. Это напрямую влияет на качество работы государственного аппарата, так как он теперь обслуживается менее компетентными кадрами.

Коррупция и экология

Многие исследования показывают, что рост коррупции ведет к усугублению экологических проблем. Коррупция может влиять на загрязнение как напрямую, так и косвенно, замедляя развитие экономики.

Так, одним из каналов загрязнения являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

В условиях высокого уровня коррупции, ПИИ ведут к менее строгим стандартам охраны окружающей среды.

Практика показала, что в условиях высокой коррупции стандарты в энергетическом секторе по окружающей среде бывают менее строгими. Под низкими стандартами имеются в виду завышенные пороговые уровни выбросов вредных веществ, слабый мониторинг активности предприятий, а также низкие штрафы за нарушение законов в сфере охраны окружающей среды. Крупным корпорациям дешевле заплатить штрафы за загрязнение природы, чем привести производство в соответствие с нормами.

Кроме того, согласно исследованиям западных ученых Пэра Фредрикссона и Якоба Свенссона, политическая стабильность может играть отрицательную роль и приводить к большим загрязнениям при высоком уровне коррупции в стране. То есть, если страной стабильно и долго правит элита, которая поощряет нечестные практики в производстве, это может привести к систематическому ухудшению экологической ситуации.

В целом, в основе отрицательного влияния коррупции на экологическую обстановку в отдельном регионе лежит сдвиг интересов власти. В Казахстане есть множество примеров того, как непродуманные политики или коррупция ведут к экологическим бедствиям и, как следствие, вреду для населения.

Коррупция и бедность

Наличие коррупции и неформальной экономики может помогать бедным слоям населения выживать, уклоняясь от налогов, обходя строгое регулирование, на соответствие которому нужны дополнительные затраты.

С другой стороны, высокая доля неформального сектора приводят к систематическим проблемам, когда государство не уделяет должного внимания социальной сфере и развитию человеческого капитала. Постепенный рост теневой экономики, ослабление институтов власти и хроническое недофинансирование социальной сферы может привести к тому, что общество станет сильно зависимо от коррупции и теневой экономики. Это особенно чревато последствиями для стран, в которых наблюдается сильное неравенство в обществе.

Ситуация бедных слоев общества, оставленных на грани выживания, вряд ли будет улучшаться в условиях высокой коррупции. Для улучшения их положения, государство должно проводить комплексную политику через социальные программы и образование. Такие программы служат социальными лифтами, которые могут помочь людям вырваться из бедности. К сожалению, недостаток финансирования для развития человеческого капитала и рост недоверия к государству, частично обусловленные высоким уровнем коррупции, могут привести к дальнейшей маргинализации в обществе.

Если наше общество решится работать на снижение уровня коррупции в стране, нам стоит вводить такие изменения, которые не поставят под угрозу положение уязвимых слоев населения.

Рекомендации экспертов

Таким образом, эксперты пришли к выводу, что уровень коррупциив нашей стране влияет на все аспекты нашей жизни — от экономического благосостояния граждан и здоровья наших детей до качества воды и воздуха в наших городах.

В условиях высокой коррупции есть несколько механизмов, которые за короткие сроки помогут вывести страну на новый уровень.

— опубликование деклараций государственных служащих, работников квазигосударственного сектора, руководителей бюджетных организаций, должностных лиц, выполняющих государственные функции для обеспечения гражданского контроля;

— обеспечение публичного обсуждения крупных международных инвестиционных контрактов;

— внедрение комплаенс служб в организации квазигосударственного сектора и крупного бизнеса;

— поощрения бизнеса за введение комплаенс служб путем налоговых преференций;

— обеспечение полноценной защиты свидетелей коррупционных преступлений.

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать – перейдите вот сюда

Можно поддержать нас и через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

В марте президент Касым-Жомарт Токаев принял председателя Счетного комитета Наталью Годунову. Как оказалось, проверки показали рост нарушений, связанных с неэффективным планированием и использованием бюджетных средств в полтора раза – до 1,8 трлн тенге. Объем финансовых нарушений увеличился в два раза, до 81 млрд тенге.

Ранее Счетный комитет по итогам мониторинга эффективности использования антикризисных средств, направленных на поддержку экономики в условиях пандемии, выявил нарушения на 344 млрд тенге. Основным нарушением стало неэффективное планирование и использование средств – 310 млрд тенге. Сумма по финансовым нарушениям составила 34 млрд тенге.

Больше всего ошибок и прямого криминала всплыло при реализации Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы (бюджет программы – 1 трлн тенге). Аудит показал нарушения на 96 млрд тенге, материалы по 72 фактам переданы в правоохранительные органы, к административной ответственности по 339 фактам привлечено 196 лиц.

Среди недочетов при управлении активами госкомпаний комитет выделяет высокую долю долговых обязательств, в том числе в иностранной валюте и приобретение непрофильных и непроизводственных активов со значительными затратами на их содержание. Также отмечается непрозрачность проведения закупок, ограничивающая конкуренцию и неэффективное управления активами, влекущее их обесценение.

Помимо прочего, комитет подготовил заключение об исполнении госбюджета. В нём отмечается рост неэффективного использования бюджетных средств в 3 раза и рост неосвоения средств в 3,5 раза.

Аудиторы на передовой

Еще в январе были опубликованы итоги камерального контроля Комитета внутреннего государственного аудита за 2020 год. Напомним, что целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущение вольного обращения с государственными деньгами. В результате направлено 31, 7 тыс. уведомлений с общей суммой нарушений более 1 трлн тенге.

Кроме того, еще в марте глава Агентства по финансовому мониторингу Жанат Элиманов отчитался президенту Токаеву о работе по противодействию теневой экономики. По словам Элиманова, с начала года пресечена деятельность восьми организованных преступных групп, две из которых транснациональные. Также, сообщили в ведомстве, по фактам хищения бюджетных средств возбуждено 125 уголовных дел с ущербом на 14 млрд тенге.

Коррупционеров хватит на всех

На днях появилась информация о том, сколько преступлений в чиновничьей среде обнаружили и пресекли силовые ведомства в 2020 году. Лидером стала Антикоррупционная служба, ее сотрудники выявили 1632 нарушения закона. Министерство внутренних дел расследовало 342 факта коррупции, Комитет национальной безопасности РК – 89 фактов. Замыкают рейтинг органы прокуратуры, выявившие 68 коррупционных преступлений.

Также пресечено 25 особо тяжких и 1368 тяжких преступлений, 112 фактов системной коррупции. Чиновников оштрафовали за взятки и хищения на общую сумму 2,9 млрд тенге, для возмещения ущерба наложен арест на имущество подозреваемых на сумму 1,2 млрд тенге.

Кроме того, в апреле в Антикоррупционной службе назвали наиболее коррумпированные госорганы.

В этом коррупционном потоке отдельные случаи все равно поражают воображение. Например, в апреле появилась информация о том, что руководителя управления образования Нур-Султана подозревают в растрате бюджетных средств на сумму 869 млн тенге, выделенных на антикризисные меры. В Антикоре сообщили о регистрации

досудебного расследования по факту закупки оборудования управлением образования столицы по завышенным ценам.

В том же месяце казахстанцы узнали, в чем причина тотального отставания наших школьников в период карантинной удаленки. Как свидетельствует статистика, множество детей не имеют дома компьютеров, государство решило им помочь, но вмешалась чиновничья жадность. Сотрудники Антикоррупционной службы сообщили о проведении расследования по фактам хищений бюджетных денег, которые были выделены в 2020 году на приобретение компьютеров, планшетов и ноутбуков для детей из-за перехода на онлайн-обучение.

Отдельно нужно отметить совершенно безбожное воровство средств, направленных на борьбу с коронавирусом. Еще в январе Антикоррупционная служба зарегистрировала сто уголовных дел, связанных с пандемией COVID-19. Из них почти половина – это хищения денег, выделенных на антикризисные меры

В частности, были пресечены факты приобретения 132 аппаратов ИВЛ по завышенной стоимости на сумму более двух миллиардов тенге. Остается добавить, что пандемия лишь усилила страсть отечественных чиновников к присвоению народного добра. Страх перед законом или общественным осуждением не останавливает преступников, и в эпоху коронавируса коррупция становится подлинным национальным бедствием.

Читайте также: