На что нацелен международный научный мониторинг проявлений коррупции

Обновлено: 02.07.2024

В данной статье рассматриваются такие понятия как коррупция, антикоррупционная политика, её главные принципы, цели и задачи антикоррупционной политики, анализируется ее эффективность. Авторы предлагают свои варианты, направленные на борьбу с коррупционными нарушениями.

эффективность, коррупция, антикоррупционная политика, государство, факторы, меры, ответственность, объективность, борьба

JEL-классификация: D73, D70, D79

Ахтямов Т.Н., Растегаева Ф.С. Эффективность антикоррупционной политики и ее основные принципы // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2253-2262. – doi: 10.18334/ce.14.10.110901
Akhtyamov, T.N., & Rastegaeva, F.S. (2020) Effectiveness of anti-corruption policy and its main principles. Creative Economy, 14(10), 2253-2262. doi: 10.18334/ce.14.10.110901 (in Russian)

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

Цель данной работы заключается в изучении основных причин возникновения коррупции, оценке эффективности антикоррупционной политики и рассмотрении возможных рекомендаций по ее улучшению.

Гипотеза исследования: антикоррупционная политика выступает не только как инструмент, направленный на противодействие коррупции, но и как средство для устранений социальных представлений о коррупции как о приемлемом поведении во всех сферах общества.

Методы исследования: изучение и анализ научной и методологической литературы, наблюдение, статистическая обработка данных.

Субъекты антикоррупционной политики, предпосылки и причины коррупции

При отсутствии должного противостояния коррупции невозможно и прогрессивное развитие любой страны. Создание и применение специальной и эффективной системы мер небезрезультатно отразится на борьбе с коррупцией. Антикоррупционная политика представляет собой совокупность мер, процедур и принципов, которые нацелены на пресечение любых коррупционных преступлений. Самый распространенный и основной инструмент реализации данной политики – это мониторинг. Помимо него существуют такие меры, как внедрение этических кодексов, урегулирование и предотвращение различных конфликтов, а также гласность событий, которые активно применяются в практике. Субъекты антикоррупционной политики активно борются с любыми проявлениями коррупционных нарушений. К ним относятся органы внутренних дел, органы безопасности государства, прокуратура, таможенные органы и другие. Благодаря действующему законодательству они имеют возможность создавать отдельные специализированные отделения, которые направлены непосредственно на пресечение всех коррупционных преступлений в рамках отдельных направлений деятельности. К субъектам также относятся и граждане страны, которые участвуют в социальном контроле над деятельностью должностных лиц и государственных органов [1, с. 41] (Arzumanyan, 2018, р. 41). В борьбе с коррупцией также оказывают поддержку международные правительственные организации.

Коррупция является угрозой международного уровня, которая затрагивает практически все области. За последние десятилетия коррупция не обошла стороной систему государственно-служебных отношений и получила там широкое распространение. Формирование и развитие коррупции в России и в некоторых других странах происходит вследствие нескольких предпосылок [7] (Platov, 2018):

- недостатки или несовершенство действующего законодательства. Достаточно тяжело бороться с коррупцией при отсутствии эффективных антикоррупционных законов, которые бы формировали результативную систему, направленную на устранение всех ее проявлений;

- переход к демократическому режиму. Децентрализация сопутствует быстрому распространению и расцветанию коррупции в стране;

- нестабильная политическая ситуация;

- нередко государственные должности заняты представителями криминальных структур по причине некорректной работы институтов власти.

За исключением личных интересов, побуждающих совершать коррупционные действия, существуют и некоторые внешние обстоятельства – объективные факторы, которые также вынуждают прибегнуть к коррупции. Это и низкие зарплаты, низкий морально-этический уровень всего общества, процветание монополизма в экономике, полное отсутствие заинтересованности властей в борьбе с коррупцией, несовершенства законодательства и другие факторы. Помимо этого очень часто сами граждане предпочитают умалчивать о факте коррупции, поэтому правоохранительным органам достаточно тяжело самостоятельно бороться с коррупцией, здесь необходимо активное участие населения.

Цели и задачи антикоррупционной политики

Самая главная и основная цель любой антикоррупционной политики – это сокращение уровня коррупции, в самом лучшем варианте – полное ее искоренение, а также предоставление всем гражданам, обществу в целом и государству защиты их прав и интересов от угроз, которые связаны с коррупцией. Для того чтобы достигнуть главной цели и эффективной работы антикоррупционной политики, необходимо выполнение следующих задач [2, с. 61] (Akhmetov, 2018, р. 61):

- формирование такой правовой системы, которая бы препятствовала подкупу публичных лиц и граждан при проведении выборов или референдума, а также стимулировала заменять подкупных личностей;

- предупреждение всех коррупционных преступлений, гарантия наличия ответственности и привлечения к ней за данные нарушения;

- компенсация за причиненный вред вследствие коррупционного правонарушения;

- постоянный мониторинг антикоррупционной политики, оценка ее эффективности и результативности;

- свободное освещение всех фактов проявления коррупции в СМИ.

В дополнение к сказанному выше стоит упомянуть, что отсутствие прочных демократических традиций и неустойчивость институтов гражданского общества также считаются основными причинами коррупции. Само проявление коррупции неразрывно связано с неэффективностью существующих систем и с отсутствием антикоррупционной идеологии. Существует несколько условий, от которых зависит, насколько будет действенна антикоррупционная политика [3, с. 71] (Bogatova, Stebeneva, 2019, р. 71):

- одновременное применение всех мер в совокупности;

- вовлеченность и активная позиция граждан страны против коррупции, предоставление им помощи в борьбе;

- бескомпромиссная и непреклонная борьба с любыми проявлениями коррупционных правонарушений;

- всестороннее изучение и анализ применяемых антикоррупционных мер, их успешность и обоснованность.

Эффективность антикоррупционной политики

Эффективность справедливо рассматривать как успешность или результативность проведенной политики против коррупции. Огромный вклад и значение вносят антикоррупционеры, которые обладают высокой степенью подготовки и квалифицированными знаниями в данной области противодействия. Однако для того чтобы обучить достойные кадры и в конечном итоге приобрести настоящих профессионалов, необходим достаточно большой объем трудовых и финансовых ресурсов. Успешность, другими словами, – это деятельность, которой дается положительная оценка. Противодействие, особенно в данном случае, имеет переменный успех. В зависимости от того, насколько обстоятельства трудные, их преодоление уже можно считать за успех. Нужно учитывать то, что успешность любой антикоррупционной политики определяется не только по большим и громким делам, в которых сопричастны известные публике люди, но и по общей оценке мониторинга [5, с. 6–7, 12] (Gorshenkov, 2016, р. 6–7).

В зависимости от того, насколько эффективно действующая система выявляет, расследует и привлекает к ответственности всех без исключения участников коррупционной деятельности, будет и соответствующий результат. Ко всему прочему, данная система должна иметь конкретный порядок проведения антикоррупционной экспертизы и полностью согласовываться со всеми действующими нормативно-правовыми актами. В случае получения сведений о факте совершения коррупционного нарушения в соответствующие области противодействия проявления коррупции осуществляется дальнейшая передача информации в государственные органы [6, с. 73] (Kulueva, 2020, р. 73).

В разных сферах антикоррупционные стратегии обладают схожими принципами. Это предотвращение конфликта между сторонами, привлечение к ответственности и полная гласность деятельности [6, с. 72] (Kulueva, 2020, р. 72). Благодаря опыту зарубежных стран стоит отметить, что наиболее эффективные результаты достигаются при использовании всех (экономических, правовых, политических и т.д.) мер в совокупности, которые нацелены на устранение и минимизацию причин проявления коррупции. Россия, стремясь полностью искоренить коррупцию, ориентируется и основывается на зарубежные модели и международный опыт. Существуют два основных и традиционных антикоррупционных направления – это борьба непосредственно с самими проявлениями коррупции и профилактика коррупции.

В 2019 году Россия занимала 137-е место по уровню коррупции среди 180 стран. Минимальное место было 154-е, а максимальное – 47-е в 1997 году. Индекс коррупции с 2014 года практически не изменялся и в 2019 году составить 28 инд. п. Наибольший уровень ­– 29 инд.п., наименьший – 21 инд.п. Трудно отрицать факт существования коррупции в России, поэтому необходимо проводить ряд определенных действенных мер для ее уничтожения. Несомненно, искоренить коррупцию в один момент, к сожалению, невозможно. Помимо всех существующих методов антикоррупционных способов борьбы стоит ввести нижеперечисленные методы.

Необходимо ввести полный контроль над всеми расходами и доходами работников государственных корпораций. Каждый работник обязан предоставлять справку о своих доходах и расходах в целях исключения фактов коммерческого подкупа.

Для того чтобы сделать уверенный шаг вперед в борьбе с коррупцией, необходимо формирование и создание эффективной антикоррупционной политики. На первый план также выдвигается потребность совершенствования действующего законодательства, способного бороться с совершением коррупционных сделок. Всем известно, что само существование коррупции значительно снижает уровень жизни людей на всех уровнях и уменьшает эффективность реализации разных социально-экономических программ. По этой причине такие международные организации, как Организация Объединенных Наций, Совет Европы и некоторые другие, уделяют особо пристальное внимание борьбе с коррупцией. От коррупции невозможно избавиться в один миг, с ней необходимо бороться постепенно, а наибольший вклад в этот процесс внесет то, насколько эффективно будут взаимодействовать все ветви власти. Без сомнения, именно на них возложена огромная ответственность за процесс оздоровления всего общества.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.


В настоящее время задачи экономического и социального развития каждой страны, региона должны быть определены с учетом устойчивого развития [1].

В этой связи актуализируются проблемы влияния коррупции на социально-экономическое положение настоящего и будущего состояния страны, развития адекватных рыночных взаимоотношений, свободных от коррупции.

На протяжении длительного времени исследователи коррупции ставят перед собой задачи - измерить масштабы коррупции и объемы теневой экономики как в отдельно взятых странах, так и в регионах. При этом используются различные методы, системы оценок, регуляторы, от социологических опросов и эмпирического наблюдения до сложных математических расчетов. Исследуются все показатели, которые в какой-то мере оказывают влияние на проблему коррупции, и поэтому нередко параллельно существуют и анализируются разные результаты и различные понимания коррупции.

Субъектами коррупционных отношений являются с одной стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Классификаций и типологий коррупции существует много, обратимся к наиболее распространенной:

Проявляется по отношению к группе лиц

Судебные органы, медицину, образование и многие другие органы

- совершение более тяжких коррупционных преступлений;

- стимулирование роста числа граждан, готовых приспосабливаться к коррупционным отношениям

Представители бизнеса и власти

Все отрасли бизнеса и хозяйства: производственная, финансовая, страховая, аграрная, сфера услуг, коммерческая

- удовлетворения коммерческим способом личных потребностей;

Государственные чиновники, должностные лица, общественные и политические деятели.

Все органы государственной власти

- неправомерность и корысть в использовании ресурсов государственной власти

Представленная классификация позволяет нам сделать вывод о том, что коррупция, своего рода, дерево, пронизывающее абсолютно все сферы жизни государства и общества: экономическую, политическую, социальную и т.д.

Проблема коррупции масштабна, чаще всего ее измерить бывает очень сложно. Рассмотрим некоторые индикаторы измерения коррупции (таблица 1).

Некоторые индикаторы измерения коррупции*

Показывает долю респондентов, заявивших, что при обращении в государственные учреждения или органы власти они хотя бы раз попадали в коррупционную ситуацию

Отражает среднее число взяток в год, приходящееся на одного взяткодателя

Готовность давать взятки

Содержит долю респондентов, давших взятку в последней по времени коррупционной ситуации

Средний размер взятки, объём рынка коррупции

Показывает сумму взяток, выплаченных гражданами за год

Индекс восприятия коррупции (CPI) Transparency International (TI)

Суммирует экспертные оценки в отношении размаха коррупции, определяемой как злоупотребление государственной властью для получения личной выгоды

Он показывает, насколько велика вероятность того, что компании из той или иной страны будут давать взятки за рубежом при экспорте своей продукции.

В рамках исследования граждане отвечают на вопросы, касающиеся как непосредственной практики столкновений с коррупцией, так и их представлений об уровне коррумпированности отдельных сфер жизни.

Представленные некоторые индикаторы измерения коррупции позволяют сделать нам следующий вывод, что важным недостатком всех этих показателей является проблема сложности получения объективной информации.

В связи с этим, мы будем утверждать, что обусловленные проблемы имеют в конечном итоге ключевое значение в оценке проявления коррупции, и их необходимо решать консолидировано, подключая также и ученых.

Таким образом, систематизация научного знания позволила сделать вывод, что существует обширный массив теоретических знаний по методологии исследования коррупции. Исследователями в этом направлении предлагается использовать следующий алгоритм снижения проявлений внешних эффектов от коррупции (рис.1).

Рис. 1. Алгоритм снижения проявлений внешних эффектов от коррупции [3]

Очевидно, что предложенный алгоритм проявлений внешних эффектов от коррупции будет способствовать правильной расстановке приоритетов: первично управление эффектами, а борьба с коррупцией как с явлением - вторична.

1. Наминова К.А., Даваева Е.С. Современное состояние и проблемы региональных финансов (на примере Республики Калмыкия)// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012.№16 (103). С. 167-172.

3. Макаева К.И. Управление региональной социально-экономической системой в условиях коррупционных проявлений (на материалах Республики Адыгея):Автореф. дис. канд. эконом. наук. -Майкоп, 2012. -31 с.

Читайте также: