На что направлена деятельность по обеспечению профилактики и предупреждение травматизма обж

Обновлено: 02.07.2024

Охрана здоровья и жизни обучающихся – важнейшая задача не только родителей (лиц заменяющих), но и педагогов, специалистов, всех работников образовательного учреждения.

Профилактика детского травматизма в образовательном учреждении – одна из главных проблем современного образования.

Ни сам учащийся, ни его родители (лица, заменяющие), ни работники образовательного учреждения не хотят, чтобы с обучающимся произошел несчастный случай. Но статистика свидетельствует, что большинство случаев происходит по вине пострадавшего.

Существует определение несчастного случая на производстве как непредвиденного события, неожиданного стечения обстоятельств, которое привлекло к телесному повреждению или смерти работника.

Действительно, несчастный случай с обучающимся внешне происходит неожиданно, но сам несчастный случай является закономерным следствием ошибки в действиях.

Травмой (греч. trauma - повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В качестве причины в значительной части несчастных случаев выступают неправильные поступки обучающихся, которые связаны с ошибочными действиями вследствие ошибок внимания (отвлекся), мышления (не так понял), памяти (забыл), а также поведенческие и индивидуальные особенности и эмоциональное состояние обучающегося, социально-психологическая обстановка в учебном коллективе.

Наиболее характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, снижение логичности, критичности мышления, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий.

Повышает вероятность возникновения несчастных случаев неправильный подход обучающихся по отношению к опасности (неосторожность) и вытекающие из него ошибки в поведении.

То есть, в возникновении значительной части несчастных случаев прямо или косвенно играет роль психический фактор.

Как указано в Методических рекомендациях [3] , причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.

В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.

В возрасте от 10 до 14 лет и старше:

‒ вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников.

В МБОУ гимназии №11 ежегодно в рамках профилактики несчастных случаев планируются и проводятся мероприятия по следующим направлениям:

- создание безопасных условий обучения и воспитания, соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил;

- профилактика травматизма обучающихся во время проведения учебно – воспитательного процесса;

- профилактика травматизма обучающихся во время проведения занятий физической культурой и спортом;

- профилактика детского дорожно – транспортного травматизма, включая профилактику травматизма учащихся на объектах железнодорожного транспорта;

- профилактическая работа с родителями по предупреждению детского травматизма.

- имеется оборудованный всем необходимым медицинский блок;

- все учебные и групповые помещения оснащены современной учебной мебелью в соответствии с ростовыми требованиями санитарно – гигиенических правил и норм и средствами технического обеспечения; детей рассаживают с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения;

- осуществляется постоянный контроль со стороны администрации за сохранением безопасных условий обучения, соблюдением требований охраны здоровья учащихся и воспитанников и соблюдению санитарно – гигиенического режима во время проведения учебно – воспитательного процесса;

- проводятся беседы и сюжетно – ролевые игры с обучающимися по профилактике безопасности на дорогах и в транспорте;

- классными руководителями проводятся инструктажи обучающихся по следующим направлениям: правилам поведения в школе и на каникулах, по травмоопасным местам в школе (окно, лестница, дверь, рекреация, столовая, спортивный зал и спортивная площадка и др.), по электробезопасности, пожаробезопасности, при обнаружении неизвестных пакетов и неразорвавшихся снарядов, зимой по правилам обращения с пиротехникой, правилам поведения на воде, правилам поведения на дорогах и транспорте, в том числе на железнодорожном транспорте, по безопасному пути в школу, по профилактике и предотвращению негативных ситуаций, по правилам поведения при проведении экскурсий, походов;

- учителями – предметниками и педагогами дополнительного образования каждым по своему направлению также проводятся инструктажи по технике безопасности. Особое внимание уделено дисциплинам физической культуры, химии, физики, технологии, информатики и ОБЖ. По этим предметам разработан и проводится педагогами целый комплекс инструкций и правил для учащихся по соблюдению техники безопасности;

- организовано дежурство педагогов на этажах во время перемен с целью минимизации возникновения травм обучающихся;

- в МБОУ гимназии №11 действует отряд ЮИД;

- по предупреждению и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций на дорогах и в транспорте проводятся классные часы, беседы, обучающие семинары, встречи с работниками ГИБДД, творческие конкурсы, квесты по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотром мультфильмов и видеофильмов по данной тематике;

- организуются и проводятся родительские собрания по профилактике травматизма в быту, создается информационное поле по ответственности родителей за безопасность своих детей;

- организуются и проводятся совместные мероприятия с учреждениями здравоохранения: диспансеризация и вакцинация обучающихся.

Вся работа, направленная на профилактику травматизма обучающихся, организуется и проводится в МБОУ гимназии №11 на основании Плана мероприятий по предупреждению детского травматизма на 2020 - 2021 учебный год.

Организация профилактической работы по предупреждению травматизма и несчастных случаев в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса. Проводимая нашим образовательным учреждением работа по профилактике травматизма с обучающимися имеет определенные результаты.

В рамках работы гимназии по воспитанию культуры безопасности и профилактике травматизма в прошедшем учебном году проведены следующие мероприятия:

В начале 2019-2020 учебного года приказом директора гимназии №11 от 30.08.2019 №180 ответственным за работу по организации обучения детей ПДД и профилактике ДДТТ и за реализацию программы правового просвещения участников образовательного процесса на 2019-2020 учебный год назначена Сыченко В.В., заместитель директора по воспитательной работе.

Сыченко В.В. были разработаны: перспективный план работы с учащимися по профилактике ДДТТ, план совместной работы с ОГИБДД ОМВД России по г. Пятигорску, - план работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних, план проведения родительских собраний с рассмотрением вопросов по безопасности дорожного движения, обновлен и согласован Паспорт дорожной безопасности и схемы безопасного маршрута движения детей на участках дорог, прилегающих к гимназии.

В гимназии был сформирован отряд ЮИД на базе 2 классов в количестве 15 человек, который проводил мероприятия, участвовал в акциях и конкурсах. Приказом директора гимназии №11 от 30.08.2019г. № 181 на должность ответственного за работу с отрядом ЮИД назначена Григорян Алла Викторовна, которая разработала план работы, определила время практических занятий по профилактике ДДТТ.

В рамках реализации дополнительных образовательных программ реализуются по 10 классных часов по Программе изучения правил дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах (интегрированный курс) Койбаева Р.С., Сидоренко М.С., СКИРО ПК ПРО. В классных журналах велись записи изученных тем и учет посещения учащимися занятий по ПДД на отдельно выделенных страницах. В случаях нарушения правил юными пешеходами информация доводилась до сведения родителей, случай обсуждался с учащимися гимназии в классах.

В течение учебного года проведены:

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МБОУ гимназии №11 ведется в полном объеме, регулярно проводятся внеклассные мероприятия, занятия, которые отличаются разнообразием, организовывались встречи с инспекторами ОГИБДД, следует отметить систематическую работу по профилактике ДДТТ и БДД классных руководителей, в соответствии с планом проводились контрольные мероприятия и тестирование учащихся.

Для снижения рисков возникновения травм обучающихся в новом учебном году мы выделяем решение следующих первоочередных проблем: снижение случаев недисциплинированности обучающихся; развитие умения обучающихся распознавать и оценивать ситуацию, приводящую к травмам; обучение детей необходимым навыкам поведения в конфликтных ситуациях; требование соблюдения учащимися норм и правил безопасного поведения в опасных ситуациях; организацию дежурств администрации и педагогов на переменах; регулярная работа с родителями (законными представителями) обучающихся. Надеемся, что проводимая нами работа по профилактике несчастных случаев и травматизма будет способствовать сохранению жизни и здоровья обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Безопасность ОУ является приоритетной в деятельности администрации и педагогического коллектива. В школе соблюдаются требования к безопасной организации учебной деятельности, ведется активная работа по повышению безопасности пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Обеспечение безопасности образовательной деятельности школы

Одной из задач школы является обеспечение безопасности образовательной деятельности и безопасных условий для жизни и здоровья обучающихся и сотрудников.

Безопасность ОУ является приоритетной в деятельности администрации и педагогического коллектива. В школе соблюдаются требования к безопасной организации учебной деятельности, ведется активная работа по повышению безопасности пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Система работы по охране труда и обеспечению безопасности школы была направлена на соблюдение норм и правил охраны труда и здоровья работников и обучающихся в процессе их трудовой и образовательной деятельности, профилактику травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев. Деятельность работников школы-интерната регламентировалась законодательными и нормативными правовыми актами, локальными актами школы-интерната, а также их должностными обязанностями по охране труда.

В течение учебного года осуществлялся контроль вопросов безопасности:

состояние охраны труда и за наличием необходимых средств по охране труда в кабинетах химии, физики, информатики, учебных мастерских, спортивном зале;

выполнение инструкций при выполнении лабораторных работ по физике, химии и ведении журналов в данных кабинетах;

правильность хранения химических реактивов в лабораторном кабинете химии;

выполнение учащимися инструкций по охране труда на уроках.

Отсутствие чрезвычайных происшествий в школе свидетельствует о выполнении требований к безопасной организации учебной деятельности, что стало возможным благодаря организации планомерной работы по охране труда, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности объекта, подготовке работников и обучающихся к действиям в ЧС.

Важным критерием оценки эффективности деятельности школы-интерната по созданию безопасных условий организации образовательного процесса является уровень детского травматизма.

В Законе РФ от 29.12.2013 г. "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательной деятельности. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы во время учебного процесса и внеурочной деятельности, являются основной причиной всех детских травм. При этом большинство учащихся получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей.

На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся несложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных учителей, воспитателей в каждую "зону риска". Имеется утвержденный директором график дежурства сотрудников по этажам, выполнение которого проверяют дежурные администраторы. Дежурство ведется. Анализ показал, что большинство школьных травм (22%) произошли на лестницах.

Риск возникновения травм у учащихся обусловлен:

неумением распознавать травмоопасную ситуацию;

необученностью необходимым навыкам поведения;

недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;

определенными особенностями развития.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе, в основном, (до 44% случаев) на переменах, около 22% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях) – 24% ,на прогулках - 32% .

Наиболее частая причина травм, получаемых учащимися в школе, на прогулке:

игровая агрессивность учащихся:

удары твердыми предметами, кулаками, толчки,

столкновения во время бега,

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры являются:

недочеты в организации и методике проведения уроков;

неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

скученность детей во время занятий,

невыполнение правил, инструкций и положений при организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований,

недисциплинированность и проведение запрещенных приемов занимающимися физкультурой и спортом.

Для предупреждения травм при занятиях физкультурой и спортом, а также при проведении различного рода спортивных мероприятий необходимо помнить и выполнять следующие мероприятия:

запрещается проведение занятий, тренировок в отсутствии учителя,

занимающиеся должны быть распределены на группы по возрасту, состоянию здоровья, физической подготовленности,

строго соблюдать основные требования методики обучения физическим упражнениям:

последовательность в овладении двигательными навыками;

постепенность в увеличении нагрузки;

правильный показ упражнений и тщательный инструктаж занимающегося;

тщательный контроль за выполнением упражнений.

перед выполнением основных упражнений и перед соревнованиями проводить разминку с целью подготовки организма к предстоящим нагрузкам,

не допускать сильного переутомления, состояний, способствующих получению травм, следить за состоянием и силами занимающихся в процессе занятий, тренировки и на соревнованиях,

обеспечить меры безопасности при выполнении упражнений,

не допускать на занятия учащихся, не имеющих соответствующих данному виду спорта формы и обуви.

По тяжести полученных последствий (квалифицирующим признаком считаются особенности полученных повреждений, их возможные последствия, обратимые или нет, их протяженность во времени) все несчастные случаи были микротравмами – здоровье быстро восстанавливается полностью в течение 1 рабочего дня. Все вышеперечисленные травмы не повлекли за собой отстранение от учебы, пропусков уроков не было, поэтому не были оформлены акты по несчастному случаю, Первая помощь обучающимся была оказана сотрудниками медицинского блока школы – интерната.

Основными причинами получения травм детей в школе являются:

недостаточная организация детской деятельности во время проведения спортивных мероприятий, прогулок, на перемене;

невыполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей при организации подвижных игр;

несоблюдение детьми правил безопасного поведения (скользкая обувь, высокая двигательная активность, невнимательность и др.)

Меры, принимаемые для улучшения безопасных условий образовательной деятельности на уровне школы (практическое закрепление полученных детьми знаний и навыков безопасного поведения, организация инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей, тренингов по отработке практических навыков создания безопасных условий в школе), как показывают факты, дают положительный результат.

Травматизм является серьезной проблемой , оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

2021 02 24 11 45 15

При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.

Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

  1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).
  2. Коллектив (школа, детское учреждение).
  3. Семья. Непосредственно личность.

Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
  • формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
  • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
  • воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:

инструктирование по технике безопасности обучающихся, инструктирование по охране труда сотрудников, организация и проведение классных часов, беседы, проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД, участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике, проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.

Бытовой травматизм.

Детские бытовые травмы вызывает ряд причин. Прежде всего, это недостаточный надзор или его отсутствие. Не менее значительный фактор – недостаточная воспитательная работа с детьми. Также к травмам приводят нехватка оборудованных мест для игр, проломы и недостаточная прочность ограждений на высотах, доступность бытовых ядов, в том числе, моющих средств.

Уличный травматизм

Улица, бесспорно, одно из наиболее травмоопасных мест. Гораздо чаще, чем в доме, дети на улице получают переломы конечностей (28 % случаев), вывихи (12 % случаев), черепно-мозговую травму. Летом существенно возрастает опасность утопления.

К основным причинам уличного травматизма можно отнести плохое состояние пешеходных зон (плохое освещение, гололёд, листопад, неблагоустроенность улиц), нарушение техники безопасности при занятиях уличным спортом, плавании, нахождении на высоте (например, на горке), отсутствие или неисправность ограждений на высотах (в том числе, на мостах), доступность высот (крыш гаражей и зданий, заброшенных строек, недостроев и др.). Также к важным причинам относятся недостаточный присмотр за детьми, слабая воспитательная работа со стороны взрослых.

Школьный травматизм

67 % травм, полученных в школе, приводят лишь к поверхностным повреждениям. Большинство из них дети получают во время игр на переменах, реже – на занятиях физкультурой.

Спортивные травмы

Эта группа повреждений составляет всего 4 % от всех случаев. Как правило, речь идёт о поверхностных травмах, но часты также переломы и вывихи. Как правило, спортивные травмы связаны с нарушением техники безопасности либо со стороны детей, либо со стороны тренеров.

Транспортный травматизм

По официальной статистике, на транспортный травматизм приходится всего 1­–2 % случаев. Тем не менее, о безопасности на дорогах говорить нужно постоянно, тем более что транспортные травмы – одни из самых тяжёлых. Родители обязаны обеспечить безопасность детей на дорогах и в транспортных средствах.

Большинство случаев транспортных травм связано с переходом улицы перед близко идущим транспортом – 35 %. Существенная доля также приходится на нарушение правил дорожного движения, в том числе – переход улицы в неположенном месте – 34 % случаев. Доля аварий в транспортном травматизме составляет 19 %. Тяжёлые травмы дети получают в случае отсутствия средств безопасности (шлемы, ремни безопасности, автокресла). Таким образом, основные причины транспортного травматизма – нарушение правил дорожного движения и перевозки детей, недостаточный присмотр за детьми на проезжей части и вблизи неё, а также – слабая воспитательная работа со стороны взрослых.

Направления работы, характер травмы, причины травматизма, профилактические мероприятия.

-Повреждения связочного аппарата локтевого сустава

- повреждения острыми предметами

Неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев;

недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках;

употребление табака и алкоголя родителями;

применение пиротехнических средств;

дефекты воспитания дома и отсутствие навыков правильного поведения;

бесконтрольное использование столовых, бытовых приборов.

- падения, переломы, ушибы, растяжения, ранения мягких тканей конечностей

Нарушение учащимися правил уличного движения;

Узкие улицы с интенсивным движением;

Недостаточная освещенность и сигнализация;

Неисправное состояние уличных покрытий, гололед;

Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в буфете, при проведении внеклассных мероприятий;

Нарушение требований техники безопасности на уроках физики, химии, биологии, информатики;

Нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе.

Нарушения в организации учебно – тренировочных занятий, соревнований;

Неудовлетворительное состояния спортивного инвентаря и оборудования;

Незнание педагогом группы здоровья обучающихся;

Слабая физическая подготовленность учащихся(в результате длительного отсутствия на занятиях);

Нарушение дисциплины во время учебного процесса;

Не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры.

Профилактика бытового и уличного травматизма

1. Ссадины, ушибы, гематомы; переломы; черепно-мозговая травма.

Основной источник подобных травм – столкновения с углом или стеной, падения и драки.

Как правило, дети ударяются, бегая по квартире. Рекомендуется выделить ребёнку место для игры и очистить его от острых углов. Также рекомендуется не заставлять коридор лишними вещами. Наконец, необходимо следить за тем, чтобы на полу, на проходе не лежали посторонние вещи, в том числе игрушки.

Вторая важная причина – падение. Пока ребёнок маленький, родителям необходимо следить, чтобы он не забирался высоко. Опасность для 8–12-месячного ребёнка представляют даже диван, кровать или стул.

Наибольшую опасность представляют окна!

Следите, чтобы ребёнок не залезал и не вставал на подоконник. Закрывайте окна, если в комнате маленький ребёнок. Пластиковые окна допустимо открывать на зимнее проветривание. Объясните подросшему ребёнку, что опираться на стекло или москитную сетку – опасно для жизни!

2. Раны.

3. Ожоги.

Сильные ожоги оставляют шрамы, а иногда могут привести к смертельному исходу.

Необходимо следить, чтобы ребёнок не мог добраться до горячих предметов: плиты, еды или напитков, посуды, утюга, – а также от открытого огня: свечей, камина, костра или пожара, взрывающихся петард и т.д. Ни в коем случае нельзя оставлять в доступном месте легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, бенгальские огни и петарды.

Безопасная плита. Наиболее безопасны индукционные плиты, однако они стоят далеко не во всех квартирах. Чтобы не допустить ожог или воспламенение, рекомендуется закрывать дверь кухни на защёлку, чтобы ребёнок не мог туда проникнуть, либо снимать с плиты ручки – это не даст ребёнку включить конфорку или духовку.

4. Удушье от малых предметов.

Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками, всю еду следует давать измельчённой. Во время еды за детьми необходимо присматривать.

Маленьким детям нельзя давать для игры мелкие вещи (пуговицы, игрушки из шоколадных яиц или автоматов и др.), а также предметы и игрушки, состоящие из мелких деталей, которые отделяются дуг от друга. Подросшим (с двух-трёх лет) детям необходимо объяснить, что мелкие предметы нельзя засовывать в нос или играть ими во рту.

5. Отравление бытовыми химическими веществами.

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

6. Поражение электрическим током.

Дети могут получить серьёзные повреждения, воткнув пальцы или другие предметы в электрические розетки; их нужно закрывать, чтобы предотвратить травмирование. Электрические провода должны быть недоступны детям, на всех проводах в доме должна быть исправна изоляция, желательно убирать провода в короба или под плинтусы. Важно объяснить ребёнку опасность игры с проводами и электроприборами.

7. Утопление.

Как правило, родители боятся за своих детей, отпуская на открытый водоём или в бассейн. Однако опасность представляют также ванна и колодец, а для маленьких детей и ведро, таз или раковина с водой, бочок унитаза, даже сам унитаз. Необходимо присматривать за ребёнком во время купания, нельзя оставлять маленьких детей наедине с ёмкостями, полными воды, отпускать детей одних к колодцу. Кроме того, следует учить ребёнка плавать, начиная с раннего возраста, и обучить правилам поведения в бассейне, ванне и на открытом водоёме.

Профилактика транспортного травматизма

Взрослые обязаны обучить ребёнка правилам поведения на дороге, в машине и общественном транспорте, а также обеспечить безопасность ребёнка в транспорте. Малышам до пяти лет особенно опасно находиться на дороге – с ними всегда должны быть взрослые. Необходимо следить, чтобы дети не выбегали на дорогу, а также не играли и не бегали рядом с проезжей частью.

Крайне важно научить ребёнка правильно переходить дорогу:

1) остановиться на обочине;

2) посмотреть в обе стороны, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;

3) переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребёнка старшего возраста;

4) идти, но ни в коем случае не бежать;

5) переходить дорогу только в установленных местах и на зелёный сигнал светофора.

Старших детей необходимо научить присматривать за младшими.

Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространённой причиной травматизма и даже смерти среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребёнка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты.

Детей нельзя сажать на переднее сидение машины. При перевозке ребёнка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности.

Профилактика школьного травматизма:

  • соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного процессов в школе;
  • организация дежурства педагогов;
  • организация подвижных игр на переменах;
  • выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ОУ;
  • организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ОУ;
  • проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.

Профилактика спортивного травматизма и заболеваний.

Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются:

  • Знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений;
  • Разработка мер по предупреждению спортивных травм.

Причины спортивных травм:

  • неправильная организация занятий;
  • недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
  • неудовлетворительное состояние мест занятий и спортивного оборудования;
  • неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении занятий.
  • нарушение правил врачебного контроля, который имеет большое значение в профилактике травматизма.

Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях.

Картинка Меры профилактики производственного травматизма

Борьба с производственным травматизмом – одно из важнейших направлений государственной политики в области охраны труда. Благодаря усилиям Министерства труда и занятости и других ведомств, которые ведут активную контрольно-надзорную и иную работу в этой области, в течение последних лет показатели производственного травматизма заметно снизились. Так выглядит официальная статистика Госкомстата за период с 2000 по 2018 годы.

Количество получивших травмы на производстве, тысяч человек

Количество погибших на производстве, тысяч человек

Заметно, что число работников, которые получили травмы при исполнении своих трудовых обязанностей, за этот период сократилось свыше чем в шесть раз, а число погибших на производстве – примерно в четыре раза.

Однако проблема травмирования на рабочих местах все еще остается достаточно острой. Для сравнения, в 2015 году в России смертельные травмы при исполнении работ получили 6 сотрудников на 100 000 работающих. В развитых странах этот показатель существенно ниже. Например, за аналогичный период в США он составил 4,8, во Франции – 2,4, в Германии – 1,6, в Великобритании – 0,4. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что в этом направлении в нашей стране все еще требуется активная работа, связанная с принятием срочных и эффективных мер.

Причины производственного травматизма

Работа уполномоченных государственных органов в области предупреждения травмирования работников и расследования таких ситуаций, включая Ростехнадзор, МЧС и другие, наглядно показывает основные причины таких происшествий. Все их можно подразделить на следующие укрупненные категории:

  • организационные, связанные с существенными недостатками в области организации работ;
  • технические, связанные с дефектами в работе оборудования;
  • санитарно-гигиенические, связанные с плохими условиями труда на рабочем месте конкретного сотрудника или в помещении, где он работает;
  • индивидуальные, связанные с характеристиками личности конкретного работника или недочетами, допущенными им в процессе выполнения своих трудовых обязанностей.

В соответствии с основными категориям причин травматизма на производстве в конкретной организации устанавливается список мер, которые способны обеспечить действенную профилактику таких происшествий.

Основные категории профилактических мер

Конкретный список мер, которые будут выбраны в организации для профилактики проявлений производственного травматизма, определяется спецификой ее технологического процесса.При составлении этого списка также необходимо учитывать статистику происшествий за последние несколько лет и результаты расследований причин таких происшествий, которые проводятся во всех организациях с ответственным руководством.

Чаще всего базовый набор таких мер включает следующие позиции:

  • улучшение санитарных, технических и бытовых условий, в которых пребывают работники в течение своей рабочей смены и регламентированных перерывов;
  • организация безопасного исполнения работ с соблюдением всех требований, установленных нормативными документами для этой области деятельности;
  • контроль соблюдения техники безопасности и иных правил исполнения работ персоналом предприятия;
  • реализация необходимой подготовки и обучения сотрудников в области охраны труда и методов безопасного исполнения работ;
  • предоставление сотрудникам необходимых индивидуальных и коллективных средств, обеспечивающих защиту от вредоносных факторов производства, действующих на их рабочих местах;
  • организация предварительных и регулярных медицинских и профилактических осмотров, предусмотренных действующим законодательством для этой категории работников;
  • другие меры, отвечающие характеру производственной деятельности компании.

На основании этого базового набора компания составляет собственный комплекс мер, в котором наибольшее внимание уделяется именно тем мероприятиям, которые нацелены на профилактику и противодействие возникновению самых распространенных типов травм на этом предприятии. Содержание такого комплекса стоит закрепить локальным нормативным документом – например, положением о профилактике производственного травматизма в организации. По мере изменения характеристик технологического процесса на предприятии и других факторов, влияющих на безопасность сотрудников, этот документ нужно будет пересматривать. В этой ситуации информацию об обновлениях и дополнениях в тексте документа важно обязательно довести до сотрудников.

Улучшение условий работы

В соответствии с федеральным законом № 426-ФЗ сегодня выделяются четыре основных класса условий труда: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. При этом вредный класс подразделяется еще на четыре подкласса с целью уточнения фактических условий, в которых трудятся работники.

Несмотря на объективный характер такой классификации, которая осуществляется на основании признаков, описанных в приказе Минтруда № 33н, работодатель в состоянии повлиять на условия труда своего персонала в сторону улучшения. Один из основных способов такого влияния описан непосредственно в законе № 426-ФЗ: это использование подходящих и эффективных средств индивидуальной защиты, которые способны существенно снизить уровень воздействия вредоносных факторов производства на организм работников. В дополнение к ним улучшить условия и, соответственно, сократить риск возникновения у работников травм и профессиональных заболеваний способны:

  • регулярный мониторинг состояния факторов микроклимата и основных физических характеристик рабочего места, включая шум, уровень загазованности, вибрации и т.д;
  • применение коллективных средств защиты от воздействия негативных факторов, таких как фильтры, шумоподавляющие устройства и т.д.;
  • повышение уровня автоматизации работ с тем, чтобы освободить сотрудников от необходимости выполнения обязанностей в самых опасных и вредных условиях;
  • организация регулярного контроля за работой оборудования, включая своевременный профилактический и плановый ремонт и техническое обслуживание. Это позволит избежать внезапных аварий на производстве, которые часто становятся причиной травм и увечий;
  • обеспечение необходимой инженерной и иной инфраструктуры, направленной на поддержание оптимального микроклимата в производственных помещениях, включая уровень влажности, освещенности и т.д.;
  • продуманная организация технологического процесса, включающая оперативное удаление загрязнений, отходов производства и других объектов, которые могут стать причиной травмирования работников;
  • организация возможности получения экстренной первой помощи пострадавшими на производстве.

Организация подготовки и обучения

Вышеописанный комплекс мер – это один из важнейших компонентов системы повышения уровня безопасности работников в процессе их труда. Однако все перечисленные меры не будут работать достаточно эффективно, если сотрудники не будут владеть базовыми приемами и методами безопасного выполнения работ с использованием оборудования и технологий, предоставленных работодателем. В этой связи еще один обязательный компонент такой системы – это организация необходимой подготовки и обучения работников в области охраны труда, которая включает:

  • проведение всех видов обязательных инструктажей, необходимых в конкретной производственной ситуации, включая вводный, первичный, повторный, целевой и внеочередной;
  • проведение обучения по охране труда в соответствии с требованиями совместного постановления Минобра и Минтруда № 1/29 и других нормативных документов;
  • проведение подготовки в области пожарной безопасности согласно приказу МЧС № 645;
  • организация других типов инструктажей и подготовки в соответствии с профилем деятельности предприятия.

Работодателю необходимо следить за тем, чтобы сотрудники своевременно проходили все требуемые обучающие мероприятия в ходе работы. Это обеспечивает актуальность их знаний о безопасности труда и существенно снижает риск травмирования.

Читайте также: