На какой самолет не нужны права

Обновлено: 16.06.2024

Для многих людей полеты являются мечтой, но не каждый осмеливается воплотить ее в жизнь. Кого-то пугает сложность в достижении этой цели, кто-то не уверен, что справится с ответственностью, иным попросту не хватает средств для обучения.

Однако те, кто все же морально и материально готов преодолеть все трудности, начинают подыскивать себе подходящий авиационный учебный центр чтобы, перед тем, как получить лицензию пилота, пройти профильное обучение и впервые подняться в воздух самостоятельно.

Категории пилотов в России

Как и в любой другой профессиональной сфере, гражданская авиация предполагает наличие для управляющего транспортным средством специальной теоретической подготовки, подкрепленной практическими умениями и соответствующим состоянием здоровья.

Существуют международные обозначения лицензий данных категорий. Для частных пилотов это PPL (Private Pilot License). CPL (Commercial Pilot License) дает право управления воздушными судами и перевозки пассажиров коммерческих рейсов. И наконец, ATPL – Airline Transport Pilot License – наивысшая квалификация пилота. Все летчики на крупнейших авиалиниях имеют лицензию пилота транспортной авиации.

Ключевые требования к получению каждой категории летных прав

Категории летных прав полностью зависят от квалификации пилота. Поэтому для получения лицензии пилота каждой последующей категории летчикам необходимо соответствовать определенным требованиям, ужесточающимся с каждым последующим этапом.

Кто и как может получить лицензию пилота-любителя

Так, пилоту-любителю необходим минимальный налет в сорок часов. Кроме того, лицензию частного летчика не могут получить граждане моложе 18 лет. Для допуска к практическим полетам обучающийся должен предъявить справку о прохождении медобследования третьей категории.

Для получения лицензии коммерческого пилота предъявляются более жесткие требования. Летчики должны:

  1. Иметь налет не менее 200 часов.
  2. Как командир воздушного судна, налетать не менее 100 часов.
  3. Совершить маршрутный налет не менее 20 часов (в который должны входить не меньше двух полных посадок на аэродромах).
  4. Иметь не менее десяти часов налета по приборам.
  5. Совершить не менее пяти часов ночных полетов (в эти налеты обязательно должны быть включены от пяти ночных взлетов и посадок).

Для получения летных прав коммерческого пилота необходим возраст от 18 лет и успешное прохождение медкомиссии второго класса.

Самые сложные условия – для кандидатов в линейные пилоты. Помимо прохождения наиболее сложной медкомиссии первого класса и достижения возраста 21 год, летчики обязаны иметь минимальный налет 1500 часов.

Общие требования для всех летчиков – знание английского языка на высоком уровне (способность говорить, понимать, читать и писать). Дело в том, что именно английский принят за международный язык авиации.

Прохождение медкомиссии

Медицинское освидетельствование для летчиков является чуть ли не ключевой составляющей для получения летных прав. Члены комиссии весьма строги к кандидатам, но это понятно – будущему летчику придется управлять воздушным судном. А эта работа сопряжена с немалым эмоциональным напряжением, а для более квалифицированных линейных летчиков – с ответственностью за жизни десятков, а то и сотен людей.

Кто и как может получить лицензию пилота-любителя

Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) подробно описана в Федеральных авиационных правилах №50 и условно делится на три класса:

  • третий класс: ее проходят все будущие летчики, эта комиссия наименее строга (но требования к ее прохождению очень жесткие) и необходима для того чтобы получить доступ к обучению на частного пилота;
  • второй класс предназначен для тех, кто уже имеет лицензию пилота гражданской авиации и намерен дальше повышать свою квалификацию;
  • первый класс подразумевает собой строжайший отбор, поскольку ее успешное прохождение дает летчику возможность управлять самолетами гражданских авиалиний.

Требования к прохождению ВЛЭК очень высокие. Будущий летчик должен иметь хороший вестибулярный аппарат, стопроцентное зрение (сейчас допускается лазерная коррекция), нормальный пульс и давление. Перед прохождением комиссии надо собрать результаты анализов и сделать выписку из амбулаторной карты.

Специалисты советуют заранее сделать ЭКГ, вылечить все насморки и гаймориты, а в случае проблем с зубами посетить стоматолога. Разумеется, за несколько дней до прохождения медкомиссии необходимо отказаться от алкоголя и прочих вредных привычек.

Как стать пилотом

Для того чтобы стать пилотом, необходимо пройти специальное обучение. Те, кто определился с призванием еще в юности, предпочитают поступить в авиационный институт, однако такое желание сопряжено с рядом трудностей.

Высших учебных заведений, обучающих будущих летчиков, в России всего три – в Москве, Санкт-Петербурге и в Ульяновске. Большинство остальных училищ являются летными колледжами и существуют на базе институтов.

В каждом из вузов есть бюджетные места, однако поступить не так-то просто – помимо жесткого отбора абитуриентам необходимо пройти довольно строгую медкомиссию, поскольку к управлению воздушными судами допускаются только физически крепкие люди без каких-либо отклонений в здоровье.

Кто и как может получить лицензию пилота-любителя

Кроме того, медосмотры придется проходить на каждом курсе, и если хотя бы один врач признает студента не годным, последует неминуемое отчисление, какие бы успехи такой ученик не показывал в учебе.

По окончании обучения, имея необходимый налет часов, выпускники получают категорию коммерческого пилота и могут приступить к самостоятельным полетам, чтобы со временем, получив достаточный опыт, иметь возможность перейти на работу на транспортные перевозки в качестве линейного пилота.

Поскольку не каждый готов к обучению в вузе, да и не все желающие управлять летательным аппаратом хотят связать с полетами свою жизнь, существует множество авиационных учебных центров, продающих курсы по обучению пилотированию. Такие учебные заведения обязательно должны иметь свой сертификат, дающий право вести обучение.

Разумеется, для студента это будет стоить немалых денег, но если проблем с финансами не наблюдается, а желание летать очень сильное, частная школа может быть отличным вариантом.

Обучение на пилота-любителя

Для того чтобы стать пилотом-любителем, необходимо пройти теоретическое и практическое обучение.

Первый этап занимает около двух-трех месяцев. В течение этого периода курсанты училищ и летных школ изучают различные предметы, знание основ которых необходимо пилоту. Некоторые студенты приступают к полетам с инструктором до окончания теоретических занятий, однако большинство предпочитает изучить все в классах, прежде чем начать применять свои знания на практике.

Теоретический курс подготовки частных пилотов включает в себя множество дисциплин. Среди них: управление самолетом, навигация, авиационная метеорология, аэродинамика, устройство самолета. Кроме того, в программу входит изучение юридических аспектов самолетовождения.

Кто и как может получить лицензию пилота-любителя

Практика подразделяется на занятия на тренажерах, имитирующих кабину самолета, на полеты с инструктором и на самостоятельные полеты. Постепенно осваивая этап за этапом, будущий летчик приобретает новый опыт. Время, затрачиваемое на практические занятия, не регламентировано – все зависит как от способностей студента, так и от его возможностей.

Сорок летных часов являются необходимым минимумом для получения лицензии, однако опытные инструкторы утверждают, что для уверенного пилотирования необходимо 100-150 часов налета.

Общий срок обучения в частных авиашколах, включая полеты с инструктором, занимает в среднем от полугода до десяти месяцев.

Порядок получения лицензии частного пилота

Свидетельство пилота выдается Росавиацией. По обучении выпускнику будет выдан документ, подтверждающий окончание авиационного учебного центра и справка о налете. Аттестация проводится комиссией или в самой Росавиации, или в одном из ее территориальных органов.

Успешное прохождение теоретических экзаменов и практического (полет с инструктором-экзаменатором), при наличии документов, подтверждающих соответствие будущего летчика всем прочим требованиям (налета часов, медицинского освидетельствования) дает гарантию на выдачу выпускнику летных курсов заветного свидетельства.

После обучения и получения лицензии пилота-любителя человек может самостоятельно совершать полеты в условиях хорошей видимости, управляя самолетом с одним двигателем.

Кто и как может получить лицензию пилота-любителя

Выдача свидетельства пилота-любителя сопровождается простановкой в документе отметок о типе воздушных судов, к управлению которыми разрешен доступ, а также о классе самого летчика – в данном случае, PPL.

Названия марок воздушных судов, на которых можно летать, в лицензии не указывается. Но в документе обязательно делается пометка о типе и классе летательного аппарата.

Поскольку свидетельство частного летчика является первой ступенькой в постижении мастерства летчика, обладатель лицензии может продолжить обучение уже на коммерческого пилота и изучить полеты по приборам, налетать ночные часы и постепенно освоить многодвигательные самолеты.

Внимание: лицензия частного пилота дает право совершать перелеты в одиночестве, а также с семьей и друзьями. Законодательно таким летчикам запрещено извлекать коммерческую выгоду из своих полетов.

Срок действия лицензии

Как таковое, свидетельство пилота действует бессрочно, но всем летчикам необходимо проходить относительно частые медкомиссии. Медицинская справка, выданная врачебно-летной экспертной комиссией, для частных пилотов действительна в течение двух лет. Однако раз в год необходимо проходить медицинское освидетельствование по упрощенной схеме.

Ухудшение здоровья (самое распространенное для постоянно поднимающихся в воздух пилотов – частичная потеря слуха) станет препятствием к повторному прохождению медицинского осмотра ВЛЭК. Это лишит летчика возможности вновь сесть за штурвал.

Лицензия на пилотирование вертолета

Кто и как может получить лицензию пилота-любителя

Управление вертолетом не подразумевает более простые требования, чем те, что предъявляются к летчикам, желающим пилотировать самолеты. Например, прохождение обязательной врачебно-летной экспертной комиссии одинаково для получения лицензии пилота вертолета и летных прав для тех, кто собирается летать самолетами.

Поскольку вертолеты разных моделей несколько отличаются друг от друга по типу, для того, чтобы пересесть на другую машину, летчику необходимо дополнительно пройти небольшой курс переподготовки. Самый популярный легкий вертолет в большинстве летных школ – американский Robinson R44.

Обучение в вертолетных школах, как правило, короче – в среднем около двух месяцев. Программа аналогично совмещает теорию и полеты. По окончании курса, налетав сорок часов, учащийся проходит внутреннюю выпускную аттестацию, затем отправляется на экзамен в Росавиацию. После успешной сдачи экзаменов летчик получит свидетельство пилота вертолета.

Заключение

Для того чтобы исполнить свою мечту, сев за штурвал воздушного судно, к сожалению, мало одного лишь желания. Кандидат в летчики должен обладать отменным здоровьем и иметь возможность проходить медицинские обследования, из года в год подтверждая свою способность к управлению летательным аппаратом. Финансовый вопрос также немаловажен, ведь полная стоимость обучения на частного летчика зашкаливает за несколько сот тысяч рублей.

Однако если возможности и тяга к небу позволяют, ничто не мешает пройти спецподготовку и, налетав нужное количество летных часов, сдать экзамены и получить свидетельство пилота-любителя государственного образца, дающее право подниматься в воздух на законных основаниях.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится при соблюдении следующих условий:

  • на дату подачи заявления о компенсации и на период проезда к месту отдыха и обратно пенсионер должен иметь статус неработающего и являться получателем страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности;
  • проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • не использование права на получение социальной услуги в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно при получении путевки на санаторно-курортное лечение в органах Фонда социального страхования.

Компенсация расходов производится 1 раз в 2 года.

Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде.

Компенсация может производиться в виде:

а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно (специальные талоны);

б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Для получения компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заявление о компенсации по установленной форме . В данном случае пенсионеру будут выданы специальные талоны, по которым оформляются бесплатные билеты на авиационный или железнодорожный транспорт в кассах транспортных организаций.

Для получения компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заявление о компенсации по установленной форме , с указанием места отдыха, с предъявлением проездных документов , выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

При следовании к месту отдыха за пределы территории Российской Федерации компенсация производится до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автовокзала, автостанции.

При этом для компенсации представляется копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.

При следовании к месту проведения отдыха в страны, въезд в которые для граждан Российской Федерации осуществляется только по паспорту гражданина Российской Федерации, требование о представлении копии заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы Российской Федерации не предъявляется.

Заявление о компенсации может быть подано лично, посредством почтовой связи, через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг, через доверенное лицо либо в электронном виде через личный кабинет застрахованного лица на официальном сайте ПФР.

В случае направления документов через законного представителя, дополнительно представляются документы, удостоверяющие полномочия законного представителя, а также документы, удостоверяющие его личность.

Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

в) морским транспортом – в каюте IV – V групп морского судна регулярных транспортных линий;

г) воздушным транспортом – в салоне экономического класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно;

При осуществлении проезда более высокой категории стоимости, чем это предусмотрено Правилами, возмещение фактически произведённых пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного документа о стоимости проезда по маршруту и на дату, указанные в билете (Справки о стоимости проезда).

Данная справка выдается в кассах или справочных службах транспортной организации и должна содержать следующие реквизиты: наименование транспортной организации, выдавшей справку; дату выдачи справки; подпись с расшифровкой; печать.

Справки о стоимости проезда представляются в территориальный орган ПФР самим пенсионером и расходы, связанные с получением в транспортной организации данного документа, не подлежат возмещению.

В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются транспортными средствами только более высокой категории стоимости, чем это предусмотрено Правилами, возмещение фактически произведённых пенсионером расходов производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами.

Компенсации не подлежат сборы за предоставляемые дополнительные услуги:

  • сбор за оформление билета (комиссионный сбор);
  • сервисный сбор (постельное белье);
  • сборы за заказ (доставку) билета;
  • за предварительное бронирование мест;
  • и иные дополнительные услуги повышенной комфортности.

Подробные консультации о предоставлении компенсации расходов на оплату стоимости проезда можно получить, обратившись:

О предоставлении компенсации расходов по проезду неработающих пенсионеров к месту отдыха и обратно в вопросах и ответах:

1. Как часто можно получать компенсацию стоимости проезда? А если пенсионер никуда не ездил, полагается ли ему какая-либо сумма компенсации за неиспользованные прошлые периоды?

Ответ: Компенсация производится один раз в два года.

Двухгодичный период исчисляется, начиная с 1 января года, в котором территориальным органом ПФР было принято решение о компенсации расходов (части расходов) на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

2. В каких размерах производится компенсация?

Ответ: Согласно пункту 10 Правил от 01.04.2005 №176 компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий;

г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса (рейсы российских авиакомпаний);

Как следует из вышеперечисленного, законодателем предусмотрены предельные размеры компенсации.

В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются транспортными средствами только более высокой категории стоимости (к примеру, только скорый или фирменный поезд) возмещение фактически произведённых пенсионером расходов производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).

Обращаем внимание, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на постельное белье, дополнительное питание, бронирование билетов или получение какой-либо справки из кассы, поскольку данные расходы не входят в стоимость проезда и относятся к расходам на оказание дополнительных услуг.

3. Если постоянно неработающий пенсионер временно устраивался на работу от 1 до 3 мес. в течение года, не теряет ли он право на бесплатный проезд к месту отдыха?

Ответ: В соответствии с п. 1 Правил от 01.04.2005 №176, компенсация стоимости проезда предоставляется неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Компенсация будет предоставлена, если на момент осуществления проезда к месту отдыха и обратно и на момент обращения за компенсацией пенсионер не работал.

4. Какой период пенсионер может находиться в месте отдыха?

Ответ: Правила от 01.04.2005 №176 не содержат каких-либо требований (ограничений) к периоду пребывания пенсионера в месте отдыха.

5. Получаю страховую пенсию по старости, с 1 января не работаю, собираюсь летом поехать отдыхать. Компенсируют ли мне расходы на оплату стоимости проезда в этом году или придется ждать два года с момента увольнения?

Ответ: Как неработающий пенсионер, являющийся получателем страховой пенсии по старости, при соблюдении остальных требований, предусмотренных Правилами от 01.04.2005 №176, Вы уже имеете право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда. Ждать истечения двухлетнего срока со дня увольнения не требуется.

Также следует учитывать, что использование права бесплатного проезда к месту отдыха и обратно по месту работы в период трудовой деятельности не может служить основанием для вынесения решения об отказе в назначении компенсации пенсионеру, являвшегося неработающим на период проезда к месту отдыха и обратно и на дату подачи заявления.

То есть справку с последнего места работы о неиспользовании права бесплатного проезда к месту отдыха и обратно по месту работы в территориальный орган ПФР предоставлять не нужно.

6. Принимается ли маршрут – квитанция на самолет?

Ответ: Да, в качестве документа, подтверждающего понесенные пенсионером расходы на проезд воздушным транспортом, территориальными органами принимаются к рассмотрению маршрут – квитанции.

При оформлении электронного билета на авиатранспорт пассажиру выдается маршрут/квитанция. Маршрут/квитанция оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно - телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно и является документом строгой отчетности.

В случае если в маршрут – квитанции отсутствуют обязательные реквизиты, то компенсация производится на основании дополнительного представленного пенсионером документа, оформленного транспортной организацией (перевозчиком), либо организацией оформившей проездной документ (маршрут – квитанцию).

7. Предоставляется ли компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно при осуществлении проезда на личном автотранспорте?

Ответ: Нет. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда личным автомобильным транспортом Правилами от 01.04.2005 №176 не предусмотрена.

8. Я потеряла железнодорожный билет, в кассе мне выдали распечатку текста утерянного билета, но в пенсионном отделе мне отказали в оплате. Почему?

Ответ: В соответствии с пунктом 9 Правил от 01.04.2005 №176 заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер подает с предъявлением проездных документов.

Распечатка текста утерянного проездного документа, оформленная не на бланке строгой отчетности, не является дубликатом проездного документа и не может служить основанием для выплаты компенсации.

Вам необходимо обратиться в транспортную организацию за выдачей нового проездного документа (билета) взамен утерянного (дубликата).

9. Проживаю в городе Архангельск, отдыхала в городе Северодвинск, подала заявление, но в оплате проезда отказали. Почему?

Маршрут Архангельск – Северодвинск является пригородным, поскольку расстояние между границами населенных пунктов составляет 44 километра.

10. Проехала по маршруту Верхняя Тойма – Коряжма, стоимость в билете была указана 700 рублей. Но почему возместили сумму меньше, чем была указана в билете?

Из представленного билета усматривается, что перевозка пассажиров осуществлена индивидуальным предпринимателем.

То есть предельная сумма компенсации, подлежащая возмещению составляет 620 рублей.

Для управления любым летательным аппаратом необходимо иметь пилотскую лицензию — лётные права. Лётные права выдаются после прохождения теоретического и практического обучения специализированными учреждениями. Существует несколько типов лётных лицензий. Каждый последующий тип отражает способность пилота эффективнее и безопаснее управлять летательным аппаратом, основываясь на всё возрастающем опыте и багаже теоретических знаний. К некоторым типам пилотских свидетельств могут выдаваться дополнительные допуски, определяющие возможность полётов в разное время суток, в разных метеорологических условиях, на разных типах самолётов.

Перед тем, как начать обучение полётам, необходимо определиться с тем, какие полёты Вы будете совершать в дальнейшем. И, исходя из этого, выбрать для себя наиболее подходящий тип лётной лицензии, который позволит Вам совершать все необходимые действия на выбранном летательном аппарате.

В разных странах системы лётных прав несколько отличаются друг от друга. Можно выделить три большие зоны, в которых можно получить свидетельство пилота: Россию, США и страны Евросоюза.

Система свидетельств пилотов в России

Свидетельства пилотов

Свидетельство пилота необходимо для управления сверхлёгким воздушным судном, планером, аэростатом, дирижаблем, самолётом или вертолётом. Существуют следующие виды свидетельств пилота:

— свидетельство частного пилота (до 2009 г. в нормативных документах — свидетельство пилота-любителя)
— свидетельство коммерческого пилота
— свидетельство пилота многочленного экипажа
— свидетельство линейного пилота
— свидетельство пилота планера
— свидетельство пилота свободного аэростата
— свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна

Свидетельство частного или коммерческого пилота может быть выдано пилоту самолёта, вертолёта или дирижабля. Свиедетельство пилота многочленного экипажа выдаётся только пилоту самолёта. Свидетельство линейного пилота может быть выдано пилоту самолёта или вертолёта.

Квалификационная отметка о классе и типе

В свидетельстве пилота в обязательном порядке должна стоять квалификационная отметка о классе или типе летательного аппарата, к полётам на котором допущен пилот.

Для всех летательных аппаратов кроме вертолётов, у которых предусмотрено управление одним членом экипажа проставляется отметка о классе воздушного судна:

— с одним двигателем, сухопутный
— с одним двигателем, гидросамолет
— многодвигательный, сухопутный
— многодвигательный, гидросамолет

В остальных случаях в свидетельство пилота ставится отметка о типе воздушного судна, к полётам на котором допущен пилот.

Прочие квалификационные отметки

В пилотское свидетельство могут быть внесены следующие дополнительные квалификационные отметки:

— отметка о праве выполнения ночных полётов
— отметка о праве выполнения полётов по приборам
— отметка о праве работы только вторым пилотом
— отметка о праве работы пилотом-инструктором

Система лицензий пилотов в США

Лицензии пилотов (pilots licenses)

В США существуют следующие виды лицензий пилотов:

— лицензия пилота-студента (student pilot license)
— лицензия пилота-спортсмена (sport pilot license)
— лицензия пилота-туриста (recreational pilot license)
— лицензия частного пилота (private pilot license, PPL)
— лицензия коммерческого пилота (commercial pilot license, CPL)
— лицензия пилота транспортной авиации (airline transport pilot license, ATPL)
— свидетельство лётного инструктора (flight instructor certificate, CFI)

Рейтинги категорий летательных аппаратов (category-rating)

В лицензии пилота в обязательном порядке указывается категория летательного аппарата, на котором пилоту разрешены полёты. Существуют следующие категории:

— самолёт
— винтокрылый летательный аппарат (вертолёт, автожир)
— планер
— летательный аппарат легче воздуха
— летательный аппарат с вертикальным взлётом (кроме винтокрылых аппаратов)
— моторный парашют (аэрошют, парамотор, паралёт)
— моторные летательные аппараты, управляемые смещением центра тяжести (дельталёт)

Рейтинги класса летательных аппаратов (class-rating)

В лицензии пилота в обязательном порядке указывается класс самолёта, если лицензия выдана пилоту самолёта:

— Однодвигательный сухопутный
— Многодвигательный сухопутный
— Однодвигательный водный
— Многодвигательный водный

Если лицензия выдана пилоту винтокрылого летательного аппарата, то в ней в обязательном порядке указывается класс:

Для летательных аппаратов легче воздуха указывается класс:

— дирижабль
— аэростат (воздушный шар)

Рейтинги типа (type-ratings)

Если пилот управляет летательным аппаратом с турбореактивным двигателем или весом более 5700 кг (кроме летательных аппаратов легче воздуха), он должен иметь рейтинг типа:

— большой летательный аппарат
— турбореактивный двигатель

На многие большие летательные аппараты устанавливаются индивидуальные рейтинги типа (например, type-rating на Boeing-737-800).

Система лётных лицензий в Европе

Несмотря на существование Евросоюза в Европе до сих пор формально нет единой системы лётных лицензий, обязательной для всех стран-участниц. Приступившее к работе в 2008 году Европейское Агентство по Авиационной Безопасности (EASA) пока не выработало единых правил, регулирующих сертификацию пилотов. Поэтому на сегодняшний день лицензии выдаются как и раньше национальными авиационными властями в соответствии с документом JAR-FCL (Joint Aviation Regulations, Flight crew licencing). На практике лицензии, выданные в соответствии с JAR-FCL, признаются всеми остальными странами-участницами Евросоюза.

Лицензии пилотов

В Европе существуют следующие лицензии пилотов:

Дополнительные лицензии, необходимые для полётов

Страна, выдающая лицензии согласно правилам JAR-FCL может выдавать как общие лицензии, действующие во всех странах Евросоюза, так и национальные. Национальные лицензии действительны только в воздушном пространстве той страны, которая эту лицензию выдала. Если пилот собирается получать общую, а не национальную лицензию, он должен также получить подтверждение знания английского языка уровня ICAO 4 или выше.

Во всех случаях, когда для полётов требуется ведение радиосвязи, пилот должен получить лицензию оператора радиотелефонных переговоров (flight radiotelephony operator’s licence, FRTOL или R/T-licence). Она может быть дополнением к стандартной лицензии пилота или отдельной лицензией.

Рейтинги класса самолётов (class-rating)

Для всех самолётов, управление которыми не требует рейтинга типа (type-rating’а) в лицензию пилота заносится информация о классе летательных аппаратов, на которых пилоту разрешено летать:

— одномоторные поршневые сухопутные
— одномоторные поршневые водные
— туристические моторные планеры
— нзавание компании-производителя сухопутного турбовинтового самолёта
— нзавание компании-производителя водного турбовинтового самолёта
— многомоторные поршневые сухопутные
— многомоторные поршневые водные

Для вертолётов рейтинги класса не предусмотрены

Рейтинги типа (type-ratings) самолётов и вертолётов

Во всех остальных случаях пилот должен иметь рейтинг типа, чтобы управлять самолётом или вертолётом. Существуют следующие рейтинги:

— индивидуальный рейтинг для каждого вертолёта
— индивидуальный рейтинг для каждого самолёта, в котором экипаж состоит из двух и более пилотов
— индивидуальный рейтинг для каждого многодвигательного турбовинтового самолёта
— индивидуальный рейтинг для каждого турбореактивного самолёта

Список документов на самолет для полетов

  1. Свидетельство о регистрации самолета (воздушного судна, вс)
  2. Сертификат летной годности (слг)
  3. Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ самолета, воздушного судна)
  4. Разрешение на бортовую радиостанцию
  5. Бортовой журнал/ летная книжка
  6. Страховка, аналог автомобильного
  7. Лицензия пилота

В случае отсутствия документов во время полета предусмотрен штраф.

Официальные требования к документам, которые обязаны быть с вами во время полета на вашем летательном аппарате, законодательно закреплены в Приказе Минтранса РФ №128.

Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ)

РЛЭ – это информационный помощник пилота, у которого можно в любой момент уточнить информацию обо всех показателях полета на вашем воздушном судне. Тут содержаться различные факты и правила эксплуатации воздушного судна, инструкции для пилота по режимам полета, особенности пилотировании. Основная задача РЛЭ – всегда лежать под рукой и быть гарантом безопасности полета.

В общем виде любое РЛЭ может сообщить командиру воздушного судна следующую важную информацию:

  1. Общие положения о летательном аппарате
  2. Эксплуатационные процедуры и ограничения
  3. Особые случаи в полете
  4. Штатные режимы выполнения полетов
  5. Летно-технические характеристики летательного аппарата
  6. Графики загрузки и моменты центровки
  7. Техническое обслуживание ЛА
  8. Описание бортовых систем
  9. Приложения

РЛЭ на одну и ту же модель самолета могут отличаться: разная конфигурация, разное установленное оборудование, могут отличаться параметры веса и центровка.

Так, каждый пилот должен знать предельно допустимую воздушную скорость его судна, ту при достижении которой, происходит структурное разрушение вс, когда останется только надежда на парашют. А кроме максимальной, есть еще минимальная – она же скорость сваливания – скорость, при которой ваше воздушное судно может войти в штопор и воткнуться в землю.

Центровку своего самолета также важно знать: если эксплуатируете с превышением нагрузки – ставите под угрозу свою жизнь, пассажиров и целостность структуры аппарата, также от этого могут страдать летные характеристики. Если неправильно расположен центр масс – возникнут трудности с управлением.

Ограничения по полетным режимам могут распространяться на возможные маневры воздушного судна с указанием скорости при маневре, и указанием свойств воздушной среды. Так, на большинстве самолетов малой авиации выполнять сложный пилотаж запрещено, а на некоторых и простой тоже (например, штопор).

Свидетельство о регистрации ВС

Перед началом эксплуатации вашего воздушного судна, его нужно зарегистрировать в Росавиации. Свидетельство о регистрации, выданное его владельцу, для подтверждения прав собственности должно постоянно находиться на борту.

Сертификат летной годности воздушного судна – СЛГ

Сертификат летной годности выдается ФАВТ РФ или его региональным отделением после технического осмотра вашего летательного аппарата на предмет его пригодности к безопасной эксплуатации. Срок выдачи – 2 года для сертифицированных вс и 1 год для ЕЭВС. Документ должен постоянно находиться на борту суда, лучше так, чтобы его видели и пилот, и пассажиры. Безопаснее себя чувствовать будут! Подробнее о документе здесь.

Разрешение на бортовые радиостанции

Посадка и вылет с аэродрома с диспетчерским обслуживанием, пролет зон с разрешительным порядком пользования и других, требует наличия на борту летательного аппарата системы средств, обеспечивающей двустороннюю радиосвязь. Пилотам, выполняющим полеты над РФ, требуется иметь разрешение на право пользования радиостанцией.

Такой документ вы можете оформить в Росавиации. Стоимость разрешения 2000 рублей. Срок оформления — неделя. Для получения разрешения требуется наличие свидетельства о регистрации ВС (в СЛГ необходимости нет).

Список лиц, находящихся на борту

Все лица, находящиеся на борту во время полета должны быть пересчитаны и записаны с указанием ФИО, документа, удостоверяющего личность, и подписи. В списке ставится отметка о дате, времени и маршруте полета, а также регистрационный и государственный номер летательного аппарата.

Лицензии пилотов

В полете летные права пилота должны быть с собой.

Бортовой журнал, санитарный журнал, летная книжка

В том случае, если вы летаете один, можно в качестве бортового журнала использовать летную книжку.

Налет в летной книжке, бортовой журнал и санитарный, если есть, лучше заполнять после каждого полета, иначе во время техосмотра вас заставят это сделать, придется вспоминать, куда летал и зачем.

Страховка

Требования к страхованию воздушного судна прописаны в статье 132 и 133 Воздушного кодекса РФ:

Как видно из статьи 132 владелец частного легкого самолета, если он летает один, не обязан делать страховку. Только в том случае, если самолет используется для обучения полетов, требуется страховать риск гражданской ответственности перед пассажиром (учеником). Размер страхования на год от 650 до 3500 рублей. Сумма выплаты может быть 7300000 рублей в Московской области, а может и 100000 рублей, все зависит от того, какой минимальный размер зарплаты (МРОТ) был принят к расчету.

Что касается страхования рисков гибели воздушного судна или ущерба, то в этом случае суммы имеют такие порядки: каско легкого вертолета — от 2,8 %, легкого самолета — 1,2 — 1,8 % (верхняя планка 3%). Сумма зависит от состояния летательного аппарата, опыта пилотирования пилота, установленного на борту оборудования.

Информация о визуальных сигналах-командах в случае перехвата при международном полете

Конечно, довести ситуацию до такой крайности под силу далеко не каждому пилоту, но знать простые прописные вещи нужно, либо периодически их вспоминать: не летать там, где нельзя, пользоваться радиостанцией, если есть сомнения, что могли отклониться от маршрута – откорректировать полет.

В документах на борту должна быть дисциплина, правильное их ведение – один из залогов безопасного полета.

Штраф за отсутствие документов в малой авиации

Развитие малой авиации влечет за собой регулярные изменения правил эксплуатации самолетов и вертолетов. Каждый пилот должен знать, что нарушение законов воздушной авиации влечет за собой определенную ответственность.

Опыт российской авиации твердит, что за управление транспортом, который относят к малой авиации без слг, лицензии пилота, регистрации вс, или неполное оформление этих документов должно влечь за собой криминальную ответственность. Но действующим законодательством предусмотрено только применение административной ответственности за эти нарушения.

Административные обязательства подразумевают выплату штрафов за нарушение законов этой области

  • В случае управления воздушным судном человеком, который не имеет всех необходимых документов, штраф составляет от 2000 до 2500 рублей.
  • Отсутствие у пилота лицензии во время полета влечет за собой штраф от 1000 до 2000 рублей.
  • Несоответствие воздушного судна вышеперечисленными требованиями (слг, регистрация, разрешение на бортовую радиостанцию, страховки) влечет за собой выплату штрафа командиром воздушного транспорта в размере от 2000 до 2500 рублей. В случае невыплаты пилот получит запрет на управление воздушным судном сроком до одного года.
  • Если воздушное судно имеет недействительные опознавательные знаки, а также регистрационный или учетный опознавательный знак, то командиру необходимо выплатить штраф в размере от 2000 до 2500 рублей. В противном случае пилот может лишиться права в управлении воздушным транспортом сроком до 1 года.

Все эти штрафы предусмотрены в статье 11 Кодекса об административных правонарушениях, который является кодифицированным нормативным актом, что регулирует общественные отношения и накладывает административную ответственность правонарушителей. Отсутствие лицензии пилота, регистрации вс, сертификатов летной годности при полетах обозначается кодексом как административное нарушение прав, которое влечет за собой выплату штрафа.

Чтобы ваш полет проходил на спокойной и позитивной ноте оформляйте все документы во время и легальным путем.

Читайте также: