Можно ли проводить орм до возбуждения уголовного дела

Обновлено: 25.06.2024

Прослушка отменяется

Проверочная закупка как ОРМ, направленная на выявление преступления, не может завершаться документированием, административного правонарушения. Правда, Закон об ОРД позволяет проводить это ОРМ для выявления не только преступного, но и иного противоправного деяние. Но тогда и в постановлении о проведении проверочной закупки в качестве основания ее проведения следует указывать признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного конкретного административного правонарушения (ст. 6.8 КоАП). Однако такого рода практики мы не встречали.

6 Закона об ОРД; на КоАП; без всяких ссылок.

Возможно ли проведение орм без возбуждения уголовного дела

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 05.04.2013 N 53-ФЗ)

государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений: 6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе; Простое утверждение двух оперуполномоченных СО УФСКН РФ по Омской области о наличии такой информации не может служить безусловным доказательством. При таких обстоятельствах Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов о наличии у М. умысла на сбыт наркотических средств, сформировавшегося ранее и независимо от деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Таким образом, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела либо вне рамок уголовного судопроизводства. В то же время согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации(2),

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ПРОВЕРКИ: НЕДОПУЩЕНИЕ СОВМЕЩЕНИЯ

В юридической литературе прокуроры и научные сотрудники все чаще обращаются к различным проблемам, возникающим при осуществлении надзора за соблюдением законодательства об оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД), а одно из актуальных его направлений на практике – недопущение совмещения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных проверок средствами прокурорского надзора.

Следующий запрет содержится в ч. 2 ст. 41 УПК, которой не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по уголовному делу ОРМ, но эта статья не содержит прямого аналогичного запрета для доследственной проверки, поэтому на практике выявляются случаи, когда оперуполномоченный (ставший на время дознавателем) проводит процессуальную проверку, поводом для которой послужили результаты ранее проведенных им же ОРМ, и продолжает совмещать уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные мероприятия.

Статья призвана обратить внимание на актуальные проблемы, возникающие при совмещении одними и теми же субъектами уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных проверок. Усиление в организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ внимания к разграничению двух разных видов деятельности может свидетельствовать о постепенной реализации предложений ученых о необходимости придания самостоятельного статуса надзору за оперативно-розыскной деятельностью, который в силу исторически сложившихся обстоятельств несправедливо воспринимался как своего рода придаток к надзору за процессуальной деятельностью. См. подробнее: Никитин Е. Л. Прокурорский надзор за законностью проведения и документирования оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. / Е. Л. Никитин, Г. В. Может ли судебная экспертиза назначаться до возбуждения уголовного дела? Дытченко.

СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. С. 72, 73.

Оперативно-розыскная деятельность

10 ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Факт отказа в возбуждении уголовного дела не исключает других оснований для проведения ОРМ. Отказ в возбуждении уголовного дела является лишь процессуальным решением по конкретному случаю.

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Оперативно-розыскные мероприятия по возбужденным уголовным делам могут проводиться по поручению следователя, в производстве которого находится данное дело, либо без такого поручения. Установление факта совершения конкретным лицом умышленного преступления является достаточным основанием для подозрения его в причастности к другим преступлениям.

Это позволяет проводить ОРМ с целью получения необходимой проверочной информации. Возложенная на оперативный аппарат органов внутренних дел задача раскрывать преступления не снимается с них после установления лица, совершившего преступление.

Можно ли проводить орм до возбуждения уголовного дела

– Участники слушают или выходят за дверь, если устали! – отреагировала судья.

  • Имеете ли вы право проводить ОРМ после возбуждения уголовного дела?
  • Почему выемка видеозаписи с камер вестибюлей метро была произведена с нарушением уголовно-процессуального кодекса, с устного указания следователя?

Почти 6 часов длилось заседание 20 ноября в Василеостровском суде в отношении Ахумяна и Алексеева по обвинению в получении взятки. В ходе допроса вопросы задавались свидетелям по очереди: пока спрашивали одного, остальные находились в коридоре, затем вызывались те, и наоборот. Адвокат Зеленский просил не освобождать Двигалева от явки, так как к нему могут возникнуть новые вопросы – суд удовлетворил ходатайство.

Соответственно, вынесение Постановления о проведении ОРМ и само проведение ОРМ, также не могут быть санкционированы ранее времени регистрации в КУСП, поскольку санкционировать ОРМ ранее регистрации в КУСП незаконно(нарушение п.5 Приказа №333), как и проводить проверку ранее регистрации в КУСП категорически запрещается (п.28 приказа №333)

В соответствии с п.16 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России (утв. Приказом МВД РФ от 22.09.2006 N 750):
Обращение гражданина (далее — обращение) — это письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение.

Права лица, в отношении которого проводится доследственная проверка. 680020, г. Хабаровск, Казарменный, 15 Kazarmenny lane 15, Khabarovsk,ПОРУЧЕНИЕ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДО ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Следственные действия до возбуждения уголовного дела: какие проводятся

Раздел 7 УПК РФ закрепляет порядок возбуждения уголовного дела: при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК).

автор — Калиновский Константин Борисович, заведующий кафедрой уголовно-процессуального права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук, доцент, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ

Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ.

В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись. Согласно ч. 1 ст. 178 УПК РФ, следователь производит осмотр трупа с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.

Приглашая врача, не являющегося специалистом в области судебной медицины, для участия в осмотре трупа, следователь разъясняет ему задачи, цели и порядок осмотра. Согласно ч. 4 ст. 178 УПК РФ, при необходимости осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Осмотр места происшествия состоит в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу.

Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления.

Оперативный эксперимент в деле о взятке как основание для оправдания

Оперативный эксперимент в деле о взятке – это воспроизведение обстоятельств противоправного события и совершения необходимых действий для задержания подозреваемого с поличным при получении либо дачи взятки.

Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора лишь в том случае, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на совершение преступления, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений. Итак, пример дела о взятке:
по приговору суда М. осужден по ч.3 ст.204 УК РФ, т. е. признан виновным в незаконном получение денег (взятки) за совершение действий в интересах дающего (аналогия ст.290 УК РФ, которая отличается субъектом преступления). Адвокат по делам о взятках в каждом втором преступлении, выявленном в ходе оперативного эксперимента, в качестве линии защиты аргументировано отстаивает, что в ходе ОРМ имели место подстрекательство, фальсификация и другие нарушения закона. Ведь если оперативный эксперимент проведен с нарушением закона, то все документы, составленные при его проведении ОРМ, должны быть признаны недопустимыми доказательствами по уголовному делу, а значит, сторона обвинение лишиться основных доказательств.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

Наведение справок, т. е. получение от органов государственной власти, местного самоуправления, организаций официальных документов (например, справок, содержащих сведения о судимости подозреваемого, об имевшемся у него оружии, о месте его проживания, состоянии здоровья и т. д.), может привести к получению доказательств, подпадающих под определение иных документов.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12). Назначение судебно медицинской экспертизы до возбуждения уголовного дела? Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия. Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ч. 6 ст. 8).

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — подготовка работы лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы выполняем только работы по праву ).
  • подготовка работы на основе действующего законодательства;
  • использование в работе новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

Приведенный проект диспозиции статьи 193 УК РФ с квалифицирующими признаками и дополнением в Примечание к статье позволит обеспечить эффективный правовой механизм привлечения к уголовной ответственности, повысить эффективность специальной и общей превенции уголовного закона.

Мы обратили внимание лишь на некоторые актуальные вопросы использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам данной категории. Несовершенство законодательства, недостаточное обеспечение правоохранительных и судебных органов методическими рекомендациями создают серьезные проблемы в практике.- вынесение, по необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов;2. Как повод и основание для возбуждения уголовного дела по ст.

193 УК РФ (либо по покушению через ст. 30 ч. 3 УК РФ) и сопутствующим преступлениям;

Порядок возбуждения уголовного дела - стадия уголовного судопроизводства, которая регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ).

Порядок возбуждения уголовного дела включает в себя несколько основных этапов:

  • вынесение постановления - делает это уполномоченное лицо (орган), копия постановления направляется прокурору,
  • получение согласия прокурора - если прокурор признает постановление незаконным или необоснованным, он вправе отменить его, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело;
  • уведомление о принятом решении заявителя и подозреваемого.

Для того, чтобы возбуждение уголовного дела происходило в установленном порядке, без ущемления Ваших законных прав, лучше всего воспользоваться услугами уголовного адвоката.

Помощь адвоката может потребоваться на стадии возбуждения уголовного дела как подозреваемому в совершении преступления, так и заявителю, свидетелю преступления.

УПК РФ, Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела

Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.

Статья 147. Возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения

Уголовные дела о преступлениях, указанных в части второй статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя:

1) в отношении конкретного лица - в порядке, установленном частями первой и второй статьи 318 настоящего Кодекса;

2) в отношении лица, указанного в статье 447 настоящего Кодекса, - в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.

2. Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса

Статья 148. Отказ в возбуждении уголовного дела

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Статья 149. Направление уголовного дела

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса:

1) утратил силу. - Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ;

2) следователь приступает к производству предварительного следствия;

3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, производит дознание.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1 , результатов ОРД 2 органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" 4 судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) 5 являются Конституция Российской Федераций, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций 6 , Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, - к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами 8 .

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

2 В соответствии с подпунктом 36[1] статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Для принятия решения о производстве ОРМ должны быть повод и основания. При этом, еще раз подчеркнем, гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 8 Закона об ОРД).

Основаниями для проведения ОРМ, как мы уже говорили в предыдущей главе, являются фактические данные о непосредственных признаках противоправности деяния или угрозы общественной безопасности, требующие реагирования оперативно-розыскных органов.

Все основания проведения ОРМ можно разделить на две группы:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и без вести пропавших;
  • сбор сведений, необходимых для принятия решения о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, различным видам деятельности, а также для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД.

К первой группе ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД относит шесть оснований проведения ОРМ, которые следует рассмотреть более подробно.

1. Наиболее значимое основание для начала проведения ОРМ — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — органом дознания (в том числе субъектом ОРД), следователем или судом и в чьем производстве оно находится.

Орган дознания даже без установления виновного лица, совершившего преступление, по любым находящимся в его производстве делам вправе проводить ОРМ без каких-либо ограничений. Однако в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 41 УПК РФ запрещается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит поданному уголовному делу ОРМ.

В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ после направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему неотложные следственные действия и ОРМ только по поручению следователя. В случае если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

При отсутствии отдельного поручения следователя оперативный сотрудник вправе самостоятельно принимать решение о производстве необходимых ОРМ. В этом случае о ходе и результатах своей деятельности он по собственной инициативе уведомляет следователя. Его активность и целеустремленность в борьбе с преступностью не должны сковываться отсутствием документа, подписанного следователем, и всецело зависят от квалификации оперативного сотрудника и его знаний всего арсенала негласных средств и методов раскрытия преступлений.

2. Второе основание проведения ОРМ — сведения, ставшие известными органам, осуществляющим ОРД.

2.1. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, производство предварительного следствия по которому обязательно, могут быть получены путем анализа и оценки оперативной обстановки, изучения образа жизни подозреваемого, его связей с криминогенной средой и др. Под подготавливаемым, совершаемым или совершенным противоправным деянием следует понимать совершение преступления на различных стадиях: неоконченной (приготовление и покушение) и оконченной (ст. 29, 30 УК РФ).

2.2. Сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Данные сведения могут не носить криминальный характер, а лишь создавать угрозу безопасности и протекать независимо от воли людей (землетрясение, наводнение, оползни и т.п.).

Под действием лица законодательство понимает общественно опасное, активное поведение человека, которое само по себе не содержит какой-либо угрозы, но в совокупности с другими событиями может ее вызвать (например, нарушение эксплуатации ядерных объектов или установок в химических отраслях промышленности, нарушение техники безопасности при производстве взрывных технических работ, выбросы ядовитых веществ в очистные объекты и сооружения и др.).

2.3. Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, могут содержаться в материалах, оформляемых следователем при объявлении лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в розыск, в ориентировках ОВД, розыскных заданиях, а также в конфиденциальной информации. К скрывшимся лицам относятся:

  • обвиняемые, не находившиеся под стражей и нарушившие меру пресечения;
  • обвиняемые, совершившие побег из-под стражи на предварительном следствии;
  • осужденные, совершившие побег при конвоировании;
  • осужденные, совершившие побег из мест лишения свободы.

При получении информации о данной категории лиц принимаются розыскные меры. Уголовно-процессуальное законодательство (п. 38 ст. 5 УПК РФ) определяет оперативно-розыскные меры как меры, принимаемые следователем, органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

3. Третьим основанием для проведения ОРМ служат поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, указание прокурора или определение суда по делам, находящимся в их производстве. При этом поручение может даваться следователем в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) оперативно-розыскному органу любого ведомства (МВД, ФСБ, ФСКН и др.).

В письменном поручении следователя четко формулируются вопросы, подлежащие выяснению, и излагается информация, необходимая для его выполнения. Срок выполнения поручения не должен превышать 10 суток. При невозможности его выполнения за этот период следователь и руководитель соответствующего подразделения определяют срок с учетом обстоятельств дела. Давая поручение, следователь вправе сообщить известные ему данные, которые могут способствовать его выполнению, но он не правомочен давать указания об использовании для этой цели определенных сил, средств и методов, так как это относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов.

Отметим, что после направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, уведомляя последнего об их результатах.

При установлении факта несвоевременного или некачественного исполнения поручений руководитель следственного органа вправе проводить заслушивание уголовных дел с участием руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Прокурор на основании п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ также уполномочен давать указания органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако подобные указания не должны касаться места и времени проведения негласных мероприятий, а также сил и средств, задействованных при их осуществлении. Все эти вопросы решаются самостоятельно руководителем оперативного подразделения.

Обязательным для исполнения органами, осуществляющими ОРД, является также определение суда о розыске скрывшегося подсудимого, вынесенное на основании ч. 3 ст. 253 УПК РФ.

Результаты выполнения ОРМ, проводимых по поручению следователя, указанию прокурора или решению суда, как правило, оформляются рапортом оперативного работника, который содержит сведения, имеющие значение для раскрытия, расследования преступления или вынесения приговора по делу в суде.

4. К числу оснований проведения ОРМ относятся также запросы других органов, осуществляющих ОРД (и. 4 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД).

Запрос представляет собой официальный оперативно-служебный документ, направляемый другому органу, который может располагать фактической информацией, имеющей значение для решения задач ОРД. Он составляется по правилам делопроизводства на бланках оперативно-розыскного органа и заверяется подписью руководителя и печатью. В экстренных случаях запрос может передаваться с использованием технических средств и закрытых каналов связи (факсимильной, телексной, электронной почты и др.).

Запрос направляется в органы, осуществляющие ОРД, по месту проведения ОРМ с учетом их подведомственности и компетенции. К числу таких органов относятся ОВД, ФСБ, ФСКН, таможенные органы, служба внешней разведки, оперативные подразделения ФСИН и др.

Чаще всего в адрес сотрудников правоохранительных органов высказываются следующие угрозы: физической расправы; убийством; насилия над близкими лицами; разглашения сведений, порочащих честь и достоинство; уничтожения имущества.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц являются:

  • заявление должностного лица, в отношении которого имеется угроза посягательства на его жизнь, здоровье, имущество в связи с его служебной деятельностью:
  • обращение к председателю суда или руководителю правоохранительного органа о наличии реальной угрозы безопасности указанного лица;
  • получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной информации о наличии угрозы в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

Указанная категория лиц ставится в известность о проведении ОРМ в целях обеспечения их безопасности. При этом допускается проведение мероприятий, ограничивающих конституционные права этих лиц, без судебного решения при наличии их письменного согласия. Порядок проведения мер защиты и осуществления при этом ОРМ устанавливается ведомственными нормативными актами.

Применение мер безопасности осуществляется специализированными подразделениями, которые функционируют в каждом органе, осуществляющим ОРД (МВД РФ, ФСБ РФ и др.). Например, основным направлением деятельности полиции является государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц (п. 11 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции). В структуре полиции применение защитных мер возлагается на территориальные подразделения (центры, отделы) управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ, и подразделения собственной безопасности.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России (п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД).

Наиболее известной международной организацией является Международная организация уголовной полиции (Интерпол). В нее входят 177 государств, в том числе Российская Федерация (с 1990 г.). Штаб-квартира Интерпола расположена в г. Лионе (Франция). В России имеется свое отделение — Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России, куда могут поступать запросы из Генерального секретариата Интерпола, его представительств.

Взаимодействие между правоохранительными органами стран СНГ регламентируется соглашениями, программами, инструкциями, среди которых следует выделить: Соглашение Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (1998); Положение об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ, утв. решением Совета глав государств — участников СНГ (2000); Инструкцию о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утв. Советом министров внутренних дел государств участников СНГ (2002), и др.

Вторая группа оснований проведения ОРМ — сбор сведений для обеспечения административно-режимных целей. В связи с этим органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия следующих решений.

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей, а также для окружающей среды. К подобным объектам относятся организации и предприятия (государственные, частные, военные и гражданские), занимающиеся производством, обращением, хранением и утилизацией радиационно-опасных материалов или компонентов ядерного оружия, оборотом химических, бактериологических веществ и их отходов и др.

3. О допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

ОРД осуществляется только уполномоченными законом лицами, а сведения, полученные в ходе проведения, являются закрытыми. В связи с этим ОРМ могут проводиться в отношении кандидатов, принимаемых на обучение в вузы МВД, ФСБ и на работу в оперативные подразделения различных субъектов ОРД, которые в соответствии со своими функциональными обязанностями будут иметь допуск к секретным документам и в компетенцию которых будет входить участие в ОРД.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ. Лица, привлекаемые к сотрудничеству с оперативно-розыскными органами, подготавливают ОРМ или становятся их участниками и выполняют различные задания по сбору информации дня решения задач ОРД. В процессе своей деятельности они вовлекаются в сферу конфиденциальных отношений, т.е. располагают негласной информацией; используют конспиративные приемы работы; знакомятся при необходимости с документами, содержащими государственную, служебную тайну; располагают информацией, которая может заинтересовать представителей криминальной среды и различных спецслужб других государств.

Данные обстоятельства требуют тщательной проверки подобной категории лиц, особенно при привлечении их к долговременному конфиденциальному сотрудничеству. Проведение ОРМ позволяет получить необходимую информацию о лице, установить мотивы его сотрудничества, возможности в сфере борьбы с преступностью, компрометирующие данные, связи с представителями криминалитета и др.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД. Под обеспечением безопасности (собственной безопасности) понимается целенаправленный комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществление защиты сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

В системе органов, осуществляющих ОРД, существуют специализированные подразделения собственной безопасности. В структуре МВД России функции собственной безопасности возложены на территориальные органы Главного управления собственной безопасности.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

Сбор сведений в ходе ОРМ производится в целях установления оснований, препятствующих выдаче лицензий. Такими препятствиями являются: психическое заболевание; алкоголизм или наркомания; наличие судимостей за умышленные преступления; увольнение из правоохранительных органов по компрометирующим основаниям и др.

Для лиц, осуществляющих охранную деятельность, постановлением Правительства РФ от 19 мая 2007 г. № 300 устанавливается Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанности охранника.

1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

  1. государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами ими федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
  2. государственных должностей субъектов РФ;
  3. должностей, замещаемых на постоянной основе;
  4. должностей федеральной государственной службы;
  5. должностей государственной гражданской службы субъектов РФ;
  6. должностей муниципальной службы;
  7. должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
  8. отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД).

2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в и. 1, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

4.0 достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

Наши партнеры

2015-2022 © Ассоциация профессиоалов сыска. При использовании материалов сайта ссылка обязательна


В моей практике редко встречаются случаи, когда один из видов ОРМ проводился бы в рамках уже возбужденного уголовного дела.

Если сопоставлять и оценивать качество полученных данных в ходе ОРМ до возбуждения уголовного дела по сравнению с качеством проделанной работы полицейскими в рамках уже возбужденного дела, из личного опыта могу сказать, что во втором случае качество собранного материала гораздо выше.

Порой, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, так называемые полученные сведения, ч.2 ст.7 ФЗ Об ОРД, на поверку оказываются непроверенными слухами, не имеющими ничего общего с фактологческой картиной или в лучшем случае имеют лишь отдаленную похожесть со сведениями.

Ранее мной была уже опубликована статья о прекращении уголовного дела п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления.

В своем ходатайстве об оспаривании постановления о проведении ОРМ я ссылался на два обстоятельства:

2. О несоответствии постановления о проведении ОРМ, фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

По поводу первого основания, отношусь скептически, поскольку оно является вопросом оценки.

Достаточные основания либо недостаточные для проведения ОРМ, если охватить общую картину уже постфактум, если уголовное дело уже находится в суде или тем более постановлен обвинительный приговор, для защиты большой роли играть не будет, ведь победителей не судят. А значит нужно ковать железо пока оно еще горячо, то есть на предварительном следствии.

Второе основание на мой взгляд с точки зрения защиты, считаю более весомым, но в тандеме эти два основания для признания ничтожности Постановления усиливают эффект защиты.

Вроде бы мы защита и полицейские смотрим на одни и те же предметы, но видим совершенно разные картины, не имеющие ничего общего.

Кроме того, согласно того же Постановления о проведении ОРМ, само ОРМ должны были проводиться в жилом помещении на первом этаже в каких-то неизвестных квартирах. Однако, вопреки самому же постановлению полицейские провели его в подвале нежилого помещения. То есть даже само Постановление, которое утверждало полицейское руководство не исполнено.

Прилагаю для ознакомления в открытом доступе свое ходатайство, с ним могут ознакомиться все желающие, которое наряду с другими документами, также сыграло определенную свою роль в прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления.

Управления организации дознания

ГУ МВД РФ по г. Москве

Уколову Сергею Александровичу

Гурьева Вадима Ивановича

в защиту интересов подозреваемой

по уголовному делу №11601450414000479

Адрес для переписки:

моб. тел.(925) 333-57-33

ХОДАТАЙСТВО

В материалах дела данное постановление присутствует, однако носит формальный и немотивированный характер.

— идентификатор доменного имени 1233004

— дата регистрации домена — 18.01.2008 года

— актуальность — 13.08.2011 года

— оплачен до — 18.01.2012 года

А следовательно предварительному расследованию требуется осмотреть данный сайт, доменное имя, приобщить скриншоты данного сайта к материалам дела, сопоставить информацию на сайте вышеназванному Постановлению, признать доказательством, как таковым, словом провести работу за полицейских.

Второе. В Постановлении утверждается о том, что якобы услуги сексуального характера, предоставляются в квартире! то есть в жилом помещении- очередное лживое утверждение.

ОРМ проводился в нежилом помещении.

Третье. Согласно Постановлению данные услуги, предоставляются гражданам на — Внимание! — Первом этаже!

Первый этаж по адресу: г. Москва ул. ХХХ даже не осматривался во время ОРМ!

— ОРМ на самом деле проводилось в подвальном помещении, по тому же адресу, вне рамок самого Постановления ( см. Протокол ОМП ).

Очевидно, что первый этаж жилого дома и подвальное помещение не одно и тоже.

Четвертое. В Постановлении утвержденным Заместителем начальника УВД по ХХХ г.Москвы ХХХ, постановляется проводить в ходе ОРМ видеосъемку, для видеофиксации следов преступления, однако приказ начальника, подчиненными был проигнорирован, его указания не выполнены.

Источники поступления оперативной информации не приводятся, что допускается Законом об ОРД. Однако это противоречит п.2 ч.2 ст. 75 УПК РФ, который требует указывать источник осведомленности.

Обращаю Ваше внимание на информационное письмо Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гринь В.Я. от 24.04.2011 года № 69-12-2011 «О практике рассмотрения Европейским Судом по правам человека жалоб о нарушении прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий „проверочная закупка“ и „оперативный эксперимент“, разосланным прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам иных специализированных структур, для исполнения в практической деятельностипри осуществлении надзорных полномочий.

Ставлю Вас в известность о данном правовом акте высшей надзорной инстанции, для прочтения и ознакомления указаний Генеральной Прокуратуры РФ, а также для их неукоснительного исполнения.

В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, ст. 50–53, 195, 198 УПК РФ,

— отказ от проведения ОРМ на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Москва ул. ХХХ, как указано в Постановлении;

— отказ в применении видеосъемки, для фиксации следов предполагаемого преступления.

6. В случае отказа в удовлетворении ходатайства, указать мотивы отказа согласно ст. 7 УПК РФ.

Напоминаю Вам, Конституционный Суд РФ в Определении № 42-О от 25.01.2005 не допускают отказ дознавателя, следователя, прокурора, а также суда при рассмотрении заявления, ходатайства или жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и оценки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом.

С уважением, Защитник _____________________

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

Читайте также: