Можно ли получить права по доверенности за другого человека

Обновлено: 02.07.2024

Доверенность, заверенная работодателем, — это документ, позволяющий одному человеку стать представителем другого человека или организации в разных ситуациях: заключать договоры, получать и передавать деньги, защищать интересы в суде. Она действительна лишь до тех пор, пока представитель трудится на предприятии, выдавшем ее. Если он уволится, документ и полномочия утрачивают юридическую силу.

Когда доверенность заверяется по месту работы

Обычно передача полномочий доверенному лицу на совершение определенных операций происходит в нотариальной конторе. Но есть случаи, когда этот документ есть возможность заверить проще и, в отличие от нотариуса, совершенно бесплатно.

Чтобы понять, может ли работодатель заверить доверенность работнику, обратимся к законодательству — такую возможность ему предоставляют п. 2 ст. 53 и п. 4 ст. 185 Гражданского кодекса РФ.

Заверить полномочия вправе:

  • нотариус;
  • организация, где получает образование или трудится доверитель;
  • УК, ТСЖ, жилищный потребкооператив;
  • медучреждение, в котором сотрудник проходит лечение;
  • воинская часть или военное училище (если работник военнослужащий).

Часто крупные организации доверяют сотрудникам ряд полномочий в различных целях. Менеджерам по маркетингу — для проведения конференций и других мероприятий от имени компании. Юристам — для решения вопросов фирмы в судебных инстанциях, экономистам и менеджерам по продаже — для заключения контрактов, различных сделок, ведения переговоров с деловыми партнерами с правом подписи от имени работодателя.

Оформить документ по месту работы получится в следующих ситуациях:

  • получение пенсий, зарплаты, премий, стипендий, пособий (связанных с трудовыми отношениями);
  • вознаграждение авторов и изобретателей;
  • проведение различных деловых мероприятий;
  • решать вопросы в судебных инстанциях и др.

Для зарубежных сделок и операций с собственностью заверить передачу полномочий вправе только нотариус.

Как оформить доверенность, заверенную работодателем

Чтобы оформить ее, не обязательно присутствие обеих сторон. Главным условием является желание доверителя. По закону он вправе самостоятельно письменно передать полномочия представителю. Но позже у последнего есть возможность отказаться.

Есть определенные особенности заверения доверенности по месту работы:

  • она составляется бесплатно;
  • оформляется письменно в свободной форме в двух экземплярах;
  • доверитель обязан быть официальным сотрудником предприятия (для бывших работников заверять документ нельзя);
  • в ней потребуется подпись доверителя;
  • подписывает ее любое должностное лицо с правом подписи (директор, его заместитель, главный бухгалтер, начальник кадровой службы и др.).

Причем автограф руководителя компании не обязателен. Чаще всего это требуется в судебных инстанциях, но в законодательстве это не указано.

К содержанию нет четких требований, но есть обязательные пункты. Изготовить бумагу следует на официальном бланке фирмы, на котором указаны реквизиты (ИНН, КПП). Если этих данных нет, необходимо заполнить их вручную. Все действия представителя, которые на него возложены, необходимо перечислить четко и подробно, исключая двусмысленность. Тогда в будущем разночтений не появится. Укажите вид документа — разовая, специальная на определенное время, генеральная.

В содержании необходимо отметить:

  • сверху — где составлена бумага (населенный пункт) и дату (полностью прописью);
  • кто доверитель и представитель: Ф.И.О., должность, данные документа, удостоверяющего личность, место регистрации;
  • какие действия обязан выполнять представитель (ст. 182, 185 ГК РФ);
  • до какого срока действителен документ;
  • подпись доверителя;
  • подпись уполномоченного лица компании (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ);
  • печать предприятия.

Отмечать срок, на который предоставляется бумага, не обязательно. Но тогда она действует только в течение года. Если необходим длительный период, то его следует прописать. Если есть необходимость в передоверии полномочий, то отметьте этот факт. Иначе полномочия вправе выполнять только тот, на кого бумагу оформили изначально.

Образец

Обратите внимание на шаблон разового удостоверения доверенности по месту работы для получения денег.

г. Москва Пятнадцатое апреля две тысячи двадцать первого года

Доверитель: Сидоров Сидоров Семен Семенович

Настоящая доверенность и подпись Сидорова Семена Семеновича, водителя ООО ­­­_______, удостоверяется по месту работы в соответствии с ч. 2 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Начальник отдела кадров ООО ______ Иванов Иванов И. И.

Ознакомьтесь с образцом документа для представления интересов предприятия в судебной инстанции.

WhatsApp

Если со списком документов на машину, когда за рулём сидит собственник автомобиля, многим автолюбителям всё предельно понятно, то у других водителей с этим почему-то возникают вопросы. Однако, и в таком случае всё просто, за исключением ряда тонкостей. В данной статье мы рассмотрим полный перечень документов на авто в 2022 году для езды за рулём не хозяином транспортного средства, штрафы за их отсутствие и различные ситуации – когда автомобиль недавно куплен, если речь идёт, не только о легковом, а о грузовом авто, бумаги на прицеп.

Самое главное, что нужно знать!

В контексте того, кто сидит за рулём, с юридической точки зрения есть 3 возможных лица, и их важно различать, чтобы понимать, какие документы в машине должны лежать при остановке инспектором ДПС:

  • водитель – это человек, который управляет автомобилем в данный момент времени, то есть воздействует на рычаги управления, именно у него есть обязанность не только иметь при себе документы на авто, но и передать (именно передать, а не просто показать) для проверки сотруднику ГИБДД,
  • собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на транспортное средство; подтверждающим такое право является договор купли-продажи (а не ПТС, как считают некоторые автолюбители),
  • владелец – не следует путать его с собственником; это человек, которому собственник доверил право владения машиной, причём, такое право может быть передано и устно путём простой передачи ключей и документов на машину. Водитель – не хозяин авто также является его владельцем в данный момент времени.

Теперь давайте рассмотрим, что требуется для владельца и одновременно водителя ТС, не являющегося собственником, когда тот сиди за рулём на дороге.

Какие документы всегда должны быть в машине?

Итак, для не собственника легкового авто, использующегося в данный момент времени для личных нужд, нужен стандартный комплект документов – ровно такой же, как если бы управлял собственник. Все они перечислены в пункте 2.1.1 ПДД.

Водительское удостоверение

Здесь всё просто. Это основной документ, подтверждающий, что вы можете ехать в принципе вне зависимости от того, кому принадлежит управляемое вами транспортное средство. В правах у вас должна быть действующая категория именно на данный автомобиль или мотоцикл.

Свидетельство о регистрации

Это вторая нужная в машине бумага. По практике 2022 года считается, что фактически выдача права доверия собственником владельцу автомобиля производится путём передачи ему основного документа из списка – СТС, розового пластика, подтверждающего регистрационный учёт и содержащего регистрационные данные о машине.

Вот так оно выглядит:

СТС в списке нужных документов на машину

Свидетельство о регистрации (его называют сокращённо также "СТС" или "СоРТС") по состоянию на 2022 год не может быть электронным документом, поэтому его надо возить всегда с собой.

Страховка ОСАГО

Это третий основной документ. Он подтверждает исполненную автовладельцем обязанность по страхованию ответственности в случае виновности в ДТП.

В зависимости от вида полиса, у вас может быть 2 варианта для наличия права управления данным автомобилем:

  • если ОСАГО ограниченный, то вы как водитель и ваше действующее водительское удостоверение должны быть вписаны в полис (в поле №3),
  • если страховка неограниченная, то никто не вписывается в список допущенных водителей, и это значит, что ездить на машине может любое лицо.

Таким образом, когда хозяин автомобиля вам передаёт страховку, вам нужно убедиться, что либо в пункте 3 отмечено галочкой, что полис неограниченный, либо ваши данные вписаны в таблицу ниже галочки об ограниченности ОСАГО. Это помимо того, что нужно ещё, конечно же, посмотреть период действия страховки.

Но данный документ, в отличие от вышеуказанных, может быть электронным. И в этом случае по букве ПДД вы должны передать при остановке ГИБДД либо его распечатанную копию, либо показать на экране смартфона (пункт 2.1.1(1) ПДД). Однако, если у вас не будет ни того, ни другого, то наказания за это нет.

Ограниченное либо неограниченное ОСАГО для езды на автомобиле

Но мы рекомендуем проверить ещё одну важную тонкость – действительность полиса ОСАГО. Это необходимо для уверенности в том, что в случае ДТП за вас заплатит страховая компания, а не вы из собственного кармана. Делается это через официальный сайт РСА – просто выберите серию полиса и введите его номер. В появившейся в результате проверки таблице в колонке статуса должно быть "находится у страхователя". Если же вам выдало, что страховой полис "находится у страховщика" или вовсе не нашло данных по номеру, то это может быть липовая страховка. В этом случае она не действует.

Какие штрафы за отсутствие?

За отсутствие каждого из этих документов предусмотрен штраф. Они небольшие, но, помимо них, может быть применена затратная мера обеспечения.

  • За отсутствие с собой водительских прав предусмотрен штраф 500 рублей. На него распространяется скидка, и можно заплатить 250 рублей в первые 20 дней после вынесения постановления. Камеры автофиксации данное нарушение не фиксируют.
  • Если же у вас вовсе нет права управления, они просрочены либо нет соответствующей категории, то штраф будет уже от 5 до 15 тысяч. Но главное – наказанию будет подвергнут и тот, кто передал вам управление автомобилем (чаще всего собственник) – ему выпишут 30 000 рублей по части 3 статьи 12.7 КоАП РФ.
  • За вождение без СТС штраф небольшой – 500 рублей. Однако, в данном случае предусмотрена эвакуация на штрафстоянку, если документ не успеют привезти раньше приезда эвакуатора.
  • За страховку ОСАГО в 2022 году действуют целых 3 штрафа:
    1. те же 500 рублей, если вы просто забыли дома этот документ,
    2. 800 – если владелец вообще не покупал ОСАГО на данный автомобиль, либо полис просрочился,
    3. 500 рублей, если вы не вписаны в действующую страховку.

Таким образом, если вы забыли дома все эти 3 документа, то суммарный штраф составит 1 500 рублей, при условии, что все эти документы на машину есть, просто вы не взяли их с собой.

Какие документы точно не нужны?

Между тем, у многих автолюбителей есть сомнения относительно тех или иных документов на автомобиль. Давайте рассмотрим, какие из них вам точно не потребуются:

  • ПТС – возить его с собой вообще по закону не нужно ни при каких условиях; но если речь идёт о вновь купленной машине, то могут быть нюансы (об этом ниже),
  • договор купли-продажи – это единственный документ, удостоверяющий право собственности на авто, но ПДД не обязывают вас возить его с собой и предъявлять инспектору ни в каких случаях,
  • справка из автошколы – её также не нужно иметь в машине, и даже если вы потеряли водительское удостоверение, такая справка не спасёт от штрафа.

Нужен ли паспорт?

Достаточно двоякая ситуация возникает с главным документом, удостоверяющим личность гражданина. Дело в том, что, с одной стороны, прямой обязанности носить его с собой у вас нет – нигде в законах 2022 года об этом прямо не прописано.

С другой стороны, если вы что-то нарушили, то административный материал составляется при предъявлении именно удостоверяющего личность документа. А вот водительские права таковым не являются.

Но на практике на сегодняшний именно водительского удостоверения бывает достаточно для инспектора ДПС для вынесения штрафа или иного наказания. Хотя формально для этого требуется паспорт, в его отсутствие закон О полиции обязывает сотрудника доставить вас в отдел до выяснения личности.

Задержание водителя и надо ли возить с собой паспорт?

Нужна ли доверенность?

У многих автолюбителей возникает загвоздка в том, что когда они едут на чужой машине с неограниченной страховкой, по сути они не могут доказать, что этот автомобиль они не угнали. Ведь СТС и полис хозяева нередко оставляют в бардачке!

Отсюда закономерно следует, что должна быть доверенность на право распоряжения транспортным средством. Но такая закономерность не подкреплена законодательно.

Действительно, эта бумага имеет место действовать в законодательстве. Однако, она не обязательна для предъявления инспектору ДПС на дороге, равно как её отсутствие причинит больше проблем.

Есть, конечно, несколько тонкостей с доверенностью:

  • при её наличии среди материалов дела, собственника, доверившего вам автомобиль, могут привлечь за передачу вам управления, когда вы подвергаетесь ответственности по определённым статьям (например, за отсутствие с собой в/у или за опьянение),
  • доверенность бывает не только на управление, но и, к примеру, на право продажи машины или совершение регистрационных действий; и в таких случаях она должна передаваться в письменном виде соответствующим лицам.

В целом же, передавая вам ключи от машины и право владения ей, хозяин по сути выдаёт вам устную доверенность. А вот требовать от вас письменную бумагу сотрудник ГИБДД на дороге не вправе. Он может попросить доказать, что вы не угнали авто, но вы вправе ему отказать.

Если недавно приобрели машину

Как мы выяснили выше, для возможности управления автомобилем требуется СТС и полис ОСАГО в числе обязательных в списке документов.

Здесь возникает резонный вопрос о том, что делать, если вы купили новую машину в автосалоне, и указанных документов у вас нет. Новый закон 2022 года даёт полное право ездить 10 дней без регистрации и страховки. Нет ли здесь противоречия?

На самом деле в данной ситуации действующее законодательство отличается от правоприменительной практики. По закону в таком случае вы обязаны передать для проверки сотруднику ГИБДД только водительские права, устно указав на то, что не прошло 10 дней с покупки авто. А инспектор, из-за неустранимых сомнений в вашей виновности должен пожелать вам доброго пути и отпустить.

На деле же инспекторы нередко пытаются наказать водителя и требуют, помимо прав:

  • договор купли-продажи для подтверждения даты покупки авто,
  • ПТС с соответствующей записью.

Список документов, если недавно купили авто: ДКП и ПТС

Причём, возможны варианты, когда сотрудник просит оба документа, либо когда только любой из них. Как быть, решать вам! С одной стороны, если вы хотите потратить на общение с ДПС как можно меньше времени, возите с собой этот комплект документов. В противном случае возможный штраф легко обжалуется, и уже при подаче жалобы вы просто приложите копию ДКП для подтверждения незаконности наказания.

Если же речь идёт о б/у автомобиле, то свидетельство о регистрации на него уже есть, поэтому обязанность передать его для проверки никуда не девается. А вот ОСАГО у вас всё также есть право оформить в течение 10 дней после даты приобретения машины.

Если авто с прицепом

Если же речь идёт о грузовом транспорте с прицепом, то требуется также отметка в ОСАГО о том, что машина "используется с прицепом". А вот на легковой автомобиль такой пометки не требуется.

Когда и кому нужен путевой лист?

Путевые листы требуются, если выполняются оба следующих условия:

  1. вы осуществляете коммерческую деятельность на транспорте,
  2. в данный момент вы перевозите багаж и/или пассажиров.

Это регулирует ФЗ №259 об Уставе автотранспорта. Его статья 1 предписывает, что закон действует в отношении автомобилей, которые оказывают услуги. А статья 6 обязывает в таких случаях иметь при себе заполненный путевой лист.

Кроме того, для водителя такси обязательно возить лицензию на осуществление этой деятельности.

Какие нужны документы на машину юрлица?


Если гражданин решил стать индивидуальным предпринимателем, он легко может сам подготовить документы и подать их на регистрацию. Но если по каким-либо причинам самостоятельно сделать этого он не может, закон позволяет поручить такие действия другому человеку. Для этого нужно оформить на представителя доверенность у нотариуса. Информация о том, как открыть ИП по доверенности, и какие для этого нужно подготовить документы, будет полезна всем, кто решил стать предпринимателем.

Как зарегистрировать ИП по доверенности

В соответствии со ст. 9 Закона № 129-ФЗ представить документы имеет право сам гражданин, желающий стать ИП, или его представитель, который действует на основании нотариальной доверенности. Пошаговая инструкция регистрации ИП по доверенности включает в себя всего два этапа.

Подготовить документы

Согласно ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ представить нужно следующий комплект:

    ;
  • копию документа, удостоверяющего личность заявителя; ;
  • согласие родителей или попечителей, если в качестве ИП регистрируется несовершеннолетний гражданин.

В заявлении о регистрации будущий предприниматель должен расписаться лично и заверить подпись у нотариуса, если документы будет подавать его представитель. Копия паспорта также должна быть заверена в соответствии с п. 2 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ. Представитель прилагает к документам свою доверенность или нотариально заверенную копию.


Представить документы в налоговый орган

Подать документы на регистрацию ИП по доверенности представитель может непосредственно в налоговый орган или через МФЦ, при этом ему выдают расписку в получении. Принять решение о регистрации в качестве ИП или об отказе должны в течение трёх рабочих дней. При положительном результате налоговый орган делает соответствующую запись в ЕГРИП и направляет предпринимателю лист записи по форме № Р60009, подтверждающий регистрацию.

В случае отрицательного решения в соответствующем уведомлении указывают причину и направляют его на электронный адрес заявителя. Отказать в регистрации могут по нескольким причинам:

Если причину отказа можно устранить, например, оформить надлежащим образом, указать нужные сведения, дополнить комплект, представитель вправе подать документы на регистрацию повторно.

Кто может стать представителем

Представлять интересы гражданина может полностью дееспособное физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация. Для регистрации ИП по доверенности каких-либо особых требований к представителю нет, в отличие, например, от арбитражного процесса, где необходимо иметь диплом о высшем образовании. То есть делегировать полномочия по регистрации заявитель может знакомому, родственнику, ИП или юридической компании.

Какие именно действия он доверяет совершать представителю, будущий предприниматель решает самостоятельно. Он может поручить не только процесс регистрации, но и дальнейшее взаимодействие с налоговыми и другими государственными органами.

Как оформить доверенность

Доверенность на регистрацию ИП представляет собой надлежащим образом оформленный документ, который позволяет одному лицу представлять интересы другого. Составляют его в свободной форме, но в соответствии с ГК РФ и Методическими рекомендациями Федеральной нотариальной палаты в нём должны содержаться следующие сведения.

  1. Место и дата составления доверенности, которая является обязательным реквизитом, без неё документ будет недействительным.
  2. Данные о представляемом и представителе: ФИО, паспортные данные, адрес места проживания. Если интересы представляет юридическое лицо – его полное наименование, адрес местонахождения, ОГРН.
  3. Доверяемые полномочия. Описать их необходимо подробно, исключив двоякое толкование.
  4. Период действия не является обязательным реквизитом. В соответствии со ст. 186 ГК РФ, если срок в доверенности не обозначен, она сохраняет силу в течение года с момента оформления.
  5. Подпись представляемого.

Доверенность также может содержать формулировку о праве или запрете передоверия. Образец доверенности на регистрацию ИП можно скачать здесь.

Согласно ст. 45.1 Основ законодательства РФ о нотариате документ в бумажном варианте может быть изготовлен с применением технических средств или написан от руки, но при этом должен легко читаться. Не допускается использование карандаша, наличие подчисток, зачёркнутых слов или не оговоренных исправлений. Это означает, что к нотариусу можно прийти с уже готовой написанной или распечатанной доверенностью и просто заверить её.

Важно! В настоящее время на рассмотрении находится законопроект об отмене нотариального заверения и переходе к простой письменной форме доверенности.

Сколько стоит оформление доверенности

За нотариальное подтверждение доверенности на открытие ИП необходимо уплатить госпошлину. Её размер составляет 200 рублей, для инвалидов I и II групп – 100 рублей. Дополнительно взимается оплата за услуги юридического и технического характера, которые включают в себя:

  • правовой анализ представленных документов;
  • консультирование по вопросам применения законодательства;
  • изготовление документа и его копий;
  • сканирование бумажного или распечатка электронного варианта;
  • техническое обеспечение хранения документа.

Чтобы не тратить лишние деньги, текст доверенности можно составить самостоятельно, а нотариус её просто заверит. Однако надо заранее уточнить этот вопрос, потому что некоторые нотариусы настаивают на использовании только своего образца доверенности.


Если гражданин решил стать индивидуальным предпринимателем, он легко может сам подготовить документы и подать их на регистрацию. Но если по каким-либо причинам самостоятельно сделать этого он не может, закон позволяет поручить такие действия другому человеку. Для этого нужно оформить на представителя доверенность у нотариуса. Информация о том, как открыть ИП по доверенности, и какие для этого нужно подготовить документы, будет полезна всем, кто решил стать предпринимателем.

Как зарегистрировать ИП по доверенности

В соответствии со ст. 9 Закона № 129-ФЗ представить документы имеет право сам гражданин, желающий стать ИП, или его представитель, который действует на основании нотариальной доверенности. Пошаговая инструкция регистрации ИП по доверенности включает в себя всего два этапа.

Подготовить документы

Согласно ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ представить нужно следующий комплект:

    ;
  • копию документа, удостоверяющего личность заявителя; ;
  • согласие родителей или попечителей, если в качестве ИП регистрируется несовершеннолетний гражданин.

В заявлении о регистрации будущий предприниматель должен расписаться лично и заверить подпись у нотариуса, если документы будет подавать его представитель. Копия паспорта также должна быть заверена в соответствии с п. 2 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ. Представитель прилагает к документам свою доверенность или нотариально заверенную копию.


Представить документы в налоговый орган

Подать документы на регистрацию ИП по доверенности представитель может непосредственно в налоговый орган или через МФЦ, при этом ему выдают расписку в получении. Принять решение о регистрации в качестве ИП или об отказе должны в течение трёх рабочих дней. При положительном результате налоговый орган делает соответствующую запись в ЕГРИП и направляет предпринимателю лист записи по форме № Р60009, подтверждающий регистрацию.

В случае отрицательного решения в соответствующем уведомлении указывают причину и направляют его на электронный адрес заявителя. Отказать в регистрации могут по нескольким причинам:

Если причину отказа можно устранить, например, оформить надлежащим образом, указать нужные сведения, дополнить комплект, представитель вправе подать документы на регистрацию повторно.

Кто может стать представителем

Представлять интересы гражданина может полностью дееспособное физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация. Для регистрации ИП по доверенности каких-либо особых требований к представителю нет, в отличие, например, от арбитражного процесса, где необходимо иметь диплом о высшем образовании. То есть делегировать полномочия по регистрации заявитель может знакомому, родственнику, ИП или юридической компании.

Какие именно действия он доверяет совершать представителю, будущий предприниматель решает самостоятельно. Он может поручить не только процесс регистрации, но и дальнейшее взаимодействие с налоговыми и другими государственными органами.

Как оформить доверенность

Доверенность на регистрацию ИП представляет собой надлежащим образом оформленный документ, который позволяет одному лицу представлять интересы другого. Составляют его в свободной форме, но в соответствии с ГК РФ и Методическими рекомендациями Федеральной нотариальной палаты в нём должны содержаться следующие сведения.

  1. Место и дата составления доверенности, которая является обязательным реквизитом, без неё документ будет недействительным.
  2. Данные о представляемом и представителе: ФИО, паспортные данные, адрес места проживания. Если интересы представляет юридическое лицо – его полное наименование, адрес местонахождения, ОГРН.
  3. Доверяемые полномочия. Описать их необходимо подробно, исключив двоякое толкование.
  4. Период действия не является обязательным реквизитом. В соответствии со ст. 186 ГК РФ, если срок в доверенности не обозначен, она сохраняет силу в течение года с момента оформления.
  5. Подпись представляемого.

Доверенность также может содержать формулировку о праве или запрете передоверия. Образец доверенности на регистрацию ИП можно скачать здесь.

Согласно ст. 45.1 Основ законодательства РФ о нотариате документ в бумажном варианте может быть изготовлен с применением технических средств или написан от руки, но при этом должен легко читаться. Не допускается использование карандаша, наличие подчисток, зачёркнутых слов или не оговоренных исправлений. Это означает, что к нотариусу можно прийти с уже готовой написанной или распечатанной доверенностью и просто заверить её.

Важно! В настоящее время на рассмотрении находится законопроект об отмене нотариального заверения и переходе к простой письменной форме доверенности.

Сколько стоит оформление доверенности

За нотариальное подтверждение доверенности на открытие ИП необходимо уплатить госпошлину. Её размер составляет 200 рублей, для инвалидов I и II групп – 100 рублей. Дополнительно взимается оплата за услуги юридического и технического характера, которые включают в себя:

  • правовой анализ представленных документов;
  • консультирование по вопросам применения законодательства;
  • изготовление документа и его копий;
  • сканирование бумажного или распечатка электронного варианта;
  • техническое обеспечение хранения документа.

Чтобы не тратить лишние деньги, текст доверенности можно составить самостоятельно, а нотариус её просто заверит. Однако надо заранее уточнить этот вопрос, потому что некоторые нотариусы настаивают на использовании только своего образца доверенности.

Читайте также: