На какие направления подразделяется государственная система социального обеспечения в сша

Обновлено: 04.05.2024

2.3.1. Система социального страхования

Система социального обеспечения в США сложна и многообразна. Единой общенациональной централизованной системы социального обеспечения в США не существует. Она образуется из разного рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными органами и органами власти штатов. Отдельные программы принимаются также местными властями.
Государственная система социального обеспечения в США четко подразделяется на два направления: социальное страхование и социальное вспомоществование. Они различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся (в доле с предпринимателями). Государственное вспомоществование выплачивается из бюджетных средств: федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.
Первым законом о социальном страховании стал гражданский закон, принятый 14 августа 1935 года. С течением времени этот закон обрастал многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования, дополнялся новыми положениями.
Законом 1935 года было установлено два вида социального страхования: по старости (пенсии) и безработице (пособие). Закон предусматривал также ограниченные меры помощи некоторым категориям бедняков, таким как инвалиды и сироты. Пенсии были впервые выплачены в 1937 году. В 1939 году была внесена поправка к закону о выплате пособий в связи с утратой кормильца семьи. Крупным шагом по расширению государственной системы социального страхования была также поправка 1956 года, предусматривающая выплату пособий по нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой. Страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни, вызванной условиями труда, было вверено компетенции штатов. Значительным событием стала также поправка 1965 года, предоставившая право на медицинское страхование лицам в возрасте 65 лет и старше (программа “Медикэр”).
Закон 1935 года и поправки к нему распространяется на рабочих и служащих частного сектора, за исключением железнодорожников, для которых была установлена своя система социального страхования. Существуют также программы социального страхования для федеральных гражданских служащих, ветеранов войн и военнослужащих. Такие категории трудящихся, как сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики остались неохваченными государственной программой социального страхования.
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 года и поправками к нему, принято объединять под названием “Общая федеральная программа” (ОФП).
Программы социального страхования - это программы, в фонд которых получатель пособия (пенсии) сам делает предварительный вклад, который имеет форму специального налога, вносимого будущим получателем или его работодателем, или обоими вместе. Эти пособия рассматриваются скорее как право, нежели как привилегия, и получение его не представляет собой социального позора. Вера в страхование согласуется с верой в свободу выбора личности поскольку кажется, что оно предоставляет каждому гражданину выбор, как наилучшим образом защитить себя от случайностей (Моррис. Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики // Энциклопедия социальной работы. Т.З). К программам социального страхования относятся: страхование по старости (пенсии), страхование по утрате кормильца, страхование по безработице, страхование по нетрудоспособности, медицинское страхование.
Государственную пенсию по старости в полном объеме могут получать люди, достигшие 65-летнего возраста (мужчины и женщины одинаково). Трудовой стаж, необходимый для получения полной пенсии, - 35 лет. Если стаж меньше, то уменьшается и пенсия. Предусмотрена выплата пенсий в 62 года, но в этом случае пенсионное пособие уменьшается на 20%. В соответствии с поправкой 1983 года в начале этого века намечается увеличить пенсионный возраст до 67 лет. Средний размер пенсии в 1986 году составлял 478 долларов в месяц. Если у мужчины пенсионера на иждивении жена в возрасте 65 лет и старше, он имеет право на 50% надбавку к пенсии. Женщина, имеющая на иждивении мужа, такой надбавки не получает. Если оба супруга имеют право на пенсию, то женщина должна выбирать между собственной пенсией и 50% надбавкой мужа.
Средний размер пенсии даже с надбавками обеспечивает лишь доход примерно на уровне “черты бедности” или немногим выше, поэтому престарелые, не имеющие дополнительных средств, вынуждены вести предельно скромное существование. Пенсионеры имеют право работать, однако, начиная с определенной суммы заработка, у них вычитается из пенсии 50 центов на каждый заработанный доллар. Фактически они теряют еще больше, так как зарплата, в отличие от пенсии, облагается подоходным налогом, и в результате теряется примерно 70 центов из каждого заработанного доллара.
Пособие по утрате кормильца устанавливается членам семьи умершего в том случае, если умерший имел право на пенсию по старости, а члены семьи (переживший супруг, дети, родители) находились на его иждивении. Право на пенсию по утрате кормильца и ее объем определяются в зависимости от возраста иждивенцев и их трудоспособности. Исходной суммой для начисления пенсии является размер пенсии по старости умершего, которую он мог бы получать по достижению пенсионного возраста.
Пособие по нетрудоспособности устанавливается лицам, ставшим инвалидами в результате заболеваний или несчастных случаев, не связанных с производством. Право на получение пособия имеют трудящиеся, уплатившие определенный объем взносов и проработавшие не менее пяти лет на предприятиях, охваченных страхованием по Общей федеральной программе (ОФП). Условия начисления и размер пособия по нетрудоспособности приблизительно соответствуют условиям начисления пенсий по старости. При наступлении пенсионного возраста пенсия по инвалидности заменяется пенсией по старости.
Все пособия в рамках ОФП финансируются, как мы уже сказали, за счет налога на социальное страхование, который в равных долях взимается с наемных рабочих и с предпринимателей. Однако фактически основная часть налога выплачивается трудящимися, поскольку предприниматели находят способы перекладывания своей доли на их плечи, в частности, путем уменьшения на соответствующую сумму заработной платы. Налоговая ставка, по которой взимается взнос на социальное страхование, устанавливается для трудящихся в процентном отношении к заработной плате, для предпринимателей - в процентном отношении к фонду выплаченной зарплаты. Налоговая ставка постоянно растет. Например, в 1950 году налоговая ставка составляла 1,5%, в 1986 -7,15%. Резко выросла и налоговая база, то есть максимальная сумма годовой заработной платы рабочих и служащих, облагаемая этим налогом, - с 3000 долл. в 1950 г. до 42000 долл. в 1986 г. Соответственно, максимальный годовой взнос, с учетом выплат предпринимателей, за те же годы увеличился с 90 долл. до 6000 долл. В отличие от подоходного налога, который носит прогрессивный характер (растет по мере роста доходов), налог на социальное страхование является регрессивным. Он взимается по единой налоговой ставке, начиная с первого заработанного доллара и далее в пределах налоговой базы. Потолок этой базы установлен в такой сумме, которая превышает заработки рядовых рабочих и служащих. В результате они платят налог со всей суммы своих заработков, а наиболее состоятельные американцы оказываются в привилегированном положении, платя налог только с части своих доходов. Таким образом, налог на социальное страхование наибольшей тяжестью ложится на малообеспеченных: для 25% самых низкооплачиваемых американцев он превратился с самый тяжелый налог.
В ОФП включены также лица, работающие не по найму (врачи, лица свободных профессий, священники и пр.). Они платят налог на социальное страхование по установленной совокупной налоговой ставке, то есть по ставке, по которой взимается налог с трудящихся и предпринимателей совместно.
Характерной чертой государственной системы социального страхования является постоянная тенденция к повышению налога, что обусловлено как экономическими, так и демографическими причинам. Экономические кризисы системы социального страхования вынуждают серьезно повышать налог на социальное страхование. Дальнейшие перспективы роста этого налога выглядят еще более угрожающими, в частности, в связи с демографическими сдвигами в сторону “постарения населения”.
Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным законом определены общие принципы страхования по безработице, детализированные затем законодательством каждого из штатов. Штаты определяют категорию лиц, подлежащих страхованию, порядок получения пособий, их размеры и сроки выплаты. Фонды страхования по безработице образуются в основном за счет налогов с предпринимателей, размеры которых устанавливаются в процентном отношении от выплаченной заработной платы. Органы власти штатов могут лишать безработных пособий или снижать их уровень в случае “добровольной” безработицы, отказа от предлагаемой работы и пр. Охват пособиями во многом зависит от состояния экономики. В годы кризисов он выше и, наоборот, в стабильные времена - ниже. Законодательство штата обычно устанавливает минимально-необходимый стаж, чтобы получать пособие по безработице (как правило, не менее полугода). Размер пособия - часть среднего заработка за “базовый период” (примерно 12 месяцев), когда работник получал наивысшую зарплату. В каждом штате устанавливается минимальный и максимальный размер пособия. В среднем он составляет 25 - 30% месячной зарплаты. В последние годы он составлял 160-170 долларов в неделю. Обычно срок выплат составляет около 26 недель. В то же время федеральным законом предусмотрено, что в случае резкого роста безработицы срок может быть продлен до 65 недель. В этом случае федеральное правительство берет на себя финансирование дополнительных затрат.
В связи с высоким уровнем производственного травматизма и распространением профессиональных заболеваний в США существуют, в основном на уровне штатов, соответствующие программы страхования. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет не более двух третей зарплаты, в большинстве случаев и ниже. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуется от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку ввиду травмы на производстве.
Медикэр - программа медицинского обслуживания пенсионеров. Напомню, что она была создана в 1965 г. По ее условиям страхование делится на основную и дополнительную части. Основная страховка финансируется за счет налога на социальное страхование. Эти деньги идут на оплату лечения в стационаре. Дополнительное страхование считается добровольным и финансируется за счет федерального бюджета и взносов участников. Оно оплачивает амбулаторное лечение и консультативные услуги врачей. Понятно, что большинство американцев предпочитают обзавестись и этим видом страховки.
При поступлении в стационар пациент вносит первый взнос (равный стоимости одного дня лечения). Если он выписывается до истечения 60 дней, то он больше ничего больнице не должен. Если остается более этого срока, то с 61 по 90 день его пребывание оплачивается из расчета 25%) стоимости лечения. По истечении 3-х месячного срока наступает так называемый “резервный период” длительностью 60 дней, которым можно пользоваться только один раз (в случае катастрофического заболевания) и за который пациент расплачивается из расчета ежедневной платы в размере 50% от первоначального взноса.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Социальное обеспечение в США. Презентация на заданную тему содержит 49 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Социальное обеспечение в США подготовили: Гулумян Давид, Карташова Оксана, Кутьина Анна, Моисеенко Наталья, Нигматулин Дамир, Ретуев Илья

План Система пенсионного обеспечения Здравоохранение и медицинское страхование Борьба с безработицей Пособия в связи с рождением детей Социальное обслуживание, помощь и иные меры

Золотоискатели, Калифорния, вторая половина 19 века Золотоискатели, Калифорния, вторая половина 19 века

Система пенсионного обеспечения Государственная пенсия Частная (коллективная) пенсия по месту работы Частная (индивидуальная) пенсия –личный пенсионный счет в специальном фонде

Общая федеральная программа Федеральная система пенсионного страхования была учреждена в США в 1935 г. в соответствии с законом о социальном обеспечении, проект которого был предложен на рассмотрение Конгрессу США президентом Ф.Рузвельтом.

Основы пенсионного налогообложения Государственная пенсия формируется за счет взносов граждан, предприятий и государственных ассигнований. Ежемесячное отчисление составляет 15,3% от заработной платы, причем 7,65% выплачивает работодатель; Максимальная налоговая база – 118500 $ (2016); Ежегодная индексация в пределах индекса потребительских цен.

Право на пенсию Достижение пенсионного возраста; Наличие не менее 40 кредитов Social security; Стаж не менее 10 лет (как правило)

Ранний выход на пенсию При раннем оформлении пенсии размер пенсионного пособия уменьшается. Размер получаемой пенсии уменьшается примерно на 0,5% за каждый месяц, если вы начали получать пенсию до достижения полного пенсионного возраста.

Пенсионные схемы при поддержке работодателей (employer-sponsored plans) defined benefit (фиксированные выплаты) defined contribution (выплаты не фиксированные, и зависят от результатов инвестиций)

Индивидуальные пенсионные счета (Individual Retirement Account, или IRA) 1. Люди самостоятельно выбирают куда вкладываются эти деньги - либо в традиционные взаимные фонды (mutual funds, аналоги российских ПИФов) которые вкладывают в акции или облигации компаний и государств, либо могут вкладывать в любые другие нетрадиционные активы, как золото, нефтяные фьючерсы, недвижимость, раритетные автомобили, лес. 2. Результат инвестиций в диверсифицированный портфель фондов на протяжении последних 10 лет. Средняя доходность составила 12.38% в год. Лишь 2 года, 2008 и 2011, имели отрицательную доходность. Если доходность сохранится на прежнем уровне, и больше ничего на этот счет не класть, то через 25 лет там будет $1,5 миллиона.

Особые виды пенсий Военная пенсия; Пособие по инвалидности (Social security); Пособие в связи с потерей кормильца (Social security).

Военная пенсия Военная пенсия Военная пенсия в США является наиболее высокой. Первый законопроект о социальном обеспечении бывших военнослужащих был принят в 1861 году.

Пособие по инвалидности В Штатах нет такого понятия, как степень инвалидности - все рассчитывается индивидуально. В 2013 году средний размер пособия по инвалидности составлял 1177 долларов в месяц, а максимальный по стране равнялся 2533 долларам.

Пособие в связи с потерей кормильца К членам семьи, которые имеют право на пособие относятся вдова или вдовец, соответствующие одному из следующих требований: 1. Возраст 60 и более лет; 2. Возраст 50 и более лет при наличии инвалидности; 3. В любом возрасте, если лицо воспитывает ребенка, которому менее 16 лет или который является инвалидом и имеет право на пособие социального обеспечение на основе ваших трудовых кредитов. Иждивенцы кормильца также могут получать пособие, если они не состоят в браке и соблюдаются следующие требования: 1. Возраст моложе 18 лет; 2. Возраст от 18 до 19 лет и учатся по полной учебной программе в начальной или средней школе; 3. Возраст 18 и более лет при тяжелой форме инвалидности (инвалидность наступила до 22 лет). Кроме этого, пособие на основании заработка кормильца могут получать нетрудоспособные родители, если он оплачивал не менее половины их расходов.

Основные тезисы по пенсионному страхованию в США Пенсия – самостоятельная забота гражданина США; Государство стимулирует граждан и работодателей самостоятельно финансировать частные программы пенсионного обеспечения; Принцип формирования пенсии – страхование риска нетрудоспособности.

Здравоохранение и медицинское страхование В США самая дорогая система здравоохранения в мире. Здесь на нее тратится больше средств, чем в любой другой стране, как в абсолютных цифрах (почти 3 триллиона долларов в год – это 16% от ВВП государства), так и на душу населения – больше 15 тысяч долларов. Ожидается, что доля ВВП, выделяемого на здравоохранение, к 2017 году будет увеличена и составит 19,5%.

Medicare Medicare – государственная медицинская страховка, которая обеспечила качественной помощью пожилое население США.

Medicaid Медикейд (англ. Medicaid) — американская государственная программа медицинской помощи нуждающимся. Осуществляется на уровне штатов при поддержке федеральных властей. Медицинская помощь оказывается лицам, имеющим доход ниже официальной черты бедности. Учреждена согласно закону Керра-Миллса 1960 г. (Kerr — Mills Act). Осуществляется с 1965 года.

Страхование здоровья детей SCHIP Государственная детская программа страхования здоровья (SCHIP, State Children’s Health Insurance Program) – это совместная программа штатов и федерального правительства США, которая позволяет обеспечить страхование детей из тех семей, которые зарабатывают слишком много, чтобы присоединить их к Medicaid, но недостаточно для покупки частной страховки.

ЧАСТНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ Частное страхование может быть индивидуальным или групповым (например, компания покупает страховку для своих сотрудников). Большинство американцев, имеющих частную медицинскую страховку, получают ее от своих работодателей. По данным USCB, около 60% граждан США имеют страховку, спонсируемую работодателем, и только 9% американцев приобретают ее лично.

Consolidated Omnibus Budget Reconciliation Act План COBRA (Consolidated Omnibus Budget Reconciliation Act) помогает американцам некоторое время оставаться в системе медицинского страхования в случае потери работы и источника дохода. Право на участие в такой программе определяется, в том числе, причиной ухода с работы. В стране действуют и другие системы страхования, например, для военнослужащих и ветеранов, а также система медицинского страхования для коренных индейцев.

Рынок медицинского страхования С 1 октября 2013 года американцы были включены в систему медицинского страхования через так называемый рынок медицинского страхования (Health Insurance Marketplace) своего штата. Рынок медицинского страхования – это новый способ помочь гражданам в поиске страховой компании и того страхового плана, который отвечает определенным потребностям и бюджету.

Краткие выводы по медицинскому страхованию в США Медицинское страхование не означает бесплатную медицинскую помощь; В настоящее время каждый легальный резидент страны обязан иметь медицинскую страховку. Это требование — часть закона ACA (Affordable Care Act). Отказ – штраф. Размер штрафа в 2015 году — от $325 до $400; Медицинскую страховку получают несколькими способами, как самостоятельно, так и по государственным программам; Исторически сложилось так, что в США стоматологические и офтальмологические страховки идут отдельно от основной медицинской.

Заработная плата и размер пособия по безработице в США По расчётам на 2016 год, средняя зарплата жителя Соединённых штатов равна 2800 долларов. Размер минимальной оплаты труда с начала 2015 года составляет 10 долларов за 1 час работы.

Как получить помощь от государства и что дальше? Среди ключевых требований к просителю выделяют следующие: 1. Отработать на территории страны минимум 6–12 месяцев (зависит от штата). 2. Быть оформленным на постоянное место работы, а не по срочному договору или договору подряда. 3. Работать на полную ставку и получать заработную плату не ниже минимальной. 4. Быть уволенным по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия, а не по собственному желанию или за невыполнение своих должностных обязанностей. Более детальные вопросы, касающиеся социального обеспечения населения, прорабатываются на местном уровне, и могут отличаться в зависимости от штата.

Срок выплат По федеральному законодательству, период выплаты составляет шесть с половиной месяцев. В 2016 году этот срок ещё увеличен на срок от 7 до 13 недель для разных штатов.

Правила осуществления выплат После получения положительного решения по заявлению, гражданин США, который получает поддержку как безработный, становится на контроль государственных органов. За ним ведётся наблюдение, и власти внимательно следят за его попытками отыскать себе работу. Раз в неделю он должен отчитываться в департаменте занятости о своих успехах в трудоустройстве. Государственные службы, в свою очередь, предоставляют гражданину собственные варианты вакансий на выбор. Эти предложения являются обязательными для посещения и общения с потенциальным работодателем. И отказ от работы допустим только по инициативе работодателя.

Число лиц, получающих пособие по безработице в США, составляет около 3 млн. Очередь в американском центре занятости

Пособия в связи с рождением детей В США нет систем поддержки матерей. Понятия декретного отпуска тоже нет: мать может не работать после родов максимум 4 месяца, а по истечении этого срока должна выйти на работу или уволиться. С голоду малоимущей семье умереть тоже не дадут. Если доход родителей ниже прожиточного минимума, им доплачивают недостающую сумму – деньгами или разного рода талонами или льготами. Это могут быть продуктовые карточки, бесплатные школьные завтраки и обеды, транспортные расходы, налоговые послабления.

Вэлфер Вэлфер представляет собой ряд различных пособий, назначаемых лицам, которые по той или иной причине не обеспечены минимальным доходом. В 2016 году на вэлфер может подать любой постоянный резидент США, то есть не нужно даже дожидаться получения гражданства. Кроме денежной может быть предложена иная помощь. Проверка получателя пособия проводится ежемесячно, и оно перестаёт выплачиваться, как только ваш доход достигнет необходимой суммы.

Социальное обслуживание Система социальной поддержки населения в США очень гибкая, хотя весьма сложная и запутанная. Ее характерная особенность в отличие от большинства европейских моделей децентрализация.

Социальное обслуживание Органы власти штатов в пределах своей территории отвечают за социальную поддержку инвалидов. Муниципалитеты на платной основе привлекают специализированные инвалидные организации, фонды к оказанию социальных услуг, положенных по закону: жилищно-бытовое устройство (предоставление дешевого жилья), продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг, предоставление работы, обучение, адаптация, выплата специальных пособий и компенсаций

Если Вы умрете в США Если у умершего лица достаточно кредитов (по программе Social Security), то после смерти производится единовременная выплата в размере $255. Это пособие выплачивается супруге (супругу) или несовершеннолетним детям, которые соответствуют определенным требованиям.

• Национальная
ассоциация
социальных
работников (НАСР) является крупнейшей
членской организацией профессиональных
социальных работников в мире со 150 000
членов. НАСР работает для повышения
профессионального роста и развития своих
членов, для создания и поддержания
профессиональных
стандартов
и
для
усовершенствования социальной политики.

• НАСР
в
основную
функцию
включает
содействие
профессиональному развитию своих членов, установление и
поддержание
профессиональных
стандартов
практики,
продвижение разумной социальной политики, и предоставление
услуг, которые защищают своих членов и повышают их
профессиональный статус. Ассоциация разработала и приняла
Кодекс Этики НАСР и другие обобщенные и специализированные
стандарты
практики.
Профессиональная
этика
в
основе
социальной работы. Профессия обязана сформулировать свои
основные ценности, этические принципы и этические нормы.
Кодекс Этики НАСР устанавливает эти значения, принципы и
стандарты для руководства социальных работников. Кодекс
является актуальным для всех социальных работников и
студентов, изучающих социальную работу, независимо от их
профессиональных функций, условий, в которых они работают,
или
населения,
которое
они
обслуживают.

• Социальные работники сами отзываются о своей профессии
по-разному. Он говорят о ней как о работе, дающей
удовлетворение, разочаровывающей, вознаграждающей,
опустошающей, стрессовой и приносящей массу проблем и
т. п.
• Многообразная практика социальной работы в США
включает в себя множество видов деятельности,
проявляющихся в широком разнообразии ее применения.
Данное многообразие и комплексность социальной работы
предполагают множество ее определений. Сошлемся здесь
на определение, принятое Национальной Ассоциацией
Социальных работников (НАСР), профессиональной
организацией социальной работы в США:

• Национальная Ассоциация Социальных работников видит
назначение социальной работы в том, чтобы помогать или
восстанавливать взаимовыгодные взаимодействия между
личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого.
Социальный работник, действуя в соответствующей окружающей
обстановке, должен способствовать (социально, физически,
организационно) максимальной реализации возможностей,
ресурсов и стремлений каждой личности и помогать людям в
общечеловеческих нуждах с целью облегчения их несчастья или
страданий. Люди должны содействовать, по возможности, своему
собственному благосостоянию и социальному благополучию
других в их ближайшем окружении, что принесет пользу всему
обществу. Взаимодействие между личностью и ее окружением
должно укреплять чувство собственного достоинства,
индивидуальность и самоопределение каждого. Люди должны
быть гуманными и справедливыми. Клиентом может быть
отдельный человек, семья, группа, общество или организация.

• Обучению профессиональной социальной работе
происходит в США на студенческом или аспирантском
уровнях высшего образования. Цель учебного плана на
студенческом уровне — подготовить студента для
перехода на следующий уровень в получении
профессии. Эти студенты имеют возможность
практиковаться в агентствах и организациях и
находиться под наблюдением опытных практиков.
После окончания основной студенческой подготовки по
той или иной дисциплине студенты могут приобрести
аспирантское образование по профессии. Цель
аспирантского образования — подготовить человека к
тому, чтобы он стал независимым практиком, опытным
специалистом. Аспирантское образование обычно
продолжается 2 года. Первый год посвящается
углубленному обучению теории и практике профессий.
Второй год используется для специализации в методах
и их апробации на практике.

США существует множество теорий практических
методов
в
профессии
социального
работника.
Относительные заслуги, достоинства различных теорий
и методов продолжительное время дебатировались на
академических форумах. Хотя школы социальных
работников могут менять свою направленность или
специализацию, все они должны соблюдать основные
элементы в шести областях учебного плана, о чем шла
речь выше. За улучшение качества образования школ
социальной работы следит Совет Обучения Социальной
Работе (СОСР). Эта организация не навязывает
специфические теории или методы. Однако СОСР
периодически рассматривает учебные планы и курсы,
предлагаемые каждой школой социальной работы,
чтобы удостовериться, что все необходимые элементы в
них присутствуют, и обучение в школе соответствует
стандартам, принятым СОСР, а также требованиям
высокого профессионализма.

• Национальная Ассоциация Социальных работников видит
назначение социальной работы в том, чтобы помогать или
восстанавливать взаимовыгодные взаимодействия между
личностью и обществом для улучшения качества жизни
каждого. Социальный работник, действуя в соответствующей
окружающей обстановке, должен способствовать (социально,
физически, организационно) максимальной реализации
возможностей, ресурсов и стремлений каждой личности и
помогать людям в общечеловеческих нуждах с целью
облегчения их несчастья или страданий. Люди должны
содействовать, по возможности, своему собственному
благосостоянию и социальному благополучию других в их
ближайшем окружении, что принесет пользу всему обществу.
Взаимодействие между личностью и ее окружением должно
укреплять чувство собственного достоинства,
индивидуальность и самоопределение каждого. Люди должны
быть гуманными и справедливыми. Клиентом может быть
отдельный человек, семья, группа, общество или организация.

9. Система социального обеспечения в США

• Система социального обеспечения в США сложна и многообразна.
Единой общенациональной централизованной системы социального
обеспечения в США не существует. Она образуется из разного рода
программ, регламентированных либо федеральным законодательством,
либо законодательством штата, либо совместно федеральными
органами и органами власти штатов. Отдельные программы
принимаются также местными властями. Государственная система
социального обеспечения в США четко подразделяется на два
направления:
социальное
страхование
и
социальное
вспомоществование. Они различаются между собой по источникам
финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся
из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное
страхование,
который
взимается
с
трудящихся

доле
с
предпринимателями).
Государственное
вспомоществование
выплачивается из бюджетных средств: федерального бюджета,
бюджетов штатов или местных органов власти. Первым законом о
социальном страховании стал гражданский закон, принятый 14 августа
1935 года. С течением времени этот закон обрастал многочисленными
поправками, вводящими новые формы социального страхования,
дополнялся новыми положениями.

6. Программы социального страхования – это программы, в
фонд которых получатель пособия (пенсии) сам делает
предварительный
вклад,
который
имеет
форму
специального налога, вносимого будущим получателем
или его работодателем, или обоими вместе. Эти пособия
рассматриваются
скорее
как
право,
нежели
как
привилегия, и получение его не представляет собой
социального позора. Вера в страхование согласуется с
верой в свободу выбора личности поскольку кажется, что
оно предоставляет каждому гражданину выбор, как
наилучшим образом защитить себя от случайностей
(Моррис. Социальное обеспечение: тенденции и проблемы
политики.
К
программам
социального
страхования
относятся: страхование по старости (пенсии), страхование
по утрате кормильца, страхование по безработице,
страхование
по
нетрудоспособности,
медицинское
страхование.

• Государственную пенсию по старости в полном объеме
могут получать люди, достигшие 65-летнего возраста
(мужчины и женщины одинаково). Трудовой стаж,
необходимый для получения полной пенсии, - 35 лет. Если
стаж меньше, то уменьшается и пенсия. Предусмотрена
выплата пенсий в 62 года, но в этом случае пенсионное
пособие уменьшается на 20%. В соответствии с поправкой
1983 года в начале этого века намечается увеличить
пенсионный возраст до 67 лет. Средний размер пенсии в
1986 году составлял 478 долларов в месяц. Если у
мужчины пенсионера на иждивении жена в возрасте 65
лет и старше, он имеет право на 50% надбавку к пенсии.
Женщина, имеющая на иждивении мужа, такой надбавки
не получает. Если оба супруга имеют право на пен- сию, то
женщина должна выбирать между собственной пенсией и
50% надбавкой мужа.


Для американской модели социальной работы
свойственна направленность на работу с индивидуумом
и его семьей, на улучшение функционирования
личности, группы в существующей среде. Основные
формы помощи - индивидуальная, групповая, общинная.
• Главное отличие системы социальной защиты в США гибкость и децентрализация. Она состоит из разного
рода социальных программ, регламентируемых либо
федеральным законодательством, либо
законодательством штата, либо федеральными
государственными органами и органами управления
штатов.
• Преимущества данной системы состоят в том, что она
позволяет полностью и оперативно реализовывать
социальные потребности людей практически в каждом
регионе страны.

• Социальное
страхование
и
государственное
вспомоществование
являются
двумя
основными
формами государственной системы социального
обеспечения. Главное различие между ними состоит в
разных
источниках
финансирования.
Страховые
фонды образуются за счет налогов с трудящихся,
предпринимателей и лиц свободных профессий,
врачей, священников и др. А государственное
вспомоществование - за счет ассигнований из средств
государственного бюджета, бюджетов штатов и
местных органов власти. Система государственного
страхования
в
стране
дополняется
частными
системами страхования, имеющими две формы коллективную по месту работы и индивидуальную.

17. Литература:

• 1. Козлов Л.А., Социальная работа за рубежом:
состояние, тенденции, перспективы. М., 1997.
• 2. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной
работы. М.: ГАСБУ, 1994.
• 3. Новак Е.С., Лозовская Е.Г., Кузнецова М.А.
Социальная работа за рубежом/ Учебное пособие. Изд. Московского государственного университета,
2001.
• 4. Панов Я. Н. Социальное обслуживание населения.
Социальная работа за рубежом. Энциклопедия
социальной работы. М., 1993.

Часть 2
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студентов специальностей:
1-24 01 02 - Правоведение; 1-24 01 03 - Экономическое право


Вы здесь: ГЛАВА 30. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ § 30.2. Понятие, принципы и структурные особенности систем социальной защиты зарубежных стран

§ 30.2. Понятие, принципы и структурные особенности систем социальной защиты зарубежных стран

Формирование либеральной модели, присущей таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания, происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отно­шений и под влиянием либеральной трудовой этики. Социальная под­держка граждан осуществляется за счет развитых систем страхова­ния и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т.е. переводимые со счетов государственного бюджета финансо­вые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная по­мощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.

Данная модель вполне удовлетворяет своему основному на­значению в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровожда­емом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.

Социал-демократическая модель (ее иногда называют соли­дарной) подразумевает ведущую роль государства в защите насе­ления. Причем приоритетными задачами государственной социаль­ной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирова­ния социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способ­ствует очень высокий уровень налогообложения. Основная часть государственных расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть сре­ди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Наибольшую известность получила шведская доктрина соци­ального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг националь­ного культа. Для реализации данных целей в 1977 г. в Швеции про­изведена реорганизация социального ведомства и сформулированы задачи социальной службы. Среди них можно выделить четыре ге­неральных направления: гарантии дохода, мероприятия в отношении окружающей среды и сервиса, уход (включая здравоохранение) и защиту трудовой среды. За каждое из направлений отвечает конк­ретный общественный институт: государство, независимые страхо­вые компании, местные органы.

Во многих странах с социально ориентированной экономикой законодательство располагает законом о минимально гарантиро­ванном доходе (пособии). Дания приняла такой закон в 1933 г., Ве­ликобритания — в 1948 г., ФРГ — в 1961 г., Голландия — в 1963 г., Бельгия — в 1974 г., Ирландия — в 1977 г., Швеция — в 1982 г., Люк­сембург — в 1986 г., Франция — в 1988 г. В соответствии с между­народными нормами действие закона распространяется не только на коренное население, но и на иностранцев, проживших в данной стране определенное время. Пособие не имеет благотворительно­го характера. При соблюдении определенных условий оно может быть назначено на законных основаниях всем нуждающимся. Ос­новное условие — сумма совокупного дохода должна быть меньше определенной величины. Повсеместно в совокупный доход не включаются пособия на детей, а в некоторых странах и пособия на жи­лье, алименты. В США учитываются только текущие доходы семьи. Установлены возрастные параметры: на пособие могут претендо­вать лица, перешагнувшие 30-летний рубеж (во Франции и Люксем­бурге — 25-летний); на женатых или имеющих детей возрастные ограничения не распространяются. Срок выплаты пособия не имеет фиксированных пределов и может периодически продлеваться по результатам регулярных проверок нуждаемости.

Во многих странах защитным барьером для малообеспечен­ных граждан служит закон о минимальной заработной плате и ее периодической индексации в зависимости от роста потребительских цен. В Италии механизм индексации запускается при росте индекса цен на один процент, в Дании — на три процента, в Бельгии — на два процента, в Люксембурге — на два с половиной процента. В некото­рых странах — США, Канаде, Франции, Швейцарии — индексация охватывает не все трудовое население, а лишь часть наемных работников.

В настоящее время во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающе­гося ниже установленной планки, которые финансируются из бюд­жетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан об­щегосударственный статус. В центральноевропейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В госу­дарствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют.

Структура социального обеспечения носит комплексный харак­тер. Она включает выплаты, гарантирующие минимальный доход (пенсии, обеспечение нетрудоспособных), страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся. Наибольшие суммы в структу­ре социального обеспечения идут на пенсионные выплаты.

Читайте также: