Можно ли обратиться в военкомат не по месту прописки

Обновлено: 16.06.2024

Совсем не важно, находитесь вы в запасе или ещё не служили в армии – при смене адреса регистрации вы обязаны сообщить в военкомат о смене прописки. Кроме того, о нахождении потенциального военнослужащего в другом регионе свыше 90 дней подряд так же следует уведомлять военкомат.

Постоянная регистрация по месту жительства в первую очередь необходима для того, чтобы знать, где можно разыскать того или иного человека. Так и для учёта потенциальных военнослужащих военкомат должен иметь все сведения о прописке или длительном пребывании мужчины в другом регионе.
В случае наступления призывного возраста, или при необходимости привлечения людей из числа запаса для службы, повестка из военкомата будет направлена именно на тот адрес, где находится или проживает призывник.

Согласно закону, молодой человек считается уведомлённым об его призыве в армию только в том случае, если повестка будет передана под роспись прямо в руки призывника. В ином случае повестка будет считаться не действительной, а молодой человек – не уведомлённым.

Как уведомить военкомат о смене места жительства

Как и когда необходимо уведомить о смене прописки?

  • смена места прописки;
  • смена места нахождения;
  • выезд за пределы РФ на срок свыше 6 месяцев.

Сделать всё это необходимо не позднее, чем через 2 недели после осуществления вышеперечисленных действий.

Как встать на учёт в новом военкомате: порядок, сроки, документы

При смене постоянной регистрации каждый гражданин, в первую очередь, должен сняться с регистрации по старому месту проживания, и уже только после этого он сможет зарегистрироваться на новом месте.
Чтобы сняться с регистрационного учёта, молодому человеку необходимо совершить одно из действий:

  • обратить в любой центр регистрации граждан города (паспортный стол);
  • обратиться в миграционную службу (в любое отделение города).

Эти организации занимаются учётом граждан, и именно здесь можно:

  • сняться с учёта;
  • встать на учёт;
  • оформить паспорт (в том числе и заграничный);
  • поставить отметку о рождении ребёнка и др.

Кроме того, постановкой и снятием с учёта в некоторых жилых домах занимаются председатели по дому – они осуществляют внесение соответствующих записей в домовые книги, и их можно попросить зарегистрировать или снять с прописки. Чтобы узнать об этом подробнее, необходимо связаться с председателем.

Внимание! Получить услугу снятия и постановки на регистрационный учёт можно при помощи сайта ГосУслуги, однако для получения печати и справки всё равно придётся явиться в ФМС города.

Снятие с регистрации по месту жительства

Это очень простая процедура – мужчине достаточно обратиться в соответствующий орган с заявлением о снятии с учёта по месту проживания. Согласия собственников жилья на это не требуется.
Только после того, как мужчина получил листок о том, что он снят с регистрации, он может подавать заявление о прописке по новому адресу. В паспорт также делается соответствующая отметка о снятии с прописки.

Документы для получения прописки

Получить прописку в квартире можно лишь с согласия собственников жилья, поэтому, при регистрации в соответствующие органы помимо регистрируемого должны явить и собственники помещения.
С собой необходимо иметь:

  • свидетельства о праве собственности на жилплощадь (или выписку из ЕГРП);
  • правоустанавливающие документы;
  • паспорта всех сторон.

Снятие с учета военкомата

Обычно процедура не занимает много времени – в тот же день, если все документы предоставлены, лицо получит регистрацию, о чём в паспорте проставят специальную отметку и выдадут справку. Если справку не выдали, её необходимо попросить у сотрудников миграционной службы.

  • справку с адресом новой регистрации;
  • паспорт;
  • военный билет (если он есть).

Важно! Если мужчина, после смены прописки, всё ещё остаётся проживать в этом же городе, то ему не нужно сниматься с учёта в военкомате. Ему необходимо с полученными документами обратиться в свой военный комиссариат для смены адреса в личном деле.

Стоит отметить, что в военном комиссариате без справки о новой прописке сняться с учёта будет непросто. Сотрудники обязательно уточнят причину этих действий и могут отказать в снятии с учёта, если сочтут, что для этого отсутствуют реальные причины.

В течение 14 дней после снятия необходимо обратиться в новый военный комиссариат со следующими документами:

  • паспорт;
  • справка о месте регистрации;
  • военный билет (при наличии).

Ответственность за пропуск сроков или не постановку на учёт в военкомате

За нарушение обязанности встать на воинский учёт предусматривается административная ответственность. Согласно ст. 21.5 Кодекса об административных правонарушениях, мужчине грозит штраф в размере 100-500 рублей или административное предупреждение.

Стоит учитывать, что за длительную неявку в военкомат для постановки на учёт может быть наложена уголовная ответственность. Это особенно актуально для молодых людей, которые только достигли призывного возраста и вот-вот должны получить повестку – отсутствие данных о месте регистрации может быть расценено как уклонение призывника от службы в армии. За такое действие предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 328 УК РФ.
За уклонение молодому человеку могут назначить:

  • штраф в сумме до 200 тысяч;
  • штраф в величину дохода за 18 месяцев;
  • принудить работать на период до 2-х лет;
  • арест на пол года;
  • тюремный срок на то же время.


По мнению одного из адвокатов, позиция ВС соответствует последним тенденциям судебной практики по данной категории дел: судебный орган не терпит формального подхода к вопросу ограничения прав человека, учитывая санкцию, налагаемую в такой ситуации на основании заключения призывной комиссии. Второй подчеркнул, что законодательство, регулирующее порядок призыва на военную службу и примененное в данном деле, не может быть истолковано двояко.

В августе 2016 г. отдел военного комиссариата по г. Златоусту и Кусинскому району Челябинской области получил письмо от вуза, в котором указывалось на отчисление Денисюка в связи с завершением обучения с 29 августа того же года. Отмечалось также, что он подлежит призыву на военную службу.

10 апреля 2019 г. Денисюк обратился в военкомат с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 6 июня 2018 г. возраста 27 лет. По итогам заседания призывной комиссии было принято решение о признании Евгения Денисюка не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас.

Молодой человек обратился в Златоустовский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением о признании заключения призывной комиссии Златоустовского городского округа Челябинской области от 9 апреля 2019 г. незаконным и возложении на нее обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении истца в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву в связи с достижением возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28 и абз. 6 п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, а также о выдаче военного билета.

Истец пояснил, что от призыва не уклонялся, его место проживания и регистрации военкомату было известно, мероприятия по организации призыва в отношении него не осуществлялись, повесток о явке на заседание призывной комиссии он не получал. Поскольку, по мнению истца, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него основаниям, решение призывной комиссии является незаконным и нарушает его права.

Златоустовский городской суд Челябинской области удовлетворил иск частично: признал заключение призывной комиссии незаконным и обязал ее принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Отменяя судебный акт первой инстанции в данной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, Челябинский областной суд исходил из того, что Денисюк, являясь призывником, действовал вопреки ст. 10 Закона о воинской обязанности и не уведомил военкомат в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства, временного пребывания, а также не сообщил об окончании обучения в аспирантуре и соответствующем отчислении.

Кроме того, апелляционная инстанция, сочтя указание в удостоверении подлежащего призыву на военную службу гражданина о явке в военный комиссариат вызовом в орган, осуществляющий воинский учет, пришла к выводу, что Евгений Денисюк был уведомлен о необходимости явки в военкомат после прекращения срока действия отсрочки, но не явился в установленный срок для осуществления подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом, что привело к тому, что он не прошел военную службу по призыву без законных оснований. У районного суда, по мнению апелляции, также не имелось оснований для принятия в качестве надлежащего доказательства предоставленного административным ответчиком письма вуза об отчислении призывника из учебного заведения в связи с отсутствием сведений о получении данной справки военным комиссариатом. Вторая инстанция заключила, что призывной комиссией принято законное и обоснованное решение о признании Денисюка не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции оставил апелляционное определение в силе.

Не согласившись с решением кассации, Евгений Денисюк обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой. Изучив материалы дела, ВС заметил, что установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют о том, что призывник не прошел военную службу по независящим от него причинам.

Кроме того, подчеркнула высшая инстанция, ошибочным является утверждение апелляционного суда о том, что первой инстанцией неправомерно принято во внимание письмо вуза об отчислении заявителя в связи с отсутствием сведений о получении данного письма военным комиссариатом, поскольку оно было представлено суду вместе с иными документами личного дела призывника самим административным ответчиком, не отрицающим факт ее получения адресатом.

Таким образом, ВС отменил судебные акты апелляции и кассации в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании заключения призывной комиссии незаконным и возложении на нее обязанности принять решение в соответствии с законодательством РФ и оставил в силе решение первой инстанции. В остальной части апелляционное и кассационное определения были оставлены без изменения.

Адвокат добавил, что такие ситуации возникают на практике довольно часто: военкоматы пытаются переложить на граждан обязанность следить за наличием оснований для отсрочки, хотя в силу требований п. 18 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, контроль наличия оснований для отсрочки или освобождения от призыва возложен на военного комиссара. Судебные органы, в свою очередь, исправляют ошибки как призывных комиссий, так и нижестоящих судебных инстанций, подчеркнул эксперт.

По мнению адвоката, при принятии решений апелляционной и кассационной (первой кассацией) инстанциями на судей могло оказывать определенное давление распространенное представление о прохождении военной службы по призыву – якобы призывники сами должны являться в военкомат с требованием о призыве, в противном случае они уклоняются от военной службы.

В заключение Константин Маркин назвал случаи, подобные данному делу, единичными.

Временная работа, поступление в университет, посещение родственников в другом регионе — причины смены места нахождения гражданина, часто приводящие к необходимости длительно покидать место привычного проживания.

Независимо от мотива перемещения внутри страны, лица, подлежащие воинскому учету, обязаны информировать военный комиссариат о своем нахождении, облегчая возможность их призыва на армейскую службу.

После получения регистрации по месту пребывания данные должны передаваться в ближайший военкомат, который фиксирует миграционные изменения по определенному алгоритму.

Основания и актуальность приписывания граждан к военкоматам

В группу ответственных лиц также включают граждан, прошедших армейскую службу, офицеров, а также мужчин, признанных временно негодными (есть официальная отсрочка).

Подлежащий учету гражданин, получая временную регистрацию, должен произвести необходимое действие в течение 2-недельного срока с даты получения новой прописки. Временная регистрация обычно оформляется на основании подтвержденного факта снятия с учета в военкомате (в месте постоянной прописки), после получения регистрации производится посещение другого комиссариата, находящегося в месте временного пребывания.

Цели учета временной регистрации военкоматом:

  • определение состава мобилизационных и призывных ресурсов;
  • возможность быстрого призыва лиц в военное время;
  • вызов на учебные сборы (ст. 54);
  • исполнение норм федерального законодательства.

Для лиц в запасе возраст, с которого уведомление армейской структуры о своем местонахождении снимается, зависит от присвоенного звания (ст. 53, п. 1). Для высших офицеров данное требование сохраняется до 65–70 лет. Для военнообязанных женщин эта планка не превышает 50 лет (ст. 53, п. 2).

Из базы ФМС военкомат может по требованию получить сведения о прописке любого гражданина.

Временная регистрация и воинский учет — как правильно встать?


Если пребывания военнообязанного вне места своего привычного нахождения длится дольше 90-дневного периода, то он обязан посетить военкомат.

На руках необходимо иметь свидетельство о временной регистрации — вкладыш, который выдается после внесения миграционных изменений.

Посещать военкомат для этих целей можно круглый год, а не только в период сезонного призыва. Производить данную процедуру закон предписывает уже с 17-летнего возраста.

Место обращения. Подавать документы необходимо в тот комиссариат, который территориально (деление по районам) относится к жилому зданию, где временно проживает обратившийся (адрес указан в свидетельстве).

Механизм поиска военкомата. В крупных городах количество комиссариатов соответствует числу районов, однако иногда их меньше: один военкомат может относиться к нескольким районам. Если возникают сложности с местом обращения гражданина в тот или иной комиссариат, то для получения помощи можно зайти на сайт Минобороны РФ.

Порядок получения сведений:

Изучив появившиеся контакты, необходимо совершить звонок в областной или краевой военкомат, чтобы получить адрес того комиссариата, где требуется производить учет.

Необходимые документы


Чтобы военная структура произвела изменения в своей базе, ей нужно предоставить определенные персональные сведения.

Перед их изучением необязательно получать документ о снятии с постановки в военкомате по основному месту жительства: эту процедуру может произвести и военная структура (снятие производится автоматически для лиц призывного возраста).

В остальных случаях посещение военкомата, из которого производится снятие, формально необходимо.

  1. подтверждение личности. Подается паспорт.
  2. изучение воинского статуса. Предоставляется военный билет при его наличии или приписное свидетельство (для не проходивших службу лиц).
  3. основание для внесения изменений. Прилагается свидетельство-вкладыш о получении временной регистрации.

Документы принимаются специалистом комиссариата, который находит в базе данные гражданина и производит необходимые изменения. Передача фотографий не требуется: после изменений личное дело отправляется в место нового учета (возможна пересылка отсканированных данных электронным способом).

Описание процедуры постановки на учет. В рабочий день гражданин посещает пункт призыва граждан и проходит в отделение приема населения.

  1. передача пакетов специалисту военкомата;
  2. изучение данных сотрудником;
  3. постановка штампа о снятии с учета;
  4. формирование новой отметки о приеме на учет.

Необходимые изменения заносятся в отдельный раздел военного билета, в котором фиксируется история военного учета (перемещений между военкоматами).

Сроки


Соблюдается требование обратиться в военкомат с момента снятия с учета в течение 14 дней, которое зафиксировано выше, однако новая постановка производится гораздо быстрее — обычно в день приема.

Работники паспортного стола могут требовать первоначально посетить военкомат, а уже затем производить миграционный учет, однако данная норма не предусмотрена миграционным регламентом.

Военнообязанный после — а не до — получения прописки обязан самостоятельно явиться в комиссариат и подать необходимые документы для учета уже по документально подтвержденному адресу.

Если снятие с учета и постановка на новое место произведено с нарушением временных рамок, то военнообязанный может привлекаться к ответственности различного характера.

Штраф для военнообязанного.

За неявку в военкомат позже 2 недель с момента миграционных изменений взыскивается сумма от 100 до 500 руб. (КоАП РФ, ст. 21.5).

Лицу, которое обязано явиться в военкомат, неправомерно создавать препятствия для посещения места воинского учета. Штраф — до 1000 руб. (КоАП РФ, ст. 21.2).

При выявлении фактов, свидетельствующих, что отказ от информирования комиссариата — это стремление уклониться от призыва, то возможно привлечение к уголовной ответственности (УК РФ, ст. 328). Признание гражданина уклонистом возможно только в судебном порядке.

Невозможность длительный срок определить нахождение лица допускает его включение в такую базу.

В последнем случае механизм объявления в розыск запускается после формирования комиссариатом письменного обращения, направляемого в отделение полиции. В документе указывается необходимость установить нахождение гражданина, однако задержание обнаруженных граждан законом не предусмотрено (при нахождении фиксируется только место пребывания лица).

договор аренды

Договор аренды жилья — это крайне важный документ!

Узнайте, какие права и какие обязанности положены членам семьи нанимателя в нашей статье.

Как безпроблемно снять квартиру у хозяина, вы прочтете в нашем материале.

Заключение

Процедура оповещения военкомата о своем пребывании несет в себе угрозу наложения небольшого штрафа на гражданина при несоблюдении закона. Наиболее взыскательно комиссариаты относятся к местонахождению призывников, не прошедших службу, в то время как лица, уже имеющие армейский стаж, менее интересны ведомству. Однако для предотвращения правовых проблем лучше посетить местный орган военного управления, чтобы исключить возможные проблемы с соблюдением закона в будущем.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Обычно люди выписываются из квартиры, когда покупают новое жилье, переезжают в другой город или страну. Но иногда возникает необходимость выписать из своей квартиры другого человека — родственника или бывшего супруга.

Вместе юристами разбираемся в тонкостях выписки из квартиры человека, который имеет постоянную регистрацию, но собственником не является.

Содержание

Можно ли выписать человека из квартиры

Когда можно выписать

Обычно к пpoцeдype пpинyдитeльнoгo cнятия c регистрационного yчeтa собственник пpибeгaет, кoгдa интepecы и пpaвa влaдeльцeв нeдвижимocти нapyшaютcя или когда этого требуют жизненные обстоятельства.

По суду можно выписать человека из квартиры, если:

Закон предусматривает дополнительные основания для выселения из квартиры, если лицо проживает в ней по договору социального найма:

  • наниматель либо члены его семьи не вносят квартплату и/или коммунальные платежи;
  • суд лишил родителей родительских прав и признал невозможным их проживание вместе с детьми;
  • наниматель или члены его семьи используют квартиру не по назначению (например, как офис) или разрушают квартиру;
  • наниматель или члены его семьи систематически нарушают права соседей.

Собственник квартиры по общему правилу не может самостоятельно обратиться в административный орган и выписать жильца

Собственник квартиры по общему правилу не может самостоятельно обратиться в административный орган и выписать жильца (Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС )

— Выписка родственника из квартиры — обыденная с точки зрения закона процедура. Независимо от степени родства владелец квартиры может выписать родственника, если тот в данной квартире не проживает или не является более членом семьи. Аналогично происходит со взрослыми детьми. Если совершеннолетние дети владельца длительное время не проживают в квартире и не планируют там проживать, то можно их выписать, в том числе принудительно.

Но зачастую проблема выписать человека состоит в том, что юридически ему будет негде жить после снятия с регистрации. И если не будет представлено доказательств, что у родственника или детей есть другое место жительства, суд может отказать заявителю в принудительном снятии родственников с регистрации.

Кого будет сложно выписать

Закон предусматривает больше всего ограничений по выселению для граждан, проживающих в служебных квартирах, отметила Анастасия Хантимирова. По ее словам, суд выселит следующие категории граждан, только если у них есть другое жилье в собственности или в праве пожизненного наследуемого владения:

  • членов семьи военнослужащих, сотрудников ОВД и т. д., которые погибли или пропали без вести при исполнении;
  • пенсионеров по старости;
  • членов семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилье;
  • инвалидов I или II групп. Инвалидность должна наступить в связи с исполнением трудовых или служебных обязанностей — из-за профессионального заболевания, ранения, контузии и т. п.

Как выписать человека из квартиры принудительно. Инструкция

К самому иску нужно приложить следующие документы:

  • документ, подтверждающий право собственности на квартиру;
  • доказательства, подтверждающие, что ответчик утратил право пользования квартирой (например, в случае развода — свидетельство о расторжении брака);
  • доказательства, подтверждающие, что вы письменно уведомили ответчика о том, что он должен выселиться из спорной квартиры. Таким документом может быть почтовое уведомление о вручении либо отметка ответчика о получении такого письма;
  • доказательства, подтверждающие, что ответчик не платит коммунальные платежи, не получает почту, фактически не живет в квартире. Можно пригласить свидетелей и принести на судебные заседания письма, адресованные ответчику, но не полученные им;
  • квитанцию об оплате госпошлины. При подаче иска о выселении ее размер составляет 300 руб.;
  • документы, подтверждающие, что вы направили копию иска и приложенных к нему документов ответчику и иным лицам, участвующим в деле (если они есть). Таким документом обычно выступает почтовое уведомление о вручении.

После этого будет назначено судебное заседание. Получив положительное судебное решение, его нужно отнести в МФЦ или МВД, где человека снимут с регистрационного учета. По словам юристов, в среднем такие дела длятся от двух месяцев с момента подачи иска до полугода. Длительность рассмотрения дела зависит от активности ответчика по делу. Например, если ответчик переехал и его невозможно разыскать, то суд может отложить рассмотрение дела до тех пор, пока не получит хотя бы какие-то контактные данные ответчика.

Читайте также: