На какие группы разделялись латины римское право

Обновлено: 18.05.2024

Правосубъектность лиц в Риме, помимо вышеперечисленного, зависела от трех основных статусов:

• Libertatis – либертатис, статус свободного;

• Civitatis – цивитатис, статус гражданства;

• Familiae – семейный статус.

СТАТУС ЛИБЕРТАТИС.

Статус свободного – главный, базовый статус римской правосубъектности. Субъектами права в Риме являлись только свободные лица – лица, имеющие статус либертатис. Все остальные лица, не имевшие такого статуса – это рабы. Они являются не субъектами, а объектами права, весьма ценными. (Существовала классификация вещей римского юриста Варрона (1 век до н.э.), который делил вещи на три группы: неодушевленные (золото, дерево, ткань, камень, земля), одушевленные (домашние животные, скот), инструментум вокале (вещи одушевленные и говорящие – это рабы). Причем рабы относились к категории ценных, манципируемых вещей, для отчуждения раба требовался обряд манципации. Раб являлся одушевленной говорящей манципированной вещью.)

Источники рабства:

А) (1)Рождение ребенка от рабыни. Если ребенок рождался вне брака, он получал статус матери, а рабыня не может вступать в брак. (2) А свободная женщина сама обращалась в рабство за связь с рабом.

Б) Взятие в плен Римской армией.

В) Подвластный член семьи мог быть продан в рабство домовладыкой за непослушание, это не было распространено, но допускалось юридически.

Г) Вольноотпущенный раб мог быть обращен обратно в рабство за неблагодарное отношение к патрону (бывшему господину). Это решалось претором по справедливости.

Д) При проигрыше в легисакционном процессе выигравший кредитор мог продать должника в рабство за долги

Правовой статус. В архаическом праве рабы правосубъектностью не обладали вообще. Однако в период Империи ряд законов ограничивает права господина на личность рабов: LexPetronia(начало н.э.) запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине I в. н.э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого он покинул в старости или болезни; во II в. н.э. установили такую же уголовную ответственность за убийство своего раба без причины, как за убийство чужого.

С развитием имущественного оборота рабов наделили определенными элементами правосубъектности. Это выражалось в том, что:

• Появляется институт рабского пекулия (peculium) – определенное имущество, земля и инвентарь, в фактическое владение и пользование, которое владелец давал рабу с условием, что часть урожая раб мог оставить себе. Юридически собственником урожая был господин, который давал честное слово, что раб может удерживать 10% урожая, остальное – господину. Обманывать раба не было выгодно господину: в итог происходило повышение эффективности труда раба.

• Некоторые доверенные лица господина получают право заключать сделки от имени господина (например, торговать в лавке господина). По идее, такие сделки можно заключать только после договора поручения, но здесь – исключение: некоторым позволяли. При этом действовал принцип, что раб не может ухудшить правовое положение господина. Заключенная рабом сделка в таком случае считалась действительной, но частично натуральной. Права покупателя не защищались исками.

• Если раб причинял 3 лицу вред, ответственность нес господин, но если господин впоследствии отпускал раба, то ответственность – на вольноотпущеннике.

Какие способы освобождения рабов? Просто отпустить на свободу было нельзя,

Римское государство не было заинтересовано в вольноотпущенниках, они были политически ненадежными. Порядок освобождения регулировался законом, существовали следующие способы:

С помощью завещания. Господин мог указать в завещании, что он дарует рабу свободу. Раб должен быть в собственности завещателя как при составлении вещания, так и при смерти. Не оперативно.

Внесение в цензовый список. Раз в 4-5 лет в Риме проводили перепись населения, и если господин указывал раба как вольноотпущенника, раб получал свободу.

• Если освободить раба нужно было срочно, использовалась сделка с фикцией – манумиссио вендикто MANUMISSIO VINDICTA, специальная процедура освобождения раба. Для этого требовалось участие двух домовладельцев. В качестве исца выступал приглашённый домовладыка; в роли ответчика – собственник раба. Предмет спора – раб, которого хотели отпустить на свободу. Истец заявлял виндикационный иск, в котором утверждал, что по праву квиритов данный раб принадлежит ему, ответчик в ответ молчал (не заявлял exceptio) – вроде бы соответствует действительности. Судья решал спор в пользу истца, который сам без личных формальностей выпускал раба на свободу, так как не являлся его собственником.

• При Юстиниане - упрощенный способ - господин мог обратиться в магистрат с заявлением об освобождении раба. Магистрат вносил раба в список вольноотпущенников.

Свободные лица сами делились на группы в зависимости от второго статуса.

СТАТУС ЦИВИТАТИС

Статус гражданства. Этот статус касался только свободного населения Рима. С точки зрения этого статуса, все свободное населения Рима делилось на пять категорий:

Квириты, или цивис романос (cives Romanus) – граждане Рима. Исконно римские граждане. До возникновения Римского государства на территоририи Рима находился лациум – латинский союз 19 племен. При создании Римского государства племя квиритов проявило наибольшую активность, наибольшие заслуги, и они получили статус граждан республики (или цивис романус). Правовое положение квиритов характеризуется следующим образом:

o Они обладали публичными правами. Имели пассивное и активное избирательное право – мужчины с 25 лет могли избирать и быть избранным, также могли назначаться на государственные должности и служить в регулярной римской армии.

o Помимо этого, они обладали правами в частно-правовой сфере. Это

• Юс коммерции (ius commercii) – право заключать любые сделки, заниматься любой предпринимательской деятельностью.

• Юс коннуби (ius connubii) – право вступать в законный римский брак; дети, рожденные в таком браке, приобретали статус квиритов.

Латины. Делились на три разновидности.

o Провинциальные. Впоследствии, в связи с расширением Римского государства, возникает новая категория латинов – провинциальные латины. Это древние латины, которые уехали на предоставленный им государством земельный участок в провинции. Они утрачивали право голосования в народном собрании. Если они возвращаются в Рим – это право восстанавливается.

o Юниани - особая категория граждан, появившаяся с законом Юния Норбана (Lex Iunia Norbana, изданный при Тиберии). Её составляли вольноотпущенники древних и провинциальных латинов: "Живут как свободные, умирают как рабы". При жизни они не имели публичных прав, частные были ограничены: обладали (а) юс комерции (кроме сделок на землю) и (б) юс коннуби (но в брак вступали только с подобными себе), (в) не имели права завещать имущество (в круг наследников по закону входил патрон (он имел преимущество)). Все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину всегда (iure peculii), без обременения господина имущественными обязательствами умершего.

В 212 г. н. э. был принят закон Каракаллы. Он уравнял в правах древних и провинциальных латинов с квиритами.

Перегрины (peregrini), или иностранцы. В цивильном праве иностранцы субъектами права вообще не являлись. Правосубъектность получили благодаря юс генциум – праву народов. Они не имели публичных прав вообще. (Но могли служить в армии могли только в наемном легионе - не регулярной армии). В частной сфере они (а) обладали юс комерции, но в ограниченном объеме (они не могли приобретать в собственность исконно римскую землю (земли бывшего лациума)), но все остальное – могли. (б) Юс коннуби иностранцы не имели – вступать в законный римский брак не могли. (Если сожительствовал, то статус ребенка определялся по статусу матери).

Вольноотпущенники (libertini). Это лица, отпущенные на свободу. Главное правило гласит – статус либертина зависит от статуса лица, отпустившего его на свободу. Кто и как мог отпускать? Квириты, латины и перегрины (по закону Юния Норбана - письмом, в кругу друзей, на пиру). Ни один из видов либертинов публичных прав вообще не получал (он лицо, нелояльное римскому государству), что касается частных прав – либертин квирита и древнего латина имел юс коммерцио, имел ограниченный юс коннуби (мог вступить в брак только с другим вольноотпущенником квирита или древнего латина, но не лицом, свободным от рождения (если скрывал это, происходила реституция статуса – опять возвращали в рабство)). У вольноотпущенника древнего латина такое же положение. А вот вольноотпущенник иностранца имел только юс коммерцио, но в ограниченном объеме – приобретать исконно римскую землю он не мог.

При этом вольноотпущенник сохранял некоторую юридическуюзависимость от патрона, в силу того, что тот дал ему жизнь как субъекта права. Он из вещи превратился в персону. В чем заключалась эта юридическая зависимость? Было несколько форм.

• Вольноотпущенник мог принимать родовое и личное имя своего патрона; должен был алиментировать (платить алименты) патрону, если тот попадал в затруднительное материальное пложение;

• Вольноотпущенник обязан был вести себя благодарно: оказывать почтение и уважение патрону, не мог выступать против него с обвинением по уголовным делам и чинить бесчестящие иски. Иначе патрон мог обратиться к претору и лишить либертина его статуса, превратив обратно в раба.

• Патрон являлся наследником по закону после либертина, будто был его отцом.

Колоны (colonus). Появляются в Риме в постклассическом праве, в период Империи (в 4 веке). В Риме тогда начался кризис рабовладельческих отношений и начали формироваться феодальные отношения, признак этого – появление феодального института колоната. Первоначально колоны – это лица, которые арендовали землю у крупных латифундистов. Была экономическая зависимость, они должны были платить арендную плату. Но в 322 году в Риме издается конституция. Римская казна испытывала дефицит бюджета, и был введен налог для собственника земли – не только за недвижимость, землю, но и за каждого лица, который работал на участке. Но конституция этим не ограничилась. Была установлена мера обеспечения. Конституция предусматривала, что собственник земли не может расторгнуть договор с арендатором, а те не могут уйти с земли. Если колоны покидали земельный участок, для собственника де юре это хуже – налог все равно брали. Но для возврата собственнику предоставили виндикационный иск для колонов, хотя их нельзя было продавать и наказывать.

В эту группу попали (а) те, кто арендовали землю 30 лет, (б) их дети, а также (в) за нищенство и бродяжничество на его земле. Колоны формально сохранили личную свободу, но при этом утратили свободу передвижения.

СТАТУС ФАМИЛИА

Семейный статус. Он касается только квиритов и латинов – то есть лиц, которые имели IUS CONNUBII – юс коннубии, право на вступление в законный римский брак.

Familia – римская семья. Она строилась на основе принципа подчинения членов семьи власти одного лица, на основе принципа строгой субординации. Это лицо называлось домовладыкой, или главой семьи (paterfamilias) – это мужчина, чаще всего старший по возрасту. Все остальные лица, входившие в его семью – жена, дети и остальные – назывались подвластными членами семьи. Домовладыка обладал особой отцовской властью (patria potestas) – патриа потестас. Это выражалось в том, что он (а) давал согласия на сделки, (б) выступал инициатором брака дочерей, (в) давал разрешение на поступления сына на государственную службу. За непослушание можно было продать в рабство, хоть это и не было распространено.

После смерти домовладыки семья распадалась. Сестры и иные женщины становились лицами, свободными от отцовской власти, свободными (эмансипированными) женщинами. А вот вдова попадала под опеку сыновей, если сыновей не было - под опеку третьего лица. Мужчины же сами становились домовладыками, даже если у них собственной семьи не было. Их патриа потестас считалась потенциальной, они ее еще не реализовали.

Впрочем, отношения авторитета постепенно ослабевали с тем, как общество становилось более цивилизованным.

Уже в 1 веке до н.э. появляется институт военного пекулия. Сын мог без согласия домовладыки мог уйти на военную службу. Имущество, которое он заработал там, становилось его собственностью, а не домовладыки – это имущество называлось военным пекулием. Домовладыка посягать на него не мог. При Юстиниане это право распространилось на любые виды государственной службы.

Кроме того, при Юстиниане вводится ответственность за жестокое обращение с подвластными членами семьи – если они доказывал претору, что с ними жестоко обращались, они могли добиться освобождения от отцовской власти.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них. к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций - стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом "собственного права", члены же его семьи назывались лицами "чужого права" - права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него. Но ограничения в частном праве не влияли на их положение в публичном праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, стало признаваться право членов семьи на приобретение собственного имущества.

Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только "собственного права".

(истор.) — Латинское племя (Latini) населяло равнину, ограниченную на С южным течением Тибра, на В Апеннинами, на Ю Массикской горой (Mons Massicus). Эта область, называвшаяся Лациум (Latium), соприкасалась на С с Этрурией, на СВ и В с землями сабинов, вестинов, марсийцев и саминтян, на Ю с Кампанией. Вследствие неблагоприятных природных и климатических условий, сравнительно с Кампанией и долиной По (Пада), этот клочок Италии, не привлекая завоевателей, сам сделался центром всей политической жизни Италийского полуострова. Береговая полоса носит однообразный характер, не имеет гаваней и песчана; местами попадаются сосновые леса. Далее, до самой возвышенности идут известные Понтинские болота, распространявшие, при южном ветре, заразную атмосферу по плоским частям области, вследствие чего жители селились на более или менее возвышенных местах. Лациум распадается на 2 области: древний Лациум (L. antiquum s. vetus) — от Тибра до Цирцейского мыса, и новый Лациум (L. novum s. adiectum) — завоеванный (около 314 г.) римлянами и составившийся из областей герников, эквов, вольсков и аврунков. Из горных групп главные — Альбанская гора (M. Albanus) и Тускуланская возвышенность (Tusculani Montes или Colles); из рек, кроме Тибра, с притоками Аллией и Анионом (Allia и Anio) — Нумик (Numicus), Астура (Astura), Нимфей (Nymphaeus), Уфент (Ufens); на Ю протекает пограничная река Лирис (Liris) с Трером (Trerus). Озера Регильское (Lacus Regillus), Альбанское (Albanus), Неморийское (Nemorensis) и Фунданское (Fundanus). Обитателями Лациума в древнейшее время были пелазги и тиррены. Позднее, во время царей, древний Лациум (Prisci Latini) подпал под влияние Рима и в первое время республики (около 493 г.) заключил с Римом союз, в состав которого вошло 30 равноправных городов. К этому союзу позднее (около 486 г.) присоединилось племя герников. Со времени галльской войны (около 390 г.) этот союз действовал не единодушно, но снова возобновился (около 384 г.), для противодействия возрастающему и грозному могуществу Рима. В 358 г. Л. и герники заключили новый договор с Римом, уже на более тяжких условиях. В 340 г. консул Т. Манлий Торкват нанес решительное поражение Л. и самнитянам, и весь Лациум постепенно признал власть Рима. Результатом победы было упразднение латинского союза (338). Римские колонисты проникли в города латинского союза и способствовали водворению новых прав и учреждений. В воспоминание о политическом единстве союзных народов на Альбанской горе праздновался областной праздник Feriae Latinae, при храме Juppiter Latiaris. Древнейшие города Лациума, приютившиеся около центра Альбанской горы: Альба, при Lacus Albanus; Ариция, с источником и гротом Эгерии; Ланувий, с виллой Цицерона; Тускулум, в чудной местности, с виллой Цицерона; Велитры, колонизованные римлянами; Бовиллы; Лавики (Лавик). Из других городов древнего Л., кроме Рима, известны Габии (Gabii), основанные Альбой, один из самых сильных городов лат. союза; Пренестэ, позднее римская колония, с храмом Фортуны; Лаврент, соединившийся позднее с Лавинием в одну общину; Фидены; Тибур, Остия — порт Рима, основанный Анком Марцием при устье Тибра, с соляными копями; Сигния, на р. Трере; Сульмон; Сеция; Ардея, на Нумике; Кора; Норба; Анций, на берегу моря, сначала приют пиратов, затем город лат. союза, наконец колония. В области герников, между Лирисом и Трером, известно 5 городов: Анагния, Ферентинум, Фрузинон, Алетриум и Верулы (Verulae). В области вольсков, занимавших южн. половину Л. от р. Астуры, известны следующие города: Анксур, Таррацина, Цирцеи (все три на берегу моря); Привернум, известный вином. В вост. части земли вольсков, в долине Лириса, Мельписа и Фибрена, были города Атина, Аквинум, Арпинум, Сора, Казинум, Фрегеллы — значительнейший из вольских городов, в 328 г. обращенный в колонию, в 125 г. разрушенный при восстании; Фабратерия; Интерамна Лиринас (Interamna Lirinas). В земле аврунков, живших на В от р. Амазена, известны города: Минтурны, при устье Лириса, с 296 г. римская колония; Синуцесса, с серными источниками; Фунды (Fundi), Кайета, Суесса (Аврунка), Формии (Formiae). Эта область отличалась богатством природных и климатических условий и привлекала многих римлян, как дачное место. Гористая область Эквов (Aequi) была расположена на З от Фуцинского озера, в верховье р. Аниона. Города этой области: Карсиолы (Carsioli), в долине р. Толена, Альба Фуценция, Ортона и др. По словопроизводству Latium означает "ровная местность" (от слова latus), как Кампания — луговая страна (от Campus). Мифология и культ Л., а также их вся культура и самый язык позволяют видеть в них пелазгическую народность. На это указывают, между прочим, древние постройки, так назыв. циклопические стены, акрополи и пр. Древние города Л. представляли собой общины, политически самостоятельные, управлявшияся властителями при участии старейших лиц и воинов. Альбанская община считалась старейшей из всех и имела первенство в союзе 30 общин; это был политический центр конфедерации. Кроме Feriae Latinae, представители общин лат. союза собирались еще у источника Ферентины (у Альбанской горы). На этих собраниях решались спорные вопросы общин, вопросы о союзных войнах и пр. Скоро одному городу удалось возвыситься среди других соседних общин и сделаться самостоятельным и первым городом в Лациуме: это был рынок Лациума, Рим, развивший ранее других городов черты городского быта и общественной жизни. Земледельческий характер других лат. общин, не имвших силы тягаться с возрастающей общиной, сразу определил их отношения: Риму предстояла гегемония, латинскому союзу — падение. Ср. Zoeller, "Latium und Rom".

Латины (юрид.) в Риме составляли особый класс лиц с ограниченной правоспособностью, противополагавшийся полноправным римским гражданам, с одной стороны, и перегринам, с другой. С начала истории Рима к ним принадлежали: 1) Л. по происхождению, жители Лациума, стоявшие с Римом в тесном союзе, которые пользовались издавна jus commercii (см.) и, по крайней мере патрицианские семьи Л., jus connubii (см.), а в публично-правовом отношении уравнивались с иностранцами. По уничтожении латинского союза в 338 г. до Р. X. часть латинских городов получила права римского гражданства; остальные остались в прежнем положении. 2) Л.-колонисты (latini coloniarii) — жители колоний, образованных выходцами из латинских городов до уничтожения латинского союза и римлянами, по уничтожении союза, из тех же жителей старого Лациума и беднейших римских граждан. Они пользовались правами городов Лациума и до 258 г. при переселении в Рим получали права римского гражданства, если оставляли за себя в колонии сына. В этом году права их были ограничены: за ними оставлено лишь jus commercii, а для приобретения полного римского гражданства требовались служба в высших провинциальных должностях (дуумвира, эдила, квестора). — Оба описанные класса получили полное уравнение с римскими гражданами по закону 90 г. С этими природными Л. в течение римской истории были уравнены в значительной степени два класса Л. по юридическому положению: 3) Л.-перегрины — общины иностранцев, получившие по законам, сенатусконсультам и императорским конституциям права, установленные законом 258 г. для Л.-колонистов. Права римского гражданства им были даны лишь Каракаллой. 4) Л. Юниановы (L. Juniani). По lex Junia Norbana (19 г. по Р. Хр.), права Л. были распространены на вольноотпущенников, при освобождении которых не соблюдены были все формальности акта освобождения, но с некоторыми ограничениями. Л. Юниановы никогда не могли сделаться вполне правоспособными римскими гражданами и не имели права распоряжаться своим имуществом на случай смерти ("живут как свободные, умирают как рабы"). Этот вид Л. уничтожен только Юстинианом. Ср. Vangerow, "Ueber die Latini Juniani" (1833).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .


Оглавление

  • Римское право как древнейшая система права
  • Составные части римского права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Римское право как древнейшая система права

Римское право — уникальное явление в мировой истории: это единственная в мире система права, которая не только пережила цивилизацию, ее создавшую, но и получила дальнейшее развитие и породила создание правовых систем практически во всех европейских странах. Римляне давным-давно ушли с исторической сцены, но плодами их юридической мысли мы пользуемся до сих пор.

Что послужило основой для самого римского права и с чем связано такое фантастическое его совершенство? Ведь ни Египет, ни Вавилон, ни Древняя Греция, будучи сильными и в своем роде совершенными цивилизациями, не могут похвастаться тем, что их система права стала основополагающей для потомков.

Особенности такого положения Рима в мировой истории следует искать в национальной психологии римлян. И Египет, и Вавилон, и Греция сложились в самобытные и самодостаточные культуры. Чужие влияния плохо приживались на национальной почве. Римляне же с самого начала своей истории не боялись принимать чужие достижения как свои собственные. Они с легкостью переняли весь олимпийский пантеон богов, присвоив им собственные римские имена, они с легкостью подмяли под себя древних этрусков и до такой степени их поглотили, растворили в себе, что теперь мы гадаем, что ж это был за народ; но они взяли себе культуру этрусков. Они с такой же легкостью перехватывали любое чужое знание и не стеснялись пользоваться плодами умов покоренных ими народов.

Именно имперское сознание римлян и является тем ключом, который приоткрывает тайну совершенства их правовой системы. Римляне были удивительно не оригинальны в искусствах и науках, но они были воинственны, практичны и в определенном смысле дальновидны. Их простой и расчетливый ум быстро подмечал все, что можно использовать на благо родины. Завоевывая мир, они брали чужое, изучали внимательно, перенимали с огромным удовольствием и после этого перенятое чужое становилось совершенно римским, словно они с этими богами, науками, искусствами и родились.

Рим в античное время был громадным неповоротливым чудовищем, простиравшимся от современной Испании до современной Индии, от африканского Египта до современной Великобритании, и на всем этом необъятном пространстве жили римские граждане и действовало римское право.

Условно историю Рима можно разделить на три периода:

— царский период — 753–510 гг. до н. э.;

— период республики — 509–27 гг. до н. э.;

— период империи — 27 г. до н. э.–476 г. н. э.

По легенде, племена древних латин, сабин и этрусков, обосновавшихся в долине Тибра, основали в 753 г. до н. э. город Рим. Объединение племен привело к образованию в Риме общины, во главе которой стояли старейшие римские роды (патриции), которые обладали следующими правами: правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (долей в общей земельной собственности); правом на наследование надела и родового имущества; правом на получение от рода помощи и защиты; правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые входили в 3 трибы. Каждая курия была представлена в собрании только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. Пришлое население не входило в римскую общину, оно получило наименование плебса (плебеев). Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Имущественная дифференциация внутри общины разорила многих ее членов, а часть плебеев разбогатела.

Несмотря на богатство, плебеи не обладали политическими правами, что породило борьбу плебеев с патрициями, которая закончилась победой плебеев и созданием римского государства.

Ранний период римской истории называет семь царей: легендарный Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый. Царь избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, — куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции. Царь исполнял военные, жреческие и судебные функции. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса (выборного вождя, царя) Сервия Туллия в VI в. до н. э.

Сервию Туллию удалось примирить интересы патрициев и плебеев, но его реформы способствовали возникновению в Древнем Риме республиканской формы правления.

В основу общественной организации Рима были положены имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима было разделено на имущественные разряды, исходя из размера земельного надела, которым владел человек. Из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии — обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1–3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4–5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии этим и заканчивалось. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, что оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Деление свободного населения по территориальному принципу усилило процесс ослабления кровнородственных связей. Рим разделили на 4 городских и 17 сельских территориальных округов, к которым перешло название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, они подчинялись старосте, он же собирал с них налоги. Позже по территориальным трибам стали созываться собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос.

В 509 г. до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников).

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве это означало право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве — право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Народные собрания — центуриатные, трибутные и куриатные — большого значения для управления Римом не имели. Из них наиболее влиятельны центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания были плебейские и патрицианско-плебейские, они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Куриатные собрания вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и были позже заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. сенаторы не избирались, а раз в пять лет включались цензорами в списки из представителей знатных и богатых семей. Это делало сенат фактически независимым от воли большинства свободных граждан. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, рассматривая (и отвергая) законопроекты; контролировал избрание народными собраниями должностных лиц; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; утверждал постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу; обладал внешнеполитическими полномочиями; ведал набором в армию и распределял легионы между командующими армиями; имел право принять решение об установлении диктатуры.

Государственные должности в Риме именовались магистратурами. В Риме сложились принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Существовала иерархия должностей, власть магистратур разделялась на высшую (диктатор, консул и претор) и общую. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, создававшиеся в чрезвычайных обстоятельствах.

Во II в. до н. э. власть Рима распространилась практически на все Средиземноморье, что принесло немыслимое количество рабов и разорило крестьян. Началась борьба между мелким и крупным землевладением, ее кульминацией стали реформы братьев Гракхов. В 133 г. до н. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, — 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными.

Этой реформе воспротивился сенат. В борьбе с сенатом Тиберий и погиб (его обвинили в стремлении стать диктатором и казнили), его брату Гаю удалось добиться той же должности, он снизил цены на хлеб, начал колонизацию завоеванных земель, но был убит. Поскольку юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что римская территория считалась общественной собственностью, законом 3 г. до н. э. земельные владения были объявлены неприкосновенной собственностью.

При консуле Марие (I в. до н. э.) римская армия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная тому, кто ей платил, армия стала орудием партий. С ее помощью были ликвидированы последние остатки римской республиканской демократии. В 82 г. до н. э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную бессрочную диктатуру, отстранив от власти все другие магистратуры. Сулла предоставил новые права сенату и резко уменьшил компетенцию народных собраний.

Трибуны были лишены политических функций. Римская рабовладельческая республика переживает глубокий кризис. Ее окончательное крушение было ускорено знаменитым восстанием рабов под руководством Спартака (74 г. до н. э.).

В середине I в. до н. э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического строя, пришедшего на смену республиканскому. Его называют принципатом — по одному из титулов первого лица в государстве — римского императора — принципса (первого сенатора). Император получил от сената право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы, он наделялся высшей властью, был избран на важнейшие должности в нарушение республиканских законов — одновременно консулом, цензором и народным трибуном.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Со II в. сенат потерял значительную часть прав, имея только право утверждать предложения принцепса. Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников.

В III в. н. э. в Риме установилась неограниченная монархия, и начался период домината. Исчезли старые республиканские учреждения, управление империей перешло в руки нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. В интересах управления Римская империя была разделена на две части — Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе. Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.

Вся организация новой администрации строилась на началах строгой подчиненности сверху вниз и персональной назначаемости, члены администрации лишались сословных привилегий и были представителями новой военной бюрократии — опоры империи. сенат был отстранен от дел, а звание сенатора осталось как почетное обозначение привилегированного сословия.

Исчезла выборность должностных лиц. Все нити государственного управления сосредоточились в центральной и территориальной администрации. В последние века Римской империи в государственной администрации оформилась прослойка профессиональных управленцев — бюрократии, которая стала замкнутой системой, подконтрольную исключительно императору.

Восточная часть Римской империи превратилась в самостоятельное государство — Восточную Римскую империю, а позднее — Византию. Западная часть империи пала под ударами варваров, Византия просуществовала до XIV в., превратившись из рабовладельческого в феодальное государство, точнее основательно смешав черты рабовладения и феодализма, и создав на базе римского византийское право, которое отличалось от первоисточника, как ночь от сияющего дня.

патриции древнего рима фото

Положение лиц по праву Древнего Рима разделялось по признаку правосубъектности — возможности осуществления самостоятельно прав и обязанностей.

Категории статусов лиц в Древнем Риме

Классификация лиц в Древнем Риме по статусу предполагала состояние:

  1. Libertatis (либертатис) — свободный гражданин;
  2. Civitatis (цивитатис) — по статусу гражданства
  3. Familiae (фамилие) – семейное положение.

юридические лица в древнем риме
Статус либертатис в древнем Риме

Обладали статусом либертатис в Римской империи только свободные граждане, все остальные являлись рабами. Рабы считались не субъектами, а объектами древнеримского права, в отношении которых могли заключаться сделки, их судьбой распоряжались владельцы. Данное положение сохранялось вплоть до I в. до н.э. в классификации вещей юриста Варонна в Риме. Согласно его теории, все предметы делились на три категории:

  • неодушевленные объекты: земля, золото, камни, ткани и др.;
  • одушевленнные объекты: домашний скот;
  • instrumentum vokale (инструментум вокале) — одушевленные и говорящие: рабы.

Статус раба присваивался в следующих случаях:
По факту рождения от рабыни. Женщины в Древнем Риме, наделенные статусом рабыни, не могли заклюить брак. Если девушка вступала в связь с мужчиной-рабом, то она теряла статус свободного гражданина и становилась рабыней.

  1. Пленные Рима.
  2. При продаже свободной семьей ее члена в рабство за непослушание.
  3. При возвращении освобожденного раба в случае проявления неуважительного отношения к бывшего хозяину — патрону.
  4. За долги при игре в азартные игры Древнего Рима.

В ранний период Рима рабы были полностью лишены возможности совершения самостоятельных поступков. С получением государства статуса Империи в I в. н.э. вышел указ о запрете передачи рабов в школы гладиаторов. С этого времени хозяева, оставившие раба в старости или болезни, либо допустившие его убийство без причины, утрачивали собственность.

юридические лица в древнем риме фото
Статус лиц в Древнем Риме цивитатис

Подобное положение в римском обществе могли носить только свободные граждане. Свободное население Рима делилось на пять категорий:

1. Граждане Рима, civus Romanus, квириты. Они выделялись в отдельную группу за заслуги при создании Римского государства на заре его становления. Квириты наделялись следующими правами:

  • мужчины могли избирать и быть избранными на должности в госаппаратпо достижение 25 лет;
  • служили в армии;
  • заключали коммерческие сделки — ius commercii;
  • вступали в брак, рожденные дети признавались квиритами.


2. Латины. Подразделялись по статусу на 3 группы.
Латины не имели статус гражданина Римской империи. Они не могли участвовать в выборах, не служили в армии.

Подразделялись на группы:

  1. Древние.
  2. Провинциальные.
  3. Юниани. Вольноотпущенники, приобретающие статус свободных граждан.
  4. Перегрины. Граждане иностранных государств, обладали правосубъектностью в силу права народов.
  5. Либертины. Освобожденные по письму или на пиру рабы.

Латины обладали следующими правами:

  • участия в предпринимательской деятельности;
  • вступления в брак с квиритами, статус детей определяло положение отца.

В 212 г. законом Каракаллы были уравнены в правах провинциальные латины и квириты.

Феодальные колоны (colonus). Лица со статусом колоны появляются в Древнем Риме в поздний период — с IV в. н.э. Образование класса началось с аренды земли у латифундистов. С принятием конституции положение как собственников, так и арендаторов усложнилось: устанавливался налог с владения и аренды землей. Договор аренды не мог быть расторгнут, иначе собственнику приходилось платить два налога. К колонам причислялись те, кто арендовал землю на срок более 30 лет, а также их потомки. Они наделялись личной свободной, при этом право передвижения было ограничено.
Это положение касалось только группы латинов и квиритов, то есть тех, кто мог вступать в брачные отношения.

рабы в древнем риме

В семье выделялся мужчина — глава семьи (paterfamilias), несший ответственность за порядок в семье. Он обладал следующими правами:

  • выражал согласие на осуществление сделок;
  • выдавал дочерей замуж;
  • устраивал сыновей на государственную службу.

После смерти главы женщины освобождались от власти отца и становились эмансипированными, принимали самостоятельно решения. Опеку над вдовой осуществляли сыновья, если таковых не было — третьи лица. Мужчины становились отдельными главами семей, если даже были не в браке.

Читайте также: