Мягкий вариант возврата культа личности сталина в период застоя именовался как

Обновлено: 04.07.2024

Л.И. Брежнев сделал немало шагов в процессе реабилитации И.В. Джугашвили (Сталина). Однако, он сделал бы куда больше, если бы не резкая негативная реакция общественности в ответ на эти действия.

Отношение к Джугашвили (Сталину) Брежнева

По словам Александра Бовина, Брежнев " относился к Сталину с уважением. Он симпатизировал Сталину и внутренне не мог принять его развенчание ". Леонид Ильич объяснял свою позицию: " Сталин очень много сделал и, в конце концов, под его руководством страна выиграла войну — ему ещё воздадут должное ". " Как ни удивительно , — вспоминала племянница генсека Любовь Брежнева, — дядя предугадал, что после смерти его будут так позорить. Он, я помню, сказал: "У народа нет памяти". И привёл пример Сталина". "Он (народ) быстро меня забудет, — заметил Леонид Ильич, — и даст себя обмануть, как будто в первый раз. За Сталина шли на смерть, а потом топтали его могилу ногами ".

Что сделал Брежнев:

При Хрущёве тело бывшего вождя вынесли из Мавзолея, памятники разрушили, изображения на зданиях и в метро - стёрли. Государственный гимн превратился в "песню без слов" (в нём упоминалось запретное имя). Оно исчезло с карты страны, из названий улиц, только в некоторых городах Грузии сохранились "улицы Джугашвили". Всю эту кампанию язвительно высмеял анекдот тех лет: "На надгробной плите Сталина выбили надпись: "Иосиф Джугашвили, участник Тифлисской демонстрации".

Зачем срубили памятники Сталину?
Они б напоминали о былом
могуществе, добытом и оставленном
серьёзным, уважаемым вождём.

В любое время и во время оно
стоять на мёртвом - боже упаси!
Покойника, по древнему закону,
не принято тревожить на Руси.

По мёртвому ходить не полагалось,
могилу разворачивать - грешно.
Такая нам история досталась -
России вечно что-то суждено.

И столько было у неё величеств!
Мне как-то дед сказал: - Помаракуй,
всё культ да культ.
Была такая личность -
и потому, наверно, был и культ.

И что вы там о нём ни говорите,
как ни судите горько, горячо,
оставил он шинель, потёртый китель
да валенки подшитые ещё.

Но он к тому ж оставил государство
с таким авторитетом на земле,
что, милый мой, тут некуда деваться -
себя представьте хоть на миг в Кремле.

И всё, что обозначил он устами,
под стать ему лишь было одному.
- Какой ты Сталин?
Я ещё не Сталин! -
говаривал он сыну своему.

И на священной каменной трибуне
в седой мороз седьмого ноября
он верил в тех, что верили в июне,
спокойно о победе говоря.

Какая ж клокотала в нём природа
и как он исполински понимал,
когда здоровье русского народа
он высоко над миром поднимал!

Неужто так же сумрачно и тихо
он убивал на русском языке,
какую правду он унёс, владыка,
в своём рябом, оббитом кулаке?

Она первична, правда, а не слава,
она за ним стояла у руля,
её не свалишь краном с пьедестала
и не зароешь даже у Кремля.

Мы знали правду, дети перелома,
мы, дети безотцовщины, войны,
в кирпичных городах и на соломе
его улыбкой были спасены.

Быть может, мы любили безответно -
к такой любви не прикоснётся тлен.
Мы Сталина любили беззаветно,
какую веру дали нам взамен?

Уже нам просто верить надоело,
уже нам подоспело всё узнать.
Не наше дело - это наше дело,
как будто маму обижают, мать.

И правда, перечёркнутая кровью
отцовских непридуманных времён,
то наша правда, кровная, сыновья, -
мы были б хуже, если бы не он.

На наши плечи падает Россия,
на молодость надеется сейчас,
так думайте ж, ребята непростые, -
теперь никто не думает за нас.

Да будет шаг наш точным и могучим!
И это вера, а не просто крик.
За это гибли лучшие из лучших,
и гибли от врагов и от своих.

А кто ходил по Мавзолею Ленина
и получал особые пайки?
Но, если спросят наше поколение:
- А были ль вообще большевики?

Как все, я грыз макуху с аппетитом,
и счастлив был,
и гордый был, как все.
Я сын его. И я необъективен.
Ведь это ж не о ком-то -
об отце.
1959-1965.

Когда-нибудь, я знаю, это будет,
и руки у кого-нибудь дойдут,
и выстроят такое зданье люди,
не выстроят, верней, а возведут.
В нем будет так: все имена Героев
и полной Славы кавалеры все
сойдут на мрамор, золотые, строем
в непозабытой воинской красе.
Там будут сотни, тысячи портретов!
Комдивы Севастополя, Дуги —
над картою, с биноклем, у лафетов,
папахи, полушубки, сапоги.
Пусть этот блеск червонится парадом,
но правды не убавит этот блеск:
там Сталинград зовется Сталинградом,
герои там и Тула, и Смоленск.
Пусть, кто войдет, почувствует зависимость
от Родины, от русского всего.
Там посредине — наш Генералиссимус
и маршалы великие его.
Советские Ермоловы, Тучковы —
никто там не останется в тени.
В молчании, спокойны и суровы,
к потомству будут вопрошать они.

Письмо 25 деятелей науки, литературы и искусства

Письмо 13 деятелей науки, литературы и искусства

  1. П. Ф. Здродовский — микробиолог и иммунолог, действительный член АМН СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий, Герой Социалистического Труда
  2. В. М. Жданов — учёный-вирусолог, эпидемиолог и организатор здравоохранения, действительный член АМН СССР
  3. П. М. Никифоров — старый большевик-историк, член партии с 1904 года
  4. С. С. Смирнов — писатель, лауреат Ленинской премии
  5. И. Г. Эренбург — писатель, трижды лауреат Сталинской премии
  6. И. В. Ильинский — народный артист СССР, трижды лауреат Сталинской премии
  7. В. Д. Дудинцев — писатель
  8. А. Н. Колмогоров — математик, академик АН СССР, лауреат Сталинской премии
  9. Б. Л. Астауров — биолог, член-корреспондент АН СССР
  10. А. И. Алиханов — физик, академик АН СССР, трижды лауреат Сталинской премии
  11. И. Л. Кнунянц — химик, академик АН СССР, трижды лауреат Сталинской премии
  12. Г. Н. Чухрай — кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Ленинской премии
  13. В. И. Мурадели — композитор, дважды лауреат Сталинской премии

Реакция на письма: Бовин: " Вызывает. Сидит хмурый, явно расстроенный. Теребит в руках бумагу:
— Читайте.
Читаем. Текст приблизительно такой: как только посмели эти негодяи даже подумать о реабилитации заклятых врагов партии и советского государства. Таких ревизионистов не только нужно немедленно гнать из ЦК, но и вообще из партии. И подписи важных официальных академиков".
— Доигрались, — невесело пошутил Леонид Ильич, — скоро вас реабилитировать придётся ".

Культ личности И.В.Сталина — чуждое принципам марксизма-ленинизма [источник?] искусственное [источник?] преувеличение и возвеличивание роли личности И. В. Сталина. Практика культа личности Сталина в СССР привела к грубейшим нарушениям норм партийной и общественной жизни, социалистической законности [источник?] .

Содержание

Марксизм и культ личности

Выдающиеся личности играют важную роль в исторических событиях как руководители, организаторы и вдохновители борьбы масс и классов, но решающая роль в истории принадлежит народным массам. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, опасаясь возможности проникновения в революционное движение культа личности, как одного из самых отвратительных пережитков прошлого, решительно вели борьбу против всех его проявлений [источник?] . В 1877 году Маркс писал:

В.И.Ленин, будучи общепризнанным вождем Коммунистической партии и народа, с исключительной неприязнью встречал любую демонстрацию почитания его личности. Подчеркивая решающую роль народных масс в историческом творчестве, Ленин говорил:

Ленинские методы, ленинский стиль партийной и государственной деятельности безусловно исключали идеологию и практику культа личности. В партии при Ленине не было единоличного командования, слепого преклонения перед авторитетом, не говоря уже о преследовании тех, кто открыто полемизировал с Лениным. Ленин учил, что руководство правящей политической партии и построение социализма могут быть успешный только при условии, если партия не отрывается от трудящихся масс, не командует ими, а учится у масс и направляет их действия, строго учитывая объективные и субъективные условия. Ленин всегда придавал огромное значение вопросу о личных качествах руководящих деятелей партии. Еще в 1903 он писал:

Возникновение культа личности И.В.Сталина

Причины возникновения культа личности Сталина

Проявления культа личности

Сталин стал нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипартийной демократии в виде подмены выборности в партийные органы кооптацией и т. д. Даже в тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, в первые 6 лет после Октября (1918—23), при Ленине состоялось 6 общепартийных съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924—33) состоялось 4 партийных съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами. Но за последующие 20 лет (1934—53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК.

Последствия культа личности

Культ личности Сталина способствовал распространению в партийном строительстве и хозяйственной работе порочных методов, голого администрирования, нарушений внутрипартийной демократии. В планировании и управлении народным хозяйством порождались волюнтаризм и субъективизм, пренебрежение экономическими законами и стимулами развития производства, серьезно нарушался социалистический принцип оплаты по труду. Обстановка культа личности Сталина нанесла вред общественным наукам, в том числе философским и историческим, и в особенности — изучению истории партии, что тормозило творческое развитие марксизма-ленинизма, ослабляло влияние науки на развитие общества.

Преодоление

Внутри ЦК партии имелись деятели, которые правильно понимали назревшие потребности в области внутренней и внешней политики и противодействовали отрицательным явлениям, связанным c культом личности Сталина. Однако в условиях, когда Сталин имел громадный авторитет в партии и в народе, открытое выступление против него не было бы тогда понято и не получило бы поддержки.

Нельзя не учитывать и того, что многие факты и неправильные действия Сталина, особенно в области нарушения сов законности, стали известны уже после его смерти.

В 1956 году XX съезд КПСС совершил исторический поворот в развитии партии и страны, всего коммунистического движения, положив начало восстановлению ленинских норм партийной и государственной жизни. Были осуществлены кардинальные мероприятия по восстановлению и дальнейшему развитию социалистической демократии, ленинских принципов государственной, партийной жизни и хозяйственного строительства, строгому соблюдению социалистической законности.

ЦК КПСС, открыто разоблачив тяжелые последствия культа личности Сталина, обезвредив политического авантюриста Берия [12] , отбросив группу приверженцев культа личности и его методов — Молотова, Кагановича, Маленкова, вскрыл и решительно ликвидировал грубейшие нарушения социалистической законности. Партия отдавала себе отчет в том, что выявленные ошибки и извращения, раскрытие злоупотреблений властью могут вызвать в партийных рядах и в народе чувство горечи и глубокого сожаления, создадут временные трудности для КПСС и братских марксистско-ленинских партий. Но партия смело пошла навстречу трудностям, она честно и откровенно сказала народу всю правду, глубоко веря, что ее линия будет правильно понята. ЦК КПСС, XX и XXII съезды сказали партии и народу правду о Сталине, опираясь на ленинское указание:

Хрущевская оттепель внесла изменения во все сферы жизни общества: социальную, культурную, политическую. В этот период велась борьба с культом личности Сталина, открыто осуждались репрессии, закрыли ГУлаг, выпустили всех политических заключенных на свободу.

Хрущевская оттепель ослабила тоталитарный режим Сталинской эпохи. Наконец-то появилась свобода слова.

Данный период хоть и характеризуется заметной демократизацией общества, был непростым для жителей страны. В эти годы общество претерпело много изменений в политической и культурной сфере. После сталинских репрессий и тотального тоталитаризма страна училась заново жить.

Полет Гагарина

Кратко о самых главных событиях хрущевской эпохи:

Республикам Советского Союза предоставили больше прав.

Падение культа личности Иосифа Сталина.

Реабилитация политических заключенных и их родственников.

Выдача паспортов деревенским жителям.

Набирает скорость градостроительство.

Первый полет человека в космос был совершен советским человеком Юрием Гагариным.

Повысился уровень доходов населения и общий уровень социальной жизни.

Сокращение штата высших органов взамен на создание новых общественных организаций.

Быстрое развитие промышленности.

Принятие закона о пятидневной рабочей неделе.

Разоблачение культа личности Сталина

За короткий 10-летний период государство осуществило множество реформ и преобразований в политике, культуре и экономике. Самым важным событием хрущевской оттепели до сих пор считается разоблачение преступной внутренней политики Сталина против своего народа, падение тоталитаризма.

По большей степени сейчас данный этап развития страны характеризуется изменениями в искусстве и литературе СССР.

Есенин Цветаева Ахматова

Сразу после смерти Сталина, после тридцати лет затишья, стали публиковать стихи Сергея Есенина. До этого он был под запретом, и после смерти поэта в 1925 г. ни одно произведение так и не вышло в советской печати.

Всемирный фестиваль молодежи

В 1957 г. состоялось одно из знаковых событий хрущевской оттепели - Международный фестиваль молодежи и студентов. На него были приглашены гости из зарубежных стран. Событие считается первой предпосылкой падения железного занавеса.

Появившаяся свобода слова в печати поспособствовала появлению новых общественных и культурных организаций. В это время появляются новые поэты, в последующем имевшие заметное значение в культуре России: Булат Окуджава, Всеволод Рождественский, Владимир Высоцкий и др.

Доктор Живаго

В 1957 г. роман издали за рубежом, в 1958 году автор получил за него Нобелевскую премию по литературе. Однако на родине его затравили, исключили из союза писателей, запретили упоминания о нем во всех печатях. Травля продолжалась до 1960 г., до самой смерти Пастернака.

Оттепель во внешней политике

В 1962 г. Советский Союз разместил на Кубе несколько своих ракет, в ответ на действия внешней политики НАТО на Балканском полуострове.

На 2-ом съезде КПСС было провозглашено о необходимости мира в мире, остальные державы поддержали данный вопрос. В 1963 г. Советский Союз, Великобритания и США подписали мирное соглашение.

Содержание договора говорило о запрете испытательных действий ядерного оружия в космосе, под водой и атмосфере. Это стало своеобразным примером, которому последовали более ста стран мира.

После правления Сталина и его смерти к власти пришел Никита Хрущев.

Строительство при Хрущеве

Сразу же потребовалось принятие новых реформ:

Демократизация внутренней политики государства. От своих прежних постов были отстранены и осуждены приспешники Иосифа Сталина.

Падение сталинского культа личности, разоблачение его преступлений против советского народа.

Уничтожение ГУЛАГа, выход политзаключенных на свободу. Снятие с них всех обвинений.

Реформа в судебной и политической системах. Больше прав и свобод было предоставлено гражданам и республикам в отдельности.

Экономическая реформа, в результате которой повысился уровень социальной обеспеченности, зарплат. Поддерживалась аграрная реформа, уменьшались налоги.

Реформы в науке и технике помогли развитию промышленности.

Градостроительная реформа, в ходе которой были построены новые многоэтажные дома, создавались новые города с развитой инфраструктурой. Увеличилось число рабочих мест и зарплаты.

Реформы в образовании. В 1958 г. был принят закон об обязательном восьмилетнем образовании. Открылось более 50 новых вузов по всей стране, которые после своего первого выпуска подготовили больше 2 млн. квалифицированных специалистов.

Образование при Хрущеве

Реформы хрущевской эпохи дали каждому гражданину возможность внести свой вклад в развитие общества. Это время было первой попыткой реформации общества СССР. Не все задачи удалось осуществить в политической и социальной сфере. Однако старт был дан.

Итоги

Несмотря на открытую политику против сталинизма, Хрущев не решался искоренить тоталитаризм полностью. В стране, как и раньше, господствовала единственная коммунистическая партия. Несмотря на заметные улучшения в экономической сфере, политика хрущевского периода носила поверхностный характер.

Власть не готова была полностью отказаться от пережитков прошлой политической системы. Это сыграло отрицательную роль и отразилось на самом Хрущеве, против которого в 1964 г. назрел заговор, и в результате ему пришлось подать в отставку.



Книга Петра Васильева рассматривает отображение борьбы с культом личности Иосифа Сталина в документах и публикациях в период с 1956 по 1979 гг. Приводятся как документы, дающие отрицательную оценку Сталина, так и документы, в которых даётся положительная оценка. Важное место в работе занимают статьи Мао Цзэдуна, опубликованные в китайских СМИ, а также письмо В. М. Молотова в ЦК КПСС – наиболее серьёзные попытки ревизовать оценки XX съезда КПСС в отношении культа личности Сталина.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Демонтаж культа личности И. В. Сталина в отображении документов и прессы (1956—1979) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Составитель Пётр Васильев

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Иосиф Виссарионович Сталин (18.12.1878 (как было установлено в 1990 году) / 21.12.1879 (официальная дата рождения) — 05.03.1953) — крайне спорная, но, безусловно, яркая историческая фигура, оказавшая огромное влияние на судьбу всего мира. Соратник В. И. Ленина, он унаследовал и отстоял во внутрипартийной борьбе с Г. Е. Зиновьевым, Л. Д. Троцким и Н. И. Бухариным его программу построения социализма в отдельно взятой стране, практически доказав её осуществимость. Возглавляя Союз Советских Социалистических Республик с 1924 (де-факто — с 1929) года до самой смерти, Сталин был инициатором радикальных реформ, позволивших в кратчайшие сроки создать мощный промышленный потенциал, резко повысить обороноспособность страны и создать динамично развивающуюся экономику, позволившую одержать победу над фашизмом в Великой Отечественной войне и восстановить страшные разрушения. Не вызывает сомнений, что достигнуты эти успехи были ценой большого труда и больших потерь, но это не умаляет их величия.

И. В. Сталин пользовался — как мы теперь знаем, не без основания на то — поддержкой значительного количества людей, что, вкупе с бесспорными достижениями его правления, привело к формированию культа его личности. Памятники Вождю, его портреты на предприятиях и стенах домов, песни и кантаты в его честь, миллионные тиражи книг его и о нём — всё это было одной из отличительных черт жизни в СССР 30-50-х годов.

8 января 1937 года состоялась беседа И. В. Сталина с известным немецким писателем Леоном Фейхтвангером, который находился с визитом в СССР. В ходе этой беседы была затронута и тема культа личности:

Фейхтвангер. Я здесь всего 4—5 недель. Одно из первых впечатлений: некоторые формы выражения уважения и любви к вам кажутся мне преувеличенными и безвкусными. Вы производите впечатление человека простого и скромного. Не являются ли эти формы для вас излишним бременем?

Сталин. Я с вами целиком согласен. Неприятно, когда преувеличивают до гиперболических размеров. В экстаз приходят люди из-за пустяков. Из сотен приветствий я отвечаю только на 1—2, не разрешаю большинство их печатать, совсем не разрешаю печатать слишком восторженные приветствия, как только узнаю о них. В девяти десятых этих приветствий — действительно полная безвкусица. И мне они доставляют неприятные переживания.

Я хотел бы не оправдать — оправдать нельзя, а по-человечески объяснить, — откуда такой безудержный, доходящий до приторности восторг вокруг моей персоны. Видимо, у нас в стране удалось разрешить большую задачу, за которую поколения людей бились целые века — бабувисты, гебертисты, всякие секты французских, английских, германских революционеров. Видимо, разрешение этой задачи (её лелеяли рабочие и крестьянские массы): освобождение от эксплуатации вызывает огромнейший восторг. Слишком люди рады, что удалось освободиться от эксплуатации. Буквально не знают, куда девать свою радость.

Очень большое дело — освобождение от эксплуатации, и массы это празднуют по-своему. Всё это приписывают мне, — это, конечно, неверно, что может сделать один человек? Во мне они видят собирательное понятие и разводят вокруг меня костёр восторгов телячьих.

Фейхтвангер. Как человек, сочувствующий СССР, я вижу и чувствую, что чувства любви и уважения к вам совершенно искренни и элементарны. Именно потому, что вас так любят и уважают, не можете ли вы прекратить своим словом эти формы проявления восторга, которые смущают некоторых ваших друзей за границей?

Сталин. Я пытался несколько раз это сделать. Но ничего не получается. Говоришь им — нехорошо, не годится это. Люди думают, что это я говорю из ложной скромности.

Хотели по поводу моего 55-летия поднять празднование. Я провёл через ЦК ВКП (б) запрещение этого. Стали поступать жалобы, что я мешаю им праздновать, выразить свои чувства, что дело не во мне. Другие говорили, что я ломаюсь. Как воспретить эти проявления восторгов? Силой нельзя. Есть свобода выражения мнений. Можно просить по-дружески.

Это проявление известной некультурности. Со временем это надоест. Трудно помешать выражать свою радость. Жалко принимать строгие меры против рабочих и крестьян.

Очень уже велики победы. Раньше помещик и капиталист был демиургом, рабочих и крестьян не считали за людей. Теперь кабала с трудящихся снята. Огромная победа! Помещики и капиталисты изгнаны, рабочие и крестьяне — хозяева жизни. Приходят в телячий восторг.

Народ у нас ещё отстаёт по части общей культурности, поэтому выражение восторга получается такое. Законом, запретом нельзя тут что-либо сделать. Можно попасть в смешное положение. А то, что некоторых людей за границей это огорчает, тут ничего не поделаешь. Культура сразу не достигается. Мы много в этой области делаем: построили, например, за одни только 1935 и 1936 годы в городах свыше двух тыс. новых школ. Всеми мерами стараемся поднять культурность, Но результаты скажутся через 5—6 лет. Культурный подъём идёт медленно. Восторги растут бурно и некрасиво.

Фейхтвангер. Я говорю не о чувстве любви и уважения со стороны рабочих и крестьянских масс, а о других случаях. Выставляемые в разных местах ваши бюсты — некрасивы, плохо сделаны. На выставке планировки Москвы, где всё равно прежде всего думаешь о вас, — к чему там плохой бюст? На выставке Рембрандта, развёрнутой с большим вкусом, к чему там плохой бюст?

(РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.5088. Л.84—85. Цит. по: Максименков Л. Культ. Заметки о словах-символах… С.28).

Редакторская правка сопровождалась комментарием:

(РГАСПИ. Ф.558. Оп.1. Д.5088. Л.118об. Цит. по: Максименков Л. Культ. Заметки о словах-символах… С.28).

В 1936 году выходит в свет биографический очерк о жизни Серго Орджоникидзе, составленный М. Д. Орахелашвили. Сталин прочитал эту книгу и на ее страницах оставил много пометок:

В другом месте шла речь о VI съезде РСДРП (лето 1917 года), о том, как Ленин, скрываясь в Разливе,

А вот письмо Сталина в Детиздат при ЦК ВЛКСМ от 16 февраля 1938 года:

(Поспелов П. Н. Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза // Вопросы истории. 1953. №11. С.21)

Таким образом, И. В. Сталин не просто знал о существовании культа личности, но и полностью его не принимал и пытался с ним бороться. Однако успехов в этой борьбе он не достиг.

Как теперь известно, первоначальный проект доклада составляла комиссия во главе с П. Н. Поспеловым и Д. Т. Шепиловым. Он не был радикально настроенным и делал акцент на нарушения социалистической законности, в основном допущенные в бытность руководителем НКВД СССР Николая Ивановича Ежова. Тот был обвинён в необоснованных репрессиях и в 1940 году расстрелян, что снимало проблему и не отбрасывало тени на руководство страны — оно назначило Ежова, оно же его и покарало. Не стоит забывать, что в ходе репрессий пострадали не только невинные люди, но и настоящие преступники — те же уголовники, например.

Однако Хрущёва это не устраивало. Ему удалось добиться предварительного согласия членов Президиума ЦК КПСС на то, что доклад будет зачитан в ходе XX съезда на закрытом заседании, после чего он лично переработал проект, в корне изменив все акценты и сделав основной упор на то, что за всеми провалами и ошибками стоит лично Сталин. 25 февраля 1956 года этот доклад был зачитан перед затихшими от ужаса делегатами съезда.

После зачитывания доклада, Хрущёв предложил не открывать прений по нему и принять постановление, которое осуждало культ личности.

Доклад сразу же засекретили и разослали на места для проведения закрытых партсобраний, где с ним должны были ознакомить партийный и комсомольский актив. На таких собраниях текст зачитывался один раз, делать какие-либо записи не разрешалось, прения по докладу не открывались. Восприятие на слух информации при отсутствии перед глазами печатного текста серьёзно мешало объективному и критичному осмыслению услышанного. Известны случаи самоубийств после собраний.

Решения XX съезда КПСС были восприняты далеко неоднозначно. Желаемого отклика удалось добиться, преимущественно, в городах среди интеллигенции, молодёжи и тех, кто пострадал от репрессий. Основная масса партактива доклад приняла, но выражала сомнения — если преступления Сталина действительно были такими серьёзными, то почему об этом так долго молчали? Иные говорили, что эту тему и вовсе поднимать не стоило, т. к. Сталин три года как умер, а его критика существенно подрывает авторитет СССР в мире.

В мировом коммунистическом движении безоговорочное принятие решений XX съезда по вопросу культа личности выразило только руководство Союза коммунистов Югославии. Резко негативно отреагировали ЦК Коммунистической партии Китая и Албанской партии труда. Своё неодобрение высказали руководство Румынской рабочей партии, Венгерской партии трудящихся и Трудовой партии Кореи. Социал-демократическое движение, вопреки ожиданиям Хрущёва, восприняло съездовские откровения спокойно, а до того дружественная СССР Итальянская социалистическая партия начала сворачивать сотрудничество с КПСС. Позиции правящих коммунистических партий Восточной Европы были поколеблены, что вскоре привело к массовым беспорядкам в Польше и вооруженному мятежу в Венгрии.

После отставки Хрущёва в октябре 1964 года у многих людей была уверенность, что новое руководство страны во главе с Л. И. Брежневым пересмотрит хрущёвские оценки. Выступление Брежнева на торжественном собрании, посвященном 20-ти летию Победы в Великой Отечественной войне, в ходе которого имя Сталина было впервые за десятилетие произнесено без негативного оттенка, подкрепляло эту уверенность.

В данной работе приводятся документы и статьи, дающие официальные оценки деятельности И. В. Сталина в период с 1956 по 1979 год, то есть во время первой волны десталинизации и брежневского периода, а также иные документы этого периода, в которых данные оценки подвергаются ревизии. Все приведённые документы сверены с первоисточниками. В тех случаях, когда была возможность, проверка проводилась по первым изданиям.

Читайте также: