На чем я путешествую средняя группа по ознакомлению с окружающим

Обновлено: 17.05.2024

Оборудование: презентация с фотографиями родного города, музыка.

Ход занятия

Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Стук в дверь, появляется Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я путешествую по свету и прилетел в этот город. А как он называется? (Прокопьевск – индивидуальное и хоровое проговаривание)
- А как называют жителей города Прокопьевска? (Прокопчане)
- Как интересно! Я хочу, чтобы вы мне рассказали о своем городе.

- А если у нас нет никакого транспорта, как мы можем путешествовать? (пешком)
- Ребята, я вам предлагаю путешествовать по нашему городу пешком.
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по родному городу и узнаем много нового и интересного.

Муз. заставка "Мы в автобусе сидим". Звучит музыка, дети идут друг за другом по кругу.

Едем мы в автобусе (раз-два, раз-два)
Не спешим, не отстаем. (раз-два, раз-два)

- Вот мы и приехали. Что же перед вами?

Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждет прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется . (вокзал)

Остановка "Вокзал"

- Для чего, ребята, нужен вокзал в нашем городе? (ответы детей)
- Для чего нужны поезда?
- Ребята, а вы хотели бы покататься на поезде? Ну, тогда поехали.

Игра "Поезд"

Звучит музыка "Паровозик", дети становятся друг за другом. Каждый ребенок изображают вагон, а впереди стоящий - паровоз (взрослый). Паровоз гудит, и поезд начинает двигаться – сначала медленно, потом быстрее. Приближаясь к станции (заранее отмеченное место), поезд замедляет ход, останавливается. Затем паровоз дает гудок, и движение возобновляется.

- Мы с вами вернулись на вокзал. Понравилось на поезде кататься?
- А теперь продолжим наше путешествие по городу.

Музыкальная заставка "Мы в автобусе сидим". Звучит музыка, дети идут друг за другом по кругу.

Остановка "Солнечный городок"

- Куда мы с вами пришли? Что здесь находится? (Качели, карусели, детская площадка)
- Ребята, зачем люди ходят сюда? (Отдыхать, кататься на каруселях, качелях)
Незнайка: Я очень люблю кататься на каруселях! А вы любите, ребята!? Хотите прокатиться?

Игра "Карусели"

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:
Еле, еле, еле.
Тише, тише, не спишите,
Завертелись карусели.
Карусель остановите!

А потом, потом, потом.
Раз-два, раз–два,
Все бегом, бегом, бегом.
Вот и кончилась игра!

Воспитатель: Продолжим наше путешествие по городу.

Музыкальная заставка "Мы в автобусе сидим". Звучит музыка, дети идут друг за другом по кругу.

Остановка "Аллея героев"

- Куда мы приехали? Как называется это место?
- Правильно - это Аллея героев. Здесь находятся памятники героям войны, установлена военная техника и даже есть реактивный самолет!

Незнайка: Ой как интересно! А вы знаете, у меня есть картинки с изображением военной техники, но они все рассыпались. Поможете мне их собрать? (Дети собирают разрезные картинки. Незнайка благодарит ребят)

- Продолжим наше путешествие по городу.

Муз. заставка "Мы в автобусе сидим". Звучит музыка, дети идут друг за другом по кругу.

Остановка "Детский сад"

- Как называется наша конечная остановка? (Это детский сад)

Стоит большой и добрый дом.
Детишек очень много в нем.
Звучат там песни, шутки, смех.
Удовольствие для всех.

- Ребята, как называется наш детский сад? ("Радуга")
- Как называется наша группа? (Средняя группа "Зоренька")
- Как вы думаете, дружные ребята в нашей группе?

Пальчиковая игра "Дружба"

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим,
Маленькие пальчики. (ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Где мы были? (На вокзале, в парке, в физкультурно-оздоровительном комплексе)

- Незнайка, а тебе понравилось?
Незнайка: Ребята, мне очень понравилось наше путешествие. Мне пора возвращаться домой. До свидания! (Дети прощаются с Незнайкой)


Средняя группа

Young girl playing tea party

Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.

Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это я… (по очереди дети называют себя по имени)

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними.

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?

Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.

Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

Дети: это бабушка Федора!

Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?

Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.

Воспитатель: я предлагаю вам встать закрыть глаза и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс!

(воспитатель надевает платок, берет на себя роль Федоры)

Федора: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости

Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне?

Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте.

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник!)

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.

Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда) .

Федора: А для чего нужна посуда? (Ответы детей) .

Федора: Было время когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно за ней ухаживать? Вы знаете? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой. Посуда, из которой пьют чай называется чайной.

(Выставляются картинки с наборами посуды) .

–Ещё посуда бывает сделана из разных материалов.

  • Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют фарфоровая.
  • Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать –металлическая.

– Есть посуда, сделанная из других материалов, посмотрите и потрогайте некоторые предметы:

  • Это тарелка из глины (коричневая и шершавая) – она глиняная;
  • Ложка сделана из дерева – деревянная;
  • Стакан из стекла (тонкий и хрупкий материал) –стеклянный;
  • Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая.

– Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т.д.

Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, и расскажите, для чего она предназначена.

Например: Кружка нужна для того, чтобы из нее… (пить чай).

Федора благодарит детей , а сейчас я предлагаю провести пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, Удары кулачками друг о друга.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Загибают пальчики, начиная с большого.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.

Федора: Молодцы, какие, а мне поможете разобрать на группы посуду? На первый стол поставьте столовую посуду, на второй – кухонную. на третий – чайную. Да смотрите, не ошибитесь!

(дети выполняют задание)

Федора: а сейчас проверим, правильно ли вы расставили мою посуду?

Федора: молодцы, все знаете.

Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны?

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Итог занятия

– Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

  • Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
  • Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
  • Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

У мамы на кухне много посуды:

Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,

Кастрюли по росту на полках стоят,

Ковши и лопатки по стенкам висят.

Столовый сервиз приготовлен к обеду,

А чайный красиво на полке стоит.

И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой

Душистый и вкусный к обеду лежит.

Насыпана соль в расписную солонку,

Положено масло аккуратно в масленку,

В салатник нарезаны овощи все,

И супница пышет уже на столе.

В посуде еду и хранят и готовят,

Хозяйки посуду и сушат и моют.

И, как от Федоры, она не сбежит,

Если чистой на полке стоит.

Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.

Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.

1. На данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

В ходе НОД прослеживалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

2. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в средней с подгруппой детей и длилась 19 минут 46 сек.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

Для создания интереса воспитатель была в роли бабушки Федоры.

Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости и дыхательная гимнастика.

3. Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД).

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.

Первая часть включала в себя организационный момент: загадывание загадок, для стимуляции слухового восприятия и внимания, мотивации.

Вторая часть составляла беседу, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, малоподвижную игру, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог.

4. Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр, иллюстраций.

В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать любовь и бережное отношение к посуде, уметь видеть её красоту, желание сохранять её.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.

В НОД считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе ДОУ

Тема занятия: Эти родные просторы

Программное содержание: Формировать у детей понятия город, область. Познакомить с картой Воронежской области. Побуждать детей делится впечатлениями при рассматривании фотографий. Развивать наблюдательность и зрительное внимание. Воспитывать любовь и гордость к своей малой Родине, городу Воронежу, Черноземному краю.

Материал: фотографии с видами Воронежа, Воронежской области. Карта Воронежской области. Геометрические плоскостные фигуры Дьенеша, фишки, фломастеры.

Ход занятия

- Как называется город, в котором мы с вами живем? (Воронеж)

- Как называется улица, на которой расположен наш детский сад? (улица Домостроителей)

- Найдите среди фотографий улицу Домостроителей.

- Как вы догадались, что это улица Домостроителей? (на фотографии изображен наш детский сад)

- Кто может объяснить, почему эту улицу так назвали?

- Как называется главная улица нашего города? (проспект Революции)

- Как называлась эта улица раньше? (Большая Дворянская)

- Найдите среди фотографий улицу проспект Революции или Большую Дворянскую.

- Как вы догадались, что эта улица проспект Революции? (на фотографии изображен кукольный театр. Кукольный театр расположен на проспекте Революции).

- Что изображено на этих фотографиях? (лес)

- Ребята, мы с вами очень хорошо знаем наш город. Мы его рассматривали по фотографиям, мы с вами путешествовали на автотранспорте по улицам города. Мы даже конструировали макет нашего района.

- Давайте посмотрим еще раз на этот макет.

- Как мы на него смотрим, сверху вниз или снизу вверх? (сверху вниз)

- Почему, вы решили, что смотрите на макет сверху вниз? (потому что мы выше стола, на котором стоит макет)

- Если мы смотрим на предметы сверху вниз, предметы какими становятся по величине? (маленькие)

- А если мы поднимемся в небо на самолете и посмотрим на наш район, какими предметы станут по величине? (очень маленькие) Очень давно люди поднялись высоко в небо, увидели нашу Землю с высоты (сверху вниз) и решили зарисовать все, что увидели на большом листе бумаги. И назвали этот лист картой.

Воспитатель предлагает детям на листе бумаги расположить все объекты района: школу, детский сад, администрацию Советского района, дороги, остановку, дома с помощью геометрических фигур и обвести все фигуры фломастерами. После этого воспитатель с помощью детей наносит на объекты обозначения: А — администрация района, Ш - школа, Д - детский сад, О - остановка и т.д.

Выставляется карта Воронежской области.

- Как вы думаете, что это? (карта)

- Давайте рассмотрим эту карту.

- Что вы видите на карте? (ответы детей обсуждаются)

- Как вы думаете, что это за черные тонкие ниточки по всей карте? (это рельсы для поезда)

- Черные тонкие ниточки - это дороги, по которым проложены рельсы для поездов. Эти черные ниточки-дороги подходят к круглым черным точкам. Черные точки разные по величине: маленькие и вот одна большая.

- Как вы думаете, что могут обозначать круглые черные точки на карте? (города)

- Вот черная тонкая ниточка подошла к маленькой черной точке. Значит, это город. Если черная точка маленькая, то какой впереди город, большой или маленький?

- Тянется черная тонкая ниточка дальше, и вот подошла она к большой черной точке на карте.

- Как вы думаете, какой по величине впереди город? (впереди большой город)

- Этот город нам знаком. В его названии есть слова ворон и еж.

- Догадались, как называется этот город? (Воронеж).

— Все черные ниточки-дороги обязательно ведут к городам. Поэтому мы с вами можем поехать в любой город к своим родным и знакомым.

Воспитатель предлагает детям поочередно взять фишку и проехать от Воронежа по железной дороге на карте до любого понравившегося города. Когда фишка оказывается в условленном месте, воспитатель читает название города. Дети во время поездки объясняют направление движения поезда:

— Мой поезд выехал из города Воронежа и поехал направо. Теперь он едет прямо по железной дороге. Теперь он едет по мосту через реку и подъезжает к городу . (воспитатель читает название города - Борисоглебску). И т.д.

— Ребята, обратите внимание, на карте есть и другие тонкие ниточки. Только они совсем не черного цвета.

— Какого цвета эти тонкие ниточки? (голубого, синего)

— Давайте посмотрим, куда ведут эти голубые ниточки? (они ведут к голубым кружкам)

— Что вам напоминают эти круглые голубые кружки? (озеро, море, воду)

— Ну, если голубые круги на карте озера и моря, то что тогда обозначают эти длинные тонкие голубые ленточки? (реки)

— Обратите внимание на цвет самой карты. Какой цвет у этой карты? (есть зеленый цвет, есть желтый)

— Что нам напоминает зеленый цвет карты? (травку, листочки)

— Если мы будем смотреть на наш город сверху вниз и увидим очень много зеленого цвета, как вы думаете, о чем мы можем догадаться? (о том, что внизу лес и много деревьев)

— Что нам напоминает желтый цвет? (солнышко, песок)

— А если мы будем смотреть на наш город сверху вниз и увидим много желтого цвета, как вы думаете, о чем мы можем догадаться? (внизу много песка, мало деревьев)

— Карта нам может очень много рассказать. Посмотрите, на карте есть еще и черные прерывистые черточки. Давайте очень внимательно проследим, как они располагаются. Воспитатель обводит указкой по границе Воронежской области.

— Эта черная прерывистая линия показывает нам, что здесь граница нашей области.

— Как вы понимаете слово граница? Что оно обозначает? (ответы детей обсуждаются)

- Область включает в себя разные города. Один из них - главный город. По территории области протекают реки и проходят автомобильные дороги, железные дороги. Область, как правило, имеет название созвучное названию главного города.

- Есть город Москва. Этот город расположен в Московской области.

- Как называется наш главный город? (Воронеж)

- Кто догадался, как называется наша область? (Воронежская)

- Внимательно подумайте и ответьте на вопросы:

- Как называется главный город в Курской области? (Курск)

- Как называется главный город в Липецкой области? (Липецк)

- Как называется главный город в Тамбовской области? (Тамбов) и т.д.

- Как будет называться область с главным городом Рязань? (Рязанская область)

- Как будет называться область с главным городом Волгоград? (Волгоградская область) и т.д.

- У нашей области есть еще очень интересное название. Оно связано с двумя знакомыми нам словами: черная земля.

- Как вы думаете, почему земля в нашей области очень черная? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в нашей земле мало глины и песка, она очень плодородная)

- Действительно, наша земля очень плодородная, она богата разными питательными веществами. В такой земле хорошо произрастают различные семена.

- Семена каких растений выращивают на наших полях? (пшеницы, овса, подсолнечника, гречихи и т.д.)

- Наша плодородная земля славится не только в нашей стране.

- Как называется наша страна? (Россия)

- Но и далеко за ее пределами можно услышать о Воронежском крае, Черноземном крае.

В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть фотографии Воронежской области.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Воспитание доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам.

Расширение первоначальных представлений о себе как о представителе мира людей. Обучение детей умению понимать, что люди и схожи, и отличаются друг от друга (внешностью, привычками, испытывают разные чувства, разное настроение). Для жизни человеку необходимы условия - вода, свет, тепло, пища, движения и отдых, уход и любовь. Люди испытывают одинаковые чувства: радость, боль, огорчение.

Педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающие, информационно –коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ресурсное обеспечение:

Этапы организованной деятельности:

Организационный момент

Психологический настрой на работу. Ребята! А вы хорошо себя знаете? Давайте проверим и сыграем в игру.

Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание.

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

Пусть улыбнуться все, те, кто умеет помогать детям и взрослым.

Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

Сегодня мы поговорим о человеке и узнаем много интересного.

Основная часть

Рассмотреть куклу и сравнить ее с детьми.

- Скажите, мы похожи с куклой?

- Что у нас с ней общего?

- Ребята, а можно нас назвать куклами?

- А куклу человеком?

- Скажите, чем отличается человек от куклы?

- Когда мы хотим что-то друг другу сказать, мы произносим с вами что?

- Для чего предназначены наши руки и ноги?

- Сравните свое тело и тело куклы, чем оно отличается?

- Ребята, а как вы думаете, может ли наша кукла что-нибудь чувствовать как человек?

- Сейчас вы все закроете свои глазки, и я подойду к каждому из вас. После чего вы откроете свои глаза и скажете, что вы чувствовали, и что я сделала, подойдя к каждому из вас.

- Ребята, что я сейчас сделала, подойдя к каждому из вас?

- А сейчас я подойду еще раз к каждому из вас и буду до вас дотрагиваться.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, когда вам было приятно, когда я подходила в первый раз или во второй раз?

- А теперь давайте проведем такой же опыт с куклой.

- Спросите куклу, когда её было приятно.

- Как вы думаете, почему кукла молчит и не отвечает на ваши вопросы?

- Ребята, кукла ничего не чувствует, потому что она – неживая, а просто игрушка, а мы с вами люди живые поэтому мы можем чувствовать, видеть и слышать. Мы с вами чувствуем и видим, как к нам относятся окружающие люди, как они нас называют.

- Сейчас я предлагаю вам карточки, на которых изображены люди в разном возрасте. Вы должны посоветовавшись друг с другом, выставить предложенные карточки так, чтобы была видна линия жизни человека.

- Молодцы, задание вы выполнили правильно, но в конце мне хочется поместить карточку белого цвета. Подумайте и скажите: что происходит с человеком, когда он прожил такую длинную жизнь?

- А может ли человек оставить свой след после себя, чтобы люди помнили его, любили и уважали.

- Ребята, чем человек добрее относится к окружающим, о нем дольше помнят люди.

- Скажите, а вы сразу стали такими большими или были когда-то маленькими?

- Ребята посмотрите друг на друга, кажется, что вы похожи друг на друга. У вас один возраст, вы ходите в один детский сад, в одну группу, вы надеваете красивые вещи. Но на самом деле вы все разные, вы не похожи друг на друга, в каждом из вас есть такие качества, за которые вас любят и уважают.

-Почему зверята не хотели играть с лисенком?

-Что чувствовал лисенок?

-Ребята, есть такие люди, у которых зрение плохое, ушки не слышат, ножки болят – у них слабое здоровье. У нас с вами много возможностей – и видеть, и слышать, и ходить, играть, что-то делать своими руками. А эти люди не имеют таких возможностей. Это люди с ограниченными возможностями. Как мы можем им помочь? Поможем перейти им дорогу, отнести сумку, коляску повезти. Мы к этим людям должны относиться с уважением, как и в нашей сказке.

Как можно пожалеть?

Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить.

Как вас жалеет мама?

Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

Что можно сделать?

Как будете себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?

Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будете жалеть одинаково?

Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно.

Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.

Делайте людям добро, и оно вернется к вам.

Итоговая часть

Давайте и мы с вами поиграем в игру. Я завяжу глаза одному ребенку. А второй взяв его за руку должен провести по маршруту. Игра проводится до тех пор, пока все дети не побудут в разных ролях.

Читайте также: