Является ли способом властвования обеспечение бездействия подвластных

Обновлено: 16.05.2024

Политическую власть на практике осуществляют разными конкретными (порой индивидуализированными) способами, а стилистические черты (совокупность своеобразных приемов) властвования - важная особенность политической системы как таковой. В самом общем виде процесс реализации власти включает в себя: 1) принятие политических решений с выбором целей и средств их достижения; 2) проведение этих решений в жизнь путем последовательных действий по мобилизации необходимых ресурсов и нейтрализации сопротивления оппозиции.

Методы властвования политологи классифицируют по разным основаниям; их, например, ранжируют (т.е. выстраивают последовательный ряд) в зависимости от соотношения в управлении принуждающего насилия и согласия. Подходы к властвованию обычно распределяют на три группы: принуждение, убеждение, стимулирование. В основу каждого из этих методов могут быть заложены самые разнообразные средства и механизмы осуществления власти. Весьма характерно, что необходимый порядок отношений управителей и управляемых образуется за счет "конвертирования" либо физических ресурсов (силы и других способностей, геополитических преимуществ и т.п.), либо символических посредников из смежных с политикой сфер: денег (экономика), влияния (социальные связи), ценностных ориентаций (культура) и т.п.

Три основных метода в распоряжении властвующих групп: убеждение, материальная выгода и насилие. Насилие, видимо, наиболее эффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он малорезультативен в качестве основного подхода к сохранению власти на длительный срок, ибо он принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемов властвования и все более широкому распространению этой жесткости. Самым эффективным (иначе - самым дешевым) методом, конечно, остается убеждение. Однако все три приема - убеждение, выгода и насилие - всегда используются при всех формах правления.

Ф. Нойманн, "Подходы к исследованию политической власти"

Кроме того, власть по способам осуществления часто подразделяют на явную (эксплицитную) и неявную (имплицитную). Выражением явной власти будет ситуация, когда А совершенно определенным образом, не допускающим разночтений, укажет Б, что ему надлежит делать (или от чего воздержаться). При неявном властвовании Б делает то, что желает А, но без прямого предписания с его стороны. В этом случае Б знает (или догадывается) об устремлениях А и по разным причинам выполняет их.

Убийство архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета (фреска, XIV в.)

Обратите внимание! По мнению многих политологов, власти присуща изрядная хитрость: она сплошь и рядом прибегает к манипуляциям, создавая иллюзию автономии граждан. Вот лишь некоторые приемы правителей: игра на конформизме многих людей; демагогия; церемониальные эффекты; разделяемое с народом сознание преступного характера неких акций; возбуждение любви к тирану и т.д. Итак, отношения управитель/управляемый создаются не только насилием или принуждением, но также правдой и ложью, пороком и угодливостью, ощущением достоинства либо неполноценности, предательством и любовью. Очень трудно провести границу между принуждением и согласием, тем более что при демократии речь идет не о согласии всех, а о согласии большинства с действиями власти.

Есть еще одна важнейшая тема, связанная с порядком властвования, - принципы ограничения политической власти и ее распределения между сторонами властных отношений. В современной практике используется очень много таких подходов, однако основные (разделение властей, типология политических режимов и т.д.) подробнее рассматриваются в других главах, а здесь кратко изложены лишь те из них, что непосредственно относятся к основной проблеме этого раздела - порядок осуществления власти.

В прежние времена ни один монарх, какой бы всемогущей и абсолютной ни была его власть, не взялся бы единолично, без помощи промежуточных органов власти управлять всеми частями большой империи. Демократические народы . пришли к вещам очень странным. Так, они полагают, что граждане не способны сами вести мелкие дела в соответствии с простым здравым смыслом. Когда же речь идет об управлении целым государством, то этим гражданам они готовы доверить необъятную власть. Люди поочередно становятся то игрушками в руках правителя, то его повелителями, то больше, чем королями, то меньше, чем простыми смертными.

А. де Токвиль, "О демократии в Америке"

Из желательных и возможных ограничителей верховной политической власти вслед за Алексисом де Токвилем (1805-1859) до сих пор называют религию и нормы нравственности; промежуточные территориальные органы и "образования патриотического сплочения" (т.е. входящие в государство провинции и регионы, местные общины); группы интересов и социальной солидарности (различные элиты, ассоциации, партии, лоббистские организации); общественное мнение; независимую судебную власть. Позже к этому перечню добавилась и информационная власть.

Самый значимый и известный принцип взаимоограничения полномочий управителей - разделение властей - будет рассмотрен в главе о законодательно-функциональной типологии политических режимов. Это означает, что институты и политические силы (включая отдельного гражданина) обращаются не к обобщенной власти как таковой, но к такой власти-посреднику, которая занимается специфическими обязанностями, - творит законы, исполняет уже принятые решения и законы, следит за их соблюдением. Честь формулирования принципа "власть останавливает власть" для политики принадлежит Шарлю Луи Монтескье (1689-1755).

Интерпретация: Одним из первых философов политики, всерьез задумавшимся над вопросом, почему погиб Рим и как избежать его участи, был Монтескье. Он писал: "Несмотря на любовь людей к свободе, несмотря на их ненависть к насилию, большая часть народов все же подчинилась деспотизму. И нетрудно понять, почему это произошло. Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие; подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновесить другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выполнить случаю, и который редко позволяют выполнить благоразумию". По Монтескье, средство против вырождения демократии в тиранию - равноправие трех ветвей власти: "Чтобы не было возможностей злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга" ("О духе законов", 1748).

Французский политолог Жан-Люк Шабо справедливо полагает, что каковы бы ни были претензии политической власти, она не может всецело господствовать над управляемым ею обществом, а значит, ей обязательно нужны "физические" противовесы в виде так называемого правового государства и конституционных гарантий гражданских свобод.

За несоблюдение принципа ограничения политической власти следуют санкции: они налагаются либо в юридическом порядке, либо применяется коллективная защита управляемых от действий управителей. В конституциях разных государств эти санкции прописаны неодинаково, вместе с тем их можно свести в некий краткий каталог: правовая защита управляемых (оспаривание нормативных актов, в т.ч. подзаконных, высшей власти, персональная, обычно уголовная, ответственность управителей); контроль конституционности (как правило, прямое обращение граждан в Конституционный или Верховный суд); лимитирование права представителей законодательной и исполнительной властей апеллировать в ряде случаев к судам; отрешение от должности управителей с помощью специальной уголовной процедуры и т.д.

Интерпретация: По мнению Шабо, изложенному им в учебнике "Введение в политику" (1991), "очевидные преимущества писаного права - его определенность и всеобщая о нем осведомленность ("никто не может отговариваться незнанием законов") - недостаточная гарантия его претворения в жизнь. Торжественность деклараций прав не является залогом уважения к ним в реальных действиях членов сообщества". Для эффективности норм права нужна совокупность трех условий: соответствие писаной нормы ценностям и соотношению сил в обществе; признание наивысшей ценности правовой системы норм (от конституции и ниже); наличие механизмов и органов, чья задача - эффективно обеспечивать законность по ее иерархии (т.е. контроль конституционности).

Ограничения политической власти ради защиты управляемых подучили действенную поддержку со стороны международно признанных правовых актов (Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., и т.д.).

Теперь вопрос о распределении власти. Властные отношения очевидно асимметричны: в них вовлечено правящее меньшинство и управляемое большинство. Ряд политологов считают, что правящее меньшинство - это вневременная социальная категория, которая составляет относительно сплоченную группу - элиту, - наделенную, по мнению ее представителей и с точки зрения общественности, выдающимися свойствами. Другие убеждены, что элиты - относительно недавние образования, появившиеся лишь в Новое время благодаря высокой социальной мобильности и расслоению (стратификации) крупных массовидных обществ. Особо выделявшиеся до того группы традиционно воспринимались как объединения "лучших", "благородных", "либеральных" (здесь - свободных и щедрых), "чистых"; для них были характерны достаточно высокая замкнутость, нередко и единство происхождения.

Обладание властью обеспечивает правящей элите привилегированные и господствующие позиции в обществе. Причем считается, что такое положение элиты в социальной структуре не зависит от персональных перестановок, частичного обновления ее состава, происходящих при социально-политических переменах и преобразовании способа организации власти (в т.ч. в случаях чередования у власти правящих и оппозиционных групп); почти неизменными остаются также ее социально-психологические характеристики.

Элиты, равно как прочие массовидные объединения (группы людей, выделяющиеся по определенному признаку - например, пенсионеры, школьники, избиратели какой-то партии и т.п.), некоторые ученые считают субъектами политической власти. Это спорная точка зрения. Возражающие ей спрашивают: могут ли все бизнесмены или рабочие, все женщины или любители пива выступать как единый политический актор? Ответ, по меньшей мере, неочевиден, прежде всего, потому что в современных условиях один человек так или иначе включается в разные группы внутри общества. Более того, есть множество примеров, когда люди действуют вопреки интересам своей группы или наперекор устремлениям большинства.

Однако в политике каждый отдельный человек, сложившиеся элиты и другие социальные группы, политические институты выполняют свойственные им роли и занимают определенные позиции при распределении власти. В традиционных политических системах они образовывали пирамидальные структуры, когда вершину занимал самый мощный властитель, затем шли слои все менее значимых авторитетов, внизу же оказывались самые неавторитетные роли и институты. Тем самым возникали политические отношения иерархического типа. Для их описания удобна модель "верх - низ", "вышестоящие - подвластные".

При пространственном (территориальном) распределении власти та же логика может быть представлена с помощью модели "центр - периферия". Она особенно удобна для налаживания функционирования более сложных, чем чисто иерархические, политических систем с гибкими принципами организации. На основе этой модели продуктивное описание распределения и циркуляции власти внутри Европы, отдельных национальных сообществ и субрегионов было осуществлено в 1970-1980-е гг. политологами, интеллектуально объединенными выдающимся норвежским исследователем Стейном Рокканом.

Пространственное распределение, функциональная специализация могут привести к такому усложнению процессов циркуляции (круговорота) власти, что гражданам и их объединениям, вступающим через исполнение ролей в политические отношения, окажется трудно разобраться с Многоликостью ее проявлений. В таких случаях возникают вполне оправданные ощущения многовластия, а с ними - и стихийного безвластия. Именно это в античности выражало понятие полиархии (гр. polyarkhia - власть многих) как рассогласованности управления. Когда же создаются специальные институты, которые регулируют процессы распределения власти, задают правила ее делегирования, возвращения и функционального преобразования, многообразие локусов (лат. locus - место) власти люди способны обратить себе на пользу.

Например, даже в централизованном, т.е. унитарном (фр. unitaire - составляющий единое целое), государстве есть общенациональная власть и периферия с местным управлением. Однако здесь все внутренние и международные полномочия сосредоточены в руках первой. По определению Шабо, если государство из центра с помощью своих представителей руководит местными территориальными единицами, это - деконцентрация; если оно передает часть своих полномочий локальным сообществам и контролирует выполнение ими надлежащих функций, то мы имеем дело с децентрализацией. Гораздо сложнее распределение власти в федеративных (лат. foedus - союз) государствах, где существуют одновременно два постоянных и формальных уровня управления. Своеобразие этого устройства состоит в том, что сама федерация обладает всей полнотой внешнего и частью внутреннего суверенитета; ее участник (субъект) - лишь некоторыми, в каждом случае особыми, признаками внутреннего суверенитета. Еще более разнообразно устройство власти в конфедерациях или в таких наднациональных образованиях, как Европейский союз.

Власть как явление давно занимала умы человечества. И почти всегда ей придавался сакральный смысл, потому что возможность влиять на других людей, заставлять их делать что-то, даже вопреки собственным желаниям вызывала неподдельный интерес, а чаще всего просто трепет перед сильными мира сего.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 2
1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И АГЕНТЫ ВЛАСТИ………………. 3
1.1 Субъект и объект власти…………………………………. 3
1.2 Природа подчинения………………………………………. 6
2. РЕСУРСЫ, ПРОЦЕССЫ И ВИДЫ ВЛАСТИ……………………. 8
3. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСПОДСТВА……………….. 11
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИГИТИМНОСТЬ…………………………. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 16

Содержимое работы - 1 файл

Политология вар. 6.doc

Процесс властвования возникает тогда, когда все компоненты власти приводятся в движение. Процесс властвования характеризуется, прежде всего, способами, механизмами властвования. Существует два основных способа властвования:

  • политическая мобилизация – побуждение объекта к угодным субъекту действиям;
  • политическая демобилизация – обеспечение бездействия подвластных, нейтрализация, блокирование нежелательных для власти видов их поведения. 2

Возможны различные классификации власти:

      • в зависимости от ресурсов, на которых она основывается (экономическая, социальная, информационная, силовая и т.д.);
      • по сферам проявления власть делится на государственную, партийную, церковную, армейскую и т.д.
      • по широте распространения (власть международных организаций, центральная государственная, региональная, местная и т.д.);
      • в зависимости от функций властных органов (законодательная, исполнительная, судебная);
      • по способам взаимодействия субъекта и объекта (демократическая, авторитарная и т.д.);
      • по способам подчинения (принуждение, убеждение и др.).

      Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Здесь уместно задать вопрос: обладая изначальным властным ресурсом, не стремится ли политика подчинить себе остальные ресурсы, вобрать в себя иные виды власти? Безусловно, в политике всегда есть великий соблазн сосредоточить в своих руках как можно большие ресурсы, в первую очередь, экономические, информационные, идеологические, что приводит в различных вариантах к огосударствлению экономики, подавлению независимых СМИ и т.д. Это свидетельствует о способности власти накапливаться, сливаться, расширяться, стремиться к абсолюту (абсолютные монархии, тоталитарные государства, диктатуры, тирании, олигархии и т.д.). Кроме того, существует опасность обмена политического ресурса (в виде, например, решения принятого в пользу какой-либо группы или отдельных лиц, карьерного продвижения каких-либо фигур и т.д.) на ресурс экономический, информационный и др.

      В рыночном обществе, где огромную роль играют деньги, концентрация экономической власти у крупных собственников может привести к усиливающемуся накоплению власти, например, к установлению плутократии, то есть прямого правления небольшой группы богатых людей.

      Во всяком случае, во взаимодействии различных властей возникает так называемый кумулятивный эффект, в котором проявляется закон накопления власти. Богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; в свою очередь, высокая политическая должность способствует накоплению богатства, расширению доступа к информации, что опять-таки улучшает возможности для занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.

      Для того чтобы избежать накопления, концентрации власти в одних руках, демократическое общество обладает определенными механизмами противодействия. Это:

      • конкуренция между собственниками;
      • наличие политически влиятельного среднего класса;
      • демократическое устройство государства, и в первую очередь, разделение властей;
      • институт выборов и сменяемости власти;
      • политическая оппозиция;
      • институты гражданского контроля (партии, неправительственные организации и независимые и многочисленные СМИ.)

      В условиях авторитарных и тоталитарных государств наблюдается слияние политической, экономической и информационной власти при командной роли политики. Демократия предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них:

      • в экономике – наличие множества конкурирующих центров влияния;
      • в политике – разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также разделение самой государственной власти по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (на центральную и местную);
      • в информационной сфере – плюрализм СМИ.

      3. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСПОДСТВА

      Любая власть для осуществления своих функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности власти относятся:

      • политическое господство;
      • легитимность власти;
      • эффективность власти.

      Политическое господство представляет собой форму организации власти в обществе, это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы встретят безусловное повиновение со стороны большинства управляемых.

      Политическое господство предполагает:

      • институализацию властных отношений, то есть создание устойчивых властных институтов, когда в организации устанавливаются позиции, позволяющие одним принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, и обязывающие других повиноваться. В результате происходит организационное и законодательное оформление факта разделения общества на тех, кто господствует и тех, кто подчиняется;
      • структуризацию власти, то есть четкое распределение полномочий и компетенций между различными институтами власти;
      • консолидацию власти, то есть отсутствие между институтами власти серьезных противоречий и конфликтов, взаимодействие между ними на принципах партнерства и сотрудничества.

      Всякая власть стремится к установлению своего господства. Без господства власть не может долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

      4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИГИТИМНОСТЬ

      Таким образом, власть может быть законной, но нелегитимной и наоборот, легитимной, но незаконной. Любой, даже самый антинародный, режим является легитимным, если он признается народом.

      Всякая власть стремится к своей легитимации. Не будучи легитимной, власть не сможет обрести поддержку в обществе. Легитимация – это процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения. А если без принуждения этого не достигается, то легитимация оправдывает принуждение, использование силы.

      Показателями легитимности власти выступают:

      • результаты выборов;
      • уровень принуждения в обществе;
      • наличие попыток свержения правительства или лидера;
      • степень проявления гражданского неповиновения;
      • массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и т.д.

      Легитимация сочетается с противоположным ей процессом делегитимации – утраты властью общественного кредита доверия, лишения ее поддержки.

      В зависимости от мотивации подчинения М.Вебер выделил три основных типа легитимности:

      • традиционный;
      • харизматический;
      • рационально-легальный.

      Традиционная легитимность характерна для власти, основанной на силе традиции, например, наследственно-династический принцип передачи трона или отчасти обретший черты традиционной советской легитимности номенклатурно-пожизненный принцип занятия должности генерального секретаря ЦК КПСС.

      Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, то есть харизму лидера, его святость, величие, всемогущество, непогрешимость. Она характерна для переходных обществ, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства.

      Наконец, рационально-легальная легитимность предполагает осознанный выбор обществом представителей власти (рациональность), осуществляемый в соответствии с общепризнанными демократическими процедурами (легальность). В таком государстве управляемые являются не подданными, а свободными гражданами, которые подчиняются только закону. В свою очередь, управляющие являются не правителями, а лишь вышестоящими исполнителями действующих законов. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств.

      В зависимости от объекта легитимации различают:

      • структурную легитимность, основанную на доверии граждан к устройству государства, политической системы;
      • персональную легитимность, основанную на доверии граждан к конкретному лидеру, главе государства и т.д.

      Существуют и другие источники, и, соответственно, другие типы легитимности. Например, идеологическая легитимность, когда оправдание власти происходит с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Или: религиозная легитимность, которую можно наблюдать в тех странах, где власть считается осененной богом.

      Наконец, различают негативную и позитивную, внутреннюю и внешнюю легитимность. Негативная легитимность основывается на критике политики предшествующей власти и на обещаниях, отвечающих запросам и ожиданиям общества. Позитивная легитимность опирается или на традиции повиновения, или на харизму лидера, или на рациональность и легальность выбора властвующей элиты и на эффективную социально-экономическую политику.

      Внутренняя легитимность – это признание власти законной со стороны большинства граждан данного государства, а внешняя предполагает такое признание со стороны международного сообщества.

      Свою легитимность власть стремится зафиксировать с помощью законов, т.е. оформить юридически. Юридическое оформление власти обозначается термином легальность власти, т.е. закрепление в правовых актах происхождения власти, ее полномочий и методов действий.

      Власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие.

      Различные виды власти, существующие в обществе - государственная политическая, негосударственная политическая, неполитическая - при всей взаимообусловленности и сходстве все же сохраняют свою специфику. Связано это, в первую очередь, с сохранением государства, права, политики, гражданского общества как относительно самостоятельных и устойчивых сфер общественной жизни и социальных институтов. Отсюда следует сохранение насилия, принуждения, авторитета и подчинения в формах, соответствующих сложности современного общества, неоднозначной и неисчерпаемой природе человека, живущего в нем.

      Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой этой политики, т.е. власть - первооснова политики.

      Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и прав личности) и др.

      Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право. (Они специально анализируются в последующих главах.)

      4. Виды власти

      Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.

      С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

      Культурно-информационная власть — это, прежде всего, власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

      Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.

      Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.

      Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

      Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

      Любовь Богданова

      Способы и механизмы функционирования власти. Легитимность. Ресурсы власти. (политология)

      Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который характеризуется прежде всего способами и механизмами властвования.

      Способы властвования могут быть различными: демократическими (власть осуществляется при участии исполнителей её решений), авторитарными (единоличное правление с ограниченным контролем над подданными), тоталитарным (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционным (правление в рамках закона), деспотическим (всевластие, произвол и опора на насилие), либеральным (уважение свободы личности, её фундаментальных прав) и другими.

      Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.

      Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве основания её типологии.

      Существует несколько классификаций власти в зависимости от того, что считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.

      1. По области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);

      2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;

      3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;

      4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;

      5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.

      Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

      С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти.

      Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других государственных и общественных учреждений.

      Духовно-информационная власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

      Принудительная власть определяется тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с властью политической. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами рабами, между деспотом - главой семьи и её членами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.

      В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения выделяется мегауровень - международные организации, макроуровень - центральные органы государства, мезоуровень - подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

      Возможна классификация власти по функциям её органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по способам воздействия на субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.д.

      Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть собственников средства производства и других общественных богатств. В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.

      Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и иной политики.

      Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый куммулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.

      Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

      Поэтому в рамках единой целостности власти государства необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

      Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют охарактеризовать общее назначение и место каждой ветви власти.

      Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными.

      В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, эффективность деятельности которого во многом зависит от проверенных опытом государственного строительства структур. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные, чаще однопалатные. В ряде стран действует так называемая простая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе территориальной пропорциональности.

      Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

      Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством регулярной подотчётности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

      Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества. Каждый человек должен иметь твёрдую уверенность в том, что его обращение в к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами - норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

      Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.

      Законность (легитимность) власти. Власть - понятие правовое, означающее созидание и распределение ценностей согласно общественным интересам. Власть - это законное право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. В обществе, в котором народ с уважением относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные условия для принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений.

      Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (законности) власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населением страны системы, к которой она принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, верою подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является лучшим для данной страны, с консенсусом в области основополагающих политических ценностей.

      Объектами легитимности выступают:

      нормы и структуры режима.

      Источниками легитимности являются:

      основополагающие идеологические принципы,

      приверженность структуре и нормам режима,

      преданность конкретным авторитетам.

      Показателями легитимности являются:

      уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь,

      наличие попыток свержения правительства или лидера,

      сила проявления гражданского неповиновения,

      результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

      Политические отношения на определённых этапах могут привести к кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновлённой общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удаётся оправдать надежды широких общественных кругов.

      Для поддержания законности власти используются различные средства и методы:

      изменение законодательства и государственного управления

      создание такой политической системы, законность которой основана на традициях

      успешное осуществление государственной политики и программы

      поддержка законности и правопорядка в стране.

      В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации.

      Значение легитимности, отмечал Макс Вебер, в гарантии стабильности общества. Легитимность состоит в длительном и как бы единодушном согласии принять правление и власть данного класса, иерархии и т.д. Легитимность не навязывается, она возникает из однородности политических установок, нравов, традиций, экономической системы, общего духа данного типа общности. Следует отметить, что добровольно, а тем более осознанно и единодушно принятая власть - лишь один из вариантов легитимации, и притом сравнительно редкий. Чаще всего легитимность власти оспаривается, и её легитимация, поиск специальных способов легитимировать власть, оправдать её перед обществом или отдельным классом являются предметом особой заботы правящих сил. Ведь оценки действий властвующей группы могут стать важным аргументом в политической борьбе, формируют общественное мнение, политический климат, определяют поведенческую готовность масс. Так, Иранская революция предпочла законной власти шаха власть религиозного вождя. В странах СНГ бездействие ряда законов также объясняется не только отсутствием условий (рвущиеся экономические связи, некомпетентность исполнительной власти и т.д.), но и кризисом доверия народа к властным структурам на фоне неуклонного спада производства, снижения жизненного уровня населения, сложной общественно-политической обстановки, отсутствии точных прогнозов на ближайшее и отдалённое будущее.

      Но история знает и другие примеры, когда вера в справедливость законов, доверие к политическим лидерам вызывало добровольную помощь власти со стороны народа. Например, переход к НЭПу можно считать скорее показателем доверия к политическому авторитету В.И. Ленина, чем выражением основанной необходимости.

      Способы властвования в различных странах разные и зависят они от многих факторов. Процесс же властвования регулируется с помощью механизма, то есть государственных органов, права и политической системы в целом. Власть делится на виды в зависимости от основных сфер общественной жизни, от субъектов властвования и функций. Стабильность и прочность власти зависит от легитимности.

      Читайте также: