Кто является главной фигурой в обеспечении безопасности дорожного движения

Обновлено: 07.07.2024

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 2. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:

дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно - транспортных происшествий и их последствий;

дорожно - транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

организация дорожного движения - комплекс организационно - правовых, организационно - технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно - целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно - транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

осуществления деятельности по организации дорожного движения;
материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;

лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Статья 6. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения

1. В ведении Российской Федерации находятся:

формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;
установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

разработка и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;

образование федерального специализированного фонда обеспечения безопасности дорожного движения;

организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;
координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

4. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Статья 7. Исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Статья 8. Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

1. Общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно - транспортных происшествий, в соответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:

вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

проводить по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно - транспортных происшествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов в суде;
проводить мероприятия по профилактике аварийности.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты могут привлекать с их согласия общественные объединения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 9. Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения

1. На территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно - транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению.

2. Система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации.

— Разместил/а 10 декабря 1995, 11:16, отредактировано 07 апреля 2018, 18:16

Безопа́сность доро́жного движе́ния — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

По российскому законодательству безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. [1]

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб (говорят также о безрельсовом транспорте). То есть исключаются например, дорожные происшествия с участием только пешеходов (упал на дороге, сбит толпой и т. п.) [2] .

Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей, поездов, и т. п.) вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. По данным ВОЗ, в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы. [3] Более 27000 погибает на российских дорогах [4] . , и более 40000 на дорогах США [5] , в пересчёте на количество автомобилей эти цифры означают в год 70 погибших в ДТП на территории России или 15 погибших в США на каждые 100 000 автомобилей [6] . По статистическим оценкам, с начала XX века на дорогах США погибли в ДТП более трех миллионов человек, что превышает все потери США (650 000) во всех военных конфликтах (с 1774 года).

Содержание

Разновидности ущерба

Смерть

Наиболее очевидный вид ущерба от ДТП — это гибель людей.

Однако, определение смертности в ДТП все равно не однозначно, и зависит, от различных, произвольно введенных критериев. Так, например, в США, в системе анализа смертности от ДТП [5] смертью от ДТП считается смерть участника дорожной аварии в 30-дневный период после аварии (в разных штатах — до года). Например, если у водителя случился несмертельный сердечный приступ, в результате которого произошло ДТП и он погиб — это смертность от ДТП. Но, если было установлено, что в результате приступа водитель (или пассажир) умер еще до аварии — эта смерть не считается смертью от ДТП.

Критерий 30-дневного срока, конечно, несколько произвольный, но вынесение решений о причине смерти от ДТП иным образом сильно затруднено. Безусловно, такой критерий далеко не совершенен — пострадавший от ДТП, может умереть в больнице от неправильного лечения или банальной пневмонии, и это будет зафиксировано как смерть от ДТП, или наоборот, несколько месяцев цепляться за жизнь, но в конце концов умереть — и это не будет зафиксировано как смерть от ДТП, но в целом, такой критерий сейчас признан и используется в серьёзных статистических исследования.

Так, например, в США и Европе, в системах регистрации анализа смертности от ДТП [5] [7] [8] смертью от ДТП считается смерть участника дорожной аварии в 30-дневный период после аварии. В России с 01.01.2009 г. также установлен 30-дневный период (до 01.01.2009 г. погибшими в ДТП считались лица, скончавшиеся в течение 7-ми суток с момента ДТП).


Среди других факторов, затрудняющих измерение смертности — ошибки и даже намеренные скрытие результатов регистрирующими (как правило, полицейскими) службами. Например, было установлено, что даже в достаточно благополучной и законопослушной Голландии, в период с 1996 по 2001 г. полиция не сообщила о 7 % смертей в случае аварий [9] . В менее благополучных странах можно ожидать меньшей аккуратности в регистрации смертности.

Вышеперечисленные факторы затрудняют анализ и сравнение данных по смертности между различными странами.

Травмы

Очень сложно установить, сколько людей получили травмы в результате ДТП. Выше показано, сколько сложностей может быть с определением смертности от ДТП, а определить и измерить количество и степень травм еще сложнее.

Травмы, не требующие госпитализации, часто не учитываются вовсе, а проведенное в Нидерландах сравнение числа госпитализированных пострадавших по данным полиции и общенациональной регистрации сектора здравоохранения [9] , показало, что полицией учитываются только порядка 40 % пострадавших.

Повреждение собственности

Меры обеспечения безопасности

Различают активные меры, которые должны предотвратить аварии и пассивные меры, направленные на уменьшение последствий аварий.

К активным мерам относят:

  • Разумное проектирование и расположение объектов дорожной сети.
  • Изучение влияния конструкции дороги на вероятность аварии.
  • Совершенствование организации движения.
  • Правила дорожного движения.
  • Контроль за соблюдением правил дорожного движения.
  • Обязательное прохождение государственного техосмотра.

К пассивным мерам относят:

  • Совершенствование технических средств транспортных средств и средств индивидуальной защиты:

обустройство автомобиля наибóльшим количеством подушек безопасности, использование ремней безопасности, подголовников и детских кресел; повышение жесткости кузова, а также применение усиливающих элементов в передней, задней и боковых частях кузова.

  • Использование приспособлений для защиты пешеходов.

Влияние конструкции дороги на вероятность аварии и тяжесть последствий

На простейшей дороге с одной полосой движения в каждую сторону велика вероятность самых тяжелых аварий вследствие лобовых столкновений при обгоне или выезда на встречную полосу по причине неисправности автомобиля или потери контроля со стороны водителя из-за нездоровья или засыпания. Однако следует заметить, что интенсивность дорожного движения на таких дорогах, как правило, не велика.

При наличии разделительной полосы достаточной ширины или разделительного (барьерного) ограждения лобовое столкновение исключается. Однако в случае с разделительным ограждением появляется вероятность столкновения автомобиля с этим ограждением, что в некоторых случаях приводит к не менее тяжелым последствиям.

Конструкция дороги, исключающая появление людей или животных на проезжей части, резко снижает вероятность столкновений с ними. В первую очередь это касается автомобильных дорог I технической категории (автомагистралей), на которых исключены пешеходные переходы в одном уровне с проезжей частью.

Выделение дополнительных полос для остановки и стоянки автотранспорта, а также для подготовки к поворотам налево или направо снижает вероятность наезда на неподвижные или движущиеся с малой скоростью автомобили.

Оборудование перекрестков светофорами снижает вероятность столкновения автомобилей пересекающихся направлений и упрощает переход проезжей части пешеходами.

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения подробно описывают условия безопасного движения. Много внимания уделяется ограничению скорости. Сказано о необходимости соблюдать необходимый интервал движения, но нормативно он не определен.

Контроль соблюдения правил дорожного движения

Cоблюдение ПДД является главным условием предотвращения ДТП. Обеспечение безопасности дорожного движения возложено на Госавтоинспекцию МВД России.

В последние месяцы мы узнаём о законодательных и нормативных инициативах в области организации и безопасности дорожного движения чуть ли не ежедневно. Только эффекта от них будет немного, если не произойдет самого главного — не появится один-единственный ответственный за эти темы орган.

ПРИДАТЬ СИЛУ ЗАКОНА

Сразу две организации в начале этого года предложили сделать Правила дорожного движения законом, а не документом, который утверждает правительство. Депутат Госдумы, первый заместитель главы комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков считает, что сейчас ПДД — это подзаконный акт, то есть не более чем инструкция для водителей и пешеходов. А вот в качестве федерального закона они заработают гораздо лучше!

В настоящее время просто не существует свода правил, которые четко распределяли бы обязанности по организации движения между ведомствами и органами власти разных уровней. Основная нагрузка лежит на ГИБДД, однако та явно не справляется. Собственно, в этом корень зла многих дорожных проблем.

НА КОМИССИОННЫХ НАЧАЛАХ

Мы думаем, не стоит изобретать велосипед заново. Давайте посмотрим на мировую практику! Венская конвенция по безопасности дорожного движения, к которой присоединилась и Россия, предлагает, чтобы этими вопросами занимался некий государственный орган в тесном сотрудничестве с общественными организациями. В Европе в роли первого чаще всего выступает министерство транспорта той или иной страны (а в Испании, например, министерство по развитию). Для координации усилий государства и общественности служит специальная комиссия.

Еще один очень важный момент: правительственная комиссия, несмотря на высокий статус, не имеет средств (да и права ими распоряжаться) для реализации своих решений. Хотя у каждой из организаций-участниц комиссии есть бюджет, в котором, кстати, предусмотрены затраты именно на организацию и безопасность движения. Есть еще и Федеральная целевая программа по БД, на которую, между прочим, за пять лет было выделено свыше 50 млрд. рублей, но эти деньги почему-то перечислялись через МВД, судьба их во многом неизвестна (ЗР, 2012, № 3).

ОДИН ЗАКОН, ОДИН ИСПОЛНИТЕЛЬ

Итак, в Минтрансе считают, что повысить безопасность можно, только приняв специальный закон. Правда, не очень понятно, кому отвечать за его выполнение; в самом министерстве считают, что это не совсем их функция (во всяком случае, при нынешней структуре).

— Я уверен, что в стране обязательно должен быть единый государственный орган, занимающийся вопросами дорожного движения и безопасности, причем желательно в ранге министерства! — не сомневается Виктор Похмелкин, лидер Движения автомобилистов России. — Возможно, эти задачи могло бы взять на себя новое Министерство автомобильного транспорта и организации движения, — нынешний Минтранс взвалил на себя слишком много обязанностей и функций в совершенно разных отраслях. Кстати, в новое министерство могла бы войти и служба дорожной полиции. И не надо бояться симбиоза гражданского ведомства и военного. В нынешнем министерстве юстиции РФ тоже имеется военная структура — Федеральная служба исполнения наказаний. И они нормально уживаются…

Но пока у нас официально упомянутые вопросы решают семь чиновников под руководством восьмого — вице-премьера, причем никто из них за это ответственности не несет. Так стоит ли ужасаться тому, что растут цифры смертности на дорогах?

1_no_copyright

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ — В РУКАХ СЕМИ НЯНЕК.

А КАК В ЕВРОПЕ?

В Европейском союзе за безопасность на дорогах отвечает специальный орган — Европейская комиссия по транспорту и движению; ныне ее возглавляет эстонец Сиим Каллас. Она вырабатывает документы, предписывающие местным органам, а также автомобильным и шинным производителям вводить те или иные программы транспортной безопасности. Затем нормы утверждаются Европарламентом. Комиссия разрабатывает краткосрочные и долгосрочные планы. Главные цели — переход к объединенной панъевропейской транспортной системе, действующей по единому законодательству, а также сокращение смертности на европейских дорогах на 50% к 2020 году. Любой житель Евросоюза (и не только!) может обратиться в комиссию и к ее руководству через сайт с жалобой, рекомендацией или информацией о состоянии в сфере транспортной безопасности. Считается, что благодаря работе комиссии число жертв на европейских дорогах за 2001–2010 годы сократилось в среднем на 43% (от 3% в Румынии до 58–61% в прибалтийских странах).

Помимо Еврокомиссии безопасностью на дорогах занимаются две специализированные негосударственные организации. Это образованная в 2002 году немецким автомобильным клубом ADAC, британской автомобильной ассоциацией AA и голландским клубом автотуристов ANWB организация — Европейская программа по оценке дорог (EuroRAP). Она проводит независимую оценку состояния и инфраструктуры дорог, выявляет опасные участки и предлагает меры по их переустройству. В 27 странах Евросоюза EuroRAP сотрудничает с 65 партнерскими организациями — госорганами (как правило, министерствами транспорта), различными объединениями и фондами.

С 1997 года работает и Европейская программа по оценке новых автомобилей (EuroNCAP), основанная лабораторией транспортных исследований британского департамента транспорта при поддержке правительств Франции, Германии, Швеции, Нидерландов. Ее задача — определение уровня пассивной безопасности автомобилей, сертифицированных для продажи на территории Евросоюза.

На национальном уровне проблемами организации движения и безопасности на дорогах занимаются, как правило, министерства транспорта.

Системный подход к дорожной безопасности

О том, каких результатов удалось добиться в рамках реализации федеральных проектов, направленных на повышение безопасности дорожного движения, рассказывает первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Александр Горовой.

Обеспечение безопасности дорожного движения для Российской Федерации остаётся актуальной задачей, требующей активных действий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий. Её выполнение возможно за счёт усиления межведомственного взаимодействия, комплексного воздействия на проблемы в области обеспечения безопасности дорожного движения, реализации в каждом из направлений деятельности мер системного характера. Особую значимость приобретает скоординированная работа всех заинтересованных ведомств и служб, ключевой из которых является Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Действенными площадками для принятия значимых решений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения являются Государственный Совет Российской Федерации, Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения, Проектный комитет, где в режиме межотраслевого обсуждения вырабатывается согласованная позиция федеральных и региональных органов государственной власти, общественных организаций, экспертного сообщества по ключевым позициям государственной политики в сфере дорожной безопасности.

Такая динамика стала возможной в условиях наращивания скоординированных усилий всех заинтересованных федеральных органов государственной власти – участников проекта, органов госвласти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 сместил заложенный в национальных проектах горизонт планирования с 2024 на 2030 год. К этому сроку уровень социального риска, сохранённый в качестве приоритетного показателя, должен составить не более 4 погибших в ДТП на 100 тысяч населения.

Для усиления функции мониторинга и контроля за достижением установленных показателей будет применяться новый, дополнительный, измеряющий транспортный риск (количество погибших в ДТП человек на 10 тысяч транспортных средств).


В связи с ростом в прошлом году на 13,7 процента количества ДТП из-за технических неисправностей транспорта и гибелью в них порядка 1,2 тысячи человек Госавтоинспекцией разработан пакет нововведений для проведения так называемой реформы техосмотра, предусматривающей усиленный контроль за выдачей электронных диагностических карт с обязательной фотофиксацией всех этапов технического осмотра транспортных средств, а также новый порядок проведения техосмотра автобусов при непосредственном участии сотрудников Госавтоинспекции.

Помимо законодательного вектора активная работа проводится по осуществлению материально-технического переоснащения подразделений Госавтоинспекции.

В прошлом году сотрудники дорожно-патрульной службы в субъектах Российской Федерации получили свыше 4 тысяч новых патрульных автомобилей с высокими динамическими характеристиками, позволяющими в различных климатических и географических условиях выполнять задачи по профилактике нарушений, способствующих совершению ДТП с наиболее тяжкими последствиями.

Также региональным подразделениям в 2020 году передана партия новейших технических средств по контролю за состоянием дорог. В распоряжении автоинспекторов теперь есть дополнительно более 650 приборов для измерения ровности дорожного полотна, свыше 200 – для определения коэффициента сцепления шин с покрытием, более 700 устройств для измерения освещённости дорог. Значительные средства выделены на осуществление ежегодной поверки и ремонта поставляемых в подразделения автомобилей и техники.


Для оптимизации и эффективного применения систем фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на заседании проектного комитета по национальному проекту утверждена специальная методика определения мест их размещения, разработанная МВД России совместно с Минтрансом России и субъектами Российской Федерации.

Беспилотные автотранспортные технологии и участие в дорожном движении электромобилей также являются важными темами при обсуждении вопросов, связанных с безопасностью наших граждан на дорогах, независимо от их категории как участников дорожного движения.

Говоря о вопросах медицины, непосредственно связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, следует отметить позитивные шаги: для оперативного оказания помощи пострадавшим в ДТП закупаются новые автомобили скорой помощи. Проходят закупки хроматографов для выявления у водителей в условиях медицинских стационаров и поликлиник состояния опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных веществ.

Ведётся работа по совершенствованию информационного обмена сведениями о выданных медицинских заключениях между Минздравом России и МВД России. Отсутствие доступа к таким сведениям затрудняет выявление граждан, имеющих медицинские ограничения по допуску к управлению транспортными средствами.

Наконец, в целях повышения культуры поведения на дорогах и формирования правосознания участников дорожного движения Госавтоинспекцией проводятся социальные кампании и акции, направленные на привлечение внимания населения к основным факторам риска при участии в дорожном движении и их профилактику.

Особый акцент сделан на совершенствовании практики обучения детей безопасному поведению на дорогах, развитию отрядов юных инспекторов движения.

Наряду с этим принимаются меры по вовлечению общества в процесс контроля за соблюдением правил дорожного движения.

Для этой цели используются современные способы коммуникации, прежде всего – сеть Интернет. Граждане имеют возможность непосредственного участия в обсуждении, а также выработке нормативно-правовых и управленческих решений по вопросам безопасности дорожного движения.

Во всех субъектах Российской Федерации организовано размещение тематических видеороликов социальной рекламы, на местных радиостанциях выходят в эфир передачи на актуальные темы в области обеспечения безопасности дорожного движения. На эти цели в 2020 году из бюджета федерального проекта выделялось более 355 миллионов рублей, в текущем – почти вдвое больше.


Реализованные системные меры в 2020 году позволили значительно снизить аварийность на российских дорогах: общее количество ДТП сократилось на 11,07 процента (до 137,6 тысячи происшествий), число погибших в них людей уменьшилось на 4,49 процента (до 15,7 тысячи человек), раненых – на 12,7 процента (до 175,1 тысячи).

По итогам 5 месяцев 2021 года на российских дорогах зафиксировано снижение количества ДТП с пострадавшими на 7,2 процента (45,8 тысячи происшествий), числа погибших в них людей – на 13,2 процента (4,5 тысячи человек) и раненых – на 8 процентов (58,1 тысячи).

Уменьшилось количество ДТП с участием пешеходов на 6,9 процента (12,7 тысячи происшествий), снизилось число погибших в них на 25,5 процента (1072 человека) и раненых – на 4,9 процента (12,1 тысячи). Реже стали фиксироваться ДТП с участием водителей в состоянии опьянения (снижение на 39,3 процента, всего 3,2 тысячи). В таких ДТП отмечается сокращение выездов на встречную полосу на 0,39 процента (4,3 тысячи), числа погибших – на 1,84 процента (1,3 тысячи) и раненых – на 6,4 процента (7,5 тысячи). Снизилось количество происшествий при сопутствующих недостатках эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на 1 процент (17,8 тысячи), погибших – на 11,9 процента (1,1 тысячи человек) и раненых – на 1,6 процента (22,1 тысячи) в них.

И это не пустые цифры. За каждой из них стоит человеческая жизнь, здоровье участника дорожного движения, сохранение материального благосостояния наших граждан, которые благодаря созданным безопасным условиям участия в дорожном движении не пострадали в ДТП и не повредили принадлежащие им транспортные средства.

Добиться активного движения проблемных статистических показателей вниз удалось именно благодаря реализации мер системного характера, направленных на снижение уровня аварийности и смертности в результате ДТП, слаженной работы основных профильных ведомств, в том числе Госавтоинспекции – как значимого структурного подразделения системы МВД России, празднующего 3 июля 2021 года 85-летие со дня образования.

Штатная численность подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по состоянию на 1 января 2021 года составляла 86,5 тысячи должностей.

Ежедневная работа Госавтоинспекции необходима, востребована, уважаема, но, к сожалению, сопряжена с риском для жизни и здоровья её сотрудников. В 2020 году при исполнении служебных обязанностей погибли 9 и получили ранения 445 сотрудников Госавтоинспекции.

Формирование государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, возложенное на МВД России, принятие оперативных и в то же время эффективных мер, направленных на решение основных задач, сформированных в стратегических документах страны, определяют новые цели и задачи Госавтоинспекции как в её юбилейный год, так и в долгосрочной перспективе работы.

Читайте также: