Мса 550 связанные стороны устанавливает что аудитор обязан в ходе аудита изучить

Обновлено: 16.05.2024

Наличие в законодательстве различных трактовок в отношении участников группы лиц предполагает их объединение для целей бухгалтерского учета и аудита в единое понятие "связанные стороны". В статье рассмотрены теоретические и методические подходы к аудиту операций со связанными сторонами, предложена последовательность аудита и показана необходимость дальнейшего совершенствования методики аудита операций со связанными сторонами в интересах всех пользователей такой информации с учетом действующей нормативной базы.

Введение

Взаимоотношения между связанными сторонами и взаимозависимыми лицами - привычное явление в деятельности предприятий, входящих в группу компаний. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, нередко оптимизируют бизнес-процессы и налогообложение путем осуществления части своей деятельности через "дочерние" и "внучатые" предприятия или совместную деятельность.

Интерес к информации о связанных сторонах проявляют различные внутренние и внешние пользователи, в числе последних - налоговые органы, банки, инвесторы. Отношения между взаимозависимыми и связанными сторонами могут влиять на финансовые результаты и финансовое состояние предприятия. В связи с этим у пользователей возникает необходимость в получении достоверной информации о характере взаимоотношений и видах операций с взаимозависимыми и связанными сторонами, входящими в ту или иную группу.

Возрастающая в современных условиях роль профессионального суждения бухгалтера и существующие требования к раскрытию информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности делают раскрытие данной информации субъективной. Соответственно, при данных обстоятельствах будет иметь большое значение мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе в части раскрытия информации о связанных сторонах.

Минфин России в своих ежегодных Рекомендациях аудиторским организациям советовал последним при проверке правильности раскрытия информации о связанных сторонах обратить внимание на сведения, указываемые в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Ясность и полнота раскрытия информации помогут заинтересованным пользователям отчетности понять характер отношений со связанными сторонами. В противном случае такая информация может быть признана неполной, что дает основание аудитору соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение не в пользу проверяемого предприятия.

В связи с этим возникает необходимость разработки каждой аудиторской организацией внутрифирменного стандарта (методики) аудита фактов хозяйственной жизни и операций со связанными сторонами.

Цели, задачи, нормативная база, источники информации операций со связанными сторонами

В соответствии с ПБУ 11/2008 под связанными сторонами понимаются юридические и физические лица, которые способны оказывать влияние на деятельность отчитывающейся (составляющей бухгалтерскую отчетность) организации или на деятельность которых способна оказывать влияние отчитывающаяся (составляющая бухгалтерскую отчетность) организация [1].

Цель аудита операций со связанными сторонами заключается в выражении мнения о достоверности и полноте отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о всех существенных фактах хозяйственной жизни связанных сторон.

Основные задачи аудита операций со связанными сторонами:

  • выявление связанных сторон аудируемого лица;
  • проверка полноты раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • выявление и раскрытие существенного влияния операций между аудируемым лицом и связанной стороной на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица;
  • подтверждение достоверности раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Изучая и анализируя отраженные операции аудируемого лица со связанными сторонами, которые могут существенно повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор должен убедиться, что:

  • операции со связанными сторонами, имеющие существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, санкционированы и отражены в бухгалтерском учете и отчетности надлежащим образом;
  • по результатам аудита будут выявлены и проанализированы неотраженные операции со связанными сторонами, которые могут иметь существенное значение с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Нормативная база аудиторской проверки операций со связанными сторонами наряду с нормативной базой бухгалтерского и аудиторского законодательства включает нормы антимонопольного, гражданского и налогового законодательства и представлена в табл. 1.

Нормативная база проверки операций со связанными сторонами

Нормативный правовой акт

Нормы, применяемые при аудите

Антимонопольное законодательство

В ст. 4 Закона даны определение аффилированных лиц, а также перечень лиц, которые являются аффилированными по отношению к юридическому лицу и физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

В ст. 9 Закона приводится определение группы лиц, а также перечисляются признаки, которым должна соответствовать совокупность физических и (или) юридических лиц, чтобы считаться группой

Налоговое законодательство

В ст. 20 НК РФ дается определение взаимозависимых лиц для целей налогообложения, а также приводится перечень лиц, которых стоит относить к взаимозависимым (до 1 января 2012 г.).

В гл. 14.1 НК РФ определяется порядок признания лиц, участвующих в сделке, взаимозависимыми для целей налогообложения (после 1 января 2012 г.)

Гражданское законодательство

В ст. ст. 105, 106 и 114 ГК РФ предусмотрены основные формы зависимости между хозяйственными обществами

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"

Статья 93 Закона обязывает акционерные общества вести учет его аффилированных лиц, а ст. 89 Закона обязывает общества хранить их списки

Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

Статья 22 Закона упоминает понятие "аффилированные лица", определяя случаи, когда руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении предприятием сделки

Прочее законодательство

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

В ст. 3 Закона представлено определение "бенефициарный владелец" - это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента

Прочие нормативные документы

ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах"

Документом раскрываются порядок отнесения организаций к связанным сторонам, список возможных операций между ними, а также порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности

ФПСАД N 9 "Связанные стороны"

Стандарт устанавливает единые требования к обязанностям аудитора и аудиторским процедурам в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся связанными сторонами аудируемого лица, и хозяйственных операций аудируемого лица с ними

МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах"

Стандартом определено, что стороны считаются связанными, если при принятии финансовых и оперативных решений одна сторона может контролировать другую или оказывать на нее значительное влияние

МСА 550 "Связанные стороны"

Стандартом предусмотрено, что под операциями между связанными сторонами подразумевают передачу ресурсов или обязательств между связанными сторонами вне зависимости от того, взимается ли за такую передачу плата

Источниками информации для проверки операций со связанными сторонами могут быть:

  • устав предприятия, позволяющий получить информацию о принадлежности аудируемого лица к группе лиц и определить их уровни и степень зависимости;
  • приказ об учетной политике, раскрывающей единые организационные и методические подходы к ведению учета и составлению отчетности;
  • пояснения к бухгалтерской отчетности, позволяющие протестировать правильность раскрытия информации в соответствии с требованиями ПБУ 11/2008;
  • инструкции, которые описывают организационную структуру "группы" и определяют место аудируемого лица в составе "группы";
  • внутренние и внешние формы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • бухгалтерские и налоговые регистры, раскрывающие учетные аспекты всех фактов хозяйственной жизни и операций со связанными сторонами;
  • письменные и устные разъяснения руководства аудируемого лица;
  • публичная информация и иные знания аудитора о бизнесе аудируемого лица, включая сведения об отраслевых, правовых и других внешних факторах, влияющих на деятельность аудируемого лица.

Последовательность аудита операций со связанными сторонами

Традиционно последовательность аудита включает:

На каждой стадии аудита оформляется рабочая документация, где должна быть зафиксирована наиболее существенная и важная информация, а также доказательства того, что при проведении аудиторской проверки соблюдены внешние и внутренние стандарты аудиторской деятельности.

На этапе предварительного знакомства с аудируемым лицом аудитору необходимо в достаточной степени понимать деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, что позволит ему выявлять события, операции и существующую практику, которые могут создать риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности в части отражения связанных сторон и операций с ними. Наличие связанных сторон и операций с ними считается обычным в деловой практике, однако аудитор должен быть осведомлен о них по следующим причинам:

  • порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности предусматривает раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности определенных взаимоотношений и операций со связанными сторонами;
  • наличие связанных сторон и операций с ними может повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц;
  • источник получения аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от несвязанных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей степенью убедительности;
  • операции со связанными сторонами могут мотивироваться не только обычными деловыми отношениями, но и, например, распределением прибыли с целью ухода от налогообложения или мошенничеством [2].

Последовательность действий аудитора при проверке операций со связанными сторонами может быть построена с учетом требований ПБУ 11/2008 к порядку раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.

Для понимания деятельности аудируемого лица и определения его места в составе "группы лиц" аудитору необходимо выполнить ряд тестов, позволяющих получить аудиторские доказательства в отношении наличия "взаимозависимости" и "связанности" сторон. Например, такими тестами могут быть следующие.

При определении места аудируемого лица в составе группы необходимо также выполнить аудиторские процедуры в части выявления наличия бенефициарных владельцев, операций с ними, а также сведений, позволяющих однозначно идентифицировать данных владельцев. Необходимость выполнения таких процедур предусмотрена в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

При составлении общего плана аудиторской проверки бухгалтерской отчетности конкретного аудируемого лица в одном из разделов общего плана необходимо выделить и документально оформить направления проверки операций со связанными сторонами с описанием объема и порядка проведения аудиторской проверки. Подробный перечень аудиторских процедур для получения аудиторских доказательств по каждому направлению, включенному в общий план, должен найти отражение в программе аудита.

Планирование аудиторских процедур должно основываться на знаниях аудитора об операциях аудируемого лица со связанными сторонами, которые могут существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Согласно ПСАД N 3 "Планирование аудита" "общий план и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться" [3].

Изменения могут быть связаны с новыми обстоятельствами, возникающими в ходе проверки, и зависят также от специфики и масштабов деятельности аудируемого лица в составе группы, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

Общий план и программа могут быть скорректированы с учетом информации, полученной о связанных сторонах при предварительном знакомстве и сгруппированной по различным признакам и последовательности выявления, представленной в табл. 2.

________________

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Аудитор должен выполнять аудиторские процедуры с целью получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, касающихся установления связанных сторон и раскрытия информации о них, а также влияния существенных операций со связанными сторонами на финансовую отчетность. Тем не менее, нельзя ожидать, что в результате аудита будут выявлены все операции со связанными сторонами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

(а) повышают риск искажения отчетности сверх обычно ожидаемого уровня; или

(б) указывают на то, что имело место существенное искажение информации о связанных сторонах.

Если есть какой-либо признак, указывающий на существование таких обстоятельств, аудитор должен выполнить модифицированные, расширенные или дополнительные процедуры, являющиеся надлежащими в данных условиях.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

4. Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 и адаптированы для использования в данном МСА.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

5. Руководство несет ответственность за определение связанных сторон и операций с ними и раскрытие соответствующей информации. Эта ответственность требую от руководства внедрения соответствующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью обеспечения надлежащего установления в учетных записях и раскрытия в финансовой отчетности операций со связанными сторонами

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

6. Аудитору необходимо обладать знаниями о бизнесе субъекта и отрасли в целом, позволяющими ему устанавливать события, операции и существующую практику, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность. Хотя существование связанных сторон и операций между ними считается обычными чертами бизнеса, аудитор должен быть осведомлен о них, потому что:

(а) основные принципы подготовки финансовой отчетности могут предусматривать раскрытие в финансовой отчетности определенных взаимоотношений и операций со связанными сторонами, например, требующихся в соответствии с МСФО 24;

(б) существование связанных сторон или операций со связанными сторонами может повлиять на финансовую отчетность. Например, налоговое законодательство различных юрисдикции может повлиять на обязательства и расходы субъекта по уплате налогов, что требует особого рассмотрения при существовании связанных сторон;

(в) источник аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от несвязанных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей степенью убедительности; и

(г) операции со связанными сторонами могут мотивироваться не только обычными деловыми соображениями, но и, например, распределением прибыли или даже мошенничеством.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Существование и раскрытие связанных сторон

7. Аудитор должен рассмотреть информацию, предоставленную директорами и руководством и представляющую собой перечень всех известных связанных сторон, а также выполнить следующие процедуры с целью проверки полноты данной информации:

(а) изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет определения списка известных связанных сторон;

(б) изучить процедуры субъекта, направленные на определение связанных сторон;

(в) запросить у директоров и руководства информацию об их аффилиированности с другими предприятиями;

(г) изучить записи по акционерам с целью определения основных акционеров или, если необходимо, получить список основных акционеров из реестра акционеров;

(д) провести обзорную проверку протоколов собраний акционеров и совета директоров, а также другие предусмотренные законодательством записи, такие как реестр учета долей директоров в капитале;

(е) запросить других аудиторов, участвующих в данный момент в проведении аудита, или предшествующих аудиторов о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных связанных сторон; и

(ж) провести обзорную проверку деклараций субъекта по налогу на прибыль и другой информации, представляемой в органы регулирования.

Если, по мнению аудитора, риск необнаружения связанных сторон, имеющих значительное влияние, невысок, то перечисленные процедуры могут быть надлежащим образом модифицированы.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

8. Если основные принципы подготовки финансовой отчетности предусматривают раскрытие информации о взаимоотношениях со связанными сторонами, аудитор должен убедиться в том, что такое раскрытие информации является адекватным.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Операции между связанными сторонами

9. Аудитор должен провести обзорную проверку информации об операциях со связанными сторонами, предоставленную директорами и руководством, а также быть готовым обнаружить другие существенные операции со связанными сторонами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

10. При изучении систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также при предварительной оценке риска средств контроля аудитор должен проанализировать адекватность процедур контроля над получением разрешений руководства и учетом операций со связанными сторонами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

11. В ходе аудита аудитору необходимо обратить внимание на операции, которые выглядят необычно в данных обстоятельствах и могут указывать на существование ранее невыявленных связанных сторон. Подобные примеры включают:

- операции, предусматривающие нетипичные условия, например нестандартные цены, процентные ставки, гарантии и условия погашения.

- операции, осуществленные без видимой причины с точки зрения логики бизнеса

- операции, содержание которых отличается от их формы операции, содержание которых отличается от их формы

- операции, обработанные необычным образом, крупные по объему или значительные операции с отдельными потребителями или поставщиками.

- неучтенные операции, такие как безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

12. В ходе аудита аудитор осуществляет процедуры, с помощью которых можно выявить наличие операций со связанными сторонами. Примерами таких процедур являются:

- проведение детальных тестов в отношении операций и сальдо по счетам.

- обзорная проверка протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров.

- обзорная проверка учетных записей с целью обнаружения крупных или нетипичных операций или сальдо счетов, при этом особое внимание уделяется операциям, отраженным в конце или незадолго до окончания отчетного периода.

- обзорная проверка подтверждений по выданным и полученным кредитам, а также банковских подтверждений. Такая проверка может обнаружить существование гарантийных обязательств и других операций со связанными сторонами.

- обзорная проверка инвестиционных сделок, например, приобретение или реализация доли участия в совместном или ином предприятии.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Проверка идентифицированных операций между связанными сторонами

13. При проверке отмеченных операций со связанными сторонами аудитор должен получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства того, что эти операции были надлежащим образом учтены и раскрыты.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

14. С учетом характера взаимоотношений со связанными сторонами, доказательство операции со связанной стороной может быть ограниченным (например, в отношении наличия запасов, находящихся у связанной стороны на консигнации, или в отношении того, что материнская компания дала инструкции дочерней компании по учету лицензионных расходов). Из-за ограниченного наличия надлежащих доказательств, подтверждающих подобные операции, аудитор должен рассмотреть необходимость выполнения таких процедур, как:

- Подтверждение условий и суммы операции со связанной стороной. Изучение доказательств, имеющихся у связанной стороны.

- Подтверждение или обсуждение информации с липами, имеющими отношение к данной операции, например, с банками, юристами, гарантами и агентами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Представления руководства субъекта

15. Аудитор должен получить заявления руководства в письменном виде относительно:

(а) полноты представленной информации относительно определения круга связанных сторон; и

(б) адекватности раскрытия информации о связанных сторонах в финансовой отчетности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Аудиторские выводы и представление отчета (заключения)

16. Если аудитор не может получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства относительно связанных сторон и операций с ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта в финансовой отчетности неадекватно, аудитор должен надлежащим образом модифицировать аудиторский отчет (заключение).

Перспективы государственного сектора

1. При применении аудиторских принципов данного МСА аудиторы должны делать ссылки на требования законодательства, применимые к предприятиям государственного сектора и работникам предприятий при операциях со связанными сторонами. Такое законодательство может запрещать предприятиям и работникам заключать сделки со связанными сторонами. Кроме того, может существовать требование, в соответствии с которым работники государственных предприятий должны декларировать свою долю участия в предприятиях, с которыми они заключают сделки на профессиональной и (или) коммерческой основе. Если существуют такие законодательные требования, аудиторские процедуры необходимо расширить так, чтобы можно было выявить случаи несоблюдения этих требований.

Тесты по Международным стандартам аудита [21.09.11]

в) как получаемых для проверки, так и составляемых в ходе проверки.

29. Аудитору рекомендуется полагаться на доказатель­ства, которые являются:

в) убедительными

31. Аудиторское заключение:

в) не может быть датировано ранее даты подписания бухгалтерской отчетности руководством аудируемого лица

39. Аудиторская выборка, называется непредставительной (нерепрезентативной), если на ее основнии:

а) аудитору не возможно сделать правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности;

48. Аудиторская организация отказалась от выдачи положительного аудиторского заключения. Оцените ситуацию:

а) руководители и иные должностные лица проверяемой организации обязаны оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения в учете и отчетности;

В

а) руководителем аудируемой организации;

15. В ходе планирования и проведения аудита аудитор:

а) должен проявлять профессиональный скептицизм;

54. Выберите неверный вариант ответа. МСА базируются на следующих основных принципах:

г) в аудиторском заключении обязательно должно содержаться мнения ауд. О достоверности;

45. В России Международные стандарты аудита:

б) используются в качестве базы для разработки собственных аудиторских стандартов;

50. Выбор метода аналитических процедур зависит:

а) от профессионального суждения аудитора;

Д

36. Для установления ссылки в аудиторском заключении на работу эксперта аудитору необходимо:

в) желательно получить разрешение эксперта на такую ссылку.

Е

27. Если, по мнению аудитора, искажения могут оказаться суще­ственными, ему необходимо:

в) оба утверждения верны.

И

57. Источники МСА в России:

47. Институт профессиональных бухгалтеров России стал полноправным членом Международной

федерации бухгалтеров:

К

21. К этическим принципа аудита не относятся:

б) делегирование полномочий;

М

16. Могут ли независимые аудиторы использовать результаты работы, отдела внутреннего аудита при проверке финансовой информации:

а) при необходимости могут использовать;

25. Между существенностью и аудиторским риском существует:

б) является близким по содержанию к соответствующему российскому стандарту;

52. МСА 200 устанавливает, что аудитор может оценивать риск существенного искажения:

в) все ответы верны.

Н

55. Необходимость осуществления в России аудиторской деятельности по международным стандартам объясняется тем, что:

а) российская экономика нуждается в западных инвестициях;

О

7. Ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности, в отношении которой проводился аудит, несет:

в) руководство экономического субъекта.

18. Ответственность за несоблюдение законо­дательства Российской Федерации аудируемым лицом:

б) руководство аудируемой организации;

19. Обязательство аудитора соблюдать конфиденциальность:

в) не позво­ляет ему сообщать третьим лицам о фактах несоблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов.

43. Ответственность за представление финансовой отчетности, в отношении которой проводился аудит, несет:

а) руководство экономического субъекта;

П

1. Письмо об аудиторском задании:

б) направляется клиенту до начала аудита для избежания недоразумений в процессе выполнения задания;

12. Положения по международной аудиторской практике ( ПМАП) разрабатываются:

в) Советом по международным стандартам аудита и уверенности (СМСАУ).

14. Положения по международной аудиторской практике:

а) не имеют статуса стандартов;

б) аудиторской фирмы;

24. Проверяемая организация не представила аудиторской организации всю документацию, необходимую для проверки бухгалтерской отчетности этой организации за истекший год. Может ли аудиторская организация отказаться от выражения мнения о достоверности отчетности:

в) нужно выяснить причины непредставления документации и после этого принимать решение.

41. При использовании работы эксперта аудитор в аудиторском заключении:

б) имеет право ссылаться только при выдаче модифицированного заключения;

53. Применять МСА могут:

б) только страны входящие в состав МФБ.

56. Положения по международной аудиторской практике:

а) разрабатываются с целью оказания практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов;

58. Продвижение МСА в России зависит:

в) от применения в учетной практике МСФО.

Р

10. Россия представлена в МФБ в качестве полноправного члена:

а) Институтом профессиональных бухгалтеров России;

б) рос.коллегии ауд

33. Рабочие документы аудитора являются собственностью:

С

использования работы другого аудитора:

в) главный аудитор должен проанализировать профессиональную компетентность другого аудитора в контексте конкретного задания.

17. Согласно законодательству РФ квалифицировать некоторое деяние как мошенничество может:

б) суд или следствие;

а) манипуляция и фальсификация;

б) изме­нение учетных записей или документов;

г) все ответы верные.

30. Согласно кодексу этики МФБ профессиональный бухгалтер:

а) имеет право оказывать налоговые услуги и добиваться наилучшей позиции к выгоде клиента или работодателя;

а) искажения, включая нераскрытие информации, считаются существенными, если они взятые в отдельности или по совокупности, могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности;

а) в процессе принятия финансовых и производственных решений одна сторона может контролировать другую сторону или оказывать на нее значительное влияние;

доказательствами для аудиторской организации являются:

а) внешние доказательства;

б) риск того, что финансовая отчетность была существенно искажена до проведения аудита;

г) все ответы верные.

У

37. Узнав о существенной ошибке профессиональный бухгалтер:

в) должен рекомендовать руководству сообщить налоговым органам.

Ф

44.Функции внутреннего аудита могут выполнять:

в) все ответы верны.

59. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД):

г) нет правильного ответа.

Ч

46. Чем ниже величина желаемого риска для аудитора:

б) тем больше он должен быть уверен в том, что отчетность не содержит ошибок и пропусков;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы


Комплекс предварительных шагов перед проведением аудита МСФО-отчетности

Аудит отчетности по МСФО начинается с подготовительных процедур. В этот процесс вовлечена как аудиторская компания (АК), так и аудируемое лицо (АЛ). Основные составные части подготовительного этапа:

  • согласование условий договора на проведение аудита (совместно АЛ и АК);
  • подготовка отчетности к аудиту (АЛ);
  • предварительные аудиторские процедуры (АК).

Остановимся на каждом шаге предварительного этапа.

Согласование условий договора

Перед подписанием договора на аудит МСФО-отчетности его сторонами согласовываются следующие важные аспекты:

Подготовка отчетности к аудиту

Фирма, отчетность которой подлежит аудиту, проводит следующий комплекс мероприятий:

  • составляет отчетность по национальным требованиям (РСБУ);
  • проводит процедуру трансформации, позволяющую из РСБУ-отчетности получить МСФО-отчетность;
  • готовит необходимые раскрытия и пояснения;
  • представляет аудиторам подготовленную отчетность для анализа и планирования.

Предварительные аудиторские процедуры

Получив отчетность, аудиторы:

Кроме того, на данном этапе аудиторам необходимо уточнить и понять следующие важные элементы:

  • структуру фирмы и специфику ее бизнеса;
  • наличие и виды рисков;
  • состояние системы внутреннего контроля (СВК).

Среди процедур оценки эффективности работы СВК особо следует подчеркнуть важность контроля соблюдения аудируемым лицом постоянства алгоритмов обработки учетной информации и защиты ее от несанкционированного доступа.

Проверка допущения непрерывности деятельности фирмы (финансовый анализ и иные приемы)

При составлении ФО необходимо исходить из принципа непрерывности деятельности фирмы — требования РСБУ и МСФО единодушны в этом вопросе.

ВАЖНО! Под непрерывностью деятельности понимается отсутствие у собственников и руководства фирмы намерения в обозримом будущем (как минимум в течение ближайших 12 месяцев) ликвидировать фирму или существенно сократить масштаб ее деятельности.

Требования проверки применимости допущения непрерывности деятельности содержатся и в международных стандартах аудита (МСА), и в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности (ФПСАД):

Аудитору необходимо определять и оценивать связанные с указанным принципом риски, на всех этапах аудита:

  • при планировании;
  • в процессе сбора аудиторских доказательств;
  • при обобщении результатов проверки и формулировании заключений.

Сомнение в способности фирмы продолжать свою деятельность непрерывно может возникнуть у аудитора при обнаружении следующих признаков:

  • финансовых (отрицательная величина чистых активов, существенное отклонение финансовых коэффициентов от нормальных значений, крупные убытки от основной деятельности и др.);
  • производственных (потеря рынка сбыта, зависимость от выполнения одного проекта и др.);
  • прочих (потенциально невыполнимые для аудируемого лица судебные иски по их завершении, неисполнение законодательных требований в части формирования уставного капитала и др.).

В соответствии с п. 28 ФПСАД № 11 аудитору следует выразить отрицательное мнение, если, исходя из его профессионального суждения, фирма не сможет продолжать непрерывно свою работу.

Знакомьтесь с расчетными нюансами финансовой группы признаков (при контроле применимости принципа непрерывности деятельности) в материалах, размещенных на нашем сайте:

Основные этапы аудита МСФО-отчетности

Аудит отчетности по МСФО состоит из следующих частей:

  • аудит отчетности, составленной фирмой по национальным стандартам;
  • проверка правильности трансформационных корректировок;
  • контроль правильности консолидации информации;
  • проверка правильности и объема необходимых пояснений и раскрытий.

Аудит МСФО-отчетности — многоступенчатая процедура, в результате которой аудиторы делают выводы о ее достоверности.

ВАЖНО! Достоверность ФО означает ее свободу от существенных ошибок и необъективности. Предполагается, что достоверная ФО отражает истинное финансовое положение и финансовые результаты работы фирмы, что позволяет пользователям полагаться на нее при принятии экономических решений.

Качество подготовки этой отчетности во многом зависит от исходных отчетных параметров финансовых отчетов, подготовленных по нормам РСБУ. Если в показатели этих отчетов закрались неточности и ошибки (в том числе существенные), о достоверности МСФО-отчетности, подготовленной из таких исходных данных, не может идти речи.

Аудит ФО, составленной по РСБУ, представляет собой отдельный блок контрольных, аналитических и оценочных процедур, включающих:

  • изучение учетной политики фирмы и проверку ее соответствия действующему законодательству;
  • контроль и взаимоувязку показателей ФО (в том числе входящих остатков);
  • арифметическую проверку показателей отчетности и сопоставление их с данными учетных регистров;
  • аналитические процедуры и детальные тесты;
  • иные, предусмотренные стандартами действия аудитора.

Только после того, как будет получено убеждение в достоверности ФО, составленной по нормам РСБУ, можно приступать к дальнейшим шагам по аудиту МСФО-отчетности.

Как повысить эффективность аудита?

В качестве и эффективности аудита заинтересованы (кроме самой фирмы и аудиторской компании) множество ее пользователей — они получают в положенный срок информацию о достоверности ФО фирмы, ее способности погашать свои обязательства и работать непрерывно.

Качество и эффективность аудита зависят от множества факторов. К примеру:

  • от своевременности и полноты подготовки ФО аудируемым лицом;
  • уровня квалификации аудиторов и иных привлеченных к аудиту специалистов;
  • иных факторов внешнего и внутреннего характера.

Аудиторские компании, заинтересованные в сохранении своих клиентов и расширении сферы деятельности на рынке аудиторских услуг, на постоянной основе анализируют качество и эффективность осуществляемого ими аудита.

Результатом такого анализа являются выработка и внедрение специальных методов и приемов, способствующих улучшению качества аудита.

К числу таких приемов можно отнести:

  • ранний запрос общих документов, их анализ и оценку;
  • предварительную рассылку подтверждений контрагентам;
  • своевременное обсуждение подходов к оценкам и суждениям;
  • предварительное обсуждение с клиентом сложных аспектов подготовки ФО и др.

Осуществление указанных процедур позволяет:

  • рационально распределить время проверки и нагрузку на аудиторов;
  • оценить на предварительном этапе необходимость привлечения дополнительных специалистов (в том числе оценщиков, экспертов и др.);
  • вовремя получить от контрагентов требуемые подтверждения и т. д.

Все это позволяет выполнить качественно и в срок аудиторское задание.

Итоги

Аудит отчетности, составленной по МСФО, включает несколько этапов: проверку отчетов, составленных в соответствии с требованиями национальных норм, контроль правильности осуществления трансформационных корректировок и др.

Подтвердить достоверность отчетности в установленные договором сроки и с надлежащим качеством возможно только при слаженной работе специалистов фирмы и аудиторской компании.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Фото: пресс-служба

— В чем заключаются основные отличия МСА от Федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД)?

— С формальной точки зрения в большинстве случаев МСА не содержат существенных отличий от ФСАД, поскольку в свое время последние разрабатывались на основании международных стандартов. Но процесс развития наших национальных стандартов, к сожалению, шел гораздо медленнее, чем совершенствование МСА, они не успевали за изменениями международных. Однако теперь все новации в МСА сразу становятся обязательными и для российских аудиторов. Соответственно, отечественные аудиторы смогут быстрее адаптироваться к мировым требованиям, заключения по результатам их проверки и качество самой проверки будут соответствовать современным международным стандартам.

— Насколько принципиальны эти процедуры?

— Суть скорее не в конкретных процедурах, а в общих подходах. Ключевое отличие международных стандартов от российских — в МСА принят риск-ориентированный подход. ФСАД тоже содержат упоминания о рисках и их идентификации, но дают им недостаточно глубокое методологическое определение, не содержат описания, как с этими выявленными рисками дальше быть, каким образом они должны повлиять на объем аудита, как их учесть при подготовке аудиторского заключения. В МСА же этому вопросу уделяется повышенное внимание — сам подход к проведению аудиторской проверки определяется исходя из оценки рисков аудируемого лица, рисков искажения отчетности в целом и рисков, присущих отдельным статьям или процессам. В ФСАД более формальный, стандартизированный подход.

— Что это означает для заказчика аудиторских услуг?

— В международных стандартах большое внимание уделяется взаимодействию с аудируемым лицом, с лицами, принимающими решения и ответственными за корпоративное управление. Это совет директоров, службы внутреннего аудита, службы внутреннего контроля и управления рисками — словом, все те лица, которые могут влиять на принятие важных с точки зрения финансовой отчетности решений. В ФСАД в данном аспекте упомянуты только руководство и представители собственников аудируемой организации, то есть круг связанных с заказчиком лиц, с которыми общается аудитор и сообщает о результатах, гораздо уже. Разумеется, все это означает большую вовлеченность сотрудников и руководителей заказчика в процесс аудиторской проверки.

— Каких усилий требует введение МСА от аудиторов? Приведет ли внедрение международных стандартов к повышению стоимости их услуг?

— Введение МСА требует от аудиторов в ряде случаев, особенно при первом аудите компании-заказчика, большего объема аудиторских процедур и детального документирования. Например, при оценке рисков, тестировании систем внутреннего контроля, информировании о результатах аудита. Вместе с тем, если правильно внедрить риск-ориентированный подход, он станет более комфортным для аудитора, поскольку позволяет в целом пересмотреть подход к аудиту и сделать его более эффективным. Это скорее даже больший плюс для аудиторов, чем для пользователей отчетности. Так что роста цен из-за введения МСА не ожидаем.

— А что получают пользователи отчетности?

— Одно из положений МСА — обязанность аудитора публично раскрывать ключевые вопросы аудита. Что обычно это за вопросы?

— Это требование касается только результатов аудита публичных компаний. Ключевые вопросы — те, которые являлись наиболее значимыми для аудита с точки зрения рисков, требующие особенного внимания со стороны руководства, акционеров, инвесторов, контрагентов. Как правило, эти вопросы требуют вовлечения аудиторов высшего уровня — партнеров, подписывающих аудиторское заключение. Данные вопросы обычно понимаются уже на стадии планирования и обсуждаются аудитором совместно с аудируемым лицом.

— Какова процедура отбора ключевых вопросов?

— В идеале ключевые вопросы определяются на этапе планирования аудиторской проверки. Как показывает практика, ключевые вопросы обычно достаточно очевидны и их идентификация не представляет трудности, — например, это оценка справедливой стоимости или тестирование на обесценение существенных активов. Эти вопросы в обязательном порядке будут также освещены в самой финансовой отчетности, и в аудиторском заключении аудитор обязан дать ссылку на соответствующее раскрытие информации.

— Кто и как проверяет корректность применения МСА аудиторскими организациями? Предусмотрены ли такие или подобные процедуры для членов международных аудиторских сетей?

— Соответствие самого аудитора и качества его работы международным стандартам прежде всего проверяют саморегулируемые организации (СРО) аудиторов. Если же речь идет о компаниях, которые проводят аудит общественно значимых организаций, их проверку помимо СРО осуществляет Федеральное казначейство.

Что касается аудиторских сетей, то их члены проходят периодическую проверку контроля качества внутри сети. Мы в этом году стали членами международной сети PKF International, пройдя перед этим проверку качества, по результатам которой и принималось решение о нашем членстве и статусе. Далее мы обязаны периодически проходить проверку в целях подтверждения соответствия сетевым стандартам. Но этот контроль не имеет, собственно, прямого отношения к МСА. Требования международных сетей к качеству аудита обычно строже, чем требования самих МСА, если речь идет о признанных сетях, таких как PKF International, которая, являясь членом Международной ассоциации бухгалтеров (IFAC), принимала активное участие в разработке МСА. Что логично: членство в сетях — дело добровольное, тогда как соблюдение стандартов — необходимое условие для ведения аудиторской деятельности.

Читайте также: