Можно ли обжаловать госпошлину

Обновлено: 18.05.2024

Размер государственной пошлины

Ставки государственной пошлины (далее - госпошлина) установлены ст. 333.21 НК РФ.

Если заявитель (налоговые органы, органы ПФР и другие согласно подпункту 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ) освобожден от уплаты госпошлины, она в взыскивается в вышеуказанном размере с ответчика на основании подпункта 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ и ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), если ответчик не освобожден от ее уплаты.

Поэтому если предприниматель или юридическое лицо не возражает против размера недоимки по налогам или пени, в целях экономии собственных и государственных средств, а также времени арбитражного суда рекомендуем организациям уплачивать незначительные суммы недоимок, пени и штрафов добровольно и сообщать об этом в государственный орган или внебюджетный фонд с целью отказа последнего от требований. В случае прекращения производства по делу госпошлина не взыскивается (подпункт 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

После 1 января 2005 года сумма госпошлины при обращении с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, ненормативного акта недействительным, а решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными составляет согласно подпункту 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, для физических лиц — 100 руб. (ранее 20 руб.), для юридических лиц — 2000 руб. (ранее 1000 руб.).

Исходя из буквального толкования вышеназванной нормы суды делают вывод о том, что при обжаловании нескольких ненормативных правовых актов (например, решения о привлечении к налоговой ответственности, решения и требования о взыскании задолженности за счет денежных средств) госпошлина должна быть уплачена за каждый оспариваемый акт [1] .

В то же время, если налогоплательщик оспаривает решение об отказе в возмещении НДС, которое принимается в соответствии со ст. 176 НК РФ, то требование о возмещении НДС рассматривается не как самостоятельное, а как факультативное требование, направленное на устранение допущенных нарушений прав. Если такое требование не заявлено, суд согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ самостоятельно указывает на необходимость устранения допущенных нарушений прав налогоплательщика. Следовательно, в случае оспаривания ненормативного правового акта дополнительное требование о возмещении НДС не должно оплачиваться госпошлиной, а если она уплачена, то плательщик праве требовать ее возврата как излишне уплаченной.

В силу прямого указания п. 2 ч. 1 ст. 103 АПК РФ госпошлина должна быть оплачена исходя из суммы, зафиксированной в упомянутом постановлении. Если эти суммы значительные, то рекомендуем оспаривать ненормативный правовой акт — решение о взыскании денежных средств за счет имущества, который предшествует изданию постановления. Такое требование оплачивается госпошлиной согласно подпункту 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

Заявления об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей госпошлиной не облагаются на основании ч. 2 ст. 329 АПК РФ.

Еще одно нововведение — уплата госпошлины в сумме 1000 руб. за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер. В случае отклонения либо удовлетворения данного заявления уплаченная госпошлина не возвращается.

Зачастую возникает вопрос о необходимости уплаты госпошлины за требования о приостановлении исполнения постановления административных органов о привлечении к административной ответственности (ч. 3 ст. 208 АПК РФ). Мотивом неуплаты госпошлины является освобождение от ее уплаты при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.

Отсрочка, рассрочка в уплате госпошлины

Как и ранее, учитывая имущественное положение плательщика, арбитражный суд согласно п. 2 ст. 333.22 НК РФ может уменьшать размер госпошлины, предоставлять отсрочку или рассрочку ее уплаты в порядке ст. 333.41 настоящего Кодекса сроком до одного года. До принятия Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ этот срок составлял шесть месяцев.

Основания для принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки в уплате госпошлины не регламентированы. Однако это не означает, что отсрочка или рассрочка не могут быть применены. Во всяком случае нужно письменно обосновать свое ходатайство, приложить доказательства, свидетельствующие о невозможности уплатить госпошлину в требуемом размере, и указать срок, на который заявитель просит отсрочить или в течение которого рассрочить уплату пошлины.

Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины может быть удовлетворено арбитражным судом при условии, что представленные документы свидетельствуют об отсутствии у заявителя денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Так, по одному из дел, рассмотренных ФАС Северо-Кавказского округа, податель жалобы ссылался на то, что суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил ходатайство об отсрочке в уплате госпошлины.

Сославшись на ст. 333.22 НК РФ, п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 № 6, суд указал, что поданное представителем учредителей (участников) общества ходатайство нельзя было признать обоснованным, поскольку оно документально не было подтверждено. Заявитель не представил суду каких-либо доказательств, свидетельствовавших о том, что имущественное положение учредителей (участников) общества не позволяло им уплатить госпошлину в установленном законом размере. Представленные документы, подтверждавшие, что у ЗАО отсутствовали достаточные денежные средства, к таким доказательствам отнесены быть не могли.

При вышеизложенных обстоятельствах ходатайство представителя учредителей (участников) общества о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины за подачу апелляционной жалобы было правомерно отклонено судом апелляционной инстанции [2] .

У судов довольно часто возникают вопросы, касающиеся распределения судебных расходов между сторонами в случае частичного удовлетворения требований (ч. 1 ст. 110 АПК РФ), причем при рассмотрении споров, возникающих именно из публичных правоотношений.

Ранее в большинстве случаев суды придерживались позиции о необходимости распределения уплаченной госпошлины по неимущественным требованиям в рамках налоговых споров исходя из оспариваемых сумм.

Так, в связи с этим важным звеном в формировании единообразной практики является правовая позиция ВАС РФ, изложенная в постановлении от 13.11.2008 № 7959/08, в котором ВАС РФ признал, что если требования налогоплательщика были частично обоснованными, то госпошлина по неимущественным требованиям подлежит взысканию с ответчика в полном объеме, а не пропорционально суммам доначисленных налогов, пеней, штрафов, которые были признаны недействительными.

Льготы по уплате госпошлины

Встает вопрос: подлежит ли компенсации госпошлина, уплаченная заявителями при оспаривании действий, решений государственных органов, органов местного управления и иных органов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 110 АПК РФ после вступления в силу Закона № 281-ФЗ?

По мнению автора, на этот вопрос следует ответить утвердительно.

Во-первых, нормы ст. 110 АПК РФ никто не отменял. Во-вторых, отсутствуют иные механизмы возмещения расходов по уплате госпошлины (например, ранее был возврат госпошлины из бюджета). В-третьих, речь идет не о взыскании с государственных органов, органов местного управления и иных органов госпошлины как налога, а о компенсации таких расходов, понесенных стороной.

С учетом вышеизложенного полагаем, что после принятия Закона № 281-ФЗ разъяснения Президиума ВАС РФ, изложенные в п. 5 Письма № 117, сохраняют свою силу.

Уплата госпошлины через представителя

Так, руководствуясь этими разъяснениями, при рассмотрении одного из обращений суд сначала оставил без движения, а потом возвратил заявление. Суд установил, что в представленной платежной квитанции об уплате госпошлины в сумме 2000 руб. в качестве плательщика был указан гражданин Н., в квитанции также отсутствовал ИНН общества. Кроме того, заявитель не представил ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины.

Постановлением суда кассационной инстанции определение о возвращении заявления было отменено, заявление было направлено для рассмотрения по существу.

В силу ст. 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей.

При подаче заявления общество наряду с другими доказательствами соблюдения порядка предъявления заявления в суд представило приказ, из текста которого следовало, что Н. как представитель обладал полномочиями на уплату госпошлины от имени заявителя. С учетом этого основания для оставления заявления без движения и его последующего возвращения определением от 08.06.2007 отсутствовали [3] .

Таким образом, уплата госпошлины может быть осуществлена через расчетный счет юридического лица и через представителя. Главное, чтобы из квитанции можно было установить, за какое лицо уплачена госпошлина.

Обращаем также внимание читателей журнала на следующее.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 № 41-О из п. 1 ст. 45 НК РФ во взаимосвязи с положениями главы 4 этого же Кодекса вытекает, что по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика — представляемого лица.

Передача вышеуказанных полномочий по доверенности не запрещена законодательством, и подобное действие не входит в противоречие с разъяснениями, содержащимися в п. 18 ИПисьма № 91.

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что госпошлина может быть уплачена заявителем через законного или уполномоченного представителя. Но к платежному документу должны быть приложены доказательства, подтверждающие, что указанное в платежном документе лицо наделено правом уплатить госпошлину за заявителя и что денежные средства, предназначенные для уплаты госпошлины, принадлежат последнему [4] .

Впрочем, при рассмотрении одного из дел в ФАС Уральского округа вопрос о необходимости представления доверенности представителя, уплатившего госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы от имени физического лица, не поднимался [5] .

•Так, представляется интересным дело, рассмотренное Арбитражным судом Мурманской области.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий представителей Мурманского отделения Сбербанка России, выразившихся в отказе принять квитанции формы ПД-4сб (налог) об уплате налогов и госпошлины от законного представителя общества — генерального директора К. в период с мая по декабрь 2007 года.

Кроме того, заявитель просил обязать представителей отделения Сбербанка России восстановить нарушенное право общества путем принятия у законного представителя общества вышеупомянутой квитанции на уплату налоговых платежей, а также взыскать с ответчика в пользу общества 25 884 руб. 41 коп. убытков, причиненных незаконными действиями его представителей, и 974 115 руб. 59 коп. в возмещение нематериального вреда, нанесенного деловой репутации общества.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.06.2008 обществу было отказано в удовлетворении заявленных требований. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 решение суда было оставлено без изменения. ФАС Северо-Западного округа оставил акты нижестоящих судов без изменения [6] .

Суды установили, что в ноябре 2007 года гендиректор общества К. обратился в отделение Сбербанка России с оформленной по форме ПД-4сб (налог) квитанцией на уплату от имени общества госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы. В приеме платежа банк отказал, о чем был составлен акт от 09.11.2007. В приеме квитанций формы ПД-4сб (налог) от 13.11.2007 на уплату физическим лицом за общество налоговых платежей банк также отказал. Это послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.

К банковским операциям, которые вправе при наличии лицензии исполнять кредитные организации, отнесено осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц (в том числе в лице их законных представителей) без открытия банковских счетов ст. 5 Закона о банках не предусмотрено.

Суды установили и заявителем не оспаривалось, что общество в Мурманском отделении Сбербанка России банковский счет не открывало.

С 1 мая 2005 года введен новый бланк платежного документа (извещения) физического лица формы № ПД (налог) (письмо ФНС России и Сбербанка России от 18.02.2005 № ММ-6-10/143/07-125В). Этот бланк должен направляться в заполненном налоговым органом виде налогоплательщикам — физическим лицам вместе с налоговым уведомлением или требованием об уплате налога (сбора). Вышеуказанный платежный документ также предназначен для уплаты только физическими лицами налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

Итак, в ст. 5 Закона о банках не предусмотрена такая банковская операция, как осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц (в том числе в лице их законных представителей) без открытия банковских счетов. Подпункт 1 п. 3 ст. 45 НК РФ связывает исполнение организациями обязанности по уплате налога с предъявлением в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке и не устанавливает иного порядка уплаты организациями налогов.

Учитывая вышеизложенное, кассационная инстанция подтвердила правильность вывода нижестоящих судов о том, что действия представителей Мурманского отделения Сбербанка России не противоречат действующему законодательству и соответствуют нормативным актам Банка России.

На основании анализа судебной практики можно сделать следующие выводы.

Во-первых, указание в платежных квитанциях, что уплата госпошлины осуществляется за юридическое лицо, противоречит законодательству Российской Федерации.

Во-вторых, при обращении в арбитражный суд к квитанции об оплате госпошлины физическое лицо должно приложить доверенность о наличии у плательщика полномочий на уплату госпошлины от имени юридического лица, а также расходный ордер о выдаче соответствующих денежных средств юридическим лицом в подотчет.

[5] Постановление ФАС Уральского округа от 23.07.2007 № Ф09-5666/07-С5.

[6] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2008 по делу № А42-865/2008.

Юрист разобрал порядок обжалования в суде гражданами постановлений должностных лиц по делу об административном правонарушении: сроки, правила, заполнение документов.

Порядок и сроки обжалования

Возможность обжаловать постановления должностных лиц по делу об административном правонарушении предусмотрено положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в частности главой 30.

Как правило, постановление по делу об административном правонарушении гражданин, в отношении которого ведется производство по делу, вправе обжаловать в соответствующем районном суде (ст. 30.1 КоАП РФ).

Подача жалобы на постановление госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Жалобу рекомендуется подавать в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

Пропущенный срок подачи жалобы можно восстановить, если суд признает ее пропущенной по уважительным причинам, для этих целей в жалобе нужно указать ходатайство о восстановлении пропуска срока подачи жалобы.

Несмотря на отсутствие соответствующей нормы в КоАП РФ, указанное определение об отказе в восстановлении пропущенного срока можно обжаловать в вышестоящий суд, основываясь на разъяснениях Верховного Суда в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 03.12.2003.

Судья при подготовке к рассмотрению жалобы обязан (ст. 30.4 КоАП РФ):

В силу пояснений Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2006 года, на стадии подготовки к рассмотрению жалобы судья может вернуть жалобу, если из ее содержания не будет возможности установить, чьи права и каким образом нарушены обжалуемым постановлением.

В связи с этим нужно постараться четко формулировать свои требования и основания своих требований.

Обстоятельствами, исключающими возможность рассмотрения дела судьей, являются родственные отношения с участниками производства по делу либо наличие какого-либо интереса в разрешении данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ).

Обстоятельствами, исключающими производство по делу, являются:

  • отсутствие события правонарушения;
  • отсутствие состава правонарушения, в том числе недостижение соответствующего возраста привлекаемого (16 лет) либо невменяемость;
  • крайняя необходимость;
  • издание акта амнистии;
  • истечение сроков давности привлечения к ответственности;
  • иные обстоятельства, подробно регламентированные в статье 24.5 КоАП РФ.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения жалобы судом составляет два месяца со дня поступления в суд, правомочный рассматривать жалобу, но по некоторым делам закон содержит более сжатые сроки рассмотрения (ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалоба должна рассматриваться судьей единолично, а дело подлежит проверке судом в полном объеме.

Обязанность суда проверять дело в полном объеме означает, например, что гражданину не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, несмотря на прекращение дела по причине истечения сроков давности (абз. 2 п. 13.1 постановления пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Необходимо знать некоторые обязанности суда при рассмотрении жалобы:

  • гражданину судом должны быть разъяснены права и обязанности;
  • суд разрешает вопросы о заявленных отводах и ходатайствах;
  • проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления;
  • заслушиваются объяснения гражданина и, при необходимости, показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства.

Если при рассмотрении жалобы выяснится, что спор вне компетенции данного судьи, дело подлежит передаче по подведомственности.

По результату рассмотрения жалобы судья выносит одно из решений:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы — без удовлетворения;
  • об изменении постановления, но только не в сторону усиления административного наказания или иного ухудшения положение обратившегося гражданина;
  • об отмене постановления при малозначительности правонарушения и наличия обстоятельств, исключающих производство по делу, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, если допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые препятствовали объективному рассмотрению дела, а также в связи с необходимостью более строгого административного наказания, если потерпевшим подана жалоба на мягкость наказания;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если постановление было вынесено неправомочным должностным лицом.

Решение по жалобе оглашается немедленно после вынесения, копия направляется гражданину в течение трех суток со дня вынесения.

Указанное решение судьи по жалобе на постановление можно обжаловать далее в вышестоящий суд в порядке пересмотра решения, принятого по жалобе (ст. 30.9 КоАП РФ).

Оспаривание действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

Порядок оспаривания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регламентирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Вместе с тем, при рассмотрении указанной категории дел арбитражными судами применяются и общие правила искового производства, установленные Разделом II АПК РФ.

Возбуждение производства по делу

Основанием для возбуждения производства по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц в соответствии с частью 2 статьи 197 АПК РФ является заявление заинтересованного лица с требованием о признании незаконными действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Право на обращение в арбитражный суд: чем обусловлено данное право, критерии возможности использования данного права

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц обладают лица (граждане, организации и иные лица), которые таким способом защищают свои права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагают, что они нарушены оспариваемым действием (бездействием) в связи с его несоответствием закону или иному нормативному правовому акту.

При этом права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемыми действиями (бездействием), должны носить экономический характер, то есть относиться к сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности.

При принятии решения о необходимости оспаривания действий (бездействия) указанных органов и лиц заявителю необходимо определить подведомственность (суд общей юрисдикции либо арбитражный суд) и подсудность (тот или иной суд определенной юрисдикции), то есть суд, в который необходимо подать соответствующее заявление.

В соответствии со статьёй 27, пунктом 2 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 34, статьёй 35 АПК РФ при оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц необходимо подавать заявление в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения указанных органов и должностных лиц (край, область и пр.).

В части 3 статьи 198 АПК РФ предусмотрено правило, согласно которому заявления о признании незаконными действий (бездействия) подлежат рассмотрению в арбитражном суде, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов.

Тем самым компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов в части контроля за действиями государственных органов, иных органов и лиц, наделенных властными полномочиями, разграничивается не только по предмету спора, но и в силу прямого указания федерального закона.

Например, отказ в регистрации устава религиозной организации в силу прямого указания федерального закона может быть оспорен в суде общей юрисдикции.

Частью 4 статьи 198 АПК РФ устанавливается трехмесячный срок для подачи заявления, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца (часть 2 статьи 114 АПК РФ). В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть 4 статьи 114 АПК РФ). Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (часть 5 статьи 114 АПК РФ). Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным (часть 6 статьи 114 АПК РФ).

Пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Для восстановления данного срока заявителю необходимо представить ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин и доказательствами, подтверждающими заявленное ходатайство.

Если заявитель принимает решение обжаловать действия (бездействие) в вышестоящий орган и в суд, то в целях недопущения пропуска срока для подачи соответствующего заявления в суд ему целесообразно делать это одновременно. В случае удовлетворения жалобы вышестоящим органом до рассмотрения заявления арбитражным судом заявитель может в порядке статьи 49 АПК РФ уточнить заявленные требования с учетом решения вышестоящего органа.

Требования к заявлению о признании действий (бездействия) незаконными

В соответствии с частью 1 статьи 199 АПК РФ заявление о признании действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, части 3 статьи 125 АПК РФ (то есть общим требованиям), а именно:

Специальными требованиями к заявлению об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, является то, что в заявлении в соответствии с пунктами 1-5 части 1 статьи 199 АПК РФ должны быть также указаны:

  • наименование органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • время совершения действий (дата);
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым действием (бездействием);
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемое действие (бездействие);
  • требование заявителя о признании действий (бездействия) незаконными.

Документы, прилагаемые к заявлению

В соответствии с частью 2 статьи 199 АПК РФ к заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ (общие правила искового производства).

Статья 126 АПК РФ содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению. Такими документами являются:

- уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют; при отсутствии уведомления о вручении направление заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 АПК РФ. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии заявления с уведомлением о вручении, а если копии заявления и приложенных к нему документов доставлены или вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно заявителем или нарочным, - расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а также иные документы, подтверждающие направление заявления и приложенных к нему документов (пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 №11);

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины. Порядок уплаты государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). При применении данной главы НК РФ следует также руководствоваться разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Информационном письме от 25.05.2005 № 91. Государственная пошлина уплачивается в федеральный бюджет. По делам рассматриваемой категории размер государственной пошлины для индивидуального предпринимателя составляет 200 рублей, организации уплачивают госпошлину в размере 2000 рублей (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении.

Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле "Списано со счета плательщика" - дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П).

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме должен быть подтвержден либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации (абзац 3 пункта 3 статьи 333.18 НК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также подлинные платежные поручения или квитанции, подтверждающие уплату государственной пошлины.

В соответствии со статьёй. 333.22 НК РФ, арбитражный суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе отсрочить, рассрочить уплату государственной пошлины, уменьшить ее размер.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче заявления.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны); подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам;

- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. В соответствии со статьёй 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в соответствии с законодательством сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. К ним, например, относятся письменные доказательства и объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Документы, на которые заявитель ссылается в заявлении, прилагаются к заявлению. К представляемым письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык. В соответствии со статьёй 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. На основании данной нормы в арбитражный суд, как правило, представляются копии документов, заверенные в установленном порядке (с отметкой "Копия верна" с указанием должности, фамилии заверившего их лица). В судебном заседании, помимо заверенных копий, суду на обозрение представляются подлинники данных документов;

- копии свидетельства о государственной регистрации (заявителя) в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления; (о представительстве см. выше);

- копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска; представляются в том случае, если до предъявления заявления в арбитражный суд, заявитель обращался с заявлением об обеспечении имущественных интересов, возможность подачи которого регулируется статьёй 99 АПК РФ;

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

В соответствии с часть. 2 статьи 126 АПК РФ документы, прилагаемые к заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

В случае если указанные выше требования заявителем не будут выполнены, то заявление в соответствии со статьёй 128 АПК РФ может быть оставлено арбитражным судом без движения (не будет принято к производству) до устранения обстоятельств в порядке и сроки, установленные определением суда.

В определении арбитражный суд указывает основания для оставления заявления без движения и срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Согласно статье 118 АПК РФ данный срок может быть продлен арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле (в данном случае – заявителя). Заявление о продлении срока, установленного арбитражным судом в определении об оставлении заявления без движения, должно быть подано в суд до истечения первоначально установленного срока.

Ходатайства, заявленные одновременно с подачей заявления, (за исключением ходатайств о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера) в случае оставления его без движения, не рассматриваются арбитражным судом до принятия заявления к производству.

В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда (часть 3 статьи 128 АПК РФ).

В случае, если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьёй 129 АПК РФ (часть 4 статьи 128 АПК РФ).

При этом возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения (часть 6 статьи 129 АПК РФ).

После принятия заявления к производству судом осуществляется подготовка дела к судебному разбирательству в соответствии с нормами главы 14 АПК РФ. После подготовки дело назначается к судебному разбирательству (глава 19 АПК РФ).

Проиграли в суде первой инстанции и в апелляции, а решение суда вступило в законную силу? У Вас есть возможность подать жалобу в кассационный суд. В нашей новой статье мы расскажем, как это сделать.

Кассационное судопроизводство призвано защитить интересы заявителя (ответчика, истца или иного лица), предотвратить нарушение его законных прав и причинение вреда в ходе исполнения неправомерного решения. При этом каждая отрасль права устанавливает свой максимальный срок для подачи кассационной жалобы.

Так, Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) определяет, что заинтересованное лицо направляет жалобу в течение 6 месяцев с момента вступления в силу судебного решения (ст. 318 КАС РФ).

В свою очередь Гражданский процессуальный Кодекс РФ (ГПК РФ) дает уже только три месяца на подачу жалобы в кассационный суд общей юрисдикции. Этот срок также исчисляется со дня вступления в силу обжалуемого судебного решения (ст. 376.1 ГПК РФ).

Кстати, раньше закон разрешал подать кассационную жалобу в течение 6 (шести месяцев) с момента вступления в силу решения суда. Теперь же законодатель, сократил период для подачи кассационной жалобы.

И, наконец, Арбитражный процессуальный Кодекс предоставляет на подачу кассационной жалобы всего лишь два месяца с момента вступления в силу обжалуемого судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда.

Рекомендация: Реформа судов общей юрисдикции существенно сократила срок подачи кассационной жалобы по гражданским делам. Теперь он только на один месяц превышает срок, установленный АПК РФ для арбитражных споров. Поэтому заинтересованным лицам не стоит затягивать с подачей жалобы.От Вашей оперативности зависит момент, когда вышестоящий суд отменит несправедливое решение.

В декабре 2020 года Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев подвел первые итоги работы кассационных судов общей юрисдикции. В докладе главный судья России указал, что в 2020 г, эти суды рассмотрели 170 тысяч жалоб по гражданским делам, 18 тысяч по административным и 67 тысяч по уголовным делам.

При этом Председатель ВС РФ констатировал рост числа удовлетворенных жалоб. Так, если раньше кассационная инстанция удовлетворяла 3% – 8% заявлений, то теперь – 12% — 16%.от общего числа жалоб. Самый существенный рост продемонстрировал кассация в гражданском и административном процессах.

Как можно видеть процент отмененных кассационными судами общей юрисдикции решений, теперь вполне сопоставим с цифрами, которые демонстрирует статистика работы арбитражных кассационных судов. Последние, также отменяют порядка 12% — 16% решений нижестоящих инстанций.

Суд кассации не вправе пересматривать уже оцененные предыдущими инстанциями факты и обстоятельства, если оценка осуществлялась с соблюдением норм материального и процессуального права. Далее, он не может собирать дополнительные доказательства и привлекать к участию в деле новых фигурантов.

Интересной (в свете судебной реформы) является и деятельность Верховного Суда РФ в качестве кассационной инстанции по гражданским делам. Статистика показывает, что ВС РФ из года в год неуклонно снижает количество принимаемых к рассмотрению дел. Так, если в 2018 г., кассация Верховного Суда рассмотрела 995 жалоб, то в 2019 – 879, а в 2020 г., число рассмотренных материалов упало до 564 дел. При этом в 2020 году юридические и физические лица подали на кассацию в ВС РФ – 50 386 жалоб и представлений. Получается, что до рассмотрения дошло только … 1,11 % жалоб, направленных в адрес Верховного Суда. Это крайне низкая цифра. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, ВС РФ в качестве кассационной инстанции удовлетворяет порядка 94% — 95%. А это уже высокий показатель.

В каких случаях возможна отмена апелляционного постановления или судебного акта первой инстанции?

На отмену вступившего в силу решения можно рассчитывать, если в ходе рассмотрения дела и при вынесении решения были нарушены нормы материального права.

Это происходит, когда нижестоящие инстанции:

  • не применили закон, подлежащий применению;
  • применили закон, не подлежащий применению;
  • неверно истолковали закон.

Далее, если в процессе рассмотрения были нарушены процессуальные нормы, например,

  • в деле отсутствует протокол судебного заседания;
  • дело рассматривалось судом в ненадлежащем составе;
  • нарушены законные нормы о тайне судебного совещания;
  • процесс проходил в отсутствие одного из обязательных участников дела без надлежащего извещения лица о дате и месте проведения судебного заседания и т.д.

Несмотря на всю сложность процедуры кассационного обжалования, выиграть суд вполне реально. Но: нужно помнить, что правильность составления кассации играет решающую роль в исходе рассмотрения дела.

Важно: несмотря на то, что кассационные суды неохотно идут на удовлетворение жалоб на решения, принятые в двух инстанциях, подавать жалобу стоит. Дело не только и не столько в том, есть ли шансы выиграть дело в кассационной инстанции. Самое главное – у заявителя появляется возможность дальнейшего обжалования судебного постановления — последующего направления ходатайства председателю Верховного Суда РФ и в Европейский суд.

Кассация – куда подавать?

Кассационная жалоба на решения арбитражных судов

Кассационная жалоба по гражданским делам

В июле 2018 года Президент РФ подписал конституционный закон № 1-ФКЗ. Этот нормативный акт реформировал судебное устройство России и ввел понятие кассационного суда общей юрисдикции.

В соответствии с указанным законом федеральные власти образовали девять округов, в каждом из которых сформировали кассационный суд. Сегодня эти инстанции рассматривают жалобы на вступившие в силу решения нижестоящих судов, мировых судей, а также на акты апелляционных судов, принятых по жалобам и представлениям на решения нижестоящих судебных органов.

Поэтому теперь заявитель подает кассационную жалобу через суд, принявший обжалуемое решение, не в суд субъекта РФ, как это было раньше, а в кассационный суд общей юрисдикции.

Кассационная жалоба по административному судопроизводству

Кассационная жалоба по административному делу также подаётся в кассационный суд общей юрисдикции через суд, вынесший спорное решение. В дальнейшем жалоба поступает в судебную коллегию по административным делам кассационного суда и рассматривается по правилам Главы 35 КАС РФ.

Какие решения можно обжаловать в кассации?

В кассационном порядке обжалуются решения:

  • вступившие в силу;
  • по которым исчерпаны другие варианты обжалования.

Иными словами, рассмотрение дела в апелляционном порядке — необходимое и достаточное условие для пересмотра решения в кассационном суде, не считая отдельных случаев, указанных в ГПК и АПК.

Кто может подать кассационную жалобу?

Подать кассационную жалобу имеют право:

  • лица, принимающие участие в деле: ответчик, истец, их уполномоченные представители и т. д.;
  • третьи лица, права и законные интересы которых были существенно затронуты решением суда первой или апелляционной инстанций.
  • должностные лица органов прокуратуры, если в рассмотрении дела участвовал прокурор (ст.376 ГПК РФ и 318 КАС РФ).

В какой срок необходимо подать кассационную жалобу?

Очень важно не пропустить установленный законом срок на кассационное обжалование. По административным делам он составляет 6 месяцев, по гражданским – 3 месяца, а по арбитражным делам заявитель вправе подать жалобу только в течение 2 месяцев с момента вступления в силу судебного решения.

Отсчет положенного срока следует начинать со дня, следующего за днем принятия апелляционного постановления или со дня вступления решения суда первой инстанции в законную силу.

Как правильно написать кассационную жалобу?

Чтобы выиграть суд, добиться пересмотра дела или отмены судебного решения, нужно правильно составить кассационную жалобу, — с учетом специфики производства, полномочий кассационного суда, целей заявителя и имеющихся данных по делу.

Несмотря на то, что жалоба составляется в произвольной форме, следует придерживаться ряда правил к составлению данного документа.

В жалобе необходимо указать:

  • реквизиты кассационного суда;
  • наименование суда, принявшего обжалуемое решение;
  • сведения о заявителе и данные участников спора;
  • номер дела, место и дату итогового рассмотрения дела;
  • предмет и обстоятельства судебного разбирательства, а также краткое содержание обжалуемых решений. Кроме того, ГПК РФ, например, (ст.378), требует, чтобы заявитель конкретно указал на суть, допущенных нижестоящими судами нарушений материальных и процессуальных норм и привел доводы, подтверждающие данные факты;
  • требования заявителя со ссылками на соответствующие нормы закона;
  • перечень прилагаемых документов.
  • если лицо не принимало участие в судебном процессе, то оно должно указать какие именно его права или законные интересы нарушило обжалуемое судебное решение.

К жалобе прилагаются следующие материалы:

  • заверенная копия обжалуемого решения суда;
  • квитанция об уплате госпошлины, либо документы, свидетельствующие о праве на льготы при её оплате, или ходатайство о предоставлении рассрочки и так далее;
  • документы, которые подтверждают факт направления другим участникам процесса копии жалобы, а также отсутствующих у них бумаг или иных материалов;
  • документ, являющийся подтверждением права на подачу кассации, — если жалоба подается через уполномоченное лицо.

Поэтому не стоит говорить о вновь открывшихся фактах и обстоятельствах, а также приводить (и просить принять во внимание) новые доказательства по делу.

О чем просить в кассации?

Если же просить суд о вынесении нового решения, нужно учитывать, что кассационная инстанция может вынести его только в том случае, если в рассматриваемом деле имеются все необходимые данные для принятия такого решения, то есть не требуются дополнительные доказательства, и нет необходимости в переоценке имеющихся данных. В противном случае заявитель может получить отказ в вынесении нового решения.

Сроки рассмотрения кассационной жалобы

По гражданским делам

В кассационных инстанциях, за исключением Верховного Суда, рассмотрение жалоб должно осуществляться в течение одного месяца, если дело не было запрошено, и в течение двух месяцев, если дело было запрошено.

Верховный Суд рассматривает кассационные жалобы в срок не более чем 2 месяца (если дело не истребовано) и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования. Председатель ВС РФ и его заместитель вправе продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на 2 месяца в случае особой сложности истребованного дела.

По арбитражным делам

Кассационные арбитражные суды обязаны рассмотреть жалобу в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления.

Если кассация направлена в кассационную инстанцию ранее истечения законодательно установленного срока ее подачи, отсчет временного периода рассмотрения жалобы начинается со дня окончания максимального срока подачи кассации.

Данные сроки могут быть продлены, например, в связи со сложностью дела — до 6 и более месяцев — на основании заявления судьи кассационного суда.

По административным делам

Жалоба, поданная в кассационный суд общей юрисдикции, а также в Верховный Суд РФ в течение 20 дней с момента поступления передается для рассмотрения в судебном заседании.

Срок рассмотрения жалобы не превышает 2 месяца со дня ее поступления. Если дело является сложным, то председатель суда вправе продлить рассмотрение на срок не более чем на 4 месяца.

Госпошлина за подачу кассационной жалобы

При подаче кассации необходимо оплатить государственную пошлину в размере:

  • Ста пятидесяти рублей – для физического лица;
  • Трех тысяч рублей – для юридического лица.

Подать кассацию самостоятельно

Вы можете подать кассацию самостоятельно, если учтете все процессуальные нюансы кассационной процедуры. Важно знать, что любое неправомерное решение серьезно затрагивает авторитет судьи. Поэтому положительный пересмотр вступивших в силу судебных решений – скорее исключение, чем правило. Ведь если ошибка в решении имеет место, то она должна оперативно устраняться еще на этапе апелляционного рассмотрения. Выиграть в суд кассации и в последующих инстанциях — высший пилотаж даже для самого опытного адвоката.

Правовая помощь в кассационной инстанции

Ваш доверенный адвокат:

  • Объяснит нюансы составления жалобы и обращения в кассационный суд;
  • Подготовит кассационную жалобу с учётом индивидуальных обстоятельств дела;
  • Проведет правовой анализ ситуации;
  • Ознакомит с примерами успешно разрешенных дел из судебной практики;
  • Выстроит выигрышную линию защиты;
  • Представит Ваши интересы в суде;
  • Восстановит пропущенные сроки на подачу кассации.

Для защиты Ваших интересов по разрешению арбитражных гражданских споров возможно вступление адвоката в дело на любой стадии кассационного процесса.

Читайте также: