Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности это

Обновлено: 02.07.2024

В глоссарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования СУБЪЕКТ обозначается, как человек на высшем уровне активности (то есть он активен в практической деятельности, в общении, в поведении, в познании, в созерцании и в других видах человеческой активности). Субъект образования – не просто исполнитель, а автор своей деятельности.

Природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

В чём же проявляется субъектная позиция ребенка в разных видах деятельности:

- интерес к деятельности;

- избирательное отношение к разным видам деятельности;

- инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;

- самостоятельность выбора и осуществления деятельности, творческие проявления способов действий и продуктов деятельности.

Т.о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением.

Таким образом, актуальность проблемы приобщения дошкольников к труду, развития субъектности детей обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензетивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности, связан с педагогическим потенциалом труда как естественного средства личностного развития ребенка, является фактором успешной социализации дошкольника в современном мире.

Трудами таких исследователей, как Д. Б. Эльконин, Т. А. Маркова, Д. В. Сергеева и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Ее суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала.

Детская трудовая деятельность, ее ценность – в воспитательном значении. Для того чтобы использовать труд как средство воспитания дошкольников, необходимо учитывать его своеобразие в этом возрасте:

1) связь труда с игрой;

2) трудовая деятельность как развивающая деятельность (мотив цель, результат, действия, планирование и результат);

3) становление специфических видов детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд в природе.

Обобщая результаты исследований Юлии Анатольевны Мичуриной, Людмилы Ивановны Сайгушевой можно выделить следующие характеристики дошкольника как субъекта трудовой деятельности:

1) компетентность – знания о труде как заботе человека о других, обобщенные трудовые умения и навыки, бережное отношение к предметам, орудиям и результатам труда на основе понимания его социальной значимости;

2) самостоятельность – умение планировать и организовывать деятельность без напоминаний и посторонней помощи

3) инициативность – умение самому находить новые объекты для трудовой деятельности, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию при достижении разных по характеру целей

4) произвольность –преодолении трудностей, регуляция поведения в процессе трудовой деятельности и при возникновении трудностей

5) самооценка – осознание отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения, наличие способов самопроверки и контрольно-оценочных умений

6) креативность – способность создавать собственный замысел, способность к нестандартному решению заданий на основе обобщенных знаний и умений

Людмила Ивановна Сайгушева изучала возможности использования педагогического стимулирования при развитии трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста. Автор считает, что система педагогической работы должна строиться с учетом главного в педагогическом искусстве – уметь побуждать, а не принуждать ребенка к активной созидательной деятельности. Проведенный анализ педагогических технологий приобщения дошкольников к труду позволил определить необходимость обновления подходов в определении позиции взрослого в управлении трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.

Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельности выглядит следующим образом:

В когнитивно-деятельностном компоненте, который определяется наличием обобщенных трудовых умений и навыков, системных знаний о труде, и бережного отношения к предметам, орудиям и результатам труда на основе понимания его социальной значимости.

В Эмоционально-оценочном компоненте, определяющим успешность реализации ребенком деятельности на основе получения удовлетворения от работы и преодоления трудностей в ходе ее выполнения.

В Творческом компоненте, где Ребенок начинает трудиться по собственному побуждению и проявляет творчество в процессе доступных видов труда

Взяв за основу рациональный опыт прошлого, результаты последних исследований психологов и педагогов по проблеме приобщения дошкольников к труду, мы рассмотрели некоторые технологии построенные на субъект-субъектных отношениях ребенка и взрослого в процессе организации трудовой деятельности дошкольников. Так, например, Л. И. Сайгушева изучала возможности использования педагогического стимулирования при развитии трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста. Автор считает, что система педагогической работы должна строиться с учетом главного в педагогическом искусстве – уметь побуждать, а не принуждать ребенка к активной созидательной деятельности. Результаты проведенного исследования позволили выделить в процессе формирования трудовой активности в дошкольном возрасте определенные этапы и характерные методические особенности:

потенциальная трудовая активность (организационные формы – сочетание познавательной и игровой деятельности, комплексное дежурство, трудовые поручения, совместная с взрослым трудовая деятельность)

инициативная трудовая активность (организационные формы – поручение, дежурство, совместная трудовая деятельность со взрослыми и детьми младшей группы; доминирующие методы – нестандартные ситуации, опосредованные задания, метод доверия).

Развитие субъектности дошкольника в процессе трудового воспитания не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй. Нами были использованы следующие формы работы с родителями:

4. Тематические родительские собрания;

5. Привлечение родителей к помощи по благоустройству группы и территории;

7. Совместные выставки поделок детей и родителей;

Предлагаем вашему вниманию видео совместной деятельности в старшей группе.

Задачами педагога были такими:

- напомнить детям о способе посева семян;

- обогатить детей знаниями об особенностях посадки рассады;

- уточнить и закрепить знания детей о последовательности работы;

- формировать желание выращивать растения своими руками;

- развивать умение работать коллективно, распределять обязанности;

- развивать культуру трудовой деятельности, любознательность;

- воспитывать трудолюбие и желание вырастить растения для украшения участка, для радости окружающих;

В начале процесса трудовой деятельности педагог в ненавязчивой форме напомнил о раннее проделанной работе по сбору семян цветущих растений. Предложил вспомнить цель сбора семян ( цель здесь выступила в роли мотивации) и предложил вырастить рассаду. Участвовало несколько детей в утренний период (с 7 – 8 утра), процесс труда делился на несколько операций, которые выполнялись последовательно.

Дети самостоятельно подготовили рабочее место, надели фартуки. Подготовили необходимый инвентарь.

В процессе совместного труда Ирина Николаевна давала разъяснение значения трудовых действий. Ведущим методом трудового воспитания было объяснение. Данный метод позволил дошкольникам понять, что необходимо выполнить и как это сделать, то есть осознать цель трудовой деятельности и способ ее

Анализируя деятельность детей , хочется отметить, что они были заинтересованы, внимательны, организованны. Воспитатель привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены педагогом.

Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей.

У вас в руках учебник, посвященный вопросам дошкольной педагогики и методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Это не первый и, конечно же, не последний учебник, посвященный проблемам развития и воспитания растущего человека в самый важный период его становления, который определяет характер всей его последующей жизнедеятельности, – период дошкольного детства!

Дошкольное детство — уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий.

Дошкольное детство – целостный феномен, основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни. Мир детей, мир детства традиционно привлекает внимание ученых и практиков, исследующих закономерности развития и становления ребенка, разрабатывающих подходы к его воспитанию.

Ребенок – уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности и творчестве в доступных видах деятельности.

Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение – это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слышит вокруг себя.

Помочь ребенку открыть мир для себя и себя – миру призваны взрослые, в том числе взрослые, имеющие такую непростую и такую замечательную профессию – педагог!

Современный этап может быть охарактеризован как время инноваций и перемен, модернизации отечественного образования и его интеграции в мировое образовательное пространство. Это период быстрой смены условий и требований системы, время гибких, адаптивных, инициативных и творческих педагогов.

Вузы России перешли на уровневую модель подготовки специалистов для системы образования – бакалавров и магистров, реализуя новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Это, несомненно, инновационный этап в развитии высшего профессионального педагогического образования в нашей стране.

Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образования – деятельность, ориентированная на целостное развитие и воспитание ребенка в педагогическом процессе, – требует особого, нового качества подготовки педагога.

Инновационность данной системы подготовки определяется:

• во-первых, обеспечением условий непрерывности образования, возможности построения профессиональной карьеры на основе получения образовательных степеней – бакалавра и магистра;

• во-вторых, обеспечением единства целевого, содержательного и технологического компонентов образовательного процесса, ориентированных на качество подготовки, показателем которого становится профессиональная компетентность будущего педагога.

Компетентностный подход к анализу профессиональной деятельности и в целом образованности человека становится ведущим в современной социальной системе.

Замысел нашего учебника основан на логике компетентностного подхода, предполагающего формирование у будущих педагогов педагогической компетентности как готовности к решению ведущих групп задач профессиональной деятельности: диагностических, проектировочных, задач самообразования, задач взаимодействия с субъектами педагогического процесса.

Нам кажется, что круг читателей нашего учебника может быть широк.

Конечно, чтение потребует от вас начальной педагогической образованности, а главное – желания размышлять над вопросами, которые поднимаются на страницах учебника.

При этом наш читатель – тот:

• кому интересны проблемы развития и воспитания ребенка дошкольного возраста;

• кто хотел бы помогать растущему человеку открывать мир вокруг себя;

• кто помогает другому освоить такую непростую, но прекрасную профессию педагога!

Нам кажется, что качественная новизна предлагаемого учебника определяется следующими причинами.

Во-первых, это ориентация или даже центрация на самоценности периода детства в развитии человека, на уникальности детской культуры и субкультуры. В связи с этим в основу учебника положена разработанная авторами концепция развития ребенка как субъекта детской деятельности и поведения, впервые даются характеристики ценностных ориентаций, интересов, размышлений современного дошкольника – ребенка XXI века.

Во-вторых, это признание того, что современный детский сад – это уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В условиях модернизации дошкольного образования, принятия Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее встает необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в вариативном пространстве форм, средств и способов организации его воспитания, обучения, образования. На страницах учебника мы попытались разработать подход к организации целостного развития детей в условиях педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Наш учебник базируется на следующих принципах.

Принцип фундаментальности. Именно этот принцип определил логику изложения материала и подчинил ее логике развития педагогической науки на современном этапе. Поэтому вам предлагается многоаспектный анализ разных (философских, психологических, педагогических, методических) основ процесса воспитания, обучения, образования детей дошкольного возраста.

Принцип гуманизации. Мы хотим сориентировать наших читателей в поликонцептуальном пространстве современного научно-педагогического знания, сопоставить различные теории, концепции, системы. Поэтому мы отвергаем догматический подход изложения точки зрения авторов как единственно верный и приглашаем вас к дискуссии.

Учебник построен по модульному принципу и включает два модуля.

1. Дошкольная педагогика (8 кредитов), в котором раскрываются теоретические основы дошкольной педагогики, вопросы организации системы дошкольного образования в России и за рубежом, подходы к организации воспитания и обучения ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста (12 кредитов). Здесь рассматриваются целевые, содержательные и технологические аспекты физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития и воспитания детей; методические вопросы проектирования педагогического процесса.

Проблемные вопросы, интегративные задания позволят студентам и преподавателям осуществлять контроль и самоконтроль качества профессиональной подготовки.

• готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

1.Овладение способами организации и проведения музыкального занятия.

2. Формирование умений организовывать музыкальную деятельность детей.

3. Освоение методических приёмов, позволяющих формировать у детей интерес к музыкальному занятию и музыке в целом.

4. Изучение специфики работы с детьми разных возрастных групп.

5. Формирование способности анализировать и применять разнообразные программы по музыке.

6. Умение составлять конспекты занятий, авторские программы и их разделы.

7. Осознание необходимости собственного профессионального развития за счёт привлечения знаний и умений по всем предметам профессиональной подготовки.

8. Осознание требований ФГОС в области эстетического воспитания

Цель музыкального воспитания: музыкальное развитие как результат процесса музыкального воспитания, обучения и развития музыкальности ребенка:

· эмоциональной отзывчивости на музыку;

· его музыкальных способностей;

· формирование основ музыкальной культуры:

· развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая

· потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, пере-

· живания, чувства; эстетическая оценка, вкус);

Музыкальное искусство и художественная деятельность как основа музыкального развития детей дошкольного возраста.

Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности, связанной с искусством.

Музыка — искусство особых выразительных средств. В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет использования специальных средств выразительности.

Ребенок как субъект детской музыкальной деятельности.

В процессе музыкальной деятельности ребёнок вступает в следующие виды активности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, общение. Все эти виды активности проявляются в видах музыкальной деятельности: слушании, пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической (танец, музыкальная игра). Выделяют две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности.

Формы организации детской музыкальной деятельности.

К формам организации относятся: занятия (НОД), использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.

Занятия- основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Сегодня в связи с введением ФГОС занятие заменяется на непосредственно-образовательную деятельность, подразумевающую интеграцию искусств и особую роль педагога.

Музыка в повседневной жизни детского сада включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.

Диагностика музыкальных способностей и уровня музыкального развития детей.

Условием музыкального воспитания и развития ребенка начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии музыкальных способностей дошкольника, характера предпочитаемой им музыкальной деятельности. В процессе диагностики педагог изучает:

субъектные особенности и возможности ребёнка в музыкальной деятельности;

своеобразие музыкального опыта ребенка и его музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности

наличие специальных музыкальных способностей и умений дошкольников;

своеобразие музыкальности ребёнка.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Цель исследования – определить и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую, методическую и музыкально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников.
Определить и предложить к использованию наиболее приемлемые формы игровой деятельности с целью музыкального воспитания детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания дошкольников………………………………………………………………..…8
Музыкальное воспитание в детском саду: история вопроса, категориальный анализ……………………………………………8
Ребенок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности………………………………………………………16
2. Музыкальное воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности…………………………………………………………………. 23
Игровая деятельность в педагогическом процессе: сущность, содержательные характеристики; виды и формы игры……….23
Специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе…………………………………………………………..34
Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности ……40
Заключение………………………………………………………………………. 50
Список использованной литературы…………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом игровая деятельность.doc

Наиболее заметный вклад внесла А.Симонович в вопрос проведения детских праздников. Она признавала их педагогическую целесообразность при выполнении ряда требований: праздники должны оставлять глубокое впечатление, развивать чувство коллективизма, детям необходимо видеть красивое сочетание цветов, слушать прекрасную музыку, вся организация праздников призвана возбуждать в них самое доброе и хорошее. Основной принцип музыкального воспитания А.Симонович - опора на желание дошкольников.

  • музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей;
  • должна опираться на личный опыт ребенка;
  • должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия.

Важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах, вечерах, специальных занятиях.

Основными задачами музыкального воспитания дошкольников, по мнению ученых, можно считать:

  • развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  • формирование начал музыкальной культуры, способствующих развитию общей духовной культуры [41].

Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, и прежде всего, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности детей. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, формировать на основе различных природных задатков специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни основные музыкальные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию с голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам.

Отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Выделяются три основные музыкальные способности.

Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Он наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.

Способность к слуховому представлению. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

Музыкально-ритмическое чувство. Это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое знание проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - одно из свойств данное природой человеку.

Основным признаком музыкальности в раннем возрасте, до обучения, следует считать, в первую очередь, проявление музыкальной впечатлительности и активности. Можно легко заметить различные формы проявления музыкальной активности: избирательное отношение к музыке, выражающееся в предпочтении одних музыкальных произведений другим; некоторые охотно поют, активно двигаются под музыку, пытаются подбирать по слуху, другие выражают свои впечатления и переживания в импровизациях и музыкальных сочинениях.

Наиболее характерным признаком ранней музыкальности является доминирующая роль музыки в жизни ребенка. У очень музыкальных личностей все жизненные впечатления проходят через призму своих интонаций, вызывая ту или иную творческую активность. Этот отбор интонаций, их преобразование и закрепление имеет решающее значение для последующего развития, характеризуя индивидуальность ребенка.

Таким образом, эффективность решения задач музыкального воспитания дошкольников зависит, прежде всего, от форм организации музыкальной деятельности детей по развитию у них задатков и способностей. Комплекс способностей - это музыкальность, позволяющая человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. Эти специальные или основные музыкальные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого человека наполняет слышимую музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

1.2. Ребенок дошкольного возраста как субъект музыкальн ой деятельности

Определение ребенка как субъекта музыкальной деятельности является, по мнению ученых, первым шагом в раскрытии основы организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, являются:

    • ценностное отношение;
    • интерес;
    • избирательная направленность;
    • инициативность;
    • свобода выбора;
    • самостоятельность, творчество.

    Опираясь на исследования ученых, рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника, а также как проявляются эти качества в дошкольном возрасте.

    Принципиальным является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятелъностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие.

    Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоциональные и деятельностные:

    Эмоциональные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим, не менее важным проявлением субъектности, становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть). Избирательность присуща не только детям старшего дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное воспитание

    Читайте также: