Можно ли в россии иметь несколько жен по закону

Обновлено: 04.07.2024

Редакция KazanFirst вместе с экспертами попыталась понять, готово ли общество к кардинальному пересмотру института брака и есть ли социальный запрос на легализацию многоженства.

В действительности вопрос о многоженстве периодически всплывает в информационной повестке России. Наиболее активно эта тема обсуждается в рамках мусульманского сообщества, хотя речи о едином мнении не идет. Так, в сентябре минувшего года муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов предложил легализовать многоженство во всей России и обратил внимание, что такое явление есть в Татарстане, Дагестане и Чечне. По его мнению, это стало бы гарантом прав женщин, являющихся вторыми женами, поскольку сейчас они никак не защищены.

С ним согласился и муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, который заявил, что в многоженстве нет ничего плохого, если мужчина в состоянии содержать несколько семей.

Руководитель пресс-службы президента республики Лилия Галимова закономерно высказывается более осторожно. Этот вопрос претендует на серьезную и глубокую дискуссию, отмечает она. В то же время она заявила, что в Татарстане не планируют принимать соответствующего закона.

Поддерживают эту идею в городах в среднем около 12-17%, кроме Челнов, Нижнекамска и Альметьевска, где сторонников этой инициативы оказалось около 20%.

Эксперты, которые комментировали эту тему для KazanFirst, сочли, что нет каких-либо серьезных шансов на законодательное рассмотрение этой инициативы. В то же время, по их мнению, сам вопрос достаточно сложен. Так, медиатехнолог Ярослав Муравьев считает, что тема многоженства имеет два вектора.

- Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна с совершенно разными традициями и укладами. Где-то многоженство считается нормой, и представители отдельных конфессий выступают за то, чтобы его узаконить. В информационном поле все чаще появляются истории с реальным многоженством, когда на Кавказе, в других регионах с преобладанием мусульманской части общества, люди фактически живут в этом состоянии. То есть это существует - у мужчины есть несколько жен, об этом знает общество, и это воспринимается нормально, - говорит Муравьев. - В то же время, когда это доходит до другой части общества, для которой эти традиции являются неприемлемыми, это вызывает информационный резонанс. То есть, с одной стороны большая часть населения в своих культурных традициях это принимает, с другой - это вызывает неприятие в рамках тех законодательных норм, которые сейчас есть в России.

По мнению Ярослава Муравьева, нужно закрепить такую норму в законодательстве, но ни в коем случае не как руководство к действию.

- Прежде всего любая семья - это гармоничные взаимоотношения между всеми супругами, неважно, сколько их. И, конечно же, если такая норма будет введена, обязательно согласие и добровольное принятие этого всеми участниками семьи, - подчеркнул собеседник.

Он также отметил, что многоженство существует не только на Кавказе, Муравьев сталкивался с такими случаями даже в Татарстане.

- При этом семья - это не столько эмоциональное, сколько юридическое состояние. Это обязательства между партнерами. И если что-то происходит в семье, то на законодательном уровне один партнер несет ответственность перед вторым. В данном случае при не оформленном браке с другим супругом/супругой, как раз-таки создается большой риск. Неся все обязательства как семьи, супруги не получают семейной гарантии в случае, если с одним из них что-то произойдет. Поэтому закрепление такой нормы как раз-таки формирует ответственность между всеми внутри нестандартной семьи, - отметил Муравьев.

- Мы должны понимать, что Россия сильна своим разнообразием, мозаикой культур и народов. И если мы хотим попробовать сформировать совершенно универсальную народность, то это приведет к огромным рискам, и возможно, даже трагедиям. Осознание нашего разнообразия и есть та самая задача. Потому что то, что нормально, допустим, в Калининградской области, может быть совершенно неприемлемо за Сибирью. Но мы должны учитывать интересы и особенности каждой из культур, - подчеркивает собеседник.

Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев не считает, вопрос многоженства в России актуальным, хотя в отдельных регионах тема может входить в топ востребованных. Он напомнил, что подобная инициатива возникает не впервые, и ранее даже на официальном уровне Ингушетия предлагала внести подобный закон. Это предложение было отвергнуто, поскольку разрушало единое правовое пространство.

- Не нужно обладать большими способностями к логике, чтобы понять, что многоженство даже при разрешении подобных браков по сути разрушает традиционную семью, и вообще семью. Вообще в нынешних условиях семья видится одной из основ, одной из скреп российского общества, потому что, соединяя многоженство с принципом юридического равенства людей мы должны будем допустить и многомужество. К чему мы придем - к тому, что семья как таковая будет разрушена, - полагает профессор Сергеев.

Эксперт не отрицает того факта, что многоженство в нашей стране практикуется, но это прерогатива богатых и статусных людей в регионах, где существует значительная или преобладающая доля населения, исповедующего ислам.

По его мнению, законодательное закрепление многоженства будет в перспективе равно отмене института семьи.

- Если мужчина и женщина равны, а это одна из основ Конституции, тогда мы должны, судя по логике, разрешить и многомужество. И тогда семьи как таковой, в общем-то, не будет. Могут быть партнерства, браки. Может быть, мы к этому идем, но наше общество, во всяком случае, сейчас к этому не готово, - полагает Сергеев.

- Даже в советское время на Кавказе и в республиках Средней Азии в некоторых случаях это де-факто присутствовало. Официально, конечно, все были атеистами-партийцами, но по факту случаи были, хотя и не носили массовый характер. После распада Советского Союза и ликвидации прежней советской системы в ряде республик произошла такая десекуляризация и подъем религиозных ценностей. Соответственно, исламские общины периодически ставили вопрос о легализации многоженства. Хотя, надо сказать, что эту тему жестко не педалировали, особенно это касается официальных исламских организаций. Они предпочитают эту тему обозначать, но жестко не лоббировать. И иногда бывает, что некоторые политики, даже российские, пытаются эту тему эксплуатировать. Пару раз такие вбросы были со стороны Владимира Жириновского. Но это была скорее не какая-то политическая инициатива, а некая попытка привлечения к себе внимания и самопиара, - рассказал Шатилов.

Он не считает необходимым легализацию многоженства, поскольку это понятие так или иначе связано с религиозными канонами, а Россия - это светское государство. Такой шаг мог бы привести к острым дискуссиям, разделению общества на сторонников и противников такой идеи, и, возможно, даже столкновениям.

- И еще неизвестно, как женщины это воспримут. К тому же, многоженство будет противоречить феминистическим настроениям. Как бы ни был поставлен вопрос насчет многомужества, пострадавшими могут быть все - и мужчины, и женщины. На мой взгляд, нет такого особого социального запроса на данную тему. Все-таки был период всплеска интереса к религиозным аспектам среди мусульман России, но он приходился на 90-е, начало 2000-х. Сейчас все-таки как-то балансируются религиозные и светские ценности в их культуре, - отметил Шатилов.

По его мнению, общество сейчас не готово воспринять эту концепцию, причем даже в мусульманских республиках и общинах.

- Мне кажется, сейчас законодательно несвоевременно ставить такой вопрос. Пока эта идея выглядит слишком эпатажной для России, хотя не знаю, что будет через 10-15 лет, многое будет зависеть от вектора развития страны, - считает эксперт.

Независимый политолог Дмитрий Орешкин и вовсе считает, что тема многоженства в России совершенно не актуальна.

- Женщины делаются самостоятельными и европеизированными и скорее идет феминизация, чем маскулинизация. Так что какое тут многоженство? С моей стороны, это просто очередной знак того, насколько далеко по ценностным ориентирам европеизирующиеся, условно говоря, Москва, Екатеринбург, Петербург, Нижний Новгород и прочие традиционные российские центры по сравнению с Кавказом, - высказался Орешкин.

- Для кавказцев, наверно, такая необходимость есть, а для России - я думаю, что у Владимира Путина достаточно проблем, чтобы создавать себе новые. Большая часть его избирателей сейчас - женщины, причем российские, а не кавказские. Соответственно, если он что-то такое сделает, то, мягко говоря, эта часть избирателей может задуматься, - считает собеседник.

По его мнению, многоженство - это социокультурная особенность определенных регионов и это провинциальная инициатива, которая интересна как игра природы. Орешкин отметил, что даже для Кавказа эта тема не самая нужная.

- Там женщины так же понемножку понимают, что они тоже люди. И, соответственно, далеко не каждая согласится быть второй или третьей женой. Я думаю, что из 147 миллионов российского населения, из которых больше половины женщины, может быть 1 миллион женщин на Кавказе со скрипом это готовы принять. Мне кажется, что это просто сотрясение воздуха. К тому же, у нас в Конституции прописано равенство вне зависимости от пола или еще чего-то. Но вот многомужество народ принять точно не готов. Все это тема из XVIII века, - заявил Орешкин.

Политолог Виктор Сидоров также не считает тему многоженства актуальной для современного общества, особенно при наличии других, гораздо более важных вещей: коронавируса, кризиса, дистанционного голосования. По его мнению, само это явление противоречит всем мыслимым и немыслимым морально-этическим нормам, и общество к этому абсолютно не готово. Политолог не видит никаких шансов на закрепление этого понятия в законах.

- Думаю, что этот вопрос никогда официально не будет рассматриваться органами власти Российской Федерации, - подытожил Сидоров.


Многоженство - это форма брака, при которой мужчина становится супругом сразу для нескольких женщин. В некоторых государствах это существует и по сей день. У многоженства есть два вида - сороральное и несороральное. При первом мужчина берет в жены кровных родственниц, при втором - девушек из разных семей. Далее стоит поговорить о том, где разрешено многоженство. Стран достаточно много.

полигамия в картинках

Почему существуют полигамные браки?

Прежде чем приступить к рассмотрению проблемы, следует ознакомиться с тем, как называется многоженство, а именно - полигамия.

Основная причина образования и процветания многобрачия заключается в том, что раньше стояла острая проблема гендерного дисбаланса. То есть мужчин было гораздо меньше, чем женщин. К этому стоит прибавить короткую продолжительность жизни. Представители мужского пола часто погибали на войнах, тяжело трудились, страдали от различных заболеваний.

Именно поэтому, чтобы решить проблему гендерной нестабильности, была принята сексуальная свобода и полигамная любовь. Мужчина брал под свое покровительство нескольких девушек. В каждой из стран правила были разные: где-то такие браки были признаны официально, а где-то считались незаконными, но не осуждались социумом.

Сейчас полигамные браки - это поддержание и сохранение старых традиций. Они существуют не только в арабских странах, где многоженство разрешено законом , но и, например, в африканских. Многие люди ошибочно полагают, что многоженство появилось вместе с исламом, но это не так, оно зародилось гораздо раньше.

Что касается религии, то мусульманам не запрещено иметь нескольких жен, однако их количество не должно превышать четырех. Очень важно, что мужчина, взяв покровительство над несколькими девушками, должен придерживаться ряда следующих правил:

  • все дети от разных жен воспитываются отцом на равных, получают одинаковые блага;
  • достаток мужчины должен позволять содержать всех его супруг;
  • все девушки имеют право на проживание на равных условиях, то есть муж не может давать одной больше, а другой меньше;
  • каждой из супруг мужчина обязан уделять равное количество времени.

Существуют и другие нюансы, варьирующиеся от страны к стране. Права женщин и их благополучное проживание в полигамных браках регламентируются законодательно.

полигамия китай

В каких странах разрешено многоженство?

Оказывается, таких стран немало. Стоит рассмотреть, где разрешено многоженство сейчас. А допускается оно в следующих современных государствах.

В Арабских Эмиратах разрешено иметь не более четырех супруг, так как страна живет по исламским законам. При этом потенциальный жених должен быть обеспеченным, чтобы его супруги жили в хороших условиях, ни в чем себе не отказывали. Мужчины со средним или малым достатком живут в моногамных браках. При желании женщина может развестись с мужем, однако это для Арабских Эмиратов большая редкость.

у мусульман

Сирия

Здесь для повторной женитьбы необходимо получить согласие старшей жены и одобрение местных органов власти. Обычно мужчина заводит еще одну супругу только для того, чтобы та родила ему ребенка. Из-за большой разницы в возрасте не многие женщины могут родить сына или дочь мужу, поэтому относятся к полигамии спокойно.

Обычно девочек выдают замуж молодыми за более старшего, состоявшегося молодого человека. Пара живет вместе сколько-то лет, воспитывает общих детей. Если муж желает еще одного ребенка, но его спутница уже не может родить, то в их семью может прийти другая девушка - например, моложе по возрасту.

многоженство сша

Египет

В современном Египте полигамия не так распространена, потому что молодые люди не способны содержать сразу нескольких женщин с материальной точки зрения. Но все же такая форма брака в государстве существует. По закону супруг должен уведомить уже имеющуюся жену о том, что он собирается заключать второй брак. Та имеет право подать на развод либо принять новую женщину в семью. Но при разводе общий ребенок всегда остается с отцом.

Афганистан

В Афганистане многоженство считается доброй традицией. Все жены живут вместе, детей считают общими. Они разделяют дела по хозяйству, налаживают общий быт. Супруги одного мужчины не считают себя соперницами, наоборот, они воспринимают друг друга как членов семьи.

полигамная семья

Алжир

В Алжире также нужно получить разрешение от первой жены, иначе не получится заключить второй брак. К тому же суд должен вынести решение для одобрения данного юридического процесса. При этом учитывается финансовое состояние мужчины и другие нюансы его жизни. Если будет принято решение о том, что человек не сможет содержать нескольких супруг, то брак не заключат.

Саудовская Аравия

В Саудовской Аравии правила намного более жесткие по отношению к женщинам. Без мужчины она не имеет права ни на что, общаться может лишь с близкими родственниками мужского пола. За неповиновение будет строго наказана супругом. Своих женщин мужья полностью содержат финансово - так же, как и в других исламских государствах.

Полигамные браки в других странах

Речь идет о современном мире. В давние времена полигамия практиковалась и на территории нынешней Российской Федерации. Например, во времена купечества.

Нужно отметить, что не во всех восточных странах полигамия разрешена официально. В Тунисе или Турции можно жениться только на одной женщине. В государствах африканского континента полигамные отношения не запрещены, да и сами люди относятся к ним гораздо проще, часто нарушают правила. К примеру, заводят большее количество девушек, чем то разрешено.

американцы и полигамия

Преимущества этой формы брака

После того, как узнали, где разрешено многоженство, и в каких странах полигамные браки считаются нормальной практикой, стоит обозначить и их преимущества.

Люди, воспитанные в другой культурной среде, поражаются тому, как можно жить с несколькими женщинами сразу. Однако мусульманки своим образом жизни довольны. Многобрачие хорошо тем, что имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  1. Все женщины защищены. Каждая из жен обеспечена всем тем, что ей нужно. Она не обязана работать, так как супруг должен содержать ее полностью, как и других своих жен. В этом смысле полигамные отношения хороши тем, что никто из девушек ни в чем не нуждается, не живет в бедности, имеет крышу над головой и все необходимые блага.
  2. Дети растут в семьях. В странах, где разрешено многобрачие, практически нет брошенных детей. Все воспитываются в семьях. У ребенка есть отец, который обязан уделять время всем своим детям. Чаще всего и женщины живут довольно дружно, помогая друг другу в воспитании общих сыновей и дочерей.
  3. Понижен риск распространения венерических заболеваний. Из-за того, что мужчина ведет половую жизнь только с несколькими постоянными партнершами, зная все об их состоянии здоровья, риск заразиться чем-либо минимален.
  4. Благополучие в семьях. Несмотря на то, что супруг у молодого человека много, в его семье всегда теплая и дружелюбная обстановка. Женщины редко ревнуют мужа друг к другу, так как они воспитывались в аналогичной среде и считают ее абсолютно нормальной, привычной для себя. Нет ссор, склок и конфликтов по поводу финансов, бытовых вопросов, общения с кем-то из посторонних людей и так далее. В полигамных семьях открытые и близкие отношения между членами семьи.

Мужчина, состоящий в полигамных отношениях, не имеет права изменять своим женщинам. Он может состоять в половых связях только с официальными супругами. По статистике, в других государствах, где полигамия не приветствуется, разводы по причине измен встречаются часто. В арабских странах люди практически никогда не разводятся.

В России тоже есть многоженство - вот как это устроено

Официально в России многоженство запрещено, но не наказуемо, объясняет юрист и специалист по семейному праву Юрий Капштык.

Можно подумать, что большинство участников этих сообществ - мусульмане, так как ислам позволяет мужчинам заводить до четырех жен, однако, основные участники группы - православные русские. По их мнению, многоженство - это древний славянский обычай, который следует соблюдать и по сей день.

В России тоже есть многоженство - вот как это устроено

Каждой женщине - по мужу с женой

С 1990 года по 2019 года рождаемость в России упала на 34,2%, следует из статистики Росстата, при этом в России на 1 тыс. женщин приходится 866 мужчин. Администраторы группы в своих постах заявляют о том, что многоженство поможет улучшить демографию в стране, осчастливить одиноких женщин, которые тоже хотят замуж, решить вопрос измен со стороны мужчин и победить женскую ревность и эгоизм - этим тезисам Олег даже посвятил 12-страничный трактат.

По мнению самого Покровского, отсутствие многоженства в современном обществе - своеобразный мировой заговор. Компаниям выгодны одинокие потребители, чтобы каждый человек покупал для себя отдельное жилье, комплекты техники и прочие бытовые вещи, а корпорации на них зарабатывали в несколько раз больше, чем зарабатывают на семьях, где жилье и техника общие.

В России тоже есть многоженство - вот как это устроено

В большинстве сообществ, посвященных многоженству, пользователи, чаще всего мужчины, размещают анкеты, в которых рассказывают о себе и выставляют требования к будущей второй или третьей жене.

37-летний фермер из Витебска Николай Кузнецов также ищет вторую жену, несмотря на счастливый 15-летний брак с женой и четырех детей, трех дочерей и сына.

Одна из участница сообщества, Ирина Ушакова, мать двоих детей и третья жена, познакомилась со своим мужем в 2010 году, когда ей было 36 лет. Она работала в городской столовой (город проживания предпочла не называть), а он был одним из посетителей. Влюбились они друг в друга с первого взгляда, и вскоре после знакомства будущий супруг ей сообщил, что в его семье живут еще две женщины, и предложил Ирине стать третьей женой.

Первая жена родила мужу дочь, но в итоге не смогла выдержать третьей женщины в семье и развелась с мужем, вторая же умерла от инсульта. Ирина сама искала мужу новых жен, но поиски пока закончились провалом - по ее словам, ей попадаются либо меркантильные женщины, либо извращенки.

В России тоже есть многоженство - вот как это устроено

Также многоженство практикуют и мусульмане, проживающие в России. На фотографиях в сторис 29-летней Анисы в Instagram - цветы, разноцветные платки, изредка - ее счастливая улыбка, но никогда не видно ее лица. Аниса стала второй женой четыре года назад, за это время она родила мужу трех дочек.

По словам Анисы, он все равно продолжил ее добиваться и уговорил ее семью дать разрешение на брак, его первая жена также дала согласие на свадьбу.

Аниса и первая жена живут в разных домах, муж навещает каждую жену через день. В свободное время Аниса воспитывает детей, шьет вещи на заказ и зарабатывает на рекламе в Instagram.

Хадиджа Уткина, автор блога об исламе в TikTok, стала мусульманкой в 2020 году - она несколько лет искала подходящее для нее вероисповедание, начала изучать ислам, но вскоре заболела коронавирусом. Во время тяжелой болезни Хадиджа приняла ислам, и после этого, по ее словам, быстро пошла на выздоровление.

С первой женой Хадиджа пока не виделась, так как та временно живет в другом городе со своей семьей, но они общались по телефону и уже разделили женские обязанности.

Свобода от запретов

Предложения о введении многоженства в России и ее отдельных регионах, такие как Кавказ, звучали несколько раз - от главы Чечни Рамзана Кадырова в 2015 году, от Муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова и лидера партии ЛДПР Владимира Жириновского в 2019 году.

Все опрошенные герои текста приветствуют узаконивание многоженства в стране, однако прямых требований не выдвигают - по их словам, главное, чтобы государство не лезло в их семьи.

При отсутствии прямого запрета, и уголовной или административной ответственности мужчины могут не регистрировать брак и при этом жить и спать с несколькими женщинами одновременно, называя это браком. Этого и добивается Иван, упомянутый в начале текста.

Иллюстративное фото.

Российский семейный кодекс запрещает регистрацию второго брака без развода, но ни административного, ни уголовного наказания за многоженство нет.

В России большинство случаев многоженства фиксируют на Северном Кавказе, где мусульмане составляют большинство. Ислам ограничивает число жен до четырех. Но такие браки заключаются муллами и с юридической точки зрения не имеют силы.

В Уголовном кодексе РСФСР от 1926 года была статья 199, предусматривающая наказание за двоеженство или многоженство: исправительно-трудовые работы на срок до одного года или штраф до одной тысячи рублей. Спустя 34 года эта статья была отредактирована. В ней уже давалось определение многоженству – "сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства". Наказывалось это лишением свободы до одного года или исправительными работами на тот же срок.

Имена всех героев в тексте изменены по их просьбе.

"КАК МОЖНО НЕ ЛЮБИТЬ МУЖА?"​

Зухра живет и работает в Махачкале. Ей 30 лет, и она вторая жена у своего супруга. Женаты уже полтора года. Для Зухры это второй брак, от первого у нее двое детей. Первая жена ее нового мужа знает о Зухре.

"Он вместе с первой женой приходил ко мне знакомиться. А до этого она со мной в вотсапе переписывалась", – вспоминает Зухра. Для нее было важно, чтобы первая жена и родственники нового мужа знали о ней именно как о супруге и чтобы новый муж не скрывал ее.

По словам Зухры, с первой женой они сначала "даже дружили". И во время одного из разговоров первая жена призналась второй, что не хотела, чтобы муж женился второй раз, но "он ее к этому готовил больше года".

Женщины на улице в Ашгабате. Апрель 2018 года. Иллюстративное фото.

Туркменистан официально запрещает многоженство

"Объяснял, что, если у него есть возможность, он должен взять жену. Тем более, разведенную, с двумя детьми. Ну, чтоб женщины одни не оставались. Чтобы за это награда была", – говорит Зухра.

Но спустя несколько месяцев общение между женщинами прекратилось. Зухра предполагает, что конфликт провоцировали родственники мужа, которые против вторых браков.

Женщина говорит, что, когда они женились, было лишь уважение, потом – пришла любовь."Как можно не любить мужа?" – спрашивает она. Но несмотря на свои чувства, Зухра уговаривает мужа взять третью жену. Это желание она объясняет просто: "Чтобы первая жена перестала ко мне плохо относиться".

"ОН ХОЧЕТ ИМЕТЬ МНОГОЧИСЛЕННОЕ ПОТОМСТВО"​

Несколько лет назад Малика вышла замуж за известного в Дагестане исламского богослова. Она была его третьей женой. Для нее, как и для Зухры, это был не первый брак. Да и для нового мужа она была не первой третьей женой.

"Это человек, наверное, в общей сложности 15 разных женщин сменил, все мы побывали у него в женах. Ничего хорошего я в этом не вижу. Одна из причин такого его поведения – он хочет иметь многочисленное потомство на примере его родового селения. Говорит, что сильны те тухумы (этим словом на Северном Кавказе обозначается военно-политическое объединение. –​ Ред.), у кого много братьев", – рассказывает Малика.

Кадыров подверг критике регистрацию браков в ЗАГСе

По ее словам, со второй женой мужа она практически не общалась, так как та девушка жила в Москве, а с первой они жили в одном доме и быстро нашли общий язык, "потому что она адекватная религиозная женщина, каких мало".

У махачкалинца Абдуллы "пока две жены". Второй раз женился пять лет назад. Абдулла говорит, что, когда решил взять вторую жену, первая не одобряла его решение, но мужчину это не смущало.

От первой жены у Абдуллы четверо детей, от второй – пока один. Жены знают друг о друге, живут в разных домах и между собой не общаются.

"НЕ СМОГУ ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА ХОЛОСТЯКА"

Быть второй женой обычно соглашаются либо разведенные женщины, либо "засидевшиеся". Для многих из них такой брак дает некоторые возможности, например повысить статус в обществе, решить материальные вопросы или родить ребенка. Для дагестанской женщины рождение внебрачного ребенка может грозить проблемами со стороны родственников.

Малика потому и согласилась быть третьей женой, что к тому времени уже была разведена и с ребенком. "Я подумала, что уже не смогу выйти замуж за холостяка, как молодая девушка. Меня устраивает положение второй или третьей жены. Устраивает, чтобы муж появлялся у меня не каждый день. Так у меня будет время на себя и на ребенка", – говорит Малика.

РАМКИ ЗАКОНА

Российский семейный кодекс не допускает регистрации второго брака. Но Абдулла, юрист по специальности, уверяет, что "это абсолютно разрешенная вещь".

"В Российской Федерации всё разрешено, кроме запрещенного. Есть запрет на регистрацию второго брака в ЗАГСе. Но регистрация – это еще не брак. Поэтому раз запрета на многоженство нет, то, значит, оно официально разрешено", – говорит Абдулла.

Свадьба в Грозном, Чечня. Иллюстративное фото.

ДАГЕСТАН, ЧЕЧНЯ, ИНГУШЕТИЯ.

Программный координатор Фонда имени Генриха Белля в России Ирина Костерина говорит, что феномен многоженства активно развивается в республиках Северного Кавказа. В 2016 году сотрудники фонда проводили исследование "Жизнь и проблемы женщин и мужчин на Северном Кавказе". Работа проводилась в четырех регионах: в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне и Дагестане. В опроснике были и вопросы о полигамии.

По словам Ирины Костериной, самый высокий процент двоеженцев – в Дагестане: 14,7 % опрошенных там мужчин сказали, что у них две жены, а 5,9 % ответили, что три.

"В Чечне две жены у 11,1 % опрошенных мужчин, три – у 2 %. В Ингушетии 6,7 % мужчин сказали, что у них две жены, трех жен у опрошенных нами не было. В Кабардино-Балкарии две жены у 9,7 % опрошенных, а три – у 3,2 %", – приводит данные Ирина Костерина.

По ее словам, у первых и вторых жен позиция по многоженству кардинально разная. Если вторых жен полигамия мужа не смущает, то для первых это целая проблема.

По ее словам, разные мужчины по-разному ответили на вопрос, почему они заводят себе вторых и третьих жен.

"В Российской Федерации всё разрешено, кроме запрещенного. Есть запрет на регистрацию второго брака в ЗАГСе. Но регистрация – это еще не брак. Поэтому раз запрета на многоженство нет, то, значит, оно официально разрешено".

Анализируя результаты опроса, Костерина делает вывод, что "чаще всего" жены одного мужа либо вовсе друг с другом не общаются, либо общаются формально: передали детей или встретились на каком-то мероприятии.

"Мы общались с мужчинами, которые уверяли, что они всё одинаково распределяют между всеми женами, но потом в ходе интервью было видно, что это не совсем так. Мужчины, которые уверяют, что всё это по исламу и по правилам, часто недооценивают такие моменты. Финансовые ресурсы, может быть, старался распределить, но внимание, любовь распределять невозможно. И большую часть своего времени этот мужчина проводит со второй женой, а с первой просто по поводу детей общается", – говорит Костерина.

"МОЩНЕЙШАЯ ЗАЩИТА"

Дагестанская журналистка и правозащитница Светлана Анохина с недавних пор видит в многоженстве "большой плюс". Она считает, что в патриархальном обществе это может защитить женщину от порицания.

"Когда многоженство называют "институтом узаконенных любовниц", это, в принципе, верно. Я всё еще считаю, что это большой мужской обман, но я посмотрела на ситуацию с другой стороны, со стороны вторых жен. Само существование этого феномена развязывает руки тем, кто просто не смог по какой-то причине выйти замуж, обзавестись семьей, но страстно желает ребенка", – говорит Анохина.

По ее словам, во многих случаях даже не нужно оформлять никах (мусульманский брачный контракт), женщине достаточно просто распустить информацию, что вышла замуж второй или третьей женой.

УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов отмечает, что на практике далеко не все многоженцы обеспечивают своих жен одинаковыми условиями.

"Есть огромное количество случаев, когда условия и уровень содержания жен различны. Часто вторая и третья жена могут содержать себя сами, могут работать. Кроме того, довольно часто, когда вторая, третья жена содержатся в секрете, то есть первая жена о них не знает. Это не соответствует мусульманскому праву", – говорит Ахмет Ярлыкапов.

Что касается юридической защищенности вторых жен, то, по мнению эксперта, чаще всего они уязвимы, но в некоторых случаях можно надеяться на мусульманский брачный договор и на завещание.

"Здесь всё зависит, регистрировался ли этот брак в шариатском смысле и есть ли никах – мусульманский брачный контракт, который обязательно должен быть заключен при регистрации исламского брака. В контракте указывается сумма махра – подарка супруга, который при любых обстоятельствах остается у жены. Но сам махр никак не регулируется. Это может быть просто золотое кольцо, или отдельная квартира, или отдельный дом. Это зависит от того, насколько щедрым будет муж. Зачастую это единственное, на что может претендовать и что может остаться у второй или третьей жены. Ну, конечно, многое зависит от завещания – это хоть какая-то возможность что-то получить. Хотя та супруга, с которой официально заключен брак в ЗАГСе, может его оспаривать. В этом вопросе, несомненно, жены, брак с которыми не заключен в ЗАГСе, находятся в уязвимом положении", – говорит эксперт.

Подписывайтесь на нас в Facebook


Комментируя эффективность запрета многоженства на законодательном уровне Ахмет Ярлыкапов допускает, что феномен это не искоренит полностью, но поставит его в жесткие рамки. Но, как считает эксперт, принятие такого закона в республиках Северного Кавказа на сегодня кажется невозможным.

"У тоталитарного государства есть возможность достаточно серьезно эту сферу контролировать. Конечно, даже Советскому Союзу не удалось полностью искоренить многоженство, но многоженцев было мало. Северный Кавказ был одним из регионов, в котором даже в советские годы такой запрет не сработал в полной мере. В современных условиях на Северном Кавказе есть достаточно серьезная поддержка многоженства, в том числе и среди официальных лиц. Рамзан Кадыров практически открыто поддерживает многоженство. Я думаю, что сейчас такого рода закон в этом регионе в принципе невозможен", – уверен Ахмет Ярлыкапов.

МНОГОЖЕНСТВО В ЗАКОНЕ

На Ближнем Востоке многоженство разрешено в Сирии, Египте, Алжире, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Иордании, Марокко, Афганистане, Иране, Пакистане, Катаре.

В Иордании мужчина не только должен уведомлять всех своих жен о новом браке, но и обязан предоставить документы о своей финансовой состоятельности. В Катаре и Пакистане согласие на новый брак мужчина должен получить от всех своих жен, а в Иране такое согласие должна дать только первая жена. В Марокко от мужчины требуется разрешение суда на новый брак и клятва относиться ко всем женам одинаково. Там первая жена может внести в брачный контракт требование больше не жениться.

В Турции действует запрет на многоженство. Там он был введен в 1926 году. В 1957 году многоженство было запрещено в Тунисе. А уличенного в многоженстве мужчину на год заключат в тюрьму.

Читайте также: