Что придает произведению характер правдивого исторического свидетельства

Обновлено: 30.06.2024

историзм — ИСТОРИЗМ (от греч. historia рассказ о прошлых событиях, о том, что узнано, исследовано) философский принцип, требующий рассматривать любое явление в его возникновении, развитии и изменении. И. возможен в политике, искусстве, философии,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

историзм — 1) Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях. И. придает произведению характер правдивого исторического свидетельства. 2) В … Словарь литературоведческих терминов

Калашников, Исай Калистратович — Памятник И. К. Калашникову в доме музее в Шаралдае. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Калашников. Не следует путать с … Википедия

Исай Калашников — Памятник И. К. Калашникову в доме музее в Шаралдае. Исай Калистратович Калашников (9 августа 1931 года, село Шаралдай Мухоршибирского района Бурятской АССР 30 мая 1980 года, Москва) советский писатель, известный своим историческим романом о… … Википедия

Исай Калистратович Калашников — Памятник И. К. Калашникову в доме музее в Шаралдае. Исай Калистратович Калашников (9 августа 1931 года, село Шаралдай Мухоршибирского района Бурятской АССР 30 мая 1980 года, Москва) советский писатель, известный своим историческим романом о… … Википедия

Калашников, Исай — Памятник И. К. Калашникову в доме музее в Шаралдае. Исай Калистратович Калашников (9 августа 1931 года, село Шаралдай Мухоршибирского района Бурятской АССР 30 мая 1980 года, Москва) советский писатель, известный своим историческим романом о… … Википедия

Калашников И. К. — Памятник И. К. Калашникову в доме музее в Шаралдае. Исай Калистратович Калашников (9 августа 1931 года, село Шаралдай Мухоршибирского района Бурятской АССР 30 мая 1980 года, Москва) советский писатель, известный своим историческим романом о… … Википедия

Калашников Исай Калистратович — Памятник И. К. Калашникову в доме музее в Шаралдае. Исай Калистратович Калашников (9 августа 1931 года, село Шаралдай Мухоршибирского района Бурятской АССР 30 мая 1980 года, Москва) советский писатель, известный своим историческим романом о… … Википедия

анахронизм — (от греч. ana вверх, против; chronos время) неосознанные или намеренные неточности (бытовые, культурно исторические, временные и пр.) при изображении прошлого в художественном произведении, привнесение в него признаков более позднего времени.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Историзм литературы

Историзм связан с тем, насколько верно художник понимает смысл изображаемых им исторических событий, в какой степени он вооружен знанием законов общественного развития. Историзм литературы социалистического реализма базируется на марксистско-ленинском материалистическом понимании истории, утверждающем идею революционного развития мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Историзм литературы

220px %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%BA %D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83 %D0%91. %D0%9F%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0 %C2%AB%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BE%D0%BD%C2%BB

212px %D0%A1%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80 %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BC %D0%BD%D0%B0 %D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%8C%D0%B5%D0%BC %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5 %D0%B2 %D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B5

202px %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%9D. %D0%A3%D1%81%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0 %D0%BA %D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83 %D0%92. %D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B0 %C2%AB%D0%90%D0%B9%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%BE%C2%BB

198px %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%BA %D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83 %D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E %D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8 %D0%9D. %D0%9C. %D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0 %C2%AB%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B0 %D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%C2%BB

%D0%9D. %D0%9C. %D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B7%D0%B8%D0%BD

%D0%90. %D0%9D. %D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9

259px %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%9F. %D0%9F%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0 %D0%BA %D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83 %D0%92. %D0%AF. %D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %C2%AB%D0%95%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD %D0%9F%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%C2%BB

523px %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%90. %D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0 %D0%BA %D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83 %D0%9B. %D0%9D. %D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE %C2%AB%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0 %D0%B8 %D0%BC%D0%B8%D1%80%C2%BB

Историзм связан с тем, насколько верно художник понимает смысл изображаемых им исторических событий, в какой степени он вооружен знанием законов общественного развития. Историзм литературы социалистического реализма базируется на марксистско-ленинском материалистическом понимании истории, утверждающем идею революционного развития мира.

Историзм в литературе

Историзм в литературе это художественное освоение конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также ее неповторимого облика и колорита. Проблема историзма приобретает особый характер, когда речь идет об историческом жанре, т.е. о романе, поэме, драме, в которых ставится цель воссоздать человеческую жизнь прошедших времен. В этом случае писатель неизбежно сталкивается с требованиями историзма и сознательно стремится их осуществить. Но в более скрытом и часто неосознанном виде историзм выступает как неотъемлемое свойство любого подлинно художественного произведения, ибо он есть прежде всего способность схватить ведущие тенденции общественного развития, проявляющиеся в общенародных событиях и индивидуальных судьбах. Подлинно художественное произведение всегда глубоко современно; оно воссоздает существеннейшие черты своего времени вне зависимости от того, какой теме посвящено — большим историческим событиям своей эпохи, интимной жизни личности или даже бытию человека среди природы. Но органичная современность истинного искусства есть не что иное, как выражение историзма художественного освоения жизни, способности художника охватить жизнь в ее движении и развитии, изобразить ее как превращение прошлого в будущее, — иначе и нельзя воплотить настоящее.

Художественный историзм

Художественный историзм качественно отличается от историзма в науке. Задача художника состоит не в том, чтобы сформулировать закономерности исторического развития, а в том, чтобы запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Показать внешнее воздействие исторических событий на человеческие судьбы можно в простом документальном очерке; роман, ограничивающийся этой задачей, не будет подлинно художественным, ибо искусство призвано воплотить конкретно-историческое содержание в целостном образе человека. Для этого вовсе не обязательно изображение больших событий эпохи. Даже интимная лирика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, И.Ф.Анненского, А.А.Блока подлинно исторична; в лирических образах, созданных этими поэтами, отчетливо выразился конкретный смысл той или иной эпохи русской истории.

Анонимность и историзм древнерусской литературы

Одной из особенностей древней литературы является ее анонимность. В отдельных памятниках авторы ставят свои подписи в конце рукописи, на полях, редко в заглавии произведения. Автор большинства произведений не известен, биографические сведения о древнерусских писателях незначительны. Индивидуальные особенности личности писателя не получили в древней литературе яркого проявления. Поскольку древнерусские произведения переписывались, с течением времени переписчики вносили в них изменения: менялась идейная направленность, характер и стиль, сокращался или распространялся текст. Таким образом, авторские тексты произведений сохранились лишь в последующих списках.

Характерной особенностью древнерусской литературы является также историзм. Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту, даже вымышленные истории представляют из себя точные записи рассказов очевидцев или самих лиц. Ученые подчеркивают, что историзм древнерусской литературы носит специфический средневековый характер. Все описываемые события объясняются в древнерусских произведениях Божьим промыслом. Однако за всем этим просматривается живая история, носителем которой является русский народ.

1) Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях. И. придает произведению характер правдивого исторического свидетельства.

2) В узком значении - свойство произведений исторической тематики или исторического жанра. Выражается в способности автора отобразить самобытность описываемой эпохи, показать своеобразие облика и характеров персонажей. Получает конкретное воплощение в изображении событий прошлого, исторических деятелей, историко-бытовых, батальных сцен и т. п. Характер И. меняется по мере накопления исторических знаний.


См. также `Историзм` в других словарях

1. Передача в произведении облика той или иной эпохи. 2. В каком архитектурном стиле построен Гран Опера в Лондоне? 3. В каком архитектурном стиле построен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге? 4. В каком архитектурном стиле построен Храм Христа Спасителя в Москве? 5. Направление в живописи.

(от лат. historia — история) — историческое сознание или сознание того, что все познаваемое является ставшим; представление о действительности, как становящейся и развивающейся во времени. Фактически получил распространение во всех науках в «иде системного историзма.

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

— принцип подхода к изучению действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Включает рассмотрение всех явлений как системы, обладающей особой внутренней структурой, изучение процессов развития, перехода от одного состояния к другому. Требует, чтобы каждое положение рассматривалось исторически, в связи с другими и в связи с конкретным опытом истории.

принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма — в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании — Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С кон. 19 в. историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ставили под сомнение возможность установления законов развития общества и предсказание его будущего. В современной философии и науке продолжается острая полемика по проблемам историзма.

(от греч. historia - рассказ о прошлых событиях) - англ. historism; нем. Historismus. Принцип научного познания объективной действительности, в соответствии с к-рым вещи и явления должны рассматриваться в их закономерном ис-тор. развитии, в связи с конкретными условиями их существования.

одна из центральных категорий исторических наук, истолковывающих мир - и прежде всего социальную жизнь - как постоянное обновление (становление) и использующих временной ряд "прошлое-настоящее-будущее" ("было-есть-будет"). Из многочисленных значений термина "И." можно выделить следующие два основных: 1) определенность настоящего прошлым и/или будущим; 2) определенность прошлого и будущего настоящим. В неисторических науках, подобных физике, химии или экономической науке, мир понимается как постоянное повторение (бытие); в их основе лежит временной ряд "раньше-одновременно-позже", исключающий "настоящее" и "стрелу времени". Аналогом понятия И. в такого рода науках является понятие детерминизма, или определенности последующего предшествующим, и наоборот (см.: Детерминизм и индетерминизм). Религиозные концепции истории, как правило, настаивают на определенности настоящего будущим. В частности, история, написанная в соответствии с принципами христианства, является провиденциальной и апокал.

ИСТОРИЗМ а, м. historisme m . 1. Воспроизведение прошлого, увлечение прошлым. БАС-1. Отграничиваются они <художники "Золотого руна"> и от имитаторов, проникнутых историзмом (приятный неологизм! ) и даже от эстетов-символистов. Моск. еженед. 1909 3 59. Чрезмерный, губительный "историзм" повествования, переизбыток "исторических подробностей", преобладание антуража над сутью я бы не стал списывать на дебютный уровень романа. ДН 1997 5 194. || иск. Как при жизни Карла Фаберже, так и в наши дни ведутся споры об этих работах. Их называют игрушками для знати, отмечают стилевую подражательность и эклектичность, иногда перегруженность сюжетными линиями, применяют термин .

Историзм принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма - в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании - Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С кон. 19 в. историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ставили под сомнение возможность установления законов развития общества и предсказание его будущего. В современной философии и науке продолжается острая полемика по проблемам историзма.

принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени, развития. Видение истории как опр. целостности, обладающей имманентным смыслом, необходимостью, на базе к-рой зачастую выдвигаются глобальные пророчества будущего, — отличит. черта И. В конечном итоге историцистские проблемы сопряжены с осмыслением существования субъекта во времени, в контексте космич. целого, обществ. эволюции. И. резюмирует содержание той или иной филос. доктрины, зависит от типа мировоззренч. рефлексии, п.

ИСТОРИ́ЗМ -а; м. Рассмотрение явлений, событий с исторической точки зрения, в историческом развитии. Принцип историзма.

ИСТОРИЗМ - принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма - в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании - Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С кон. 19 в. историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ставили под сомнение возможность установления законов развития общества и предсказание его будущего. В современной философии и науке продолжается острая полемика по проблемам историзма.

1. м. 1) Принцип изучения и оценки действительности как развивающейся, изменяющейся во времени; исторический подход при рассмотрении чего-л. 2) Воспроизведение прошлого. 2. м. Слово или устойчивое словосочетание, обозначающее исчезнувшие предметы, процессы, явления (в лингвистике).

принцип науч. мышления, рассматривающий все явления как развивающиеся на основе определ. объективных закономерностей. В ист. науке возникновение И. было связано с преодолением, с одной стороны, взгляда на историю как на хаотич. нагромождение случайностей, свойственного нарративной (повествовательной) и прагматич. историографии, а с другой стороны - провиденциализма, свойственного теологич. концепциям средневековья. Взгляд на всемирную историю как на процесс закономерного развития либо в форме чередования определ. циклов (Вико), либо в форме линейного прогресса (Кондорсе, Тюрго, Гердер) появляется уже в философии истории просветителей 18 в. Однако, рассматривая историю как процесс реализации каких-то определ. идей, просветители игнорировали качественное своеобразие отд. ист. эпох; с позиций абстрактного бурж. рационализма значит. часть истории, в частности все средневековье, провозглашалась лишенной развития. Романтич. историография нач. 19 в. (историческая школа права и др.), в пр.

Читайте также: