На каком этапе происходит общее ознакомление исполнителя с музыкальным произведением

Обновлено: 04.07.2024

1. Первоначальное ознакомление. Оно должно быть не длинным, направленным непосредственно к чувствам и переживаниям детей. Необходимо создать особую эмоциональную атмосферу. Форма общения может быть разной: монолог, беседа, рассказ ученика, проблемная ситуация и т.п. (Глебов "Маленький принц" – на доске шляпа – уда проглотил слона. Какая музыка у часов – Прокофьев "Полночь").

Существует ряд методических приемов организации первого знакомства с произведением.

Опорой учителю могут выступить следующие моменты:

Интересы и увлечения ребят, учителя, известных, выдающихся людей, случаи из жизни.

История создания произведений.

Сведения о стране.

Литературный герой. Историческая эпоха. Передачи по телевидению, радио, выставки. Тембры голоса, инструментов.

Подвиги, дела, поступки.

Нравственная ситуация. Игра, сказка.

Художественная деталь в произведении.

Наглядные пособия, репродукции.

Самостоятельное определение названия.

Сочинение музыки на заданный сюжет, образ, характер. Вокализация доступных тем.

Сравнение с другими произведениями.

Показ произведения

Перед показом учитель четко формулирует вопросы к произведению, дает определенную установку. Очень важна хорошая запись или собственное исполнение. Важно умение пользоваться аппаратурой.

Художественно-педагогический анализ музыкального произведения

На данном этапе происходит основная работа по раскрытию содержания произведения и его познанию. Исходя из темы, задач урока, особенностей произведения, возраста и уровня подготовки детей, и т.д. учитель, опираясь на вышеприведенный порядок познания музыкального произведения, (используя приемлемые для данного момента положения) организует деятельность учащихся, выстраивает вопросы, создает проблемную ситуацию.

Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия Русский психолог В. Петрушин предлагает следующий порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия: (при постановке вопросов следует учитывать возрастные особенности детей, их жизненный и музыкальный опыт).

4. Выявление главного настроения.

При характеристике музыки следует использовать абстрактные существительные (грусть, нежность, радость), а не имена прилагательные (грустная, нежная, радостная).

- Какие чувства передаются в предлагаемой музыке?

- Какие эпизоды понравились тебе больше всего?

- Какие чувства передает композитор – добрые или злые?

Определение средств музыкальной выразительности.

- Какие средства использовал композитор для передачи характера героя?

- Какие средства создают выразительность интонации? Как музыка изменяется?

- Почему композитор выбрал именно такие средства музыкальной выразительности?

Развитие художественного образа.

Перед учениками следует задавать вопросы, по средством которых они могли бы переводить содержание музыкальных произведений, развитие его образов на язык адекватных вербальных понятий. Объясняя содержание музыкального произведения словами, ученик начинает лучше его понимать. Развитию образного мышления способствует поиск своего названия. Для этого хорошо подходят задания на продолжение предложений незаконченного типа. "В этой музыке как будто…"

- Как это произведение начинается? Какой образ возникает в твоем сознании?

- Какое настроение у героя? Какой он по характеру? Какие у него движения и звукопроявления?

- Какая интонация выражает характеристику героя

- Как он дальше развивается – плавно или с резкими контрастами?

- Как заканчивается произведение? К чему привело развитие образа?

Постижение главной идеи произведения.

- Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение?

- Какая основная мысль владела им в процессе его создания?

- Что он хотел сказать людям своей музыкой?

- Почему автор назвал это произведение именно так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы ставят учащихся перед проблемой размышления над общечеловеческими ценностями, находящими свое воплощение в звуках музыки. Понимание этих проблем ведет к нравственному возвышению личности школьника.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В данной работе выявлены этапы разбора музыкального произведения. Работа над содержанием, пианистические трудности и т. д . Уделено внимание к возрасту и психологии учащегося, его одаренности, уровню музыкального и общего развития. Показаны основные принципы фортепианной педагогики.

Оценить 1807 0

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Тема методической разработки:

преподаватель по фортепиано

Яшина Надежда Юрьевна

Список использованной литературы

Актуальность

Работа учащихся над музыкальным произведением чрез­вычайно многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения - его содержания, пианистических трудностей, встречающихся в нём. Кроме этого, всё течение работы связано с возрастом и психологией учащегося, его одаренностью, уровнем музыкального и общего развития. Но эту работу объединяют и определяют характеризующие её общие положения, отражаю­щие основные принципы фортепианной педагогики.

Точное усвоение полного нотного текста, музыкальное и техническое овладение всеми деталями, формирование слуховых и мышечных рефлексов.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Мир музыкальных образов произведение имеет неповторимое содержание, раскрывает свой круг образов - от простейших до поражающих своей глубиной и значительностью. Ученику необходимо понимать то или иное произведение, уметь исполнять его, то есть передать в своей игре художественное содержание.

Развить у учащегося способность к такому пониманию музыки педагог сможет

лишь в случае, если на протяжении всех лет занятий будет работать в этом

направлении, никогда не допускать бессмысленного исполнения. Занимаясь со

школьниками первого - второго года обучения нередко приходится подробно

рассказывать о той или иной пьесе, пояснять её содержание, создавая, иногда

целую программу. Общее и музыкальное развитие ученика позволяет прибегать к пояснениям такого типа, когда привлеченный педагогом художественный образ

деталь. Иногда название, эпиграф помогает творческому восприятию ученика. Но

в музыкальной литературе больше произведений лишенных конкретных

Опираясь на возможности ученика, его развития, надо добиваться, чтобы

жизни композитора, эпохой в которой он жил его стилем. Важно, чтобы педагог сыграл произведение, остановил внимание на его выразительных особенностях.

Во время проигрывания выявил вместе с учеником музыкальное содержание,

форму произведения. Чем полнее и ярче начальное представление о произведении

у учащегося, тем с большим пониманием стоящих перед ним творческих задач

протекает вся после­дующая работа.

Ознакомившись с произведением, ученик приступает к тщательному прочтению текста, к его разбору. Грамотный разбор создает основу для дальнейшей правильной работы. Внимательное отношение к тексту еще при разборе приводит к вдумчивому изучению и самому тщательному

вы­полнению всех авторских пометок, указаний. Необходимо, чтобы учащийся с самого начала обязательно обращал внимание на фразировку, иначе его игра

будет лишена всякого смысла. Надо приучить его, еще при разборе слышать

фразу. Звуковая точность, метроритмическая тщательность прочтения нотных

обязательны при разборе любых произведений. Очень важно - внимательное

отношение учащегося к ап­пликатуре. При занятиях с недостаточно опытными

учащимися педагогу лучше заранее проверять в тексте указание аппли­катуры. К

решению вопросов аппликатуры должны привлекаться и сами учащиеся.

Весьма важный вопрос - игра на память. Хорошо, если значительную часть

произведения учащийся знает наизусть еще в начале его изучения. Что облегчает

и ускоряет ход работы над сочинением, так как ученик, не будучи связан с

постоянным чтением нотного текста, раньше приобретает ощущение

эмоционального и физического удобства в испол­нении.

Выучивание на память следует вести сначала по отдельным разделам в

медленном темпе; затем переходить к соединению их в более крупные части и

далее к медлен­ному проигрыванию всего произведения с тщательным

вслушиванием и детальным осознанием текста.

ВТОРОЙ ЭТАП

Разобрав сочинение, возможно, заучив его на память, учащийся некоторое

время будет работать главным образом над отдельными задачами, более общими

при господст­ве в произведении одного настроения, одной фактуры, более

детализированными в контрастном по своему содержанию со­чинении, где, чуть

ли не каждое, небольшое построение, по­рой краткая фраза имеют свои трудности.

С чего начинать работу, какие трудности преодолевать - покажут только конкретные обстоятельства: данный ученик и, в особенности, данное произведение.

В целом, свойственные произведению трудности являются общими для

большинства учащихся. Осмысленность, сознательное отношение к работе

необходимы учащимся самого различ­ного уровня подготовки. В любом, пусть

технически нетрудном произведении без внимательного слухового контроля

нельзя добиться, чтобы должным образом прозвучала какая-нибудь мелодия,

была достигнута плавность сопровождения, найдена необходимая именно в

данном случае, краска. Сознательная, целенаправленная работа над

той конкретной цели, к которой учащийся стремится в данный момент.

Значение этого вопроса подчёркивал С. Е. Фейнберг: «Следует отделить в своей работе материал, легко и свобод­но исполняемый, от трудностей над которыми

Одна из важных проблем второго этапа - это звучание инструмента. Эта работа неотделима от работы над техникой. Естественный певучий, насыщенный

звук, который возможен только при свободном аппарате - не только одно из

важнейших средств выразительности: это - фундамент звукового мастерства, на

основе которого можно создавать бесконечное темброво-динамическое богатство

звучания. Необходимо добиваться, чтобы учащийся освоил начальную,

музыкально-осмысленную, но как бы черновую стадию звуковой работы над

произведением. Главной здесь становится проблема органичной взаимосвязи

слухового представления конкретной звуковой цели и особой тонкости, чуткости

реализующих его концов пальцев играющего. Работа над осмысленностью и

выразительностью исполнения, как бы, вбирает в себя все необходимые средства,

позволяющие выявить творческий замысел композитора. Это фразировка,

динамические краски и тембровые возможности инструмента, различные штрихи,

агогические нюансы. Должно быть понятно передано выразительное содержа­ние

каждой фразы, найдены нужные исполнительские краски. Смысл, заложенный в

той или иной фразе, надо выявить, не теряя взаимосвязь с предыдущим и

последующим. «Всякая музыка всегда была расчленена дыханием. Живое

дыхание, которое является нервом всякого исполнения, должно быть

неотъемлемым свойством и фортепианного исполнения. Ощущение дыхания и выявляющих его

целеустремленность развития музыки - одно из главных условий осмыслен­ности

исполнения. В каждой фразе есть известная точка, которая состав­ляет логический

Важная часть в разборе - это динамические оттенки. С динамикой связана

тембровая сторона звучания: сухой бескрасочный звук может понадобиться в

весьма редких случаях и только как своеобразная звуковая окраска. Учащемуся

необходимо владеть различными forte, разнообразным piano. Нельзя

конкретным музыкальным содержанием. В области звучания, относимой

к forteважно предостеречь учащегося от опасности преувеличений и

максимальных динамических возможностей. Также необходимо объяснить ученику, что характер звучания и в piano всегда определяется смыслом музыки;

ясность же звучания необходима и при pianissimo, которое, кстати, требует

особой точности прикосновения пальцев к клавишам.

Занимаясь с учениками, нужно воспитывать в них ощущение как метра,

так и ритма. С одной стороны, в игре необхо­дима временная точность; с другой –

выразительный смысл произведения вносит свои требования, корректирующие

метричность. Ученик должен знать, что в основе ритмической свободы лежит

В занятиях должен затрагиваться вопрос о пользовании такими нюансами,

как различные замедления и ускорения. Ученику надо объяснить, что этими

нюансами нельзя злоупот­реблять, что необходимо их соответствие стилю и

характеру произведения. Л. В. Николаев указывал, что «нюанс - не украшение,

так же как и в разговорной речи, он является не украшением, а необходимостью,

вытекающей из смысла передаваемого. Задача исполнителя - найти такие

Чрезвычайно большую роль в работе учащегося играет правильная

педализация. Ученик должен знать, что педалью управляет только

слух. Нужно приучить спокойно нажимать педальную лапку и так же мягко

снимать педаль. Прежде всего, надлежит познакомить ученика с основными

видами педализации и научить сознательно пользоваться ими, все время

вслушиваясь в качество звучания. Ученику, начинающему играть с педалью,

должно быть ясно, для чего она нужна в данном случае: надо ли присоединить

бас к основной гармонии и услышать общее звучание, следует ли связать между

собой несколько аккордов или далеко отстоящие друг от друга звуки мелодии,

нужно ли подчеркнуть заключительные аккорды произведения. Со временем

перед учащимися встанет вопрос об использовании левой педали. Здесь

необходимо знать, что нажатая левая пе­даль меняет тембр, характер звучания и

применять её можно только там, где она нужна.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Воспитание у ученика способности слышать, охватить всё произведение целиком и умение цельно его исполнить представляет весьма важный раздел

обучения. Одной из важных предпосылок целостности исполнения является

ощущение общей линии развития произведения. Воспитание у ученика

способности слышать, охватить всё произведение целиком и умение цельно его

исполнить представляет весьма важный раздел обучения. Одной из важных

предпосылок целостности исполнения является ощущение общей линии развития

произведения. Обычно чем крупнее и богаче произведение по кругу образов и

настроений, тем больше в его развитии отклонений, тем труднее почувствовать и

провести основную линию мышления ко­роткими временными (и смысловыми)

в музыке, объединять большие последовательности. Это будет способствовать

цельности исполнения, облегчит выяв­ления авторского замысла, содержания

исполняемой музыки. Надлежащее исполнение произведения не может быть

достигнуто без понимания выразительного значения формы. Ученику должно

быть известно, что форма неотделима от содер­жания. Воспринимая

направленности развития, важно почувство­вать грани между основными

разделами произведения, выявить их смысловое значение. Надо научить

дослушивать исполняемый раздел и ярко, рельефно начинать следующий за

ним. Здесь можно провести аналогию с работой над фразировкой; только теперь

работа над деталями приобретает качественно новое значение, подчеркивает

стройность, законченности целого. Если в произведении содержится ряд

кульминаций, необходимо обратить внимание на их соотношение по значимости.

Состояние работы на заключительной стадии позволяет окончательно установить общийисполнительский план произ­ведения. Ученик должен не только

представлять исполнительский план произведения, но и знать, какие

выразительные детали в том или ином разделе являются главными, на чем должно

быть заострено внимание. Нужно окончательно уточнить темп исполнения. Определению темпа способствуют авторские указания, понима­ние

характера произведения, его стиля.

В каждом отдельном случае следует совместно с учеником найти темп,

позволяющий ему удобно чувствовать себя при исполнении

произведения. Научившись исполнять подвижное сочинение в требуемом темпе,

учащийся должен продолжать работу в более медленном движении: это

закреплению испол­нительского плана во всех его деталях. Но работа в медленном

движении не должна вести к утрате представление о нужном темпе. Ученик

должен хорошо выграться в произведение, для этого следует больше играть

целиком и в требуемом темпе.

Учащийся никогда не освоится с исполнением произ­ведений виртуозного или просто подвижного характера, если не приучит себя слышать и мыслить в нужном движе­нии, если не будет над ним работать.

Процесс работы над произведением всегда требует времени. Длительность этой работы иногда может повести к утрате у ученика интереса к

произведению. Поэтому, при работе с учеником необходимо помогать глубже

чувствовать красоту исполняемого. Иногда полезно выучив произведение,

временно отложить его, затем через некоторое время вернуться к нему и тогда

уже приступить к непосредственной подготовке и выступлению на эстраде. Это

всегда вносит в исполнение элементы нового, восста­навливает свежесть восприятия.

Игра учащегося может быть яркой только при наличии у него собственных

исполнительских намерений, необходимого вла­дения инструментом и

исполнительской воли, позволяющей довести

непремен­ное умение воспринимать и передавать с не меньшей

внутренней наполненностью лиричность, задушевность, философскую

углубленность, бесконечное разнообразие состояний. Удачное, яркое,

эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение,

завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для

учащегося, а иногда может сказаться и крупным достижением, своего рода

творческой вехой не определенной ступени его обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Гольденвейзер А. Б. Вопросы исполнительства. М. 1965.

Коган Г. У врат мастерства. М., 1958.

Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие.- М., Музыка. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие/ под общей ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой.-И.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Читайте также: