Какие действия обязан аудитор произвести при выявлении связанных сторон

Обновлено: 18.05.2024

Данный стандарт требует от аудиторов выполнения аудиторских процедур для получения достаточных и уместных аудиторских доказа­тельств относительно установления связанных сторон и раскрытия информации о них, а также влияния существенных операций со свя­занными сторонами на финансовую отчетность. Обязывает аудитора при наличии какого-либо признака, указывающего на существование связанных сторон, выполнить изменения, расширенные или дополни­тельные процедуры, целесообразные в данных условиях.

Указывается, что за определение связанных сторон и операций с ними, а также раскрытие соответствующей информации отвечает руководство экономического субъекта, в обязанности которого входит внедрение соответствующих систем бухгалтерского учета и внутрен­него контроля для обеспечения надлежащего отражения в учете и рас­крытия в финансовой отчетности операций со связанными сторонами.

Необходимость обладания аудитором информацией о связанных сторонах объясняется тем, что:

• основными правилами финансовой отчетности может пред­усматриваться раскрытие в финансовой отчетности определенных взаимоотношений и операций со связанными сторонами, указанных в МСФО 24;

• существование связанных сторон или операций со связанны­ми сторонами может повлиять на финансовую отчетность;

• источник аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности.

Аудиторские доказательства, полученные от несвязанных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей убедительностью;

• операции со связанными сторонами могут мотивироваться не только обычными деловыми соображениями, но и, например, рас­пределением прибыли или даже мошенничеством.

Данное требование предполагает наличие у аудитора знаний о бизнесе субъекта и отрасли в целом.

• изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет формирования списка известных связанных сторон;

• изучить порядок определения субъектом связанных сторон;

• запросить у директоров и руководства информацию об их аффи­лированное™ с другими предприятиями;

• запросить других аудиторов, участвующих в данный момент в проведении аудита, или предыдущих аудиторов о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных связанных сторон, и т.п.

Если, по мнению аудитора, риск необнаружения связанных сто­рон, имеющих большое влияние, невысок, то перечисленные процеду­ры могут быть изменены соответствующим образом.

Если основными принципами финансовой отчетности пред­усматривается раскрытие информации о взаимоотношениях со связан­ными сторонами, аудитор должен убедиться в том, что такое раскры­тие является адекватным.

В ходе аудита аудитору необходимо обратить внимание на опе­рации, которые выглядят необычно в данных обстоятельствах и могут указывать на существование ранее не выявленных связанных сторон, например:

• операции с нетипичными условиями (нестандартными цена­ми, процентными ставками, гарантиями и условиями погашения);

• операции, проведенные без видимой логической причины;

• операции, содержание которых отличается от их формы;

• операции, обработанные необычным образом;

• крупные по объему или значительные операции с отдельны­ми потребителями или поставщиками (в сравнении с другими потре­бителями (поставщиками));

• неучтенные операции, такие, как безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

К процедурам, позволяющим аудитору в ходе аудита выявить наличие операций со связанными сторонами, относятся:

• проведение детальных тестов в отношении операций и сальдо счетов;

• изучение протоколов собраний акционеров и заседаний сове­та директоров;

• изучение учетных записей для обнаружения крупных или нетипичных операций либо сальдо счетов, при этом особое внимание уделяется операциям, отраженным в ходе или незадолго до окончания отчетного периода;

• изучение подтверждений по выданным и полученным креди­там, а также банковских подтверждений. Такая проверка может обна­ружить существование гарантийных обязательств и других операций со связанными сторонами;

• изучение инвестиционных сделок, например приобретение либо реализация доли участия в совместном или ином предприятии.

В то же время следует отметить, что определение связанных сто­рон, включенное в МСФО 24, не требует раскрытия информации об операциях между предприятиями, контролируемыми государством. В определениях связанных сторон, приведенных в МСФО 24 и в МСА 550, не учитываются все обстоятельства, имеющие отноше­ние к предприятиям государственного сектора.

Например, в целях применения МСА 550 не рассматривается статус взаимоотношений между государственными министерствами и ведомствами, государ­ственными ведомствами и другими законными государственными орга­нами или агентствами.

Аудитор должен выполнять аудиторские процедуры для полу­чения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, касающих­ся аффилированных лиц и раскрытия информации о них, а также влия­ния операций между аудируемым лицом и аффилированным лицом на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица. Тем не ме­нее не следует ожидать, что в результате аудита будут выявлены все операции с аффилированными лицами.

Вследствие неопределенности, присущей предпосылкам подго­товки финансовой (бухгалтерской) отчетности относительно полноты информации об аффилированных лицах, процедуры, предусмотренные ПСАД № 9, предоставят достаточные надлежащие аудиторские дока­зательства в отношении таких предпосылок при отсутствии каких-либо выявленных аудитором обстоятельств, которые повышают риск искаже­ния отчетности сверх ожидаемого уровня или указывают на то, что имело место существенное искажение информации об аффилирован­ных лицах.

При наличии признака, указывающего на существование таких обстоятельств, аудитор должен выполнить модифицированные, расши­ренные или дополнительные процедуры, необходимые в данных усло­виях.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за опре­деление аффилированности сторон и операций с ними, а также раскры­тие соответствующей информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. В связи с этим от руководства аудируемого лица требуется ведение соответствующего бухгалтерского учета и организация систе­мы внутреннего контроля для обеспечения достоверного отражения и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности операций с аффи­лированными лицами.

Аудитору необходимо обладать знаниями о деятельности ауди­руемого лица и отрасли в целом, позволяющими ему выявлять собы­тия, операции и имеющуюся практику, которые могут оказать суще­ственное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Нали­чие аффилированных лиц и операций с ними считается обычным в деловой практике, однако аудитор должен быть осведомлен о них по следующим причинам:

• применяемый порядок подготовки финансовой (бухгалтер­ской) отчетности может предполагать раскрытие в финансовой (бух­галтерской) отчетности определенных взаимоотношений и операций с аффилированными лицами;

• наличие аффилированных лиц или операций с ними может повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;

• источник получения аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от неаффилированных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей степенью убедитель­ности;

• операции с аффилированными лицами могут мотивироваться не только обычными деловыми отношениями, но и, например, распре­делением прибыли с целью ухода от налогообложения или мошенни­чеством.

Аудитор должен изучить информацию, предоставленную руко­водством аудируемого лица в отношении аффилированных лиц, а так­же выполнить следующие процедуры для проверки достоверности полученной информации и полноты ее раскрытия:

• изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет определения списка известных аффилированных лиц;

• проверить выполнение предпринимаемых аудируемым лицом мер по выявлению аффилированных лиц;

• запросить у должностных лиц аудируемого лица информацию об их аффилированности в отношении других хозяйствующих субъе­ктов;

• изучить списки акционеров с целью определения крупных акционеров или в случае необходимости получить список крупных акционеров из реестра акционеров;

• изучить протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров, а также другие предусмотренные законодательством документы, в том числе реестр акционеров;

• запросить других аудиторов, участвующих в данный момент или участвовавших ранее в проведении аудита, о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных аффилированных лиц;

• запросить информацию и документы (договоры, деловую переписку, отчеты о переговорах) о наиболее крупных дебиторах и кре­диторах аудируемого лица и сравнить их данные с результатами пре­дыдущих процедур;

• проверить информацию, представляемую аудируемым лицом в налоговые и иные органы.

Если, по мнению аудитора, риск необнаружения аффилирован­ных лиц, имеющих значительное влияние, невысок, указанные про­цедуры следует модифицировать.

Если действующим порядком подготовки финансовой (бухгал­терской) отчетности предусмотрено раскрытие информации об аффи­лированных лицах и отношениях с ними, аудитор должен убедиться в том, что такое раскрытие является достоверным и полным.

Аудитор должен детально изучить информацию об операциях с аффилированными лицами, представленную руководством аудиру­емого лица, а также быть готовым обнаружить другие существенные операции с аффилированными лицами.

При изучении систем бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля, а также при предварительной оценке риска средств контроля аудитор должен проанализировать достоверность процедур контроля учета опе­раций с аффилированными лицами и формирования информации о них.

В ходе аудиторской проверки аудитору необходимо обратить внимание на нетипичные операции и на операции, которые могут ука­зывать на существование ранее не выявленных аффилированных лиц, в том числе:

• операции, предполагающие нетипичные ситуации и условия, например нестандартные цены, процентные ставки, поручитель­ства и условия погашения;

• операции, осуществленные без видимой причины с точки зре­ния логики бизнеса;

• операции, содержание которых отличается от их формы;

• операции, отраженные в документах и бухгалтерском учете необычным образом;

• большой объем операций или значительные по сумме опера­ции с отдельными потребителями или поставщиками (по сравнению с другими);

• неучтенные операции, в том числе безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

В ходе аудиторской проверки аудитор проводит процедуры, с помощью которых можно выявить наличие операций с аффилирован­ными лицами.

К подобным процедурам относятся:

• детальные процедуры в отношении операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

• анализ протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров;

• анализ регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения крупных или нетипичных операций либо остатков по счетам бухгал­терского учета, при этом особое внимание уделяется операциям, отра­женным в бухгалтерском учете в конце или незадолго до окончания отчетного периода;

• анализ документов по выданным и полученным кредитам, а также банковских поручительств. Такая проверка может выявить существование гарантийных обязательств и других операций с аффи­лированными лицами;

• анализ инвестиционных сделок, например приобретение (реали­зация) доли участия в совместной либо иной деятельности.

При проверке операций с аффилированными лицами аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что эти операции были надлежащим образом учтены и раскрыты.

С учетом характера взаимоотношений с аффилированными лица­ми доказательство проведения операций с ними может быть ограни­ченным (например, в отношении того, что основное общество дало инструкции дочернему обществу по учету лицензионных платежей). Из-за ограниченной возможности получения надлежащих доказательств, подтверждающих подобные операции, аудитор должен решить, нужно ли выполнить следующие процедуры:

• подтверждение условий и суммы денежных средств, затрачен­ных на операцию с аффилированным лицом;

• изучение доказательств, имеющихся у аффилированного лица;

• подтверждение или обсуждение информации с лицами, име­ющими отношение к данной операции, например с банками, гаранта­ми, агентами и соответствующими специалистами, в том числе юри­стами.

Аудитор должен получить письменное заявление руководства аудируемого лица, касающееся:

• полноты представленной информации относительно опреде­ления круга аффилированных лиц;

• достоверности раскрытия информации об аффилированных лицах в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Если аудитор не может получить достаточных надлежащих ауди­торских доказательств относительно аффилированных лиц и операций

с ними или приходит к выводу, что информация о них раскрыта в финан­совой (бухгалтерской) отчетности неясно или неполно, аудитор дол­жен соответствующим образом модифицировать аудиторское заклю­чение.

Данный стандарт требует от аудиторов выполнения аудиторских процедур для получения достаточных и уместных аудиторских доказа­тельств относительно установления связанных сторон и раскрытия информации о них, а также влияния существенных операций со свя­занными сторонами на финансовую отчетность. Обязывает аудитора при наличии какого-либо признака, указывающего на существование связанных сторон, выполнить изменения, расширенные или дополни­тельные процедуры, целесообразные в данных условиях.

Указывается, что за определение связанных сторон и операций с ними, а также раскрытие соответствующей информации отвечает руководство экономического субъекта, в обязанности которого входит внедрение соответствующих систем бухгалтерского учета и внутрен­него контроля для обеспечения надлежащего отражения в учете и рас­крытия в финансовой отчетности операций со связанными сторонами.

Необходимость обладания аудитором информацией о связанных сторонах объясняется тем, что:

• основными правилами финансовой отчетности может пред­усматриваться раскрытие в финансовой отчетности определенных взаимоотношений и операций со связанными сторонами, указанных в МСФО 24;

• существование связанных сторон или операций со связанны­ми сторонами может повлиять на финансовую отчетность;

• источник аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности.

Аудиторские доказательства, полученные от несвязанных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей убедительностью;

• операции со связанными сторонами могут мотивироваться не только обычными деловыми соображениями, но и, например, рас­пределением прибыли или даже мошенничеством.

Данное требование предполагает наличие у аудитора знаний о бизнесе субъекта и отрасли в целом.

• изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет формирования списка известных связанных сторон;

• изучить порядок определения субъектом связанных сторон;

• запросить у директоров и руководства информацию об их аффи­лированное™ с другими предприятиями;

• запросить других аудиторов, участвующих в данный момент в проведении аудита, или предыдущих аудиторов о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных связанных сторон, и т.п.

Если, по мнению аудитора, риск необнаружения связанных сто­рон, имеющих большое влияние, невысок, то перечисленные процеду­ры могут быть изменены соответствующим образом.

Если основными принципами финансовой отчетности пред­усматривается раскрытие информации о взаимоотношениях со связан­ными сторонами, аудитор должен убедиться в том, что такое раскры­тие является адекватным.

В ходе аудита аудитору необходимо обратить внимание на опе­рации, которые выглядят необычно в данных обстоятельствах и могут указывать на существование ранее не выявленных связанных сторон, например:

• операции с нетипичными условиями (нестандартными цена­ми, процентными ставками, гарантиями и условиями погашения);

• операции, проведенные без видимой логической причины;

• операции, содержание которых отличается от их формы;

• операции, обработанные необычным образом;

• крупные по объему или значительные операции с отдельны­ми потребителями или поставщиками (в сравнении с другими потре­бителями (поставщиками));

• неучтенные операции, такие, как безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

К процедурам, позволяющим аудитору в ходе аудита выявить наличие операций со связанными сторонами, относятся:

• проведение детальных тестов в отношении операций и сальдо счетов;

• изучение протоколов собраний акционеров и заседаний сове­та директоров;

• изучение учетных записей для обнаружения крупных или нетипичных операций либо сальдо счетов, при этом особое внимание уделяется операциям, отраженным в ходе или незадолго до окончания отчетного периода;

• изучение подтверждений по выданным и полученным креди­там, а также банковских подтверждений. Такая проверка может обна­ружить существование гарантийных обязательств и других операций со связанными сторонами;

• изучение инвестиционных сделок, например приобретение либо реализация доли участия в совместном или ином предприятии.

В то же время следует отметить, что определение связанных сто­рон, включенное в МСФО 24, не требует раскрытия информации об операциях между предприятиями, контролируемыми государством. В определениях связанных сторон, приведенных в МСФО 24 и в МСА 550, не учитываются все обстоятельства, имеющие отноше­ние к предприятиям государственного сектора.

Например, в целях применения МСА 550 не рассматривается статус взаимоотношений между государственными министерствами и ведомствами, государ­ственными ведомствами и другими законными государственными орга­нами или агентствами.

Аудитор должен выполнять аудиторские процедуры для полу­чения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, касающих­ся аффилированных лиц и раскрытия информации о них, а также влия­ния операций между аудируемым лицом и аффилированным лицом на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица. Тем не ме­нее не следует ожидать, что в результате аудита будут выявлены все операции с аффилированными лицами.

Вследствие неопределенности, присущей предпосылкам подго­товки финансовой (бухгалтерской) отчетности относительно полноты информации об аффилированных лицах, процедуры, предусмотренные ПСАД № 9, предоставят достаточные надлежащие аудиторские дока­зательства в отношении таких предпосылок при отсутствии каких-либо выявленных аудитором обстоятельств, которые повышают риск искаже­ния отчетности сверх ожидаемого уровня или указывают на то, что имело место существенное искажение информации об аффилирован­ных лицах.

При наличии признака, указывающего на существование таких обстоятельств, аудитор должен выполнить модифицированные, расши­ренные или дополнительные процедуры, необходимые в данных усло­виях.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за опре­деление аффилированности сторон и операций с ними, а также раскры­тие соответствующей информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. В связи с этим от руководства аудируемого лица требуется ведение соответствующего бухгалтерского учета и организация систе­мы внутреннего контроля для обеспечения достоверного отражения и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности операций с аффи­лированными лицами.

Аудитору необходимо обладать знаниями о деятельности ауди­руемого лица и отрасли в целом, позволяющими ему выявлять собы­тия, операции и имеющуюся практику, которые могут оказать суще­ственное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Нали­чие аффилированных лиц и операций с ними считается обычным в деловой практике, однако аудитор должен быть осведомлен о них по следующим причинам:

• применяемый порядок подготовки финансовой (бухгалтер­ской) отчетности может предполагать раскрытие в финансовой (бух­галтерской) отчетности определенных взаимоотношений и операций с аффилированными лицами;

• наличие аффилированных лиц или операций с ними может повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;

• источник получения аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от неаффилированных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей степенью убедитель­ности;

• операции с аффилированными лицами могут мотивироваться не только обычными деловыми отношениями, но и, например, распре­делением прибыли с целью ухода от налогообложения или мошенни­чеством.

Аудитор должен изучить информацию, предоставленную руко­водством аудируемого лица в отношении аффилированных лиц, а так­же выполнить следующие процедуры для проверки достоверности полученной информации и полноты ее раскрытия:

• изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет определения списка известных аффилированных лиц;

• проверить выполнение предпринимаемых аудируемым лицом мер по выявлению аффилированных лиц;

• запросить у должностных лиц аудируемого лица информацию об их аффилированности в отношении других хозяйствующих субъе­ктов;

• изучить списки акционеров с целью определения крупных акционеров или в случае необходимости получить список крупных акционеров из реестра акционеров;

• изучить протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров, а также другие предусмотренные законодательством документы, в том числе реестр акционеров;

• запросить других аудиторов, участвующих в данный момент или участвовавших ранее в проведении аудита, о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных аффилированных лиц;

• запросить информацию и документы (договоры, деловую переписку, отчеты о переговорах) о наиболее крупных дебиторах и кре­диторах аудируемого лица и сравнить их данные с результатами пре­дыдущих процедур;

• проверить информацию, представляемую аудируемым лицом в налоговые и иные органы.

Если, по мнению аудитора, риск необнаружения аффилирован­ных лиц, имеющих значительное влияние, невысок, указанные про­цедуры следует модифицировать.

Если действующим порядком подготовки финансовой (бухгал­терской) отчетности предусмотрено раскрытие информации об аффи­лированных лицах и отношениях с ними, аудитор должен убедиться в том, что такое раскрытие является достоверным и полным.

Аудитор должен детально изучить информацию об операциях с аффилированными лицами, представленную руководством аудиру­емого лица, а также быть готовым обнаружить другие существенные операции с аффилированными лицами.

При изучении систем бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля, а также при предварительной оценке риска средств контроля аудитор должен проанализировать достоверность процедур контроля учета опе­раций с аффилированными лицами и формирования информации о них.

В ходе аудиторской проверки аудитору необходимо обратить внимание на нетипичные операции и на операции, которые могут ука­зывать на существование ранее не выявленных аффилированных лиц, в том числе:

• операции, предполагающие нетипичные ситуации и условия, например нестандартные цены, процентные ставки, поручитель­ства и условия погашения;

• операции, осуществленные без видимой причины с точки зре­ния логики бизнеса;

• операции, содержание которых отличается от их формы;

• операции, отраженные в документах и бухгалтерском учете необычным образом;

• большой объем операций или значительные по сумме опера­ции с отдельными потребителями или поставщиками (по сравнению с другими);

• неучтенные операции, в том числе безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

В ходе аудиторской проверки аудитор проводит процедуры, с помощью которых можно выявить наличие операций с аффилирован­ными лицами.

К подобным процедурам относятся:

• детальные процедуры в отношении операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

• анализ протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров;

• анализ регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения крупных или нетипичных операций либо остатков по счетам бухгал­терского учета, при этом особое внимание уделяется операциям, отра­женным в бухгалтерском учете в конце или незадолго до окончания отчетного периода;

• анализ документов по выданным и полученным кредитам, а также банковских поручительств. Такая проверка может выявить существование гарантийных обязательств и других операций с аффи­лированными лицами;

• анализ инвестиционных сделок, например приобретение (реали­зация) доли участия в совместной либо иной деятельности.

При проверке операций с аффилированными лицами аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что эти операции были надлежащим образом учтены и раскрыты.

С учетом характера взаимоотношений с аффилированными лица­ми доказательство проведения операций с ними может быть ограни­ченным (например, в отношении того, что основное общество дало инструкции дочернему обществу по учету лицензионных платежей). Из-за ограниченной возможности получения надлежащих доказательств, подтверждающих подобные операции, аудитор должен решить, нужно ли выполнить следующие процедуры:

• подтверждение условий и суммы денежных средств, затрачен­ных на операцию с аффилированным лицом;

• изучение доказательств, имеющихся у аффилированного лица;

• подтверждение или обсуждение информации с лицами, име­ющими отношение к данной операции, например с банками, гаранта­ми, агентами и соответствующими специалистами, в том числе юри­стами.

Аудитор должен получить письменное заявление руководства аудируемого лица, касающееся:

• полноты представленной информации относительно опреде­ления круга аффилированных лиц;

• достоверности раскрытия информации об аффилированных лицах в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Если аудитор не может получить достаточных надлежащих ауди­торских доказательств относительно аффилированных лиц и операций

с ними или приходит к выводу, что информация о них раскрыта в финан­совой (бухгалтерской) отчетности неясно или неполно, аудитор дол­жен соответствующим образом модифицировать аудиторское заклю­чение.

Переход российских аудиторов на МСА принес ряд изменений как для них самих, так и для их клиентов. Как определяются ключевые вопросы аудита и какая информация раскрывается по ним в аудиторском заключении? Какие дополнительные обязанности появились у аудитора в части взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление, и о чем он должен их информировать?

Традиционно на Новый год вступают в силу многочисленные изменения в различных нормативных правовых актах. Но для аудиторского сообщества новый 2017 г. принес глобальные изменения: начиная с этого года аудиторская деятельность в нашей стране осуществляется в соответствии с МСА. Правда, Минфин России сделал небольшую поблажку аудиторам: если договор на проведение аудита был заключен до 2017 г., то аудитор вправе проводить аудит по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу МСА.

Вряд ли переход на МСА в нашей стране можно назвать революционным. Дело в том, что федеральные стандарты аудиторской деятельности, действовавшие ранее в РФ, были основаны на МСА. Однако отечественные стандарты аудита не успевали за изменениями, вносимыми в международные стандарты. В результате наши стандарты не в полной мере соответствовали международной практике аудита и не совсем отвечали текущей экономической ситуации.

Таким образом, основные изменения в связи с переходом на МСА связаны не столько с отличиями от действовавших российских стандартов аудита, сколько с последними изменениями в самих МСА. А изменения эти вполне можно охарактеризовать как глобальные и революционные. В настоящей статье рассмотрены следующие новации в МСА, затрагивающие вопросы взаимодействия аудитора и аудируемого лица:
— новый формат аудиторского заключения;
— взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление.

Новый формат аудиторского заключения
Изменение формы и содержания аудиторского заключения стало революционным не только для российских аудиторов, но и для мирового аудиторского сообщества.

До последних изменений аудиторские заключения были похожи друг на друга. А ведь аудиторское заключение — это важнейший и, как правило, единственный публичный документ, в котором отражен результат аудита. Для пользователей отчетности аудиторские заключения перестали представлять ценность. Постепенно назревала необходимость изменений в этой области.

За последние годы сложность осуществляемых организациями операций и их учета существенно возросла. Значительно шире стали применяться суждения, повысились требования к уровню экспертизы при определении оценочных значений, а также возросла степень неопределенности, с которой приходится сталкиваться при подготовке финансовой отчетности. Кроме того, увеличился объем информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности. Несмотря на это, аудиторское заключение, являющееся ключевым документом, отражающим результаты аудита финансовой отчетности, до настоящего времени представляло собой стандартный отчет, составленный по принципу соответствия/несоответствия, содержащий минимальный объем информации о проверяемой организации и о самом процессе аудита.

Последней каплей был мировой финансовый кризис 2007–2008 гг., после которого инвесторы и другие пользователи финансовой отчетности потребовали повысить прозрачность и информативность аудиторского заключения. Усовершенствование аудиторского заключения было крайне важно для повышения ценности аудита финансовой отчетности, а также для сохранения значимости самой профессии аудитора.

Перед IAASB стояла задача создания коммуникативной ценности аудиторского заключения в интересах всего общества и повышения доверия к процессу аудита. В 2015 г. по результатам пятилетней работы над проектом по пересмотру аудиторского заключения IAASB опубликовал новые и пересмотренные МСА. В рамках проекта проводились международные научные исследования, общественные консультации и взаимодействие с заинтересованными сторонами IAASB. В результате в значительной степени изменились содержание и формат аудиторского заключения, особенно в отношении аудиторских заключений о финансовой отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Далее остановимся подробнее на основных изменениях в аудиторском заключении, разработанном IAASB.

Как же определяются ключевые вопросы аудита и какая информация раскрывается по этим вопросам в аудиторском заключении? Ключевые вопросы аудита отбираются аудитором из числа вопросов, которые были доведены до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление (речь об этих лицах пойдет чуть позже).

Определяя такие вопросы, аудитор должен учитывать:
— области повышенного оцененного риска существенного искажения отчетности или значительных рисков;
— значимые суждения аудитора в отношении областей финансовой отчетности, требующих применения значимых суждений руководства, включая оценочные значения, которые были определены как имеющие высокий уровень неопределенности оценки;
— влияние на аудит значительных событий или операций, имевших место в течение периода.

Чем выше оценка аудитором риска, тем более убедительные аудиторские доказательства он обязан получить при разработке аудиторских процедур. Следовательно, вопросы, которые осложняют получение аудитором достаточных надлежащих аудиторских доказательств или формирование мнения о финансовой отчетности, могут иметь особое значение при определении аудитором ключевых вопросов аудита.

Области, требующие значительного внимания аудитора, часто представляют собой области финансовой отчетности, которые связаны со сложностями или требуют применения руководством значимого суждения. Следовательно, такие области могут быть рассмотрены в качестве ключевых вопросов аудита.

Значительные операции со связанными сторонами или крупные операции, выходящие за рамки обычной хозяйственной деятельности, вполне могут быть рассмотрены аудитором в качестве ключевых вопросов аудита. Руководство может применять сложные или многосторонние суждения в отношении признания, оценки, представления или раскрытия таких операций.

Значительные изменения в экономике, бухгалтерском учете, регулировании, отрасли или в других областях, которые повлияли на допущения или суждения руководства, также могут оказать влияние на общий подход аудитора к аудиту и привести к возникновению вопроса, требующего значительного внимания аудитора.

  • уровень специальных знаний или навыков, необходимых для проведения аудиторских процедур с целью изучения вопроса или оценки результатов проведения этих процедур, если такие необходимы;
  • характер консультаций по данному вопросу, предоставляемых сторонними по отношению к аудиторской группе лицами;
  • характер и уровень сложности при применении аудиторских процедур, оценке результатов таких процедур и получении уместных и надежных доказательств, на которых будет основываться аудиторское мнение, особенно когда суждения аудитора становятся более субъективными;
  • серьезность выявленных недостатков системы внутреннего контроля, имеющих отношение к вопросу;
  • был ли вопрос связан с рядом отдельных, но взаимосвязанных аспектов аудита. Например: долгосрочные договоры могут требовать значительного внимания аудитора в связи с признанием выручки, судебными разбирательствами или иными непредвиденными обстоятельствами и могут оказывать влияние на другие оценочные значения.

На число ключевых вопросов аудита, отраженных в аудиторском заключении, влияют как сложность организационно-правовой структуры аудируемого лица, особенности его деятельности и внешней среды, так и особенности аудиторского задания.

Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении осуществляется в контексте сформированного аудиторского мнения о финансовой отчетности в целом. При этом раскрытие информации о ключевых вопросах не является отдельным мнением, выраженным по отдельно взятым вопросам, и это раскрытие не подменяет собой:
— информацию, раскрываемую руководством в финансовой отчетности согласно требованиям применимой концепции подготовки финансовой отчетности или в иных случаях необходимую для обеспечения достоверного представления;
— выражение аудитором модифицированного мнения, когда оно требуется в связи с обстоятельствами конкретного аудиторского задания;
— представление информации в случаях, когда имеется существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности организации непрерывно продолжать свою деятельность.

Цель информирования о ключевых вопросах аудита — повысить информационную ценность аудиторского заключения путем обеспечения большей прозрачности проведенного аудита. Кроме того, раскрытие ключевых вопросов аудита может:
— быть полезным для изучения предполагаемыми пользователями организации и областей проаудированной финансовой отчетности, в которых применялись значимые суждения руководства;
— предоставить пользователям основу для дальнейшего взаимодействия с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление, по вопросам, относящимся к организации, проаудированной финансовой отчетности или проведенному аудиту.

Аудитор обязан проверять полноту раскрытия в финансовой отчетности информации о неопределенности в отношении непрерывности деятельности. Это относится к ситуациям, когда выявлены события и условия, которые могут вызвать сомнения в способности организации продолжать непрерывную деятельность, но на основании анализа планов руководства и рассмотрения иных аспектов был сделан вывод об отсутствии значительной неопределенности.

Аудитор должен ознакомиться с прочей информацией и рассмотреть ее, поскольку прочая информация, которая в значительной степени не соответствует сведениям, содержащимся в финансовой отчетности, или знаниям, полученным аудитором в ходе аудита, может указывать на то, что имеет место существенное искажение финансовой отчетности или прочей информации.

Любое из этих искажений может подорвать доверие к финансовой отчетности и к аудиторскому заключению об этой отчетности. Такие существенные искажения могут также ненадлежащим образом влиять на экономические решения, принимаемые пользователями, для которых подготовлено аудиторское заключение.

Мнение аудитора не распространяется на прочую информацию, и, следовательно, аудитор не выражает аудиторское мнение и не формирует вывода с обеспечением уверенности в какой-либо форме в отношении этой информации. Тем не менее, если аудитор выражает мнение с оговоркой или отрицательное мнение, то он должен проанализировать последствия вопроса, послужившего причиной выражения модифицированного мнения, для подготовки заявления о прочей информации в аудиторском заключении.

Обязанности аудитора и аудируемого лица: новые подробности
В новом аудиторском заключении содержится расширенное описание обязанностей аудитора и основных характеристик аудита, а также более детальное описание обязанностей руководства аудируемого лица и лиц, отвечающих за корпоративное управление.

Кроме того, в аудиторском заключении теперь приводится подтверждающее заявление о независимости аудитора и исполнении соответствующих обязанностей по соблюдению этических норм с раскрытием информации о юрисдикции происхождения таких требований или со ссылкой на Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров.

Некоторые компоненты описания обязанностей аудитора могут быть представлены в приложении к аудиторскому заключению или в тех случаях, когда это однозначно разрешено законом, нормативным актом или национальными стандартами аудита, в аудиторском заключении может быть дана ссылка на сайт соответствующего органа. Российским аудиторам пока такая возможность не предоставляется.

Героя нужно знать в лицо!
В аудиторском заключении при проведении аудита полного комплекта финансовой отчетности общего назначения организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, должно быть теперь указано имя руководителя аудита.

Каковы ожидаемые преимущества?
По мнению IAASB, новые и пересмотренные МСА позволят получить аудиторское заключение, которое повысит доверие к аудиту и финансовой отчетности. IAASB полагает, что, помимо повышения прозрачности и информационной ценности аудиторского заключения, изменения, вносимые в процесс его подготовки, позволят получить следующие преимущества:
— улучшение информационного взаимодействия между инвесторами и аудитором, а также между аудитором и лицами, отвечающими за корпоративное управление;
— повышенное внимание руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление, к раскрытию в финансовой отчетности информации, на которую дается ссылка в аудиторском заключении;
— привлечение внимания аудитора к вопросам, которые будут представлены в аудиторском заключении, что могло бы косвенно способствовать более активному проявлению профессионального скептицизма.

Лица, отвечающие за корпоративное управление, — лицо (лица) или организация (организации), которые несут ответственность за надзор за стратегическим направлением деятельности организации и имеют обязанности, связанные с обеспечением подотчетности организации. К таким обязанностям относится надзор за составлением финансовой отчетности. Примеры: комитет по аудиту (для ПАО), совет директоров (наблюдательный совет) (для АО и ООО), участники (для ООО).

Вопросы, о которых аудитор должен информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление:
— обязанности аудитора в отношении аудита финансовой отчетности;
— планируемый объем и сроки проведения аудита;
— значимые вопросы, выявленные в ходе аудита;
— независимость аудитора.

  • значимые вопросы, которые возникли в ходе аудита и которые обсуждались или были предметом переписки с руководством;
  • письменные заявления, запрашиваемые аудитором;

В случае с организациями, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, аудитор должен проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о следующих вопросах, связанных с независимостью:
— о заявлении, в котором утверждается, что аудиторская группа и другие сотрудники аудиторской организации (при необходимости), сама аудиторская организация и, если применимо, организации, входящие в сеть, соблюдают соответствующие этические требования в отношении независимости;
— обо всех отношениях и о прочих вопросах, возникающих между аудиторской организацией, организациями, входящими в сеть, и проверяемой организацией, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, могут обоснованно считаться влияющими на независимость. Такие отношения и вопросы включают общее вознаграждение, начисленное в течение периода, за который составлялась финансовая отчетность, как за аудит, так и за иные услуги, оказанные аудиторской организацией и организациями, входящими в сеть, проверяемой организации и компонентам, контролируемым этой организацией. Это вознаграждение должно быть распределено по соответствующим категориям, чтобы помочь лицам, отвечающим за корпоративное управление, оценить влияние услуг на независимость аудитора;
— о соответствующих мерах предосторожности, которые были применены для устранения выявленных угроз нарушения независимости или уменьшения их до приемлемого уровня.

Важной обязанностью аудитора является информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, о неисправленных искажениях, а именно:
— о неисправленных искажениях и воздействии, которое такие искажения могут оказать на мнение аудитора в аудиторском заключении (аудитор должен предложить, чтобы неисправленные искажения были исправлены);
— о воздействии неисправленных искажений, относящихся к предшествующим периодам, на соответствующие виды операций, остатки по счетам или раскрытие информации и на финансовую отчетность в целом.

Аудитор обязан потребовать письменные заявления руководства и, если уместно, лиц, отвечающих за корпоративное управление, о том, считают ли они воздействие неисправленных искажений несущественным для финансовой отчетности в целом. Перечень таких искажений должен быть включен в письмо-представление или приложен к нему.

Кроме того, аудитор должен в письменной форме сообщить лицам, отвечающим за корпоративное управление, о значительных недостатках в системе внутреннего контроля, выявленных в ходе аудита, то есть о недостатках в системе внутреннего контроля, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являются достаточно важными.

Недостаток в системе внутреннего контроля имеет место в том случае, если:
— средство контроля разработано, внедрено и функционирует таким образом, что оно не в состоянии предотвратить или своевременно обнаружить и устранить искажения в финансовой отчетности, или
— отсутствует необходимое средство контроля для предотвращения или своевременного обнаружения и устранения искажений в финансовой отчетности.

Возможные затруднения
Аудитору и аудируемым организациям, возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями при переходе на МСА. В частности, определение ключевых вопросов аудита может вызвать ряд затруднений, особенно если информация по этим вопросам не раскрывается в финансовой отчетности. Описание ключевых вопросов аудита в краткой, но понятной форме также может представлять сложности на начальных этапах.

Тем не менее, будем надеяться, что раскрытие более подробной информации в аудиторском заключении поможет пользователям отчетности принимать более взвешенные и обоснованные решения с учетом данных проаудированной финансовой отчетности и повысит доверие к процессу аудита и его результатам.


[1] — См. также: Ефремова Е. Аудиторское заключение: сравниваем ФСАД и МСА.

Порядок проведения аудиторской проверки

Аудиторская проверка — комплексная работа, направленная на изучение финансовой и экономической деятельности компании. Выполняется специальным аудиторским органом на базе предоставленных отчетов. Во время проверки аудитор изучает нюансы бизнес-деятельности, правила внутреннего контроля, главные события за определенный период, выполнение субъектом норм законодательства, правильность инвентаризации остатков и другие нюансы. Ниже рассмотрим правовые особенности аудиторской проверки, законодательную базу, правила и последствия отказа от таких действий.

Законодательная база

Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.

Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:

  1. Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
  2. Внутренние кодексы.
  3. ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
  4. Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
  5. Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.

Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.

Виды аудиторских проверок

На практике выделяется два типа аудиторских проверок. Первый (обязательный) проводится по плану, а второй (добровольный) выполняется без привязки к определенной дате по желанию руководства организации.

Обязательный аудит

Такой контроль проводится с периодичностью раз в год для АО разных видов и вне зависимости от результатов работы. Кроме того, ежегодный аудит обязателен для предприятий, разместивших ценные бумаги на торгах. По ФЗ №49 организатор последних без пояснения причин может отказать в доступе активов к продаже, что внесет изменения в необходимость ежегодной аудиторской проверки.

Обязательный аудит также характерен для следующих предприятий:

  • кредитные структуры
  • управляющие фирмы
  • негосударственные ПФ
  • политические партии (в зависимости от объемов финансовой деятельности)
  • МФО
  • страховые и клиринговые фирмы
  • БКИ и т. д.

При определении необходимости обязательной аудиторской проверки часто оцениваются финансовые результаты предприятия и отражения бухотчетности. Вне зависимости от ситуации обязательный аудит не применяется по отношению таких субъектов:

  • ИП
  • внебюджетные фонды (федеральные, муниципальные)
  • с/х кооперативы
  • унитарные компании

Подробные сведения по отношению к компаниям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, приведены ФЗ №307, а также в ряде других законов и кодексов. Указанный перечень не является окончательным. Он периодические корректируется в зависимости от ситуации в экономической и финансовой сфере государства.

Добровольный аудит

Компании, для которых не обязательна аудиторская проверка, вправе провести ее по собственной инициативе. Такой вид аудита называют добровольным, внеочередным или инициативным. Подобные проверки также организуются в АО по просьбе держателей акций, имеющих на руках от 10% и более ценных бумаг.

Распространенные причины добровольного аудиторского контроля:

  • проверка работы финансового руководителя, главбуха, управляющих структур
  • выполнение требований банков, госструктур, инвесторов, контрагентов
  • подготовка компании к сертификации
  • привлечение нового главбуха и передача бумаг
  • реорганизация бизнеса, подготовка к купле-продаже

Актуальность проведения проверки определяет руководство компании на базе состояния бухучета и ряда других норм. Периодичность проведения добровольного аудита может быть любой, но при выполнении работы соблюдаются стандарты и порядок, действующие на законодательном уровне.

Этапы

Аудиторская проверка — трудоемкий процесс, подразумевающий прохождение нескольких этапов, начиная с подготовки, заканчивая выдачей заключения и его передачей в Росстат. Отдельно рассмотрим шаги обязательного и инициативного аудита:

  1. Планирование (подготовка). Разрабатываются стратегические и тактические действия по аудиторской проверки, определяется график и программа, формируется группа аудиторов. Анализируются общие данные о деятельности предприятия в хозяйственной и финансовой сфере, а также данные о внешних и внутренних факторах.
  2. Сбор и анализ информации. На этом шаге изучается первичная документация, регистры бухучета, устав, правильность вычислений, учетная политика предприятия. Полученная информация анализируется с позиции соблюдения требований и норм. Оформляются рекомендации по устранению имеющихся недостатков, оказавших влияние на результаты работы предприятия. Готовые отчеты с указанием ошибок передаются руководителю проверяемой фирмы.
  3. Создание заключения аудиторской организации. На базе собранных данных формируется итоговый результат проверки касательно финансовой отчетности проверяемого субъекта. Оформляется заключение, которое условно делится на немодифицированное и модифицированное. Первое выдается при соответствии отчетности реальной ситуации в предприятии, а второе при выявлении значительных отклонений и невозможности предоставления доказательств об отсутствии ошибок. Мнение аудитора может быть отрицательным или с оговоркой. Также возможен отказ в его предоставлении.
  4. Передача заключения аудиторской фирмы в Росстат. С начала 2014-го все проверяемые компании обязаны передавать результаты проверки аудиторов в статистический орган. Они направляются вместе с бухотчетностью, которая требует обязательного контроля. Срок передачи до 10 суток с момента передачи отчета аудиторской фирмы и не позже 31 декабря текущего года.

По статистике предоставление отрицательного заключения или отказ от его передачи является редким случаем. В среднем мнение с оговоркой выражается в 20-25% случаев, негативное заключение выдается в 0,5%. В остальных ситуациях проверяющую компанию ожидает позитивное решение.

По закону аудиторская фирма обязана информировать проверяемый орган о допущенных ошибках. Владелец компании, получив информацию о нарушениях, обязан их устранить или передать проверяющим дополнительные сведения с информацией о причинах таких изменений.

Что ждет за отказ от аудиторской проверки

Организация, подлежащая обязательному аудиту, должна помнить об ответственности за невыполнение такой работы. В определенных обстоятельствах могут наказываться компании, которые проходят добровольную проверку. Выделим основные нарушения и последствия:

  1. Несвоевременная передача заключения аудиторов в орган статистики. Наказание за такое действие предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. Нарушение влечет за собой штрафные санкции от 100 до 300 р для граждан, 300-500 р для субъектов при должности, а также 3000-5000 р для юридических лиц. Нарушение может быть умышленным или сделанным по неосторожности.
  2. Отказ от публикации заключения аудиторов на офсайте АО в Сети в определенный законом период. Наказание за такое нарушение прописано в КоАП (ст. 15.19). В таком случае предприятие наказывается штрафом от 0,7 до 1,0 млн р, а лица при должности — 30-50 т. р.
  3. Отказ от внесения данных о результатах аудиторской проверки или их несвоевременная передача. Ответственность за такое нарушение предусмотрено в КоАП РФ (ст. 14.25). В зависимости от ситуации размер штрафа составляет от 5 до 50 т. р. При повторном нарушении возможна дисквалификация на период от 1 до 3 лет.
  4. Отсутствие заключения аудиторов в период, установленный для хранения. Ответственность предусмотрена в КоАП РФ (ст. 15.11). В ней прописано, что такое нарушение влечет за собой штраф в размере от 5 до 10 т. р. При повторном совершении правонарушения штраф увеличивается до 20 т. р.

Уполномоченные органы следят за соблюдением требований законодательства и наказывают провинившиеся компании штрафом или дисквалификацией на определенный период.

Итоги

Аудиторская проверка — неизменный атрибут деятельности компаний, направленный на оценку правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности. По результатам работы формируется заключение с информацией о соответствии данных в документах предприятия действующим нормам и правилам. Несоблюдение требований законодательства в отношении аудиторской проверки чревато наказанием в виде штрафов или дисквалификации на определенный срок.

Читайте также: