На какие два значения понятия избирательное право указывает автор

Обновлено: 30.06.2024

Избирательная система – это средство демонстрации независимой воли народа, выраженная в организационно-формальном виде. Избирательная система считается необходимым механизмом демократического устройства государства. Её задача состоит в обеспечении беспрепятственных выборов представителей от народа.

Избирательная система охватывает 3 взаимозависимых составляющих:

  • гражданское избирательное право;
  • способ выборов народных представителей;
  • порядок выборов.
  • с одной стороны, оно описывает право баллотироваться в качестве кандидатов и голосовать, то есть пассивное и активное избирательное право;
  • с другой стороны, это количество законодательных положений, регулирующих выборы.

В чём заключаются ключевые функции избирательного права?

Характеризуя избирательное право нужно прежде всего учитывать его 2 ключевых значения:

  • избирательное право – это один из разновидностей субъективного права, дающее возможность каждому гражданину избирать своего депутата, президента, партию, либо быть самому избранным в государственные органы, в районные исполнительные комитеты, подавать свою кандидатуру на президентских выборах;
  • в объективном смысле, это комплекс норм, которые закрепляют избирательные субъективные гражданские права, определяют порядок их предоставления и реализации в процессе осуществления процесса выборов.

Политические избирательные задачи

Основная задача политических выборов при представительной демократии – формировать состав органов власти. Ряд органов власти состоят из отдельных людей, которые были выбраны народом (например, депутаты в парламенте). Некоторые органы власти могут состоять только из одного избираемого человека (например, институт президента).

Как правило, лица, имеющие право участвовать в выборах, заранее определяются или отбираются для участия в выборах, чтобы минимизировать усилия по проведению этих самых выборов. Это называется списком кандидатов. На состав избираемого списка можно повлиять. Выражение воли отдельных лиц при голосовании называется голосованием.

Существует множество избирательных систем, касающихся конкретной формулировки голосов и их суммирования для формирования общего решения. Два самых распространённых типа избирательных систем – мажоритарные и пропорционального представительства.

Политические выборы подчиняются ряду требований, которые являются абсолютно необходимыми для реального достижения желаемого баланса интересов. Иногда они расширяются, чтобы включить дополнительные требования, возникающие из особых интересов:

  • контроль избирателей над партиями, членами парламента и правительствами;
  • представление интересов избирателей;
  • интеграция населения в политику;
  • конкурирование личных и программных альтернатив;
  • интеграция политических сил, включая все важные проблемы и заботы людей и др.

Что такое субъективное избирательное право?

Субъективное избирательное право

В субъективном смысле, это конституционное гражданское право выбирать и быть самими избранными в государственные органы, а также принимать участие в общегосударственных и местных референдумах.

На этом уровне существует 2 разновидности субъективного избирательного права:

  • активное (возможность избирать);
  • пассивное (возможность быть избранным).

Существует в избирательной структуре и иные правомочия:

  • на участие в выдвижении кандидатов;
  • на предвыборную агитацию;
  • право быть наблюдателем;
  • на работу в избирательных комиссиях (для подсчёта поданных за каждого кандидата голосов и определения итогов выборов);
  • на прочие избирательные действия в границах избирательного законодательства.

Активное избирательное право есть лишь у совершеннолетних (с 18 лет) граждан. Этим правом обладают только граждане с достижения ими определённого (введённого законами) возраста для получения государственной должности. Данное право может ограничиваться для тех, кто:

  • признан судом недееспособным (или частично дееспособным);
  • лишён свободы после приговора суда, кто за совершённое преступление в ходе судебного разбирательства получил меру лишения свободы;
  • несёт государственную службу, работает на государственной административной должности, исполнение обязанностей по которой не может быть совместимым с выборной должностью.

Что означает объективное избирательное право?

Это комплекс из норм права, контролирующие все избирательные процессы в стране и определяющие избирательные гражданские права.

Данное право считается главной составляющей конституционного права. Своими функциями и значением оно выходит за границы обычных правовых институтов. По своей внутренней структуре, по источникам и степени влияния на создание и деятельность народных органов власти (так называемого гражданского общества) объективное избирательное право можно отнести к базовой отрасли конституционного права. Центральное его предназначение заключается в юридической организации выборов ради предоставления возможности гражданам выбирать и самим быть избранными.

Избирательное право считается универсальным способом регулирования всех типов выборов, которые связаны с претворением в жизнь субъективных гражданских избирательных прав. Оно способствует процедуре легитимации выборов, доверию граждан к властным институтам (которые являются выборными), применяется ко всем без исключения избирательным кампаниям.

Это право имеет естественную связь с субъективными избирательными гражданскими правами. В отдельных случаях избирательные права могут принадлежать и гражданам других государств (если они постоянно проживают на территории государства и другие условия).

Что относится к первостепенным избирательным гражданским правам?

Избирательное право

К избирательным гражданским правам относятся:

  • участие в выдвижении конкретных кандидатов;
  • участие в мероприятиях по предвыборной агитации;
  • участие в качестве наблюдателя на выборах за деятельностью избирательных комиссий (в том числе, за процессом подсчёта голосов избирателей и определения итогов выборов);
  • иная избирательная деятельность в рамках Конституции и иных законов.

Избирательные права граждан имеют определённые свойства:

  • после их реализации на пройденных выборах не прерываются и не появляются снова, а присутствуют постоянно;
  • обладают схожим объёмом и смысловым содержанием для всех людей;
  • имеют специфический способ обеспечения.

Обобщая все перечисленные свойства, можно дать общее качественное определение современного избирательного права. Избирательное право – это комплекс правовых норм, регламентирующих социальные связи, которые защищают права граждан (а также иностранцев в определённых законом случаях) избирать и быть избранными, предоставляют возможность участия в других избирательных действиях, регламентируют порядок осуществления данных прав в ходе организации и проведения выборов (а также в межвыборный период).

В избирательном праве существует целый комплекс элементов, которые отражают объективное распределение производящих его норм по самостоятельным институтам, обусловленное разнообразием их целевого назначения в законном обеспечении осуществления и защиты избирательных гражданских прав.

В структуре объективного избирательное права существует 2 института:

  • материальный (статусный);
  • процессуальный (этапный).

Материальные (или статусные) институты определяют то, какой правовой статус будет у разных субъектов в качестве участников электорального цикла: у кандидатов, избирателей, ЦИКа, наблюдателей, региональных избирательных комиссий и др.

Процессуальные (или этапные) институты регулируют сам избирательный процесс, алгоритм его циклов, этапов, очерёдность совершения производящих избирательный процесс операций: от назначения даты выборов до высчитывания и официального опубликования властями результатов этих выборов.

Организация и осуществление выборов возможны только в рамках избирательного процесса и ряда поочерёдных стадий, соединяющих весь комплекс юридически необходимых действий, которые совершаются разнообразными субъектами избирательных взаимоотношений.

К основополагающим стадиям избирательного процесса относятся:

  • назначение даты выборов;
  • организация избирательных округов, региональных избирательных участков и создание списков избирателей;
  • продвижение и регистрация народных кандидатов (или, например, партийных списков);
  • предвыборная агитация;
  • процедура голосования и подсчитывание итогов выборов.

Без этих стадий не представляется возможным проведение самих выборов, потому что эти стадии являются прежде всего юридической формой, которая обеспечивает целостность и нужную преемственность всех осуществляемых для выборов действий. Необходимо учитывать наличие и дополнительных стадий, помимо обязательных основных стадий избирательного цикла. К ним могут относиться выдвижение дополнительных кандидатов или списков из кандидатов (например, по партийным спискам), повторное голосование и др.

По масштабам и охватам избирательные нормы могут быть общими и особенными.

К общим нормам относятся универсальные, не зависящие от типов и уровней осуществляемых выборов избирательные нормы. К ним относятся целый ряд политических институтов: принципы и субъекты избирательного права, различные типы избирательных систем, сам избирательный процесс, информационное и финансовое обеспечение выборов, процедуры обжалования нарушений электорального цикла и др.

К специальным нормам относятся избирательные нормы, применимые только в соответствующих видах выборов (например, на выборах в местные и региональные органы самоуправления, в республиканские и федеральные органы власти и др.).

Типы выборов

Типы выборов

Выборы – это метод определения, который широко распространён во многих политических организациях любого масштаба.

В политике это:

  • муниципалитет (муниципальные выборы);
  • местные органы власти (региональные выборы, окружные выборы);
  • парламент (парламентские выборы, выборы в сенат);
  • глава государства (например, президентские выборы);
  • политические партии (первичные выборы);
  • наднациональные образования (выборы в международные политические союзы, выборы в Европарламент и др.);
  • ассоциации (общие собрания, собрания совладельцев);
  • компании (Совет директоров, собрания акционеров);
  • профсоюзы (профсоюзные выборы);
  • религиозные, церковные организации (конклав собирается для назначения папы, выборы для назначения аббата) и др.

По регулярности выборы бывают нескольких типов:

  • обычные – по истечении установленного законом срока предоставления полномочий;
  • досрочные – осуществляются при досрочном прекращении полномочий выборных должностных лиц;
  • внеочередные – они проводятся в чрезвычайных, часто кризисных обстоятельствах, когда необходимо оперативно уполномочить новых представителей власти;
  • повторяющиеся (так называемый второй тур) – проводится при отсутствии явного победителя при первом этапе голосования по правилам действующего законодательства.

Что такое пассивное избирательное право?

Это право характеризуется целым рядом особенностей. Это означает, что для кандидата на выбранную государственную должность предполагаются дополнительные специальные цензы. Они могут быть очень жёсткими и суровыми, но при этом их нельзя считать какими-то недемократическими препятствиями. Дело в том, что существует общее установленное правило.

Пассивное избирательное право предполагает следующее: чем должность выше, тем условия к кандидату на эту должность должны быть более жёсткими. При этом требования к кандидату на должность могут ужесточаться только ради одной общественно полезной цели: достижения автономности и независимости на уровне местного самоуправления. Поэтому в федеративных государствах зачастую федеральные выборы проходят более лояльно, чем региональные.

Для того, чтобы обладать пассивным избирательным правом, необходимо соответствовать ряду законодательных условий (цензов):

  • достичь определённого законом возраста (ценз возрастной);
  • прожить на территории государства определённый законом срок (ценз оседлости);
  • не иметь двойного гражданства (или вида на жительство другого государства);
  • пребывать ограниченное количество сроков на конкретной государственной должности;
  • не иметь непогашенной или неснятой судимости по тяжким и особо тяжким преступлениям, а также по статьям уголовного кодекса за экстремизм и др.

Существуют и другие ограничения по решению суда, которые прописаны в законах о гарантиях гражданских избирательных прав. С каждым годом в разных странах перечень этих цензов активно расширяется.

Избирательные системы

Избирательные системы

Для проведения выборов существует несколько типов избирательных систем:

  • Мажоритарная избирательная система. Она, в свою очередь, имеет свои разновидности: 1) система абсолютного большинства, при которой кандидат избирается, когда он получает абсолютное большинство в 50% плюс 1 голос; 2) система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов, которое может составлять менее 50%; 3) система квалифицированного большинства, когда есть установленный законом минимальный лимит процента голосов для кандидата; 4) система единственного и передаваемого голоса, при которой отсутствуют избирательные списки.
  • Пропорциональная избирательная система. В ней места в коллегиальных руководящих органах распределяются по количеству полученных голосов. Законодательство часто предусматривает сочетание такого типа системы с фиксированным избирательным порогом, и политическим силам, получающим голоса ниже этого порога, не разрешается распределять места между соответствующими руководящими органами. Эта мера применяется для того, чтобы отсеять случайные политические течения без общественного веса, не отвлекать общественную энергию и не мешать дальнейшей работе коллектива бесконечными ссорами и всевозможными альтернативными точками зрения.
  • Преференциальная избирательная система. Она основана на пропорциональной системе, но помимо пропорционально полученных голосов учитывается ещё один тип выбора. В бюллетенях для голосования есть место не только для обозначения предпочитаемой политической силы, но и для предпочтительного кандидата этой политической силы. Таким образом, списки избирателей составляются не руководством партии, а непосредственно избирателями. Каждая партия включает не кандидатов, которые указаны первыми в списках, а избранных представителей общества, получивших наибольшее количество баллов напротив своего имени.
  • Смешанная избирательная система. Это параллельное поведение вышеперечисленных типов избирательных систем, в которых одни кандидаты избираются по мажоритарной системе, а остальные – по пропорциональной или пропорционально-преференциальной системе.

Отличие между пропорциональной и мажоритарной системами

Разделение систем по этому признаку не имеет смысла, если речь идёт о выборах единого должностного лица (президента, мэра и т. д.). Так что здесь речь идёт о выборах крупных коллективных органов власти (парламента или одной из его палат, местных советов и т. п.).

При пропорциональной системе избиратели голосуют за партии, блоки партий или иные политические силы. От результатов голосования зависит то, сколько своих представителей будет иметь каждая политическая сила в органах власти. Чем больше избирателей проголосовало за политическую силу, тем больше представителей этой силы должно быть в этом органе власти.

При мажоритарной системе территория, на которой проживают избиратели, делится на избирательные округа. Как правило, в каждом округе предстоит выбрать одного члена данного органа власти (в этом случае округа называются одномандатным). При этом изредка практикуются и многомандатные округа при сохранении принципов мажоритарной системы. Избиратели голосуют за конкретных кандидатов, баллотирующихся в данном округе (как правило, запрещено баллотироваться в нескольких округах одновременно). Чем большую поддержку избирателей в округе получит кандидат, тем больше у него шансов стать членом данного органа власти. Орган власти, таким образом, состоит из представителей разных округов.

Иногда часть органа власти избирается по пропорциональной системе, а часть – по мажоритарной. Тогда вообще такую избирательную систему называют смешанной.

Читайте также: