Можно ли осуществлять разбор сетевой воды из закрытых систем теплоснабжения

Обновлено: 28.06.2024

АСУ "Жилищный стандарт" → Полезные статьи → Субабоненты: варианты подключения к внутридомовым инженерным коммуникациям в рамках законодательства

Субабоненты: варианты подключения к внутридомовым инженерным коммуникациям в рамках законодательства

Понятие субабонента и кто им является

В строгом смысле понятие субабонента раскрывается в ст. 545 ГК РФ, где указано, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Однако в рамках настоящего материала субабонентами мы будем понимать юридических лиц, которые используют внутридомовые инженерные сети по поставке коммунального ресурса, используемого, как правило, для ведения предпринимательской деятельности.

— организация точек (пунктов) продажи питьевой воды (получаемой в результате фильтрации водопроводной воды из централизованного водоснабжения);

— нежилых помещений, которые изначально не были подключены к централизованным инженерным системам (например, в случае их вывода из состава общего имущества);

— провайдеры, использующие внутридомовую электроэнергию для ведения предпринимательской деятельности;

— отдельные объекты (например, автостоянки, рекламные щиты, фонтаны), запитанные из многоквартирного дома.

Практикой наработано два варианта подключения субабонентов и каждый из них имеет право на существование.

Первый вариант предполагает отсутствие официального подключения и согласования субабонентов с поставщиком коммунального ресурса. Второй вариант предполагает официальное подключение путем согласования технических условий и их выполнения.

Вариант отсутствия согласований с поставщиком ресурса

а) предмет договора (вид коммунального ресурса);

б) дата начала поставки коммунального ресурса;

в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса;

г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.

В случае если управляющая организация не превышает установленный в договоре договорной объем потребления коммунальных ресурсов, все потребление субабонентов проходит через общедомовой прибор учета и в полном объеме оплачивается поставщику ресурса. А вот потребление субабонентов, которое должно быть оприборено, вычитается из коммунального ресурса на содержание общего имущества и оплачивается в управляющую организацию.

Плюсы такого варианта:

— отсутствие необходимости получения технических условий и последующего согласования с поставщиком ресурса подключения абонента (при условии непревышения договорных объемов потребления);

— простота и удобство учета для управляющей организации (которая самостоятельно минусует КР на СОИ, а не отдает это на откуп ресурснику);

Минусы состоят в рисках штрафных санкций в адрес управляющей организации в случае превышения договорных объемов потребления или установления факта бездоговорного потребления.

Согласование подключения субабонентов с поставщиком ресурса

В этом случае субабонент обращается для получения технических условий на подключение своего объекта. Данные условия выполняются, а итогом является заключенный договор субабонента с поставщиком ресурса.

Управляющая организация в данном случае выступает в качестве некой транзитной организацией, обеспечивающей транспортировку коммунального ресурса. При этом специальный тариф для такого транзита, как правило, не утверждается.

Кроме того, с учетом п. 1 ст. 548 ГК РФ, правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

Договорная работа с субабонентами – как основа страхования рисков

Прежде всего, все субабоненты должны быть установлены: управляющая организация должно предельно четко понимать, кто и куда подключен с сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества.

В ситуации подключения субабонентов очень важной является конструкция договорных отношений между управляющей организацией и субабонентом. Логичным видится построение договоров с субабонентами, предметом которых будет являться благоустройство и комфорт жителей. Например, если управляющая организация заключает договор аренды с пунктом продажи питьевой воды, то в его в предмете стоит прописать, что данный договор заключается в интересах жителей в целях их обеспечения чистой питьевой водой, а не в целях транзита коммунального ресурса.

Например, в одном из случаев орган местного самоуправления обратился в суд с требованием демонтажа автомата для продажи питьевой воды, размещенного на территории МКД и подключенного изнутри дома. Суд отказал на том основании, что:

— указанный объект является автоматическим оборудованием по розливу питьевой воды, не имеющим рабочего места продавца, также он не является ни павильоном, ни ларьком, поскольку к палаткам (ларькам, киоскам) относятся торговые предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей;

— спорный объект не имеет обособленного помещения, не имеет торгового зала и т п., является нестационарным автоматическим оборудованием, что подтверждено технической документацией на оборудование (Постановление 19 Арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 г. по делу № А14-5589/2019).

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

НОРМЫ КАЧЕСТВА СЕТЕВОЙ И ПОДПИТОЧНОЙ ВОДЫ ВОДОГРЕЙНЫХ КОТЛОВ, ОРГАНИЗАЦИЯ ВОДНО-ХИМИЧЕСКОГО РЕЖИМА И ХИМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Дата введения 1991-07-01

1. УТВЕРЖДЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР

2. РАЗРАБОТАН Научно-производственным объединением по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И.Ползунова (НПО ЦКТИ)

И.А.Кокошкин, канд. техн. наук (руководитель темы); В.Ю.Петров, канд. техн. наук; А.В.Цветков; Д.А.Тихомирова; Г.П.Сутоцкий, канд. техн. наук (консультант)

3. ВЗАМЕН ОСТ 108.030.47-81, РТМ 108.131.101-76 и РТМ 108.030.111-76

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения

1.5; 2.3.6; 2.3.9; 2.4.3; 3.4.7

2.1.3; 2.2.4; 3.2.3; 3.2.4

3.3.7; 3.5.11.3; 3.5.12.2

Настоящие методические указания (МУ) распространяются на стационарные прямоточные водогрейные котлы теплопроизводительностью от 2,33 МВт (2 Гкал/ч) до 209 МВт (180 Гкал/ч) с температурой сетевой воды на выходе из котла не более 200 °С, изготавливаемые предприятиями Минэнергомаша СССР по ГОСТ 21563-82.

МУ могут быть распространены на водогрейные котлы такого же типа, изготовленные ранее предприятиями отрасли и предприятиями других ведомств, а также на импортные котлы при условии получения соответствующего подтверждения от специализированной (головной) научно-исследовательской организации*.

* Перечень организации см. в справочном приложении 2 "Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов" Госгортехнадзора СССР.

Методические указания являются рекомендуемыми для предприятий - изготовителей водогрейных котлов, организаций, проектирующих котельные с этими котлами, и организаций, осуществляющих эксплуатацию этих котлов.

МУ устанавливают предельные значения показателей качества сетевой и подпиточной воды котлов, а также требования, предъявляемые к предприятиям - изготовителям котлов, организациям, проектирующим котельные, и предприятиям, эксплуатирующим котлы, по организации надежного, экономичного и экологически совершенного водно-химического режима (ВХР) и его химического контроля (ХК).

МУ не распространяются на пароводогрейные и чугунные водогрейные котлы.

На электростанциях Минэнерго СССР, где водогрейные котлы работают в качестве пиковых агрегатов вместе с бойлерными установками, при установлении норм качества воды, организации водно-химического режима и химического контроля должны учитываться "Правила технической эксплуатации" и "Нормы технологического проектирования" Минэнерго СССР.

Термины, используемые в МУ, и пояснения к ним приведены в приложении.

1. НОРМЫ КАЧЕСТВА СЕТЕВОЙ И ПОДПИТОЧНОЙ ВОДЫ

1.1. Значения нормируемых показателей сетевой и подпиточной воды должны устанавливаться в зависимости от расчетной температуры воды на выходе из котла и типа систем теплоснабжения и не должны превышать или выходить за пределы значений, указанных в табл.1 и в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов" Госгортехнадзора СССР.

1.2. Нормы, приведенные в табл.1, относятся к котлам, в которых отсутствует эффект пристенного кипения воды и, как следствие, местное существенное повышение температуры стенки трубы. Возможность появления этого эффекта в конкретных условиях эксплуатации устанавливается в процессе пуска и наладки котла. В этих случаях принимаются меры для предотвращения указанного эффекта.

1.3. Качество подпиточной воды из напорной линии подпиточного насоса должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к соответствующим показателям сетевой воды (см. табл.1). Должна быть исключена возможность загрязнения обратной сетевой воды растворенным кислородом и солями жесткости.

1.4. Предельная карбонатная жесткость сетевой и подпиточной воды с окисляемостью менее 6 мг/кг должна уточняться в первый период эксплуатации при наладке водогрейного котла.

1.5. Качество сетевой и подпиточной воды для открытых систем теплоснабжения должно дополнительно удовлетворять требованиям ГОСТ 2874-82.

1.6. Использование воды от непрерывной продувки паровых котлов, а также отмывочной воды от ионитных фильтров в обоснованных случаях допускается только для закрытых систем теплоснабжения.

1.7. Применение химических методов обескислороживания воды (например, сульфитирования) допускается только для закрытых систем теплоснабжения без непосредственного водоразбора.

Сегодня любой благоустроенный МКД обеспечен коммунальными услугами: холодной и горячей водой, электричеством и теплом. Содержание и обслуживание инженерных сетей – залог бесперебойного и качественного получения потребителями КУ. Рассказываем, кто и в каком объёме обязан содержать и обслуживать такие коммунальные сети.

Разграничение балансовой принадлежности сетей

Бесперебойное и качественное обеспечение жителей домов коммунальными услугами возможно при условии надлежащего состояния внутридомовых инженерных коммуникаций и сетей, подводящих ресурс к многоквартирному дому.

Правила № 124, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, в качестве существенного условия договоров, заключаемых УО с РСО, определяют условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания инженерных сетей.

Граница раздела при распределении указанных обязанностей определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Акт разграничения имеет большое значение.

Во-первых, в случае аварии, когда дом остался без воды, тепла или света, или подвал заливает канализация, поставщик будет апеллировать к имеющемуся акту раздела границ, а при отсутствии такового – указывать, что аварийные коммуникации ему не принадлежат и он их не обслуживает.

Итог, как правило, один: ТСЖ или управляющая организация вынуждены под массированным нажимом жильцов срочно своими силами устранять аварию. Даже будь они правы, практика показывает, что при наличии не оспоренных ни через прокуратуру, ни через администрацию или ГЖИ актов оперативно решить этот вопрос не получается, а страдают в итоге жильцы дома.

Во-вторых, любые сети необходимо регулярно обслуживать, осуществлять их текущий, а со временем и капитальный ремонт зачастую с полной заменой. Всё это не дешево. При изменении границы балансовой принадлежности указанные расходы в полном объёме будут лежать на ресурсоснабжающей организации, а устранение засоров, текущий и капитальный ремонт сетей станут обязанностью поставщика.

В-третьих, управляющая организация избавляется от обязанности оплачивать нормативные потери на участках сетей, исключаемых из акта разграничения балансовой принадлежности. Особенно это актуально для сетей тепло- и электроснабжения.

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Проблемы определения границы эксплуатационной ответственности

Согласно п. 8 Правил № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством России, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Границей же эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Но это теория, а на практике всё происходит иначе. В подавляющем большинстве случаев ресурсоснабжающая организация заинтересована прежде всего в сокращении своих издержек и соответственно увеличении прибыли. Поэтому, пользуясь своим доминирующим положением, она старается подписать акт разграничения на максимально выгодных для себя условиях.

Для этого РСО стремится установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как можно дальше от внешней стены многоквартирного дома. Зачастую акты разграничения, как старые, так и новые, возлагают на управляющие организации или ТСЖ ответственность за участки сетей за пределами МКД.

Ресурсоснабжающие организации, как правило, апеллируют именно к возможности установления иного порядка соглашением сторон, ссылаются на то, что спорные участки у них на балансе не числятся или строились застройщиком исключительно для этого дома и им не передавались. Следовательно, раз акты уже подписаны с отнесением части сетей на управляющую организацию или ТСЖ, то они являются действующими и оснований для изменения границ нет.

Однако здесь РСО лукавят, поскольку соглашение об изменении границ и выносе их за пределы МКД ресурсоснабжающая организация может заключить только с собственниками, а не с управляющей организацией или ТСЖ. В отсутствие решения общего собрания собственников акты разграничения, устанавливающие границу за пределами внешней стены МКД, противоречат закону.

Способы решения проблемы

Каким же образом возможно установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей, которая бы максимально отвечала интересам собственников помещений МКД? Мы видим два пути: внесудебный и судебный.

При этом многие управляющие организации, не добившись справедливости во внесудебном порядке, останавливаются и подписывают акт разграничения на условиях, диктуемых ресурсоснабжающей организацией.

  • не хотят ссориться с РСО;
  • думают, что судиться – дорого и сложно;
  • полагают, что судиться с монополистом бесперспективно.

Хорошие отношения с РСО зачастую не предоставляют УО каких-либо привилегий: если вы должны – на вас подадут в суд, если вы нарушаете условия договора – никто не станет закрывать на это глаза. При этом никакие хорошие отношения не заставят РСО в случае аварии за пределами МКД оперативно выполнить ремонтные работы, если участок в акте разграничения был включён в зоны вашей ответственности.

Относительно расходов на оплату юридических услуг нужно учитывать, что, согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, данные издержки будут возмещены за счёт РСО. Это значит, что юридические услуги для УО будут фактически бесплатными, а экономический эффект и польза от изменения границ сетей электро-, тепло- и водоснабжения в будущем компенсируют небольшие дополнительные затраты времени на предоставление копий необходимых документов.

Южный региональный центр поддержки ЖКХ уже на протяжении нескольких лет эффективно решает вопрос по пересмотру актов границ инженерных сетей. Все судебные дела завершаются положительным результатом. С 2018 года предложение ЮРЦП ЖКХ стало доступно для всех регионов РФ.

В заключение

Мы собрали ответы на вопросы из социальных сетей о теплоснабжении и горячей воде. Можно ли менять батареи зимой, почему из крана вдруг пошел кипяток, закончатся ли когда-нибудь ремонты теплосетей — обо всем этом в нашем материале.

Есть ли верхняя граница нормы температуры в квартирах?

Есть утвержденные Правительством РФ правила предоставления коммунальных услуг. Согласно им, оптимальная температура, которая должна быть в квартирах, — минимум +20. +22 °С (в угловых комнатах должно быть на 2 градуса теплее). Верхняя граница нормы считается так: прибавляем 4 градуса к минимальной границе, получаем максимум — +24. +26 °С. Если в квартирах норма превышена, жители могут обратиться в свою управляющую компанию (УК), чтобы в доме провели настройку системы отопления.


Подробнее о температурных нормах в квартире можно прочитать здесь.

Батареи дома пока не очень горячие. Нагреются ли они сильнее к зимним морозам?

Городские ТЭЦ работают по утвержденному температурному графику и с понижением температуры на улице плавно увеличат температуру теплоносителя. Но нужно понимать, что большая городская система теплоснабжения имеет определенную инертность, и если похолодание было кратковременным, в некоторые дома теплоноситель повышенной температуры может дойти, когда на улице уже потеплеет. Но во время долгих и серьезных зимних морозов специалисты не позволят остыть батареям в квартирах.


Какой температуры должна быть вода в стояках и батареях?

Image-10.jpg

Есть нормативы температуры в помещениях и температуры теплоносителя, поступающего в дом. Про температуру в помещении можно посмотреть здесь. Что касается температуры подачи теплоносителя в дом, то здесь ситуация такая же, как и на ТЭЦ, — температура меняется по утвержденному графику в зависимости от погоды. Причем контролируются параметры не только на входе, но и после теплового узла, а также на выходе из дома — это помогает понять, достаточно ли тепла поступило в дом. Например, при –13 °С на улице температура теплоносителя на входе в дом должна быть порядка +90 °С, после элеватора — +63. +65 °С, и +50 °С — на выходе.

Могут ли два одинаковых дома потреблять разное количество тепла?

Да, у одинаковых домов может быть разное энергопотребление. Если дом хорошо утеплен, в нем установлено энергосберегающее оборудование и грамотно проведены все мероприятия по подготовке к зиме, он будет потреблять меньше тепла. Увеличивать расход тепловой энергии могут неправильные настройки элеватора или индивидуального теплового пункта, плохо промытые трубы и батареи, а также сильнее топить приходится в домах, где есть теплопотери через чердаки, подвалы, межпанельные швы и старые окна. Из-за этой разницы даже в одинаковых домах в квартирах одной площади суммы в квитанциях за тепло могут существенно отличаться.


Это актуально в том случае, если в здании установлены общедомовые приборы учета тепла. Они определяют, какое количество тепловой энергии было затрачено на обогрев дома, и на основании этих данных ресурсоснабжающая организация выставляет счета на отопление. Если действующего прибора учета в доме нет, то расчет за отопление производится по нормативу. Так как нельзя узнать, сколько в реальности потребляет тепла такой дом, его жителям выставляют усредненную расчетную сумму.

Подробнее о том, из-за чего могут отличаться суммы в квитанциях и как снизить потребление тепла в своем доме, читайте здесь.

Можно ли менять батареи зимой?

Если в квартире есть вентиль, который отсекает батарею, и на теплоснабжение соседних квартир это не влияет, то менять батарею можно в любое время года. Если таких вентилей нет, то проще дождаться лета, когда не придется отключать отопление другим людям.


Но иногда необходимость заменить отопительные приборы возникает во время отопительного сезона, например, если батареи неисправны. В любом случае, и зимой, и в межотопительный период, необходимо подать заявку в управляющую компанию либо в ТСЖ, согласовать срок проведения работ. Даже летом в системе отопления дома, как правило, есть вода, ее необходимо слить до проведения работ и наполнить ею трубы после окончания ремонта.

Почему бывают резкие скачки температуры горячей воды?

При исправном внутридомовом оборудовании и с качественной сантехникой скачков температуры в кране быть не должно. Если такая ситуация возникает, скорее всего, в доме отсутствует либо неисправен температурный регулятор горячей воды. До начала отопительного сезона управляющая компания должна проверить систему горячего водоснабжения и либо установить, либо настроить регулятор температуры горячей воды.

Image.jpg

Почему в одних домах платят за нагрев воды, а в других нет?


В домах с открытой схемой в краны поступает вода из теплосети — та же, что и в батареи. Поэтому иногда, например, после ремонта или в начале отопительного сезона, качество горячей воды в домах с открытой схемой может снижаться. В домах с закрытой схемой такого происходить не должно. Поэтому в среднем горячее водоснабжение по закрытой схеме стоит немного дороже, чем по открытой.

На какой срок могут отключать отопление во время зимнего ремонта?

Нормативный срок отключения тепла при температуре в квартире от +12 °С до норматива — 16 часов. Если температура опустилась до +10 °С, до 8 часов.

Image-3.jpg

От чего зависят сроки ремонта и восстановления отопления после порыва, читайте здесь.

Ремонт теплосети уже закончился, а батареи все еще холодные, что происходит?

К сожалению, отопление и воду, в отличие от электроэнергии, мгновенно одним включением рубильника не вернешь. Теплосети должны заполниться, весь объем остывшей воды должен смениться горячей. Если диаметр трубопровода, который был в ремонте, большой, на это может потребоваться несколько часов. После заполнения теплосетей специалисты СГК проводят дополнительную настройку гидравлических режимов — только после этого теплоснабжение считается полностью восстановленным.

Image-4.jpg

Но бывают и другие ситуации, например, за время отключения во внутридомовых трубах могли образоваться воздушные пробки или, если дом переключался на временную схему горячего водоснабжения на период ремонта, требуется дополнительная настройка оборудования. Эти проблемы должны решить слесари УК или ТСЖ.

Можно ли отремонтировать все трубы в городе и больше к ним не возвращаться?

Замена даже 4–5% теплосетей в год для жителей большого города проходит довольно чувствительно. Горожан беспокоят грязь, пробки, перекрытие привычных путей проезда, перекопанные пешеходные дорожки и дворы. Ремонт 10% тепловых сетей в год может парализовать жизнь мегаполиса и создать транспортный коллапс. Так что для того чтобы поменять все трубы одновременно и не возвращаться к ним 30 лет, жителям, наверное, пришлось бы покинуть город.


Таким образом, пока одним трубам на смену приходят новые, другие постепенно стареют. Поэтому ситуация, когда трубы не придется менять вообще, возможна только при изобретении вечных материалов для труб, лотков, задвижек и насосов.

Можно ли заменить все трубы системы теплоснабжения на пластиковые?

Заменить стальные магистральные и квартальные трубопроводы пластиковыми в условиях Сибири нельзя. Зимой пластик не выдержит параметров температуры и давления в системе централизованного теплоснабжения. Подробнее об этом рассказывает наш эксперт.


А вот во внутридомовую систему горячая вода поступает уже отрегулированная в элеваторном узле или тепловом пункте, поэтому там пластик применять можно.

Кто должен восстанавливать благоустройство после аварийного ремонта и в какой срок?

Как после плановых, так и после аварийных ремонтов восстанавливать благоустройство должна компания, которая их проводила. Но если земляные работы были поздней осенью или зимой, положить асфальт или сформировать газон бывает невозможно из-за погодных условий.


В таком случае СГК выполняет временное благоустройство: засыпает место работ грунтом и щебнем и возвращается на этот участок весной, когда начинают работать асфальтовые заводы и можно сеять газонную траву. Только после этого у компании примут работу городские службы и закроют ордер — разрешение на земляные работы по конкретному адресу. Таким образом, максимальный срок восстановления благоустройства после окончания работ — следующее лето.

Читайте также: