На какое расстояние начальник поезда обязан отвести горящий вагон

Обновлено: 04.07.2024

Пожары, возникающие в пассажирских вагонах, развиваются с большой скоростью и могут привести к гибели людей, поэтому успех тушения пожара зависит от правильных действий на начальном этапе. При пожаре в пассажирском вагоне во время следования проводник обязан;

• остановить поезд стоп-краном в любом удобном для эвакуации людей и организации тушения пожара месте, за исключением железнодорожных мостов, путепроводов, виадуков, эстакад, тоннелей;

• обесточить вагон, а тёмное время суток отключить все электропотребители, кроме аварийного освещения;

• одновременно вызвать проводника, находящегося на отдыхе, и совместно приступить к следующим действиям;

• вызвать при использовании средств связи или по цепочке через проводников соседних вагонов начальника поезда и поездного электромеханика;

• открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери со стороны безопасной для эвакуации пассажиров;

• приступить к тушению пожара первичными средствами;

• тушение горящего электрооборудования производить только углекислотными или порошковыми огнетушителями;

• при наличии установок пожаротушения привести их в действие;

• в случае прибытия на место происшествия лиц командного состава для руководства работами пи тушению пожара выполнять их указания;

Вынос вещей пассажиров и имущества из вагона не должен препятствовать путям эвакуации пассажиров. В первую очередь необходимо эвакуировать пассажиров с детьми, престарелых и инвалидов.

В случае появления дыма в вагоне и характерных запахов от топки котла или титана проводник обязан немедленно проверить исправность дымовытяжных труб, выяснить причину появления дыма или запаха в вагоне и возможность эксплуатации отопительных и нагревательных приборов до устранения причин их появления. При этом необходимо проверить, нет ли очагов загорания в надпотолочном пространстве, особенно примыкающем к котельным установкам, и над электрооборудованием в служебном купе.

При появлении в вагоне запаха гари и дыма необходимо осмотреть служебное помещение, все купе вагона, проверить котельное помещение и межвагонное суфле и исправность электрооборудования.
При пожаре в пассажирском вагоне в пути следования начальник поезда обязан;

• поручить локомотивной бригаде доложить о пожаре поездному диспетчеру;

• организовать эвакуацию пассажиров и вещей из горящего вагона;

• организовать тушение пожара;

• оценить возможность ликвидации пожара имеющимися средствами;

• в необходимых случаях обеспечить закрепление и ограждение поезда и смежного пути.

Расцепку вагонов состава необходимо производить в следующей последовательности;

ü отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего: перекрыть концевые краны, разъединить соединительные тормозные рукава, привести в действие тормоза вагонов отцепляемой части состава открытием концевого крана, закрепить отцепляемую хвостовую группу вагонов ручными тормозами и тормозными башмаками, поворотом
рычага расцепного привода расцепить автосцепки;

ü продвинуть головную часть поезда вместе с горящим вагоном вперёд на расстояние, исключающее возможность перехода огня на оставленные вагоны или на находящиеся вблизи здания и сооружения, но на расстояние не менее чем 15 м;

ü отцепить загоревшийся вагон то головной части состава, для чего; закрепить отцепляемый вагон тормозными башмаками и ручным тормозом; перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить соединительные тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием тормозного крана и повернуть рычаг автосцепки в положение расцепа;

ü головную часть состава продвинуть на расстояние не менее чем на 15 м.

После расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.

По прибытии пожарных подразделений руководитель тушения пожара обязан, при необходимости, обеспечить выполнение действий, предусмотренных в разделе 2 - оповещение о пожаре, эвакуация людей и имущества, обесточивание электрооборудования, контактной сети, расцепка и отвод горящего подвижного состава.

При тушении пожаров в пассажирских вагонах необходимо:

ü производить тушение водой с интенсивностью, указанной в таблице П.2.1 приложения 2 настоящего руководства;

ü для тушения скрытых очагов пожара производить вскрытие облицовочных плит, панелей;

При тушении пожаров на локомотивах и моторовагонном подвижном составе от пожарных машин, пожарных поездов или пожарных мотопомп необходимо;

ü первые стволы вводить со стороны негорящей части (секции) локомотива или поезда, на тушение пожара внутри тягового подвижного состава вводить стволы Б, снаружи - стволы А,

ü для ввода стволов и пеногенераторов использовать все проемы ( дверные, оконные, люки, отверстия в стенах и др),

ü производить охлаждение водяными струями топливных баков тепловозов, дизель-поездов и автомотрис для предотвращения взрыва, а также ходовой части локомотивов и моторвагонного подвижного состава для предотвращения деформации ходовой части и рельсов,

для тушения скрытых очагов пожара производить вскрытие облицовочных плит, панелей, при горении разлитого на грунте топлива в первую очередь произвести тушение жидкости пеной, после чего приступить к тушению подвижного состава, при невозможности отцепить вагоны или негорящую секцию локомотива от горящего подвижного состава необходимо защищать один вагон (секцию) с наветренной стороны и 2-3 вагона ( в том числе негорящую секцию) с подветренной стороны

При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону:

21.1.1. Машинисту остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

21.1.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгорае­мых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распростране­ния огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.

21.1.3. В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов, по согласованию с поездным диспетчером может продолжить следование до бли­жайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ или ДСП, на которую следует поезд, для принятия ими мер.

21.1.4. После остановки поезда сделать заявку энергодиспетчеру о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

21.1.5. До получения письменного разрешения о снятия напряжения в контактной сети, с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления.

21.1.6. До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов, крыш вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

21.1.7. Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

21.1.8. Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстоянии менее 2 м.

21.1.9. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара до прибытия пожарных подразделений, спасение пассажиров:

21.1.9.1. На станции возлагается на начальника станции, его заместителя, а в их отсутствие на дежурного по станции.

21.1.9.2. На перегоне в случае пожара на вагонах пассажирского поезда возлагается на начальника поезда, в остальных случаях - на машиниста локомотива (МВПС, ССПС).

21.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ

При возникновении пожара в грузовом поезде:

21.2.1. После остановки поезда принять меры к его удержанию на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар.

21.2.2. Вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза (его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны).

21.2.3. При тушении пожара в вагонах с горючими грузами локомотивная бригада одновременно с вызовом пожарного подразделения производит рас­цепку поезда и отвод горящих вагонов от других на расстояние 200 м и в такое место, где в радиусе примерно 200 м не будет пожароопасных объек­тов;

21.2.4. При пожаре цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны следует отвести от поезда в такое место, где в радиусе примерно 200 м отсутствуют пожароопасные объекты. При опасности взрыва цистерн с ЛВЖ радиус такой зоны должен быть не менее 250 м. Тушение ЛВЖ и ГЖ производится пенными и порошковыми огнетушителями, землёй и песком;

21.2.5. При пожаре в вагоне со сжатыми и сжиженными газами в баллонах, локомотивная бригада отцепляет и отводит горящий вагон от поезда на 200 м и одновременно приступает к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами пожаротушения.

21.2.6. При пожаре цистерны со сжижённым, сжатым и растворённым под давлением газом и возникновении опасности её взрыва, горящую цистерну следует отвести на безопасное расстояние и организовать её охрану. Тушение такой цистерны огнетушителями запре­щается.

21.2.7. При пожаре в вагоне со взрывчатыми материалами (ВМ) локомотивная бригада обязана немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих лиц, при наличии таковых.

21.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ

При возникновении пожара на электровозе:

21.3.1. Перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, выключить вспомогательные машины, отключить быстродействующий выключатель, опус­тить токоприёмник и остановить поезд;

21.3.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.3.4. Принять меры к удержанию поезда на месте и отключить рубильник АБ;

21.3.5. Убедиться, что токоприёмник опущен и контактный провод не каса­ется крыши или имеющегося на ней оборудования;

21.3.6. Приступить вместе с помощником к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и сухой песок;

21.3.7. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами, отцепить электровоз и отвести его примерно на 50 м от вагонов и пожароопасных объектов.

21.3.8. После ликвидации пожара, подача напряжения на электровоз или МВПС, где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается. Электровоз или МВПС, повреждённые пожаром, должны следовать в депо с опущенными токоприёмниками и отключенной цепью управления.

21.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ТЕПЛОВОЗЕ (ССПС)

При возникновении пожара на тепловозе (ССПС):

21.4.1. Перевести рукоятку контроллера в нулевое положение, остановить дизель горящей секции и остановить поезд (ССПС);

21.4.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.4.4. Принять меры к удержанию поезда (ССПС) на месте, выключить все приборы управления и рубильник АБ;

21.4.4. При небольшом очаге пожара ликвидировать его, имеющимися огнетушителями;

21.4.5. На тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре привести её в действие, соблюдая технику безопасности при пользовании этой установкой;

21.4.6. Если пожар не может быть ликвидировать своими силами, отцепить тепловоз (ССПС) и отвести его от вагонов и других сооружений. После этого при опасности распространения огня с горящей секции на другую, секции рас­цепить на безопасное расстояние.

21.4.7. После ликвидации пожара запуск дизелей на тепловозах (ССПС), где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается.

Приложение А (обязательное)

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ

А.1 В случае обнаружения пожара проводники обязаны:

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда, а также в случае срабатывания установки пожарной сигнализации дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности показания оборудования, проверить и оценить происшествие и в случае обнаружения пожара предпринять следующие действия:

- вызвать второго проводника вагона, находящегося на отдыхе;

- остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения. В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

- обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, систему вентиляции, кроме цепи аварийного освещения, привести в закрытое положение противопожарную заслонку(и) и принять посильные меры к тушению пожара.

Дежурный проводник вагона приступает к тушению пожара в начальной стадии его развития, соблюдая правила личной безопасности первичными средствами пожаротушения и установкой водяного пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме пульта управления электрооборудованием вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).

В случае ложного срабатывания УПС дежурный проводник вагона должен вызвать электромеханика поезда и перезапустить УПС.

Второй проводник вагона в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика. После полной остановки поезда открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами.

Организовать эвакуацию пассажиров:

- открыть двери всех купе;

- оповестить пассажиров об организованной эвакуации из поезда.

Примерный текст оповещения пассажиров:

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить в направлении, противоположном источнику возгорания.

Провести осмотр по всему вагону (в направлении выхода) на случай, обнаружения заблокированных в купе пассажиров или невозможности эвакуации указанных лиц, при необходимости используя для этих целей самоспасатель. Проверить отсутствие пассажиров в каждом купе и туалете.

При перекрытии путей эвакуации открыть или разбить окна аварийного выхода, где они предусмотрены конструкцией вагона. В случае невозможности штатной эвакуации, эвакуация производится через окна аварийного выхода.

При отсутствии возможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери и окна аварийного выхода, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара.

Второй проводник аварийного вагона после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и принять посильные меры к тушению пожара первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).

После эвакуации пассажиров, при отсутствии прямого доступа к очагу горения вследствие задымления, повышенной температуры, появления токсичных продуктов горения, следует применить для ликвидации пожара генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения, с соблюдением мер безопасности их использования и запуска.

Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.

Проводники соседних вагонов должны оказать помощь пассажирам при выходе из поезда, обеспечить направление пассажиров в безопасное место

(точку сбора, указанную начальником поезда), не допуская того, чтобы пассажиры, спустившиеся с поезда, препятствовали эвакуации других пассажиров.

Проводники принимают посильные меры к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

В целях соблюдения личной безопасности поездная бригада должна знать время защитного действия самоспасателя указанного в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации к этим средствам защиты.

А.2 Действия дежурного проводника соседнего вагона

Получив информацию о пожаре, проводник обязан сообщить о чрезвычайной ситуации по цепочке проводнику следующего вагона, либо по телефонной связи.

Разбудить отдыхающего проводника, предупредить о возникновении пожара в соседнем вагоне и возможной эвакуации пассажиров.

Объявить и организовать эвакуацию пассажиров, открыть тамбурные боковые, торцевые двери.

После полной эвакуации пассажиров из своего вагона принять посильные меры к тушению пожара в горящем вагоне.

А.3 Действия отдыхающего проводника соседнего с горящим вагоном

Оказывать помощь при тушении пожара и эвакуации пассажиров горящего вагона, действовать по указанию начальника поезда.

А.4 Дежурный проводник хвостового вагона обязан:

Сообщить отдыхающему проводнику информацию о возгорании в поезде.

Привести в действие ручной тормоз.

По указанию начальника поезда произвести ограждение железнодорожного пути, на котором остановлен поезд и смежного железнодорожного пути в соответствии с требованиями пунктов 45-49 Приложения № 7 к ПТЭ.

Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к горящему вагону, действует по указанию начальника поезда.

А.5 Дежурные и отдыхающие проводники остальных вагонов обязаны: (кроме дежурного проводника головного вагона) прибыть к горящему

вагону с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и действовать по указанию начальника поезда.

А.6 Начальник поезда обязан:

Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями или с другими средствами первичного пожаротушения, самоспасателем и носимой радиостанцией.

После оценки происшествия и определения необходимости эвакуации пассажиров дать конкретные указания всем членам поездной бригады о порядке дальнейших действий:

- экстренный сбор поездной бригады возле пострадавшего вагона;

- организация тушения пожара;

- организация и направление эвакуации пассажиров;

- определение точки сбора или места, куда должны направляться пассажиры, с обеспечением их безопасности, без помех для эвакуации.

Начальник поезда обязан лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, при необходимости используя для этих целей самоспасатель.

- свою фамилию, имя, отчество, номер мобильного телефона;

Принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (не менее 15-20 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.

На электрифицированных участках, после расцепки состава потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.

Организовать ограждение хвостовой части состава и горящего вагона поезда на перегоне согласно требованиям инструкции по сигнализации, а также закрепление оставленной группы вагонов и загоревшегося вагона в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение N 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286.

Начальник поезда руководит и передает приказы остальным работникам поездной бригады на принципе единоначалия во избежание повторений и разночтения команд, до прибытия территориальных пожарных подразделений или пожарного поезда.

Начальник поезда обязан организовать работу поездной бригады и принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

А.7 Поездной электромеханик обязан:

Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями и другими средствами пожаротушения, а также со самоспасателем.

Убедиться в том, что вагон обесточен (в светлое время суток), а в ночное время отключены все потребители, кроме цепи аварийного освещения.

Удалить предохранитель аккумуляторной батареи (далее - АБ) на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания системы электроснабжения вагона).

По указанию начальника поезда и под его руководством - выполнить расцепку состава и отвод горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны и близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения, действуя при этом в следующей последовательности:

а) пройти к кабине локомотива и взять у машиниста или его помощника ключ высоковольтного отопления поезда;

б) посмотреть в справке формы ВУ-45 потребное количество осей для безопасного закрепления состава на перегоне (станции) и дать команду проводникам о закреплении каждой группы вагонов ручными тормозами (тормозными башмаками) после изоляции горящего вагона;

в) разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);

г) отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, разъединить межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза оставляемой на месте части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, проследить за тем, чтобы часть поезда вместе с горящим вагоном продвинулась локомотивом на расстояние не менее 15—20 м;

д) отцепить загоревшийся вагон от поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положении расцепа, головную часть вагонов продвинуть на расстояние 15―20 м;

е) до прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

А.8. Особенности эвакуации пассажиров из двухэтажных пассажирских вагонов при обнаружении пожара

В случае обнаружения пожара работники поездной бригады обязаны производить эвакуацию пассажиров из вагонов моделей 61-4465 (купейный, СВ), 61-4473 (вагон-ресторан) в зависимости от места возгорания и расположения вагонов:

через тамбур тормозного конца вагона – на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон;

через коридор нетормозного конца вагона и межвагонный переход в соседний вагон.

Эвакуация пассажиров из вагона модели 61-4472 (штабной вагон) производится через тамбур тормозного и нетормозного конца вагона на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон.

Дежурный проводник эвакуирует пассажиров 2-го этажа, а проводник отдыхающей смены эвакуирует пассажиров 1-го этажа.

При перекрытии путей эвакуации для спасания и самоспасания пассажиров используются аварийные окна, с использованием имеющихся в вагоне штатных приспособлений.

Для спуска на земляное полотно через аварийные окна применяются: на 1-м этаже – канат, на 2-м этаже – веревочная лестница, или другое средство спасения с высоты согласованное установленным порядком и имеющее сертификат соответствия.

Окна, используемые как аварийные, должны либо открываться изнутри с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. В последнем варианте у окна должен быть закреплен молоток с заостренным стальным бойком, масса которого от 0,10 до 0,15 кг.

Эвакуационные и аварийные выходы, должны быть обозначены указателями, соответствующими требованиям ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).

При наличии в коридорах вагонов ковровых дорожек должны быть предусмотрены крепления для фиксации дорожек с целью беспрепятственной эвакуации людей.

Сопровождающее инвалида лицо при посадке в вагон пассажирского поезда должно быть проинструктировано проводником вагона о том, что при объявлении эвакуации о пожаре необходимо помочь одеть инвалиду и одеть на себя имеющиеся в вагоне средства защиты органов дыхания и зрения. В целях предотвращения паники, эвакуация инвалида и сопровождающего его лица производится только после завершения эвакуации из вагона остальных пассажиров, которые не обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения.

Эвакуация инвалида производится:

через тамбур тормозного конца вагона на носилках;

через коридор не тормозного конца вагона на инвалидной коляске.

А.9 В вагоне-ресторане

При возникновении пожара в вагоне-ресторане, первый из обнаруживших пожар работников вагона-ресторана обязан остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест); затем сообщает о пожаре всем дежурным работникам вагона ресторана (на кухне и в зале).

Сторож (во время его отдыха официант) обязан:

после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутри поездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

после эвакуации посетителей принимает посильные меры к тушению пожара. Также оповещает по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

после эвакуации принимает посильные меры к тушению пожара. В нерабочее время:

принимает посильные меры к тушению пожара.

А.10 В багажном вагоне, следующем в составе пассажирского поезда

принять посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

принимает посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

А.11 В почтовом вагоне, следующем в составе пассажирского поезда

принять посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне – ресторане, багажном и почтовом вагонах соответствуют их обязанностям при возгорании пассажирского вагона.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда, поездная бригада должна принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара,

А.12 Тушение пожара в вагоне пассажирском предназначенном для перевозки легковых автомобилей

При возникновении пожара, в вагоне, предназначенном для перевозки легковых автомобилей (далее – вагон-автомобилевоз), произойдет срабатывание пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения (далее – СПЗ), сигнал о пожаре поступит на съемный пульт управления (далее – пульт) находящийся в первом купе вагона сопровождения.

Дежурный приемосдатчик груза и багажа обязан:

находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других вагонов поезда и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

сообщить о происшествии начальнику поезда через работников поездной бригады или средства внутрипоездной связи

принять меры по выявлению причин срабатывания СПЗ в вагоне- автомобилевозе, при этом взяв с собой из вагона сопровождения генераторы огнетушащего аэрозоля;

обесточить вагон путем отключения специального электрического разъема (находящиеся с торцевых сторон вагона) от вагона сопровождения

при отказе системы автоматического пожаротушения, принять посильные меры по тушению пожара, путем забрасывания в вагон-автомобилевоз генераторов огнетушащего аэрозоля.

Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне – автомобилевозе соответствуют их обязанностям при возгорании пассажирского вагона.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

Начальник поезда является ответственным лицом за организацию работ при возникновении экстремальных ситуаций в пассажирском поезде. В случае возникновения экстремальных ситуаций начальник поезда должен:

- прибыть немедленно в вагон;

- лично убедиться в обеспечении эвакуации пассажиров, отключении всех потребителей электроэнергии высокого, низкого напряжения, кроме цепей аварийного освещения /в ночное время/ и организовать тушение пожара всеми имеющимися в поезде сред­ствами пожаротушения;

- должен по радиосвязи или другими средствами в случае невозможности ликвидации пожара первичными средствами сообщить дежурному по станции /ДСП/ и через него вызвать ближайшее пожарное подразделение, одновременно принять меры к расцепке состава;

- убедившись в полной эвакуации пассажиров, совместно с работниками поездной и локомотивной бригады организуют расцепку вагонов, оставляя воз горевший вагон в удобном для тушения месте на расстоянии не менее 15-20 м., исключающем возможность перехода огня на соседние вагоны, здания, устройства: при этом вагон отцепляется от сзади стоящей группы вагонов от локо­мотива, затем отцепляется впереди стоящая группа от возгоревшего вагона;

- после расцепки состава начальник поезда обязан потре­бовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контакт­ной сети;

- с ближайшей станции телеграммой сообщить руководителям /депо, участков, дирекций/, военизированной охране железной дороги приписки подвижного состава;

- контролировать выполнение требований Инструкции по тушению пожара в подвижном составе железных дорог;

2. При остановке поезда после срабатывания сигна­лизации нагрева буксы или ПОНАБ:

- немедленно прибыть к вагону, по внешним признакам или на ощупь определить нагрев буксы, ее техническое состояние, принять решение по дальнейшему следованию поезда, при необхо­димости принимать меры к ограждению поезда.

3. При обнаружении в одном или нескольких вагонах техни­ческих неисправностей:

совместно с ПЭМ определить возможность следования поезда при полном обеспечении безопасности движения до ближайшего пункта устранения неисправности, смены колесных пар или отцепки вагона и сообщить об этом машинисту локомотива.

4. При невозможности устранения в пути следования технических неисправностей, нарушающих нормальные условия проезда пассажиров, давать телеграмму на ближайшую станцию с требованием об оказании технической помощи или замены вагона.

5. При остановке поезда по причине срабатывания УКСПС (устройство обнаружения деталей выступающих за пределы нижнего габарита и схода подвижного состава в поездах) начальник поезда совместно с помощником машиниста производит осмотр поезда. В зависимости от состояния узлов и деталей вагонов, начальник поезда принимает решение о возможности дальнейшего следования поезда, о чем сообщает по поездной радио связи через локомотивную бригаду ДСП, или поездному диспетчеру при ДЦ.

6. Начальник поезда совместно с поездным электромехаником в случае остановки поезда средствами контроля безопасности (ПОНАБ, ДИСК, КТСМ, УКСПС) устанавливают причину остановки, с оформлением акта за подписью начальника поезда, поездного электромеханика и машиниста локомотива.

7. При обнаружении поломки, порчи внутреннего оборудова­ния и имущества составить акт для взыскания с виновных стоимости согласно расценочной ведомости.

8. При отцепке вагона в пути следования — выделить провод­ников для охраны имущества отцепленного вагона, произвести ин­структаж о порядке их действия до отправки вагона в пункт приписки. Если отцепляется вагон с радиокупе, то необходимо опломбировать радиокупе.

Далее начальник поезда обязан:

- разместить пассажиров на свободные места в вагонах этого поезда;

- совместно с начальником станции отцепки вагона составить акт в 3-х экземплярах с указанием причин отцепки и данных о вагоне /заводской номер, сроки проведения плановых видов ремонта и единой технической ревизии/; акт подписывается начальником поезда, начальником станции /дежурным по станции/, машинистом локомотива, осмотрщиком вагонов или др. должностным лицом, присутствующим при данной ситуации. Один экземпляр акта сохра­няется до конца рейса и затем сдается начальником поезда администрации предприятия формирования поезда;

- если разместить пассажиров в поезде невозможно, временно разместить пассажиров в тамбурах и коридорах вагона, сообщить лично или через начальника, дежурного по станции, поездного диспетчера на ближайший пункт формирования поездов о необходимости прицепки другого вагона взамен отцепленного или пересадки в другой поезд;

- при переводе пассажиров из отцепленного вагона в другие вагоны начальник поезда обязан совместно с начальником станции организовать переноску ручной клади пассажиров, принять меры обеспечивающие безопасность пассажиров.

9. Об отцепке вагона начальник поезда теле­графом ставит в известность предприятие приписки состава, пасса­жирскую /вагонную/ службу дороги.

10. При отклонении поезда от первоначального маршрута:

- получив информацию от дежурного по станции или дежурного по вокзалу о новом маршруте — установить пункты, через которые не будет следовать поезд, сообщить пассажирам, едущим до этих станций порядок пересадки, сделать об этом необходимые отметки в проездных документах;

11. При получении от машиниста локомотива, сигнала "Тормозить" на­чальник поезда должен немедленно принять меры к приведению в действие ручных тормозов вагонов проводниками вагонов.

12. При саморасцепе автосцепок в пассажирском поезде началь­ник поезда совместно с машинистом локомотива должен проверить действие механизма автосцепок и принять решение о возможности сцепления и дальнейшего следования или необходимости замены автосцепок.

13. При развороте пассажирского поезда, в пути следования или отправления с транзитного пункта, пунктов формирования и оборота, с изменением порядка расположения вагонов в составе сообщить телеграммой в адрес всех ОДБ /ЛБК/ по ходу следования поезда и крупных вокзалов, напоминая об этом каждый раз при подаче сведений,

14. При длительной остановке поезда на станции или перегоне всеми доступными средствами выяснить причину оста­новки поезда, предполагаемое время отправления и в дневное время сообщить об этом пассажирам поезда по поездному радио.

15. При остановке поезда проводником из-за появления под вагоном постороннего шума принять меры к обнаружению и устранению неисправностей, погрузить в вагон демонтированный узел, сообщить машинисту локомотива причину остановки и в случае обрыва или утери узлов вагона, через машиниста локомотива и поездного диспетчера передать информацию о случившемся машинистам локомотивов других поездов для следования по этому участку с особой бдительностью.

16. В случае сбоя в графике движения пассажирских поездов начальник поезда должен сообщить в ОДБ и место приписки вагона время задержки поезда и количество пассажиров, следующих в поезде.

17. В случае выявления пассажиров в нетрезвом состоянии или нарушающих общественный порядок:

- в спокойной вежливой форме сделать замечание пассажиру, предложить занять свое место и не нарушать общественный порядок;

- если пассажир не реагирует на замечания, через поездную радиосвязь вызвать работников милиции для высадки пассажира из поезда с обязательным составлением акта о снятии и отметкой в проездном документе (билете).

15.1. При ведении пассажирского поезда и выявлении очага возгорания на локомотиве машинист обязан остановить поезд по возможности в месте, доступном для подъезда пожарной машины. В установленном порядке доложить об остановке ДСП, ограничивающим перегон, машинистам встречных и попутных поездов о причине остановки. Вызвать начальника пассажирского поезда и доложить о возникновении пожара, подавая сигнал пожарной тревоги.

15.2. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, произвести отцепку локомотива от состава пассажирского поезда установленным порядком, предварительно дав команду начальнику поезда о приведении в действие ручных тормозов вагонов и укладки тормозных башмаков. Через дежурного по железнодорожной станции (поездного диспетчера, при диспетчерской централизации) затребовать пожарный поезд.

Отъехать на безопасное расстояние не менее 50 метров (при электротяге) от поезда и после его закрепления от самопроизвольного ухода приступить к ликвидации возгорания с применением всех средств пожаротушения, находящихся на локомотиве.

Если состав пассажирского поезда следует на тепловозной тяге и создается угроза разлива и возгорания дизельного топлива локомотив от состава поезда должен быть отведен на расстояние не менее 100 метров, а при необходимости и на большее.

15.3. Тушение пожара до прибытия пожарной команды осуществляется с привлечением работников поездной бригады пассажирского поезда, а также работников локомотивных бригад встречных поездов, с соблюдением всех мер предосторожности.

Порядок взаимодействия работников при возникновении пожара

В подвижном составе поезда

16.1. Начальник пассажирского поезда применяет все меры к остановке поезда, сообщает машинисту локомотива о возгорании в вагоне с указанием его номера по счету с головы подвижного состава.

Машинист, получив информацию от начальника поезда, подает сигнал пожарной тревоги и принимает меры к остановке поезда по возможности на площадке и в удобном месте для подъезда пожарных машин, эвакуации пассажиров. О вынужденной остановке поезда на перегоне сообщает о возгорании дежурному по железнодорожной по станции (поездному диспетчеру, при диспетчерской централизации), машинистам встречных и вслед идущих поездов с затребованием пожарного поезда. На электрифицированных участках пути доложить поездному диспетчеру о снятии напряжения в контактной сети.

16.2. Начальник пассажирского поезда после остановки принимает меры к эвакуации пассажиров, закреплению состава всеми имеющими средствами и совместно с поездной бригадой организует тушение пожара. Если не удается потушить очаг возгорания, машинист по указанию начальника поезда с участием электромеханика, который обязан отключить напряжение отопления состава (при его наличии), приступают к отцепке горящего вагона и отвода его на безопасное расстояние.

16.3. Отцепка горящего вагона осуществляется по команде начальника поезда (электромеханика) посредством носимой радиосвязи УКВ диапазона, только после закрепления хвостовой части состава от самопроизвольного ухода необходимым количеством тормозных башмаков и ручных тормозов вагонов. Машинист не вправе приводить локомотив в движение при отсутствии информации от начальника поезда (электромеханика) о закреплении оставшейся части вагонов.

16.4.Отъехав с горящим вагоном на безопасное расстояние, не менее 100 метров, после его закрепления с обеих сторон, произвести отцепку и проследовать далее с оставшейся частью вагонов на расстояние не менее 100 метров.

Порядок действий работников при отсутствии ответа машиниста при

Вызове его посредством радиосвязи

17.1. При возникновении нестандартных ситуаций в вагонах пассажирского поезда, требующих вызова машиниста лицами его сопровождающих и неполучения от последнего ответа на требуемый вызов, начальник поезда производит э/сстренное торможение путем срыва стоп крана. После остановки не перекрывая его, направляется к локомотиву для выяснения причины отсутствия ответа. Данная мера применяется начальником поезда в тех случаях, когда машинист дважды не ответил на его вызов.

Порядок взаимодействия работников в случае невозможности ведения поезда машинистом по состоянию здоровья




18.1. В случаях ухудшения самочувствия в пути следования (по возможности довести поезд до первой железнодорожной станции) и отсутствие возможности управлять подвижным составом, машинист обязан принять все меры к остановке поезда с последующим докладом дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон (при диспетчерской централизации, поездному диспетчеру), а при ведении пассажирского поезда начальнику поезда.

Остановку по возможности произвести в местах с профилем пути, позволяющим произвести удержание поезда от самопроизвольного движения, краном вспомогательного тормоза.

18.2. В случаях вынужденной остановки пассажирского поезда на перегоне по состоянию здоровья машиниста, начальник поезда после получения информации организует работу по его закреплению и ограждению, порядком установленным Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ). До прибытия медицинских работников, приступает к оказанию первой медицинской помощи машинисту.

Порядок взаимодействия работников при получении машинистом информации о срабатывании средств контроля состояния подвижного состава КТСМ

В случае выявления нагрева буксового узла начальник поезда докладывает машинисту о возникшей неисправности, который передает ее дежурной по железнодорожной станции, решение о дальнейшем следовании и вывода поезда с перегона принимает начальник поезда.

Если нагрев колесной пары вызван не отпуском тормозов в следствие неисправности тормозного оборудования вагона, производится его отключение с последующим выпуском воздуха из запасного резервуара. О выключении вагона начальник поезда (поездной электромеханик) докладывает машинисту, который обязан пересчитать тормозное нажатие для определения скорости дальнейшего следования.

19.2. При осмотре указанной подвижной единицы и отсутствие признаков нагрева, производится осмотр по два смежных вагона с каждой стороны состава. Результаты осмотра докладываются машинисту, который передает ее дежурной по железнодорожной станции.

19.3. Если приборами контроля выявлен нагрев буксового узла на локомотиве, машинист после остановки поезда установленным порядком сообщает информацию всем причастным работникам, а при ведении пассажирского поезда начальнику поезда. Покидая кабину управления локомотивом для осмотра экипажной части, машинист действует в соответствии с п. 8.5. настоящей инструкции.

Результаты осмотра машинист докладывает дежурной по железнодорожной станции, а при ведении пассажирского поезда начальнику поезда. Решение о дальнейшем следовании принимает машинист локомотива.

Порядок взаимодействия работников при получении информации

О срабатывании УКСПС

20.1. При получении информации от речевого информатора постов безопасности, о сбитой планке нижнего габарита, машинист обязан остановить поезд служебным торможением и установленным порядков сообщить причину вынужденной остановки дежурной по железнодорожной станции (поездному диспетчеру, при диспетчерской централизации), а при следовании с пассажирским поездом начальнику поезда.

20.1. Начальник пассажирского поезда получив информацию о сбитой планке нижнего габарита, силами поездной бригады организует осмотр состава поезда с обеих сторон на наличие волочащихся деталей, посторонних предметов или схода подвижного состава. Результаты осмотра докладывает машинисту локомотива.

20.2. Для исключения несанкционированного движения подвижного состава при оставлении кабины управления для осмотра экипажной части, машинист выполняет требования пункта 8.5. настоящей Инструкции. Результаты осмотра докладывает начальнику пассажирского поезда.

20.3. Если по результатам осмотра подвижного состава неисправности повлекшие задержку поезда не выявлены, то по готовности поездной бригады и зарядки тормозной магистрали, порядком установленным Правилами технического обслуживания и управление тормозами, машинист приводит поезд в движение и следует до первой станции со скоростью не более 20 км/час.

По прибытию на станцию подвижной состав повторно осматривается работниками вагонного хозяйства, а при их отсутствии начальником пассажирского поезда. При отсутствии неисправностей дальнейшее движение поезда осуществляется с установленной скоростью.

20.4. При выявлении неисправности, начальник поезда и поездной электромеханик устраняют ее, о чем докладывают машинисту, который о принятых мерах начальником поезда с указанием его фамилии докладывает дежурной по железнодорожной станции (поездному диспетчеру, при диспетчерской централизации) и сообщает о возможности дальнейшего следования.

20.5. При обнаружении волочения деталей подвагонного оборудования, не поддающегося устранению силами поездной бригады, или схода подвижного состава начальник пассажирского поезда сообщает об этом машинисту с указанием возможной причины. Полученную информацию машинист передает дежурной по станции и поездному диспетчеру, последний определяет порядок вывода поезда с перегона.

Читайте также: