На какое время рассчитана емкость батареи радиолокационного маяка ответчика в режиме ожидания

Обновлено: 04.07.2024

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

вторник, 3 июля 2018 г.

Радиолокационный спасательный ответчик (SART, Search and rescue radar transponder)

Радиолокационный спасательный ответчик (англ. SART, Search and rescue radar transponder) — радиолокационный ответчик, являющийся частью глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ). Облегчает определение местоположения объектов, терпящих бедствие, путём передачи специальных сигналов на стандартные навигационные судовые радиолокационные станции.

Согласно требованию конвенции СОЛАС, на судах валовой вместимостью до 300 тонн ответчик не требуется, от 300 до 500 тонн должен быть как минимум один радиолокационный ответчик, на судах свыше 500 тонн — как минимум два.

Аварийно-спасательный ответчик системы SART представляет собой приемопередатчик, работающей в диапазоне частот морских навигационных радиолокационных станций 9,2-9,5 ГГц. В режиме ожидания работает только приёмник ответчика, при приближении судна или самолета с действующей РЛС, приемник фиксирует ее излучение и в момент прихода очередного импульса активирует встроенный передатчик, который излучает серию ответных импульсов принимаемых узконаправленной антенной РЛС вместе с отраженным сигналом, это приводит к тому, что работа ответчика выглядит на экране радара в виде серии хорошо заметных на фоне помех, светящихся точек, направленных от объекта в сторону увеличения дальности (обычно 12 шт., чтобы перекрыть весь диапазон частот, каждый импульс передатчика ответчика модулируется по частоте). Таким образом оператор хорошо видит на экране РЛС аварийный объект в условиях, когда его идентификация может быть сильно затруднена, например при сильном волнении, в темноте среди плавающих обломков и т.п., РЛС при этом может быть любого типа без каких либо специальных дополнительных устройств, единственным критерием является соответствие диапазона частот. При приближении вплотную к объекту, ответчик обычно начинает активироваться боковыми лепестками антенны РЛС и изображение на ее экране превращается в концентрические круги.

В нормальных условиях радиолокационыой ответчик находится на борту судна в

Радиолокационный спасательный ответчик Samyung SAR-9
Радиолокационный
спасательный
ответчик
Samyung SAR-9
выключенном состоянии. Он устанавливается вблизи спасательных шлюпок для возможности быстрого перемещения его туда при эвакуации. Когда ответчиков 2 и более, они устанавливаются с разных бортов судна. В аварийной ситуации ответчик обычно включает и при необходимости переносит в шлюпку ответственный по судовому расписанию. Для увеличения дальности обнаружения, ответчик должен устанавливаться как можно выше, при высоте 1 метр над уровнем моря обеспечивается обнаружение с судна на дальности около 5 морских миль (9,2 км) и с самолета, летящего на высоте 1 км, на дальности около 50 морских миль (92,6 км). Попадание ответчика в зону действия радара сигнализируется световым или звуковым сигналом.

Согласно требованиям аварийные ответчики должны обеспечивать:
- ручное включение, выключение, индикацию в режиме готовность
- водонепроницаемость на глубине 10 метров в течении не менее 5 минут, выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров, иметь плавучий линь
- визуальную или звуковую индикацию нормальной работы и предупреждения о том, что РЛО приведен в действие радаром
- работу в режиме ожидания 96 часов и 8 часов при непрерывном облучении импульсами радара частотой 1 кГц
- сохранять работоспособность в диапазоне температур от -20° до +55°С
- срабатывать на расстоянии до 5 миль при облучении РЛС с высотой антенны 15 метров и при - облучении самолетной РЛС мощностью 10 кВт на расстоянии до 30 миль с высоты 1000 метров.

Корпуса РЛО, как правило, имеют высокую прочность, положительную плавучесть и для лучшей заметности, окрашены в ярко-оранжевые цвета, кроме этого на них может иметься сигнальная лампа, работающая в качестве сигнального маячка. Источниками питания являются одноразовые батареи, допускающие длительные сроки хранения 5-10 лет.

Резолюция А.615(15)

РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ МАЯКИ-ОТВЕТЧИКИ И РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ ОТВЕТЧИКИ

( Принята 19 ноября 1987 года )

CCЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

ПРИЗНАВАЯ, что применение радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков может повысить безопасность мореплавания путем улучшения навигационной информации,

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности мореплавания на его пятьдесят четвертой сессии,

а) рекомендацию по применению на море радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков, изложенную в приложении 1 к настоящей резолюции, и рассматривает эту рекомендацию как документ, определяющий политику ИМО по данному вопросу;

b) рекомендацию по эксплуатационным требованиям к радиолокационным маякам-ответчикам, изложенную в приложении 2 к настоящей резолюции;

с) рекомендацию по радиолокационным ответчикам, изложенную в приложении 3 к настоящей резолюции.

2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам-членам обеспечить, чтобы:

а) применение радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков соответствовало приложению 1 к настоящей резолюции;

b) радиолокационные маяки-ответчики соответствовали эксплуатационным требованиям, не ниже тех, которые содержатся в приложении 2 к настоящей резолюции;

с) радиолокационные ответчики соответствовали рекомендациям, которые содержатся в приложении 3 к настоящей резолюции.

3 . ОТМЕНЯЕТ резолюцию А.423(ХI) .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НА МОРЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ МАЯКОВ-ОТВЕТЧИКОВ И РАДИОЛОКАЦИОННЫХ ОТВЕТЧИКОВ

1.1 Неконтролируемое распространение радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков может вызвать значительное ухудшение изображения на экране судового навигационного радиолокатора и на экране САРП*, явиться причиной несовместимости устройств различного назначения или вызвать ряд модификаций экранов судовых радиолокаторов с целью приспособления их к постоянно совершенствующимися конструкциям радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков.

* В настоящей рекомендации "изображение на экране радиолокатора" включает изображение на экране САРП.

1.2 Во избежание такой возможности, были разработаны следующие рекомендации, касающиеся надлежащего применения радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков, в которых содержатся эксплуатационные требования к такому типу устройств, а также общие административные меры в отношении радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков.

1.3 Технические критерии и работа радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков являются похожими. Однако термины "радиолокационный маяк-ответчик" (ракон) и "радиолокационный ответчик", используемые в настоящей рекомендации, следует понимать в следующем значении:

.1 Радиолокационный маяк-ответчик (ракон) - приемопередающее устройство, установленное на неподвижном навигационном знаке, которое при приведении в действие радиолокатором запрашивающего судна, автоматически посылает характерный ответный сигнал, который может воспроизводиться на экране запрашивающего радиолокатора, обеспечивая расстояние, пеленг и опознавательные данные. Термины "радиолокационный маяк-ответчик" и "ракон" должны применяться только в указанном значении и включать в себя устройства, устанавливаемые в навигационных целях на неподвижных или на плавучих средствах, установленных в неподвижном положении. Сам ракон считается самостоятельным средством навигации, независимо от того, используется ли он отдельно или установлен на другом средстве навигационного ограждения (например, видимый знак).

.2 Радиолокационный ответчик - приемопередающее устройство, применяемое в морской службе радиоопределения, который автоматически начинает передачу после приведения его в действие зондирующим импульсом радиолокатора или когда передача начинается после команды с места. Передача может включать кодированный опознавательный сигнал и/или данные. Ответный сигнал может воспроизводиться на экране радиолокатора или на отдельном экране, или на них обоих в зависимости от назначения и содержания сигнала.

2. Основные эксплуатационные характеристики

2.1 Радиолокационные маяки-ответчики

2.1.1 Радиолокационный маяк-ответчик, используемый в морской радионавигационной службе*, является устройством, которое должно:

* В соответствии с Регламентом радиосвязи, морская радионавигационная служба - это радионавигационная служба, предназначенная для обслуживания и безопасной эксплуатации морских судов.

.1 приводиться в действие автоматически сигналом, излучаемым любым радиолокатором, работающим в соответствующей полосе частот; и

.2 передавать ответный сигнал сразу же после приема пускового импульса радиолокатора, который должен воспроизводиться на экране как часть обычного изображения запрашивающего радиолокатора.

2.1.2 Если в радиолокационном маяке-ответчике используется режим ответа по выбору пользователя, который позволяет пользователю включать и выключать отображения ответного сигнала на экране радиолокатора, в этом случае радиолокационный маяк-ответчик будет также:

.1 приводиться в действие автоматически сигналом, излучаемым радиолокатором, приспособленным для этой цели, работающим в соответствующей полосе частот с использованием режима ответа по выбору пользователя; и

.2 передавать ответный сигнал таким образом, чтобы он:

.2.1 был виден на экране радиолокатора в форме, отличной от обычной радиолокационной информации;

.2.2 был виден на экране радиолокатора или на другом экране без наличия другой информации;

.2.3 не был виден на экране радиолокатора.

2.1.3 В особых случаях, когда радиолокационный маяк-ответчик не используется по основному навигационному назначению, он может работать только в режиме ответа по выбору пользователя.

2.2 Радиолокационные ответчики

Радиолокационный ответчик - устройство, которое может обеспечивать:

.1 опознавание радиолокационной цели и усиление эхо-сигнала при условии, что такое усиление не будет значительно превосходить того, которое может быть достигнуто на экране радиолокатора запрашивающего судна или береговой станции при помощи пассивных средств;

.3 отображение ответных сигналов радиолокационного ответчика по выбору пользователя, либо наложением на нормальное радиолокационное изображение, либо с исключением помех и эхо-сигналов от других целей; и

.4 передачу информации, касающейся предупреждения столкновений или других опасностей, маневрирования, маневренных характеристик и т.д.

3. Практическое применение

3.1 Радиолокационный маяк-ответчик должен использоваться только для целей радионавигации, например для:

.1 определения расстояний и опознавания участков слаборазличимой береговой черты;

.2 опознавания отдельных участков береговой черты, расстояние до которых можно определить точно, но которые лишены заметных ориентиров;

.3 опознавания выбранных плавучих и береговых навигационных знаков;

.4 опознавания подходов к берегу;

.5 устройства предупреждения для указания временных навигационных опасностей и обозначения новых и не отмеченных на карте опасностей;

.6 обозначения мостов;

.7 обозначения створов;

.8 опознавания морских сооружений;

.9 обозначения важных особенностей в каналах.

3.2 Радиолокационные маяки-ответчики, используемые в местах, где отраженный от берега, льда или вследствие атмосферных явлений сигнал маяка-ответчика, по усмотрению заинтересованных администраций могут использовать режим ответа по выбору пользователя**.

* Радиолокационные маяки-ответчики не должны использоваться для улучшения обнаружения морских плавучих средств.

** Следует отметить, что для обеспечения совместимости режима ответа по выбору пользователя радиолокационных маяков-ответчиков с судовыми радиолокаторами, МККР на международном уровне изучаются эксплуатационные и технические характеристики. По завершению работы МККР должна быть рассмотрена необходимость включения факультативных требований к режиму ответа по выбору пользователя в соответствующем судовом оборудовании.

3.3 В том случае, когда существует эксплуатационное требование к ответчику, используемому в целях иных, чем радионавигация, должны использоваться радиолокационные ответчики. К таким требованиям, применяемым к радиолокационным ответчикам, относятся:

.1 опознавание определенных классов судов (судно-судно) и буксируемых средств;

.2 опознавание судов в СУДС и других береговых службах наблюдения;

.3 использование в операциях по поиску и спасанию;

.4 опознавание отдельных судов и передача данных;

.5 установление опорных точек для гидрографических целей.

4. Общие административные меры в отношении
радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков

4.1 На применение всех радиолокационных маяков-ответчиков должно быть получено разрешение Администрации или компетентных властей, ответственных за безопасность мореплавания. До получения разрешения или одобрения установки радиолокационного маяка-ответчика, должны быть приняты в расчет концентрация таких устройств в определенном районе и необходимость предотвращения ухудшения качества изображения на экранах судовых радиолокаторов.

4.2 За исключением случаев использования радиолокационных ответчиков для целей поиска и спасания (см. резолюцию А.530(13) ), на использование систем радиолокационных ответчиков, предназначенных для работы в полосе частот, используемых морскими радиолокаторами, должно быть получено разрешение Администрации. До получения такого разрешения должно быть учтено влияние таких излучений на судовые радиолокаторы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К РАДИОЛОКАЦИОННЫМ МАЯКАМ-ОТВЕТЧИКАМ

1.1 Радиолокационные маяки-ответчики должны отвечать следующим минимальным эксплуатационным требования.

1.2 Радиолокационные маяки-ответчики должны быть в эксплуатационном отношении совместимы с судовым навигационным радиолокатором и САРП, которые соответствуют эксплуатационным требованиям, рекомендованным Организацией.

2. Рабочие частоты

2.1 Радиолокационные маяки-ответчики, предназначенные для работы на длине волны 3 см, должны обеспечивать возможность их запроса любым навигационным радиолокационным оборудованием, работающим на любой частоте между 9320 МГц и 9500 МГц, и излучать ответный сигнал на этой же полосе частот.

2.2 Радиолокационные маяки-ответчики, предназначенные для работы на длине волны 10 см, должны обеспечивать возможность их запроса любым навигационным радиолокационным оборудованием, работающим на любой частоте между 2900 МГц и 3100 МГц, и излучать ответный сигнал в той же полосе частот.

3. Характеристики настройки передатчика

Характеристики настройки передатчика должны быть такими, чтобы ответный сигнал маяка-ответчика мог воспроизводиться на экране* радиолокатора в различимой форме по меньшей мере один раз каждые две минуты.

* В настоящей рекомендации "изображение на экране индикатора" включает изображение на экране САРП.

4. Дальность действия

Дальность действия должна отвечать навигационным требованиям к радиолокационному маяку-ответчику в месте его расположения.

5. Характеристики ответного сигнала

5.1 По получении запросного сигнала радиолокационный маяк-ответчик должен начать передачу ответного сигнала с такой задержкой, чтобы разрыв между радиолокационной целью и ответным сигналом маяка-ответчика на индикаторе радиолокатора, как правило, не превышал 100 м. В некоторых случаях практическое применение радиолокационных маяков-ответчиков может допускать небольшое увеличение времени задержки. В таких случаях время задержки должно быть по возможности более коротким, и подробные сведения об этом должны быть опубликованы в соответствующих навигационных пособиях.

5.2 Длительность ответного сигнала должна равняться приблизительно 20 процентам максимальной дальности, требуемой для данного радиолокационного маяка-ответчика, или не должна превышать 5 миль, в зависимости от того, какая величина меньше. В некоторых случаях длительность ответного сигнала может быть отрегулирована так, чтобы соответствовать эксплуатационным требованиям к конкретному радиолокационному маяку-ответчику.

5.3 Передний фронт ответного сигнала должен быть достаточно крутым, чтобы обеспечить удовлетворительное определение расстояния.

6. Опознавательный код

6.1 Опознавательный код должен обычно представлять из себя знаки азбуки Морзе. Используемый опознавательный код должен быть указан в соответствующих навигационных пособиях.

6.2 Опознавательный код при использовании азбуки Морзе должен занимать полную длину ответного сигнала радиолокационного маяка-ответчика, разделенного на тире и точки в следующем соотношении: 1 тире равняется 3 точкам и 1 точка - 1 пробелу.

6.3 Код должен, как правило, начинаться с тире.

7. Режим ответа по выбору пользователя

7.1 В радиолокационном маяке-ответчике может использоваться режим ответа по выбору пользователя. При таком режиме радиолокационный маяк-ответчик должен, в дополнение к характеристикам ответного сигнала, изложенным в разделе 5 , иметь возможность излучать ответный сигнал после приема зондирующего импульса от радиолокатора, приспособленного для этой цели, использующего собственный режим ответа по выбору пользователя.

7.2 Характеристики зондирующего и ответного сигнала должны отвечать соответствующим рекомендациям МККР.


1. АРБ должен автоматически включаться после свободного всплытия. При погружении на глубину около 4 метров специальное устройство, управляемое гидростатом, освобождает буй. Буй всплывает на поверхность и автоматически активируется.
2. Установленный АРБ должен иметь ручное включение. При этом может быть предусмотрено дистанционное включение с ходового мостика, когда АРБ установлен в устройстве, обеспечивающем его свободное всплытие.
3. АРБ должен быть снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. 4. АРБ должен выдерживать сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.
5. Устройство отделения АРБ должно обеспечивать его автоматическое отделение от тонущего судна на глубине 4 м при любой ориентации судна.
6. Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ в течение, по крайней мере, 48 часов
7. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. Ее следует контролировать для своевременной замены батареи.
8. АРБ должны иметь функции проверки работоспособности. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией.
9. АРБ должен быть устойчивым к воздействию морской воды и нефти.
10. АРБ должен быть хорошо видимого желтого/оранжевого цвета и иметь полосы световозвращающего материала.
11. АРБ должен легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.
12. АРБ должен быть оборудован соответствующими средствами защиты от несанкционированного включения.

Работоспособность АРБ должна проверяться, по крайней мере, каждые три месяца, но не чаще одного раза в месяц. Для этого:
• нажать и удерживать нажатой (около 10 секунд – на все время теста) кнопку TEST.
• через определенное время (10 – 15 с) начинает мигать стробовая лампа;.
• после этого можно отпустить кнопку TEST.

Примечание: если в течение установленного времени стробовая лампа не начнет мигать, значит, буй неисправен.

Результаты проверки обязательно записать в радиожурнал.

При случайном включении АРБ выполнить следующую процедуру:
• остановить передачу сигнала бедствия (вскрыть АРБ и отсоединить батарею);
• связаться с СКЦ и известить его о ложном сигнале тревоги.

Назначение SART ?


Радиолокационный маяк ответчик (Search And Rescue Transponder – SART) является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств в ГМССБ.

Основные требования к радиолокационному ответчику:

1. Должен обеспечивать ручное включение и выключение, индикацию в режиме готовности, иметь плавучий линь.

2. Выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров.

3. Быть водонепроницаемым на глубине 10 м не менее 5 минут.

4. Должен быть оборудован визуальными или звуковыми средствами для определения нормальной работы и предупреждения, терпящих бедствие о том, что он приведен в действие радаром.

5. Иметь емкость батареи для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов (по истечении режима ожидания).

6. Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

7. SART должен быть оборудован средствами защиты от непреднамеренного включения.

SART работает в диапазоне частот 9,2-9,5 ГГц (трехсантиметровый диапазон работы РЛС). Ответчики могут быть плавающими, установленными на плавсредствах (возможно использование телескопической антенны для увеличения дальности обнаружения), совмещенными с АРБ. Они обычно включаются (переходят в ждущий режим) после попадания в воду или вручную и начинают излучать ответный сигнал при облучении его приемного устройства импульсом судовой РЛС, работающей в данном диапазоне частот, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала. Сигнал SART на экране радара индицируется серией точек (12 или 20 в зависимости от фирмы-изготовителя прибора), расположенных на равном расстоянии друг от друга в радиальном направлении от местоположения ответчика.

Дальность обнаружения судовой РЛС (15 метров над уровнем воды) не менее 5 миль до SART, РЛС воздушного судна (самолет, вертолет), находящегося на высоте 1 км – 30 миль до SART.

При проведении на судне испытаний РЛО с использованием радара его работа должна быть ограничена до нескольких секунд, чтобы не создавать помех другим судам.

Система аварийного радиомаяка состоит из следующих быстросменных блоков:

  1. Аварийный радиомаяк;
  2. Монтажный ремень (одинаковый как для передатчика, так и для блока передачи координат CS144);
  3. Пульт дистанционного управления, подсоедин`нный к передатчику радиомаяка или блоку CS 144 (из состава пульта управления верхнего, внешний для системы аварийного радиомаяка);
  4. наружная антенна;
  5. "программный ключ" для выполнения функции pin-программирования
  6. блок передачи координат CS144 (опция самолёта RRJ).

Программное обеспечение аварийного радиомаяка и блока передачи координат разработано в соответствии с DO-178B.

elt1.jpg

Рисунок 1. Стандартная комплектация радиомаяка

elt2.jpg

Рисунок 2. Опционная комплектация радиомаяка с блоком передачи координат

Принцип работы

Система радиомаяка постоянно размещена на самолётах семейства RRJ. Передатчик радиомаяка KANNAD 406 AF включается автоматически при срабатывании встроенного датчика удара, либо вручную переключателем на самом передатчике, либо с помощью пульта дистанционного управления в кабине экипажа.

Радиопередатчик KANNAD 406 AF предназначен для работы на трех частотах — 121.5 МГц, 243 МГц и 406 МГц.

Для наведения спасателей на заключительной стадии спасательной операции в основном используются две главные частоты передачи сигналов бедствия — 121.5 МГц и 243 МГц. Частота 406 МГц используется спутниками COSPAS-SARSAT для точного определения местоположения и опознавания самолётов в чрезвычайной ситуации.

Описание функционирования

Пульт дистанционного управления в кабине экипажа

elt3.jpg

Рисунок 3. Пульт управления радиомаяком в кабине экипажа

Для контроля состояния и управления радиомаяком в кабине экипажа установлен пульт дистанционного управления аварийным радиомаяком (из состава верхнего пульта управления). Данный пульт управления является внешним для системы аварийного радиомаяка на самолётах семейства RRJ.

В указанном пульте предусмотрены следующие элементы управления:

  • трехпозиционный переключатель (ON, ARMED, RESET/TEST);
  • светодиодный индикатор;

Аварийный радиомаяк

Аварийный радиомаяк имеет корпус из литой пластмассы светло-жёлтого цвета с высоким уровнем механической прочности. Для установки маяка предусмотрены специальные монтажные ремни.

elt5.jpg

Рисунок 5. Радиомаяк аварийный с монтажной лентой

Выходная мощность на частоте 406 МГц составляет 5 Вт.

Электрическое питание аварийного радиомаяка обеспечивается аккумуляторной батареей, состоящей из трёх гальванических элементов LiMnO2 D.

Автономность передачи радиосигналов на частотах 121,5 МГц и 243,0 МГц при температуре -20°C для новых батарей близка к 100 часам. Предусмотрена автоматическая остановка радиопередачи на частоте 406 МГц после 24-х часов работы.

Замена аккумулятора выполняется в следующих случаях:

  • после одного часа передачи в режиме реального времени (суммарной продолжительности);
  • по окончании срока годности аккумулятора, указанного для каждого поставленного аккумулятора в журнале учёта технических проверок.

На передней панели передатчика размещены (слева направо) следующие элементы управления:

  1. Трехпозиционный переключатель ARM/OFF/ON;
  2. Красный светодиодный индикатор;
  3. 12-штырьковый разъём DIN-стандарта для подключения пульта дистанционного управления, блока передачи координат CS144 или программатора;
  4. Разъём BNC для антенны.

elt4.jpg

Рисунок 4. Передняя панель радиомаяка

Светящийся светодиодный индикатор указывает на рабочий режим радиомаяка:

  • после самотестирования: серия коротких вспышек указывает на отказ во время проведения теста, одна длинная вспышка указывает на положительный результат тестирования;
  • в рабочем режиме: периодические вспышки во время радиопередачи на частотах 121,5 МГц и 243 МГц;
  • длинная вспышка во время радиопередачи на частоте 406 МГц.

Кроме передачи сигнала бедствия со звуковой модуляцией, радиомаяк поддерживает следующие протоколы данных:

  • порядковый номер, выданный авиационными властями
  • 24-битовый адрес (номер ICAO для самолёта, используемый также для ответчиков режима S и в системе предупреждения о столкновении в воздухе и управления воздушным движением TCAS).
  • кодовое обозначение эксплуатанта воздушного судна + порядковый номер вплоть до 4096.

Режимы работы аварийного радиомаяка

Передатчик KANNAD 406 AF имеет четыре рабочих режима: Выключено (OFF), Самотестирование, Режим готовности (ARM) и Включено (ON).

Самотестирование

Режим самотестирования является кратковременным режимом (максимальная длительность составляет 5 секунд), в котором радиомаяк проверяет основные характеристики передатчика (напряжение аккумуляторной батареи, программирование) и делает возможным цифровую связь с программным тестовым оборудованием.

Данный режим выбирается в следующих случаях:

Приблизительно после трёх секунд после выполнения теста светодиодный индикатор отобразит его результаты:

  • одна длинная вспышка означает положительный результат тестирования
  • серия коротких вспышек означает отрицательный результат тестирования

Количество вспышек показывает тип отказа:

  • 3 + 1 = НИЗКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.
  • 3 + 2 = НИЗКАЯ МОЩНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ.
  • 3 + 3 = ПОВРЕЖДЕНА БЛОКИРОВКА VCO.
  • 3 + 4 = ОПОЗНАВАНИЕ НЕ ПРОГРАММИРУЕТСЯ.

Данный режим включается следующими способами:

При включении данного режима радиомаяк начинает передачу сигналов:

  • немедленно на частотах 121,5 МГц и 243 МГц (непрерывная передача);
  • на частоте 406 МГц через 50 секунд (пакет из 406 импульсов каждые 50 секунд на протяжении 24 часов).

Вспыхивает светодиодный индикатор на радиомаяке (и на пульте дистанционного управления, если он там установлен).

Включение системы

При автоматическом включении аварийного радиомаяка необходимо выполнить следующие операции:

При управлении радиомаяком с помощью пульта дистанционного управления необходимо убедиться в том, что:

2) Ручное включение. При ручном включении аварийного радиомаяка необходимо выполнить следующие операции:

Сброс данных

В случае непроизвольного включения радиомаяка его работу можно остановить.

Важное примечание: так как радиопередача на частоте 406 МГц начинается через 50 секунд после включения радиомаяка, то, если сброс был произведен на протяжении этого интервала времени, нет необходимости в последующей радиосвязи.

2) Сброс данных с помощью пульта дистанционного управления

  • переключатель радиомаяка должен быть в положении "ARM".

Передатчик KANNAD 406 является полностью совместимым с четырьмя программными протоколами, определёнными в документе COSPAS-SARSAT C/S G005:

  • Порядковый номер;
  • 24-битный адрес самолета;
  • кодовое обозначение эксплуатанта воздушного судна + порядковый номер вплоть до 4096;
  • Знак государственной принадлежности и регистрационный знак(хвостовой номер самолета). Размер знака допускается до семи буквенно-цифровых символов.

Программирование радиомаяка может выполняться:

  • фирмой Martec Serpe-Iesm или её дистрибьютором (заказ должен включать детали, необходимые для программирования).
  • в мастерской при наличии оборудования для программирования и тестирования (PR600 и ПО KANNAD).
  • на борту самолёта.

Проведение данной операции требует менее двух минут и не требует никаких действий, выполняемых средствами аппаратного обеспечения. Идентификационные данные легко загружаются из программного оборудования Martec Serpe-Iesm в радиомаяк через 12-штырьковый соединитель DIN-стандарта.

Передатчик KANNAD 406 AF предоставляет возможности pin-программирования для облегчения проведения текущего технического обслуживания, особенно в случае снятия или замены радиомаяка.

При проведении текущего технического обслуживания радиомаяка содержащиеся в нём идентификационные данные можно удалить, подключив модуль Maintenance Dongle (ключ техобслуживания).

При подключении ключа техобслуживания устанавливаются следующие значения:
• код страны — 227 (Франция);
• протокол — тест;
• Идентификационный номер: SI + 5 цифр (последние 5 цифр номера [[CSN]]Catalogue Sequence Number[[/footnote]]) или K + 6 цифр (6 цифр номера CSN).

Технические характеристики

  • Корпус закрепляется с помощью монтажного ремня.
  • Материал: пластмасса ASA-PC LURAN SKR2867 CWU.
  • Обработка поверхности: смешанный светло-желтый цвет (RAL 1028), классификация по пожаробезопасности M0.
  • Габаритные размеры радиомаяка: 172 мм x 82 мм x 82 мм.
  • Габаритные размеры с монтажным ремнем: 181 мм x 100 мм x 94 мм.
  • Вес 1,18 кг

Электрические характеристики:
Аккумулятор – три гальванических элемента на основе LiMnO2 типа D;

Электрические соединения:
При установке на борту самолета радиомаяк должен быть соединен с:

  • пультом дистанционного управления через 12-штырьковый разъем DIN-стандарта;
  • с наружной антенной через разъем BNC.

12-штырьковый разъем DIN-стандарта используется также для подсоединения программного ключа, блока передачи координат CS144 и программного тестового оборудования.

Тип аварийного радиомаяка:

  • Трехчастотный радиомаяк (121,5 МГц / 243,0 МГц/ 406,025 МГц);
  • Установлена автоматика;
  • COSPAS-SARSAT Категория II (от -20°C до +55°C) Диапазон расширен Управлением Гражданской авиации Канады (TCCA) до диапазона от -40°C до +55°C.

Передача на частоте 406 МГц:

Передача радиосигналов на частотах 121,5 МГц и 243 МГц:

243.0 МГц +/- 6 кГц;

  • Выходная мощность: от 100 до 400 мВт (от 20 дБм до 26 дБм) на каждой частоте;
  • Тип модуляции: 3K20A3X;
  • Коэффициент модуляции: > 85 %;
  • Частота модулирующего сигнала: от 1420 МГц до 490 Гц;
  • Автономная работа: более 48 часов при -20°C.

Органы управления аварийного радиомаяка:

  • Переключатель ARM / OFF / ON;
  • Красный индикатор
  • Разъём BNС для антенны
  • Разъём DIN12 для панели удалённого управления и пин-программирования
  • Зуммер

Датчик перегрузки:
Механический контактный датчик перегрузки соответствует техническим требованиям EUROCAE ED62 на узел датчика перегрузки в радиомаяке KANNAD 406 AF (6D)

Блок передачи координат CS144

elt6.jpg

Рисунок 6. Блок передачи координат с монтажным ремнем.

Материал и внешний вид корпуса блока CS144 такие же, как и у радиомаяка.

Блок CS144 устанавливается на самолёте при помощи монтажного ремня. Размеры блока, материал корпуса и монтажного ремня такие же, как и у блока радиомаяка.

Конструкция блока передачи координат

Блок CS144 подключается между радиомаяком и программным ключом, который является элементом подключения к пульту дистанционного управления.

Блок CS144 изготовлен из литой пластмассы смешанного светло-жёлтого цвета с высоким уровнем механической прочности (ASA/PC).

На передней панели интерфейсного модуля CS144 размещены:

  1. 12-штырьковый разъём (розетка) DIN-стандарта, который используется для подсоединения блока CS144 к ключу и пульту дистанционного управления.
  2. 12-штырьковый разъём (вилка) DIN-стандарта, который используется для подсоединения блока CS144 к радиомаяку.
  3. 19-штырьковый разъем (вилка), который используется для подачи питания на блок CS144 и для его соединения с навигационной системой FMS.
  4. Выключатель ON/OFF,
  5. Светодиодный индикатор контроля.

elt7.jpg

Рисунок 7. Передняя панель блока CS 144

Режимы работы

Каждый режим работы интерфейсного модуля CS144 отображается с помощью светодиодного индикатора.

Режим инициализации (Init mode). Во время этого режима блок CS144 считывает информацию из программного ключа и записывает её в модуль памяти.

Режим ошибки. Данный режим отображается в случае возникновения следующих ошибок:

  • нет доступа к SMM,
  • нет канала передачи данных с FMS,
  • невалидные данные от FMS.

Приблизительно через три минуты работы в режиме ошибки блок CS144 выполняет перезагрузку.

Первое включение блока CS144.

Для включения блока CS144 необходимо выполнить следующие операции:

Включение/выключение питания

Для блока CS144 не предусматривается каких-либо дополнительных действий при включении/выключении электропитания на борту самолёта. В случае прекращения электропитания блок CS144 автоматически выполнит перезагрузку сразу же после возобновления электропитания.

Технические характеристики блока CS144

Механические характеристики:
Блок CS144 имеет такие же конструкцию и корпус, как и радиомаяк.
Блок CS144 устанавливается на самолёте при помощи монтажного ремня.

  • Материал – пластмасса ASA-PC LURAN SKR2867 CWU.
  • Обработка поверхности – смешанный светло-жёлтый цвет (RAL 1018).

Габаритные размеры (только блок CS144): 82 мм x 82 мм x 180 мм.
Габаритные размеры (с монтажным ремнем): 186 мм x 97 мм x 94 мм.

Электрические характеристики:
Напряжение питания – 10-30 В
Потребляемая мощность (типовая): 12.5 мА при 28 В (с подсоединенным ключом).

Антенна аварийного радиомаяка

Антенна радиомаяка представлена на рисунке 8. Она разработана в соответствии со стандартами TSO. Антенна оснащена разъемом BNC, и способна выдерживать боковую нагрузку 5.5 Н/см².

elt8.jpg

Рисунок 8. Антенна аварийного радиомаяка

Установка аварийного радиомаяка.

Ось контактного датчика перегрузки выставляется вдоль продольной оси самолёта. Поэтому передатчик KANNAD 406-AF должен быть установлен таким образом, что стрелка направления полета "Direction of Flight" была направлена на переднюю часть самолета.

Читайте также: