Можно ли применить оружие нелетального действия к безоружному гражданину

Обновлено: 14.05.2024

Во всяком цивилизованном государстве есть такое понятие как применение огнестрельного оружия. Имеется такое понятие и в Российской Федерации. Из чего, по понятным причинам, возникает множество вопросов. В частности: кто именно может применить огнестрельное оружие, каковы условия применения, какова в этом случае ответственность, в отношении кого закон позволяет применять оружие, а в отношении кого – не позволяет (то есть, каковы пределы применения оружия) и так далее. Попытаемся отыскать ответы на все эти вопросы.

О чем говорится в законе

В каких случаях полицейские могут применить оружие

Итак, каков порядок применения оружия полицейскими? Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается:

Если полицейский защищает граждан, на которых совершается нападение с угрозой их жизням. При этом уточняется, что таковым следует считать нападение, которое причинит увечье или приведет к гибели гражданина;

Если полицейский видит, что кто-то нападает на другого полицейского, причем такое нападение угрожает жизни (здоровью) того полицейского, на которого нападают, либо нападающий делает попытки отнять у полицейского его табельное оружие.

Если же полицейский, выполняя свои профессиональные обязанности, совершает какие-либо иные действия с табельным оружием (например, вытаскивает его из кобуры, передергивает затвор или даже кого-то бьет пистолетом), то это в соответствии с законом, не считается применением оружия.

Помимо этого, тот же самый закон говорит и о других случаях применения оружия и специальных средств полицией. В частности, применение огнестрельного оружия с применением физической силы допустимо:

Если злоумышленник пытается угнать полицейский автомобиль, а равно любую другую принадлежащую полиции технику. Правда, здесь закон указывает, что применяя оружие, полицейский должен предварительно выстрелить вверх;

Когда злоумышленник сознательно не желает сдавать оружие, взрывчатку или радиоактивное вещество, незаконным образом находящиеся у него. Здесь, впрочем, перед реальным применением полицейский вначале обязан зримо продемонстрировать, что он может применить огнестрельное оружие. А вот когда злоумышленник не пожелает подчиниться требованию полицейского, и, наоборот, начнет готовить оружие для стрельбы либо швырять в полицейского, а равно и граждан всяческими опасными средствами (взрывчатка, радиоактивные вещества и т. п.), то здесь против него возможно применение физической силы, а также огнестрельного оружия. Кроме того, здесь закон позволяет также применить какое-либо спецсредство;

Когда надобно освободить заложников. Здесь, впрочем, применение оружия сотрудником полиции разрешается только против тех, кто реально может совершить убийство заложников либо нанести им какой-либо вред. Против всех прочих лиц оружие применять не разрешается, а допустимо лишь применение физической силы;

Если полицейский пытается задержать опасного преступника, совершающего преступление особой тяжести. Здесь, перед тем как использовать огнестрельное оружие, работник полиции должен быть убежден, что преступление совершается реально. Перед использованием оружия полицейский должен предварительно выстрелить вверх, и только если злоумышленник не пожелает прореагировать на предварительный выстрел или, наоборот, попытается убежать, лишь тогда возможен выстрел на поражение. Если же полицейский до конца не убежден в реальных преступных действиях злоумышленника, то тогда лишь возможно применение физической силы или спецсредств;

Когда происходит вооруженное нападение на принадлежащие государству учреждения либо – частные заведения;

Когда преступник убегает из тюрьмы или из-под конвоя. Если сообщники пытаются беглецу помочь, то и против них закон позволяет применить оружие. Здесь также возможно и применение физической силы.

Впрочем, это еще не весь перечень. Еще закон определяет другие ситуации применения оружия работниками полиции.

Итак, дополнительное применение полицией оружия может быть:

Когда сотрудник ГИБДД пытается остановить подозрительное транспортное средство. Здесь закон позволяет применять также различные спецсредства. Однако когда применяемые спецсредства не оказали должного воздействия, то можно применить и огнестрельное оружие. При этом прежде надо предварительно выстрелить вверх, а затем открыть огонь на поражение – но не сидящего за рулем злоумышленника, а самого транспортного средства;

Когда надо обезвредить гражданина, который причиняет опасность другим гражданам и не желает слушать полицейских, предлагающих ему прекратить безобразия;

Когда нужно обезвредить опасное и дикое животное, реально угрожающее людям;

Когда возникает необходимость отпереть замок, из-за которого полицейские не могут попасть внутрь помещения. Здесь, разумеется, речь идет не о любом замке и помещении, а лишь о тех, в которые полицейские пытаются проникнуть по предписанию закона.

Нельзя стрелять в женщин, а также в несовершеннолетних лиц и в инвалидов, когда отчетливо видно (либо полицейский знает каким-то другим образом), что это именно женщины, инвалиды либо несовершеннолетние. Правда, здесь возможно исключение. Если перечисленные категории лиц оказывают полицейскому вооруженное сопротивление, а также группой или применяя оружие, нападают на мирных граждан;

Не применяется оружие при скоплении посторонних людей (даже если злоумышленник явно совершает противоправное деяние), потому что в этом случае можно навредить ни в чем не повинным людям.

Это исчерпывающий перечень применения полицией огнестрельного оружия, который определил законодатель.

В каких случаях позволено применять оружие обычным гражданам

Итак, при каких обстоятельствах и условиях гражданин вправе применять огнестрельное оружие:

Если нужно защитить собственную жизнь, а равно жизни близких, либо здоровье с имуществом, и при этом стрелок осознает, что иными способами это сделать невозможно;

Перед выстрелом гражданин должен сообщить о том субъекту, в которого он намерен стрелять;

По закону можно выстрелить, не предупредив, но лишь тогда, когда из-за промедления сам стрелок либо посторонние лица реально могут лишиться жизни;

Самообороняясь посредством огнестрельного оружия, стрелок ни в коем случае не должен причинить вред непричастным лицам.

В женщин, несовершеннолетних и инвалидов гражданину стрелять запрещается, кроме случаев, если они совершают преступное нападение группой или нападение с оружием.

Если уж так случилось, что гражданин выстрелил в порядке самозащиты, то об этом он должен как можно скорее уведомить полицию. Если при этом нападавший оказался ранен, то стрелявший должен оказать меры первой помощи, а также вызвать скорую помощь.

В каких случаях возможно применение оружия военнослужащими

Военнослужащие могут применять оружие в соответствии с воинским Уставом караульной службы, а также в некоторых других, предусмотренных специальными воинскими законами случаях. Понятно, что речь здесь идет о мирном времени: у военного времени свои законы.

Итак, когда конкретно военнослужащий может применить оружие:

Когда кто-то нападает на подлежащий охране объект, а также на иные армейские объекты. При этом применение оружия часовым должно осуществляться в соответствии с уставом: вначале – выстрел вверх, а затем – огонь по злоумышленникам;

Когда злоумышленники хотят захватить оружие, воинскую технику и другое армейское имущество. Здесь предварительного выстрела не требуется, разрешается сразу же стрелять по захватчикам;

Когда необходимо задержать лиц, от которых исходит угроза применения оружия, а сдавать оружие они отказываются.

В соответствии с воинскими законами, командир подразделения имеет право на собственноручное применение оружия (или вправе отдать соответствующий приказ), если в воинской части возник бунт, и предотвратить его иными способами невозможно.

В каких случаях может применяться оружие частным охранником

Если промедлив, охранник может лишиться жизни или здоровья;

Если нарушитель своими действиями может причинить непоправимый вред.

Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: какие именно действия злоумышленника могут нести угрозу для жизни и здоровья охранника. Четкого перечня таких действий в законе нет. Охранник должен исходить из здравой логики, а также собственного житейского и профессионального опыта. Понятно, что если злоумышленник пытается задушить охранника, либо вытолкнуть его из автотранспорта, либо реально пытается сбить его машиной, либо пытается отобрать оружие, то тут, скорее всего, и впрямь следует применить огнестрельное оружие без предупреждения.

В той же мере охранник имеет право выстрелить, не предупреждая, если злоумышленник, к примеру, намерен бросить гранату, привести в действие взрывное устройство, причинить неотвратимый вред множеству людей каким-либо другим преступным способом. Закон в данном случае не слишком конкретен, и такая неконкретность способна натолкнуть охранника на такие действия, совершив которые, он понесет затем ответственность перед законом.

Кстати, непременно следует иметь в виду, что применять оружие (хоть с предупреждением, хоть никого не предупреждая) охранник вправе когда он непосредственно исполняет профессиональные обязанности – охрану вверенного ему объекта либо имущества, и когда он обладает достаточной профессиональной квалификацией. В соответствии с законом, только охранники, у которых высшая квалификация (6 разряда) могут носить, а, следовательно, и применять оружие. В обычной жизни охранник должен руководствоваться другими законами, как полагается обыкновенному гражданину.

В заключение

Обороняться огнестрельным оружием в РФ – дело довольно-таки неблагодарное и опасное. Даже полицейские и военнослужащие могут ответить за его неправильное применение, а что уж говорить об обычных гражданах или частных охранниках. Это надо делать лишь в самых крайних и неотвратимых случаях. Лучше пожертвовать охраняемым или личным имуществом, чем (что весьма вероятно) отвечать перед законом за превышение пределов необходимой самообороны.


1. Каким оружием граждане не могут владеть?

В России не предусмотрено легальное владение гражданами короткоствольным боевым оружием — пистолетами и револьверами, а также любым оружием с автоматическим режимом огня — автоматами, пистолетами-пулеметами. Такое оружие — монополия государственных силовых структур.

51bfaff835c78cc8ab3892c44b3_prev

2. Какое оружие можно приобрести легально?

При условии получения в МВД специальной лицензии граждане могут легально приобрести: охотничье оружие, оружие самообороны, спортивное оружие, сигнальное оружие и холодное клинкового оружия, которое носят с казачьей формой или национальным костюмом.

Охотничье оружие бывает гладкоствольным и нарезным.

Гладкоствольное — классические переломные двустволки и одностволки, полуавтоматические дробовики, помповые и другие многозарядные ружья, перезаряжающиеся вручную.

Нарезное — винтовки и карабины (короткие винтовки). Среди охотничьего нарезного оружия немало переделанного из армейских образцов и иногда мало чем отличающегося от прототипов. Российский охотник может владеть снайперской винтовкой или карабином на базе автомата Калашникова или иностранной штурмовой винтовки.

Бывает и комбинированное оружие, сочетающее гладкий и нарезной ствол, а также охотничье пневматическое с дульной энергией до 25 Дж.

Главное отличие охотничьего огнестрельного оружия от боевого — возможность ведения автоматического огня и емкость магазина. Охотничье оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Кроме того, для охотничьего оружия существуют ограничения по размеру (минимальная длина) и видам используемых боеприпасов (армейскими патронами стрелять запрещено).

Охотничьи ножи, отнесенные по ряду параметров к оружию, также считаются охотничьим оружием и требуют разрешения на приобретение.

foto_12_kopiya

Спортивное оружие — гладкоствольные ружья для стендовой и практической стрельбы, спортивные винтовки (например, для биатлона).

К оружию самообороны относятся и охотничьи гладкоствольные ружья, заряженные патронами травматического действия (с легкой эластичной пулей или картечью). В эту же категорию входят газовые пистолеты и револьверы, механические распылители слезоточивых или раздражающих веществ, устройства для стрельбы светошумовыми патронами, а также некоторые электрошокеры (по ряду параметров).

408_big

Казачье и национальное оружие — холодное клинковое оружие, которое носят с казачьей формой или национальным костюмом (шашки, кинжалы и т.п.)

3. Как получить лицензию?

Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.

Право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины.

Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Не получат лицензию:

  • не достигшие возраста, установленного законом
  • имеющие медицинские противопоказания к владению оружием (наркомания, токсикомания, алкоголизм, плохое зрение)
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление, либо снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия
  • отбывающие наказание за совершенное преступление
  • совершившие повторно в течение года административное правонарушение (перечень определяется законом)
  • не имеющие постоянного места жительства
  • лишенные по решению суда права на приобретение оружия

Желающий приобрести оружие должен предоставить в лицензионно-разрешительную службу местного УВД определенный пакет документов (заявление, фотографии, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний). Кроме того, будущий стрелок обязан пройти обучение правилам безопасного обращения с оружием, а затем сдать экзамен по ним.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается в течение месяца со дня его подачи. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему — шесть месяцев со дня выдачи лицензии. По одной лицензии можно купить и зарегистрировать не более 5 единиц оружия, относящихся к одной категории.

Купленное оружие нужно принести в ОВД, где его осмотрят и зарегистрируют. После этого можно будет получить разрешение на хранение и ношение оружия, если оно требуется.

5211573

4. Какое оружие и средства самообороны можно приобрести без лицензии?

izh-60

5. Когда можно и когда нельзя использовать оружие?

Гражданский владелец обязан незамедлительно сообщить о каждом случае применения оружия для самообороны в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Муранов А.К., адъюнкт ВНИИ МВД России, капитан милиции.

Политическая и правовая составляющие проблемы создания и применения оружия нелетального действия представляются весьма важными.

В то же время в ряде стран нет единого мнения по поводу необходимости создания или развития системы оружия нелетального действия, предназначенного для применения вооруженными силами. Главная проблема заключена в ограничениях и запретах действующими нормами международного права разработок и применения некоторых видов оружия нелетального действия, а также отдельных образцов его.

Согласно п. 1 ст. 1 Конвенции от 13 января 1993 г. "О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении" (КХО) "каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется никогда. не разрабатывать, не производить. не применять химическое оружие". Статья 2 данной Конвенции относит к химическому оружию токсические химикаты, означающие любой химикат, который за счет своего химического воздействия на жизненные процессы может вызвать летальный исход, временный инкапаситирующий (т.е. раздражающий) эффект или причинить постоянный вред человеку или животным. Принимая во внимание, что подавляющее большинство специальных средств раздражающего действия имеют в своей основе CN или CS, их применение запрещено при ведении боевых действий.

При этом следует отметить, что согласно п. 9 ст. 2 Конвенции ее положения не распространяются на применение токсических химикатов, в том числе для правоохранительных целей, включая борьбу с беспорядками в стране. Более того, Конвенцией вводится такой термин, как "химическое средство борьбы с беспорядками", означающий "любой не включенный в списки химикат, способный быстро вызывать в организме человека раздражение органов чувств или физические расстройства, которые исчезают в течение короткого промежутка времени после прекращения воздействия" .

Пункт 7 ст. 2 Конвенции.

Термины "быстро вызывать" и "исчезают в течение короткого промежутка времени" не оценены с помощью численных параметров, однако характеристики принятых в мировой практике химических средств борьбы с беспорядками, таких как CS, CN, позволяют определить в общем виде время наступления эффекта - до 30 с и его продолжительность - до 1 часа.

Как видно из данного определения, под химическими средствами борьбы с беспорядками понимаются не только ирританты, вызывающие раздражение слизистых оболочек дыхательных путей и глаз, но и обездвиживающие и другие вещества при условии соответствия временным параметрам, приведенным выше.

Потенциальным источником запрещения применения отдельных образцов оружия нелетального действия может выступать Конвенция от 16 декабря 1971 г. "О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении" (КБО) .

Данная Конвенция наложила всеобъемлющий запрет на использование любых микробиологических или других биологических агентов и токсинов, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей. Также Конвенцией налагается запрет государствам-участникам на разработку, производство, накопление, приобретение и хранение оружия, оборудования или средств доставки, предназначенных для использования вышеуказанных агентов или токсинов .

Статья 1 Конвенции.

Одновременно Конвенция обязывает государства-участники уничтожить это оружие. Принятие этой Конвенции явилось первой в истории международных отношений мерой реального разоружения, направленной на изъятие из арсеналов государств целой категории опаснейшего оружия.

Следует отметить, что КБО запрещены любые образцы оружия, содержащие биологические агенты и токсины, независимо от того, воздействие какой степени тяжести они оказывают: летальное либо нелетальное.

Однако в последнее время, благодаря развитию генетики и биотехнологии, появились новые достижения, которые, как нам представляется, позволят использовать в качестве составляющих оружия нелетального действия отдельные изделия, некоторые биологические агенты. Концептуально эти изделия можно охарактеризовать как двойного назначения. В частности, биологические средства, первоначально предназначенные для очистки почв от нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, взрывчатых веществ и ракетных топлив, технологически возможно использовать для приведения в негодность различного вида горюче-смазочных материалов и взрывчатых веществ. Указанное их применение содержит элементы применения такого вида оружия нелетального действия, как оружие, предназначенное для временного вывода из строя вооружения, военной и специальной техники, объектов инфраструктуры.

Представляется, что применение в указанных целях оружия нелетального действия, содержащего биологические агенты и токсины, не противоречит целям принятия КБО. В то же время, как нами ранее упоминалось, КБО запрещено применение любых образцов оружия, содержащих биологические агенты и токсины. Вследствие чего возникает дискуссионный вопрос о трактовке положений КБО и целесообразности внесения изменений в ее отдельные нормы.

Аналогичный проблемный аспект возникает и при применении образцов оружия нелетального действия, содержащего биологические агенты и токсины, в качестве средств для борьбы с незаконными посевами наркотических растений. Реальное авиационное применение силовыми структурами США микрогербицидной рецептуры в Колумбии и Афганистане в рамках программы борьбы с наркомафией показало, что данная рецептура уничтожает не только наркосодержащие культуры, но и приводит к гибели большого числа культурных сельскохозяйственных растений. При этом имели место отдельные случаи поражения животных и людей. Это свидетельствует о том, что аналогичные средства могут применяться с целью подрыва сельского хозяйства и продовольственной базы государств и отдельных незаконных группировок.

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие , содержит нормы, направленные на ограничение применения отдельных образцов оружия, которые при определенных тактико-технических характеристиках и настройках могут относиться к оружию нелетального действия.

Неотъемлемой частью данной Конвенции являются четыре Протокола: Протокол "О необнаруживаемых осколках" (Протокол I), Протокол "О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств" (Протокол II), Протокол "О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия" (Протокол III) и Протокол "Об ослепляющем лазерном оружии" (Протокол IV).

В рамках рассматриваемой нами проблемы нас в первую очередь интересует Протокол IV от 13 октября 1995 г. "Об ослепляющем лазерном оружии" , наложивший отдельные ограничения на применение образцов оружия нелетального действия, основанных на воздействии различных видов излучений.

Протокол вступил в силу 30 июля 1998 г. Ратифицирован Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 153-ФЗ.

Согласно ст. 1 указанного Протокола "запрещается применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях исключительно или в том числе для того, чтобы причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические приборы, т.е. незащищенным органам зрения или органам зрения, имеющим приспособления для корректировки зрения".

Наложенный указанной нормой запрет имеет весьма узкую сферу действия. Так, этой нормой не запрещается применение образцов оружия нелетального действия, основанного на лазерном (когерентном) излучении, с целью воздействия на противника, ведущего встречное наблюдение с использованием специальных оптических средств.

Также положениями рассматриваемого протокола не запрещено применение высокоэнергетических лазеров для вывода из строя вооружения, военной и специальной техники.

В то же время вышеуказанный запрет на применение лазерного оружия с целью причинения постоянной слепоты органам зрения человека является существенным фактом, внесшим значительный вклад в развитие принципа гуманности при проведении различных видов боевых операций.

Одновременно необходимо отметить и то, что реализованная путем принятия рассматриваемой Конвенции политика ограничения и запрещения видов оружия, которые могут считаться имеющими неизбирательное действие, также может быть основанием воспрепятствования отдельных образцов оружия нелетального действия.

Так, на практике при применении средств, основанных на воздействии физико-химических композиций, акустического оружия нелетального действия всегда есть риск нарушения принципа избирательности.

К международным нормативно-правовым актам, в той или иной степени ограничивающим возможность применения оружия нелетального действия, можно также отнести Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г. . Данным протоколом путем введения квот налагается ограничение на производство государством - участником Протокола веществ, разрушающих озоновый слой.

Протокол вступил в силу 1 января 1989 г. СССР подписал Протокол 29 декабря 1987 г., принял 10 ноября 1988 г.

Указанные ограничения касаются производства образцов оружия нелетального действия, содержащих такие вещества. Так, например, в состав пен, содержащих высококлейкие композиции, ранее входил фреон-12, объемная доля которого достигала 32%. В связи с этим зарубежные исследователи активно разрабатывают в качестве вспенивателя другие химические соединения, пригодные для включения в составы пенных рецептур.

В Российской Федерации положения данного Протокола отражены в Постановлении Правительства РФ от 5 мая 1999 г. N 490, согласно которому производство озоноразрушающих веществ в Российской Федерации с 1 июля 2000 г. осуществляется только в тех случаях, когда эти вещества используются исключительно как сырье для производства других химических веществ, и в особых случаях, предусмотренных настоящим Протоколом. Одновременно данным актом наложен запрет на создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации.

Как видим, рассмотренные нами источники международного публичного права, содержащие нормы, ограничивающие или запрещающие отдельные виды оружия, которые возможно отнести к оружию нелетального действия, в целом разработаны и приняты в развитие принципов, заложенных в основу Женевских конвенций.

К числу таких принципов возможно отнести:

  • принцип международного права, согласно которому право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным;
  • принцип гуманности, запрещающий применение в вооруженных конфликтах оружия, снарядов и веществ и методов ведения войны, которые могут нанести чрезмерные повреждения или принести излишние страдания, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей;
  • принцип недопустимости применения методов или средств ведения войны, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный долговременный и серьезный ущерб природной среде;
  • принцип пропорциональности, допускающий случайные потери жизни среди гражданского населения в случае нападения, однако не допускающий нападение, если существует опасность того, что случайные потери среди гражданского населения будут чрезмерными по отношению к военному преимуществу, которое предполагается получить.

В то же время технический прогресс, способствовавший появлениям новейших разработок в области создания вооружения и военной техники, создает предпосылки необходимости проведения современного повторного анализа норм международного права, рассматриваемых нами в данном параграфе.

Например, нормы, разработанные в развитие принципа гуманности, содержащиеся в КХО, Международной конвенции по телекоммуникациям от 10 января 1986 г. запрещают применение эффективнейших образцов оружия нелетального действия, тем самым склоняя или навязывая субъектов данных конвенций к применению традиционного вооружения. Но в современном мире как раз применение образцов оружия нелетального действия является наиболее гуманным.

Представляется также целесообразным необходимость разработки нормативных правовых актов, регулирующих порядок применения всех видов оружия нелетального действия, принимаемого на вооружение как правоохранительных органов, так и вооруженных сил. Применение таких образцов оружия нелетального действия, в соответствии с разработанным порядком, не только должно оказывать стопроцентное нелетальное воздействие, но и стремиться к полной обратимости такого воздействия.

Представляется, что результатом разработки такого режима применения в международных конфликтах оружия нелетального действия и станет торжество принципа гуманности и прочих принципов.

Таким образом, проведенный нами сравнительно-правовой анализ международных нормативно-правовых актов, содержащих нормы, налагающие запрет на применение в международном вооруженном конфликте в качестве средств ведения войны отдельных изделий, относящихся по своим тактико-техническим характеристикам к категории оружия нелетального действия, подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования применения оружия нелетального действия в международном сообществе.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Закон допускает применение огнестрельного оружия в установленных случаях в отношении любых лиц независимо от гражданства, наличия дипломатического или консульского иммунитета, социального и имущественного положения посягающего или задерживаемого лица и иных характеризующих его обстоятельств (вменяемость, дееспособность).

Следует иметь в виду, что ч. 3 ст. 15 запрещает применять огнестрельное оружие даже при наличии основания, предусмотренного частью первой, т. е. данный запрет имеет приоритет над дозволением.

По общему правилу запрещается применять огнестрельное оружие в отношении следующих категорий лиц:

б) лиц с явными признаками инвалидности (к таким признакам относятся, в частности, отсутствие конечности, невозможность самостоятельного передвижения или крайняя ее затрудненность, слепота и т. и.);

в) несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции.

В исключение из общего правила ч. 3 ст. 15 Закона возвращает сотруднику милиции право на применение огнестрельного оружия, если указанные лица совершают одно из следующих действий:

а) оказывают вооруженное сопротивление;

б) совершают вооруженное нападение, угрожающее жизни людей;

в) совершают групповое[274] нападение, угрожающее жизни людей.

Понятия вооруженного сопротивления, вооруженного нападения и нападения, угрожающего жизни людей, в данном случае полностью совпадают с аналогичными понятиями, речь о которых шла при рассмотрении оснований применения огнестрельного оружия.

Если в преступных действиях женщины, инвалида или несовершеннолетнего указанные признаки отсутствуют (например, они в одиночку совершают невооруженное нападение на граждан или сотрудников государственных военизированных организаций, помещения государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, на конвой, либо оказывают невооруженное сопротивление, пусть даже групповое, но без насилия, опасного для жизни или здоровья сотрудника государственной военизированной организации, либо, будучи застигнутыми при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности, пытаются скрыться, не оказывая вооруженного сопротивления), сотрудник государственной военизированной организации должен защитить людей, себя, объекты собственности и задержать названных лиц без применения против них оружия, используя в качестве мер принуждения лишь собственную физическую силу, а в случаях, предусмотренных законом, и имеющиеся специальные средства.

На наш взгляд, эти зафиксированные в законе запреты не безупречны. Дело в том, что они, вопреки требованиям ч. 2 ст. 37 УК РФ, ограничивают право сотрудника на необходимую оборону. Думается, что Уголовный кодекс не случайно не содержит каких-либо ограничений на причинение вреда посягающему в зависимости от его пола, возраста, состояния здоровья (психического и соматического) и прочих характеристик. Ведь главное не в этом, а в характеристике и степени общественной опасности совершаемого деяния. Те же женщина и несовершеннолетний (особенно 15-17-летнего возраста)[275] могут обладать большой физической силой, знать боевые приемы борьбы, иметь неоднократные судимости, состоять членами организованных преступных групп. То же можно сказать и про инвалидов (кстати, среди лиц, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их немало). Явная инвалидность в ряде случаев (отсутствие одного глаза, пальца на руке, хромота, глухота, немота и др.) нисколько не мешает совершать виновному тяжкие и особо тяжкие преступления. К тому же сотрудник милиции в ходе противоборства может быть серьезно травмирован и не способен оказывать достаточное физическое (мускульное) противодействие нападающему.

Поэтому следует либо отказаться от названных запретов, либо, хотя бы допустить применение в отношении указанных категорий лиц огнестрельного оружия в случаях совершения ими посягательства, связанного с угрозой жизни граждан или сотрудника милиции, независимо от группового или вооруженного характера посягательства.

Запрещается применять огнестрельное оружие также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

Нетрудно заметить, что при такой трактовке закона смысл нормы, в конечном счете, сводится к тому, что запрещается применять огнестрельное оружие при наличии людей, когда от его применения могут пострадать посторонние лица[277]. На практике такая трактовка позволяет любой контролирующей либо судебной инстанции вменить (т. е. исходя из фактического результата, объективно вменить) в вину сотруднику милиции вред, причиненный посторонним лицам, независимо от обстоятельств, при которых он был причинен.

По нашему мнению, рассматриваемая норма должна быть исключена из текста законодательных актов, регламентирующих полномочия сотрудников (работников) на применение огнестрельного оружия[278]. Она, во-первых, может быть по-разному истолкована, во-вторых, ограничивает право сотрудников (работников) на необходимую оборону, и в-третьих, позволяет объективно вменить в вину сотруднику любой вред, причиненный третьим лицам, в том числе и тогда, когда имел место казус (случай).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. Применение огнестрельного оружия в состоянии крайней необходимости

§ 3. Применение огнестрельного оружия в состоянии крайней необходимости При применении огнестрельного оружия в рассмотренных случаях наряду с состоянием необходимой обороны может возникнуть состояние крайней необходимости. Речь идет о так называемой «идеальной

Глава 7 Ответственность за незаконное применение огнестрельного оружия

Глава 7 Ответственность за незаконное применение огнестрельного оружия Решение о применении огнестрельного оружия в установленных законом случаях уполномоченные должностные лица государственных органов, работники юридических лиц и граждане Российской Федерации

§ 1. Уголовная и гражданско-правовая ответственность за незаконное применение и использование огнестрельного оружия

§ 1. Уголовная и гражданско-правовая ответственность за незаконное применение и использование огнестрельного оружия Говоря об уголовной ответственности, следует подчеркнуть, что в Уголовном кодексе Российской Федерации нет специальной статьи, предусматривающей

§ 2. Дисциплинарная и материальная ответственность за незаконное применение и использование огнестрельного оружия

§ 2. Дисциплинарная и материальная ответственность за незаконное применение и использование огнестрельного оружия Дисциплинарная ответственность по общему правилу наступает за нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок). К примеру, служебная дисциплина

4. Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие применение служебного огнестрельного оружия

Раздел IV Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Раздел IV Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Статья 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и

Статья 15. Применение и использование огнестрельного оружия

Статья 15. Применение и использование огнестрельного оружия Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;2) для отражения

Глава VII. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке,

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

Статья 23. Применение огнестрельного оружия 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с

Раздел IV Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Раздел IV Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Статья 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и

Статья 15. Применение и использование огнестрельного оружия

Статья 15. Применение и использование огнестрельного оружия Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;2) для отражения

Читайте также: