Можно ли считать эффективным средством правовой защиты институт уполномоченного по правам человека

Обновлено: 01.06.2024

Аннотация. В статье исследуется один из ведущих конституционно-правовых институтов современной России – институт омбудсмена. Анализируя особенности данного института, автор обращает внимание на проблемные аспекты, существующие на сегодняшний день.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека, омбудсмен, конституционно-правовой институт, конституционное право, гарантии прав и свобод.

В современных условиях становления демократического общества и правового государства немаловажную роль играет соблюдение и гарантия прав и свобод человека. Одним из ключевых конституционно-правовых институтов, призванных поддерживать данные гарантии, является институт Уполномоченного по правам человека. Эффективность и результативность данного института уже была доказана на опыте зарубежных государств, но в нашей стране развитие деятельности омбудсмена имеет существенные проблемы – как в теории, так и на практике. Возникновение указанных проблем обусловлено в большей степени существующими условиями политико-правовой системы, а также функциональными и структурно-организационными особенностями уполномоченного по правам человека. Все вышеизложенное позволяет говорить о назревшей необходимости совершенствования и повышения результативности указанного правового института. Следует подчеркнуть, что институт омбудсмена не существует изолированно, обособленно от других государственных органов: несмотря на то, что Уполномоченный по правам человека реализует свои функции самостоятельно, его работа невозможна без целенаправленного взаимодействия с различными органами государственной власти, должностными лицами и иными субъектами[1].

Уполномоченный по правам человека в РФ появился сравнительно недавно: возникновение данного института охватило как федеральный уровень, так и региональный – субъекты РФ также имеют должность Уполномоченного.

Так кто же такой Уполномоченный по правам человека, и в чем заключается основная суть и значение данного института? Это лицо, которое назначается (избирается) представителем Федеральной власти, в чьи задачи входит обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и их соблюдения. Омбудсмен действует в соответствии с нормами международного права, Конституцией и законодательством РФ.


Что касается конституционно-правового статуса омбудсмена в РФ, то он представляет собой комплексную правовую категорию: ее составными неотъемлемыми элементами, определяющими ее содержание, являются права, свободы, обязанности и ответственность[2].

Вступление в должность омбудсмена имеет особый порядок: оно исчисляется с момента принесения им присяги, а прекращается по истечении срока его полномочий – с момента принесения присяги другим кандидатом. Данное положение закреплено в ст. 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации[3].

Ключевую роль в деятельности омбудсмена играют такие основополагающие принципы, как независимость и неподотчетность. Благодаря указанным принципам, пребывание омбудсмена на своей должности не вызывает сомнений в его легитимности, а также позволяет ему осуществлять свою деятельность по охране прав человека беспристрастно и объективно. Решения, которые были приняты Уполномоченным по жалобам о нарушениях прав человека, поступивших к нему, не могут быть обжалованы в иные государственные органы (суды, прокуратуру), а также не пересматриваются. Особенностью статуса омбудсмена в России является то, что он выступает в качестве дополнительной правозащитной инстанции, действующей как на внутринациональном, так и на международном уровне. Исполняя возложенные на него обязанности, омбудсмен действует наравне с органами прокуратуры и правосудия, дополняя их, но не подменяя. Полномочия омбудсмена достаточно широки: это и собственная сфера служебных полномочий, и совокупность форм и методов его профессиональной деятельности. Защита прав человека осуществляется на различных уровнях: гуманитарном, пропагандистском и законодательном.

Но свою деятельность омбудсмен осуществляет не единолично: при нем создается совет экспертов из числа тех лиц, которые обладают определенными знаниями в сфере защиты прав человека. Численность данного совета может превышать 180 человек, в нем действуют различные отделения соответственно правовым отраслям и направлениям[2]. Например, в аппарате омбудсмена присутствуют уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный отделы, а также отделы конституционного и административного права. Кроме того, действует рабочая группа, задача которой – контроль хода избирательной кампании.

В литературе до сих пор не найден однозначный ответ на вопрос о том, какое место занимает Уполномоченный по правам человека в системе органов государственной власти РФ. Осложняется ситуация тем, что по данной проблематике отсутствуют научные публикации, в которых бы раскрывалась сущность данного правового института. Полагаем, что свое место в системе общественно значимых интересов омбудсмен должен отстаивать лично. Поскольку Россия является правовым государством, то первейшим направлением ее политики должна стать защита прав социально уязвимых категорий населения[4].

Что касается требований для вступления в должность Уполномоченного по правам человека, то отечественное законодательство содержит возрастной ценз и ценз гражданства: так, ФКЗ об Уполномоченном по правам человека закрепляет норму, согласно которой, данную должность может занять только гражданин РФ не моложе 35 лет. В настоящее время данную должность занимает Москалькова Татьяна Николаевна, с 22 апреля 2016 года[5].

Если говорить об аналогичном институте за рубежом, то в некоторых странах (Новая Зеландия), требования для кандидатов, претендующих на должность Уполномоченного по правам человека, имеют свои особенности. Так, в вышеупомянутом государстве необязательно иметь профессиональную квалификацию для того, чтобы стать омбудсменом. Также закон к омбудсменам менее строг и в Великобритании, где вплоть до 1978 года данную должность занимали три человека подряд, не имея юридического образования[6]. Однако в Швеции закон требователен: для омбудсмена обязательно наличие юридического образования, а также достойной репутации. Что касается законодательства РФ, то здесь так же, как и в Великобритании и Новой Зеландии, не установлено в качестве обязательного требования наличие юридического образования, но вместе с тем, закон предписывает кандидату на указанную должность разбираться в области защиты прав человека, а также обладать практическим опытом деятельности в сфере защиты прав.

Каков же порядок назначения на должность Уполномоченного по правам человека в РФ? Законодательством определен перечень должностных лиц, органов, обладающих полномочиями вносить предложения кандидатур на указанную должность. Данный перечень строго исчерпывающий, он включает Президента РФ, Совет Федерации, депутатов Государственной Думы, а также депутатские объединения в ней. Кроме того, в законе закреплен определенный срок, в течение которого допускается внесение предложений кандидатур на должность омбудсмена – указанная процедура должна завершиться в течение месяца до того, как подойдет к концу срок полномочий предыдущего омбудсмена. Сама процедура назначения проходит следующим образом:

- выступление кандидата на должность перед Государственной Думой, озвучивание кратко программы своей предстоящей деятельности;

- в процессе выступления депутаты задают кандидату вопросы, а также высказывают свои мнения относительно кандидатуры (за или против). В случае отклонения Думой кандидатуры, для нового рассмотрения фракциями и депутатскими группами может быть предложена иная кандидатура.

На следующий день после того, как Дума получит соответствующее представление новой кандидатуры, может быть начато повторное рассмотрение.

Следует отметить достаточно непростой характер процедуры назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека: государственная Дума принимает решение простым большинством голосов от общего числа ее депутатов. Голосование проводится тайно. Чтобы быть избранным, претенденту необходимо набрать не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Как уже упоминалось выше, омбудсмен осуществляет свою деятельность в течение определенного срока, исчисляемого с момента принесения им присяги. За рубежом указанный срок может составлять от 2 до 5 лет в среднем: так, на 2 года назначается омбудсмен в Австралии, на 5 лет – в Новой Зеландии[6]. По 4 года свои полномочия осуществляют шведские, британские и португальские омбудсмены. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой.

Подводя итоги рассмотренному нами институту Уполномоченного по правам человека в РФ, мы можем говорить о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в целях повышения эффективности механизма защиты прав и свобод граждан. Изменения, на наш взгляд, должны затрагивать следующие аспекты:

2. Предоставить право законотворческой инициативы Уполномоченному в вопросах, касающихся обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека.

3. Наделить Уполномоченного правом вступления в дело по собственной инициативе до того момента, как суд первой инстанции примет решение. Такое право должно быть предоставлено омбудсмену для того, чтобы он мог дать собственное заключение с целью защиты социальных прав конкретных граждан, а также неопределенного круга лиц.

Представляется, что указанные изменения законодательства дадут омбудсменам возможность максимально эффективной реализации своей важнейшей функции, связанной с восстановлением нарушенных прав. Кроме того, у уполномоченных будет возможность предотвращения правовых дискриминаций во всех их проявлениях.

Список литературы

1. Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 4.

3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

4. Безруков А. В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 164 с.

5. Мшецян Д. А. Проблемы и пути совершенствования деятельности института Уполномоченного по правам человека в РФ. [Текст] / Д. А. Мшецян // Молодой ученый, 2014. № 11. С. 265-268.

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4 томах. Том 3. Особенная часть. Страны Европы. - М.: БЕК, 2014. - 780 c.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Статья посвящена вопросам роли и места российского института уполномоченных по правам человека в системе государственных органов, его становления и развития, правового статуса государственной должности уполномоченного. Автор приходит к выводу о единстве двухуровневой системы государственной правозащитной деятельности уполномоченных по правам человека; высказывает свою позицию относительно путей дальнейшего ее развития.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Актуальные проблемы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Результаты новейших социологических исследований указывают на резкое увеличение запроса на справедливость и наметившуюся тенденцию к пониманию гражданами категории справедливости в правочеловеческом контексте. На основе анализа работы государственного правозащитника раскрываются подходы к реализации принципа справедливости посредством восстановления нарушенных прав, законотворчества в сфере прав человека и гражданина, международного сотрудничества в области прав человека и правового просвещения по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Обосновываются предложения о необходимости совершенствования законодательства и правоприменительной практики.

В статье рассматривается деятельность уполномоченных по правам человека в Российской Федерации в сфере политических прав. Подчеркивается современная динамика института политических прав не только посредством увеличения правомочий по реализации конституционно закрепленных политических прав, численного увеличения исследуемой группы, но и посредством расширения их задач, например поддержания доверия к власти. Автор приходит к выводу, что профилактика рисков в сфере политических прав посредством правового просвещения в сфере прав человека, повышения уровня правосознания граждан сегодня актуальная и необходимая деятельность уполномоченных по правам человека в России. В конечном счете их просветительская деятельность, на первый взгляд, косвенная в отношении сферы политических прав, должна быть направлена на восстановление доверия к публичной власти. Доверие — основа устойчивого развития Российского государства и гражданского общества, являющегося базой для активной жизненной позиции человека, проявляющейся прежде всего в сфере политических прав. На основе проведенного анализа отраслевого законодательства сформулированы предложения по его реформированию и направлениям деятельности в рамках заявленной темы.

Изучаются основные аспекты защиты прав журналистов Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, представленные в его докладах с 1998 по 2019 г. Выявляется, что проблематика нарушений прав журналистов присутствовала в большинстве докладов Уполномоченного. К основным видам нарушений прав журналистов Уполномоченный относит нападения на них с целью воспрепятствования осуществлению профессиональных обязанностей, прекращение деятельности средств массовой информации по не предусмотренным законом основаниям, некоторые формы экономического давления на независимые СМИ, неправомерные ограничения доступа к информации и т.д.

Предложены рекомендации по расширению компетенции Уполномоченного.

В статье рассматривается формирование культуры прав человека как гарантия конституционной нормы о высшей ценности человека, его прав и свобод. Уделено значительное внимание деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в этом направлении, в том числе в контексте обеспечения права знать свои права. Сформулирован ряд предложений по дальнейшей работе Уполномоченного в данной сфере.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Права человека в современном мире

В статье дан обзор международных документов и российских нормативных правовых актов, закрепляющих право на образование. Отмечены права и обязанности образовательных организаций по обеспечению права на образование в контексте цифровизации. Показаны возможности и условия реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обращено внимание на узаконение образовательными стандартами последнего поколения реализации образовательных программ с использованием цифровых технологий. В аспекте локального нормотворчества продемонстрирована система регламентирующих дистанционное обучение актов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Сделан вывод о том, что в современной России образовательные организации имеют все законные основания для обеспечения права граждан на образование посредством электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, однако указанное субъективное право ограничено системой правовых императивов. Представлены данные социологических исследований, проведенных в МГЮА. На основании анализа их результатов констатировано, что Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) оказался готовым к «цифровым вызовам, обеспечив студентам возможность реализации права на качественное высшее образование.

В статье рассматриваются актуальные вопросы ограничения прав и свобод человека и гражданина в России в особых обстоятельствах деятельности, прежде всего в условиях пандемии коронавируса COVID-19. В статье исследованы вопросы ограничения прав и свобод гражданина России в условиях чрезвычайного положения. Авторы статьи рассматривают вопросы ограничения конституционных прав и свобод граждан в режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Показано, что деятельность по организации прав и свобод граждан в условиях пандемии базируется на ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья граждан. На основе анализа изменений законодательства в рассматриваемой сфере авторы поднимают проблему о соотношении прав и свобод каждого человека с правами и свободами других лиц, интересами общества. Сделан вывод, что одной из форм конституционных ограничений прав и свобод выступают конституционные обязанности, означающие меру должного поведения человека в силу необходимости соотносить свои интересы с интересами других лиц, общества, государства.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Практика деятельности уполномоченных по правам человека в регионах

В статье рассмотрены и критически осмыслены основные подходы к пониманию эффективности деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Автором предложены ее критерии и подчеркнута важность оценки координирующей функции уполномоченных в сфере обеспечения и защиты прав человека, реализации системных стратегических документов субъектов РФ в этой области.

Статья рассматривает актуальность укрепления механизмов защиты прав коренных малочисленных народов в связи с дополнениями Конституции РФ и опыт по защите их прав на примере деятельности Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Анализируется опыт субъектов РФ по формированию института уполномоченных по правам коренных малочисленных народов. Предлагаются некоторые организационно-правовые формы взаимодействия региональных правозащитных институтов и уполномоченных по правам человека, которые осуществляют свою деятельность на территории проживания коренных малочисленных народов, а также создание постоянно действующего коллегиального органа при федеральном Уполномоченном по правам человека, который будет действовать в интересах прав коренных народов России и способствовать развитию региональных правозащитных институтов.

В статье оцениваются изменения федерального законодательства 2015 и 2020 гг., касающиеся уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в контексте Венецианских и Парижских принципов. Проанализированы три основные тенденции развития института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ — обеспечение их независимости на региональном уровне, расширение их функций и компетенции, встраивание их в систему уполномоченных по правам человека в России. Автор отмечает потенциал института уполномоченных по правам человека для продвижения принципа правового государства в России. Сделан вывод о том, что произошедшие в федеральном законодательстве изменения свидетельствуют об институционализации уполномоченных по правам человека на региональном уровне в России, о повышении авторитета данной должности в субъектах РФ и придании нового импульса развитию обозначенного института.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Институт омбудсмена: зарубежный опыт

В статье исследуется действующий в Канаде институт защиты прав человека (омбудсмена), представленный многообразием органов, должностных лиц, спецификой их полномочий. Особое внимание уделено Канадской комиссии по правам человека — правозащитному государственному органу, в рамках юрисдикции которого осуществляется контроль за публичными органами управления и частными компаниями федерального уровня по вопросам дискриминации, а также Канадскому трибуналу по правам человека, который, по мнению автора, выполняет квазисудебную роль при осуществлении юрисдикционного контроля.

Автором предложено использовать опыт Канадского трибунала по правам человека при разработке концепции суда по правам человека в России.

2016 Спешите делать добро

11-я церемония награждения медалью Уполномоченного "Спешите делать добро" прошла 7 декабря 2016 года в Галерее искусств Зураба Церетели.
Альбом будет дополняться.

Татьяна Валуева

Официальная публичная страница пресс-службы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Данная страница носит информационный характер.
Показать полностью.

Обращаем Ваше внимание, что пресс-служба не обладает полномочиями работы с обращениями, однако передает информацию в профильные подразделения Аппарата и Уполномоченному для дальнейшего рассмотрения жалоб.

В целях сохранения чистоты дискуссий призываем пользователей ознакомиться с общими правилами общения на официальной публичной странице пресс-службы Уполномоченного по правам человека в РФ ВКонтакте. Общение на странице строится на принципах общепринятой морали и сетевого этикета.

Администрация страницы так же вправе без разъяснения причины блокировать пользователей, нарушающих правила поведения на официальной публичной странице пресс-службы Уполномоченного по правам человека в РФ.

Копирование и свободное распространение информации, содержащейся на странице, разрешается при условии указания ссылки на источник.

  • Отправка по почте в письменном виде.
  • Личный прием заявителя уполномоченным на то лицом рабочего аппарата Уполномоченного.
  • Электронная форма подачи жалоб (обращений, заявлений) на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ

Об институте

Как обратиться

Вопрос/Ответ

Доклад-2020

COVID-19

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека в РФ запись закреплена

Объявлены победители Всероссийского конкурса СМИ на лучшее освещение проблем защиты прав человека и правозащитной деятельности

ЗАЩИТИТЕ ПРАВА ЛИЦ УХАЖИВАЮЩИХ за ИНВАЛИДАМИ 1 гр, они выживают на НИЩЕНСКОЕ ПОСОБИЕ , которое с 2008 года неизменно. Как можно прожить на 1200₽ .

Михеев Дорошкевич


Михеев Дорошкевич

Лариса, или в Татарстане в Казани с 2000года не платили это пособие а стали платить лишь с 2020 года вот так идите ищите человека не работающего студента и инвалид шигаева г-н 20 лет жила без 1200 пенсионный фонд РФ РТ республики Татарстана вафин валиуллину подлые наглые твари и сария сабурская по правам человека РТ ничего не делает не ходит по полиция прокуратурам и зонам РТ Татарстана аппарат уполномоченного РТ

Вадим Назаров

Ниразу неуважаемая по тому,чего в этой стране нет от слова совсем.Это вы угроза обществу это вы настоящие враги народа,упыри,дармоеды и захребетники.

Наталья Коломиец

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека в РФ запись закреплена

Развитие сотрудничества национальных правозащитных учреждений – ключевое условие достижения общей цели омбудсменов всего мира – повышение защищенности прав и свобод человека в глобальном масштабе.

Сегодня встретились с Комиссаром по административным вопросам и защите прав человека Республики Кипр госпожой Марией Стилиану-Лоттидис.

Российско-кипрские связи носят традиционно дружественный характер, чему способствует близость подходов к основным международным проблемам.

С омбудсменом Кипра мы выразили общее мнение, что предстоящее подписание Меморандума о взаимодействии станет важным шагом в развитии правозащиты в наших странах.

Тамара Правдина

Лена Булкина

Москалькова! Вас слишком много стало во всех СМИ, а где вы раньше были до Осечкина и Савельева?
Что с делом Пшеничного? А может пора освободить Ушакова и участников " Сибирь правовая" ? Все они были против пыток а сейчас в СИЗО пытают их. Ушаков ходит по Матросской тишине с калоприемником, Тараненко в Кузбассе без обуви, в пакетах на ногах.Может начнёте работать?!
А ещё вы баните в инстаграмм

Лена Булкина

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека в РФ запись закреплена

Дорогие друзья! В преддверии первого заседания Молодежного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, который состоится завтра, рады сообщить, что у Совета появился собственный инстаграм-аккаунт @ombudsmanyouthcouncil .

📌

Правовое просвещение и защита прав молодежи является очень важным направлением нашей деятельности. Взаимодействие с ней требует особого подхода. Решить проблемы молодежи невозможно без участия самих молодых людей.

📍

Уверена, что молодое поколение сможет предложить свежий взгляд на самые чувствительные вопросы современной правозащиты.

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека в РФ запись закреплена

Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации способствует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в области прав человека

- согласно статье 9:

  1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.
  2. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе сроков рассмотрения жалоб.
  3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее - обращение), уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

  1. Жалобы и иные обращения, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.
  2. Под жалобой, адресованной уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации (далее - жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории субъекта Российской Федерации, органов государственной власти или иных государственных органов субъекта Российской Федерации (кроме законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
  3. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории субъекта Российской Федерации, органов государственной власти или иных государственных органов субъекта Российской Федерации (далее - государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее - муниципальные органы), организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
  4. В случае получения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

  1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.
  2. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
  1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.
  2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе:

1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;

3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя (часть 5 статьи 10)

Читайте также: